Cобытия, начавшиеся еще в 2014 году («евромайдан», воссоединение Крыма и России, война в Донбассе), показали, что угроза гибридных войн для национальной безопасности Российской Федерации существует. Более того, именно против России развязана едва ли не самая мощная гибридная война за всю историю, в которой принимают участие десятки государств коллективного Запада. В ход идут абсолютно все средства, кроме собственно прямой вооруженной агрессии, хотя в отдельных случаях присутствуют признаки прямого участия военных из стран НАТО в боевых действиях против частей и подразделений ВС РФ в зоне проведения специальной военной операции (СВО).

В новой Концепции внешней политики России подчеркивается, что, «рассматривая укрепление России в качестве одного из ведущих центров развития современного мира, считая ее самостоятельную внешнюю политику угрозой западной гегемонии, Соединенные Штаты Америки (США) и их сателлиты использовали принятые Российской Федерацией меры по защите своих жизненно важных интересов на украинском направлении как предлог для обострения многолетней антироссийской политики и развязали гибридную войну нового типа. Она направлена на всемерное ослабление России, включая подрыв ее созидательной цивилизационной роли, силовых, экономических и технологических возможностей, ограничение ее суверенитета во внешней и внутренней политике, разрушение территориальной целостности»1.

В данном важнейшем документе четко отражено, что против России развязана гибридная война нового типа, признаки чего присутствуют практически во всех ее аспектах: от беспрецедентной по своему размаху и жесткости информационно-психологической кампании2 до невиданного в истории санкционного давления3, от массированной передачи вооружения, военной техники и боеприпасов киевскому режиму до заброса тысяч наемников в зону проведения СВО4.

Взаимоувязанные, когерентные антироссийские действия Запада направлены на создание синергетического деструктивного воздействия в отношении всей общественно-политической и экономической системы России. Выбранная Западом стратегия измора, в полном соответствии с тем, как ее описал выдающийся русский военный теоретик А.А.Свечин5, нацелена на ресурсное истощение России как государства и деморализацию российского общества и российского военно-политического руководства, активацию пораженческих и псевдопацифистских настроений, направленных на заключение мира даже ценой катастрофических для России потерь в геополитическом, военном, территориальном, экономическом, психологическом, репутационном и демографическом отношениях. Все это делает необходимым более детально исследовать угрозы для России, исходящие от развязанной против нее коллективным Западом гибридной войны нового типа.

Специфика деструктивного воздействия на Россию в ходе развязанной против нее гибридной войны

Общую схему деструктивного воздействия, суперпозицию его факторов, можно представить следующим образом. Экономические санкции через экспортное эмбарго наносят урон сырьевому сектору российской экономики. Параллельно через финансовые рычаги, в том числе отключение от глобальных систем передачи информации и совершения платежей (например, SWIFT), коллективный Запад пытается изолировать Россию от рынков и валюты. Также применяется запрет на импорт, что наносит урон обрабатывающей российской промышленности. Перечисленными мерами причиняется ущерб бюджету России.

Вместе с этим антироссийская коалиция предпринимает шаги по политико-дипломатической изоляции России на международной арене. Смысл этого состоит в том, чтобы как можно меньше стран помогали России в обходе санкций, а в идеальном варианте - присоединились к ним, тем самым усилив политическое и экономическое давление на нее. Для достижения этой цели США, Великобритания и их европейские союзники-сателлиты не гнушаются никакими средствами: от массированных информационных кампаний до прямого и жесточайшего политического давления и угроз6. Вводятся так называемые вторичные санкции в отношении стран, которые тем или иным образом «нарушают» санкционный режим, введенный Западом против России. Этим санкционным и политико-дипломатическим давлением США и их союзники в гибридной войне против России пытаются лишить ее любых возможностей для противодействия.  

Одновременно с этим снижение доходов и эмбарго на критически значимые технологии нацелены на подрыв военных возможностей ВС РФ. Меньшее количество средств потенциально, с точки зрения Запада, должно снизить возможности российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) по производству вооружения, военной и специальной техники, боеприпасов, экипировки. Эти действия направлены на снижение военного потенциала России.

Синхронно и взаимоувязано с вышеприведенными антироссийскими мерами страны Запада активизировали поставки вооружения и военной техники киевскому режиму. Пользуясь бесплатной живой силой украинских формирований, западные кураторы киевского режима получили возможность без существенных рисков ослаблять Россию. Попытка нанести как можно больший урон российским войскам на поле боя, по замыслу руководства НАТО, скоординирована с мерами по снижению возможностей военной промышленности России не только в плане наращивания производства вооружения и военной техники, но даже возможностей компенсировать потери военной техники в ходе боевых действий.

Одновременно с этим затягивание конфликта и перераспределение ресурсов в интересах Объединенной группировки войск России для продолжения проведения СВО и достижения всех поставленных целей используются для дестабилизации экономической ситуации в стране и подрыва моральной устойчивости - накопления психологической усталости населения вместе с генерацией недовольства снижением уровня жизни, ростом цен. Вследствие этого, с точки зрения военно-политической элиты Запада, должны быть активированы широкомасштабные акции протестов с переходом их в беспорядки, направленные против действующей российской власти. Для нейтрализации данных дестабилизирующих процессов власть в России, в полном соответствии со стратегией на измор, также должна будет тратить ресурс.

Кроме того, Запад перешел к откровенно диверсионным и террористическим методам в проведении антироссийской гибридной войны. Для этих целей он применил свои возможности в нанесении критического ущерба стратегической инфраструктуре России, которую она могла использовать в дальнейшем. Речь идет прежде всего о подрыве газопроводов «Северный поток» и «Северный поток - 2» 26 сентября 2022 года. Секретарь Совета безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушев по этому поводу заявил следующее: «США, используя украинский кризис, добились разрыва экономических отношений Европы с Россией и устранения своих конкурентов, а чтобы Европа не могла получать газ из России, взорвали «Северные потоки»7.

Этим США старались достичь сразу нескольких целей: ослабления экономических связей ЕС с Россией; снижения потенциальной прибыли, которую Россия могла извлечь через эксплуатацию газопроводов; экспансии на энергетический рынок американских корпораций; усиления зависимости стран ЕС от США.

Известный американский журналист Сеймур Херш, опираясь на собственный источник, в своей статье указал на то, что Президент Джозеф Байден рассматривал трубопроводы как средство, якобы позволяющее политическому руководству России использовать природный газ «в качестве оружия для своих политических и территориальных амбиций». По данным С.Херша, в июне 2022 года водолазы ВМС, действовавшие под прикрытием учений НАТО в середине лета, известных как BALTOPS 2022, заложили взрывчатку с дистанционным срабатыванием, которая три месяца спустя разрушила три из четырех трубопроводов «Северного потока». Сама атака была заказана Белым домом и осуществлена с использованием американских и норвежских активов8.

Еще одним примером атак на стратегическую инфраструктуру России является удар по Крымскому мосту 8 октября 2022 года. Кроме того, через девять месяцев был нанесен второй удар, с использованием безэкипажных катеров (дронов), осуществленный, по данным западных СМИ, которые не были замечены в симпатиях к России, при участии ЦРУ9. Учитывая, что перехват управления над украинскими спецслужбами шел активно еще со времен президентства В.А.Ющенко, а после государственного переворота 2014 года окончательно завершился, что признают на Западе, речь идет о прямой и/или косвенной вовлеченности американских спецслужб в диверсии на территории России и в отношении российских инфраструктурных объектов за ее пределами, а также в террористических актах против российских граждан.

В тесной увязке с украинскими спецслужбами (особенно СБУ, ГУР МОУ, СВРУ) Вашингтон осуществляет действия, которые он не мог бы или не стал бы осуществлять в других условиях. Имея зависимый русофобский киевский режим, руками его спецслужб США стараются нанести как можно больший ущерб интересам России, совершают теракты в отношении ее граждан, стремятся подорвать социальную и экономическую стабильность, понимая при этом, что России дать симметричный или сопоставимый ответ будет очень непросто.

Дуга нестабильности по периметру России

Столь массированная, взаимоувязанная по целям, средствам и методам гибридная война сочетает в себе практически все формы гибридных войн - от некинетических до кинетических, в которых применяется физическое насилие. Основное отличие гибридной войны Запада против России от других гибридных войн состоит в том, что вместо иррегулярных (парамилитарных) группировок действуют традиционные вооруженные силы - ВСУ, - усиленные наемниками и силами спецопераций из стран НАТО, о чем, в частности, стало известно после утечки из Министерства обороны США, осуществленной членом Национальной воздушной гвардии США (U.S. Air National Guard) Джеком Дугласом Тейшейрой, получившим от правительства Соединенных Штатов доступ к секретной информации о национальной обороне, включая информацию, от которой, согласно пресс-релизу Министерства юстиции США, можно было бы разумно ожидать, что она нанесет исключительно серьезный ущерб национальной безопасности в случае ее распространения10.

По информации из утечки, на стороне формирований киевского режима принимают участие порядка 100 бойцов спецподразделений из нескольких стран НАТО. Больше всего из Великобритании (50 человек), далее следуют Латвия (17), Франция (15), США (14) и Нидерланды (1). Такая гибридная война руками киевского режима позволяет коалиции стран Запада отрабатывать новые технологии, средства и методы войны в реальных боевых условиях с минимальными рисками для себя.

Вместе с этим особо следует отметить, что сам по себе вооруженный конфликт - с киевским режимом напрямую и с коллективным Западом опосредованно - является ядром более широкого противостояния, фактически новой холодной войны. В частности, фиксируются попытки создать еще несколько точек напряженности по периметру России, чтобы вынудить ее руководство распылить ресурсы на их стабилизацию. К таковым нужно отнести ситуацию вокруг Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), где располагается Оперативная группа российских войск. В отношении российских военных в ПМР может готовиться провокация с участием киевского режима, от чего предостерег директор Второго департамента стран СНГ МИД России Алексей Полищук, заявив, что «провокации против наших военных в Приднестровье будем считать нападением на РФ»11.

Тем не менее угроза остается, и в будущем стоит ждать провокаций и со стороны молдавских властей, и со стороны киевского режима. Нет сомнений, что подобные враждебные в отношении России действия будут координироваться западными спецслужбами и другими организациями, включая частные разведывательные компании (ЧРК) и посольства западных государств.

Другой точкой напряженности коллективный Запад сделал Республику Армения. После боевых действий 19-20 сентября 2023 года, по результатам которых Азербайджан фактически установил контроль над непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, руководство Армении во главе с Н.В.Пашиняном заявило, что «в этой ситуации ОДКБ, в чьей системе безопасности находится Армения, ничего не сделала, чтобы помочь нам. Они оставили нас совсем одних»12. Это обвинение безосновательное: само армянское руководство было абсолютно пассивно в деле противодействия Азербайджану. Отсутствовала мобилизация и официальный запрос в ОДКБ, хотя, согласно Соглашению о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности, «решение о составе, сроках развертывания и применения сил и средств системы коллективной безопасности принимается Советом коллективной безопасности ОДКБ на основании официального обращения одной или нескольких Сторон»13.

В Москве расценили заявление Н.В.Пашиняна как «абсолютно безответственное и провокационное»14. Высокопоставленный источник, на которого сослались в ТАСС, отметил, что «Армению пытаются превратить в Украину №3, если считать Молдавию Украиной №2, а Пашинян семимильными шагами идет по пути Владимира Зеленского»15. Такое сравнение неслучайно: коллективный Запад, использовав свое влияние и технологии демонтажа политических режимов16, прилагает значительные усилия для создания по периметру России враждебных ей режимов, находящихся в ценностном, финансовом, информационном и в конечном итоге военно-политическом отношениях в полной зависимости от коллективного Запада, особенно США и Великобритании.

В этом проявляется сходство с Украиной, над которой постепенно перехватывалось управление западными странами через их спецслужбы, НПО, НКО и ЧРК, как минимум, с первого «майдана» 2004-2005 годов, когда в результате незаконного повторного второго тура голосования к власти был приведен полностью западно-ориентированный и антироссийски настроенный В.А.Ющенко. Именно с того момента активизировалась системная работа по установлению контроля над Украиной и окончательной трансформации ее в оружие против России. По очень схожему пути идут некоторые страны постсоветского пространства, подпавшие под влияние Запада, для которого они не более чем расходный материал в геополитическом, системном противоборстве с Россией, Китаем или Ираном.

Другим проблемным регионом является Калининградская область. Наличие полуэксклава у России дает как преимущества, так и сложности, особенно при его обороне. В частности, секретарь Совета безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушев заявил, что «блокада Литвой с подачи стран Запада, в нарушение норм и принципов международного права транзита через свою территорию в Калининградскую область большой группы товаров […] показывает, что нельзя доверять не только устным заявлениям Запада, но и письменным тоже. На подобные враждебные действия Россия, безусловно, отреагирует»17.

Такие действия стран - участниц НАТО, вместе с предотвращаемыми российскими спецслужбами терактами в Калининградской области, за которыми стоят украинские спецслужбы, работающие в тесном взаимодействии с западными кураторами, указывают на то, что полуэксклав рассматривается Западом как еще одна потенциальная точка напряженности в противостоянии с Россией. В случае дальнейшей эскалации высока вероятность физической блокады Калининградской области и активизации попыток осуществления терактов в области и заброса туда диверсионно-разведывательных групп Польши и Литвы, в том числе при синхронизации дестабилизации в других проблемных регионах.

Еще одним направлением является Республика Беларусь. Попытки коллективного Запада дестабилизировать ситуацию в стране - участнице Союзного государства предпринимаются достаточно давно. Последним примером такой масштабной попытки было применение комбинированной технологии «цветной революции» и «венесуэльского прецедента» в 2020 году18. Попытки свергнуть А.Г.Лукашенко были и остаются частью стратегии по ослаблению России, и нет сомнений, что в будущем они повторятся, но с учетом наработанного опыта.

Потенциальной зоной дестабилизации выступает Центральная Азия. Некоторые бывшие республики Советского Союза из этого региона не только не поддержали Россию в проведении СВО, но и выступили за соблюдение антироссийских санкций. Встреча американского Президента Дж.Байдена с главами пяти центрально-азиатских стран (Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана) в сентябре 2023 года показывает, что интерес к данному региону у США и других стран Запада не только не ослаб, но и возрастает. Учитывая события 2022 года и напряженную ситуацию в связи с выводом войск США из Афганистана в 2021 году, риски дестабилизации военно-политической обстановки в Центральной Азии не только остаются, но и увеличились с учетом развязанной странами коллективного Запада полномасштабной гибридной войны против России.

 

Таким образом, в отношении России реализуются самые разнообразные меры, которые взаимоувязаны между собой. К уже применяемым средствам военного, военно-технического, экономического, информационного и дипломатического характера коллективный Запад стремится добавить дестабилизацию стран по периметру России для создания кумулятивного разрушительного эффекта, если руководство западных стран посчитает, что появление новых точек напряженности вокруг России и объединение их в единую систему давления вместе с использованием киевского режима не принесут для них неприемлемых рисков.

Развязанная Западом полномасштабная гибридная война нового типа после начала СВО явно продемонстрировала колоссальную угрозу для национальной безопасности России, исходящую от такого нетрадиционного военного конфликта. Никогда прежде ни одно государство не подвергалось столь масштабной, скоординированной, ресурсообеспеченной, многоуровневой и многомерной агрессии со стороны коалиции десятков стран и еще большего числа негосударственных акторов, не переходя порога традиционной войны с Россией и не вступая с ней в прямые масштабные боестолкновения. Данная угроза может быть купирована только системным противодействием, сочетающим в себе меры военного, политико-дипломатического, экономического, научно-технического, информационного и социального характера.

 

 

1Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2023  №229 об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации // URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/udpjZePcMAycLXOGGAgmVHQDIoFCN2Ae.pdf (дата обращения: 05.11.2023).

2Манойло А.В., Петренко А.И., Рожин Б.А., Стригунов К.С. Фейки: траектория лжи. Информационный фронт специальной военной операции. М.: Горячая линия - Телеком, 2023. 272 с.

3По некоторым оценкам, число санкций к середине 2023 г. достигло почти 16 тыс. См.: Денисенко Е. «До сих пор не было успешных примеров сопротивления санкциям». Экономист Наталия Смородинская - о том, действительно ли можно считать Россию первым в мировой истории примером устойчивого роста в условиях санкционного давления // URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/29/09/2023/651693129a794762e41c80b3 (дата обращения: 05.11.2023).

4По данным издания «Известия», которое ссылается на документ Министерства обороны Российской Федерации, с начала СВО на подконтрольную киевскому режиму территорию прибыли более 12,7 тыс. боевиков из 88 государств. Из них на момент публикации было уничтожено свыше 5,4 тыс., еще 5,3 тыс. вернулись в страны исхода. См.: В Минобороны РФ оценили численность иностранных наемников на Украине // URL: https://iz.ru/1591185/2023-10-18/v-minoborony-rf-otcenili-chislennost-inostrannykh-naemnikov-na-ukraine (дата обращения: 06.11.2023).  

5См.: Свечин А.А. Стратегия. М.: Военный вестник, 1927. 265 с.

6Так, министр иностранных дел России С.В.Лавров заявил, что «никто из арабских стран не присоединился к санкциям, несмотря на беспрецедентное и жесточайшее давление со стороны Запада. Я бы даже сказал, бесцеремонное и самоунизительное давление, которое Запад оказывает». См.: Лавров заявил, что никто из арабских стран не присоединился к антироссийским санкциям // URL: https://tass.ru/politika/16825217 (дата обращения: 06.11.2023).  

7Патрушев рассказал, для чего США взорвали «Северные потоки» // URL: https://ria.ru/20231031/potok-1906443600.html (дата обращения: 07.11.2023).

8Hersh S. How America Took Out the Nord Stream Pipeline // URL: https://seymourhersh.substack.com/p/how-america-took-out-the-nord-stream#:~:text=Last%20June%2C%20the%20Navy%20divers,knowledge%20of%20the%20operational%20planning. (дата обращения: 07.11.2023).

9Miller G., Khurshudyan I. Ukrainian spies with deep ties to CIA wage shadow war against Russia // URL: https://www.washingtonpost.com/world/2023/10/23/ukraine-cia-shadow-war-russia/ (дата обращения: 07.11.2023). 

10Air National Guardsman Indicted for Unlawful Disclosure of Classified National Defense Information // URL: https://www.justice.gov/opa/pr/air-national-guardsman-indicted-unlawful-disclosure-classified-national-defense-information (дата обращения: 07.11.2023).

11МИД России: провокации против наших военных в Приднестровье будем считать нападением на РФ // URL: https://moldova.mid.ru/ru/news/press-center/230619/ (дата обращения: 07.11.2023).

12Пашинян обвинил ОДКБ в бездействии во время обострения с Азербайджаном в 2021 году // URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19037457 (дата обращения: 08.11.2023). 

13Соглашение о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности // URL: https://odkbcsto.org/documents/documents/soglashenie_o_poryadke_formirovaniya_i_funktsionirovaniya_sil_i_sredstv_sistemy_kollektivnoy_bezopas/#loaded (дата обращения: 08.11.2023).

14Источник в Москве заявил, что Пашинян идет по стопам Зеленского // URL: https://tass.ru/politika/19047747 (дата обращения: 08.11.2023).

15Там же.

16Осуществленная в 2018 г. «цветная революция» в Армении исследовалась, например, в работе: Ананьев А.В. Армянский информационно-политический разлом // Общественные науки и современность. 2021. №1. С. 145-156.

17Патрушев пообещал ответ России на блокаду Калининграда // URL: https://tass.ru/ekonomika/14984503 (дата обращения: 08.11.2023).

18Евстафьев Д.Г., Манойло А.В. Генезис современных «цветных революций» (на примере Венесуэлы и Белоруссии) // Дипломатическая служба. 2021. №1. С. 50-61; Пономарева Е.Г. Протестное движение в Белоруссии: эволюция, технологии, символы // Обозреватель-Observer. 2021. №2. С. 5-28.

 

Источники и литература

  1. В Минобороны РФ оценили численность иностранных наемников на Украине
    // URL: https://iz.ru/1591185/2023-10-18/v-minoborony-rf-otcenili-chislennost-inostrannykh-naemnikov-na-ukraine (дата обращения: 06.11.2023).
  2. Денисенко Е. «До сих пор не было успешных примеров сопротивления санкциям». Экономист Наталия Смородинская - о том, действительно ли можно считать Россию первым в мировой истории примером устойчивого роста в условиях санкционного давления // URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/29/09/2023/651693129a794762e41c80b3 (дата обращения: 05.11.2023).
  3. Евстафьев Д.Г., Манойло А.В. Генезис современных «цветных революций» (на примере Венесуэлы и Белоруссии) // Дипломатическая служба. 2021. №1. С. 50-61.
  4. Пономарева Е.Г. Протестное движение в Белоруссии: эволюция, технологии, символы // Обозреватель-Observer. 2021. №2. С. 5-28.
  5. Источник в Москве заявил, что Пашинян идет по стопам Зеленского // URL: https://tass.ru/politika/19047747 (дата обращения: 08.11.2023).
  6. МИД России: провокации против наших военных в Приднестровье будем считать нападением на РФ // URL: https://moldova.mid.ru/ru/news/press-center/230619/ (дата обращения: 07.11.2023).
  7. Манойло А.В., Петренко А.И., Рожин Б.А., Стригунов К.С. Фейки: траектория лжи. Информационный фронт специальной военной операции. М.: Горячая линия - Телеком, 2023. 272 с.
  8. Лавров заявил, что никто из арабских стран не присоединился к антироссийским санкциям // URL: https://tass.ru/politika/16825217 (дата обращения: 06.11.2023).
  9. Ананьев А.В. Армянский информационно-политический разлом // Общественные науки и современность. 2021. №1. С. 145-156.
  10. Патрушев пообещал ответ России на блокаду Калининграда // URL: https://tass.ru/ekonomika/14984503 (дата обращения: 08.11.2023).
  11. Патрушев рассказал, для чего США взорвали «Северные потоки» // URL: https://ria.ru/20231031/potok-1906443600.html (дата обращения: 07.11.2023).
  12. Пашинян обвинил ОДКБ в бездействии во время обострения с Азербайджаном в 2021 году // URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19037457 (дата обращения: 08.11.2023).
  13. Свечин А.А. Стратегия. М.: Военный вестник, 1927. 265 с.
  14. Соглашение о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности // URL: https://odkbcsto.org/documents/documents/soglashenie_o_poryadke_formirovaniya_i_funktsionirovaniya_sil_i_sredstv_sistemy_kollektivnoy_bezopas/#loaded (дата обращения: 08.11.2023).
  15. Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2023 №229 об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации // URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/udpjZePcMAycLXOGGAgmVHQDIoFCN2Ae.pdf (дата обращения: 05.11.2023).
  16. Air National Guardsman Indicted for Unlawful Disclosure of Classified National Defense Information // URL: https://www.justice.gov/opa/pr/air-national-guardsman-indicted-unlawful-disclosure-classified-national-defense-information (дата обращения: 07.11.2023).
  17. Hersh S. How America Took Out the Nord Stream Pipeline // URL: https://seymourhersh.substack.com/p/how-america-took-out-the-nord-stream#:~:text=Last%20June%2C%20the%20Navy%20divers,knowledge%20of%20the%20operational%20planning. (дата обращения: 07.11.2023).
  18. Miller G., Khurshudyan I. Ukrainian spies with deep ties to CIA wage shadow war against Russia // URL: https://www.washingtonpost.com/world/2023/10/23/ukraine-cia-shadow-war-russia/ (дата обращения: 07.11.2023).