Актуальная миграционная ситуация в ФРГ

Как справедливо отмечают российские исследователи, миграционная проблематика занимает первостепенное место в современной политике Евросоюза1. Данный тезис в полной мере правомерен и для одного из столпов ЕС - Германии, которая удерживает лидирующие позиции в интеграционном объединении среди иностранцев, которые хотели бы получить политическое убежище.

Согласно актуальным статистическим данным, в 2023 году количество поданных ходатайств на статус беженца составило рекордные 351 915 (в 2022 г. - 244 132). Основными странами происхождения мигрантов стали Сирия (104 561), Турция (62 624) и Афганистан (53 582). Увеличивается численность нелегальных пересечений иностранцами немецкой границы (в 2023 г. - 109 200, в 2022 г. - 91 986)2. Традиционно неконтролируемые трансграничные миграционные потоки выступают триггером к обострению социальной напряженности, способствуют усилению противоречий в партийном ландшафте Германии, генерируют вызовы для национальной безопасности и требуют привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

В частности, падение популярности правящей коалиции и непосредственно федерального канцлера О.Шольца, растущее недовольство населения эксперты наряду с непоследовательными действиями в экономико-политической сфере связывают и с непродуманным подходом к управлению миграцией, в особенности в контексте массового прибытия в страну беженцев иной культурной и религиозной идентичности из стран Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА)3.

С трудностями сопряжен прием выходцев с Украины (преобладание в миграционном потоке женщин и несовершеннолетних, слабый уровень владения немецким языком, ограниченное желание выходить на рынок труда, злоупотребления с получением социальной помощи). В текущей ситуации высшее руководство страны совместно с региональными органами власти вынуждено прорабатывать варианты усовершенствования политики в данной сфере, что позволит притормозить дальнейшее снижение электорального рейтинга, снизить градус общественной дискуссии и минимизировать риски повторения кризисных событий 2015 года.

Так, в ноябре 2023 года на фоне значительно возросшей нагрузки в плане размещения и содержания беженцев, а также активно выдвигаемых коммунальными властями требований к федеральному центру предоставить им дополнительную финансовую поддержку удалось достичь определенного консенсуса. Наряду с согласованием дополнительных ассигнований из федерального бюджета скорректирована позиция относительно объемов социальной помощи для прибывших в страну беженцев. Таким образом, теперь только находящиеся более 36 месяцев будут получать стандартное ежемесячное пособие в 502 евро и полноценную медицинскую страховку (ранее данный срок составлял 18 месяцев). В первые три года им будет выплачиваться 410 евро с возможностью получать медицинскую помощь только при наличии острого заболевания.

Другие направления - сокращение сроков рассмотрения ходатайств на получение защиты в стране до 180 дней (в настоящий момент - процесс занимает не менее восьми-девяти месяцев; до трех лет может доходить рассмотрение апелляций в судебных органах при отказе в предоставлении статуса беженца) и расширение масштабов высылки нелегальных мигрантов в страны исхода. Федеральным правительством при поддержке местных органов власти, экспертного сообщества, профсоюзного движения, бизнеса, религиозных и общественных деятелей предполагается создать профильную комиссию по вопросам миграции и интеграции.

Дополнительный импульс изменению миграционной политики придан весной 2024 года. Тогда между Берлином и земельными администрациями был согласован план действий, включающий следующие аспекты: возврат к «динамической» системе субсидирования федеральных земель, в рамках которой объем выделяемых бюджетных средств зависит от количества прибывших в регион потенциальных беженцев (так называемая трехступенчатая модель финансирования), пролонгация системы контроля всех пересекающих границу со странами Евросоюза для выявления нежелательных элементов, развертывание центров депортации непосредственно в аэропортах Германии4.

Вместе с тем представители оппозиционных партий продолжают высказывать нарекания в отношении политического курса правящей коалиции в сфере миграции. Основные претензии связаны с нарушением достигнутой в 2017 году договоренности о введении максимальной ежегодной квоты въезжающих в количестве 200 тыс. человек, которые хотели бы получить в стране защиту (в текущей ситуации предлагается даже снизить ее до 60 тыс. человек), отсутствием прогресса в проработке вопроса о рассмотрении ходатайств на получение статуса беженца на территории третьих или транзитных стран. В блоке ХДС/ХСС и «Альтернативе для Германии» указывают на недостаточное отстаивание национальных интересов в диалоге с государствами исхода мигрантов, сохраняющуюся необоснованную практику предоставления социальных гарантий иностранным гражданам, что традиционно является стимулирующим внешнюю миграцию фактором5.

Центральный реестр иностранных граждан как элемент цифровизации регулирования миграционных процессов

Развитие цифровизации, поэтапный переход на электронное хранение и обработку больших массивов данных в Германии затрагивают и сферу управления миграционными процессами. В данном контексте интерес представляет Центральный реестр иностранных граждан (нем. «Ausländerzentralregister», далее - Реестр) - электронная система хранения персональных данных, состоящая из двух разделов объемом более 26 млн файлов6. Первый содержит информацию о гражданах других государств, которые находятся в Германии на временной основе (более 90 дней) или получили вид на жительство. Второй - сведения об иностранцах, подававших документы на оформление немецкой визы в дипломатических и консульских представительствах Германии за последние десять лет.

Правовым основанием функционирования Реестра выступают Закон о Центральном регистре иностранных граждан (1994 г.), а также Закон о повышении качества информационного обмена для противодействия международному терроризму (2016 г.), который направлен на синхронизацию хранения данных и централизованное обновление информации, минимизацию рисков дублирования сведений о гражданах и призван усовершенствовать механизм обработки ходатайств на получение статуса беженца7. Функционирование курируется Федеральным административным управлением (подчиняется МВД ФРГ), обработка и внесение являются компетенцией Федерального ведомства по делам миграции и беженцев (BAMF). Доступ к установочным личным данным и определенному сегменту базы данных, который зависит от функционала учреждения, имеют около 150 тыс. пользователей из различных государственных институтов, включая подразделения Ведомства по делам иностранцев, органы земельной и коммунальной власти, таможенную службу и следствие, специальные службы, центры труда и занятости, судебные инстанции и т. д.

В отдельных случаях структуры, отвечающие за обеспечение национальной безопасности, могут запрашивать данные о группе людей при наличии соответствующих оснований (например, подозрения на предмет связей с транснациональными преступными группами или экстремистскими организациями). В настоящий момент правительство ФРГ изучает возможность расширения Реестра и включения сведений о получении социальных выплат гражданами (в первую очередь речь идет о социальной помощи и базовом материальном обеспечении беженцев) с правом допуска к нему новых операторов из числа государственных учреждений, в чью компетенцию входят данные вопросы.

Что касается сведений об иностранном гражданине, то в Реестр заносятся ФИО, дата рождения, пол, гражданство, семейное положение, цветная фотография, последнее место регистрации в стране убытия. Каждому человеку присваивается личный идентификационный номер. Опционально могут быть сохранены данные о религиозной принадлежности, гражданстве супруги и членов семьи, сведения о полученном виде на жительство и принятых на этот счет решениях (в частности, выдавалось ли разрешение на осуществление трудовой деятельности). В 2022 году база данных была расширена - теперь сохраняется адрес пребывания в ФРГ, реквизиты иностранных документов, удостоверяющих личность, а также принятые судебные решения в отношении указанного гражданина.

Отдельная категория граждан, чьи данные хранятся в Реестре, - лица, которые подали заявки на получение статуса беженца или уже признаны таковыми. Для них наряду с вышеупомянутой информацией требуется вносить биометрические данные (отпечатки пальцев, цвет глаз, рост), информацию о сопровождающих членах семьи и состоянии здоровья (прививки, данные медицинского освидетельствования, наличие психических заболеваний), политической и сексуальной ориентации, сведения об условиях проживания в стране исхода и причинах прибытия в Германию. Судебные решения по предоставлению/отказу статуса беженца для подобного контингента сохраняются без каких-либо текстовых изъятий. Отдельно фиксируется информация об участии иностранца в процессе интеграции (посещение соответствующих курсов), о профессии (первичная, текущая), уровне образования (начальное, среднее, высшее) и владении немецким языком.

В разделе сведений об иностранцах, подававших документы на оформление немецкой визы в дипломатических и консульских представительствах Германии, содержатся данные о гражданах, которые ходатайствовали о получении визы для кратковременного пребывания в стране (менее 90 дней). По статистике 2022 года, в нем хранилось 9,5 млн файлов с данными. При подаче нового визового обращения каждый заявитель проверяется в этом разделе Реестра. После установления факта правонарушения в ходе предыдущего пребывания в Германии человек не сможет получить разрешение на въезд до тех пор, пока негативная информация не будет удалена или откорректирована в ручном режиме. Вместе с тем сведения о заявителе как нарушителе обычно дублируются также в Шенгенской информационной системе («Schengen Information System»). Подобные данные поступают по линии правоохранительных органов, а срок продолжительности запрета определяется тяжестью совершенного правонарушения.

Двусторонние соглашения по миграции как элемент обеспечения легальной миграции

В контексте реализации положений коалиционного соглашения 2021 года8, направленных на стимулирование легальной миграции и пресечение ее незаконного сегмента, в 2023 году была учреждена должность уполномоченного Федерального правительства ФРГ по двусторонним соглашениям по миграции (курируется МВД ФРГ). Должность занимает выходец из рядов Свободной демократической партии ФРГ Й.Штамп. Его функционал связан с выработкой партнерских соглашений со странами исхода мигрантов, которые будут регулировать широкий спектр направлений, включая пресечение неупорядоченных трансграничных перемещений людей, возвращение лиц, которым отказано в предоставлении статуса беженца, расширение экономического взаимодействия, трансферт технологий, устранение первопричин миграции, создание условий для первоначальной подготовки и подбора иностранных специалистов в государствах происхождения с последующим доступом на немецкий рынок труда.

При этом подобные договоры будут учитывать страновую специфику и имеющийся формат двустороннего взаимодействия с Германией. Как отмечают немецкие эксперты, данный инструмент выступает элементом обновленной модели миграционной политики, носит универсальный характер, способствуя - наряду с созданием рамочных условий кооперации со странами исхода трудовых мигрантов - усовершенствованию механизмов предоставления убежища. При этом упрощение визовых процедур или новые стипендиальные программы в немецких вузах будет иметь положительный эффект и подтолкнет страны исхода мигрантов к более активному участию в заключенных ранее двусторонних соглашениях о реадмиссии и исполнительных протоколах. Подобная ситуация наблюдается в рамках сотрудничества с некоторыми странами Балканского полуострова9.

Первым государством (договоры заключаются только с так называемыми третьими странами), с которым в конце 2022 года было подписано Соглашение о мобильности и миграции, стала Индия. С одной стороны, документ закладывает базу для легальных перемещений потенциальных соискателей работы и перспективной молодежи (студенты, практиканты), с другой - определяет порядок реадмиссии нежелательных лиц, противодействует торговле людьми и неупорядоченной миграции10. Вторым государством является Грузия, взаимодействие с которой на данном треке ориентировано в первую очередь на работу с гражданами, которых депортировали ввиду отказа в предоставлении убежища в Германии. В Тбилиси, сталкиваясь с оттоком креативного класса, не готовы поддерживать массовый допуск своих граждан на немецкий рынок труда, фокусируясь преимущественно на возможностях усовершенствования кооперации в сфере образования.

Что касается африканского направления, то в начале 2024 года аналогичный механизм был согласован с Рабатом для стимулирования марокканских специалистов к поиску работы в ФРГ. Марокко позиционируется как пилотный проект, ориентированный на домиграционную подготовку соискателей (подбор вакансий, подготовка документов, курсы немецкого языка на базе создаваемых профильных центров).

Центральноазиатские республики бывшего СССР ввиду удобного географического расположения, значительных запасов природных ресурсов, естественного прироста населения и наличия квалифицированных кадров находятся в фокусе внешней политики Берлина, что также находит свое отражение в интенсификации взаимодействия на миграционном треке. Так, Узбекистан стал первой страной в регионе, с которой с 2023 года Берлин ведет консультации по заключению подобного соглашения. Данному вопросу уделяется внимание в двусторонних контактах с Киргизией и Таджикистаном.

На фоне возросшего количества колумбийцев, которые прибывают в ФРГ по туристическим визам и на месте ходатайствуют о получении статуса беженца (в 2023 г. подано 3337 ходатайств, в 2022 г. - 1379 ходатайств), федеральный министр внутренних дел и местных сообществ ФРГ Н.Фезер выступает за подписание договора с Боготой, который бы содействовал управлению миграционными процессами11. Прорабатывается возможность заключения соглашений с такими странами, как Кения и Филиппины. Поэтому в фокусе находятся те государства, которые генерируют значительные объемы потенциальных беженцев с низкими шансами остаться в Германии для получения защиты.

Обновление нормативно-правовой базы миграционных процессов

Миграционный раздел нормативно-правовой базы находится в стадии обновления и в целом ориентирован на создание предпосылок, которые ограничивают проникновение нелегальных мигрантов и «псевдобеженцев» в Германию. Ключевым изменением законодательства является корректировка основополагающих положений Закона о гражданстве, в который длительный период времени вообще не вносились какие-либо поправки12. Данный шаг, по сути, носит революционный характер, так как переосмысливается концепция немецкого гражданства. Таким образом, после вступления изменений в законодательство приобрести гражданство можно будет после пятилетнего срока проживания в стране (в настоящий момент - восемь лет), а в случае особых интеграционных достижений (высокие достижения в учебном процессе или сдача языковых экзаменов на уровне C1, гражданская активность) - по истечении трехлетнего периода. Супруги граждан ФРГ, как и ранее, смогут приобрести подданство через три года. Родившиеся в семьях иностранцев получат немецкое гражданство при рождении, если один из родителей законно проживает в стране в течение пяти лет.

В дальнейшем у всех выходцев из других государств появится возможность сохранять гражданство страны происхождения при получении немецкого. В настоящий момент подобная привилегия имеется только у семи категорий, в том числе участников программы поздних переселенцев, представителей государств, у которых отсутствует процедура выхода из гражданства или фиксируются систематические отказы со стороны органов власти на проведение данной процедуры, людей, которые понесут значительные экономические и имущественные убытки, если откажутся от гражданства своей страны. При получении гражданства сохраняется необходимость подтверждения готовности самостоятельно финансировать себя и зависимых членов семьи.

Что касается проживающих в стране реципиентов социальных пособий, то они смогут претендовать на гражданство только в исключительных случаях. Основные категории - представители поколения гастарбайтеров (прибыли в ФРГ для трудоустройства до 1974 г. и те, кто работал согласно контракту до начала объединения страны в 1990 г.); иностранные граждане, которые трудились 40 часов в неделю не менее 20 месяцев в последние два года, супруги подобных граждан, у которых имеются несовершеннолетние дети в семье.

Новым правовым средством, которое направлено на привлечение квалифицированных специалистов из третьих стран в рамках реализации положений законодательства в сфере трудовой деятельности, является так называемая карта шансов (вступила в силу с 1 июня 2024 г.). Претендовать на ее получение может любой иностранец, у которого отсутствуют конкретные предложения по трудоустройству, но имеются необходимые компетенции для выхода на рынок труда (диплом о среднем/высшем образовании, знание немецкого/английского языков, профессиональный стаж, возраст до 40 лет, достаточные средства к существованию). Разрешена трудовая деятельность не более 20 часов в неделю и испытательный срок не более двух недель у каждого работодателя. Решение о предоставлении документа принимается согласно балльной системе (за каждую компетенцию присваивается определенное количество баллов, минимально необходимо получить шесть). Технически выдача осуществляется немецкими загранпредставительствами, а при нахождении на территории Германии - через Ведомство по делам иностранцев сроком на один год без возможности продления.

Другим инструментом стала специальная платежная карта для беженцев, на которую будут частично начисляться причитающиеся социальные пособия взамен традиционной практики выдачи наличных денег. Руководство каждой федеральной земли самостоятельно распределяет средства, выдаваемые на руки и переводимые на карту беженца. Механизм ограничивает цифровые транзакции за рубеж на счета иностранных граждан, но допускает определенные действия (например, покупку отдельных товаров, в том числе в Интернете, и оплату общественного транспорта). Первым городом, в котором с декабря 2023 года используется подобная система, стал нижнесаксонский Ганновер. Унифицированный порядок применения и технические параметры платежного средства согласованы 14 федеральными землями (Бавария и Мекленбург-Передняя Померания разрабатывают аналогичные инструменты с учетом региональной специфики)13.

Заслуживающей внимания инициативой, которая в краткосрочной перспективе потребует корректировки законодательства, является обработка ходатайств на получение статуса беженца на территории третьих стран до прибытия подобного контингента на территорию Германии при соблюдении положений Европейской конвенции по правам человека и под контролем УВКБ ООН. В данном контексте полезным представляется опыт Великобритании, которая уже запустила аналогичную схему сотрудничества с Руандой в целях пресечения неупорядоченной миграции14.

В конце 2023 года в список безопасных стран происхождения были включены Грузия и Молдавия (в документе теперь зафиксированы все государства - члены Евросоюза и еще восемь стран)15. Подобное решение, как отмечается, принято по итогам переговоров федерального канцлера О.Шольца с лидерами указанных государств и является одним из элементов программы Берлина по противодействию нелегальной миграции и усовершенствованию механизмов предоставления убежища. На сегодняшний день порядка 10% всех отказов в получении статуса беженца приходится на обращения представителей данных стран.

 

Миграционная политика ФРГ находится в стадии трансформации, что, с одной стороны, обусловлено внешними факторами, с другой - является вынужденной мерой для предотвращения дальнейшего снижения рейтинга правящих элит и роста недовольства населения в комплексе с имеющимися социально-экономическими трудностями. Германия продолжает выступать центром притяжения мигрантов в Европе, испытывая трудности с приемом и адаптацией прибывающих. Страна сталкивается с двумя потоками - традиционным из стран БВСА и новым - с Украины, которые не могут регулироваться по одинаковой модели вследствие различных качественно-количественных особенностей. Вместе с тем необходимо отметить, что данная ситуация характерна не только для Германии. Как справедливо отмечают российские исследователи миграционных процессов, в настоящий момент в странах Евросоюза на последствия кризиса 2015-2016 годов накладываются накопившиеся проблемы управления в сфере миграции16.

В условиях растущей необходимости учета прибывающих мигрантов особое значение приобретает система цифрового хранения и обработки личных данных с акцентом на комплексное усовершенствование механизмов защиты «чувствительных» персональных сведений, включая защищенное функционирование Центрального реестра иностранных граждан. Обновление национальной нормативно-правовой базы ориентировано на создание условий для оперативного принятия решений по предоставлению статуса беженца, реализации процедур депортации, стимулирования легальной миграции в целях ликвидации дефицита кадров и амортизации экономических последствий от имеющихся демографических проблем. Что касается карты шансов, то данный механизм по своему субстантивному наполнению выглядит перспективным, но необходим определенный промежуток времени для оценки эффективности его использования.  

Принятая модель реформирования института гражданства посредством упрощения критериев его приобретения не представляется сбалансированной, так как в итоге гражданство может быть предоставлено сугубо по формальным признакам тем лицам, которые имеют низкую мотивацию к интеграции в немецкий социум. Несмотря на то что большие надежды в политических и экспертных кругах возлагаются на двусторонние соглашения по миграции, нельзя исключать опции избирательного соблюдения их положений контрагентами Берлина, в особенности в вопросах реадмиссии граждан, которым отказано в предоставлении убежища, и оказания поддержки в пресечении нелегальной трансграничной миграции.

Запуск нового платежного механизма, предназначенного беженцам в качестве инструмента снижения привлекательности ФРГ для социального иждивенчества и пресечения трансграничного трансферта денежных средств, а также увязывание объемов предоставляемой социальной поддержки со сроками пребывания в стране являются недостаточными17. Необходимо развить элементы контроля за интеграцией мигрантов (стимулирование к посещению языковых курсов, занятию трудовой деятельностью, продвижение позитивного опыта интегрировавшихся, принудительная депортация в случае совершения правонарушений или отказа от принятия нормативно-правовых установок общества и т. д.). В данном контексте правомерно утверждение известного российского специалиста О.Ю.Потемкиной относительно невозможности реализовывать программы социально-культурной поддержки при отсутствии желания у мигрантов самим прикладывать максимум усилий для достижения успехов18.

 

 

1Зверева Т.В., Карпович О.Г. Общая миграционная политика ЕС: новый старт? // Международная жизнь. 2021. №7. С. 94-103.

2Anzahl der Asylanträge (insgesamt) in Deutschland von 1995 bis 2024 // URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/76095/umfrage/asylantraege-insgesamt-in-deutschland-seit-1995/ (дата обращения: 10.02.2024).

3Nur 20 Prozent mit Scholz einverstanden // URL: https://www.tagesspiegel.de/politik/nur-20-prozent-mit-scholz-einverstanden-mehr-als-drei-viertel-der-deutschen-sind-mit-der-ampelkoalition-unzufrieden-11047810.html (дата обращения: 07.03.2024).

4Reaktionen zum Migrationsgipfel von Bund und Ländern. 06.03.2024 // URL: https://www.ardmediathek.de/video/schleswig-holstein-magazin/reaktionen-zum-migrationsgipfel-von-bund-und-laendern/ndr/Y3JpZDovL25kci5kZS80YWFkNDA1ZC1hYTFlLTQzM2QtODcwMS0yY2U4NWM5YjIyZTY(дата обращения: 08.03.2024).

5CDU-Ministerpräsidenten gehen nach Blitz-Migrationsgipfel auf Scholz los // URL: https://www.focus.de/politik/deutschland/passiert-ist-dann-nichts-wuest-kritisiert-scholz-nach-migrationsgipfel-scharf_id_259736283.html (дата обращения: 16.02.2024).

6Das Ausländerzentralregister // URL: https://freiheitsrechte.org/uploads/publications/Digital/Studie-Auslaenderzentralregister-Gesellschaft-fuer-Freiheitsrechte-2022-AZR-Freiheit-im-Digitalen.pdf (дата обращения: 10.03.2024).

7Койбаев Б.Г. Законодательство Германии в иммиграционном вопросе во второй половине ХХ в. // Гуманитарные и юридические исследования. С.: 2014; (4):101-106.

8Koalitionsvertrag 2021-2025 zwischen der Sozialdemokratischen Partei Deutschlands (SPD), BÜNDNIS 90 / DIE GRÜNEN und den Freien Demokraten (FDP) // URL: https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Koalitionsvertrag/Koalitionsvertrag_2021-2025.pdf (дата обращения: 15.02.2024).

9Sonderbevollmächtigter für Migrationsabkommen // URL: https://www.bmi.bund.de/DE/ministerium/beauftragte/sonderbevollmaechtigter-migrationsabkommen/sonderbevollm-migrationsabkommen-node.html (дата обращения: 22.02.2024).

10Mobilitäts- und Migrationsabkommen mit Indien // URL: https://www.bundestag.de/presse/hib/kurzmeldungen-933418 (дата обращения: 23.02.2024).

11Kampf gegen die Drogenkartelle: Bundesinnenministerin Faeser vereinbart engere polizeiliche Zusammenarbeit mit Brasilien, Peru, Ecuador und Kolumbien  // URL: https://www.bmi.bund.de/SharedDocs/pressemitteilungen/DE/2024/03/suedamerikareise.html (дата обращения: 01.03.2024).

12Entwurf eines Gesetzes zur Modernisierung des Staatsangehörigkeitsrechts (StARModG)  // URL: https://dserver.bundestag.de/btd/20/090/2009044.pdf (дата обращения: 23.02.2024).

13Bezahlkarte für Flüchtlinge kommt bundesweit  // URL: https://www.lto.de/recht/nachrichten/n/bezahlkarte-bundesweite-einfuehrung-sozialleistungen-fluechtlinge-migrationspolitik/ (дата обращения: 12.03.2024).

14UK-Rwanda treaty: provision of an asylum partnership // URL: https://www.gov.uk/government/publications/uk-rwanda-treaty-provision-of-an-asylum-partnership (дата обращения: 12.02.2024).

15Безопасная страна происхождения - государство, в котором отсутствует преследование по политическим мотивам и которое способно обеспечить защиту своих граждан от негосударственного преследования. Как правило, в этом случае BAMF исходит из того, что жители этих стран не нуждаются в предоставлении убежища. Прибывшие из данной страны и заинтересованные в получении убежища в рамках процедуры рассмотрения заявления должны доказать обратное // URL: https://handbookgermany.de/ru/safe-countries (дата обращения: 23.02.2024).

16Биссон Л.С., Потемкина О.Ю. Миграционный кризис в ЕС: версия 2.0? // Аналитические записки Института Европы РАН. Выпуск IV. №33 (330). 2023 // URL: http://www.zapiski-ieran.ru/images/analitika/2023/an330.pdf (дата обращения: 12.03.2024).

17Социальное государство в странах ЕС: прошлое и настоящее / Отв. ред. Ю.Д.Квашнин. М.: ИМЭМО РАН, 2016. 189 с.

18Мигранты: социальная адаптация и конфликты. Материалы Международного «круглого стола». Институт Европы РАН. 27 апреля 2007 г. М.: Ин-т Европы РАН, 2007. 118 с.

 

Источники и литература

  1. Т.В.Зверева, О.Г.Карпович. Общая миграционная политика ЕС: новый старт? // Международная жизнь. 2021. №7. С. 94-103.
  2. Anzahl der Asylanträge (insgesamt) in Deutschland von 1995 bis 2024 // URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/76095/umfrage/asylantraege-insgesamt-in-deutschland-seit-1995/ (дата обращения: 10.02.2024).
  3. Nur 20 Prozent mit Scholz einverstanden // URL: https://www.tagesspiegel.de/politik/nur-20-prozent-mit-scholz-einverstanden-mehr-als-drei-viertel-der-deutschen-sind-mit-der-ampelkoalition-unzufrieden-11047810.html (дата обращения: 07.03.2024).
  4. Reaktionen zum Migrationsgipfel von Bund und Ländern. 06.03.2024 // URL: https://www.ardmediathek.de/video/schleswig-holstein-magazin/reaktionen-zum-migrationsgipfel-von-bund-und-laendern/ndr/Y3JpZDovL25kci5kZS80YWFkNDA1ZC1hYTFlLTQzM2QtODcwMS0yY2U4NWM5YjIyZTY(даты обращения: 23.02.2024, 08.03.2024).
  5. CDU-Ministerpräsidenten gehen nach Blitz-Migrationsgipfel auf Scholz los // URL: https://www.focus.de/politik/deutschland/passiert-ist-dann-nichts-wuest-kritisiert-scholz-nach-migrationsgipfel-scharf_id_259736283.html (дата обращения: 16.02.2024).
  6. Das Ausländerzentralregister // URL: https://freiheitsrechte.org/uploads/publications/Digital/Studie-Auslaenderzentralregister-Gesellschaft-fuer-Freiheitsrechte-2022-AZR-Freiheit-im-Digitalen.pdf (дата обращения: 10.03.2024).
  7. Б.Г.Койбаев. Законодательство Германии в иммиграционном вопросе во второй половине ХХ в. // Гуманитарные и юридические исследования. С.: 2014; (4):101-106.
  8. GFF-Studie: Ausländerzentralregister verletzt Datenschutzstandards // URL:https://rsw.beck.de/aktuell/daily/meldung/detail/gff-studie-auslaenderzentralregister-verletzt-datenschutzstandards (дата обращения: 15.02.2024).
  9. Koalitionsvertrag 2021-2025 zwischen der Sozialdemokratischen Partei Deutschlands (SPD), BÜNDNIS 90 / DIE GRÜNEN und den Freien Demokraten (FDP) // URL: https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Koalitionsvertrag/Koalitionsvertrag_2021-2025.pdf (дата обращения: 15.02.2024).
  10. Sonderbevollmächtigter für Migrationsabkommen // URL: https://www.bmi.bund.de/DE/ministerium/beauftragte/sonderbevollmaechtigter-migrationsabkommen/sonderbevollm-migrationsabkommen-node.html (дата обращения: 22.02.2024).
  11. Mobilitäts- und Migrationsabkommen mit Indien // URL: https://www.bundestag.de/presse/hib/kurzmeldungen-933418 (дата обращения: 23.02.2024).
  12. Kampf gegen die Drogenkartelle: Bundesinnenministerin Faeser vereinbart engere polizeiliche Zusammenarbeit mit Brasilien, Peru, Ecuador und Kolumbien // URL: https://www.bmi.bund.de/SharedDocs/pressemitteilungen/DE/2024/03/suedamerikareise.html (дата обращения: 01.03.2024).
  13. Entwurf eines Gesetzes zur Modernisierung des Staatsangehörigkeitsrechts (StARModG) // URL: https://dserver.bundestag.de/btd/20/090/2009044.pdf (дата обращения: 23.02.2024).
  14. Bezahlkarte für Flüchtlinge kommt bundesweit // URL: https://www.lto.de/recht/nachrichten/n/bezahlkarte-bundesweite-einfuehrung-sozialleistungen-fluechtlinge-migrationspolitik/ (дата обращения: 12.03.2024).
  15. UK-Rwanda treaty: provision of an asylum partnership // URL: https://www.gov.uk/government/publications/uk-rwanda-treaty-provision-of-an-asylum-partnership (дата обращения: 12.02.2024).
  16. Определение «Безопасная страна происхождения») // URL: https://handbookgermany.de/ru/safe-countries (дата обращения: 23.02.2024).
  17. Л.С.Биссон, О.Ю.Потемкина. Миграционный кризис в ЕС: версия 2.0? // Аналитические записки Института Европы РАН. Выпуск IV. №33 (330). 2023 // URL: http://www.zapiski-ieran.ru/images/analitika/2023/an330.pdf (дата обращения: 12.03.2024).
  18. Социальное государство в странах ЕС: прошлое и настоящее / Отв. ред. Ю.Д.Квашнин. М.: ИМЭМО РАН, 2016. 189 с.
  19. Мигранты: социальная адаптация и конфликты. Материалы Международного «круглого стола». Институт Европы РАН. 27 апреля 2007 г. М.: Ин-т Европы РАН, 2007. 118 с.