Количественные и качественные характеристики группировки искусственных спутников Земли (ИСЗ) являются одной из важнейших характеристик престижа, международного влияния и потенциала государства. Растет роль спутниковых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в глобальном информационном пространстве, позволяющем обеспечивать национальную безопасность, взаимодействие с другими странами и организациями, а также максимально сохранять баланс национальных и международных интересов. При этом значение космического эшелона существенно увеличивается в период военно-политических кризисов. Это обосновано тем, что инфраструктура сбора, изучения и обработки информации, в которой уникальную роль играют ИСЗ, во время конфликтов жизненно важна для обеспечения военных операций, экономического анализа и прогнозирования, а также для процесса принятия государственных решений.

В соответствии с документами РФ и Стандартной международной торговой классификацией ООН космические аппараты (КА) являются высокотехнологичной продукцией, следовательно, все процессы, связанные с космическими технологиями, относятся к важнейшим инновационным проектам государственного значения как комплекса мероприятий, направленных на достижение необходимого уровня национальной безопасности и получение экономического эффекта1.

В статье представлен анализ значимых динамичных изменений глобального информационного пространства на космическом уровне, связанных с широкомасштабным распространением, количественным и качественным ростом спутниковых группировок большинства стран мира, а также с повышением значимости прикладных спутников, используемых в военных целях в период кризиса и военных операций. Приведена классификация ИСЗ, выполняющих военные функции. Поставлена проблема деструктивного использования ИСЗ во время военных конфликтов, связанных с этим увеличением риска киберугроз и ростом вероятности эскалации конфликтов, угроз для России, международной безопасности и стратегической стабильности. Доказывается, что количественные и качественные характеристики спутниковой группировки являются одним из важнейших показателей влияния и потенциала государства в мире. Выработаны предложения по минимизации угроз.

Состояние и характеристики современных спутниковых ИКТ

Одной из важных характеристик современного этапа развития ИСЗ2 является их повсеместное лавинообразное распространение, существенный количественный и качественный рост (Рисунок 1). Причем такое ускоренное распространение ИСЗ произошло не столько за 40 лет XX века, а именно в первые десятилетия XXI века. Это говорит о возрастании роли и значимости ИСЗ на современном этапе военно-политических международных отношений. А количественные и качественные характеристики спутниковой группировки стали одним из важнейших показателей престижа государства в мире, его влияния и потенциала.

Рисунок 1

Увеличение количества стран с ИСЗ с 1966 по 2020 г.3

По данным Управления ООН по вопросам космического пространства (United Nations Office for Outer Space Affairs (UNOOSA)4, 1 ноября 2023 года в космосе насчитывалось 16 864 объекта искусственного происхождения (космических аппаратов, а также ступеней ракетоносителей, их частей и другого космического мусора). В период с 1 января по 1 ноября 2023 года было запущено 2253 КА (Таблица 1). Только за октябрь 2023 года на орбиты отправлены 115 ИСЗ, 112 из которых принадлежат США и три - Китаю5.

В отличие от периода, когда ракеты использовались только для запуска одного ИСЗ, рост количества спутников за последние десятилетия был в основном обусловлен разработкой малых  и сверхмалых ИСЗ, что позволяет запускать одновременно до 70 спутников либо с помощью ракет-носителей, либо с борта пилотируемых и автоматических грузовых космических кораблей и орбитальных станций. Самое большое количество запусков в последние годы осуществляет компания «SpaceX» - более 1 тыс. ИСЗ в 2021-2023 годах (для сравнения: в 2019 г. было запущено только 385 малых спутников). Такие спутники легче строить и запускать, поэтому логично прогнозировать развитие этой тенденции, что несет не только новые возможности, но и глобальные угрозы.

Таблица 1

Количество запущенных КА с 01.01.2023 по 01.11.20236

В спутниковой индустрии в топ-10 ведущих стран входят США, Китай, Россия, Великобритания, Япония, Индия, Франция, Канада, Германия и Люксембург8. По данным ООН, в настоящее время в космосе находится более 8 тыс. ИСЗ, но многие из них неактивны. Среди активных на различных орбитах около 67% принадлежит США, около 9% принадлежит КНР, России - около 3%, 21% - другим странам, в число которых входит большое количество государств - союзников и партнеров США9  (Рисунок 2). Таким образом, еще одной важнейшей характеристикой текущего этапа является существенная диспропорция в обладании странами спутниками Земли.

Опасная иллюзия США об их недостижимом превосходстве в этой области над другими странами мира, что подтверждается их новыми доктринальными документами, в которых декларируется цель сохранения доминирования и гегемонии в космическом пространстве, может привести к серьезным угрозам глобальной безопасности, особенно в период военно-политического кризиса. Кроме того, США, их союзники и партнеры проводят интеграцию спутниковых систем в единую информационно-телекоммуникационную сеть - основу применения разведывательно-ударных систем и высокоточного оружия в будущих войнах, базирующихся на комплексном использовании космических средств разведки, связи, боевого управления, навигации, метеообеспечения и т. д. Таким образом, околоземное пространство стало средой, где растет угроза милитаризации космоса.

На рисунке 2 также представлено функциональное распределение ИСЗ по классификации США. Именно в число коммерческих ИСЗ, которые составляют более 88%, входит масштабная группировка «Starlink» американской компании «SpaceX», насчитывающая более 3 тыс. единиц и расширяющаяся до 12 тыс. КА, которая сегодня активно используется Вооруженными силами Украины (ВСУ). Несколько тысяч терминалов «Starlink», установленных на территории Украины, позволяют ВСУ управлять ракетами, беспилотными летательными аппаратами, получать разведданные, обеспечивать связь и решать другие задачи. Кроме того, в июне 2022 года подкомитет по стратегическим силам Палаты представителей Конгресса США принял решение о расширении применения частных спутников для ведения разведки, в том числе на Украине для предоставления этой информации ВСУ. В проект оборонного бюджета США на 2023 финансовый год были внесены соответствующие поправки10.

Рисунок 2

ИСЗ на орбитах в 2023 г.11

Еще в большем объеме эта тенденция сохраняется и в бюджете на 2024 финансовый год. Эти факты приводят к целому ряду специфических проблем (таких как относительно новая и ускоренно возрастающая - увеличение риска столкновения ИСЗ и, как результат - образование дополнительного космического мусора), повышающих рост степени неопределенности и недостатка времени на станциях управления спутниками, где операторы работают с растущим объемом данных в очень сложных ситуациях. Все эти угрозы существенно возрастают в условиях кризиса отношений и военной конфронтации.

Прикладные ИСЗ для военных целей

В зависимости от решаемых задач ИСЗ подразделяют на научно-исследовательские и прикладные. Неуклонный рост значимости прикладных спутников, используемых в военных целях, стал еще одной тенденцией последних лет. Наиболее важную роль в период кризисов и военных действий играют спутники связи, навигационные, дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), а также спутники системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) (Рисунок 3).

Рисунок 3

Функции ИСЗ двойного и военного назначения

Во время военных операций ИСЗ служат для обеспечения боевых действий вооруженных сил и применения различных средств вооруженной борьбы:

- наблюдение за наземными, воздушными и космическими объектами, выявление угроз на земле, в космосе и из космоса;

- стратегическая и оперативная космическая разведка с целью получения сведений о противнике и выявления новых целей;

- обеспечение лиц, принимающих решения, достоверной информацией об активности противника на этапе подготовки к боевым действиям, о перемещении войск и вооружений, о раннем обнаружении пусков баллистических ракет;

- определение местоположения радиолокационных станций;

- предупреждение о ракетном нападении;

- контроль результатов ракетно-ядерных ударов;

- навигационное обеспечение боевого применения подводных лодок, надводных кораблей, самолетов и подвижных ракетных комплексов и других подвижных систем вооружения;

- геодезическое и метеорологическое обеспечение боевых действий войск, круглосуточная и непрерывная передача данных о текущих и прогнозируемых погодных и климатических условиях;

- оперативное управление войсками с помощью космической связи, а также оружием с космических командных пунктов;

- профилактические и ремонтные работы в космосе;

- боевые действия в космосе и из космоса (по терминологии западных стран - «ведение космической войны»).

Быстродействие современных систем обработки данных со спутников позволяет в кратчайшие сроки выявить цель, опознать ее и создать условия для уничтожения. Обладая исключительными возможностями получения, хранения и передачи информации, ИСЗ с программно-определяемыми полезными нагрузками и функциями становятся все более гибкими и адаптивными. Космический уровень уже сегодня выглядит как быстрореагирующая сеть с масштабными перспективами дальнейшего развития. При этом новые технологии стирают традиционные границы между космическими и наземными сетями, спутниковая наземная инфраструктура адаптируется, переходя от аппаратно-ориентированных архитектур к программно-управляемым системам12.

Деструктивное использование ИСЗ в период военной конфронтации

Превращение космоса в пространство военной конфронтации стало сегодня не опасностью далекого будущего, а объективной реальностью. Факты деструктивного использования ИСЗ Соединенными Штатами и другими странами НАТО в период боевых действий для достижения военно-политических целей повышают вероятность эскалации конфликта13.

В настоящее время разведывательная информация со спутников формально нейтральных государств передается одной из сторон конфликта для уничтожения военнослужащих и техники другой стороны. Так, США и их союзники по Североатлантическому альянсу открыто заявляют на самых разных уровнях, включая глав государств, что они обеспечивают армию Украины разведданными со своих ИСЗ, в частности снимками высокого разрешения в любую погоду и в любое время суток. Это сведения о расположении военных объектов, техники и подразделений российской армии. Министр обороны РФ С.К.Шойгу сообщил: «Работает практически вся натовская спутниковая группировка. По нашим оценкам, больше 70 военных и свыше 200 гражданских спутников работают на то, чтобы разведывать месторасположение наших подразделений»14.

По заявлению секретаря Совета безопасности России Н.П.Патрушева, «на самом деле страны НАТО являются стороной конфликта… Направляют украинским войскам вооружение и боеприпасы, обеспечивают их разведывательными данными, в том числе с помощью спутниковой группировки и значительного числа беспилотных летательных аппаратов… Пытаясь как можно дольше продлить это военное противостояние, они не скрывают своей главной цели - поражения России на поле боя и ее дальнейшего расчленения»15.

Заместитель директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ К.В.Воронцов в своем выступлении в Первом комитете 77-й сессии ГА ООН отметил «чрезвычайно опасную и выходящую за рамки безобидного использования космических технологий тенденцию, отчетливо проявившуюся в ходе событий на Украине. Речь идет о задействовании США и их союзниками компонентов гражданской инфраструктуры в космосе, в том числе коммерческой, в военных целях. Данные государства, очевидно, не совсем отдают себе отчет, что подобная деятельность, по сути, представляет собой опосредованное участие в вооруженных конфликтах. Квазигражданская инфраструктура может оказаться «законной целью» для ответного удара. Как минимум, такое провокационное применение гражданских спутников вызывает вопросы в контексте Договора о космосе, предусматривающего его исключительно мирное использование, и требует самого серьезного осуждения международным сообществом»16.

Таким образом, спутники, которые, в том числе, являются частью военной инфраструктуры США, их союзников и партнеров, используются во время боевых действий, в которых эти страны формально не участвуют.

В связи с этим возникает множество вопросов, в частности:

- Какие юридические обоснования подобных действий существуют в международном праве?

- Можно ли рассматривать это как участие в боевых действиях, а следовательно, в качестве военного вмешательства?

- Можно ли расценивать это как применение силы или угрозу ее в соответствии с Уставом ООН?

Представленный анализ позволяет сделать вывод об увеличении риска угроз для России, международной безопасности и стратегической стабильности. На фоне других актуальных вызовов и угроз это максимально остро ставит ряд глобальных проблем:

- Превращение космического пространства в сферу военно-политических действий в нарушение существующего международного права.

- Разработка систем вооружений для применения силы или угрозы силой в космосе, из космоса или в отношении космоса.

- Рост вероятности угроз в отношении ИСЗ (в том числе военного назначения), одной из важнейших среди которых является вмешательство в работу ИСЗ СПРН, что повышает риск ошибочного запуска баллистических ракет.

- Повышение угрозы гонки космических и противоспутниковых вооружений, в том числе кибероружия.

- Рост вероятности сокращения так называемой лестницы эскалации конфликта, в том числе в случае массированного вредоносного применения киберсредств на одной или нескольких ее ступенях. А следовательно, снижение уровня и кризисной, и стратегической стабильности, что может привести к таким тяжелым последствиям, которые не выгодны ни одному государству в мире.

Что делать?

Первоочередные задачи развития российской космической индустрии были поставлены Президентом России В.В.Путиным на Совещании по вопросам развития космической отрасли в октябре 2023 года17. В частности, стоят задачи расширить:

- потенциал использования ближнего космоса, околоземной орбиты на основе российских и совместных международных разработок, эффективно задействовать ракетно-космическую отрасль РФ как ресурс для развития экономики и создания принципиально новых возможностей для граждан России;

- доступность ключевых космических сервисов (качественная связь на всей территории России, геоинформационные продукты и технологии в области дистанционного зондирования Земли) для более эффективного решения задач в области экологии и климата, экономического и технологического развития территорий, а также транспортно-логистических коридоров, в том числе Северного морского пути;

-  применение космических услуг для развития потенциала перспективных секторов экономики (робототехника, экономика данных, беспилотный транспорт и др.).

Также в ходе выполнения задач необходимо:

- до 1 июля 2024 года разработать и утвердить национальный проект развития космического сектора отечественной экономики, космических сервисов, технологий и продуктов (четкие конкретные цели и задачи, параметры космических услуг, отвечающие вызовам времени правила, современная нормативно-правовая база, снижение регуляторных барьеров);

- обеспечить условия и стимулы для привлечения внебюджетных средств в космическую сферу;

- увеличить количественный и качественный потенциал спутниковой группировки РФ, обеспечить создание и эксплуатацию российских многоспутниковых группировок, что потребует следующих мероприятий:

1) наладить серийное производство КА, перейти к конвейерной сборке;

2) радикально снизить стоимость доставки КА на околоземную орбиту, создать необходимую инфраструктуру для массовых запусков спутников, включая малые КА, и обеспечить доступ к ней для частных технологических компаний;

3) с целью формирования долгосрочного заказа на космические услуги зафиксировать их использование в государственных программах, планах развития инфраструктуры, регионов, отраслей и отдельных предприятий;

4) развивать конкуренцию компаний, связанных с космической сферой, направлять средства, полученные от платных услуг «Роскосмоса», на развитие спутниковых группировок;

5) развивать экспорт российских космических продуктов и услуг;

- разработать конкурентные решения по совершенствованию всех уровней образования в космической сфере, в том числе с учетом появления новых профессий и технологических направлений, расширить программу по сборке школьных спутников и запустить соответствующую программу в колледжах и университетах, создать студенческие конструкторские бюро для осуществления НИОКРов в области космоса;

- обеспечить принятие решений по созданию российской орбитальной станции для изучения и покорения Вселенной и максимального обеспечения национальных интересов в сфере безопасности и экономики.

Для повышения стабильности в глобальном информационном пространстве на космическом уровне с целью минимизации угроз для России, стратегической стабильности и международной безопасности целесообразны:

- введение проблематики использования спутников как важнейшей части глобального информационного пространства в международные обсуждения по международной информационной безопасности (МИБ) в ООН;

- продвижение инициативной роли России в разработке общепризнанных юридически обязывающих принципов и норм международного права, носящих всеобъемлющий характер и нацеленных на предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве;

- совершенствование механизмов обеспечения информационной безопасности критически важных объектов государственной инфраструктуры, в том числе КА, от которых зависит обороноспособность страны;

- разработка и использование новейших технологий для обеспечения безопасной космической обстановки как совокупности космических объектов, факторов и условий космического пространства, влияющих на подготовку, ход и исход операций и процессов в космическом пространстве;

- расширение количественного и качественного потенциала формирований ВС РФ, обеспечивающих информационную безопасность, в том числе в космосе;

- создание условий для отражения нападения противника с применением КА, недопущения завоевания превосходства в стратегической космической зоне, содействие в решении задач группировкам войск (сил) на театре военных действий, для чего необходим комплекс мероприятий, проводимых в околоземном космическом пространстве и на территории России;

- расширение международного сотрудничества, в первую очередь с государствами СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, БРИКС и ОДКБ по обеспечению кибербезопасности и устойчивости глобальной информационной инфраструктуры, в частности в сфере применения норм и принципов международного права в ИКТ-среде космического пространства (важнейшее значение имеет развитие двустороннего взаимодействия России и Китая в рамках проектов стратегического сотрудничества в космосе, запланированное по результатам государственного визита в Россию Председателя КНР Си Цзиньпина в марте 2023 г.18).

 

 

1Распоряжение Правительства РФ от 20 мая 2023 г. №1315-р. Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 г. 31 мая 2023 // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406831204/#review.

2Искусственный спутник Земли (ИСЗ) - космический летательный аппарат (КА), совершающий свободный полет по геоцентрическим орбитам вокруг Земли (не менее одного оборота). Выводится на орбиту ракетами-носителями. В соответствии с международной договоренностью космический аппарат называется спутником, если он совершил не менее одного оборота вокруг Земли. При несоблюдении этого условия он считается ракетным зондом, проводившим измерения вдоль баллистической траектории, и не регистрируется как спутник // Искусственные спутники Земли // Сайт Министерства обороны Российской Федерации // URL:  https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=5270@morfDictionary.

3Ромашкина Н.П. Космос как часть глобального информационного пространства в период военных действий // Вопросы кибербезопасности. 2022. №6 (52). С. 100-111. DOI 10.21681/2311-3456-2022-6-100-111.

4United Nations Office for Outer Space Affairs (UNOOSA) // URL: https://www.unoosa.org/.

5Online Index of Objects Launched into Outer Space // United Nations Office for Outer Space Affairs (UNOOSA) // URL: https://www.unoosa.org/oosa/osoindex/search-ng.jspx?lf_id=.

6Таблица построена автором на основе: Online Index of Objects Launched into Outer Space, United Nations Office for Outer Space Affairs (UNOOSA) // URL: https://www.unoosa.org/oosa/osoindex/search-ng.jspx?lf_id=.

7Принадлежность государству не определена, получена Управлением ООН по вопросам космического пространства из других источников и не была официально передана Организации Объединенных Наций // URL: https://www.unoosa.org/oosa/osoindex/search-ng.jspx?lf_id=.

8How Many Satellites are Orbiting Around Earth in 2022 // URL: https://www.geospatialworld.net/prime/business-and-industry-trends/how-many-satellites-orbiting-earth/.

9UCS Satellite Database. Union of Concerned Scientists (UCS) // URL: https://www.ucsusa.org/resources/satellite-database.

10H.R. 7900-FY23 National Defense Authorization Bill Subcommittee on Strategic Forces // URL: https://armedservices.house.gov/_cache/files/6/6/669844f3-0199-4016-a154-16301f07b96e/45DB9E09D47A3B155E8441C76D8630D3.fy23-ndaa-strategic-forces-subcommittee-mark.pdf.

11Рисунок построен автором на основе следующих данных: https://www.unoosa.org/oosa/osoindex/search-ng.jspx?lf_id=; https://www.geospatialworld.net/prime/business-and-industry-trends/how-many-satellites-orbiting-earth/.

12Ромашкина Н.П. Космос как сфера конфронтации: спутники США в новых реалиях // Информационные войны. 2023. №2 (66). С. 16-24.

13Ромашкина Н.П., Марков А.С., Стефанович Д.В. Information Technologies and International Security. Mоscow: IMEMO, 2023. 111 p. ISBN 978-5-9535-0613-7. DOI 10.20542/978-5-9535-0613-7 // URL: https://www.imemo.ru/publications/info/information-technologies-and-international-security.

14Комолов А. Шойгу: Почти вся спутниковая группировка НАТО работает против Российской армии. 21.09.2022.

15Егоров И. Николай Патрушев: Страны НАТО сделали из Украины один большой военный лагерь. 27.03.2023 // URL: https://rg.ru/2023/03/27/nikolaj-patrushev-strany-nato-sdelali-iz-ukrainy-odin-bolshoj-voennyj-lager.html.

16Выступление заместителя руководителя российской делегации К.В.Воронцова в ходе тематической дискуссии по разделу «Космос (разоруженческие аспекты)» в Первом комитете 77-й сессии ГА ООН. 26 октября 2022 г. // URL: https://russiaun.ru/ru/news/261022_v.

17Совещание по вопросам развития космической отрасли. 26 октября 2023 г. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/72606.

18Перечень документов, подписанных в рамках государственного визита в Российскую Федерацию Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина. 21 марта 2023 г. // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5918. Россия и Китай начали обмениваться данными со спутников зондирования Земли. 25 июня 2022 г. // URL: https://regnum.ru/news/it/3628875.html. Определены первые совместные цели Китая и России в космосе. 22.03.2023 // URL: https://www.mk.ru/science/2023/03/22/opredeleny-pervye-sovmestnye-celi-kitaya-i-rossii-v-kosmose.html.