Статья подготовлена в рамках проекта факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ «Страны Ближнего Востока и Северной Африки и новый финансово-экономический миропорядок: цели и политический курс государств, потенциал региона, перспективы взаимодействия с Российской Федерацией».

Мировое развитие сегодня вплотную подошло к черте, когда нашей стране необходимо предельно четко сформулировать свой подход к эволюции сложившихся институтов и формированию новых структур и механизмов, призванных осуществлять экономические, финансовые, инвестиционные связи на глобальном, региональном уровнях в многостороннем и двустороннем форматах.

Ситуацию, складывающуюся в вопросах экономического взаимодействия государств, стимулирования развития, нельзя признать удовлетворительной.

Выступая 21 февраля 2024 года на заседании СМИД «Группы двадцати» в Рио-де-Жанейро, министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров обратил внимание на крайне опасную, деструктивную роль США, их союзников в мировых и региональных делах, в том числе в сфере экономики, торговли, финансов.

«Коллективный Запад, - сказал он, - использует любые методы для продвижения собственных задач… Вынашиваются уголовные приемы отъема суверенных активов и частной собственности. Сделана ставка на экстерриториальные санкции, экономическую дискриминацию, недобросовестную конкуренцию, «зеленые» барьеры, зажим эффективных форм перетока технологий и инвестиций»1.

Министр иностранных дел России призвал к открытому и равноправному торгово-экономическому сотрудничеству. Он подчеркнул необходимость того, чтобы глобальные банки и фонды финансировали не милитаристские цели и агрессивные режимы, а нуждающиеся страны в интересах устойчивого развития.

Российский министр напомнил, что «Группа двадцати» неоднократно призывала к усилению роли и значения развивающихся стран в институтах глобального управления, включая Международный валютный фонд, Всемирный банк, Организацию экономического сотрудничества и развития, Всемирную торговую организацию. Однако никаких позитивных изменений в этом направлении пока нет.

Причина в том, что Соединенные Штаты препятствуют реформе системы взносов и квот в Международном валютном фонде, пытаясь сохранить свое блокирующее меньшинство. Они не хотят делиться незаконно удерживаемыми процентами голосов, чтобы, по сути дела, в одиночку руководить этой международной структурой, занимающей ключевое положение в системе международных финансово-экономических связей, сформированной по лекалам западных стран.

Российское видение преодоления создавшейся ситуации заключается в том, чтобы полнее раскрыть потенциал новых центров силы, объединений Мирового большинства, в том числе ШОС, АСЕАН, ЕАЭС. Важно расширять контакты этих экономических объединений между собой в контексте инициативы, выдвинутой Президентом России В.В.Путиным, о формировании Большого евразийского партнерства, открытого для участия всех без исключения стран континента. В Африке - это Африканский союз, субрегиональные структуры. На Ближнем Востоке и в Северной Африке - это Лига арабских государств, в Латинской Америке - Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна2.

Россия призывает к тому, чтобы все эти организации вносили свой вклад в контексте реформы управления глобальными институтами.

Первые сдвиги уже происходят. Так, Африканский союз присоединился к «двадцатке». Было бы полезно, чтобы соответствующие общерегиональные организации Ближнего Востока, Азии, Латинской Америки последовали этому примеру, представляя свои континенты, свои регионы Глобального Юга и Глобального Востока.

Состоявшиеся в декабре 2023 года визиты Президента России В.В.Путина в ОАЭ и Саудовскую Аравию продемонстрировали огромный потенциал взаимодействия нашей страны с арабским миром.

Особое значение имеет использование потенциала БРИКС, где в текущем году председательствует Российская Федерация.

По итогам 2023 года доля стран БРИКС в мировом ВВП по паритету покупательной способности увеличилась до 35% и превысила удельный вес «Группы семи» (30,3%). Согласно прогнозам МВФ, темпы роста экономики в странах с формирующимися рынками будут опережать среднемировые (3,1%) и составят 4,1% в 2024-м и 4,2% в 2025 году. Между тем многие западные экономики, особенно европейские, находятся в стагнации.

В мае 2024 года исполняется 50 лет со дня принятия по инициативе развивающихся стран - стран «коллективного Юга», как их сегодня называют, - Декларации об установлении нового международного экономического порядка3.

В этом документе ставилась задача формирования качественно новой международной системы финансово-экономических связей, основанной на безусловном осуществлении принципов справедливости, суверенного равенства, взаимозависимости и общности интересов, на сотрудничестве всех государств мира.

Советский Союз в тот период четко сформулировал свой подход к этой проблеме в форме соответствующего заявления Советского правительства, которое было озвучено в выступлении министра иностранных дел СССР А.А.Громыко на заседании ГА ООН 4 октября 1976 года.

Была провозглашена цель преодоления сложившегося мирового экономического порядка, который отвечал главным образом корыстным интересам западных монополий и противоречил интересам афро-азиатских и латиноамериканских стран.

Однако большинство из поставленных в то время целей достигнуто не было. Сегодня к этим задачам прибавились новые, в том числе проблематика санкций и линия Запада, направленная на недопущение получения развивающимися странами передовых технологий уровня XXI века.

Развивающиеся страны в этих условиях предпринимают попытку реанимировать идею нового международного экономического порядка. Особая роль в этом вопросе принадлежит сегодня Кубе, которая в текущем году председательствует в «Группе 77».

Примечательным событием в этом контексте стало проведение в январе 2023 года в Гаване конгресса ряда стран - участниц «Группы 77», на котором была предпринята попытка выработать актуализированную платформу действий в вопросах нового экономического миропорядка.

Важно отметить, что активную роль в подготовке и проведении этой встречи играла Китайская Народная Республика. В Гаване было объявлено о планах широкого развертывания деятельности нового международного объединения - «Группа 77 плюс Китай».

Итоговое заявление конгресса - в значительной мере под влиянием принимающей стороны - кубинцев - было составлено в весьма жестком антизападном ключе. В этом документе декларировалась высокая оценка Кубинской революции в борьбе за «объединение южных стран мира» и принятии в 1974 году Декларации ООН об установлении нового международного экономического порядка.

При этом отмечалось, что «проект деколонизации остается все еще незавершенным», сохраняется «устойчивое расхождение между Севером и Югом», не решены многие задачи по исправлению неравноправного характера международных экономических отношений, которые были обозначены пять десятилетий назад.

В заявлении подчеркивалось, что «потенциал южного единства воспринимается как угроза северными державами, которые, как и ранее, стремятся сохранить свое положение в иерархии мировой системы посредством использования механизмов экономической изоляции, политического принуждения и военной агрессии».

В документе подтверждалась цель придания коллективному Югу «главной роли в построении нового мирового порядка, основанного на справедливости, равенстве и мире». В этом контексте говорилось о планах адаптации концепции международного экономического порядка к реалиям XXI века, включая проблематику цифровых технологий и защиты окружающей среды.

Отмечалась необходимость коллективных действий Юга и формирования новых, альтернативных институтов для защиты национального суверенитета над добычей природных ресурсов.

«Группа 77» решила подготовить и представить по этому вопросу соответствующий проект резолюции ГА ООН. По имеющейся информации, разрабатываемый документ должен нацеливать международное сообщество на более последовательное, чем ранее, осуществление комплекса мер по адаптированию деятельности международных структур в сфере экономики, финансов в интересах членов «Группы 77»4.

Эта линия была конкретизирована в речи, которую 25 апреля 2023 года произнес в ООН от имени «Группы 77 плюс Китай» Херардо Порталь, Постоянный представитель Кубы при Организации Объединенных Наций (бывший посол Кубы в Москве).

В качестве представителя «Группы 77» он поставил вопрос о новой форме ущемления прав развивающихся государств - цифровом неравенстве. Он призвал к тому, чтобы международное сообщество во главе с Организацией Объединенных Наций предприняло необходимые шаги по исправлению дисбалансов нынешнего развития информационных и коммуникационных технологий, чтобы сделать мир средств массовой информации более справедливым, равноправным и беспристрастным. Х.Порталь предложил, чтобы этот вопрос был включен в цели ООН в сфере информации на период до 2030 года.

В сентябре 2023 года в столице Кубы Гаване был проведен саммит «Группы 77 плюс Китай». По результатам дискуссии был принят итоговый документ, в котором говорилось о настоятельной необходимости «коренного и всестороннего реформирования глобальной финансовой системы», а также полного отказа от практики односторонних санкций в обход Совета Безопасности ООН.

Участники форума объявили день принятия итогового заявления, 16 сентября 2023 года, Днем науки, техники и инноваций Глобального Юга, подчеркнув, что новый международный порядок должен включать предоставление развивающимся странам реальных возможностей использования новейших достижений научной и инженерной мысли.

Можно констатировать, что сегодня проблематика нового международного порядка во многом обусловлена активной позицией, занятой «Группой 77», традиционно выступающей от имени всех развивающихся стран.

Однако эта группа неоднородна. За время, прошедшее после выдвижения лозунга нового международного экономического порядка в начале 1970-х годов, в лагере стран коллективного Юга произошли важные изменения. Сейчас можно говорить о высокой степени дифференциации и формировании как минимум четырех групп со своими особенностями и интересами.

Во-первых, образовалась совокупность наиболее финансово состоятельных стран - это прежде всего нефтедобывающие государства Ближнего Востока - Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Оман, Катар, Бахрейн.

Саудовская Аравия разрабатывает амбициозные планы в сфере новых технологий и «городов будущего», рассчитывая уже в ближайшие годы войти в число признанных технологических лидеров всего мира5.

Вторую группу образуют государства, которые имеют внушительную численность населения, крупный - в масштабах мировых показателей - объем промышленного производства и в целом экономического хозяйства, - Индия, Индонезия, Пакистан, Бразилия, Аргентина. Эти государства «подпирают» традиционные великие державы, члены СБ ООН. Потенциально к этой группе может относиться и Турция, но она является членом военно-политического блока НАТО и рассчитывает на «индивидуальный прорыв» в новое для себя, более престижное «качество» ведущей региональной, а в перспективе - мировой державы.

Третья группа - это основная часть стран афро-азиатского и латиноамериканского мира, в том числе довольно далеко продвинувшиеся по пути экономического развития государства.

Четвертую группу (около 50 стран) составляют наименее развитые государства, которые имеют этот статус по линии ООН, международных организаций и получают вследствие этого различные дополнительные, адресные виды помощи.

Наличие такого рода дифференциации внутри «Группы 77» делает довольно непростой задачу выработки платформы совместных действий. Но на данный момент общее стремление в продвижении своих интересов в мире позволяет выходить на договоренности в том числе относительно магистральных направлений борьбы за новый международный экономический порядок.

Ожидается, что в текущем, 2024 году в ходе мероприятий в ООН, посвященных 50-летию принятия Декларации об установлении нового международного экономического порядка, «Группа 77», скорее всего совместно с КНР, напомнит о своих требованиях.

Страны Запада внимательно отслеживают эти процессы и готовятся «дать бой». В качестве «встречных» претензий к странам коллективного Юга разрабатываются аргументы в отношении необходимости отхода от «недемократических» методов управления экономикой, а также учета «зеленой» повестки дня в духе позиции, которая была жестко обозначена в ходе Саммита ООН по климату в Глазго в 2021 году.

Главным направлением усилий коллективного Запада в этом вопросе в настоящее время остается защита своих позиций в ключевом - финансовом - секторе. В этом контексте политика санкций, относящихся прежде всего к области финансов, становится одним из основных элементов усилий по сохранению Западом своих позиций.

Другим направлением является переход к ограничению «перелива» производства в страны коллективного Востока и коллективного Юга.

Дальнейший «сброс» экологически «грязных» производств, а также использование дешевой рабочей силы из «третьего мира» сегодня представляется многим в США, европейских странах потенциально опасным в силу того, что азиатские, африканские государства начинают обретать «неприемлемо крупные» промышленные возможности. Д.Трамп в период пребывания на посту Президента США наиболее четко артикулировал такую логику.

Традиционное стремление Запада повлиять на подходы стран, производящих и экспортирующих энергоносители, в последние годы привело к появлению новых форм давления под предлогом выполнения требований экологической повестки дня. Развивающиеся страны хотят обложить своего рода дополнительным налогом для снижения уровня доходов этих государств и получения возможности постоянного воздействия на правительства и производственные структуры афро-азиатских, арабских и латиноамериканских стран6

На протяжении десятилетий США использовали свои позиции в ВТО, а также в финансовых организациях, прежде всего в МВФ, для того чтобы прямо или косвенно влиять на политику других стран.

Сейчас, с появлением мощного конкурента - КНР, не отказываясь от курса на доминирование в этих организациях, прорабатывается запасной вариант, допускающий вынужденное параллельное существование двух систем - западной и альтернативной, преимущественно ориентированной на КНР. При этой схеме второй, альтернативный центр влияния будет подвергаться различным формам давления7.

В США разрабатываются планы консолидации позиций коллективного Запада. Так, в статье двух крупных американских экспертов - Иво Даалдера (Президента Чикагского совета по глобальным проблемам) и Джеймса Линдсея (генерала, бывшего руководителя Специальных операций армии США), - опубликованной в «Форин афферс», содержался призыв к формированию нового объединения - «Группы 12» в составе семи ведущих держав Запада, Австралии, Новой Зеландии, Республики Корея, а также представителей ЕС и НАТО. Эксперты обращали внимание на то, что это объединение будет мощно выглядеть в экономическом отношении. В этой сфере группа, по их мнению, могла бы координировать и совместно продвигать линии Запада в сфере международной торговли, инвестиций, цифровизации8.

Сегодня Россия оказалась в эпицентре усилий США, стран Запада, направленных на защиту своих позиций в военной сфере, мировой политике, финансах, экономике.

Наша страна стала своеобразным «чемпионом» по количеству введенных против нее санкций. Неприемлемость создавшегося положения обуславливает особую роль РФ в формировании нового политического и экономического устройства.

Имеется ли у нас достаточный потенциал для того, чтобы взять на себя эту ношу? На этот вопрос можно ответить утвердительно.

Россия - самая большая по территории страна мира, имеющая практически всю линейку необходимых полезных ископаемых. У нас есть многовековой опыт самостоятельного государственного развития, мы обладаем устойчивыми связями с большинством стран коллективного Юга и коллективного Востока.

Россия является членом объединения ОПЕК+ и готова идти дальше по пути гармонизации интересов различных групп стран как в сфере снабжения энергоносителями, так и во всех других областях экономики и финансов.

Российская Федерация имеет мощный, динамично растущий оборонный потенциал, передовую армию, располагающую самым современным оружием. Военно-промышленный комплекс России является самодостаточным как с точки зрения разработки и использования новейших технологий, так и в плане ресурсного потенциала.

Россия проводит самостоятельный внешнеполитический курс, продиктованный ее национальными интересами и осознанием своей ответственности за поддержание мира и безопасности на глобальном и региональном уровнях в соответствии с основополагающими принципами Организации Объединенных Наций. При этом она, безусловно, признает за каждой страной - большой или малой - право на самостоятельное определение своего курса во внутренней и внешней политике, в вопросах развития внешних экономических связей, финансово-инвестиционных отношений с другими государствами9.

Исходя из этого, Российская Федерация намерена активно и настойчиво продвигать свое видение магистральных путей формирования нового справедливого международного финансово-экономического миропорядка.

В настоящее время в РФ осуществляется большая экспертная работа, направленная на выработку оптимальной платформы действий в вопросах борьбы за такую модель международного экономического порядка, которая будет соответствовать интересам Российской Федерации.

В частности, создана и функционирует группа молодых исследователей в рамках проектной деятельности факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»10.

Тематика нового международного политического, финансового, экономического порядка является одним из стержневых вопросов повестки дня консультаций с представителями экспертных кругов стран коллективного Юга. Наиболее интенсивные контакты на этот счет в последнее время прошли с экспертами и общественно-политическими деятелями арабских, ближневосточных стран.

Так, по линии политологической экспертной структуры с участием российских и саудовских специалистов - «Хакимовского клуба» - состоялись обстоятельные политконсультации в декабре 2023 года в Эр-Рияде и в феврале 2024 года в Москве. В ходе московского раунда переговоров было решено проработать вопрос о формировании двусторонней группы экспертов по тематике нового международного политического и экономического порядка.

Проблематика нового международного порядка поднималась в ходе Ближневосточной конференции дискуссионного клуба «Валдай» и заседания Российского совета по международным делам в феврале 2024 года. Эта тематика обсуждалась и в ходе бесед с видными представителями экспертных кругов арабских стран, в частности с бывшим министром иностранных дел Египта, почетным деканом Школы международных отношений и публичной политики Американского университета в Каире Набилем Фахми и другими.

Подход большинства специалистов, экспертов, политиков этой группы государств можно охарактеризовать как весьма осторожный, но в целом ориентированный на поддержку инициатив Москвы и линии, которую коллегиально разрабатывают новые международные объединения, прежде всего БРИКС.

Арабские эксперты полагают, что сформированное после Второй мировой войны устройство международных отношений вступило в полосу кризиса и нуждается в серьезной корректировке. По их мнению, с учетом процессов последнего времени можно говорить о том, что в основе кризиса лежат три основных фактора.

Первый - недостаточное внимание и учет мнения афро-азиатских, арабских, латиноамериканских стран существующими многосторонними межгосударственными структурами, сохраняющийся неоколониальный характер подходов МВФ, МБРР, ряда других международных организаций к основным проблемам мировой экономики, международной торговли, инвестиционной деятельности.

Второй фактор - не санкционированная СБ ООН практика санкционного давления стран Запада.

Третий фактор - пока не решенная задача должного учета интересов арабских, афро-азиатских и других стран в контексте быстрого распространения новейших технологий, в первую очередь цифровизации. Ставится вопрос о том, чтобы были обеспечены законные права и суверенитет арабских, африканских и других государств Глобального большинства в сфере информационного обмена, защиты конфиденциальности личных данных их граждан, доступа к новейшим научным и технологическим достижениям11.

Арабские страны говорят о своей заинтересованности присоединения к объединениям с участием РФ, прежде всего БРИКС, а также ШОС и ЕАСТ. Они считают эти объединения весьма перспективными и соответствующими их представлениям о критериях, которыми должны руководствоваться международные и региональные организации.

Вместе с тем они со всей определенностью отмечают, что не видят пока возможности быстрого «ухода» из сложившихся форматов международного финансового, экономического, торгового, инвестиционного взаимодействия, которые находятся и сегодня под контролем США, стран коллективного Запада.

Арабские государства допускают возможность довольно длительного «сосуществования» различных тенденций развития мирового экономического хозяйства и международных торговых, финансовых и инвестиционных связей. Во многом сходные оценки и подходы высказывают представители и ряда других стран коллективного Юга и коллективного Востока.

Какой может быть, с учетом этих факторов, линия Российской Федерации по вопросам эволюции мировой финансовой и торгово-экономической системы? Как представляется, в создавшихся условиях необходимо осуществлять курс, основанный на параллельном, взаимодополняющем продвижении по двум направления.

Первое - внесение в интересах Глобального большинства корректировок в деятельность существующих международных механизмом и организаций, в том числе МВФ, МБРР. В настоящее время взаимодействие России с этими структурами заморожено, но нельзя исключать, что, в случае если политика санкционного давления на РФ окончательно зайдет в тупик, Запад, как это неоднократно бывало и раньше, может изменить стратегию своих действий и будет стремиться к использованию против нас альтернативного подхода, допускающего возобновление связей с РФ в сочетании с продолжением попыток оказания влияния на политику нашей страны, опираясь, главным образом, на «мягкую силу». Задача РФ будет заключаться в том, чтобы «переиграть» Запад и в этих форматах противостояния.

Второе - формирование, укрепление и расширение новых международных структур, дополняющих, корректирующих или создающих альтернативу существующим международным финансово-экономическим структурам и организациям (БРИКС, ШОС и т. п.)

Такая стратегия позволяет «не закрывать дверь» ни перед кем, использовать потенциал принципа «инклюзивности» в целях создания нового международного экономического, торгового, финансового порядка при одновременном раскрытии потенциала новых объединений, основанных на приоритетных для Мирового большинства принципах.

Согласованию позиций стран Глобального большинства по проблематике нового международного порядка способствовало бы проведение - по примеру саммита Россия - Африка - саммитов Россия - арабские страны, Россия - исламский мир, Россия - Дальний Восток, Россия - Латинская Америка.

Необходимо  также вести дело к проведению форума Россия - «Группа 77». В дальнейшем было бы важно начать диалог с форумом «Группа 77 плюс Китай» и другими подобного рода структурами.

По итогам этих встреч можно провести всемирную встречу (конгресс) по проблематике подходов регионов к вопросам нового мирового экономического порядка.

Таким образом, РФ сможет взять на себя роль медиатора и инициатора взаимодействия между регионами, скорректировав нынешнюю модель, которая отводит связке коллективный Запад - ООН роль важнейшего компонента работы по этому направлению.

Важно, чтобы движение в этом направлении подкреплялось удачными и резонансными проектами России в арабских и других странах регионов, составляющих Глобальное большинство.

У нас есть возможность использовать своего рода «точки опоры» в вопросах реализации идей становления международного порядка, основанного на взаимоуважительном отношении партнеров друг к другу.

Роль «модели» такого взаимодействия могли бы играть объекты сотрудничества в области атомной энергетики. Этот сектор сегодня является уникальным инструментом РФ для продвижения своих интересов за рубежом. Россия успешно строит АЭС в развивающихся странах.

Расширению позиций РФ в этой сфере может дать успех возведения в Египте АЭС  «Эль-Дабаа» - первой атомной станции в  этой стране, которая будет построена по российскому проекту в городе Эль-Дабаа на берегу Средиземного моря, в 300 км к северо-западу от Каира. АЭС будет состоять из четырех энергоблоков мощностью по 1200 МВт каждый с реакторами типа ВВЭР-1200 (водо-водяной энергетический реактор) поколения III+.

Согласно контрактным обязательствам, российская сторона не только построит станцию, но и осуществит поставку российского ядерного топлива на весь жизненный цикл атомной станции, а также окажет египетским партнерам помощь в обучении персонала и поддержку в эксплуатации и сервисном обслуживании станции на протяжении первых десяти лет ее работы. В рамках еще одного соглашения российская сторона построит специальное хранилище и поставит контейнеры для хранения отработавшего ядерного топлива.

Проект «Эль-Дабаа» имеет шансы стать таким же символом дружбы и результативности сотрудничества с нашей страной, каким в свое время было возведение Высотной Асуанской плотины.

Наращивается сотрудничество нашей страны с государствами арабского мира, Азии, Африки, Латинской Америки в других сферах, в том числе современных средствах связи, мирного космоса, медицины. Это на практике доказывает нашу готовность к выполнению принципов взаимодействия на партнерской, взаимовыгодной основе в рамках реализации лозунгов нового, справедливого экономического миропорядка.

Научное сообщество, а в дальнейшем и наша дипломатия могли бы инициировать выработку конкретного «Плана действий» Российской Федерации по вопросам формирования нового международного финансового и экономического порядка.

Такой план мог бы включать проведение встреч международного формата в целях ведения дискуссии в международном экспертном сообществе, специализированных учреждениях системы ООН, национальных правительственных и общественных структурах, занимающихся вопросами торговли, развития, финансов и инвестиций.

На завершающем этапе этой работы должен быть организован Мировой форум по новому экономическому порядку, который мог бы принять Кодекс поведения в сфере экономики и финансов в условиях реалий XXI века и сформировать Международную контактную группу по новому экономическому порядку для координации работы, направленной на претворение принципов Кодекса поведения в жизнь.

Проект Кодекса поведения в сфере экономики и финансов мог бы включать следующие положения:

- должны повсеместно уважаться экономические и финансовые интересы всех без исключения государств, вне зависимости от их размеров, военного и экономического потенциала, спектра внешнеполитических возможностей;

- следует уважать суверенитет каждого из государств над собственными ресурсами и экономическим потенциалом, необходимыми для развития;

- ТНК должны быть ограничены в возможностях экономического влияния на государства, должна быть продолжена и актуализирована работа по регламентации деятельности ТНК, других международных и региональных структур;

- должна быть повышена и укреплена роль производителей из числа развивающихся стран в вопросах ценообразования конечной продукции, поставляющейся ими на рынок.  Необходимо международно-правовое закрепление права производителей сырья и материалов на образование объединений в защиту своих интересов как поставщика этих товаров на мировые рынке по аналогии с ОПЕК;

- следует продумать в этом контексте возможность создания Всемирной ассоциации производителей основных сырьевых товаров по аналогии с ОПЕК;

- надлежит наладить эффективный механизм финансовой помощи развивающимся странам, который позволял бы не только устранять экономические трудности, но и способствовать в долгосрочной перспективе развитию национальной экономики путем содействия росту производства и доходов предприятий;

- необходима реформа ныне существующей международной финансовой системы, которая бы предусматривала увеличение роли новых мировых резервных валют, уменьшение зависимости от валют, которые ранее доминировали в международной финансово-экономической и инвестиционной сферах;

- должны быть созданы условия для широкого и беспрепятственного экспорта современных технологий в развивающиеся страны в целях более полного раскрытия их экономического потенциала;

- целесообразно добиваться отказа от любых форм диктата в сфере политики, экономики и финансов, санкционной практики, осуществляемой без согласия СБ ООН;

- необходимо международно-правое признание равного права всех государств на получение передовых технологий без каких-либо дискриминационных ограничений.

В целом сегодня важно ускорить проработку конкретных предложений, направленных на преодоление трудностей, возникших в международных политических и экономических отношениях по вине западных стран.

Эта работа должна проводиться в тесном контакте с нашими партнерами из числа арабских, ближневосточных стран, других государств коллективного Востока и коллективного Юга.

Роль нашей страны в вопросах становления нового, более сбалансированного и справедливого международного экономического порядка получает широкое международное признание.

В Пакистане в 2023 году была издана книга, посвященная значению российских усилий, направленных на изменение нынешней ситуации, создавшейся в мировых торгово-экономических связях. Президент «Фонда Пакистана», известный политический деятель и ученый Мухаммад Атар Джавед в своей статье, вошедшей в эту публикацию, отмечал: «Роль России в новом экономическом порядке имеет ключевое значение. Многие страны видят в России своего потенциального партнера. Без сомнения, Российская Федерация является крупным игроком в глобальной экономике, и роль Москвы будет возрастать в ближайшие годы»12.

Как представляется, опираясь на растущее признание потенциала нашей страны, важно было бы активизировать нашу дипломатическую, экономическую и финансовую деятельность с целью продвижения интересов Российской Федерации в вопросах выправления нынешних дисбалансов в области мировой экономики и формирования нового, более эффективного и справедливого экономического порядка.

 

 

1Выступление министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе СМИД «Группы двадцати» по проблематике роли «двадцатки» в преодолении текущей международной напряженности. Рио-де-Жанейро, 21 февраля 2024 г.

2Там же.

3Резолюция 3201 (S-VI) Генеральной Ассамблеи ООН от 1 мая 1974 г.

4Sneyd A. The New International Economic Order stumbled once before. Will it succeed a second time around? Phil’s Stock World. New York. February 19, 2023.

5Almoaibed H. Living and Working in Riyadh: Building a City of Global Talant.  King Faisal Center for Research and Islamic Studies. 2023.

6Dr. Mohammad Al Sabban. Industrial States vs Oil. KSA: Universal Publisher and Distribution, 2022.

7Politico. USA. 25.05.2023.

8Daalder I., Lindsay J. Last Best Hope. The West’ s Final Chance to Build a Better World Order // Foreign Affairs. 2022. Vol. 101. №4. P. 124-125.

9См.: Концепция внешней политики Российской Федерации.

10Участники проекта: Бакланов А.Г (руководитель проекта), Имамкулиева Э.Э. (заместитель руководителя проекта); члены экспертной группы: Абрамов И.Н., Арутюнов А.А., Бугина В.Е., Дорофеева А.В., Ивушин И.М., Костычев А.П., Мешков И., Макаров А.С., Нефедова О.А., Струкова Е.А., Николаев П.В., Шангараев Й.Р., Шерчалов Е.Д., Яницкий Э.А., Апостолов В.К., Котенева А.О.

11Dr. Ahmad Al-Khalaf. Digital diplomacy // The Diplomat. Prince Saud Feisal Institute for Diplomatic Studies. Issue №79. May-June 2023. P. 7-11.

12Russia’s New Economic Order: Connectivity, Energy Security and Stability. Pakistan House. 2023. P. 12.