Цифровая революция, как и любая другая, оказывает существенное влияние на общество. Современный ее этап характеризуется стремительным ростом, бурным развитием и проникновением информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) во все сферы общественной жизни. Стало уже привычным использование онлайн-сервисов, облачных хранилищ, цифровых финансовых активов, беспроводного Интернета и искусственного интеллекта как разновидности ИКТ. Фактически не осталось ни одной сферы современной жизни, где бы высокие технологии с цифровой начинкой разного предназначения и сложности не нашли своего применение. Информатизация превратилась в глобальном масштабе в источник товаров и услуг, удовлетворяющих общественные и личные потребности.

Ускорению этого процесса во многом способствовала пандемия, при которой значительная часть коммуникаций переместилась в виртуальное пространство, многократно усилившая уязвимость государств и их граждан перед вызовами, связанными с использованием ИКТ. На самом деле COVID-19 стал спусковым крючком для ускоренного перехода к заключительной фазе кибернетической революции. Изменения коснулись услуг здравоохранения, соцобеспечения, образования и всех отраслей бизнеса. В этот период интернет-платформы стали единственным инструментом, который можно было использовать для различного рода коммуникаций, получения государственных и иных услуг, а также для усиления внешнеполитического влияния государств. По оценкам Международного союза электросвязи (далее - МСЭ), только за один год пандемии (с 2019 по 2020 г.) количество пользователей Интернетом выросло на 17% (на 782 млн человек)1.

Существующие ИКТ оказывают огромное влияние на политические процессы, развитие экономики и всего общества, многократно улучшают качество жизни людей, делают ее более комфортной и связанной, открывают новые возможности перед человеком. Одновременно колоссальное развитие ИКТ порождает такие проблемы, как необходимость защиты информации, обеспечение ее конфиденциальности, сохранности персональных и иных данных, гарантий прав человека в цифровую эпоху. Наряду с явными преимуществами ИКТ несут в себе серьезные и даже экзистенциальные риски. Сегодня вопрос выживания человечества ставится в зависимость от обеспечения информационной безопасности и применения таких технологий. Новые направления глобального прогресса - экономика «больших данных» (big data), Интернет вещей (Internet of things, IoT), цифровые финансовые активы, блокчейн и криптовалюты, роботизация, искусственный интеллект, технологии «умных городов», электронная медицина, беспилотный транспорт, цифровые сервисы стали заложниками отсутствия обязательных международно-признанных правил, норм и стандартов поведения в цифровой среде.

Структурная перестройка миропорядка и глобальной экономики, их переход на новую технологическую основу, в том числе внедрение новейших ИКТ и технологий ИИ, ускоряют процессы перераспределения потенциала развития в пользу новых центров экономического роста и геополитического влияния2 на мировой арене.

К основным угрозам в сфере использования ИКТ относятся их вредоносное применение, например в целях подрыва (ущемления) суверенитета, нарушения территориальной целостности государств, осуществления в глобальном информационном пространстве действий, препятствующих поддержанию международного мира, безопасности и стабильности; для пропаганды терроризма и привлечения к террористической деятельности новых сторонников; для вмешательства во внутренние дела суверенных государств; для совершения компьютерных преступлений, а также различных видов мошенничества; для проведения компьютерных атак на информационные ресурсы государств. Зафиксирована опасность применение ИКТ для осуществления атак на критическую информационную инфраструктуру, введения некоторыми государствами ограничений в отношении доступа стран к передовым и инновационным технологиям с целью усиления их технологической зависимости от доминирующих в сфере ИКТ государств и сохранения информационного неравенства3.

Российская Федерация первой осознала риски вредоносного использования ИКТ, связанные со стремительной цифровизацией и глобальным распространением Интернета. Привлекла к ним внимание всего мирового сообщества. В 1998 году впервые озвучила проблему информационной безопасности на площадке Организации Объединенных Наций. Обратила внимание на необходимость выработки правил ответственного поведения в цифровом пространстве. Стояла у истоков переговорного процесса по вопросам международной информационной безопасности (далее - МИБ), более 25 лет формировала основные концептуальные подходы и идеи. Создала алгоритм переговоров по МИБ и с первых дней принимала в них активное участие. Стала инициатором международного сотрудничества по обеспечению информационной безопасности. Благодаря последовательным и многолетним усилиям России удалось на постоянной основе закрепить в международной повестке связанные с использованием ИКТ вопросы.

Основными вехами этого процесса стали: подключение к нему Генеральной Ассамблеи (далее - ГА) ООН; создание переговорных форматов (Группы правительственных экспертов ООН (ГПЭ), а затем - Рабочей группы ООН открытого состава (РГОС) по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ 2021-2025); внесение концепции конвенции ООН об обеспечении МИБ в качестве официального документа 77-й сессии ГА ООН и прообраза универсального юридически обязывающего инструмента, который обеспечил бы стабильность и безопасность в глобальном информпространстве4.

Россия также заложила основу для работы государств - членов ООН над международным соглашением по противодействию использованию ИКТ в преступных целях. Внесла и добилась принятия в ГА ООН резолюции 74/247 «Противодействие использованию ИКТ в преступных целях». Инициировала учреждение Специального межправительственного комитета экспертов открытого состава для разработки всеобъемлющей международной конвенции по данной теме. Представила в ООН проект будущей конвенции.

В противовес российским усилиям в области МИБ и мирного использования ИКТ Запад, к сожалению, все это время в значительной мере противодействовал российским инициативам и неоднократно пытался навязать собственный трек мобилизации международного сообщества для обсуждения вопросов цифрового сотрудничества. Используя свой научно-технологический и политико-дипломатический потенциал стремился выработать собственные «правила игры» в информационном пространстве. Одной из первых попыток на этом направлении стало создание в июле 2018 года Генеральным секретарем ООН А.Гутерришем (Португалия) Группы высокого уровня по цифровому сотрудничеству5 (далее - Группа). Декларированная цель - выработка предложений об укреплении сотрудничества в цифровой сфере между правительствами, частным сектором, гражданским обществом, международными организациями, академическими институтами и другими заинтересованными сторонами. В состав Группы вошли в личном качестве эксперты стран ограниченного круга (Австралии, Бразилии, Ботсваны, Израиля, Кении, Китая, Норвегии, ОАЭ, Перу, Республики Кореи, Российской Федерации, Руанды, Соединенного Королевства, США, Франции, Швейцарии, Эстонии, Японии).

Проведя два очных заседания (в сентябре 2018 г. и январе 2019 г.), собрав в рамках различных конференций, форумов, виртуальных центров и онлайн-платформ мнения и предложения государств-членов, международных экспертов, представителей гражданского общества и научных кругов, группа смогла обобщить их знания и опыт. По результатам этой работы представила итоговый доклад6 с практическими рекомендациями в сфере цифровых технологий, где «выявлены имеющиеся проблемы, возможности и сформулированы предложения по укреплению международного сотрудничества в цифровом пространстве»7. В докладе «Эпоха цифровой взаимозависимости» Группа обозначила пять областей, в которых международное сообщество могло бы вырабатывать совместные меры для использования преимуществ цифровых технологий и одновременного снижения их рисков. К ним относятся: построение всеобъемлющей цифровой экономики и общества; укрепление человеческого и институционального потенциала; защита прав человека и его способности активно воздействовать на цифровой мир; содействие укреплению доверия, безопасности и стабильности в цифровом пространстве; продвижение глобального цифрового сотрудничества8.

На основе этих рекомендаций Генеральный секретарь ООН в 2020 году подготовил «Дорожную карту цифрового сотрудничества». В ней определены следующие ключевые направления: обеспечение всеобщего подключения к Интернету к 2030 году; продвижение цифровых общественных благ для создания более справедливого мира; обеспечение всеобщего охвата цифровыми технологиями; наращивание потенциала в области цифровых технологий; обеспечение защиты прав человека в цифровой среде; поддержка глобального сотрудничества в области искусственного интеллекта; укрепление доверия и безопасности в цифровой среде9.

Привлекает внимание пункт 12 «Дорожной карты», где дается позитивная оценка достижений российской дипломатии в части принятия «11 норм ответственного поведения государств, согласованных в 2015 году, в которых предусматривается, что государства не должны вести или сознательно поддерживать деятельность в области ИКТ, которая намеренно наносит ущерб критически важной инфраструктуре, что является существенным соглашением в контексте нынешних глобальных ответных мер»10. Отмечается, что такие нормы «закладывают основу для значительного расширения масштабов систем управления технологиями, выявления инновационных и смелых инициатив и возможностей в этой области»11. Эти наработки могли бы содержательно дополнить существующие переговорные форматы и «активизировать усилия, направленные на то, чтобы в полной мере раскрыть потенциал цифровых технологий и одновременно смягчить их возможное вредное воздействие»12.

Параллельно Запад, стремясь закрепить «право сильного» и миропорядок, основанный на правилах, по-своему политизировал процесс использовании ИКТ и предложил блоковый подход (по существу, под эгидой НАТО) путем запуска хорошо известного проекта «Таллиннское руководство» (Tallinn Manual).

Очередной попыткой западного решения вопроса использования ИКТ стала обнародованная в 2021 году Генеральным секретарем ООН в докладе «Наша общая повестка» инициатива создания Глобального цифрового договора (далее – ГЦД) (Global Digital Compact)13. Как намечено, ГЦД может охватывать вопросы «цифрового подключения, недопущения фрагментации Интернета, предоставления людям вариантов использования их данных, применения прав человека в Интернете и продвижения надежного Интернета путем введения критериев ответственности за дискриминацию»14.

Декларируется, что эта инициатива призвана положить конец или уменьшить фрагментацию цифрового управления, продвинуться в решении вопросов всеобщей интеграции в цифровое пространство с принятием необходимых мер для устранения рисков для культурной самобытности, личной и общественной конфиденциальности, политической независимости и даже безопасности людей. ГЦД задумывается как некий свод принципов «открытого, свободного и защищенного цифрового будущего для всех»15, которые на добровольной основе будут соблюдать присоединившиеся к нему государства, компании и иные заинтересованные стороны в сфере ИКТ16. Позиционируется как документ «мягкого права», не носящий юридически обязывающего характера.

Для содействия диалогу Генеральный секретарь ООН в июне 2022 года назначил посланника по вопросам технологий. Им стал Амандип Сингх Гилл (Индия), который был исполнительным директором и соруководителем Группы высокого уровня по цифровому сотрудничеству при Генсеке ООН (2018-2019 гг.). В качестве сокоординаторов для руководства межправительственным процессом по ГЦД - постоянных представителей Швеции и Руанды при ООН17.

На специальном пространстве, открытом канцелярией посланника Генерального секретаря по вопросам технологий www.un.org/techenvoy/global-digital-compact, была размещена справочная информация о ГЦД и организован сбор вкладов, комментариев, коллективных или индивидуальных мнений всех заинтересованных сторон.

С января 2023 года проведена серия неофициальных консультаций (в гибридном формате) с государствами-членами, наблюдателями и заинтересованными сторонами (включая технологические компании, научные круги и гражданское общество).

Позиция Генсекретаря ООН в виде концептуальной записки18 была опубликована на сайте ООН в мае 2023 года. Логично предположить, что она ляжет в основу текста будущего ГЦД.

В марте текущего года ожидается представление «нулевого» проекта Глобального цифрового договора. Три чтения «нулевого» проекта запланированы на 5 апреля, 2 мая и 16 мая этого года19 в штаб-квартире ООН.

В соответствии с резолюцией ГА ООН от 12 сентября 2022 года 76/307 ГЦД должен стать приложением к Пакту во имя будущего, который планируется принять на Саммите будущего (Нью-Йорк, 22-23 сентября 2024 г.) «с участием всех заинтересованных сторон: государств - участников ООН, частного сектора (включая технологические компании), гражданское общество, низовые организации, научных кругов и отдельных лиц, в том числе молодежь»20.

На сегодняшний день наиболее внятно судить о содержательной стороне будущего ГЦД можно по представленной Генеральным секретарем А.Гутерришем и размещенной на сайте ООН упомянутой концептуальной записке.

Однако обращает на себя внимание ее аморфность, наличие в тексте множества противоречий. Формально «во главу угла поставлены люди». Определена задача сконцентрироваться на правах человека, сделав их «фундаментом открытого, безопасного и защищенного цифрового будущего, стержнем которого является уважение человеческого достоинства» с учетом «гендерных аспектов при проведении цифровой политики»21. К важным проблемам отнесены: преодоление цифрового разрыва, обеспечение открытости и защищенности онлайн-пространства, наращивание потенциала, цифрового сотрудничества для ускорения целей устойчивого развития и др. В этом контексте концептуальная записка напоминает декларацию о благих намерениях или сборник наставлений, которые не обеспечены конкретными практическими предложениями по организации взаимодействия государств (а также других заинтересованных сторон) в глобальной цифровой среде.

В частности, записка А.Гутерриша не определяет, какая международная структура или механизм будет отвечать за весь комплекс вопросов, связанных с осуществлением и соблюдением ГЦД.

Она фиксирует, что «управление Интернетом осуществляется давно устоявшимися международными институтами»22. Это фактически постулирует сохранение американского контроля над Всемирной сетью через корпорацию по управлению доменными именами и IP-адресами (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers, ICANN). Одновременно этот тезис вступает в противоречие с положениями одного из важнейших международных документов в области управления Интернетом - Тунисской программой для информационного общества, принятой на Всемирной встрече на высшем уровне по информационному обществу в 2005 году23 и поддержанной большинством стран мира. В ней, в частности, зафиксированы обязательства «поддерживать стабильность и безопасность Интернета как глобального инструмента и обеспечивать необходимую законность управления его использованием на основе полного участия всех заинтересованных сторон как из развитых, так и развивающихся стран»24. Признается, что «политические полномочия по решению вопросов государственной политики, связанных с Интернетом, являются суверенным правом государств»25.

Из текста концептуальной записки не ясно, какая международная структура будет отвечать за выработку стандартов в сфере использования ИКТ: Международный союз электросвязи как уполномоченный специализированный орган ООН, какая-либо новая структура или, может быть, имеется в виду отдать это на откуп транснациональным корпорациям (далее - ТНК), которые смогут навязывать потребителю собственные технологические решения.

Отсутствуют соображения о том, каким образом будет обеспечиваться честная конкуренция в сфере разработки и использования ИКТ, особенно в условиях провоцируемой Западом острой геополитической конфронтации, когда узаконивается абсолютно беззаконный режим санкций и политика введения торгово-экономических барьеров для так называемых недемократичных стран и их технологий. Ярким примером этого являются, в частности, торговые ограничения, введенные странами Запада (и прежде всего США) на использование передовых китайских технологий связи пятого поколения 5G.

В записке Генерального секретаря отсутствуют какие-либо отсылки к сведениям и фактам осуществления технологического диктата со стороны развитых государств, монополизация ими и подконтрольными им ТНК рынков ИКТ. Даже не предлагаются варианты решения вопроса о том, как в целях преодоления цифрового разрыва избавиться от ограничения доступа к передовым технологиям и усугубления технологической зависимости.

Замысел А.Гутерриша построен на участии в процессе всех заинтересованных сторон (multistakeholder model) - государств, бизнеса, НПО и гражданского общества (читай выше - «людей»). Упоминается о ведущей роли государств, однако никак не конкретизируется данный тезис. А ведь положения о том, что государства обладают суверенитетом над информационно-коммуникационной инфраструктурой на своей территории26 и несут главную ответственность за поддержание безопасной и мирной ИКТ-среды27, уже зафиксированы в соответствующих резолюциях ГА ООН 2015 и 2018 годов. Также не оговорены соразмерные статусу участвующих в ГЦД сторон полномочия.

Завышается роль частного сектора и гражданского сообщества, подчеркивается именно их потенциал в сфере разработки технологий и управленческих инноваций.

Отсутствуют какие-либо упоминания об обязанностях ИТ-компаний и интернет-платформ соблюдать законодательство той страны, где они осуществляют свою деятельность.

Непонятен сам юридический статус будущего ГЦД - будет ли договор исключительно добровольным или примет характер международно-правового и юридически обязывающего документа. Не исключено, что амбиции Генерального секретаря ООН направлены, по существу, на создание международного права для регулирования отношений в цифровом (виртуальном) пространстве.

В этой связи возрастает актуальность принятия универсального юридически обязывающего инструмента, который обеспечил бы стабильность и безопасность в глобальном информпространстве. Прообраз такого международного договора (концепция конвенции ООН об обеспечении международной информационной безопасности) был внесен Россией 15 мая 2023 года в качестве официального документа 77-й сессии ГА ООН.

Концептуальный документ А.Гутерриша никак не определяет механизм реализации цифрового сотрудничества в условиях, когда страны Запада подчиняют его блоковому подходу и открытой военно-политической конфронтации. В этой ситуации возникает вопрос: нужно ли понимать будущий ГЦД как «цифровое ВТО»?

Видимо, к этому Запад и намерен вести дело, поскольку, в отличие от вышеупомянутой «Дорожной карты цифрового сотрудничества», подготовленной Генсеком ООН в 2020 году, в нынешней концептуальной записке А.Гутерриша нет и намека на свод международных правил, норм и принципов ответственного поведения государств, закрепленных в докладах ГПЭ ООН в 2013 и 2015 годов, принятых консенсусом и рекомендованных резолюцией ГА ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности» 71/28 от 5 декабря 2016 года28.

Эти и подобные вопросы нуждаются в конкретных ответах и практических решениях. От правильно найденного компромисса между всеми заинтересованными в развитии и использовании ИКТ силами в значительной мере зависит конструктивное развитие человеческой цивилизации.

Соответственно, каждая страна, заботящаяся о своем суверенном и достойном месте в международном сообществе, должна четко определить свое отношение к разрабатываемому под эгидой Генерального секретаря ООН глобальному цифровому договору. В противном случае не удастся избавиться от навязываемого Западом цифрового империализма и неоколониализма.

 

 

1Пресс-релиз: 2,9 млрд человек все еще лишены подключения. Женева. 30 нояб. 2021 г. // https://www.itu.int/ru/mediacentre/Pages/PR-2021-11-29-FactsFigures.aspx (дата обращения: 29.02.2024).

2Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. №229) // https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/ (дата обращения: 29.02.2024).

3Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 апреля 2021 г. №213) // http://www.scrf.gov.ru/security/information/document114/ (дата обращения: 06.02.2024).

4О концепции конвенции ООН по международной информационной безопасности. 16 мая 2023 г. // https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1870609/ (дата обращения: 10.02.2024).

5Группа высокого уровня по цифровому сотрудничеству Генерального секретаря ООН // https://www.un.org/ru/sg-digital-cooperation-panel (дата обращения: 25.02.2024).

6Доклад Группы высокого уровня при Генерального секретаря ООН по цифровому сотрудничеству «Эпоха цифровой взаимозависимости». Июнь 2019 г. // https://www.un.org/sites/www.un.org/files/uploads/files/HLP%20on%20Digital%20Cooperation%20Report%20Executive%20Summary%20-%20RU.pdf (дата обращения: 25.02.2024).

7Там же.

8Там же.

9Доклад Генерального секретаря ООН «Дорожная карта цифрового сотрудничества». 29 мая 2020 г. // https://digitallibrary.un.org/record/3864685?ln=en (дата обращения: 25.02.2024).

10Там же.

11Там же.

12Там же.

13Доклад Генерального секретаря ООН «Наша общая повестка дня» // https://www.un.org/ru/content/common-agenda-report/assets/pdf/our_common_agenda_ru.pdf (дата обращения: 25.02.2024).

14Глобальный цифровой договор // https://www.un.org/techenvoy/ru/global-digital-compact (дата обращения: 10.03.2024).

15Там же.

16Там же.

17Письмо председателя Генеральной Ассамблеи ООН от 10 окт. 2023 г. о назначении сокоординаторов процесса по Глобальному цифровому договору // https://www.un.org/techenvoy/sites/www.un.org.techenvoy/files/PGA-CoFacilitators-letters_GDC-roadmap.pdf (дата обращения: 09.03.2024).

18Концептуальная записка 5 для «Нашей общей повестки дня»: Глобальный цифровой договор: открытое, свободное и защищенное цифровое будущее для всех. Май 2023 г. // https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/our-common-agenda-policy-brief-gobal-digi-compact-ru.pdf (дата обращения: 09.03.2024).

19Совместное письмо постоянных представителей Швеции и Замбии при ООН от 15.12.2023 г. // https://www.un.org/techenvoy/sites/www.un.org.techenvoy/files/Co-facs_letter_Global_Digital_Compact_December_15_0.pdf

20Глобальный цифровой договор // https://www.un.org/techenvoy/ru/global-digital-compact (дата обращения: 10.03.2024).

21Концептуальная записка 5…

22Там же.

23Тунисская программа для информационного общества // https://www.un.org/ru/events/pastevents/pdf/agenda_wsis.pdf (дата обращения: 28.02.2024).

24Там же.

25Там же.

26О принятии Первым комитетом Генассамблеи ООН резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». 07 нояб. 2015 г. // https://mid.ru/ru/foreign_policy/un/1518395/ (дата обращения: 09.03.2024).

27О принятии Генассамблеей ООН российской резолюции по международной информационной безопасности. 07 дек. 2018 г. // https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1579897/ (дата обращения: 09.03.2024).

28Резолюция Генеральной Ассамблеей ООН 73/27 от 5 дек. 2018 г. // https://documents.un.org/doc/undoc/gen/n18/418/07/pdf/n1841807.pdf?token=HMpNTKt7eDyA2no9yP&fe=true (дата обращения: 10.03.2024).

 

Источники и литература

  1. Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. №229) // https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/ (дата обращения: 25.02.2024).
  2. Основы государственной политики РФ в области международной информационной безопасности (утв. Указом Президента РФ от 12 апреля 2021 г. №213.) // Совет Безопасности Российской Федерации. 2021 // http://www.scrf.gov.ru/security/information/document114/ (дата обращения: 06.02.2024).
  3. Доклад Группы высокого уровня по цифровому сотрудничеству при Генеральном секретаре ООН «Эпоха цифровой взаимозависимости». Июнь 2019 г. // https://www.un.org/sites/www.un.org/files/uploads/files/HLP%20on%20Digital%20Cooperation%20Report%20Executive%20Summary%20-%20RU.pdf (дата обращения: 25.02.2024).
  4. Доклад Генерального секретаря ООН «Дорожная карта цифрового сотрудничества», 29 мая 2020 г. // https://digitallibrary.un.org/record/3864685?ln=en (дата обращения: 25.02.2024).
  5. «Наша общая повестка дня»: доклад Генерального секретаря ООН. 10 сент. 2021 г. // Организация Объединенных Наций. 2023 // URL: https://www.un.org/ru/content/common-agenda-report/assets/pdf/our_common_agenda_ru.pdf (дата обращения: 25.02.2023).
  6. Global Digital Compact: Background Note (version 17 Jan. 2023) // Организация Объединенных Наций. 2023 // https://www.un.org/techenvoy/sites/www.un.org.techenvoy/files/Global-Digital-Compact_background-note.pdf (дата обращения: 25.02.2023).
  7. Концептуальная записка 5 для «Нашей общей повестки дня»: Глобальный цифровой договор: открытое, свободное и защищенное цифровое будущее для всех. Май 2023 г. // https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/our-common-agenda-policy-brief-gobal-digi-compact-ru.pdf (дата обращения: 10.03.2024).
  8. Международная информационная безопасность: теория и практика / Под ред. А.В.Крутских. М.: Аспект Пресс, 2021.
  9. Отчет МСЭ «Факты и цифры за 2023 год». Измерение цифрового развития - факты и цифры - основное внимание наименее развитым странам // https://www.itu.int/hub/publication/d-ind-ict_mdd-2023/#/ru (дата обращения: 29.02.2024).