*Мухаметшин Ф.М., Степанов В.П. Россия и Молдова: между наследием прошлого и горизонтами будущего. Очерки постсоветского времени
1991-2020 гг. М.: Прогресс-Традиция, 2021. 416 с., ил. ISBN 978-5-89826-571-7.

**Мухаметшин Ф.М., Степанов В.П. Россия и Молдова: между наследием прошлого и горизонтами будущего. Очерки русского времени в Бессарабии конца XVIII - начала ХХ в. М.: Прогресс-Традиция, 2022. 368 с. ISBN 978-5-89826-666-0.

***Мухаметшин Ф.М., Степанов В.П., Дамьян В.В. Россия и Молдова: между наследием прошлого и горизонтами будущего. Очерки исторических, культурных и династических связей в XIV-XVIII вв. М.: Прогресс-Традиция, 2023. 376 с., ил. ISBN 978-5-89826-681-3.

Те, кто не бывал в Молдове, должны обязательно исправить подобное упущение. Это очень красивый край, по-своему яркий, самобытный и по-своему неповторимый. Молдавская земля отличается своим добрососедством и поликультурностью. Это сложившаяся характеристика населения земли молдавской…

Увы, действующая власть республики всячески старается скрыть и растворить в своих европейских устремлениях симпатии молдавского народа к России и россиянам. Причем молдавские власти осуществляют это без всякой оглядки на реальные настроения народа. Собственно жители Молдовы неоднократно сталкивались с решениями единиц, влиявшими на судьбы миллионов. Так случилось в 2018 году. Немалая вероятность подобного имела место в начале 1990-х. Угроза утраты молдавской государственности существует и сегодня. Об этом и других злободневных сторонах постсоветской повседневности подробно повествует книга Ф.М.Мухаметшина и В.П.Степанова «Россия и Молдова: между наследием прошлого и горизонтами будущего. Очерки постсоветского времени 1991-2020 гг.»*.

Данная работа посвящена русскокультурной составляющей в жизни молдавского общества периода независимости (хотя к молдавскому государству такое определение относится с большой натяжкой). Исследование снабжено научно доказательными экскурсами в историю, что облегчает понимание проистекающих сегодня этнополитических процессов в Республике Молдова. Многие из этих процессов замешаны на языковом противостоянии. Чтобы понять, насколько это острая тема для современной Молдовы, можно лишь констатировать, что кровопролитный, но краткосрочный гражданский конфликт между двумя берегами Днестра был изначально в немалой степени связан с выдавливанием русского языка из политической и повседневной жизни в республике.

Неординарной представляется попытка авторов разделить изучаемое время на условные периоды, основываясь на событиях, имевших место на правом и левом берегах Днестра.

Авторы специально останавливаются на роли России в поддержке русскоязычного населения в деле урегулирования неразрешенного конфликта между берегами Днестра. Подробно рассматривается динамика русского этнокультурного движения, ситуация с русским языком.

Книга написана на основе широкого спектра источников, в ней представлены интервью с экспертным сообществом Республики Молдова, представителями этнокультурных организаций, русскими писателями. Свежий, неискушенный взгляд знающих ситуацию изнутри будет интересен и специалистам, и самому широкому кругу читателей, интересующихся этнополитическими событиями, проистекающими на постсоветском пространстве, и в частности в Республике Молдова.

Следующая книга Ф.М.Мухаметшина и В.П.Степанова - «Россия и Молдова: между наследием прошлого и горизонтами будущего. Очерки русского времени в Бессарабии конца XVIII - начала ХХ в.»**. Эта очень насыщенная информацией книга посвящена событийным моментам в жизни бессарабского полиэтнического общества. В ней анализируется процесс формирования качественно нового состава населения края, что позволяет авторам говорить о складывании к началу ХХ столетия феномена бессарабской идентичности - бессарабизма, который, к слову, остался ценностной парадигмой, не выйдя, правда, за пределы региональной идентичности.

Авторы рассматривают процесс развития молдавского самосознания в условиях русскокультурного влияния. Они обращают внимание на значительную социальную дистанцию между национальной молдавской интеллигенцией, которая зачастую не проводила границы между запрутскими и бессарабскими молдаванами «и малограмотным, в основном сельским, молдавским населением, которое больше подвергалось воздействию российского законодательства и слова Божьего». Книга интересна подробным историографическим подходом к анализу образов жителей русской полиэтнической Бессарабии в творчестве русских авторов XIX - начала XX века.

Еще одна книга из этой серии посвящена изучению перманентных российско-молдавских контактов в XIV-XVIII веках - Ф.М.Мухаметшин, В.П.Степанов, В.В.Дамьян «Россия и Молдова: между наследием прошлого и горизонтами будущего. Очерки исторических, культурных и династических связей в XIV-XVIII вв.»***. Эта работа охватывает самый объемный хронологический период в истории российско-молдавских отношений. За очерченное время он был разным. Еще до образования Молдавского княжества в XIV веке авторы говорят о контактах восточных романцев и восточных славян. Приводятся разные точки зрения, анализируются факты. Читателю кажется, что он попал в историческую лабораторию, в которой осуществляется увлекательный поиск истины. Доказательность и в то же время открытость к диалогу характеризуют авторский подход к освещению проблемы.

В книге представлена сложная геополитическая ситуация и ее динамика в XIV-XVIII веках. При рассмотрении глобальных процессов, разворачивающихся в ходе истории, авторы скрупулезно исследуют российско-молдавские двусторонние отношения, демонстрируют устойчивые интересы части молдавской элиты и отдельных господарей на союз с Россией. Об этом свидетельствуют примеры династических связей русской правящей фамилии с детьми правителей Молдовы: брак сына Ивана III Ивана Молодого с Еленой Волошанкой, дочерью Стефана Великого. У многих исторических личностей - выходцев из Молдавского княжества были русские супруги (Н.Милеску Спафарий, Д.Кантемир и др.). Тесной связующей нитью между Московским княжеством (а позже - Русским государством) и Молдовой, проходящей через века, было православное единоверие.

Авторы демонстрируют усиление взаимосвязей России и Молдавского княжества в XVIII веке, что объясняется устремлениями российской короны продвинуться на балканском направлении, а также взять под защиту единоверное православное население. Квинтэссенцией исторических событий конца XVIII - начала XIX века становится российско-османское противостояние, на фоне которого меняется судьба Молдавского княжества, часть которого в 1812 году входит в состав Российского государства.

Конечно, в освещении российско-молдавских исторических связей существует немало событий, не вошедших в рецензируемый трехтомник. Авторы этому отдают отчет, подчеркивая мысль о том, что в работе, охватывающей столь значительные хронологические рамки XIV-XXI веков, невозможно подать информацию со всеми желаемыми подробностями. Трудно не согласиться с авторским утверждением - «главное состоит в том, чтобы историческая память сохранялась и способствовала укреплению объективности и человечности». Да, безусловно, будут новые книги, в них раскроются новые страницы далекого и недавнего прошлого. История не прекращает свой ход… Но эти новые труды уже не смогут обойти своим вниманием данный трехтомник, который займет достойное место в ряду серьезных работ, освещающих длительные и устойчивые российско-молдавские исторические контакты.

Значимость проделанной авторами работы определяется рядом знаковых составляющих:

- многовековая история демонстрирует нарастающие связи между русским и молдавским государствами. Важное значение в этом имела и общая религия, благоприятствовавшая лучшему узнаванию и укреплению духовного единства между народами;

- включение Левобережного Поднестровья, а позже Бессарабии в состав России содействовало формированию ценностей российско-молдавского общежития;

- переформатирование населения в ходе освоения бессарабских земель помогало укреплению региональных бессарабской и приднестровской поликультурной идентичностей;

- вхождение части земель Молдавского княжества в состав Российского государства в немалой степени способствовало консервации молдавского самосознания и языка, оказавшихся вне влияния процессов построения румынского государства и формирования румынской идентичности. Это дало основание к началу ХХ века проявиться молдавской идентичности, а в последующем при поддержке Советской России создать молдавскую государственность сначала на левом (1924 г.), а затем на правом (1940 г.) берегах Днестра;

- и наконец, вышедшие в свет книги подтверждают мысль о том, что молдавская историческая школа продолжает жить, творить и развиваться не только в Молдове, но и в России.

Рецензируемый многотомный труд встретит внимательного читателя в среде политиков, исследователей, студентов, всех, кому интересна история российско-молдавских связей в прошлом и настоящем.