Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда. Проект №19-78-10060.
Страны Центральной Азии (ЦА) - соседи и близкие партнеры России, с которыми ее объединяет целый комплекс направлений международного сотрудничества. Каждая из его сфер по-своему многогранна. В 2019-2022 годах автором был реализован проект по изучению гуманитарного сотрудничества РФ и стран ЦА на протяжении минувшего десятилетия, в 2010-2020 годах. Одна из задач, которую решают в том числе гуманитарные связи и о которой хотелось бы рассказать в данной статье, - охрана окружающей среды. С правовой точки зрения эта область может выступать и как отдельная в межгосударственном взаимодействии, но в части документов между Россией и странами ЦА1 она включена в гуманитарную сферу, что логично, поскольку такая работа требует не только технических усилий, но и научных, образовательных, информационных.
В первую очередь стоит осветить наиболее насыщенное содержательное партнерство России с Казахстаном. Имея самую протяженную сухопутную границу и большое количество трансграничных природных объектов, стороны разработали разнообразный инструментарий взаимодействия и договорно-правовую базу. Двустороннее соглашение о природоохранном сотрудничестве было подписано еще в 2004 году. По его условиям партнеры обязались совместно разрабатывать нормативно-методическую документацию, регулярно обмениваться информацией и специалистами, вести совместные исследования, организовывать тематические конференции, выставки и учебные курсы, вместе инспектировать приграничные районы для оценки экологической обстановки. Договоренности в этом документе носят наиболее развернутый характер, включая различные аспекты связей - от борьбы со всеми видами загрязнения местности до развития программ экологического просвещения, от регулирования трансграничного перемещения опасных отходов до создания системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ)2.
В 2010 году странами было подписано еще одно двустороннее соглашение - по трансграничным водным объектам (взамен действовавшего ранее документа 1992 г.). По нему предусмотрены постоянный совместный контроль и координация действий по охране водотоков, обмен гидрологическими прогнозами и другой информацией, совместные исследования, помощь в ликвидации последствий в случае загрязнения. Расписаны и действия на случай возмещения ущерба: «Если осуществление каких-либо мероприятий одной из сторон причинит вред другой стороне, ответственность за его возмещение… несет та сторона, которая осуществила такие мероприятия. В каждом случае размеры вреда определяются совместными группами экспертов, создаваемыми совместной комиссией»3. В этом случае тоже можно видеть очень четко выверенный, логичный и включающий все возможные аспекты действий (и в том числе «бездействия») документ, который был призван заложить основу рационального совместного природопользования.
Между двумя странами действуют постоянные межправительственные комиссии по реализации Соглашения 2004 года, по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов и отдельно - по сохранению экосистемы бассейна трансграничной реки Урал. Заседания комиссий проходят регулярно. К более предметному и масштабному развитию связей стороны перешли в 2016 году. Прогресс был достигнут после договоренностей президентов России и Казахстана об активизации взаимодействия в сфере охраны окружающей среды. Осенью того же года было подписано Соглашение о сохранении экосистемы реки Урал. По его условиям два государства обязались совместно предотвращать трансграничное загрязнение реки, содействовать снижению сбросов из различных источников, поддерживать биоразнообразие рыб и водоплавающих птиц, принимать меры по увеличению лесных посадок, бороться против незаконных вырубок пойменных лесов, лесных пожаров, вредителей и болезней леса, обмениваться оперативной информацией о состоянии реки4.
В 2020 году приняты программы сотрудничества по сохранению экосистем бассейнов Урала и Иртыша на 2021-2024 годы. Запланированы реконструкция и строительство новых очистных и водопропускных сооружений, ликвидация объектов, оказывающих негативное воздействие на экосистемы, восстановление лесных массивов и биоразнообразия ихтиофауны5. Эти программы стали первыми детальными документами по планированию конкретных мер охраны трансграничных рек.
На примере реки Урал можно отметить, как Россия выполняет свои обязательства по совместному водопользованию в соответствии с двусторонними документами. Дело в том, что российская сторона отслеживает сток воды и помогает соседу справиться с вододефицитом. В маловодные периоды, если Казахстан обращается с просьбой, РФ увеличивает сбросы из Ириклинского водохранилища. Например, в 2020 году было дано на 19% больше сбросов по сравнению с плановыми показателями6.
Следующее важное направление связей - сохранение биоразнообразия. В 2011 году Россией и Казахстаном был создан уникальный объект и механизм сотрудничества - трансграничный резерват «Алтай», в состав которого вошли природный биосферный заповедник «Катунский» (РФ) и Катон-Карагайский национальный природный парк (РК). Его статус закреплен детальным соглашением7. В 2013 году была создана комиссия по его реализации, ставшая органом управления трансграничной ООПТ8. Сторонами многое сделано на практике для обмена опытом и обеспечения работы ООПТ. В 2015 году специалисты службы охраны Катон-Карагайского национального парка прошли стажировку в Катунском заповеднике, а в Усть-Каменогорске была проведена совместная фотовыставка «Природа Алтая без границ».
Кроме того, российские и казахстанские сотрудники опробовали организацию совместных рейдов на приграничных участках и подготовили совместный план управления ООПТ и номинацию на получение статуса трансграничного биосферного резервата ЮНЕСКО. В 2017 году заповедник вошел во Всемирную сеть биосферных резерватов этой международной организации под названием «Большой Алтай», став первой и для России, и для Казахстана ООПТ, получившей такой международный статус. В 2018 году казахстанские инспекторы «Алтая» прошли в Катунском заповеднике повышение квалификации по методам охраны территории, работе с фотоловушками и навигаторами, оформлению документации по правонарушениям, технике безопасности и оказанию медицинской помощи. В 2019 году резерват провел международный фотоконкурс «Горы Большого Алтая». Одним из результатов развития связей по этому направлению, уже более широкому, чем одна конкретная ООПТ, можно считать принятие в 2021 году РФ и РК Программы сотрудничества в области развития ООПТ, ориентированной на расширение взаимодействия и по другим территориям9.
Важное место в контактах сторон занимают научно-образовательные, просветительские и культурные акции. Так, например, в 2016 году представители Казахстана поучаствовали в конференции «Заповедное дело» Минприроды РФ, эколого-просветительского центра «Заповедники» и Кавказского биосферного заповедника. В том же году по приглашению казахстанской стороны сотрудники зоопарка Самары посетили Центр сохранения биоразнообразия диких животных РК, после чего в Уральске была проведена фотовыставка их работ «Природа Казахстана глазами россиян».
В 2017 году в Национальном музее Казахстана состоялась совместная фотовыставка Русского и Казахстанского географических обществ - экспозиции «Самая красивая страна» и «Мой Казахстан», а в Оренбурге прошли «круглые столы» по экологии на российско-казахстанском молодежном форуме. Также представители РК присутствовали в 2017 году на конференции Минприроды РФ по созданию кадастра ртутных загрязнений окружающей среды и встрече детских и юношеских организаций «Международный слет друзей заповедных островов» в Абакане в честь 100-летия российской системы заповедников; в 2018 году - на форуме по ООПТ «Природа без границ» в Горно-Алтайске и форуме «Эколята - молодые защитники природы Каспия и Нижнего Поволжья» в Астрахани.
В марте 2020 года экологическая проблематика вошла в повестку международной дискуссионной сессии «Породненные города и другие форматы межмуниципального сотрудничества в российско-казахстанском приграничье» в Кургане. После начала пандемии контакты не прекращались, а лишь переместились большей частью в виртуальный формат. Казахстан присоединился к просветительской акции «ВузЭкоФест», проводившейся в России и Белоруссии. Во время этой акции университетами-участниками были организованы деловые игры, семинары на тему охраны окружающей среды и экскурсии в ООПТ. Также в 2020 году архитекторы из Казахстана поучаствовали в конкурсе «Дом Земли» АНО «Экспоцентр «Заповедники России»». Наконец, дети из Казахстана регулярно участвуют в координируемых Минприроды РФ конкурсах рисунка «Разноцветные капли» (проводится с 2014 г.) и «Здоровье планеты? В моих руках!» (проводится с 2012 г.).
Если говорить о взаимодействии России с Киргизией, то его основой выступает принятый в 2014 году Меморандум о сотрудничестве в области охраны окружающей среды. Стороны договорились совместно работать в целях совершенствования контроля в этой сфере, рационального природопользования, защиты воздуха и водно-болотных угодий от загрязнения, внедрения экологичных ресурсосберегающих технологий, сохранения популяций редких видов животных, обращения с отходами и развития ООПТ10. На данный момент можно сказать, что наиболее результативно государства развивают сотрудничество в области поддержания биоразнообразия. В 2017 году РФ (в партнерстве с Объединенными Арабскими Эмиратами) создала в Киргизии центр для сохранения популяции редких видов соколов. К 2022 году там выращено более 400 птиц. В ближайших планах партнеров - сотрудничество Сайлюгемского национального парка РФ и Сарычат-Эрташского заповедника КР, которые готовы обмениваться опытом изучения и сохранения снежного барса и других животных.
В плане научно-образовательных и просветительских мероприятий контакты тоже развиваются. Из примеров таких контактов можно отметить уже упоминавшуюся конференцию Минприроды РФ по заповедникам 2016 года, конференцию Минприроды РФ по ртутному загрязнению окружающей среды и международный форум по сохранению снежного барса и его экосистем в Бишкеке 2017 года, форум по ООПТ в Горно-Алтайске 2018 года, международный юниорский лесной конкурс под эгидой Минприроды РФ и Федерального агентства лесного хозяйства 2019 года.
С Таджикистаном Россия сравнительно недавно подписала документ, регламентирующий сотрудничество в области охраны окружающей среды, - двустороннее соглашение 2017 года11. По своему содержанию оно во многом напоминает российско-казахстанское, за исключением того, что отсутствует пункт об инспекциях состояния территорий и не оговаривается создание межправительственной комиссии, предусмотрена возможность появления лишь рабочей группы. Это объяснимо, поскольку страны не граничат между собой и имеют меньше предметов для постоянных консультаций и дискуссий. В то же время планы сотрудничества достаточно масштабны, что демонстрирует взаимную заинтересованность сторон на перспективу.
Из реализованных на практике направлений можно отметить научно-образовательные обмены и сотрудничество в сохранении биоразнообразия. В 2017 году Таджикистан был представлен на конференции Минприроды РФ по ртутному загрязнению, Российско-Таджикский (Славянский) университет организовал в Душанбе научную конференцию «Современные экологические проблемы и тенденции развития экологической журналистики в Таджикистане», в 2018 году участники из РТ присутствовали на форуме по ООПТ и Всероссийском водном конгрессе, в 2019-м - на конференции «Горные экосистемы и их компоненты».
Их российские коллеги, в свою очередь, по приглашению таджикской стороны поучаствовали в конференциях в Таджикистане «Сейсмическая безопасность в Центральной Азии» в 2016 году и «Вода для устойчивого развития» в 2018 году. Дети из РТ в 2018 году подключились к просветительским мероприятиям проекта «Эколята» Минприроды РФ. Также в 2018 году Таджикистан передал российскому Саяно-Шушенскому заповеднику пару снежных барсов (вымирающий вид, в заповеднике на тот момент оставался всего один барс). В 2020 году там появились первые котята, теперь заповедник намерен вести работу над восстановлением популяции.
Природоохранные договоренности России с Узбекистаном почти повторяют российско-таджикское соглашение, за исключением отсутствия обязательств по совместным исследованиям, экспериментам, обмену экспертными заключениями и развитию экотуризма12. Практического взаимодействия с этой страной пока немного, но кое-какие результаты уже достигнуты. Так, например, проведена серия экспедиций для выяснения возможности обустройства на юге Узбекистана зимовки для российских журавлей-стерхов. В качестве перспективной и безопасной определена территория в районе Термеза. В 2016 году представители Узбекистана поучаствовали в конференции Минприроды РФ по работе заповедников.
С Туркменистаном рамочные договоренности по экологической тематике были включены в российско-туркменское Соглашение о сотрудничестве в области безопасности, подписанное еще в 2003 году и вступившее в силу в 2020 году13. В документе заявлено, что «стороны придают приоритетное значение развитию сотрудничества в области экологической безопасности, охраны окружающей среды, предотвращения трансграничного загрязнения, рационального использования природных ресурсов»; «способствуют разработке и осуществлению специальных природоохранных программ и проектов, особенно в районах с экологически сложной обстановкой». Запланировано подписание отдельного соглашения для определения «порядка действий сторон по обеспечению экологической безопасности».
Такой набор договоренностей означает, что, хотя конкретных обязательств пока нет, государствами в общих чертах согласованы основные направления сотрудничества. На практике же в двустороннем формате (о многостороннем, в частности по Каспию, будет сказано далее) контакты пока затрагивали только сферу биоразнообразия. Еще в 2009 году Туркменистан подарил России двух переднеазиатских леопардов для расположенного в Сочи Центра восстановления популяции этого вида хищников на Кавказе. В перспективе российская сторона планирует продолжать работу с туркменскими коллегами14.
Кроме двустороннего уровня, Россия и страны ЦА взаимодействуют в целом ряде многосторонних форматов по природоохранной тематике.
Вместе с Казахстаном, Узбекистаном и Туркменистаном РФ разрабатывает проект по сохранению популяций сайгака. Еще в 2005 году сторонами был подписан меморандум о взаимопонимании, государства обязались обеспечивать охрану вида, восстанавливать его численность и среду обитания и предоставлять отчеты в Секретариат международной Конвенции по охране мигрирующих видов диких животных15. С тех пор уже удалось увеличить популяции сайгака в России и Казахстане. Важной российско-казахстанской договоренностью стало обустройство свободного передвижения по маршрутам популяций, которые являются трансграничными16.
С 2006 года действует Рамочная конвенция по защите Каспийского моря. В ней участвуют все прикаспийские государства. Долгое время документ не имел заметного практического воплощения, но в 2018 году сторонами был подписан Протокол по оценке воздействия на ОС в трансграничном контексте17. Для многостороннего обсуждения проблем государства договорились создать постоянный Секретариат конвенции18. Из реализованных многосторонних проектов можно отметить международный форум «День Каспийского моря» и учет водоплавающих птиц на зимовках.
В 2012 году Россия и Казахстан завершили основную фазу проводившихся с 2004 года работ по обезвреживанию территории Семипалатинского ядерного полигона19. Это стало важной вехой в решении экологических проблем региона. В том же 2012 году была запущена другая значимая инициатива по борьбе с радиоактивным загрязнением местности - межгосударственная целевая программа «Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств» в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Ее готовили Росатом и Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности РФ. После прекращения работы ЕврАзЭС программа перешла в ведение Содружества независимых государств и реализуется на средства российской стороны в Казахстане, Киргизии и Таджикистане, она рассчитана до 2024 года20.
В 2013 году в рамках СНГ Россия, Казахстан и Таджикистан подписали вместе с Арменией и Белоруссией Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды. Страны ведут обмен информацией в Межгосударственном экологическом совете. Хотя документы, принятые советом, носят рекомендательный характер, как и модельные законодательные акты Комиссии по аграрной политике, природным ресурсам и экологии Межпарламентской ассамблеи СНГ, они выступают в качестве стандартов, ориентиров для развития национального законодательства.
В 2019 году по инициативе РФ запущен механизм встреч министров по вопросам охраны окружающей среды в Шанхайской организации сотрудничества21. Стороны обсуждают опыт решения экологических проблем и информируют друг друга о национальной экологической политике.
Подводя итог, можно сказать, что, хотя природоохранные связи России с каждой из стран ЦА ведутся с разной интенсивностью, в каждом случае есть реализованные значимые проекты, которые многое дали сторонам: обмен опытом, меры по очистке территорий от загрязнения, положительный эффект для сохранения биоразнообразия. Во взаимодействии развит как двусторонний уровень, так и многосторонний, применяются разнообразные инструменты и форматы работы. Россия практически всегда выступает инициативной стороной, вкладывая наибольшие объемы ресурсов. Своей политикой она вносит существенный вклад в решение экологических проблем целого региона. РФ также взяла на себя координацию этой работы в многостороннем сотрудничестве на постсоветском пространстве.
В то же время сотрудничество встречает и некоторые проблемы. Так, в Центральной Азии пока не проявили интереса к тем решениям, которые Россия предлагала для Международного фонда спасения Арала. Часто в политических элитах стран ЦА можно заметить стремление добиваться природоохранного сотрудничества с другими партнерами - преимущественно государствами Запада и неправительственными организациями. Такая ситуация может быть связана в том числе и с активностью самих внерегиональных контрагентов, которые, однако, скорее заинтересованы в продвижении своих технологических продуктов, имиджа и влияния в регионе, чем в реальном решении его экологических проблем.
Для России, как представляется, принципиально будет стабильно продолжать свой курс во взаимоотношениях с центральноазиатскими партнерами, реагируя на актуальные проблемы и модернизируя форматы сотрудничества. Кроме того, важно дальнейшее совершенствование собственной государственной экологической политики, так чтобы она выступала примером для соседей и способствовала привлекательности РФ как международного партнера.
1См., напр.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области культуры, науки и техники, образования, здравоохранения, информации, спорта и туризма от 19 сентября 1995 г. // URL: http://docs.cntd.ru/document/1901169 (дата обращения: 04.10.2023); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области культуры, науки и техники, образования, здравоохранения, информации, спорта и туризма от 19 марта 1993 г. // URL: http://docs.cntd.ru/document/1902102 (дата обращения: 04.10.2023); Астанинская декларация ШОС от 15 июня 2011 г. - полный текст // URL: http://www.today.kz/ru/news/kazakhstan/2011-06-15/45681 (дата обращения: 04.10.2023); Бишкекская декларация Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества от 14 июня 2019 г. // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5421 (дата обращения: 04.10.2023).
2Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 22 декабря 2004 г. // URL: https://docs.cntd.ru/document/901919475 (дата обращения: 14.04.2022).
3Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов от 7 сентября 2010 г. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов // URL: https://docs.cntd.ru/document/902240034 (дата обращения: 14.04.2022).
4Казахстан и Россия подписали долгожданное соглашение о сохранении экосистемы реки Урал // URL: http://evrazia-ural.ru/novosti/kazahstan-i-rossiya-podpisali-dolgozhdannoe-soglashenie-o-sohranenii-ekosistemy-reki-ural (дата обращения: 14.04.2022).
5Казахстан и Россия приняли программы совместных мер по сохранению и восстановлению экосистемы бассейнов трансграничных рек Урал и Иртыш // URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/ecogeo/press/news/details/131672?lang=ru (дата обращения: 14.04.2022).
6Александр Козлов: важно синхронизировать совместные действия России и Казахстана для достижения общей цели - здоровая экосистема бассейнов рек Урал и Иртыш // URL: https://www.mnr.gov.ru/press/news/aleksandr_kozlov_vazhno_sinkhronizirovat_sovmestnye_deystviya_rossii_i_kazakhstana_dlya_dostizheniya/?sphrase_id=446659 (дата обращения: 14.04.2022); Экология и «зеленый» рост - главная тема пленарного заседания XVII Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана // URL: https://www.mnr.gov.ru/press/news/ekologiya_i_zelenyy_rost_glavnaya_tema_plenarnogo_zasedaniya_xvii_foruma_mezhregionalnogo_sotrudnich/?sphrase_id=446659 (дата обращения: 14.04.2022).
7Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о создании трансграничного резервата «Алтай» от 15 сентября 2011 г. // URL: http://docs.cntd.ru/document/902307043 (дата обращения: 14.04.2022).
8На базе Катунского заповедника (Республика Алтай) создан первый в России трансграничный биосферный резерват ЮНЕСКО // URL: https://www.mnr.gov.ru/press/news/na_baze_katunskogo_zapovednika_respublika_altay_sozdan_pervyy_v_rossii_transgranichnyy_biosfernyy_re/?sphrase_id=446659 (дата обращения: 14.04.2022).
9Казахстан и Россия подписали Программу двустороннего сотрудничества в области развития особо охраняемых природных территорий // URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/ecogeo/press/news/details/179899?lang=ru (дата обращения: 14.04.2022).
10РФ и Киргизия подписали соглашение в сфере охраны окружающей среды // URL: https://ria.ru/20140929/1026123975.html (дата обращения: 25.04.2022).
11Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 27 февраля 2017 г. // URL: https://docs.cntd.ru/document/560894605 (дата обращения: 14.04.2022).
12Соглашение между Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 11 апреля 2013 г. // URL: https://lex.uz/docs/2605600 (дата обращения: 14.04.2022).
13Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном о сотрудничестве в области безопасности от 10 апреля 2003 г. // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011240034 (дата обращения: 14.04.2022).
14В Центре восстановления леопарда на Кавказе прошло тестирование молодых хищников // URL: https://www.mnr.gov.ru/press/news/v_tsentre_vosstanovleniya_leoparda_na_kavkaze_proshlo_testirovanie_molodykh_khishchnikov/?sphrase_id=446668 (дата обращения: 14.04.2022); «Теперь мы все будем о ней знать»: на леопарда Хосту надели чип // URL: https://www.mnr.gov.ru/press/news/teper_my_vsye_budem_o_ney_znat_na_leoparda_khostu_nadeli_chip/?sphrase_id=446668 (дата обращения: 14.04.2022).
15Меморандум о взаимопонимании относительно сохранения, восстановления и устойчивого использования антилопы сайги // URL: https://www.cms.int/saiga/sites/default/files/basic_page_documents/Saiga_MOU_Rus_amended_29October2015_with_sig.pdf (дата обращения: 15.04.2022).
16Утверждена стратегия сохранения сайгака в РФ: 11 600 особей к 2030 году // URL: https://www.mnr.gov.ru/press/news/utverzhdena_strategiya_sokhraneniya_saygaka_v_rf_11600_osobey_k_2030_mu_godu/?sphrase_id=446659 (дата обращения: 14.04.2022).
17Представители пяти государств Тегеранской конвенции подписали Протокол по оценке воздействия на окружающую среду Каспийского моря. События ждали 15 лет // URL: https://www.mnr.gov.ru/press/news/predstaviteli_pyati_gosudarstv_tegeranskoy_konventsii_podpisali_protokol_po_otsenke_vozdeystviya_na_/?sphrase_id=446659 (дата обращения: 14.04.2022).
18Кондратьев В. Состоялась неофициальная встреча министров окружающей среды прикаспийских государств // URL: http://casp-geo.ru/sostoyalas-neofitsialnaya-vstrecha-ministrov-okruzhayushhej-sredy-prikaspijskih-gosudarstv/ (дата обращения: 15.04.2022).
19Заявление президентов Казахстана, России и США относительно сотрудничества на бывшем Семипалатинском испытательном полигоне // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/14849 (дата обращения: 14.04.2022).
20Как Россия помогала Таджикистану в 2008-2013 гг. // URL: https://www.dialog.tj/news/news866 (дата обращения: 11.01.2021); Росатом до 2024 г. намерен завершить рекультивацию хвостохранилищ на территории Киргизии и Таджикистана // URL: https://www.atomic-energy.ru/news/2021/11/16/119437 (дата обращения: 14.04.2022).
21В рамках российского председательства в ШОС запущен механизм встреч на уровне министров по вопросам охраны окружающей среды // URL: https://www.mnr.gov.ru/press/news/v_ramkakh_rossiyskogo_predsedatelstva_v_shos_zapushchen_mekhanizm_vstrech_na_urovne_ministrov_po_vop/?sphrase_id=446659 (дата обращения: 15.04.2022).