Вопрос о цифровой эволюции в международной культурной среде имеет множество измерений, аспектов и т. п.

Что такое культурная среда? Как представляется, это система взаимодействия ряда субъектов культурной деятельности. Во-первых, это люди, которые создают культурные, в основном художественные ценности, - художники, скульпторы, архитекторы, композиторы, режиссеры и т. д. Во-вторых, это люди, которые сохраняют эти ценности, - музейные работники, реставраторы. В-третьих, сюда относятся те, кто распространяет культурные ценности, - искусствоведы, критики, лекторы, СМИ и их работники, организаторы биеннале, фестивалей. В-четвертых, это потребители художественных ценностей и продуктов - посетители выставок, музеев, читатели, зрители театров и кино и др. К культурной среде, видимо, следует отнести всех, кто так или иначе управляет культурными процессами.

В общем, это огромная машина культуры, которая работает многие столетия. Понятно, что технический прогресс по мере своего развития оказывал влияние на все компоненты культурной среды.

В частности, книгопечатание сделало художественную и другую литературу достоянием широкого круга читателей, телевидение позволило разным видам и жанрам культуры войти в жилище людей - можно было в далекой провинции смотреть столичные театральные постановки, «посещать» выставки, любоваться архитектурными шедеврами, слушать лучшие оркестры, общаться в эфире с композиторами, писателями, живописцами.

Интернет вообще раздвинул границы доступного поля культуры до невиданных пределов, сделал потребление культурных ценностей интерактивным. Можно пройти по залам любого музея в любой стране в виртуальном пространстве, рассмотреть в разных ракурсах понравившуюся картину, распечатать ее на цветном принтере, попутно найти подробную информацию о художнике в любом формате. Можно на компьютере коллекционировать картины любимого художника, пересылать их друзьям и знакомым, комментировать те или иные события культурной жизни.

В контексте обозначенной темы нельзя не отметить, что культурная среда стала тотально международной. В Интернете нет границ, в том числе и языковых, - «Гугл» или «Яндекс» мгновенно все переведут на нужный язык.

Для продолжения темы целесообразно определиться с тем, что такое цифровая эволюция. Возможно, это понятие, производное от цифровизации. В широком смысле это внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни, включая культуру и искусство. В той или иной степени мы все живем в цифровом мире. Иногда говорят, что мы живем в цифровую эпоху.

Цифровые технологии облегчают, ускоряют и упрощают многие аспекты нашей жизни. Тут уместно вспомнить технологию «умный дом», «умную колонку Алиса» и другие подобные.

Часто раздаются алармистские голоса об опасностях цифровизации, в числе которых снижение важности человека во многих процессах и, может быть, даже исчезновение в будущем целых профессий, с которыми лучше будут справляться роботы.

Поразмышляем о том, насколько «опасна» цифровизация в сфере культуры, конкретно - художественной практике.

Вспоминаю далекие годы, когда мало кто из нас видел реальный компьютер (они тогда назывались ЭВМ - электронно-вычислительные машины), но тема использования этих машин в гуманитарной сфере занимала немало места в периодической печати. Были чуть ли не целые рубрики «Может ли ЭВМ написать стихотворение?». Чемпион мира по шахматам Михаил Ботвинник разрабатывал программу для машины, играющей в шахматы, и об этом тоже много писали: обыграет ли машина человека?

Помню статью, где описывался эксперимент: в машину загрузили стихи разных поэтов, разных стран и эпох, и машина, проанализировав их, поставила на первое место строки А.С.Пушкина из поэмы «Евгений Онегин»:

Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я…

Оказалось, что критерием оценки для машины было соотношение количества знаков в стихотворении и объема информации, которую несли эти знаки. По данному критерию получилось, что в пересчете на количество знаков строфа лидировала по количеству смыслов. Это все было интересно и как-то волновало, поскольку знаменовало приближение неведомого, но явно прекрасного будущего.

Сегодня это будущее пришло, стало привычным и порой очень раздражает. Например, когда компьютер, по определению машина, спрашивает меня, человека, не робот ли я. Я старательно ставлю галочку, что я не робот, а машине этого недостаточно, она просит меня поставить галочки на картинках, где изображен троллейбус. Я должен доказать, что могу отличить троллейбус от велосипеда. Если я справляюсь со всеми требованиями машины, то меня впускают на какой-то сайт. Честно говоря, в таких ситуациях трудно понять, кто кем управляет. Скорее машина мною, чем я ею.

Если вернуться к нашей теме, то она неизбежно приводит к вопросу о цифровизации художественного творчества. Помню, в доме моего друга увидел компьютерную приставку, которая на лету переводила аккорды, которые он брал на фортепиано, в нотный стан, делала аранжировку и распечатывала готовые партитуры. Это было удивительно, и это очень сокращало некоторые рутинные операции, которые композиторы многие века вынуждены были делать вручную. Компьютер сегодня может даже сочинять музыку, но шедевры он пока не создает. Вопрос: создаст ли?

Компьютер проник и в сферу живописного искусства. Цифровые фото, трехмерные изображения, различные редакторы позволяют упрощать некоторые операции, отнимавшие ранее у живописца немало времени. Вплоть до таких вещей, как эскизы. Раньше это был единственный способ запечатлеть пейзаж или бытовую сценку, чтобы далее воплотить это на полотне. Сегодня цифровой фотоаппарат позволяет зафиксировать любые мгновения и потом использовать это все на живописных полотнах. Но все равно компьютер картину не напишет так, как это сделает человек-художник.

Некоторое время назад появилось так называемое генеративное искусство. Оно основано на способности компьютера оперировать геометрическими формами, умножать их, придавать различные формы движения, окрашивать в разные цвета. Художник может задавать параметры изображения и затем вручную пририсовывать какие-то детали. Мне лично это не кажется искусством в полном смысле этого слова. Но сейчас особое время. За огромные деньги покупаются следы, которые оставляют на картоне обезьяны, вооруженные кистями. Дельфину дают в зубы кисть с краской, он выпрыгивает из воды и этой кистью оставляет разные линии на холсте. Кто-то называет это искусством. Тогда и генеративное искусство тоже искусство.

Мне кажется, что цифровизация - это в целом полезное явление. Она упрощает многие процессы и объективно способствует культурному обмену, различным коммуникациям в сфере культуры. Она же освобождает художника от некоторых рутинных операций, не предполагающих участия художественного воображения, таланта и пр. Но собственно художественное творчество пока остается монополией человека. То, что творят нейросети, - это пока не более чем подражание машины все тому же человеку. Пока есть человек- зритель, слушатель, посетитель, читатель, прерогатива будет за художником-человеком.