Особенности научно-технической политики на уровне ЕС

В рамках технологического и научного развития, согласно ст. 4 Договора о функционировании Европейского союза (ДФЕС), ЕС располагает компетенцией проводить мероприятия по разработке и реализации программ при условии, что осуществление данной компетенции не будет препятствовать государствам-членам осуществлять их собственную компетенцию. Исходя из этого, государства имеют свободу правотворчества в сфере создания, внедрения, коммерциализации и использования передовых технологий, в то время как ЕС осуществляет правовое содействие государствам-членам в области технологического развития. В частности, институты ЕС формируют европейское научное пространство (ЕНП) со свободным перемещением исследователей, научных познаний и технологий, а также создают благоприятные условия для предприятий, научно-исследовательских центров и университетов в целях развития их конкурентоспособности на мировом рынке.

Идея создания инновационного союза была оформлена еще в 2012 году в Зеленой книге «Положение об инновационном союзе» [15]. Именно в этом документе были поставлены задачи по созданию и развитию европейской экономики в инновационной и научной сферах.

Для достижения целей книги в Европейском союзе принимается многолетняя рамочная программа, в которой отражается весь комплекс мероприятий интеграционного объединения в соответствии со статьей 182 ДФЕС. Рамочная программа тоже может впоследствии адаптироваться и дополняться, а также реализовываться через специальные программы, которые разработаны для выполнения более детализированных мероприятий. Институты и органы ЕС могут устанавливать критерии участия предприятий, научно-исследовательских центров и университетов в специальных программах. Такие программы принимаются в соответствии с обычной законодательной процедурой после консультации тройки институтов с Европейским социально-экономическим комитетом.

Последняя, девятая рамочная программа была принята в 2021 году под названием «Horizon Europе» [12]. Она держится на трех «столпах»:

  1. Передовая наука.
  2. Глобальные вызовы и европейская конкурентоспособность в индустриальной сфере.
  3. Инновационная Европа.

Первое направление создано для привлечения научных и технических кадров, молодых исследователей. Авторы программы ставят задачей предотвратить утечку мозгов из ЕС и содействовать движению научных работников внутри ЕНП. В рамках этой программы функционирует система грантов и стипендий для ученых из разных областей науки. Европейский исследовательский совет (ЕИС) рассматривает предложения и идеи ученых на получение гранта.

При этом исследователи, которые не являются гражданами ЕС, могут также получить грант на проведение своего исследования на территории ЕС, что привлекает иностранных исследователей за пределами Европейского союза для участия в совместных проектах. Однако присутствуют определенные условия, которые они должны выполнить. В частности, им необходимо объединить усилия с гражданами ЕС таким образом, чтобы граждан ЕС было равное количество или больше по отношению к ученым из других стран. К тому же группе исследователей необходимо приложить все усилия для того, чтобы реализовать или коммерциализировать их научный проект на территории ЕС.

Вопросы выдачи гранта рассматриваются и оцениваются научным советом, который состоит из 22 выдающихся ученых и исследователей, назначенных Европейской комиссией (ЕК), что подчеркивает главенствующую роль комиссии. Также есть система поощрения постоянного роста ученых, которая называется «Стипендия имени Марии Склодовской-Кюри».

Фактически эта система существует с 2007 года, когда был создан ЕИС. Об ее эффективности свидетельствуют данные Евростата [16], согласно которым за последние десять лет было увеличено количество нанятых исследователей в ЕС в 3,5 раза, что больше такого же показателя США, в то время как в России наблюдалась утечка мозгов в этот период.

Второе направление программы «Глобальные вызовы и европейская конкурентоспособность в индустриальной сфере» создано для усиления научной интеграции государств в соответствующих тематиках.

В рамках третьей программы «Инновационная Европа» европейские законодатели также следят за развитием конкуренции в области технологий путем финансовой поддержки малых и средних предприятий (МСП). Полномочия в этой части предоставлены Европейскому совету по инновациям (ЕСИ), что является нововведением девятой рамочной программы, предварительно запущенной в пилотной фазе еще в 2019 году в рамках «Horizon-2020» (восьмой рамочной программы). ЕСИ представляет собой проект, который финансирует и поддерживает разработку прорывных технологий на европейском рынке. Финансирование проектов проводится в трех направлениях:

  1. Первооткрыватель. Финансирование передовых исследований для развития научной базы, лежащей в основе прорывных технологий.
  2. Адаптация. Проверка разработанных технологий на его реализацию на конкурентном рынке и разработка бизнес-планов для конкретных направлений.
  3. Акселератор. Поддержка молодых стартапов и МСП в целях коммерциализации технологий и расширения их масштаба на рынке. Эта инициатива осуществляется вместе с поддержкой агентства по МСП.

Совет составляет список кандидатов для участия в этой программе, который затем отправляется в ЕК для утверждения. ЕСИ наблюдает за осуществлением проектов этой программы.

Эффективность данной системы по достижению технологических прорывов требует доработки, так как вливание большого количества средств в МСП и стартапы ставят в невыгодное положение предприятия, не подпадающие под эту категорию. Новые компании выталкивают уже существующие компании с рынка, так как находятся в неравном положении, что, как утверждается в работе Ф.Сюча (Szücs F.) [19], фактически мешает достижению основных результатов в области инновации.

С другой стороны, сама суть программы направлена на поиск и развитие именно инновационных проектов с высоким риском, при этом уделяется особое внимание прорывным и высокотехнологичным проектам. Поддержка таких проектов продолжается до тех пор, пока они не смогут самостоятельно привлечь значительные инвестиции с рынка.

Однако на европейском рынке нет таких больших инвестиций в области НИОКР, не считая автомобильного и медицинского секторов, в сравнении с США и Китаем, согласно исследованию Евростата [17]. В связи с этим крупным компаниям требуется иметь больше финансов для поддержки молодых технологических проектов, поскольку не предусмотрено субсидирования, сопоставимого с предшествующей поддержкой от наднациональных органов. Следовательно, инновационные проекты могут долго оставаться без должного вывода на рынок. Более того, почти половина компаний, которые участвовали в этих программах с 2018 по 2020 год, являются даже не малыми, а микропредприятиями, согласно исследованию «Corda» и «ORBIS» [8].

Европейский институт инноваций и технологий (ЕИИТ), созданный в 2008 году [11], занимается вопросом развития инноваций в Европе, интеграции высших учебных заведений, исследований и финансирования высокотехнологичных инноваций. Однако с расширением деятельности ЕС в сфере технологий в сторону предпринимательства ЕИИТ были представлены компетенции по содействию развития технологий в области коммерции. Институт имеет возможность финансировать масштабные проекты в рамках основных миссий ЕС напрямую.

По причине передачи институту огромных полномочий в сфере финансирования в области науки и технологий при нем создается группа представителей государств-членов для более тесной координации и сотрудничества государств - участников ЕНП и научного и технологического сообщества.

Для осуществления больших прорывов и открытий необходимо качественное оборудование. В связи с этим в ЕС также нацелены на создание исследовательских инфраструктур. Чтобы определить, что является исследовательской инфраструктурой в европейском законодательстве, необходимо обратиться к регламенту о Европейском консорциуме исследовательских инфраструктур (ЕКИИ) [10]. В первую очередь в регламенте даны точные требования, которые при учреждении исследовательских инфраструктур в ЕС должны:

- выполнять европейские исследовательские программы и проекты;

- иметь открытый доступ для Европейского научного сообщества (ЕНС);

- осуществлять принцип свободного передвижения знаний и исследователей в рамках ЕНС.

ЕКИИ - это особая форма юридического лица, которое занимается созданием и обеспечением исследовательских инфраструктур в юрисдикции ЕС и может устанавливать свои собственные правила по проведению закупок. Обычно ЕКИИ освобожден от уплаты НДС и акцизных пошлин при составлении планов закупок. Консорциум слагается из государств - членов ЕС, а в особых случаях - ассоциативных государств в рамках «Horizon Europe» или иных государств и международных организаций. Таким образом, государства Евросоюза могут создавать общественную международную организацию научного характера в упрощенном порядке для учреждения и обеспечения исследовательских инфраструктур в определенных научных сферах.

Коммерциализация технологий стартапов и МСП обычно реализуется через открытые цифровые платформы. В ЕС установлены единые правила для регулирования европейских цифровых платформ, основанные на принципах прозрачности, открытости и конкуренции. Их деятельность регулируется законами о цифровых услугах [14] и цифровом рынке [13], которые, как утверждается, имеют явно протекционный характер, а открытость данных компаний в рамках этих законов очень близко переплетается с вторжением в коммерческую тайну [1].

Владельцы технологий могут использовать свою технологию прямо или косвенно, то есть использовать ее самими или передать другим лицам. Те владельцы, которые являются бенефициарами программ «Horizon Europe», обязаны в установленный в договоре срок о выдаче гранта выложить свой проект на цифровой рыночной платформе для поиска заинтересованных в использовании этой технологии лиц, а именно потенциальных инвесторов, партнеров или государственных органов.

Основной платформой, на которой бенефициары программ ЕС должны опубликовать результаты исследований по истечению года, согласно соглашениям по выделению грантов [9], является платформа «Horizon Results». Она была создана еще в 2019 году ЕК для помощи в использовании технологий и результатов исследований на портале финансирования и тендеров Еврокомиссии.

Препятствия научно-техническому развитию ЕС

В результате правовое обеспечение коммерциализации программ в ЕС производит неоднозначное впечатление, так как владельцу технологии настоятельно рекомендуется выводить ее исключительно на рынок ЕС, используя платформу «Horizon». При этом если технология не была открыта для инвесторов на рынке ЕС в течение года после ее создания, то Европейская комиссия может обязать бенефициара опубликовать информацию о технологии на платформе. Тогда все цифровые платформы ЕС обязаны подчиняться Закону о цифровых рынках и Закону о цифровых услугах, которые, как было сказано ранее, имеют протекционный характер.

Более того, в европейском научно-техническом пространстве присутствует излишнее количество органов ЕС, что приводит к забюрократизированности системы и мешает ученым, исследователям, участникам рынка воспользоваться грантами и другими финансовыми и нефинансовыми инструментами ЕС. Научное сообщество также считает, что на данный момент система является излишне усложненной, согласно опросу исследователей Европы [18]. В этой связи ЕК вынуждена создавать механизмы «одного окна» и расширять службу поддержки для научного сообщества.

Дополнительно к этому система также критикуется за большие задержки в рассмотрении заявок на получение гранта или иного инвестирования. В частности, Европейская комиссия обеспокоена репутацией ЕСИ из-за долгого рассмотрения заявок на участие, ведь кандидаты на грант могут разориться до того, как их заявка будет одобрена [8]. Европарламент предложил отдалить Еврокомиссию от фондов ЕСИ, так как сейчас решение должно проходить через Коллегию комиссаров ЕС. С другой стороны, такое отдаление может не только нанести ущерб репутации ЕК, но и открыть возможности для ненадлежащего распоряжения средствами ЕСИ, что можно разрешить путем постоянного надзора ЕК за деятельностью института, поставив своего представителя в совете института.

Правовые основы научно-технического сотрудничества ЕАЭС

Евразийский экономический союз стремится к всесторонней модернизации, кооперации и повышению конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики, согласно ст. 4 Договора о ЕАЭС. Соответственно, Союз нацелен на развитие технологии и науки для повышения экономического влияния на международном уровне. В частности, данное заявление было подчеркнуто в решении Высшего Евразийского экономического совета 2020 года [4]. Так, в восьмом разделе решения подчеркивается «объединение усилий для стимулирования проведения совместных научно-исследовательских работ». На данный момент в ЕАЭС полным ходом идет разработка проектов по созданию стратегической программы научно-технического развития Союза «рамочного» характера [3].

В ЕАЭС сформированы приоритеты в научно-техническом развитии [6], по которым будет стимулироваться создание технологий и проведение исследований. В частности, в целях объединения усилий по стимулированию создания технологий, которые не могут быть реализованы в короткий срок, или энерго- и ресурсосберегающих технологий, было предпринято предложение по использованию финансовых инвестиционных инструментов Евразийского банка развития (ЕАБР) и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). На данный момент фонды финансируют лишь реализацию уже созданных технологий, например, в области «зеленой» энергетики и здравоохранения, однако на будущее поставлены рекомендации по использованию грантов и инвестиций фондами для проведения исследований и разработки технологий.

В промышленной сфере ЕАЭС предусмотрено создание и реализация программ научно-технического характера [5], однако в этой сфере не намечено иного способа стимулирования, нежели коммерческой выгоды и заинтересованности государств в развитии промышленной отрасли. Финансирование таких проектов исходит исключительно от участников программы и государств, заинтересованных в этой программе. При реализации этой программы участники постоянно отчитываются перед заказчиками, при этом вопрос распределения авторских прав на научно-технические достижения и результаты разработок регулируется отдельным договором. В таком случае можно явно заметить предрасположенность ЕАЭС к намерению быть посредником между инвесторами научно-технического рынка и исполнителями в промышленной отрасли.

К тому же в целях финансирования на территории ЕАЭС другими инвесторами, например государственными органами, коммерческими компаниями и общественными организациями, создаются евразийские технологические платформы (ЕТП). Они представляют из себя объекты инновационной инфраструктуры, которые обеспечивают коммуникацию в научно-технической сфере и создают перспективные технологии в определенных направлениях.

ЕТП могут установить в своем учредительном документе широкие полномочия по стимулированию, созданию, внедрению, использованию и выводу на рынок технологий, а также проведению исследований. В том числе, они занимаются привлечением средств из бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Платформы могут формироваться с образованием, или без него, юридического лица, в зависимости от целей платформы. При этом образование юридического лица оформляется в рамках законодательств государств-членов, в отличие от ЕС, где создание подобных платформ осуществляется на наднациональном уровне, что позволяет регистрировать иностранных научных сотрудников в упрощенной форме.

Отсутствие модельных или унифицированных законодательных актов, регулирующих деятельность ЕТП в ЕАЭС, является небольшим упущением, так как по этой причине повышается риск правовых коллизий, мешающих административной деятельности ЕТП.

Предпосылки правового развития научно-технического сотрудничества ЕАЭС

ЕАЭС имеет большой потенциал в достижении производства средне- и частично высокотехнологичной продукции [2, c. 593]. Однако, исходя из всего вышесказанного, в ЕАЭС не хватает международно-правового контроля за стимулированием, созданием, внедрением и коммерциализацией технологий. При разработке нормативных правовых актов в сфере науки, технологий и инноваций необходимо обратиться к опыту ЕС, который уже разрешил подобные проблемы. С другой стороны, прямое копирование законодательства ЕС не поможет в разрешении проблемы, так как можно скопировать недочеты, поощряющие бюрократию и излишне усложняющие правовую систему.

В связи с этим авторы выдвигают следующие рекомендации по изменению законодательства ЕАЭС, основываясь на опыте ЕС:

  1. Потенциал ЕАБР и ЕФСР может использоваться для выделения грантов и инвестиций не только на проведение исследований и разработки технологий, но и на создание финансовых инструментов, поддерживающих вывод технологий на рынок в виде стартапов или МСП. Необходимость подобного нововведения также подчеркивается существующей проблемой «оторванности научно-исследовательских работ от конкретных требований бенефициаров в отраслях» [2, с. 592].
  2. Создание межгосударственных платформ для реализации и коммерциализации технологий внутри рынка ЕАЭС, оказания помощи в публикации научных исследований за рубежом и получения необходимой международной базы данных научных исследований ускорит научно-технический прогресс Союза.
  3. Придача ЕТП статуса юридического лица на межгосударственном уровне с возможностью проводить закупки и оформлять иностранных лиц на работу в упрощенной форме позволит убрать национальные факторы, препятствующие административной деятельности ЕТП.
  4. Создание на базе Евразийского экономического союза механизма выдачи грантов ученым по всему миру при соблюдении следующих условий:

- объединения усилий с ученым-гражданином государства - члена ЕАЭС;

- реализация разработанной технологии внутри рынка Союза;

- публикация исследований в журналах государств - членов ЕАЭС.

Подобный механизм уже положительно сработал на предотвращение утечки мозгов в ЕС. Однако при использовании опыта ЕИС, ЕИИТ и ЕСИ в целях создания вышеуказанного механизма стоит обратить внимание на отмеченные в работе проблемы забюрократизированности и экономической затратности европейской системы. Эти проблемы можно избежать при реализации механизма в рамках ЕАЭС.

 

 

Источники и литература

  1. Асадуллина А.В., Белоусов В.С. Регулирование технологий искусственного интеллекта на территории Европейского союза / А.В.Ассадулина, В.С.Белоусов // Российский внешнеэкономический вестник. 2023. Том 8. №2. С. 20-35 // URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54060711_92388894.pdf (дата обращения: 23.09.2023).
  2. Глазьев С.Ю. Евразийская экономическая интеграция: теория и практика: учебное пособие / С.Ю.Глазьев. Москва: Проспект, 2023. С. 648.
  3. Евразийский экономический союз. Протокол 6-го расширенного заседания Президиума Научно-технического совета при Председателе Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 июня 2022 г. // URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/827/Protokol-6_NTS-Minsk.pdf (дата обращения: 23.09.2023).
  4. Евразийский экономический союз. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. «О стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» // Евразийский экономический союз: правовой портал // URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01428320/err_12012021_12 (дата обращения: 23.09.2023).
  5. Евразийский экономический союз. Решение Евразийского межправительственного совета от 2017 г. «Положение о разработке, финансировании и реализации межгосударственных программ и проектов в промышленной сфере» // Евразийская экономическая комиссия: официальный сайт // URL: https://eec.eaeunion.org/upload/structure-files/dep-prom/mezhgosudarstvennye-programmy-i-proekty/Proekt-polozhenia-MPP.pdf (дата обращения: 23.09.2023).
  6. Университет при МПА ЕврАзЭС. Доклад о приоритетах и долгосрочном прогнозе научно-технического развития Евразийского экономического союза // Евразийская экономическая комиссия: официальный сайт // URL: https://eec.eaeunion.org/upload/clcr/doklad_8.2.1.pdf (дата обращения: 23.09.2023).
  7. Caravella S., Crespi F. European Technological Sovereignty: An Emerging Framework for Policy Strategy // Intereconomics. 2021. Vol. 56. Issue 6. Р. 348-354 // URL: https://www.intereconomics.eu/contents/year/2021/number/6/article/european-technological-sovereignty-an-emerging-framework-for-policy-strategy.html. (дата обращения: 23.09.2023).
  8. DG RTD European Commission. Evaluation study on the European Innovation Council (EIC) pilot: final report / Dierctorate-General for Research and Innovation of European Commission // Европейский союз: издательское бюро. 2022 // URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/5efbc2a4-f68a-11ec-b976-01aa75ed71a1/language-en (дата обращения: 01.09.2023).
  9. European Commission. EU Grants - Annotated Grant Agreement // Европейская комиссия: официальный сайт. 2023 // URL: https://ec.europa.eu/info/funding-tenders/opportunities/docs/2021-2027/common/guidance/aga_en.pdf (дата обращения: 01.09.2023).
  10. European Union. Council Regulation (EC) №723/2009 of 25 June 2009 on the Community legal framework for a European Research Infrastructure Consortium (ERIC) // Европейский союз: официальный журнал Европейского союза // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32009R0723 (дата обращения: 01.09.2023).
  11. European Union. Regulation (EC) №294/2008 of the European parliament and of the Council of 11 March 2008 establishing the European Institute of Innovation and Technology // Европейский союз: официальный журнал Европейского союза. 2008 // URL: https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2008:097:0001:0012:EN:PDF (дата обращения: 01.09.2023).
  12. European Union. Regulation (EU) 2021/695 of the European Parliament and of the Council of 28 April 2021 establishing Horizon Europe – the Framework Programme for Research and Innovation, laying down its rules for participation and dissemination, and repealing Regulations (EU) №1290/2013 and (EU) №1291/2013 // Европейский союз: официальный журнал Европейского союза // URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/reg/2021/695/oj#d1e959-1-1 (дата обращения: 01.09.2023).
  13. European Union. Regulation (EU) 2022/1925 of the European Parliament and of the Council of 14 September 2022 on contestable and fair markets in the digital sector and amending Directives (EU) 2019/1937 and (EU) 2020/1828 // Европейский союз: официальный журнал Европейского союза // URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/reg/2022/1925/oj (дата обращения: 01.09.2023).
  14. European Union. Regulation (EU) 2022/2065 of the European Parliament and of the Council of 19 October 2022 on a Single Market for Digital Services and amending Directive 2000/31/EC // Европейский союз: официальный журнал Европейского союза // URL:https://eur-lex.europa.eu/eli/reg/2022/2065/oj (дата обращения: 01.09.2023).
  15. European Union. State of the Innovation Union 2012: accelerating change: communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions // Европейский союз: издательское бюро // URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/5ff44f6d-8503-4432-bac7-0fd23fb52c39/language-en (дата обращения: 01.09.2023).
  16. Eurostat. Preliminary data for 2020 on research and development R&D personnel // Евростат // URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=R%26D_personnel&oldid=551400#Researchers (дата обращения: 01.09.2023).
  17. Joint Research Centre (European Commission). The 2021 EU industrial R&D investment scoreboard / Grassano N., Hernandez Guevara H., Tübke A., Amoroso S. and others // Европейский союз: издательское бюро. 2022 // URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/02ab5f6a-c9bd-11ec-b6f4-01aa75ed71a1/language-en. (дата обращения: 01.09.2023).
  18. ScienceBusiness. The results are in: Horizon Europe gets a lukewarm welcome from researchers / ScienceBusiness // ScienceBusiness. 2022 // URL: https://sciencebusiness.net/news/results-are-horizon-europe-gets-lukewarm-welcome-researchers (дата обращения: 23.09.2023).
  19. Szücs F. Do research subsidies crowd out private R&D of large firms? Evidence from European Framework Programmes / Florian Szücs // https://doi.org/10.1016/j.respol.2020.103923 // Research Policy. 2020. Vol. 49. Issue 3. P. 103 923 // URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0048733320300032?via%3Dihub (дата обращения: 26.11.2022).