XVIII кинофестиваль «Победили вместе» торжественно открылся 4 ноября 2023 года в День народного единства. В зачитанном на открытии приветствии министра иностранных дел России Сергея Лаврова говорится: «За прошедшие годы фестиваль зарекомендовал себя в качестве авторитетной творческой площадки для диалога кинематографистов разных стран.

Организаторы фестиваля - Ассамблея народов Евразии и Евразийская академия телевидения и радио. Фестиваль проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Министерства культуры Российской Федерации.

Среди фильмов, отобранных для показа на фестивале, были работы кинематографистов из 27 стран, хотя приехать в Сочи, к сожалению, смогли не все иностранные номинанты. За четыре дня было показано 150 документальных фильмов разного формата и продолжительности. Состоялось 11 международных и 19 российских премьер.

Президент фестиваля, народный артист России режиссер и сценарист Владимир Хотиненко, отметил, что фестиваль «Победили вместе» родился на памяти войны, но фильмы фестиваля, конечно, не ограничиваются только военной темой. «Очень хочется увидеть на экране человеческие истории, истории победы человека над собой».

Об одном таком человеке рассказывает фильм «Патриарх Тихон: у власти на краю» из цикла «Неизвестные страницы советской истории» Игоря Прокопенко, ставший победителем Международного конкурса «История в кадре». Несколько слов от самого автора: «Когда я приступил к работе, оказалось, что патриарх Тихон, пожалуй, один из самых неизученных персонажей ХХ века. Часть архивных материалов долгое время была засекречена, другую часть - неизвестно где было искать. Да и сам Тихон для нескольких поколений историков был фигурой «несистемной». Он был не за «красных», но и не за «белых». Его судили, но оправдали, его хотели расстрелять, но не расстреляли. Его даже лишили сана патриарха, но потом, удивительное дело, этот сан вернули! Тихон то предавал анафеме советскую власть, то находил необходимым идти с ней на компромисс. Какой он был настоящий? Ему власть победивших большевиков почти ласково объясняла: «Советской власти нужна советская православная церковь, это ведь логично. Давайте посотрудничаем». А Тихон не сотрудничает. Хотя это «сотрудничество» и сегодня, некоторые историки считают, пошло бы на пользу церкви. В чем был смысл его истинной борьбы? Почему вплоть до конца 1990-х годов о нем старались не говорить? Как ему удалось сохранить Русскую православную церковь во времена «красного» безбожия? Вот на какие вопросы я хотел ответить в этом фильме. Впрочем, этот фильм не только о патриархе Тихоне. Он о времени глобальных катаклизмов, которые очень похожи на наши».

 

Фильм Игоря Прокопенко о патриархе Тихоне настолько же актуален, насколько злободневны сегодня призывы к «гражданскому примирению», желание «забыть вражду, преодолеть в обществе неукрощенную войну «белых» и «красных». Многие считают, что историческое забвение наиболее шокирующих фактов и эпизодов способно залечить раны трагического противостояния, которое прошлось по людским судьбам огненным, кровавым колесом. Можно, конечно, прописать истории обезболивающую амнезию, что в современной практике многих стран широко практикуется, только она не лечит саму болезнь и действие ее скоротечно. Современник патриарха Тихона - замечательный мыслитель, ученый, священник Павел Флоренский, погибший в лагерной больнице, справедливо утверждал, что «замазывание противоречий» - самый бесплодный путь для науки, искусства и самой жизни.

4 (17) ноября 1917 года, в разгар революции, Поместный собор Русской православной церкви принял постановление о восстановлении патриаршества, самовольно отмененного Петром Первым в 1721 году. На следующий день в храме Христа Спасителя в Москве состоялись выборы патриарха. Жребий, вытянутый слепым старцем Алексием Зосимовским, из трех кандидатов, которых путем голосования определил собор, указал быть патриархом митрополиту Московскому Тихону (Беллавину). Достойно удивления, что в столь грозовое время Промыслом было решено избрание настолько кроткого и тихого, по свидетельству всех знавших его близко людей, человека. Говорили даже, что имя Тихон символично и вполне отражает состояние его души.

Скрупулезно, основываясь на изучении архивных документов, фильм И.Прокопенко шаг за шагом разворачивает перед нами драму жизни святителя Тихона, делая нас неравнодушными свидетелями тех искусительных и искушающих дней. Создателям фильма удалось передать зрителю почти физическое ощущение надвигающейся мглы, готовой, подобно бездне, не только поглотить человека, но войти в него и заполнить его душу. Не в силах противостоять этой буре, но и не отказываясь от публичного обличения насилия и жестокости новой власти, патриарх Тихон восстал против ее попыток убить саму душу верующих, отнять у них веру и Церковь. Он в полной мере следовал заповеди: «И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28).

Фигура кроткого святителя встала, подобно скале, посреди бушующих волн революции, гражданской войны, крови, насилия и безбожия.

В январе 1918 года патриарх Тихон издал воззвание, гласившее: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это, поистине, дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной... Гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово, и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани».

Летом в Казанском соборе на Красной площади он гневно осудил расстрел Николая II
и то, что «Исполнительный комитет одобрил это убийство и признал законным».

Подобно грому, раздался голос архипастыря накануне годовщины революции, которую большевики, несмотря на царящий в стране голод, собирались отмечать широко и даже помпезно. «Обращение к Совету Народных Комиссаров» от 26 октября 1918 года гласит:

«Все, взявшие меч, мечем погибнут» (Мф. 26:52).

Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего отечества, называющие себя «народными» комиссарами. Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину Октябрьской революции, но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды.

Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф. 7:9-10). Народу, изнуренному кровопролитной войной, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций». Вместо аннексий и контрибуций великая наша родина завоевана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото».

Анафема святителя Тихона сбылась в полной мере. Очень скоро Сталин понял: родившаяся и взращенная революцией «элита» была пригодна к разрушению «старого мира», но совершенно не способна (за единичными исключениями) к созиданию и будущему развитию страны. Понадобились совсем другие способности. И полетят головы главных гонителей Церкви. В первую очередь Бухарина, создателя Союза безбожников, и Троцкого, придумавшего поистине дьявольский план подрыва Церкви изнутри, породившего церковную смуту благодаря хитроумной политике покровительства властей так называемым «демократическим», «красным попам». Под эгиду искусственно созданного параллельного центра церковного управления передавались насильственно отторгнутые у верующих храмы и имущество.

Изощренные методы войны с Церковью в фильме раскрыты подробно на основании когда-то строжайше засекреченных документов с подписями первых лиц революции. Они свидетельствуют, что расстрелы, аресты, ссылки и заточения духовенства и верующих продолжались систематически и с нарастающей жестокостью, сопровождались разграблением церковного имущества, разрушением храмов, поруганием и изъятием святынь. «Даже татары, - говорил патриарх Тихон, - больше уважали нашу святую веру, чем наши теперешние законодатели!»

Наконец терпение властей лопнуло. 12 июня 1923 года патриарх, находившийся под домашним арестом в Донском монастыре, был отвезен в тюрьму на Лубянку. Почему же власть большевиков так медлила с расправой над патриархом? В фильме на этот вопрос дан документальный ответ. Повторюсь: в привлечении архивов и документов заключаются сильная сторона и творческий почерк исторической кинематографии И.Прокопенко.

Приведенные данные предреволюционной статистики говорят о том, что в многонациональной и многоконфессиональной России из 150 млн населения 90 млн жителей империи сознательно называли себя православными. Ни гонения, ни безбожные пятилетки не могли мгновенно расцерковить, вытравить веру и обратить к атеизму почти две трети населения страны. Жестокость политики большевиков обличала их страх и неуверенность, которые сквозят в каждой строчке внутренней переписки вождей революции. Все сложносплетенные интриги против Церкви и патриарха обличают все тот же страх и неуверенность.

Патриарх понимал это, и сокрушительный, как казалось большевикам, удар, призванный обезглавить Церковь, обратил в ее победу.

Ряд исследователей склонны видеть в освобождении патриарха Тихона из-под ареста и отмене готовившегося судебного процесса уступку советского правительства в ответ на ультиматум Керзона (ультиматум требовал, среди прочего, и прекращения репрессий против Церкви и духовенства). Однако, удовлетворив все унизительные требования торгового и юридического характера, вплоть до компенсации за арест и расстрел английских шпионов, в ответной ноте от 23 мая ничего не говорится об изменениях в политике государства в отношении церкви либо о судьбе патриарха Тихона. Напротив, несколько позже, с явным намеком на отказ большевиков идти на компромисс в этом пункте, были установлены взаимные обязательства невмешательства во внутренние дела, и оба правительства признали конфликт закрытым. Большевистское правительство, убившее Николая II и его семью, родственную английскому и шведскому престолам, тем более не остановилось бы перед попыткой уничтожить своего заклятого врага в лице патриарха. К тому же им были известны метания английского правительства, которое в итоге уговорило короля Георга Пятого не настаивать на спасении своего двоюродного брата и племянниц.

К июню 1923 года политбюро отказалось от планов проведения открытого судебного процесса над патриархом, оно требовало от него публично заявить о своей лояльности власти и в резкой форме осудить всякую контрреволюционную деятельность как в России, так и за рубежом. Расчет был прост: власть получала в глазах верующих легитимность, а значительная часть духовенства и православных должна была расценить заявление как отступничество.

Патриарх Тихон согласился. Тем более что в своих предыдущих воззваниях еще в 1919 году призывал верующих и духовенство отмежеваться от участия в контрреволюционных заговорах и не «подливать масло» в пламя братоубийственной войны, занимая чью-либо сторону. Что касается лояльности, то и на эту тему патриарх уже высказывался, обращаясь к своей пастве с увещеванием, что «всякая власть от Бога». В итоге ни одна из целей большевиков не только не была достигнута, но привела к прямо противоположным последствиям.

Бывший тогда председателем Московского епархиального совета Василий Виноградов (впоследствии протопресвитер РПЦЗ), будучи в эмиграции, свидетельствовал в своих воспоминаниях: «Покаянное заявление» патриарха, напечатанное в советских газетах, не произвело на верующий народ ни малейшего впечатления. Без малейшей пропаганды весь верующий народ, как один человек, каким-то чудом Божиим так и формулировал свое отношение к этому «покаянному заявлению»: «Это патриарх написал не для нас, а для большевиков». В результате своего просчета Советская власть очутилась перед совершенно неожиданным для нее фактом: подавляющая масса верующего народа открыто приняла освобожденного патриарха как своего единственного главу и руководителя, и патриарх предстал перед глазами Советской власти не как возглавитель какой-то незначительной кучки верующих, а в полном ореоле фактического духовного вождя верующих народных масс».

Не успела власть опомниться от своего поражения, как патриарх сделал решительный шаг, покончивший с церковной смутой. Он собирает временный Священный синод и восстанавливает деятельность Патриаршего церковного управления. С этого момента обновленцы-живоцерковники и все примкнувшие к ним объявлялись раскольниками и призывались к покаянию.

Очень скоро все ветви обновленчества стали терять свой авторитет. Епископы и священники каялись в грехе раскола, и обновленцев стали так же сажать в тюрьмы и ссылать, как «тихоновцев». В борьбе с властью Церковь была спасена благодаря твердой позиции патриарха Тихона, сказавшего: «Пусть погибнет имя мое в истории, но лишь бы Церкви была польза».

Автор фильма, несомненно, внес существенную лепту в понимание столь сложного, противоречивого времени нашей истории, вокруг которого до сих пор ломаются копья и высказываются самые непримиримые оценки.

Документальная лента не сузила сложной картины прошлого до упрощенной, монохромной картинки истории. Вместе с тем ее создатели не поддались и новомодной, по крайней мере для нашей страны, релятивистской модели истории, готовой оправдать всех и вся трескучей и столь же пустой фразой: «Ведь это все наша история». Как метко высказался по этому поводу итальянский философ Дель Ноче, эта иллюзия приведет к предубеждению, что единственно справедливой является сама история. Ее нравственный смысл, обращенный к поколениям, будет потерян, а историк превратится в статиста, в лучшем случае в безучастного архивиста мертвой истории.

Автор фильма, конечно, не остается безучастным к своему герою, равно как и к драматическим обстоятельствам его жизни, но он объективен и исследует разные версии, которые проясняют для нас личность и подвиг патриарха Тихона.