Авторская колонка Никаса Сафронова
Когда я слышу слово «Китай», почему-то первое, что приходит в голову, это строки Арсения Тарковского «Бабочка в госпитальном саду».
Из тени в свет перелетая,
Она сама и тень, и свет,
Где родилась она такая,
Почти лишенная примет?
Она летает, приседая,
Она, должно быть, из Китая,
Здесь на нее похожих нет.
Она из тех забытых лет,
Где капля малая лазори,
Как море синее во взоре.
Бабочка в этом стихотворении, как мне кажется, не только и не столько для рифмы. Она является символом чего-то прекрасного и неуловимого, зримого, но недоступного, символизирует мечту и реальность. Китай для русского человека - это всегда что-то таинственное, далекое и притягательное. При этом еще и априорно непонятное. Слова красноармейца Сухова из «Белого солнца пустыни»: «Восток - дело тонкое» - знает каждый россиянин не только в силу того, что они из замечательного фильма, но и потому, что они резонируют с интуитивным восприятием всего, что находится на Востоке.
Но тяготение двух народов друг к другу - это исторический факт. Интересно, что существенный вклад в диалог культур и цивилизаций - России и Китая - внесли художники.
Русские художники традиционно отправлялись за границу в поисках новых сюжетов, непосредственного знакомства с классикой мировой живописи. Традиционно их маршруты пролегали через Италию, Францию, Голландию, Бельгию, Германию. Но некоторые отваживались на путешествие в страны Востока.
Освоение отечественными художниками Китая началось в первой трети XIX века, когда по рекомендации президента Императорской Академии художеств А.Н.Оленина в 1830 году в штат XI духовной миссии был впервые зачислен художник А.М.Легашов. Ему в составе миссии предназначалась особая роль, а именно - «заведение знакомств и поддержание связей со знатными людьми, имеющими возможность влиять на политику императорского двора».
Также ему предписывалось, согласно инструкции, по необходимости приложить все старания к изучению секретов изготовления и употребления китайских красок, славящихся своей прочностью и яркостью. Важная роль отводилась рисованию с натуры, при этом акцент рекомендовалось делать на правдивости в передаче этнографических подробностей. Как и все участники миссии, он провел в Поднебесной десять лет. Из этой длительной экспедиции до нас дошли портрет маймаченского дзаргучея (важного чиновника) и портрет племянника императора Хой Бэй-ле.
Сменяя друг друга, художники находились при российской духовной миссии до 1864 года. В 1840-х годах в Китае побывал К.И.Корсалин, в 1850-х - И.И.Чмутов, в 1860-х - Л.С.Игорев. Созданные Чмутовым рисунок «На улице в Пекине» (1850 г.) и акварель «За стенами Пекина» (1855 г.) получили известность в России уже в 1850-х: литография с рисунка с изображением цирюльника стала одной из иллюстраций к изданной в 1853 году книге Е.П.Ковалевского «Путешествие в Китай», а литография с акварели была напечатана в «Русском художественном листке» в 1858 году1.
Василий Верещагин побывал на Ближнем Востоке, в Сирии и Палестине. Василий Поленов, которого занимала религиозная живопись, совершил большое путешествие по Ближнему Востоку. Его путь пролегал через Палестину, Сирию, Египет. В 1917 году Александр Яковлев получил стипендию на путешествие в Азию. Он едет в Китай и Японию. Известие о революции в России застает его в Пекине, он принимает решение не возвращаться на родину и уезжает в Париж. В начале 1930-х Яковлев был приглашен фирмой «Ситроен» участвовать в азиатской автоэкспедиции «Желтый рейд». Итогом этой поездки стало более 800 работ, которые выставлялись во многих странах мира и потом были выпущены отдельным альбомом «Зарисовки Азии».
Николай Рерих считается одним из самых загадочных русских художников. Имя Рериха ассоциируется с его работами, выполненными на Востоке. Рерих в течение своей жизни много путешествовал по России и постепенно сфера его интересов не только как художника, но и философа, исследователя начинает концентрироваться на восточном направлении. Он изучает труды восточных философов, интересуется буддизмом. Как и А.Яковлев, после революции 1917 года он, будучи в то время за границей, не возвращается на родину. В 1923 году он посещает Индию, Кашмир, Китай, Тибет, проводит этнографическое и археологическое исследование и пишет множество картин.
Необходимо отметить и встречное движение художников - из Китая в Россию. В 50-х и 60-х годах прошлого века, во времена становления Нового Китая, в стране ощущался дефицит художников. В этой связи КПК направляет в СССР студентов для получения художественного образования. Именно они сыграли большую роль в развитии живописи в последующие годы.
К 1990-м годам первые студенты, обучавшиеся в СССР, постарели и встала задача сохранить преемственность художественной традиции реализма в живописи. Китайское руководство приняло решение об обучении студентов-художников и углублении их знаний в Суриковском училище в Москве и Академии художеств им. Репина в Санкт-Петербурге. Китайский государственный фонд обучения за границей направляет художников на стажировку в Россию, поддерживая тем самым сложившиеся традиции.
Живописные работы российских художников пользуются в Китае повышенным спросом. «К российской масляной живописи китайцы испытывают особое «советское пристрастие», - говорит Ли Цзинъюнь, генеральный директор аукционной компании. По ее утверждению, художественная школа Академии художеств им. Репина является одной из сильнейших в четверке мировых школ живописи и только в ней продолжается традиция художественного реализма, что «оставляет ее в приятном одиночестве»2.
Как представляется, тот диалог между Россией и Китаем, который сегодня набирает силу, должен постоянно наполняться новым содержанием, охватывающим самые различные сферы общественной практики. Живопись имеет в этом процессе немалый потенциал, реализовать который предстоит современному поколению российских и китайских художников.
1Крылова М. Русские художники-путешественники // Третьяковская галерея. 2010 (27). №2.
2Китайская любовь к русской живописи // http://russian.people.com.cn/31516/8251526.html