Современная Индия - это динамично развивающаяся страна, с мощной промышленностью, значительными трудовыми ресурсами, разнообразной минерально-сырьевой базой, растущим научно-техническим потенциалом и быстро расширяющимся сектором услуг, который включает информационные технологии, электронную торговлю, банковско-финансовое дело, транспорт и строительство.
Экономика Индии является самой быстрорастущей среди крупнейших государств. В 2022 году ВВП страны увеличился на 7% и достиг 3,4 трлн долларов, уступая лишь ВВП Германии (4,0 трлн долл.), Японии (4,2 трлн долл.), Китая (17,9 трлн долл.) и США (25,5 трлн долл.).
По прогнозам международных институтов развития, ВВП страны будет ежегодно увеличиваться на 6-9% в течение ближайших пяти лет. Ожидается, что предпринимаемые правительством Индии меры позволят увеличить ВВП страны с 3,4 до 9 трлн долларов к 2030 году и до 40 трлн долларов к 2040 году.
Реализация внешнеторговой политики - одно из ключевых направлений развития страны. В начале 2023 года Министерство торговли и промышленности Индии обнародовало новую политику в области внешней торговли (Foreign Trade Policy), которая вступила в силу 1 апреля 2023 года.
Предыдущая редакция документа была рассчитана на период с 2015 по 2020 год, но по причине пандемии COVID-19 и геополитической волатильности ее действие было продлено до 31 марта 2023 года. В это время Индии удалось показать рекордный рост экспорта товаров и услуг. Однако заявленной цели в 900 млрд долларов к 2020 году достичь не удалось.
В 2016 году экспорт индийских товаров и услуг составил 435 млрд долларов. В 2022 году этот показатель увеличился до 676 млрд долларов (рост на 55,4% по отношению к 2016 г.). На конец 2022 - 2023 финансового года удалось достичь показателя в 760 млрд долларов (рост на 74,7% по отношению к 2016 г.)1.
В рамках новой внешнеторговой политики Индии поставлена цель доведения объема экспорта товаров и услуг до 2 трлн долларов к 2030 году.
Основные изменения новой внешнеторговой политики подразумевают плавное снижение роли льгот и материального стимулирования (субсидий) и смещение акцента форм поддержки на создание благоприятных условий ведения экспортной деятельности. В основном внимание будет уделяться таким мерам, как:
- создание благоприятных условий ведения экспортной деятельности с фокусом на развитие инфраструктуры для организации производства и услуг;
- поддержка экспортеров посредством внедрения и расширения областей применения новых технологий, автоматизации и реинжиниринга;
- поддержка экспортной деятельности на уровне штатов и округов;
- акцент на развитии передовых секторов: электронная коммерция, развитие округов как экспортных хабов, упрощение процедур получения поддержки в рамках различных программ.
Кроме того, подразумевается, что новая политика приведена в соответствие с правилами Всемирной торговой организации (ВТО), в том числе согласование с нормами ВТО программ поддержки экспортеров: переход от субсидирования к освобождению от уплаты пошлин.
Таким образом, Индия будет интегрироваться в мировые рынки. Согласно планам, к 2047 году страна должна перейти в категорию так называемых развитых стран, а новая торговая политика - способствовать встраиванию страны в глобальный рынок в качестве надежного торгового партнера.
Меры по развитию экспорта, предусматриваемые новой внешнеторговой политикой Индии, во многом направлены на поддержку микро-, малых и средних предприятий (ММСП) страны.
К субъектам ММСП, согласно Акту о развитии микро-, малого и среднего предпринимательства Индии, принятого в 2006 году (Micro, Small & Medium Enterprises Development Act, 2006), с поправками от 1 июля 2020 года, относятся:
- микропредприятия: инвестиции в производство и оборудование не превышают 10 млн рупий (около 115 тыс. долл.), оборот не превышает 50 млн рупий (около 580 тыс. долл.);
- малые предприятия: инвестиций в производство не более 100 млн рупий (около 1,2 млн долл.), оборот - не более 500 млн рупий (около 5,9 млн долл.);
- средние предприятия: инвестиций не более 500 млн рупий (около 5,9 млн долл.), оборот - не более 2,5 млрд рупий (около 30 млн долл.).
ММСП в экономике Индии играют одну из ключевых ролей. По данным Министерства ММСП, в стране открыто около 63 млн таких предприятий с более 113 млн рабочих мест. На их долю приходится около 30% ВВП, около 45% производства и около 40% экспорта товаров и услуг2.
Среди ключевых особенностей новой внешнеторговой политики можно отметить улучшение условий ведения бизнеса, сокращение транзакционных издержек и развитие электронного документооборота.
В ходе развития электронных сервисов предусматривается получение разрешительной документации в режиме онлайн. При этом упрощаются и цифровизируются процедуры выдачи разрешений и снижается время обработки заявок. Предполагается, что обработка запросов о предоставлении и/или продлении сертификатов различного типа, которая на текущий момент занимает до одного месяца, теперь будет осуществляться в течение одних суток.
Также сокращается стоимость получения разрешительных документов для субъектов ММСП.
Кроме того, предполагается модернизация и расширение охвата электронной платформы для автоматической выдачи сертификатов происхождения и обмен информацией со странами-партнерами.
Ожидается, что данными выгодами воспользуются 55-60% индийских экспортеров-ММСП. В целом весь документооборот планируется перевести в электронный формат.
В контексте развития инициатив по расширению экспортной деятельности изменен подход к определению статусов, присваиваемых компаниям-экспортерам. В рамках данных изменений большее количество компаний смогут получить соответствующий статус, который позволит снизить транзакционные издержки.
Для стимулирования торговой активности Индии индийским посредникам разрешена коммерческая деятельность по перемещению товаров из одного иностранного государства в другое без захода в индийские порты. Данная деятельность должна соответствовать указаниям Резервного банка Индии, и товары не должны попадать под ограничения, связанные с их двойным назначением.
В целях интернационализации индийской рупии в рамках программ новой внешнеторговой политики разрешаются расчеты в рупиях через специальные востро-счета, открытие которых регулируется циркуляром Резервного банка Индии от 11 июля 2022 года.
По состоянию на июль 2023 года Резервный банк Индии выдал разрешения на открытие специальных рупийных востро-счетов 20 индийским банкам. Всего было открыто 92 специальных востро-счета финансовым учреждениям из 22 стран в числе которых: Россия, Беларусь, Германия, Израиль, Сингапур, Великобритания, Казахстан, Новая Зеландия, Малайзия, Оман, Маврикий, Мальдивы, Мьянма, Танзания, Кения, Шри-Ланка, Бангладеш, Сейшелы, Ботсвана, Фиджи, Гайана, Уганда.
Развивается система электронных платежей: RuPay и UPI (Unified Payments Interface). К ней уже присоединились ОАЭ, Франция, Великобритания, страны Бенилюкс, Саудовская Аравия, Бахрейн, Сингапур, Малайзия, Бутан, Оман, Мальдивы, Непал.
Продолжается развитие сети городов-кластеров отраслевой компетенции (towns of excellence) - промышленных отраслевых хабов для максимизации экспортного потенциала соответствующего сектора экономики. К уже существующим 39 подобным образованиям было добавлено еще четыре: Фаридабад (одежда), Морадабад (ремесленные изделия), Мирзапур (ковры ручной работы), Варанаси (ручное ткачество и ремесленные изделия). Среди преимуществ данной программы для ММСП можно выделить следующие:
- принадлежность ММСП к одному из таких городов-кластеров позволяет предприятию заручиться поддержкой государства для продвижения своей продукции на внешние рынки, заявить о наличии профильных компетенций;
- доступ к финансированию на приоритетной основе в рамках Программы поддержки по выходу на рынки (Market Access Initiative Scheme) в части маркетинга, повышения компетенций, предоставления технологических услуг, участия в отраслевых выставках за рубежом;
- предоставление инфраструктуры для развития производства и повышение конкурентоспособности.
Предусматривается усиление роли штатов и округов Индии в развитии экспортной деятельности. Им поставлена задача по децентрализации мер поддержки экспортеров. В рамках данной инициативы на региональном уровне предполагается отраслевая специализация штатов и округов в отношении товаров и услуг, с которыми планируется выходить на внешние рынки, создание институциональных механизмов по развитию экспортной деятельности компаний (комитеты по развитию экспорта на уровне штатов и округов), подготовка программ развития экспортного потенциала товаров и услуг и активное участие совместно с компаниями-резидентами в ее реализации.
Также предусматривается работа по наращиванию компетенций и определению новых рынков, обучению и сопровождению экспортеров, взаимодействию с Генеральным директоратом внешней торговли (Directorate General of Foreign Trade) в рамках реализации федеральных программ поддержки, координации деятельности с окружными промышленными центрами. Программы по поддержке экспорта на уровне округов особое внимание уделяют брендированию, упаковке, дизайну и маркетингу профильных товаров и услуг.
В региональную компетенцию также включено развитие инфраструктуры и логистики, устранение сдерживающих факторов роста, ограничений, расширение сети экспортно ориентированных экосистем.
Особое внимание уделяется развитию сектора электронной торговли. Правительство Индии стремится реализовать преимущества, связанные с высокими компетенциями страны в секторе информационных технологий.
В ходе новой торговой политики представлены инструменты поддержки, направленные на увеличение доли сектора электронной торговли в экспорте до 200-300 млрд долларов к 2030 году.
Все меры поддержки, предоставляемые в рамках внешнеторговой политики, распространяются на сектор электронной торговли. В течение шести месяцев с момента вступления программы в силу ИТ-решения должны быть внедрены в деятельность Департамента коммерции, почтовой службы, Центрального бюро по налогам и сборам (Central Board of Excise and Customs). Кроме того, должны быть подготовлены обучающие программы по реализации данных решений.
Предусматривается также создание хабов со складскими площадями для поддержки деятельности агрегаторов в части консолидации грузов и упрощения таможенного оформления. Пункты подготовки продукции должны предоставлять услуги «последней мили»: маркировка, тестирование, упаковка и т. д.
Помимо прочего, индийцы стараются капитализировать преимущества ключевых отраслей своей экономики, таких как легкая и химическая промышленность, сельское хозяйство, и стимулировать развитие перспективных секторов, в том числе высокотехнологичное производство и энергетику.
Представлена программа премьер-министра по созданию интегрированного региона текстильной промышленности и парков одежды (Prime Minister Mega Integrated Textile Region and Apparel Parks), в рамках которой будут предоставляться льготы экспортерам заявленной продукции.
От обязательства поддержания среднего экспортного объема в рамках программы развития экспорта товаров производственно-технического назначения (Export Promotion Capital Goods Scheme) будут освобождены производители молочной продукции, электромобилей всех типов, оборудования для вертикального сельского хозяйства, очистки и рециркуляции воды, систем сбора и фильтрования дождевой воды, «зеленого» водорода и т. д.
Программа выдачи предварительных разрешений распространяется на экспортеров текстиля и одежды на основании самостоятельной декларации.
Создана система «единого окна» для лицензирования товаров двойного назначения (Special Chemicals, Organisms, Materials, Equipment and Technologies (SCOMET)). Это должно упростить режим экспорта таких товаров, как беспилотные летательные аппараты, дроны, резервуары для хранения сжиженных газов, отдельные виды химической продукции и т. д.
В разрезе российско-индийских отношений обращают на себя внимание следующие особенности новой внешнеторговой политики.
Усиление роли индийских штатов и округов в реализации программ поддержки и развития экспорта подчеркивает необходимость выстраивания отношений на межрегиональном уровне. Рекомендуется выстраивать работу с руководством индийских штатов с дальнейшим переходом на уровень округов и муниципалитетов с учетом их отраслевой принадлежности и потребности российских регионов в той или иной продукции. Индийские компании, попадая под действие программ стимулирования экспорта, могли бы поставлять товары в субъекты Российской Федерации с наименьшими издержками. Возможно создание взаимодействия на уровне региональных ТПП, когда будет осуществляться обмен информацией о потребностях российского бизнеса в тех или иных товарах или услугах, которые индийские предприниматели могли бы закрывать.
Кроме того, стоит обратить внимание на то, что основной акцент в новой внешнеторговой политике Индии сделан на предоставление помощи, льгот и преференций малым и средним предприятиям. С учетом геополитической обстановки и определенной зависимости крупных индийских компаний от рынков западных стран, представляется перспективным выстраивание отношений с малыми и средними предприятиями Индии. Индийские ММСП весьма гибки, договороспособны и очень заинтересованы в налаживании отношений с российскими коллегами и выходе на экспортные рынки, в том числе третьих стран.
Упрощение процедур экспортного лицензирования высокотехнологичной продукции также может способствовать увеличению поставок из Индии в Россию этой категории товаров для покрытия возможного дефицита в связи с введенными торговыми ограничениями.
1По данным Минторгпрома Индии // https://tradestat.commerce.gov.in/eidb/default.asp
2По данным Министерства ММСП Индии // https://pib.gov.in/PressReleaseIframePage.aspx?PRID=1884734
https://www.pib.gov.in/PressReleasePage.aspx?PRID=1744032
https://www.tpci.in/indiabusinesstrade/blogs/budget-2023-24-msmes-to-drive-growth/
Источники и литература
- Directorate General of Foreign Trade // https://www.dgft.gov.in/CP/?opt=ft-policy
- Department of Commerce, Ministry of Commerce and Industry, Government of India // https://commerce.gov.in/trade-statistics/
- Ministry of Micro, Small and Medium Enterprises, Government of India // https://msme.gov.in/documents/reports-and-publications
- Press Information Bureau, Government of India // https://www.pib.gov.in/indexd.aspx