Мьянма (до 1989 г. - Бирма) - самое крупное государство Индокитайского полуострова (площадь 678 500 кв. км) и второе по величине государство - член АСЕАН (после Индонезии) с населением более 50 млн человек. Страна обладает богатыми природными ресурсами, в том числе запасами природного газа (по общим оценкам - 2,5 трлн куб. м, подтвержденные запасы - 509,4 млрд куб. м), нефти (запасы - порядка 3,2 млрд т)1, минеральными и рудными полезными ископаемыми (золото, серебро, медь, олово, цинк, вольфрам, рубины, сапфиры), значительными гидроресурсами, внушительными запасами древесины и плодородными землями2.

Стратегическое значение Мьянмы

У Мьянмы уникальное геополитическое положение, так как страна расположена между двумя экономическими гигантами - Индией и Китаем, а также фактически находится на перекрестке важнейших торговых путей, являясь «мостом» между Восточной, Южной и Юго-Восточной Азией.

Мьянма уже много лет является ареной соперничества ведущих держав, в первую очередь Индии и Китая. Мьянма играет для этих двух азиатских гигантов чрезвычайно важную роль. Во-первых, с точки зрения географического положения Мьянма - это перекресток между Восточной, Юго-Восточной и Южной Азией. Во-вторых, Мьянма имеет важное значение как источник топливно-энергетических и других минеральных ресурсов, а также сельскохозяйственного сырья. В-третьих, как сфера реализации их геостратегических интересов3.

Для Китая доступ к морским портам Мьянмы позволит запустить альтернативные торговые маршруты в обход узкому Малаккскому проливу. Постоянно растущий спрос на энергоресурсы способствовал формированию китайской стратегии «Нить жемчуга», под которой подразумевается создание центров военного и экономического присутствия в регионе, а также получение широкого доступа к портам и аэропортам. Более 80% нефти и нефтепродуктов доставляется в КНР из Персидского залива и Африки по Индийскому океану через Малаккский пролив. Ощущая столь большую зависимость от поставок нефти извне, Пекин стремится оградить страну от любых попыток перерезать пути энергоснабжения. Поэтому китайское руководство уделяет большое внимание решению проблем транспортировки нефти в целом, особенно через Малаккский пролив.

Американские корабли контролируют этот пролив, патрулируя его и участвуя в совместных военно-морских учениях со странами региона. Существует вероятность, что в случае резкого обострения американо-китайских отношений ВМФ США может перекрыть жизненно важные для Китая транспортные коридоры. В связи с этим в последние годы Китай инициировал новую политику в отношении стран Юго-Восточной Азии, в которой тесно переплетаются энергетические мотивы и геополитические соображения. Важное место в этой стратегии занимает Мьянма, обладающая широкой береговой линией и развитой портовой инфраструктурой, хотя и нуждающейся в модернизации. Кроме того, по территории Мьянмы проходит крупный газо- и нефтепровод в Китай.

Для Индии тесное сотрудничество с Мьянмой также является вопросом национальной безопасности. Именно через территорию Мьянмы проходит Каладанский мультимодальный транспортный коридор, соединяющий северо-восточные штаты Индии с Большой Индией в обход узкого сухопутного коридора Силигури (около 30 км), который также называют «шейка цыпленка»4. Кроме того, Индия на данный момент не в силах обеспечить конкуренцию росту китайского экономического присутствия в зоне непосредственного соседства, поэтому Дели стремится не допустить наращивания Китаем политического и военного присутствия в сопредельных странах5. По этим причинам Индия стремится к расширению сотрудничества с Мьянмой. Тем не менее исследователи склонны оценивать политику Индии на мьянманском направлении скорее реактивной, а не активной, стратегически и логически выстраиваемой программой6. По сути, Индия всего лишь пытается догнать Китай и не допустить его чрезмерного усиления в регионе.

Отношение Мьянмы к указанным странам весьма неоднозначное вследствие исторического прошлого и современных политических событий. В колониальный период Мьянма входила в состав Британской Индии, а большинство административных постов в тот период занимали этнические индусы, что вызывало недовольство среди местного населения. Китай же руководство Мьянмы неоднократно подозревало в связи с сепаратистскими группировками, действующими в некоторых регионах страны, и даже в военной помощи вооруженным повстанцам. США ввели санкции против Мьянмы еще в 1988 году, после предыдущего военного переворота. Фактически страна на долгое время оказалась в международной изоляции. Из-за этого геополитического соперничества за влияние в регионе между Китаем, Индией и США Россия является для Мьянмы хорошим противовесом и наиболее безопасным союзником.

Отношения России и Мьянмы на современном этапе

В феврале 2021 года в Мьянме произошел военный переворот. Страна давно находится под западными санкциями, но это событие осложнило отношения даже с ближайшими партнерами по АСЕАН. В феврале 2022 года Россия начала специальную военную операцию (СВО) на Украине. Санкции недружественных стран не заставили себя долго ждать. Из всех стран АСЕАН только Мьянма поддержала действия России на Украине. Именно взаимный интерес в поиске новых ключевых партнеров подтолкнул РФ и Мьянму к беспрецедентному сближению. В американском издании «The Diplomat» даже вышла статья с громким названием «Солидарность изгоев: отношения Мьянмы и России расцветают на фоне западных санкций»7. Эти события во многом способствовали стремительному выходу российско-мьянманских отношений на качественно новый уровень.

В 2023 году Россия и Мьянма будут отмечать 75-летие с момента установления дипломатических отношений. А 2022 год стал поистине прорывным в отношениях двух государств. Было подписано множество соглашений о сотрудничестве в ключевых и наиболее перспективных секторах экономики. Многие проекты уже реализуются. Заметно возросла не только интенсивность контактов на всех уровнях, но и результативность этих встреч.

Совершенствуется и договорно-правовая база двусторонних отношений. С 2000 года работает Российско-мьянманская смешанная комиссия по военно-техническому сотрудничеству, которое долгое время было основой двустороннего взаимодействия России и Мьянмы. С августа 2014 года действует Межправительственная российско-мьянманская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству8.

За небольшой промежуток времени российская дипломатия достигла колоссальных результатов на мьянманском направлении. Объем торговли между двумя странами пока остается весьма скромным и не соответствует имеющемуся потенциалу. Основная часть российских поставок в Мьянму приходится на машины, оборудование и транспортные средства, минеральные продукты, металлы и изделия из них. Основу импорта составляют текстиль и обувь, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье9. В 2021 году товарооборот России и Мьянмы составил всего 431,6 млн долларов. Но за первое полугодие 2022 года взаимный товарооборот вырос в 2,4 раза10. Кроме того, Россия стала ключевым поставщиком энергоносителей и сельскохозяйственной продукции для Республики. 

В июне 2022 года делегация Мьянмы приняла участие в работе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Аунг Наинг У, министр инвестиций и внешних экономических связей Республики Союз Мьянма, в ходе своего выступления отметил, что уникальное расположение Мьянмы между двумя гигантами - Китаем и Индией - позволяет российскому бизнесу использовать Мьянму в качестве хаба для своего продвижения в странах Юго-Восточной Азии и АСЕАН в том числе11.

В августе 2022 года во время визита министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Республику Союз Мьянма состоялось обсуждение широкого круга вопросов российско-мьянманских отношений, включая политический диалог, торгово-инвестиционные связи, взаимодействие в области обороны и безопасности, гуманитарные обмены.

В сентябре 2022 года на полях Восточного экономического форума состоялась встреча Президента РФ Владимира Путина с Председателем Государственного административного совета Республики Союз Мьянма Мин Аун Хлайном. Лидер Мьянмы отметил, что в течение последних 20 лет отношения между нашими странами развиваются очень интенсивно. Сопредседателями Межправительственной российско-мьянманской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству - министром экономического развития Российской Федерации М.Г.Решетниковым и министром по инвестициям и внешнеэкономическим связям Мьянмы Кан Зау - в августе 2022 года была подписана обновленная Стратегия развития российско-мьянманского экономического сотрудничества. В настоящее время ведется работа по подготовке проекта «Дорожной карты» реализации проектов и мероприятий в рамках принятой стратегии.

На полях Восточного экономического форума во Владивостоке в сентябре 2022 года стороны также обсуждали возможности расширения сотрудничества в сфере образования. Спустя всего три месяца на полях 3-го заседания Межправительственной российско-мьянманской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству состоялось подписание соглашения об открытии филиала Дальневосточного федерального университета в Мьянме. Он станет первым российским и единственным иностранным лицензированным филиалом на территории Мьянмы12.

5 декабря 2022 года в столице Мьянмы г. Нейпьидо состоялось 3-е заседание Межправительственной российско-мьянманской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. По итогам встречи сопредседатели комиссии - министр экономического развития РФ Максим Решетников и министр по инвестициям и внешнеэкономическим связям Мьянмы Кан Зау - подписали совместный протокол. «Россия готова наращивать товарооборот с Мьянмой, качественно менять его структуру, а также создавать условия для роста инвестиций», - подчеркнул глава Минэкономразвития РФ13. Также в рамках заседания межправительственной комиссии прошел Бизнес-форум Россия - Мьянма, на котором были организованы «круглые столы» по следующим направлениям: промышленность и сельское хозяйство; энергетика и геологоразведка; банки и финансы; IT и цифровые технологии; медицина и фармацевтика; туризм, транспорт и логистика14

В течение 2022 года делегации двух стран также встречались в России «на полях» энергетического и транспортного форумов. Никогда прежде в истории двусторонних отношений не наблюдалось такой активности со стороны бирманского руководства15. Также было анонсировано учреждение торгового представительства РФ в Мьянме. 

Приходится констатировать, что в настоящее время у российских деловых кругов недостаточно опыта по ведению бизнеса в Мьянме. Российские предприниматели долгое время считали рынок Мьянмы высокорискованным. Среди потенциальных проблем для начала бизнеса в Мьянме, как правило, называют политические риски, низкое качество имеющейся инфраструктуры, несовершенство законодательства, недостаточно развитый финансовый сектор, коррупцию. К тому же, как правило, российские предприниматели не знают особенностей ведения бизнеса в этой стране, что уже не раз приводило к значительным убыткам и срыву достигнутых договоренностей16. Но в последнее время наметились позитивные тенденции.

После ухудшения отношений с западными странами, объявленными недружественными, Россия стремительно начала переориентацию торговых потоков на Восток. Это касается и таких традиционных экспортных категорий, как энергоресурсы, продовольствие, удобрения и т. д. Перед Россией остро встал вопрос диверсификации рынков, в связи с этим выросли и поставки на рынки стран АСЕАН. По словам директора Третьего департамента Азии Министерства иностранных дел РФ Николая Ноздрева, почти все страны АСЕАН в той или иной мере проявляют интерес к наращиванию импорта углеводородов из России17. Так, правительство Мьянмы в 2022 году создало специальный комитет по импорту нефти и нефтепродуктов из России18. Представители Мьянмы также ведут переговоры с российской компанией «Интер РАО» о строительстве в Мьянме новых электростанций19. По информации Минэкономразвития России, одним из подрядчиков строительства ГЭС на реке Паунлаун в Мьянме может стать российская компания. Значимым событием также стало подписание соглашения о сотрудничестве с Мьянмой по мирному атому20. Есть все основания полагать, что взаимовыгодное сотрудничество России и Мьянмы будет и дальше набирать обороты.

 

Важно понимать, что сотрудничество развивается интенсивно только тогда, когда в нем заинтересованы обе стороны. Если одна из сторон не видит ощутимой выгоды от расширения торгово-экономических и политических отношений, то подобная «игра в одни ворота» способна принести лишь скромные плоды.

В настоящее время между Россией и Мьянмой подписано множество соглашений о сотрудничестве в ключевых и наиболее перспективных секторах экономики. Многие проекты уже реализуются. Важно закреплять и развивать эти успехи.

Есть основания полагать, что другие страны АСЕАН в ближайшие годы также будут наращивать сотрудничество с Россией по целому ряду причин. Во-первых, вследствие стремления избежать чрезмерной зависимости от Китая или США. Во-вторых, взаимодействие с Россией в странах ЮВА не воспринимается в качестве угрозы для национального суверенитета. В третьих, Россия обладает прекрасным научно-техническим потенциалом и колоссальными природными ресурсами и способна в значительной степени обеспечить потребности стран АСЕАН в продовольствии и энергоресурсах. В четвертых, торговля морским путем между Россией и государствами АСЕАН возможна без посредников и весьма удобна с точки зрения логистики при условии развития и модернизации инфраструктуры. И, наконец, в  пятых, в рядах политической элиты многих стран ЮВА по-прежнему помнят о помощи, которую оказывал СССР их странам, только получившим независимость в середине XX века. Поэтому в обществе этих стран сохраняется дружественное отношение к России, несмотря на то что после распада СССР Россия долгое время не уделяла должного внимания поддержанию связей со странами региона. 

Почему России выгодно расширять и углублять сотрудничество со странами АСЕАН? Среди основных причин можно назвать следующие моменты. АСЕАН - большой перспективный рынок с региональным ВВП более 3 трлн долларов, который в совокупности является пятой экономикой мира. Страны АСЕАН отличает прагматичный подход к ведению бизнеса. Они умеют разделять политику и экономику. То есть политические разногласия не должны мешать экономическому сотрудничеству, если это выгодно. В отличие, например, от арабских стран, которые могут разорвать деловые отношения, если, по их мнению, контрагенты притесняют мусульман21, или гигантов мировой экономики, вроде Китая, которые могут в одностороннем порядке пересмотреть договоренности, когда посчитают это целесообразным22, если не имеют критической зависимости от данной группы импортных товаров, а свои экспортные товары легко могут переориентировать на другие рынки.

Немаловажно и то, что с большинством стран АСЕАН Россия может торговать по морю без посредников, что является весьма важным фактором устойчивого развития отношений. Кроме того, в силу географической удаленности, исторически сложившихся культурных связей, несоизмеримых масштабов экономик и различной структуры экспорта и импорта даже в отдаленной перспективе вероятность конфликта интересов с этими странами для России крайне мала.

Что следует сделать в первую очередь для дальнейшего развития российско-мьянманских отношений и расширения сотрудничества со странами АСЕАН в целом:

- преодолевать информационный вакуум, который по-прежнему существует между нашими странами;

- работать над преодолением «узких мест» в таможенном регулировании и торговом законодательстве;

- выработать эффективные стимулирующие механизмы для активизации товарооборота и взаимных инвестиций по приоритетным направлениям;

- создать устойчивую систему взаиморасчетов в национальных валютах;

- разработать и внедрить оптимальные транспортно-логистические коридоры для бесперебойных поставок;

- развивать и модернизировать инфраструктуру, критически важную для вывода взаимодействия на качественно новый уровень.

По мнению автора, в развитии отношений со странами АСЕАН нужно делать ставку именно на высокотехнологичную продукцию. Безусловно, России следует наращивать поставки продовольствия и энергоресурсов, в которых нуждаются страны Юго-Восточной Азии. Но российская продукция по объективным причинам может проигрывать, к примеру, австралийскому экспорту в регион из-за больших транспортных расходов и транспортного плеча. Кроме того, России необходимо выработать комплексную стратегию расширения присутствия в Юго-Восточной Азии, в которой нужно сделать упор на ключевые конкурентные преимущества, позволяющие занять прибыльные ниши и надолго закрепиться в регионе.

 

 

1О Мьянме // URL: https://myanmar.mid.ru/ru/countries/o_myanme/ (дата обращения: 22.12.2022).

2Геополитическая ценность Мьянмы как фактор конкуренции между Индией и Китаем // URL: https://interaffairs.ru/news/show/28632?ysclid=lcjbo5ddjv877846535 (дата обращения: 28.12.2022).

3Кокушкина И.В. Внешняя политика, внешние связи Мьянмы и формирование российско-мьянманского сотрудничества в начале XXI в. (к 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и Мьянмой) // Азия и Африка сегодня. 2018. №8. С. 15-20.

4Проблемы геополитики в реализации международных транспортных коридоров Южной Азии // URL: https://riss.ru/media/documents/01_p3IIf9W.pdf?ysclid=lcjjn3lp7f863553883 (дата обращения: 22.12.2022). 

5Куприянов А.В. Индия и Китай: игра с ненулевой суммой // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. №6. С. 133-141 // https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-6-133-141

6Лебедева Н.Б. Треугольник «Индия - Мьянма - Китай» (проблемы и компромиссы взаимодействия) // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2010. №15. С. 46-78.

7Pariah Solidarity: Myanmar-Russia Relations Blossom Amid Western Sanctions // URL: https://thediplomat.com/2022/08/pariah-solidarity-myanmar-russia-relations-blossom-amid-western-sanctions/ (accesses 02.01.2023).

8Двусторонние отношения // URL: http://druzhbarm.ru/dvustoronnie-otnosheniya/?ysclid=lbcbzdehj0348104885 (дата обращения: 22.12.2022).

9Межгосударственные отношения России и Мьянмы // URL: https://ria.ru/20190426/1553040178.html?ysclid=lckcpkiadg304188023 (дата обращения: 21.12.2022).

10Путин заявил о росте товарооборота России и Мьянмы за полгода в 2,4 раза // URL: https://tass.ru/ekonomika/15674397?ysclid=lcf9drqbei648388869 (дата обращения: 22.12.2022).

11ПМЭФ-2022: Бизнес-диалог ЕАЭС - АСЕАН // URL: https://www.russia-asean.com/events/1232 (дата обращения: 02.01.2023).

12Россия и Мьянма подписали Меморандум о взаимопонимании в области сотрудничества в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности // URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/61811/

13Максим Решетников: Россия готова наращивать экспорт в Мьянму // URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/maksim_reshetnikov_rossiya_gotova_narashchivat_eksport_v_myanmu.html?ysclid=lcolxd0sm9442810694 (дата обращения: 12.12.2022).

14Заседание Межправительственной российско-мьянманской комиссии // URL: https://www.russia-asean.com/events/1353 (дата обращения: 22.12.2022).

15Симония А.А. Двусторонние отношения Российской Федерации и Республики Союз Мьянма на подъеме // Информационно-аналитический бюллетень «Россия и Юго-Восточная Азия в эпоху трансформации миропорядка». Выпуск 1 // URL: https://ivran.ru/sites/28/files/Biulleten_Tsentra_IuVA,_AiO_IV_RAN_(Vypusk_pervyi).pdf (дата обращения: 21.12.2022).

16Lutz-Auras L. Russia and Myanmar - Friends in Need? // Journal of Current Southeast Asian Affairs. 2015. V. 34. №2. P. 165-198.

17Страны АСЕАН интересуются импортом углеводородов из России, заявили в МИД  // URL: https://ria.ru/20221005/asean-1821610113.html?ysclid=lckifljdtm414373823 (дата обращения: 22.12.2022).

18Власти Мьянмы создали комитет по импорту нефти из России // URL: https://ria.ru/20220817/neft-1810261043.html?
ysclid=lcant2oald124650953 (дата обращения: 22.12.2022).

19Российская компания может поучаствовать в строительстве ГЭС в Мьянме // URL: https://www.kommersant.ru/doc/5706570?ysclid=lckcsutaxn454586010 (дата обращения: 28.12.2022).

20Кабмин одобрил проект соглашения с Мьянмой о сотрудничестве по мирному атому // URL: https://tass.ru/ekonomika/16705547?ysclid=lcrgnhr8hl148878683 (дата обращения: 10.01.2023).

21Из-за давления арабских стран на бразильский агробизнес руководство Бразилии было вынуждено отменить решение о переносе посольства в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим.

22Китай бессрочно заморозил экономический диалог с Австралией // URL: https://tass.ru/ekonomika/11313835?ysclid=lcokevo3ow472748204 (дата обращения: 21.12.2022).