Подразделение по защите дипломатической службы Российского государства отсчитывает свою историю, что неудивительно, с того же момента, что и сама дипломатия нашей страны. Известно, что Посольский приказ был образован в 1549 году при царе Иване IV Грозном. В Четвертом повытье (по-нашему - отделе) Посольского приказа нашла свое место и служба обеспечения безопасности. Уже тогда к вопросам защиты послов (дьяков Посольского приказа) и самого Посольского приказа предъявлялись серьезные требования. И это неслучайно. История знает немало случаев расправ над послами, несмотря на то, что издревле существовало негласное правило - «Посла не куют и не вяжут и голову ему не рубить».
В штатное расписание Четвертого повытья входили специальные сотрудники, которые «дежурили по двое, день в ночь через сутки; помимо этого, им поручались и другие дела, а также охрана Посольского приказа». Служащие приказа находились на особом положении: они общались с иностранцами, совершали заграничные поездки и вели конфиденциальную переписку по «чувствительным» внешнеполитическим вопросам.
На начальном этапе вопросы безопасности ограничивались в основном обеспечением защиты посла, поскольку было важно, чтобы он мог беспрепятственно добраться до конечной точки своего путешествия, вручить вверенные ему государственные документы и направлявшиеся с ним дары адресату. Надо было, в конце концов, чтобы в государстве командирования не был нанесен урон достоинству посла и, соответственно, достоинству пославшего его властителя. Во все времена российские дипмиссии охранялись различными воинскими подразделениями. С XVII века эти функции выполняли казаки.
Наряду с традиционными задачами по охране посольств с каждым годом все актуальнее становились вопросы сохранения в тайне тех сведений и инструкций, которые получал посол или курьер, направляясь в зарубежную поездку, а также проблемы обеспечения секретности делопроизводства в самом Посольском приказе.
Именно в это время обозначилась вторая важнейшая составляющая дипломатической безопасности - защита государственной тайны. Разглашение секретных сведений уже тогда считалось серьезным проступком. За «длинный язык» в те времена строго наказывали. В лучшем случае уличенный в болтливости сотрудник отчислялся из Посольского приказа и вряд ли мог рассчитывать на получение работы в другом государственном учреждении.
В начале XVIII века вопросы взаимоотношений с иностранными государствами были переданы от Посольского приказа в Посольскую канцелярию. Затем в 1718 году была создана Коллегия иностранных дел, просуществовавшая почти столетие, которую, в свою очередь, в 1802 году сменило Министерство иностранных дел. Во всех этих ведомствах обязательно имелось подразделение, отвечавшее за охрану и защиту. В частности, в штатное расписание МИД Российской империи, помимо других, входили должности вахмистра, капрала, солдат и сторожей, занимавшихся исключительно вопросами обеспечения безопасности.
Кроме внешней охраны, внешнеполитическое ведомство следило и за тем, чтобы его ряды не пополняли «агенты влияния» иностранных держав или других недружественных структур. В архивах хранятся собственноручные обязательства сотрудников МИД того времени, в том числе тех, кто оставил свой неизгладимый след в истории русской литературы, подтверждающие их клятвенное заверение о «несостоянии в масонских и иных тайных обществах». Среди них есть, например, автограф Ф.И.Тютчева. Интерес представляют также расписки А.С.Пушкина, В.К.Кюхельбекера, А.С.Грибоедова об ознакомлении с Указом Екатерины II от 4 августа 1791 года о «неразглашении служебной тайны и посещении домов чужестранных министров только по делам службы». При поступлении на службу в МИД чиновники должны были принять на себя эти обязательства.
Шли годы, десятилетия. Российская империя продолжала укреплять свое международное положение. В 1828 году по результатам русско-персидской войны был подписан Туркманчайский мирный договор и на пост посла Российской империи в Тегеране был назначен А.С.Грибоедов. Его основной задачей было следить за выплатой шахом установленной статьями договора контрибуции. Обилие недовольных таким положением дел при дворе персидского шаха делало миссию А.С.Грибоедова крайне опасной. И без того холодные отношения персов и российского посла перешли точку невозврата после бегства в Российскую империю главного казначея шаха и укрытия в посольстве двух армянок христианского вероисповедания. Стотысячная толпа протестующих собралась у стен российского посольства. Самые оголтелые пошли на штурм. А.С.Грибоедов и 35 казаков из охраны миссии приняли неравный бой и все погибли. Этот кровавый эпизод в российской дипломатии стал, пожалуй, первым подобным случаем в новой истории.
Помимо ответственных за личную, как мы сейчас сказали бы, «физическую» охрану послов и диппредставительств, были в составе МИД Российской империи и подразделения, занимавшиеся «тайнописью», то есть шифрованной перепиской. Вместе с тем, несмотря на явную потребность в сохранении и нераспространении секретной информации, в Российской империи так и не была создана система защиты государственной тайны. Этот пробел пришлось восполнять уже молодой советской республике в 20-х годах XX столетия.
Так, 13 октября 1921 года Декретом СНК был утвержден Перечень сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению, а 30 августа 1922 года Секретариатом ЦК РКП(б) принято постановление «О порядке хранения и движения секретных документов», где впервые было зафиксировано, что для организации и ведения секретного делопроизводства необходимо создание секретных частей. И вот, 5 января 1923 года Коллегия Народного комиссариата иностранных дел СССР, заслушав доклад о Секретном отделе, постановила «создать пока малый аппарат со штатом в 11 человек. Все идущие в отделы секретные бумаги направлять через этот отдел. Разослать соответствующий циркуляр по отделам». Так началась новейшая история Департамента безопасности и продолжилась история дипломатической службы, связанная с обеспечением защиты посольств и сохранением государственной тайны.
Это был непростой период нашей истории. Только что закончилась кровавая Гражданская война, с территории России изгнаны войска интервентов. Страна лежала в руинах, промышленность и сельское хозяйство требовали восстановления. Основными задачами НКИД СССР в то время были вывод страны из политической изоляции, восстановление ее как равноправного и неотъемлемого субъекта международных отношений, обеспечение мирных условий для преодоления разрухи и социально-экономического развития. Огромные усилия внешнеполитического ведомства в 1920-х годах увенчались успехом - большинство стран мира признали СССР и установили с ним дипломатические отношения.
Активное подключение нашей страны к международной деятельности проходило в сложной, враждебной и зачастую весьма опасной внешнеполитической обстановке. Следует отметить, что на начальном пути своего становления Секретный отдел занимался исключительно вопросами секретного делопроизводства и сохранения государственной тайны. Проблемы физической защиты советских дипломатических представителей не входили в сферу его деятельности. Это привело, к сожалению, к целому ряду трагических событий. Достаточно вспомнить убийства российских полпредов В.В.Воровского в Лозанне в 1923 году и П.Л.Войкова в Варшаве в 1927 году, дипкурьера Т.Я.Нетте в поезде Москва - Рига в 1926 году, секретаря советского консульства А.П.Майлова во Львове в 1933 году.
В 1920-1930-х годах была проведена унификация состава секретных органов и установлена стандартная номенклатура должностей секретных аппаратов советских учреждений и организаций. С принятием ряда общесоюзных инструкций, регламентировавших отдельные вопросы организации и ведения делопроизводства, появилась «Инструкция по секретному делопроизводству». Постановлением Совета народных комиссаров определены грифы секретности: «не подлежит оглашению», «секретно» и «совершенно секретно». В 1948 году утверждается правительственная инструкция по обеспечению сохранения государственной тайны и на Секретный отдел возлагается ведение централизованного учета и контроля за прохождением и исполнением важнейших документов в МИД СССР.
В 1969 году на основе Секретного отдела был создан Специальный отдел министерства, а спустя десять лет в его составе появляется Группа по противодействию иностранным техническим разведкам. В самом начале 1990-х годов принимается решение объединить все службы министерства, обеспечивающие сохранность государственной тайны и безопасность, в один департамент, который получил название Департамента по административным вопросам.
Однако довольно скоро стало понятно, что возложенный на эту структуру круг вопросов слишком велик, чтобы «уместиться» в одном департаменте, и в 1996 году принимается решение об упразднении Департамента по административным вопросам и создании на его базе Департамента безопасности и ряда других подразделений. Потом были еще некоторые организационные «переформатирования», но именно с этого момента и стартует современный этап в истории департамента.
Преобразование Департамента безопасности, курирующего вопросы сохранения государственной тайны и обеспечения безопасности российских загранучреждений и персонала в отдельное подразделение, было продиктовано постоянно нарастающими с начала 1970-х годов террористическими угрозами и возросшей активностью западных спецслужб. Неурегулированность множества региональных конфликтов, деятельность крупных террористических организаций и политические убийства - все это стало неотъемлемой частью международных событий.
К сожалению, и российская дипломатия понесла тяжелые потери. В 2016 году убит Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Турции Андрей Геннадьевич Карлов, в разные годы погибли наши товарищи в Ливане, Ираке, Абхазии, Афганистане. В холле первого этажа высотного здания МИД России установлена мемориальная доска с выбитыми на ней золотом фамилиями сотрудников министерства, погибших при исполнении служебного долга. Основная задача Департамента безопасности состоит в том, чтобы этот список не пополнялся новыми именами.
Современным дипломатам все чаще приходится работать в условиях не только угроз со стороны экстремистских и террористических группировок, но и плотного недружелюбного «присмотра» со стороны специальных служб иностранных государств. Способы контроля, слежки, съема информации постоянно совершенствуются, провокации и вербовочные подходы становятся все более циничными и прямолинейными. Не гнушаются иностранные спецслужбы и откровенными методами шантажа и устрашения.
Все это требует от Министерства иностранных дел и Департамента безопасности принятия необходимых и исчерпывающих мер по обеспечению безопасности российских загранучреждений и их сотрудников. Что же такое Департамент безопасности сегодня и чем он занимается?
Это сложный механизм, обеспечивающий комплексную безопасность центрального аппарата, загранучреждений МИД России и контроль за соблюдением режима защиты государственной тайны.
В соответствии с Венскими конвенциями о дипломатических сношениях 1961 года и о консульских сношениях 1963 года аккредитующее государство обязано в полной мере обеспечивать неприкосновенность дипломатических представительств и консульских учреждений. Однако вынуждены констатировать, что в некоторых странах положения конвенций не выполняются или выполняются не в полной мере. Это связано как с объективными причинами - слабая центральная власть, неспособная контролировать все процессы в стране, так и с субъективными - намеренное уклонение от выполнения функций по защите загранучреждений. Этим в последнее время «грешат» многие из так называемых «недружественных государств».
Адекватно и своевременно реагируя на возникающие новые вызовы и угрозы, удалось выстроить достаточно надежную, отвечающую современным требованиям систему защиты. Суть ее - в гибком и нешаблонном сочетании всех составляющих безопасности применительно к каждой конкретной точке с учетом особенностей обстановки на местах. Это физическая защита, инженерно-техническая защита, защита информации и связи, разъяснительная работа с коллективами и другие средства, не все из которых можно раскрывать.
Департаменту безопасности во взаимодействии с нашими коллегами в загранучреждениях удается, несмотря на крайне сложную обстановку в мире, достойно и эффективно выполнять возложенные на него обязанности, поддерживать на должном уровне функционирование систем безопасности МИД России, обеспечивать их непрерывное совершенствование.
Хотел бы выразить благодарность всем сотрудникам департамента за доблестный труд, искренне поздравить их, и особенно наших ветеранов, с нынешним знаменательным юбилеем.