Промежуточные выборы в США, состоявшиеся 8 ноября этого года, в ходе которых переизбирался весь состав Палаты представителей Конгресса США - 435 депутатов, треть сенаторов - 33 + 2 на свободные места, из которых 21 место отстаивали кандидаты Республиканской партии и 14 мест - кандидаты Демократической партии, и 36 губернаторов, из которых 20 позиций принадлежало республиканцам и 16 - демократам, вызвали повышенный интерес во всем мире.
Традиционно промежуточные выборы в Америке концентрируются на внутренних проблемах и имеют косвенное отношение к внешней политике. Однако в условиях современной международной напряженности, вызванной противостоянием России и коллективного Запада во главе с США, достигшей критического уровня за последние 30 лет, когда в мировых СМИ открыто обсуждается вопрос о возможном втором издании Карибского кризиса 1962 года и резко возросших рисках применения ядерного оружия, провести четкую демаркационную линию между внутренней и внешней политикой США оказалось чрезвычайно трудно.
Хорошо известна базовая закономерность функционирования американской политической системы, которая состоит в том, что на первых промежуточных выборах в первый президентский срок партия президента, как правило, теряет голоса. В этой логике развивались события со времен Д.Эйзенхауэра, то есть с 1954 года промежуточные выборы неизменно становились референдумом по повестке и личности действующего президента. Более того, согласно многим политологическим моделям, популярность президента является одним из важнейших факторов, определяющих исход промежуточных выборов. Иными словами, как показала историческая практика последних 70 лет, партия президента первого срока обычно не выдерживала строгую проверку избирателей, что нередко оборачивалось потерей контроля над одной и даже двумя палатами Конгресса США и, соответственно, превращением действующего президента в «хромую утку» американской политики. В более эмфатическом переводе на русский язык выражение «lame-duck President» означает президент-неудачник и даже президент-банкрот, что нередко в прошлом подводило жирную черту не только под программой внутриполитических реформ и преобразований действующей администрации, но в ряде случаев и лишало действующего президента перспектив на переизбрание на второй срок, как это произошло с Дж.Картером и Дж.Бушем-старшим.
Применительно к Президенту Дж.Байдену президентские выборы 2020 года, которые по определению были годом широковещательных планов и обещаний американским избирателям, поддержали 81,3 млн человек, или 51,3% граждан, принявших участие в выборах1. Промежуточные выборы 2022 года должны были явиться экспресс-проверкой работы президента по их выполнению.
Исторические прецеденты как отправной пункт американских прогностических оценок исхода промежуточных выборов 2022 года
Коренной перелом в настроениях американской общественности в отношении деятельности Дж.Байдена на посту президента наступил в конце лета 2021 года, когда показатели одобрявших и не одобрявших вначале уравновесились на отметке 48% (на основе интегрального показателя опросов общественного мнения ведущих социологических служб США), а затем стали неуклонно расходиться по разным траекториям с растущим перевесом доли недовольных деятельностью хозяина Белого дома.
Достигшие максимального разрыва почти в 21% в конце июля 2022 года, который сократился до 12,5% к 8 ноября этого года на фоне ухудшения экономического положения в первом полугодии 2022 года, они породили у подавляющего большинства политологов и представителей ведущих социологических служб убеждение в том, что осенью 2022 года США ждет мощная «красная волна», можно даже сказать «республиканское цунами», которое сметет демократов как в вашингтонских коридорах власти, так и губернаторских резиденциях во многих американских штатах. При этом в качестве прецедентов новейшего времени фигурировали промежуточные выборы 1994 и 2010 годов, обернувшиеся политической катастрофой для президентов У.Клинтона и Б.Обамы, а также промежуточные выборы 2018 года - роковые для Д.Трампа, которые внесли свой вклад в его поражение на президентских выборах 2020 года. Политические итоги промежуточных выборов 1994, 2010 и 2018 годов суммированы в Таблице 1.
Таблица 1
Политические итоги и последствия промежуточных выборов 1994, 2010 и 2018 годов (потеря/приобретение мест в Конгрессе)
Год |
Президент |
Палата |
Сенат |
Итог |
1994 г. |
Демократ У.Клинтон |
- 54 |
- 8 |
Потеря контроля над Палатой представителей и Сенатом |
2010 г. |
Демократ |
- 63 |
- 6 |
Потеря контроля |
2018 г. |
Республиканец Д.Трамп |
- 40 |
+ 2 |
Потеря контроля |
The American Presidency Project. Seats in Congress Gained/Lost by the President’s Party in Mid-Term Elections // https://www.presidency.ucsb.edu/statistics/data/seats-congress-gainedlost-the-presidents-party-mid-term-elections.
При этом в конце октября 1994, 2010 и 2018 годов количество американцев, одобрявших деятельность У.Клинтона, Б.Обамы и Д.Трампа, составляли соответственно 48%, 45% и 44%. Для сравнения можно указать, что в конце октября 2022 года доля американцев, одобрявших деятельность Дж.Байдена, составляла 43%, и на этом уровне она находилась на протяжении большей части 2022 года2.
В середине июня 2022 года обобщенные настроения американского экспертно-аналитического сообщества подвела социологическая служба Гэллапа на основе четырех ключевых показателей настроения американского общественного мнения: 1) степени одобрения деятельности действующего президента; 2) степени одобрения деятельности контролируемого демократами Конгресса США; 3) степени удовлетворенности в обществе положением дел в США и 4) субъективной оценки американцами состояния экономики.
Проанализировав количество потерянных или приобретенных мест в Палате представителей Конгресса США по итогам промежуточных выборов в период с 1974 по 2018 год, аналитики службы Гэллапа на основе этих четырех показателей вывели обобщенную оценку, согласно которой в среднем стоящая у руля исполнительной власти политическая партия теряет 23 места. В ноябре 2022 года общая величина потерь для Демократической партии была оценена в пределах от 53 до 63 мест. Результаты прогностической оценки социологической службы Гэллапа исхода промежуточных выборов 2022 года применительно к Палате представителей суммированы в Таблице 2.
Таблица 2
Прогностическая оценка социологической службы Гэллапа возможных потерь Демократической партии в Палате представителей на промежуточных выборах 2022 года, в %
|
Степень одобрения деятельности президента |
Степень одобрения |
Степень удовлетворенности положением дел в США |
Степень удовлетворенности состоянием американской экономики |
Возможное количество потерянных мест |
В среднем |
51 |
30 |
35 |
9 |
- 23 |
Президент Дж.Байден |
41 |
18 |
16 |
-32 |
0т 53 до 63 (прогноз) |
GALLUP. Jones J., Saad L. Usual Midterm Indicators Very Unfavorable for Democrats. June 14, 2022 // https: //news.gallup.com/poll/393626/usual-midterm-indicators-unfavorable-democrats.aspx.
Результаты этих и других прогностических оценок возможного исхода промежуточных выборов 2022 года прочно закрепили в сознании как широкой американской общественности, так и среди экспертного сообщества представления о неумолимо надвигающейся на Демократическую партию и администрацию Дж.Байдена политической катастрофе. Аналитики влиятельного в США издания «Real Clear Politics» уверенно предсказывали потерю демократами контроля над Сенатом США, в котором республиканцы должны были получить перевес в шесть сенатских мест (53 места у Республиканской партии и 47 мест у Демократической партии)3, и обретение республиканцами двух губернаторских мест, после чего республиканцы должны были возглавлять 30 «красных» штатов, а демократы - 20 «синих» штатов4. Помимо этого, эксперты «Real Clear Politics» гарантированно предсказывали республиканцам большинство в Палате представителей минимум в 227 голосов; шансы республиканцев и демократов в борьбе за еще 34 места оценивались как равные, и при условии распределения этих мест поровну между конкурирующими партиями республиканцы могли получить дополнительно 17 голосов, и, таким образом, их большинство должно было бы возрасти до 244 депутатских мест5.
Ожидания приближающегося «красного девятого вала» были настолько сильными, что превратились в самостоятельный политико-психологический фактор американской политики. На его фоне подведение итогов вылилось в политическую драму. Однако по большому счету итоги промежуточных выборов с точки зрения расстановки сил в американском обществе можно расценить как сохранение существующего равновесия политических сил, и сложившегося в США после президентских выборов 2020 года status quo, которое было расценено американским общественным мнением как беспрецедентное поражение Республиканской партии и лично Д.Трампа и как «историческая» победа Демократической партии и лично действующего Президента Дж.Байдена.
Новая закономерность функционирования политической системы США?
Сухие статистические данные об изменениях в Конгрессах 117 и 118-го созывов, последний из которых приступит к работе в начале января 2023 года, а также в губернаторском корпусе США по итогам промежуточных выборов 2022 года суммированы в Таблице 3.
Таблица 3
Партийное представительство в Конгрессах 117 и 118-го созывов и губернаторском корпусе США по итогам промежуточных выборов 2022 года
Конгресс 117-го созыва |
|||
|
Палата |
Сенат |
Губернаторский корпус |
Демократы |
221 |
50 |
22 |
Республиканцы |
213 |
50 |
28 |
Конгресс 118-го созыва |
|||
Демократы |
213 (- 9) |
51 (+1) |
24 (+2) |
Республиканцы |
222 (+ 9) |
49 (-1) |
26 (-2) |
*1 место вакантно
RealClearPolitics Election 2022 - Final Results// RealClear Politics // https://www.realclearpolitics.com/ (assessed: 09.12.22)
Демократы сохранили контроль над Сенатом за счет того, что им удалось провести на свободное место, ранее занимавшееся сенатором-республиканцем П.Туми, бывшего вице-губернатора Дж.Феттермана, который достаточно уверенно победил своего соперника М.Оза (его активно поддерживал Д.Трамп), в соотношении голосов 51% против 46,5%. Применительно к Палате представителей республиканцы увеличили свое представительство за счет Аризоны (два места), «красного» штата Флорида (четыре места), достаточно консервативной Джорджии (одно место), консервативной Айовы (одно место), либерального Нью-Йорка (четыре места), «красного» штата Теннесси (одно место), Орегона (одно место) и Висконсина (одно место).
На выборах в губернаторском корпусе демократам сопутствовал успех в оплоте американского либерализма в штате Массачусетс, где их кандидат М.Хили, бывший генеральный прокурор штата и открытая лесбиянка, буквально разгромила своего республиканского соперника Дж.Дила в соотношении голосов 63,7% против 34,6%, и в достаточно либеральном штате Мэриленд, где кандидат демократов темнокожий Д.Мур, который стал первым афроамериканским губернатором этого штата, одержал победу над республиканским соперником Д.Коксом примерно с таким же соотношением голосов - 62,9% против 34%. Поражение демократов на выборах губернатора Невады, где губернатор-демократ С.Сайсолак проиграл своему сопернику - республиканцу Дж.Ломбардо в соотношении голосов 48,7% против 47,4%, было уравновешено победой на выборах губернатора Аризоны демократки К.Хоббс, победившей свою соперницу К.Лейк, которую активно поддерживал Д.Трамп, в соотношении голосов 50,3% против 49,7% (разрыв голосов составил всего около 20 тыс. голосов при общем количестве проголосовавших примерно 2,6 млн человек).
Выборы губернатора Аризоны, внимание к которым было приковано со стороны значительной части американской общественности, являются, возможно, одними из наиболее показательных с точки зрения несостоявшейся «красной волны». К.Хоббс является профессиональным политиком, которая была избрана в легислатуру штата в 2011 году и в сенат штата в 2013 году. С 2019 года она занимала должность государственного секретаря штата при губернаторе - республиканце Д.Дьюси. Ей противостояла достаточно харизматичная К.Лейк, которая является довольно известной в штате телеведущей и представительницей шоу-бизнеса, ранее не участвовавшая в политической жизни штата. По сути, избирателям штата предстояло сделать выбор между проверенным политиком, хорошо известным в штате, и популистом в духе Д.Трампа, которая попыталась занять высшую выборную должность в штате.
Выборы губернатора штата Аризоны, возможно, как в капле воды отразили всю дилемму американских избирателей перед лицом новой волны популистских республиканских общественных деятелей в «dans l’esprit D.Trump»: отдать ли предпочтение политикам, играющим по устоявшимся правилам политической игры, или рискнуть на эксперимент. Небольшой разрыв в числе поданных голосов между К.Хоббс и К.Лейк скорее говорит о том, что в настоящее время американские избиратели не столько отвергают трампистски настроенных общественных деятелей, сколько не решаются - пока во всяком случае - перейти своеобразный Рубикон в американской политической жизни, который действительно может перебросить американскую политическую систему в принципиально новое измерение.
Тем не менее с точки зрения общего распределения голосов между Демократической и Республиканской партиями на промежуточных выборах 2022 года, когда примерно из 102 млн американцев, пришедших на выборы, около 53 млн избирателей, или 51% отдали предпочтение кандидатам Республиканской партии и только около 49 млн человек, или 47,1%, отдали предпочтение кандидатам Демократической партии6, это действительно нуждается в углубленном анализе и осмыслении.
Расколовшаяся пополам нация
Основополагающим фактором американской политики последних лет является стремительно усиливавшийся задолго до Д.Трампа и четко сформировавшийся с его приходом к власти в январе 2017 года раскол американского общества на две диаметрально отличающиеся друг от друга по своей ценностной ориентации политические группировки, которые оказались достаточно устойчивыми и примерно равными по числу своих сторонников. Как указала в этой связи американский политический обозреватель Э.Лоури, «в ходе избирательных кампаний задолго до промежуточных выборов 2022 года две партии шли ноздря в ноздрю. Несмотря на дикие перепады в экономической конъюнктуре, ужасающий рост антидемократической политической риторики на правом фланге и непримиримые политические разногласия между демократами и республиканцами, недавние результаты президентских выборов 2020 года и промежуточных выборов 2022 года соответствуют логике распределения голосов по принципу 50% на 50%, определяемому, по сути, простым подбрасыванием монеты»7.
Эта тенденция является сравнительно новым феноменом функционирования американской политической системы, и она свидетельствует о ее нарастающей дисфункциональности. Результаты выборов являются следствием застоя в американской политике и крайних форм политической поляризации. В результате пиррова победа одной из партий на общенациональных выборах не означает получение ею ясного и четкого мандата на руководство страной, а после очередного унизительного поражения не происходит перегруппировки партийных рядов и глубоких реформ.
По заключению политолога Принстонского университета профессора Френсиса Ли, обеим партиям давно присущ синдром неуверенности в своей победе, в результате чего они оказываются всецело вовлеченными в бесконечную межпартийную борьбу: «Ожесточенная партийная конкуренция за институциональный контроль вынуждает членов Конгресса заботиться исключительно о своем переизбрании на очередной срок. Когда партийный контроль над законодательной властью кажется висит на волоске, члены и лидеры обеих партийных фракций в Конгрессе вкладывают основные усилия в продвижение имиджа своей собственной партии и в дискредитацию образа оппозиционной партии. Эти усилия в создание партийного имиджа часто стоят непреодолимой преградой на пути межпартийного сотрудничества в выработке и принятии надпартийного законодательства»8.
В условиях растущей политической поляризации основную роль в ходе промежуточных выборов сыграли идеологические стереотипы. По сути, в американском общественном сознании вся кампания 2022 года стала представляться как продолжение президентских выборов 2020 года, которая приняла форму заочной дуэли между президентом Дж.Байденом и бывшим президентом Д.Трампом. Демократы умело поставили в центр политической борьбы идею «Спасения американской демократии». В программной речи, произнесенной в Филадельфии 1 сентября 2022 года, Дж.Байден прямо заявил о том, что на карту поставлено «само существование равенства и демократии», которые сделали Америку «процветающим обществом, свободным и справедливым». При этом, обратившись к американским избирателям, Дж.Байден назвал их «подлинными наследниками американского эксперимента, который начался два века назад».
Главными противниками американской демократии Дж.Байден назвал Д.Трампа и его сторонников по движению «Сделаем Америку вновь великой» (MAGA), которые являются экстремистами, «угрожающими самому существованию республики». Д.Трамп и его сторонники, утверждал президент, «продвигают авторитарных лидеров и раздувают пламя политического насилия, которое представляет угрозу личным правам, стремлению к справедливости, верховенству закона и самому духу этой страны». С этим посланием Дж.Байден прямо обратился к тем 81 млн американцев, которые поддержали его на президентских выборах 2020 года9. Несколькими днями ранее, выступая в Бетесде (шт.Мэриленд), Дж.Байден охарактеризовал философию Д.Трампа и его сторонников как «полуфашистскую»10.
Активное участие Д.Трампа в промежуточных выборах 2022 года выразилось не только в многочисленных митингах со своими сторонниками, но и в прямой поддержке кандидатов Республиканской партии как на этапе первичных выборов, так и на заключительном этапе кампании. Всего в ходе первичных выборов Д.Трамп «благословил» 241 кандидата, из которых 93% стали официальными кандидатами Республиканской партии на выборах как в Конгресс США, так и на губернаторских выборах. На заключительном этапе промежуточных выборов Д.Трамп поддержал кандидатуры 254 республиканцев, из которых успех сопутствовал 82%11.
Несмотря на то что многие резонансные республиканские кандидаты проиграли выборы, как, например, Д.Мастриано в штате Пенсильвания в борьбе за пост губернатора штата, или А.Лаксальт в борьбе за место в Сенате от штата Невада, в целом на губернаторских выборах из восьми поддержанных Д.Трампом резонансных кандидатов от Республиканской партии проиграли выборы пять кандидатов, три - провели успешные кампании, на выборах в Сенат - шесть кандидатов выиграли и трое - проиграли, и на выборах в Палату представителей девяти кандидатам сопутствовал успех, и шести кандидатам - горечь поражения12.
При таком понимании характера промежуточных выборов 2022 года, когда «экстремистским» республиканским кандидатам, поддержанным Д.Трампом, противостояли последовательные борцы за «идеалы американской демократии», поддержанные Белым домом, их исход становится вполне понятным и даже хорошо предсказуемым. Он также объясняет, почему вопросы ухудшения социально-экономического положения десятков и сотен млн американских граждан, разгул преступности, иммигрантский кризис и ряд других острых проблем общественного развития США не оказали существенного влияния на изменение в расстановке политических сил в США. И весьма показательным с этой точки зрения является короткое заявление Дж.Байдена, в котором он подвел итоги промежуточных выборов 2022 года. Дословно в заявлении Белого дома говорилось о том, что прошедшие «выборы показали силу и устойчивость американской демократии. Было продемонстрировано решительное неприятие отрицателей результатов выборов, политического насилия и запугивания. Было решительно заявлено, что в Америке преобладает воля народа»13.
В целом американские политологи после объявления результатов выборов стали склоняться к выводу о том, что сработала идея «защиты американской демократии», на которую сделал ставку Дж.Байден и которую со скептицизмом в ее эффективности восприняли и продемократические СМИ, и политологи всех мастей, далеко не уверенные в том, что «демонстрация верности идеалам отцов-основателей была правильным шагом для победы на выборах»14.
Вместе с тем необходимо отметить тот факт, что Д.Трамп и Дж.Байден выступают в своего рода диалектически связанной паре. На прошедших выборах фигура Д.Трампа стала важнейшим фактором «цементирования» массовой электоральной базы Демократической партии. Безальтернативность Дж.Байдена среди демократов постоянно подпитывается его утверждениями, что он является единственным политиком Демократической партии, который победил Д.Трампа в 2020 году и без особого труда может повторить свой успех на следующих президентских выборах15. Добровольный или вынужденный уход Д.Трампа из большой политики в предстоящие два года, который автоматически позволит участвовать в президентских выборах перспективным политикам Республиканской партии, таким как губернатор Флориды Р.Десантис и губернатр Вирджинии Г.Янгкин, может побудить и верхушку Демократической партии, а также ее основных финансовых спонсоров к активному поиску альтернативы стремительно теряющему физическую форму Дж.Байдену, что может обернуться серьезным кризисом в руководстве демократов. Результаты промежуточных выборов укрепили позиции Дж.Байдена среди демократов, которые стали достаточно высоко оценивать его шансы на переизбрание на второй срок на президентских выборах 2024 года, хотя у демократов есть своя «скамейка запасных» представленная такими фигурами, как вице-президент К.Харрис, министр транспорта П.Буттиджич и губернаторы - Г.Ньюсом (шт. Калифорния) и Г.Уитмер (шт. Мичиган)16.
Традиционный экономический фактор: бюджетная покупка голосов избирателей
Расчеты республиканцев на то, что ухудшение социально-экономического положения значительной части американских избирателей вследствие самой высокой за 40 лет инфляции, составившей в октябре 2022 года около 8% в годовом исчислении17, которая была напрямую ответственна и за прогрессирующее снижение реальной заработной платы, и падение жизненного уровня американских семей на протяжении большей части пребывания у власти администрации Дж.Байдена, обернется массовой поддержкой кандидатов Республиканской партии, не оправдались по причине того, что, вероятно, положение дел в американской экономике является не столь плачевным, как это пытались представить республиканцы в своих рекламных роликах и предвыборных речах ведущих политиков-республиканцев.
Тем не менее экономический фактор сыграл немалую и, возможно, даже решающую роль в исходе промежуточных выборов. В американских политических кампаниях хорошо известен «магический» третий квартал, то есть период с июля по сентябрь, экономические показатели за который публикуются в конце октября, в самый канун выборов. Американские политологи давно заметили, что положительная динамика экономики в третьем квартале в год выборов нередко создает эффект «победы на тренде» для стоящей у руля политической партии, который дает возможность говорить о прогрессирующем улучшении дел в экономике или начале перелома в сторону «светлого» экономического будущего.
На протяжении 2022 года поквартальная динамика развития американской экономики характеризовалась следующими показателями. В первом полугодии было зафиксировано падение ВВП на 1,6% в первом квартале и на 0,6% во втором квартале. Однако в третьем квартале имел место экономический рост в размере 2,6%18, что позволило представителям Администрации говорить о том, что США выходят из рецессии, прежде всего, благодаря экономической политике Администрации Дж.Байдена. Важнейшую роль в «экономическом рывке» в третьем квартале сыграл Закон о снижении инфляции 2022 года, принятый исключительно голосами демократических фракций в Палате представителей и Сенате и подписанный Дж.Байденом 16 августа 2022 года. Закон предусматривал выделение значительных средств по линии социальных программ, главным образом медицинского обслуживания и дотаций на приобретение рецептурных лекарств. Помимо этого, выделялись значительные средства в виде налоговых льгот для американских семей с целью внедрения в их быт таких «зеленых технологий», как электромобили и солнечные батареи.
Помимо этого, 24 августа Белый дом обнародовал План списания студенческих долгов, который предусматривал погашение долгов на сумму до 10 тыс. долларов для бывших выпускников американских вузов из малоимущих семей и семей со средними доходами.
Принятие закона и плана позволило «влить» в американскую экономику осенью 2022 года в общей сложности около 600 млрд долларов, в том числе 378 млрд долларов в виде «прощенных» студенческих долгов и 214 млрд долларов в виде увеличения пенсий и выплат по линии федеральных медицинских программ19. Такой оказалось фискальная цена сохранения политического status quo. Естественно, что она не идет ни в какое сравнение с теми 16,7 млрд долларов20, в которые обошлись агитационные и прочие расходы кандидатов всех уровней и их финансовых спонсоров в ходе промежуточных выборов 2022 года.
Патентованная технология гарантированных успехов Демократической партии
Коронавирусная пандемия, обрушившаяся на США в 2020 году, фундаментальным образом изменила организационные основы президентской кампании, выдвинув на первый план такие ее формы, как досрочное голосование и голосование по почте, которые активно использовала именно Демократическая партия и ее кандидаты. Эти формы, особенно голосование по почте, являлись источником многочисленных обвинений со стороны республиканцев в подтасовке результатов выборов. Досрочное голосование и голосование по почте, которые начались в начале сентября, объективно понижали значимость агитационных кампаний, дебатов между кандидатами и одновременно повышали роль и значение идеологического фактора в выборном процессе, поскольку избиратели, активно использовавшие эти формы участия в выборах, практически заранее определяли свое отношение к кандидатам той или иной партии, не интересуясь ни ходом кампании, ни используемыми в ее ходе аргументами и доводами противоборствующих сторон.
По данным специального мониторинга избирательных процессов университета штата Флорида, досрочное голосование и голосование по почте активно использовались в ходе промежуточных выборов 2022 года. Этими формами волеизъявления воспользовалось примерно 46 млн человек, из которых очно досрочно проголосовали 20,5 млн человек и по почте - 25,5 млн человек. При этом всего американскими избирателями было затребовано свыше 58 млн пустых почтовых отправлений.
Такая вольная форма обращения с почтовыми отправлениями и воспринимается как косвенное свидетельство того, что в ходе промежуточных выборов 2022 года мог иметь место достаточно масштабный «вброс» избирательных бюллетеней. Наиболее широко досрочные формы голосования использовались в штатах Калифорния, Техас и Флорида. Согласно выборочным данным избирательных комиссий штатов, в которых ведется учет партийной принадлежности зарегистрированных избирателей, прибегших к досрочным формам голосования, из 24 млн бюллетеней 10,2 млн бюллетеней, поданных лично или присланных по почте, было использовано демократами (42,5%), а 8,1 млн бюллетеней (33,8%) - республиканцами. Еще 5,7 млн бюллетеней (23,6%) было подано либо представителями третьих партий, либо не имело партийной «маркировки», что заставляет относить их к категории бюллетеней, которые гипотетически были использованы для различного рода махинаций21.
Голосование по почте, в частности, решило исход резонансных сенатских выборов в штате Пенсильвания, где в официальный день голосования за М.Оза было подано на 500 тыс. голосов больше, чем за его соперника Дж.Феттермана, однако накат «красной волны» очных бюллетеней был более чем снивелирован «синей волной» почтовых отправлений в размере 868 тысяч, поданных за кандидата демократов, против 213 тыс. почтовых отправлений, поданных за М.Оза22. В итоге за Дж.Феттермана проголосовало 2,72 млн избирателей (51,0%), в то время как за М.Оза - 2,48 млн человек (46,5%), то есть Дж.Феттерман победил с преимуществом в 240 тыс. голосов23, которые, по-видимому, и были обеспечены ему почтовыми переводами.
Политические перспективы США и начало президентской кампании 2024 года
Громогласное заявление Д.Трампа, сделанное им 15 ноября 2022 года из его флоридского поместья Мер-а-Лаго, об официальном начале им президентской кампании, по сути, с места в карьер открыло новый политический сезон в США. Избрание спикером Палаты представителей К.Маккарти и переизбрание лидером республиканского меньшинства в Сенате М.Макконнелла, ожидаемое в начале 2023 года заявление Дж.Байдена о намерении переизбраться на второй срок в 2024 году свидетельствуют о том, что все действующие лица американской «политической драмы» готовы к очередному акту, который приведет США, согласно опросу общественного мнения социологической службы Расмуссена, к еще большему политическому расколу и размежеванию24. Во всяком случае так считает 54% респондентов против 26%, которые верят в то, что рано или поздно в Америке наступит «всеобщее согласие и гармония интересов». Республиканцы в Палате представителей не скрывают, что они готовы начать расследования неблаговидных деяний семейства Байденов, в том числе и на Украине. Они планируют также провести тщательную проверку эффективности 43 млрд долларов, уже ассигнованных на военную, экономическую и гуманитарную помощь Украине, в том числе почти 20 млрд долларов в виде прямой военной помощи, 13 млрд долларов - в виде экономической помощи и 10 млрд долларов - в виде гуманитарной помощи25.
Растущая политическая поляризация в сочетании с разделенным партийным правлением на Капитолийском холме практически наверняка обернется параличом в деятельности федерального правительства, которое может затронуть и сферу внешней политики. Можно не сомневаться, что многочисленные расследования, планируемые республиканцами по линии Палаты представителей Конгресса США, вернут в США атмосферу середины 1970-х годов, прошедшую под знаком Уотергейтского скандала. Неопределенность перспектив дальнейшего развития США усугубляется и возможными кризисными потрясениями в американской экономике, в которые в большой степени может внести свою лепту ситуация со стремительно растущим долгом федерального правительства, который перевалил за 31 трлн долларов, и которым придется всерьез заняться Конгрессу 118 созыва.
1The Cook Political Report. 2020 National Popular Vote Tracker // https://www.cookpolitical.com/2020-national-popular-vote-tracker.
2Real Clear Politics. President Biden Job Approval. RCP Poll Average // https://www.realclearpolitics.com/epolls/other/president-biden-job-approval-7320.html.
3Real Clear Politics. Polls. Battle for Senate - RCP Projection // https://www.realclearpolitics.com/epolls/2022/senate/elections-map-rcp-projection.html
4Real Clear Politics. Polls. 2022 Governor Races - RCP Projection // https://www.realclearpolitics.com/epolls/2022/governor/elections-map-rcp-projection.html
5Real Clear Politics. Polls. Battle for the House 2022 // https://www.realclearpolitics.com/epolls/2022/house/elections-map.html
6Real Clear Politics. Polls. 2022 Election: House // https://www.realclearpolitics.com/elections/live_results/2022/house/
7Lowrey A. Why Is America Always Divided 50-50? // The Atlantic. November 8, 2022 // https://www.theatlantic.com/ideas/archive/2022/11/us-elections-tight-race-democrat-republican-partisanship/672022/
8Lee F. Insecure Majorities: Congress and the Perpetual Campaign. Chicago: University of Chicago Press. 2016. Р. 2.
9The White House. Remarks by President Biden on the Continued Battle for the Soul of the Nation. September 01, 2022 // https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2022/09/01/remarks-by-president-bidenon-the-continued-battle-for-the-soul-of-the-nation/
10The White House. Remarks by President Biden at a Reception for the Democratic National Committee. August 26, 2022 // https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2022/08/26/remarks-by-president-biden-at-a-reception-for-the-democratic-national-committee-3/
11Ballotpedia. Endorsements by Donald Trump. Updated. 15 November, 2022 // https://ballotpedia.org/Endorsements_by_Donald_Trump.
12Solender A. Midterms 2022: How Trump endorsements worked out. Axios, November 15, 2022 // https://www.axios.com/2022/11/09/trump-endorsement-gop-midterm-elections
13The White House. Statement by President Joe Biden. November 16, 2022 // https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/11/16/statement-by-president-joe-biden-6/
14Linkins J. Biden’s Democracy Argument Worked // The New Republic. November 12, 2022 // https://newrepublic.com/post/168757/democrat-democracy-argument-2022-midterms
15Mendez D. Biden believes he can beat ‘Trump’ in potential rematch, but would’t talk about 2024 // Spectrum News. NY1. October. 11, 2022 //1https://www.ny1.com/nyc/all-boroughs/politics/2022/10/12/biden-talks-putin-2022-midterms--beating-trump-with-cnn-s-tapper
16Parnes A. Ranking the Democrats who could run for president in 2024 // The Hill. 11.13.22 // https://thehill.com/homenews/campaign/3731647-ranking-the-democrats-who-could-run-for-president-in-2024/
17United States Inflation Rate. October 2022 Data // Trading Economics // https://tradingeconomics.com/united-states/inflation-cpi
18Bureau of Economic Analysis. Gross Domestic Product, Third Quarter 2022 (Advance Estimate). BEA 22-51. October 27, 2022 // https://www.bea.gov/news/2022/gross-domestic-product-third-quarter-2022-advance-estimate
19CBO. Monthly Budget Review: Summary for Fiscal Year 2022. November 8, 2022. Р. 7 // https://www.cbo.gov/publication/58592.pdf
20Giorno T., Quist P. Total cost of 2022 state and federal elections projected to exceed $16.7 billion. November 3, 2022 // Open Secrets. November 3, 2022 // https://www.opensecrets.org/news/2022/11/total-cost-of-2022-state-and-federal-elections-projected-to-exceed-16-7-billion/
21McDonald M. 2022 General Election Early Voting Statistics // RPubs. 11.08.2022 // https://rpubs.com/ElectProject/early_vote_2022.
22Hisle J. ‘White Wave’ of Mail-In Ballots Slammed Oz, Other Republicans // The Epoch Times. November 13, 2022 // https://www.theepochtimes.com/white-wave-of-mail-in-ballots-slammed-oz-other-republicans_4853114.html?utm_source=newsnoe&src_src=newsnoe&utm_campaign=breaking-2022-11-13-2&src_cmp=breaking-2022-11-13-2&utm_medium=email&est=mPf%2Bv5sWLcKgqkSDNSCRPwA7%2FBPKo0j0089R5duEd5%2FbTMtMem9NeiIGT4w7Ww%3D%3D
23Real Clear Politics. Live Results. 2022 Pennsylvania Senate Election Results // https://www.realclearpolitics.com/elections/live_results/2022/state/pa/senate/
24Rasmussen Reports. Expect More Partisan Division, Voters Say. November 17, 2022 // https://www.rasmussenreports.com/public_content/politics/biden_administration/expect_more_partisan_division_voters_say
25Kelly L. Marjorie Taylor Greene unveils resolution to audit Ukraine aid funds // The Hill. 11.17.22 // https://thehill.com/policy/international/3740834-marjorie-taylor-greene-unveils-resolution-to-audit-ukraine-aid-funds/