Идеологический вакуум, возникший на пространстве распавшегося в 1991 году СССР, в 2010-х годах Россия попыталась восполнить оживлением исторической памяти о Великой Отечественной войне. В течение целого десятилетия, начиная с 2010 года, в различных городах России при поддержке Администрации Президента был осуществлен ряд мероприятий, приуроченных к Великой Победе, с участием ветеранов и общественников как из российских регионов, так и бывших советских республик.

Сам я был участником некоторых из этих мероприятий - в Туапсе (2010 г.) и во Владикавказе (2011 г.). В России также проходит множество мероприятий на ту же тему, на разных уровнях. Все это иногда расценивается как проявление российской «мягкой силы», особенно со стороны оппонентов российского руководства в соседних странах - конкретно имею в виду Грузию и сфокусирую внимание именно на ней.

Однако если даже рассматривать внимание российского руководства к тематике ВОВ в качестве «мягкой силы» Москвы и, более того, в качестве некой интеграционной идеологии на постсоветском пространстве, то при объективном подходе реально можно разглядеть лишь позитивные мотивы. Русские как бы говорят всем братским народам, вне зависимости от сегодняшних политических интересов и особенностей отношений: «Это общая наша победа, а не только российская!» То есть условная интеграционная идеология основана исключительно на позитивах, на общности и равноправии. Россия не присваивает себе заслуги других народов, несмотря на то что объективно в победе над фашизмом львиная доля принадлежит именно ей, именно русскому народу. Такой подход со стороны современной России достаточно убедителен для того, чтобы понимать, что Москва не стремится властвовать над бывшими советскими республиками, а предлагает сохранить историческую общность, в которой каждый субъект занимает свое почетное место.

Именно этот позитив, исходящий из тематики ВОВ, вызывает противодействие со стороны тех сил, которым невыгодна упомянутая выше историческая общность бывших советских, а ныне суверенных народов, и тем более невыгодна евразийская интеграция. Они понимают, что День Победы духовно скрепляет наши народы, в частности грузинский и русский, которых, помимо этого, связывает и православная христианская вера. Поэтому эти силы сплоченно выступают против исторической памяти о ВОВ, а также против церкви. Так называемая антиинтеграционная идеология, поддерживаемая в Грузии Западом посредством политических партий, СМИ и НПО, является смесью либерализма и национализма, преследующих своей целью насадить совето- и русофобию, исключающих позитивное отношение Грузии к России. Один из самых действенных инструментов этой деструктивной квазиидеологии - искажение и (или) фальсификация истории.

Для осуществления этих негативных задач в руках противников исторической правды и доброго отношения Грузии к России сконцентрированы законодательные и административные рычаги, но в общественном пространстве также используются методы незаконного запугивания. При этом наряду с косвенно насаждаемой русофобией (посредством атаки на память о ВОВ) имеют место и прямые факты русофобии, которые не связаны с тематикой Великой Отечественной. Но обо всем по-порядку1

Празднование Дня Победы

9 мая в Грузии официально остается праздничным днем, значащимся в календаре как «День победы над фашизмом». Периодически ставится вопрос перенесения дня празднования Победы с 9 на 8 мая - якобы ради того, чтобы солидаризироваться с Европой, праздновать вместе с Европой (а не Россией). Некоторые общественные организации и политики требуют этого переноса, как будто 9 мая мы празднуем вопреки Европе, а Россия, в свою очередь, будто кому-то отказывает чувствовать себя победителем над гитлеровской Германией. Нельзя сказать, что требования переноса даты праздника исходят от невлиятельных сил, но руководство страны пока не приняло решения о замене 9 на 8 мая.

Еще более провокационным является последняя инициатива Президента С.Зурабишвили переименовать монумент Неизвестного солдата в парке Ваке в Тбилиси и построить вокруг него непонятный памятный комплекс «воинам, погибшим за Грузию за последние 100 лет». Президент имела в виду период с 1921 по 2021 год, именно тогда Грузия была советизирована. По мнению Зурабишвили, получается, что огромные жертвы грузинского народа ради общей победы над фашизмом уравниваются с эпизодичным сопротивлением против советской власти в 1921-1924 годах, а также конфликтами постсоветского периода в Абхазии и Южной Осетии. Нетрудно догадаться, что эта инициатива имеет антироссийский характер, в то же время очерняя память сотен тысяч грузин - бойцов Красной армии, воевавших за нашу общую родину. Левые политические силы (коммунисты), а также возглавляемое мною движение «Бессмертное войско Грузии» резко осудили инициативу президента и предупредили власти о неизбежности конфликта, если эта затея будет осуществлена. В мэрии столицы нас заверили, что инициативу Зурабишвили они не принимают как руководство к действию и монумент Неизвестному солдату перестраивать и переименовывать не будут. Тем не менее неприятный осадок остается.

Кстати, о шествии «Бессмертного войска Грузии» (аналог российского «Бессмертного полка»). Шествие по улицам Тбилиси 9 мая состоялось впервые в 2019 году (и ввиду дальнейшей пандемии пока что единственный раз). Колонна людей с православными иконами, портретами грузин - героев Советского Союза, а также фотографиями своих предков-фронтовиков торжественно прошла по одному из центральных проспектов города в парк Ваке (бывший парк Победы. То что парк не называется парком Победы, как прежде, тоже само за себя говорит). Возложив цветы к могиле/монументу Неизвестного солдата, колонна встретилась с представителями Секции интересов РФ в Грузии.

Но шествие было не совсем мирным, так как деструктивные силы организовали контракцию и пытались помешать шествию. Они окопались в парке еще до нашего прихода, словесно оскорбив тех, кто пришел праздновать День Победы. Противники праздника не остановились даже перед тем, что своими действиями испортили праздник ветеранам, которым уже под сто лет... Главный организатор контракции впоследствии был принят в офисе Международного республиканского института США (IRI), с ним оформили план сотрудничества, выделили финансы, возглавляемая им общественная организация была переделана в политическую партию, которую не без помощи административного ресурса протащили в парламент на выборах осенью 2020 года.

Возвращаясь к событиям в парке Ваке во время шествия, отмечу, что правоохранительные органы действовали по закону и пресекли попытки провокаторов вступить в физическое противостояние с участниками шествия, хотя запрещать проведение заведомо провокационной контракции они не стали. Зато они задержали (и увы, вполне на законном основании) лидера Коммунистической партии Темура Пипия из-за того, что он держал в руках советский флаг - знамя Победы, ныне запрещенный по закону.

Празднование Дня Победы остается атрибутом политической жизни грузинского политического сообщества. К могиле/монументу Неизвестного солдата в этот день приходят руководители страны, возлагая венки и скупо комментируя подвиг грузинских воинов в деле уничтожения фашизма (при этом избегая упоминания СССР и Верховного главнокомандующего всеми фронтами Сталина). Больше комментариев в парке перед телекамерами со стороны ведущих политиков делается не о ВОВ, а о текущей политике... 9 мая принято также чествовать оставшихся в живых ветеранов, дарить им подарки и делать единовременные денежные выплаты. Прогрессом будет считаться факт, если грузинским артистам не позвонят «сверху» и не попросят отказаться от участия в традиционном праздничном концерте для ветеранов, который устраивают в Русском драматическом театре имени А.С.Грибоедова.

Уравнивание советской символики с фашистской

Либеральное крыло правящей коалиции «Грузинская мечта» в ноябре 2013 года инициировало и без труда провело в парламенте дополнения к принятой еще в 2011 году «Хартии свободы». Они ставят знак равенства между фашистской и советской символикой, запрещая демонстрирование и применение обеих «в целях пропаганды». Отныне в Грузии не должно быть подпадающих под эту категорию памятников, монументов и даже барельефов. Основываясь на этих решениях, из георгиевской ленточки в Грузии был «сконструирован» символ «российской оккупации». Непосредственным поводом для этого послужило ее использование бойцами Новороссии в оборонительных боях против карательных войск Киева.

Со стороны комиссии при СБГ по «Хартии свободы» каждый год, накануне праздника Победы ко мне как основателю движения «Бессмертное войско Грузии» приходит письменное предупреждение не использовать запрещенные законом символику - флаг СССР и георгиевские ленты.

Это конкретные факты. «Стратегия заключается в полной и окончательной демонизации коммунистического «сталинского» СССР. Для этого нужно отождествить коммунистический Советский Союз с гитлеровским нацистским режимом, привести уже несуществующий СССР задним числом к некоему виртуальному Нюрнбергскому процессу и уже открыто объявить Ялтинско-Потсдамскую систему итогом борьбы равно отвратительных тоталитарных режимов, результатом пакта Молотова - Риббентропа, с которым Запад вынужден был временно смириться»2.

Вторая мировая война в историческом образовании

В условиях, когда приверженцы западных ценностей контролируют практически все влиятельные печатные и электронные СМИ, самым страшным политическим обвинением для представителей политических элит - независимо от возраста и социального статуса - является «пророссийская ориентация». В академических кругах серьезная академическая дискуссия по исторической политике и итогам Второй мировой войны тоже невозможна. В условиях, когда основная часть людей, принимающих политические решения, поддерживает прозападный курс, а историческая память о Второй мировой войне мешает процессу «демократизации» страны. Именно поэтому в Грузии фактически объявлена война объективной исторической науке.

Школьные учебники формируют равнодушно отрицательное отношение к историческому наследию Второй мировой войны. А термин «Великая Отечественная война» квалифицируется как «выдумка советской идеологии». В учебнике 12-го класса, одобренном Национальным центром учебных планов и оценок, в разделе «Грузины во Второй мировой войне» 700 тыс. грузин, воевавшим в рядах Красной армии, уделяется одна страница, а горстке грузин, воевавшим в составе вермахта - две с половиной страницы. При этом главный акцент делается на «сталинских репрессиях». В частности, указывается: «Грузинские пленные и партизаны, оказавшиеся за пределами советской территории, после возвращения на родину стали жертвами сталинских репрессий. Советская безопасность обвинила их в сотрудничестве с грузинской эмиграцией и силами империализма, отправив в гулаги Сибири и Центральной Азии».

В учебнике есть фотографии Эйзенхауэра и Монтгомери, а портреты Г.Жукова, К.Рокоссовского и И.Конева отсутствуют. Там же опубликована и прямая ложь о том, что: «Советские солдаты на территории Германии часто вели себя так, как нацисты в Советском Союзе. Военное начальство дало им полную свободу действий. Солдаты убивали, пытали и грабили мирное население. Народ был охвачен паникой. Нацисты распространяли среди населения фотографии измученных немцев, дабы избежать фактов коллаборационизма граждан Германии с советскими солдатами». В учебнике школьникам адресуется вопрос: «Как ты думаешь, почему советские войска не помогли Польше и почему радиовещание СССР называло поляков «бандой преступников?»

Факты интерпретации исторической памяти о Второй мировой войне лишь подтверждают тезис о том, что система образования Грузии за последнее десятилетие подверглась насилию. Жертвой этого акта стали фундаментальная наука в вузах и основные гуманитарные предметы в средних учебных заведениях.

Приходится констатировать, что современная историческая политика Грузии носит профанационный характер. Результаты этой деятельности продолжают оказывать серьезное негативное влияние как на общественно-политический климат внутри Грузии, так и перспективу улучшения двусторонних отношений с Россией. На этом фоне патриотические общественные организации Грузии, формирующие объективный исторический контекст, игнорируются политическим руководством Грузии и России.

Факты прямой русофобии

Русофобия в Грузии имеет искусственный характер и если не насаждается, то толерируется государством. Вопреки всему, грузинский народ не страдает русофобией, именно поэтому в Грузию устремились российские туристы после смены власти в 2012 году (прежняя власть Саакашвили в России считалась яро антироссийской, поэтому российские туристы в Грузию массово не ездили), и этот поток российских граждан в Грузию с каждым годом увеличивался, пока не был прерван пандемией.

Искусственная русофобия была основой таких уличных акций, как выступления, организованные партией «Еропейская Грузия» и «Единое национальное движение» 20 июня 2019 года и 31 марта 2021 года, поводом для которых послужил приезд делегации российских парламентариев в составе международной делегации Парламентской ассамблеи православных стран в первом случае и частный визит группы российских журналистов во втором. На обеих демонстрациях делались оголтело антирусские заявления, ничего общего не имеющие с политическим протестом. «Русские свиньи» - распространенный лозунг среди политических русофобов, который властями, в отличие от применения советской символики, запрещенной законом, не пресекается и не наказывается.

Указанное выше выражение публично впервые, в 2014 году, применил в прямом эфире один широко известный в Грузии спортивный журналист. Он также сказал, что «все русские - такие свиньи, в моей студии я не допущу, чтобы кто-то сказал хоть слово по-русски!». Это было чересчур, и грузинская общественность возмутилась поведением журналиста. Из-за негативных комментариев граждан в социальных сетях тот был вынужден впоследствии несколько смягчить свои слова, объяснив их эмоциональным срывом, однако телекомпания «Рустави 2», в эфире которой происходило это расистское безобразие, никак не отреагировало - не вынесла предупреждения журналисту, не осудила его и не извинилась перед зрителями и гражданами Грузии русского происхождения (следует отметить, что «Рустави 2» получала немалые суммы в качестве поддержки из официальных европейских фондов). Также промолчала Национальная комиссия по коммуникациям, которая просто обязана реагировать в подобной ситуации и пресекать оскорбление на расовой, национальной и прочей почвах.

На этом фоне не удивляет, что Киевскому детскому театру, приехавшему на гастроли в город Батуми, местные власти запретили устраивать спектакль на русском языке, а чуть раньше сняли с должности местного министра образования, которая допустила приезд российских детей с российским же флагом в рамках Международного детского фестиваля «Золотой дельфин»3

Эти и другие факты искусственно насаждаемой русофобии и дискриминации (включая притеснения инакомыслящих ученых-политологов в университетах) я подробно описал и опубликовал на немецком языке4. Мне, как германисту по второй профессии, также удалось с проблемой русофобии в Грузии обратиться к широкой немецкоязычной аудитории благодаря швейцарскому ресурсу «Инфошпербер»5, но известные так называемые правозащитные организации как «Эмнести» и «Хьюман райтс вотч», а также немецкое «Международное общество по правам человека», с которыми я вел прямую переписку, предпочитают отмалчиваться и публично пока не делают никаких заявлений. Г-жа Татьяна Жданок, европарламентарий из Латвии, обратила внимание на проблему и со ссылкой на мой доклад опубликовала критическую статью6. Но необходимо объединить усилия с российскими диаспорами Европы и продвигать тему на законных основаниях, тем самым заставляя руководство Грузии несколько расшевелиться.

 

Фактически прозападной политической элите удалось навязать немалой части грузинского общества мысль, что победа во Второй мировой войне - это «цивилизационное поражение» Грузии, отдалившее страну от Запада.

Судя по сложившемуся и устоявшемуся политическому тренду, историческая политика в Грузии будет и в будущем направлена на нивелирование памяти о Второй мировой войне. По мере ликвидации «сталинского наследия» и ухода из жизни участников Второй мировой войны тема будет маргинализироваться, а исторический контекст политизироваться. Этот курс подтверждается равнодушным отношением к символам Победы - памятникам, обелискам и музеям. Политика исторической дезориентации во многом способствует охлаждению российско-грузинских отношений.

В этих условиях основная миссия по восстановлению исторической справедливости в Грузии ложится не только на ответственное меньшинство грузинской интеллигенции и НПО, а даже в большей степени на Россию. Следует обратить внимание на проекты общественников по укреплению исторической памяти и противодействию фальсификации, а политических партнеров внутри Грузии «фильтровать» их публичным (а не «задушевным» личным!) отношением к исторической общности Грузии и России.

 

 

1Для общего охвата отношения в Грузии к теме ВОВ см.: Атаев А.В., Рцхиладзе Г. Стирание памяти // Наследники Победы и поражения. Вторая мировая война в истории политики стран СНГ и ЕС. М., 2015 // http://politforumi.com/rus/1647/didi-samamulo-omi-qartul-sazogadoebriv-cnobierebasa-da-politikashi.html

2Нарочницкая Н.А. За что и с кем мы воевали. М., 2012. С. 25.

3http://politforumi.com/rus/1697/evraziis-institutis-mimartva-saqartvelos-rus-moqalaqeebs.html

4https://diskriminierung-in-georgien.blogspot.com/2020/12/die-russlandfeindlichkeit-demokratische.html

5См.: https://www.infosperber.ch/freiheit-recht/georgien-ich-bin-einer-der-wenigen-kaempfer-gegen-russophobie/

6«Russophobia on the move». 10.02.2021 // https://rusojuz.lv/en/russophobia-on-the-move/