В последнее время в исламском мире наблюдается рост фундаментализма, то есть крайней формы исламизма, отвергающей демократию как таковую и отбрасывающей ее ростки там, где они появляются. Часть салафитских организаций носит ограниченный местный характер, часть - опирается на внешнюю поддержку, а часть - имеет общеисламский масштаб. Анализ деятельности исламистских организаций затрудняется тем, что в их рамках зачастую действуют не связанные друг с другом группы. Число салафитов в мире достигает 50 млн. человек, а их активность распространяется на 80 стран мира. Правда, нужно отметить, что салафитские джихадисты представляют собой пока не более 10 млн. мусульман, что составляет всего 1% исповедующих ислам1.

Вместе с тем ухудшение экономического положения многих мусульман, развитие средств коммуникации в современном мире служат росту числа религиозных экстремистов вообще и салафитских в особенности. Свою немалую роль играет в этом все ширящееся формирование отряда религиозных проповедников, прекрасно владеющих современными техническими и психологическими средствами пропаганды, умело использующих свои навыки и влияние для распространения экстремистских взглядов в рядах молодежи. Среди них есть как фанатики, так и своего рода «попы Гапоны», зарабатывающие на этом политический авторитет и немалые капиталы. Исламская революция в Иране еще в 1979 году продемонстрировала, что мусульманская вера способна собрать толпы людей, превосходящих по количеству участников любое политическое течение.

Конечно, большая часть салафитских экстремистов - это нищие, которым все равно куда идти, лишь бы деньги платили, они, по сути, являются наемниками, которым все равно какую идеологию поддерживать. Но остаются причины, по которым средний класс и элита, а также городские низы и неимущие слои выбирают фундаментализм. Прежде всего следует иметь в виду, что у большинства жителей сохраняется религиозный характер мышления, причем не в пример Священному писанию речь идет прямо о словах Бога, обращенных к населению Земли и затрагивающих не только религиозные вопросы, но и вмешивающихся в быт людей. Более того, исламские представления продолжали доминировать в обыденной жизни. Мусульманская религия пережила период колониального господства и стала мощным орудием освободительной борьбы.

Влиянию ислама способствовало сохранение в первую очередь правовых норм религии. Идеи салафизма привлекают традиционную мелкую буржуазию, в частности торговцев, нижний слой среднего класса, маргинальные слои, а также бизнесменов, учителей школ, врачей, средний медперсонал, военных и полицейских, беднейшие слои населения, безработных, студентов, особенно технических факультетов и колледжей. При миграции жителей деревни в большие города появилось немало людей, оторванных от привычных условий существования и становившихся в силу этого восприимчивыми к пропагандируемым идеям салафизма. В руководстве фундаменталистских организаций преобладают врачи и люди свободных профессий. Салафиты пользуются поддержкой Саудовской Аравии, Катара и Ирана.

Деятельность возрожденцев направлена на то, чтобы установить контроль над профсоюзами, министерствами образования и информации, телевидением. Салафиты захватывают мечети или создают новые, через которые расширяется пропаганда фундаменталистских идей.

Приверженцы ислама видят, что ориентация на светские политические доктрины пережила кризис и закончилась провалом. Народы мусульманских стран убедились, что означает господство колониализма и капитализма. Население этих стран замечает, что падение морали, вытекающее из атеизма стран Запада и противоречащее идеям ислама, разрушает привычный традиционный образ жизни и ценности. Растет понимание того, что идеи братства, равенства и свободы применяются только в отношениях между западными странами, да и то не всегда, а провозглашение этих норм в связях между развитыми государствами Запада и мусульманскими странами служит лишь для оправдания колониальных захватов и продолжения эксплуатации. Вместе с тем крах коммунистических идей и восточноевропейского блока породил разочарование и в социализме.

Тем временем общественное сознание не выдерживало вызовов модернизации, продолжавшегося классового расслоения, ломки племенных структур и резкого углубления неравенства, коррупции в верхних эшелонах власти, привлечения чуждых местным жителям западных элементов культуры. Межэтнические, политические и религиозные противоречия, острейшие социальные проблемы, обнищание населения, крах системы образования накладывались на традиционные представления о быте и морали.

Все более распространялось мнение, что лишь следование третьему пути - религиозному, - осуществление на практике требований Корана и Сунны, а также высказывания сторонников фундаментализма будут иметь значение. В этих условиях усиливалась приверженность салафизму, к тому же в Коране и Сунне имеется целый ряд положений, посвященных борьбе с оружием в руках с неверными. При этом фундаменталисты ссылаются на то, что невыполнение их требований приведет к вспышке Божьего гнева, который распространится на целые нации. Происходит рост внимания к религии, тем более что апелляция к исламу близка и понятна жителям мусульманских стран. В ней содержится призыв к социальной справедливости, избавлению от предателей религии. Салафизм обращен внутрь мусульманских стран. Умеренные исламские политики теряют популярность у части общества, особенно среди молодежи.

Таким образом, радикализация мусульманского общества происходит по одной из двух схем - обострение экономических проблем, которое подталкивает к поиску новой идеологии и наконец выливается в исламский экстремизм, и пропаганда салафитских идей, которая ведет к мусульманскому фундаментализму.

Советское присутствие в Афганистане, сербская агрессия против мусульман Боснии и Косова, российская борьба против исламской «Ичкерии», вторжение американцев и стран Запада в Ирак и Афганистан использовались для распространения идей джихада. Из государств мусульманского мира оппозиционность режиму выносилась в другие страны, и вместо прежнего разрушительного она, казалось, приобретала позитивный характер. Кстати, возвращение моджахедов, воевавших в Афганистане и являвшихся яркими носителями идеологии религиозного экстремизма, еще более ухудшило ситуацию. В ряде стран салафиты поддерживают контакты с организованными преступными группировками. Это ведет к распространению фундаментализма и росту влияния ОПГ. Одним из путей распространения салафизма было перетекание фундаменталистов туда, где они представлялись нужнее всего. В «горячие точки» направляются боевики из «Аль-Каиды», в Сирию, например, было переброшено 600 ливийских повстанцев.

Фундаменталисты руководствуются следующими принципами: строгое единобожие; отказ от подчинения духовным или светским авторитетам, не получившим признания салафитов; широкое применение такфира (обвинения в неверии); сугубый рационализм и буквализм в применении положений Корана и Сунны; жесткое насилие в распространении веры; увлечение внешними проявлениями религиозности; борьба с новшествами; всеобщее равенство в умме (исламской религиозной общине). Они отбрасывают как таклид (верность традициям), так и иджтихад (возможность богословского толкования ислама)2. Фундаменталисты подчеркивают обязательность следования верующих пяти столпам ислама - поклонение единому Богу, совершение пятикратного намаза, соблюдение поста в месяц рамазан, выплата закята (обязательного исламского налога), совершение паломничества в Мекку.

Воззрения салафитов сводятся к поклонению Всевышнему, признанию того, что Аллах является творцом всего и вся, подразумевают наличие у Бога атрибутов и имени, признанию того, что вся власть принадлежит Создателю. При этом фундаменталисты утверждают, что верующие находятся в состоянии войны с неверными и для переговоров с ними нет оснований. Так, мир оказывается разделенным на два лагеря - дар ас-салям (дом мира) и дар аль-харб (дом войны).

Для Мухаммеда и его последователей было характерно соблюдение шариата как основы законодательства, и это должно продолжаться. Таким образом, шариат стоит над современными представлениями о законодательстве. К сожалению, констатируют они, шариат искажен нововведениями и требует очистки от них.

Большинство салафитов прислушиваются к выводам Ахмеда Таки эд-Дина ибн Теймийи, а также Ас-Самана, Ибн Кейима аль-Джавази и проповедовавшего свои идеи в ОАР в 1960-х годах Саида Кутба. А.Т.Д. ибн Теймийя утверждал, что человек своими помыслами и всем своим существом должен быть обращен к Богу. Если он подразумевает в своих действиях какой-либо субъект, помимо Аллаха, он впадает в язычество. Фундаменталисты критикуют суфизм за то, что суфии подменяют поклонение Богу поиском путей единства с ним3. Все отступления от проповедуемых фундаменталистами ценностей они считают искажениями ислама и выдвигают в качестве правил, которым необходимо следовать, признание божественного господства над всем мирозданием, исключительное право Аллаха как единственного объекта служения и единство Бога в обладании прекрасными именами. В принципе фундаменталисты выдвигают возврат в средневековье в его наиболее худшем варианте. Но ими делаются исключения для некоторых нововведений - современное оружие, техника, включая компьютеры, и автомобили.

Для сторонников салафизма идея, ради которой они готовы жертвовать собой, - это ощущение идеального. Главный догмат, который преследуют они, - вера в Бога, и они готовы жертвовать народом и самими собой ради достижения этой цели4. Введение посреднических звеньев, считают фундаменталисты, является отступлением от вахдании (единобожия). На этом основании они выступают против взывания к Мухаммеду, рассматривая это как проявление многобожия (ширка). Салафиты выступают против музыки, театральных представлений и некоторых видов спорта. Они ссылаются на хадис, что придут люди, которые будут читать Коран, не поняв его, и «когда встретите их, то убейте их. Истинно, в убийстве их награда перед Аллахом в День Представления тому, кто убьет их»5.

При этом салафизм упрощается, становится все более противоречивым, и система знаний превращается в набор догм. Для фундаменталистов, таким образом, основным принципом является утверждение превосходства мусульманской догматики над государством.

Для салафитов определяющее значение имеет то, чтó насчет ведения боевых действий говорится в Коране. В нем подробно описывается, как вести себя в бою, значение воинской дисциплины, предопределение смерти. Особый смысл придается тому, что смерть в бою приводит к вознесению в рай до дня Страшного суда. Очень большое внимание уделяется трофеям, которые находятся в распоряжении Бога и Мухаммеда.

Для фундаменталистов отсутствуют другие трактовки джихада. С их точки зрения, джихад - это война против неверных. К неверным они относят не только приверженцев других религий, но и мусульман, которые не придерживаются их взглядов и, в частности, отбрасывают следование приверженцами ислама четырем школам мусульманского законодательства. Отсюда их склонность к насилию и стремление возродить халифат или построить исламское государство. При этом часть салафитов считает, что борьба против неверных должна вестись по всему миру. Другие из них предпочитают сосредоточиться на борьбе с национальными государствами. В 1988 году фундаменталистами было совершено менее десяти покушений, а в 2013 году чуть ли не 50 покушений. При этом салафиты делают упор на фрагментацию культурных и исторических ценностей, на отрицание их внешних и внутренних взаимосвязей. Для них характерно стремление не просто остановить развитие, а вернуть человечество назад, в ситуацию, схожую с VII веком. Такфиристам присуще отторжение от жизни и мечтание лишь о смерти в джихаде, что делает их опасными для окружающего мира.

Но все рецепты построения исламского государства провалились либо проваливаются. Впрочем, салафиты объясняют это тем, что положения Корана неправильно толковались.

Насчет экономики в Коране говорится немного. Есть запрет на рибу (ростовщичество). Долг может быть отсрочен, если тот, кто должен, испытывает тягость. Торговля рассматривается как дело богоугодное. Социальным вопросам в Коране уделяется достаточно большое внимание. В частности, выделен принцип закята, который применяется в пользу бедных, для выкупа пленных, выплаты долгов тех, кто разорен, а также держит дальний путь.

Коран также содержит детализированное семейное право. Мусульманин имеет право жениться четыре раза, нельзя брать замуж родственниц, калым выплачивается семье невесты и остается после развода у жены, правом развода обладают мужчины, дети после развода до двух лет остаются с матерью, причем отец обеспечивает их питанием и одеждой.

Таким образом, мусульманская религия превращается в возвышенный идеал, за достижение которого нужно бороться. Салафиты утверждают, что хотят не демократии, а воплощения в жизнь законов Аллаха. Но какой период следует брать за образец? C точки зрения фундаменталистов, ислам представляет собой воплощение в жизнь трех поколений, живших в VII веке. После этого начались попытки навязать религии новшества, и возвращение нужно к первоначальному исламу. 

Для салафитов то, что происходит сейчас в мире, является джахилией (невежеством), и путь выхода из нее - это строительство исламских государства и экономики. Естественно, за построение такого государства следует бороться. Салафиты используют различные социальные методы для расширения своего влияния: в мечетях раздается хлеб населению, одаривают тех, кто женится, дают деньги на похороны, обещают после прихода к власти сельским жителям мопед и корову.

Сторонников религии объединяет то, что, по мнению салафитов, мусульмане составляют 1-1,5 млрд. человек. Неужели они не в состоянии навязать свою волю остальному миру? Достижение единства мусульман, провозглашают сторонники фундаментализма, является одной из важнейших обязанностей приверженцев ислама. Конечно, это дело не простое. Община разделена на партии и джамааты (общества), существуют противоречия по религиозному принципу. Следовательно, нужно объединяться на основе ислама и Сунны. Единство мусульман способствует прогрессу и творчеству, обретению ими мощи и умению победить врагов. Существует, подчеркивают они, несколько сотен аятов и хадисов, которые призывают мусульман к объединению.

В настоящее время салафиты отмечают, что главной опасностью для мусульман является западное влияние и мусульмане, которые ему подчиняются. Современные фундаменталисты упрекают Запад, что он колонизует исламские страны и прививает им ценности, прямо противоречащие Корану и Сунне. Джихадистская деятельность все более набирает обороты. Фундаменталисты считают, что священная война распространяется на главу государства, правоохранительные и силовые органы и на всех мусульман, отказывающих салафитам в поддержке. Джихад становится угрожающим для лиц, далеких от споров о том, что именно является подлинной мусульманской религией. Для современного мира стали обычным террористические акты против невинных людей, массовые убийства мирных жителей, похищения ради выкупа, торговля наркотическими веществами и оружием, рабство. Но при этом в Иордании 70% жителей поддерживают террористов, в Пакистане - 46%, Турции - 31%. 65% палестинцев признали, что атаки 11 сентября были оправданы. Они думают, что террористы могут «убивать мусульман, если целью их акции являются граждане западных стран или принадлежащие им объекты или учреждения»6.

В последнее время были осуществлены теракты в районах Сирии, Ирака, Египта, Ливии, Сомали, Мали, Нигера, Афганистана, Нигерии и др. Салафитские теракты охватывают также и Европу. В странах Европейского союза с 2011 года ими было совершено 30 атак7. Пострадали и Соединенные Штаты. Авианалеты на здания в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года были, по мнению американцев, осуществлены «Аль-Каидой». Руководители европейских стран сознают опасность салафизма и выделяют на борьбу с ним значительные суммы. В частности, бюджетом Франции на эти цели в 2018 году предусмотрена огромная сумма.

Таким образом, за последние 25 лет салафиты создали эффективный механизм деятельности, который включает в себя институты пропаганды, адаптированную к ужесточающемуся режиму государственного контроля схему финансирования, которая основана на пожертвованиях, аккумулировании собранных средств в неправительственных фондах, передаче их по различным каналам, многоступенчатую систему связи и управления, в том числе использование компьютеров, отлаженные маршруты материального и военно-технического снабжения, склады вооружения и базы подготовки боевиков.

Пропаганда салафитов ориентирована на молодежь. Молодые люди представляют собой чистый лист, на котором проповедник может написать что угодно. Кроме того, привлечение молодежи создает задел на будущее. При этом в пропагандистских акциях упор делается на индивидуальную работу.

В практическом отношении салафиты прибегают к следующей схеме. На начальном этапе основная роль отводится экспорту доктрины и вербовке новых членов на избранных территориях. Эта работа осуществляется под прикрытием миссионерской деятельности и благотворительных проектов. На втором этапе используют оппозицию или сепаратистские настроения. Внутри них умело создаются агитационные группы в виде исламских школ, просветительских центров и подконтрольных фундаменталистам мечетей. На третьем этапе идут процессы создания салафитского подполья, включающего в себя боевые, разведывательные, контрразведывательные и снабженческие группы. Эти группировки действуют автономно, но в рамках общей стратегии. 

Салафиты представляют собой активную часть населения, и информация об устраиваемых ими актах, благодаря развитию средств коммункации и умелому их использованию, разносится по всему миру.

Но вместе с тем фундаменталисты остаются меньшинством в исламском мире. Большинство населения придерживается реформаторских либеральных положений мусульманской религии. Их сторонники выступают за адаптацию ислама к современности, формирование национальной буржуазии и капиталистических отношений.

К сожалению, нет оснований полагать, что убийства мусульман и колонизация территорий не продолжатся; сохранение экономической отсталости, бедности и нищеты, преобладание неграмотности, распространение чувства безысходности, социальные и политические проблемы, культурная деградация, представления о национальном унижении, недовольство собственными правителями будут существовать. Все это служит питательной средой для продолжения салафизма. Из этого неизбежно следует вывод, что угроза терактов, организуемых фундаменталистами, будет сохраняться и впредь.

 

 

1Grant B. Center wins NEH grants to study Salafism // http://csrc.asu.edu/news/center-wins-neh-grants-salafism

2Esposito J. «Ahl-i Hadith» // https://archive.org/details/oxforddictonary00bada

3Ибн Баз Абд аль-Азиз. Хикм аль-интимаи иля ат-турук ас-суфийя // http://www.binbaz.org.sa/mat/10022

4Аль-Альбани Насир ад-Дин. Ат-Таухид аулян я дуат аль-ислам // http://www.islamhouse.com/d/files/ar/ih__

5https://mroc.pravobraz.ru/calafizm-i-ego-vliyanie-na-sovremennyj-islam-osobennosti-protivodejstviya -vliyaniyu-salafitov-v-voinskix-kollektivax/

6Аш-Шарк аль-Аусат. 20.11.2003.

7Livesey B. The Salafist movement // https://www.pbs.org./wgbh/pages/frontline/shows/front/special/sala.html