В ноябре 2021 года исполняется десять лет с момента принятия решения о создании Евразийской экономической комиссии (ЕЭК)1. За месяц до этого знакового события Президент Российской Федерации В.В.Путин в своей программной статье для газеты «Известия» назвал евразийский интеграционный проект «исторической вехой не только для трех наших стран, но и для всех государств на постсоветском пространстве» [Путин, 2011]. Этот тезис нашел свое самое прямое практическое применение: в 2015 году к ЕАЭС в качестве полноправных членов присоединились Армения и Кыргызстан, в 2018 году статус наблюдателя при Союзе получила Молдавия, а в 2020-м - Узбекистан.
Учреждение ЕЭК ознаменовало переход на качественно новый институциональный уровень развития интеграции, фактически предопределив ее необратимость. Комиссия способствовала трансформации Таможенного союза и Единого экономического пространства в Евразийский экономический союз и сегодня эффективно реализует свои основные задачи, среди которых обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках ЕАЭС.
Прошедший 2020 год можно смело назвать «лакмусом» интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе. На фоне масштабных экономических и эпидемиологических потрясений стали очевидными преимущества интеграции и заметнее направления приоритетного развития, на которые необходимо сделать акцент в целях преодоления имеющихся вызовов и проблем.
Крайне своевременным стало утверждение в декабре 2020 года решением Высшего Евразийского экономического совета Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года2. Документ определил направления, ключевые меры и новые механизмы, необходимые для развития интеграции и достижения целей Союза.
Для стратегически выверенного движения по пути интеграционного строительства сегодня важно объективно оценивать международную обстановку вокруг Союза, видеть свои сильные и слабые стороны, успехи и недоработки, а также быть настойчивыми в претворении в жизнь амбициозных задач. Комиссия готова взять на себя роль флагмана этого процесса, ту роль, которая отведена ей учредительными документами ЕАЭС.
Мировой контекст
Прошедший 2020 год внес серьезные коррективы в логику мирового развития. Развернувшийся экономический кризис имеет сложный генезис и обусловлен сменой технологических и мирохозяйственных укладов. Пандемия COVID-19 лишь ускорила негативные процессы. В их основе лежат долгосрочная стагнация, многолетнее откладывание комплексных решений, неблагоприятная конъюнктура энергетических рынков.
Например, резкое обрушение нефтяных котировок в марте 2020 года более чем на 30% стало самым масштабным за последние 30 лет. Турбулентность на финансовых рынках привела к оттоку капитала из развивающихся стран. Ужесточение мировых финансовых условий в сочетании с ухудшением экономических перспектив обусловило сокращение потоков прямых иностранных инвестиций. Их объем, по данным ЮНКТАД, сократился в 2020 году на 42%3. Индекс цен на продовольствие достиг максимума с июля 2014 года и продолжает расти4.
Как результат, снижение мирового ВВП в 2020 году составило 3,1%5, что значительно больше, чем сокращение мировой экономики в период кризиса 2008-2009 годов. При этом ВВП США в 2020 году снизился на 3,4%, ЕС - на 6,3%, а Китай показал рост на 2,3%.
Мировая торговля в 2020 году также столкнулась с трудностями. По итогам 2020 года падение мировой торговли товарами составило 5,3%6. В Евросоюзе падение экспорта составило 8,2%7, в США - 13%8. Наилучшие показатели по итогам 2020 года в торговле товарами продемонстрировал Азиатский регион. Конкретно в Китае экспорт увеличился на 3,7%9.
Цифры неудовлетворительные, но не критичные. Наиболее пессимистичные прогнозы не оправдались. Например, еще в октябре 2020 года эксперты ВТО прогнозировали снижение объемов мировой торговли товарами на 9,2%, а МВФ говорил о падении мирового ВВП на 4,4%.
В условиях COVID-19 мировые лидеры предприняли беспрецедентную по своему объему поддержку населению и экономикам. Например, США направили на эти цели в 2020 и 2021 годах ориентировочно 6 трлн. долларов, или до 30% от ВВП. Европейская комиссия утвердила программу «Next Generation EU», которая рассчитана на 2021-2027 годы и составляет 6% ВВП ЕС 2020 года. Ее цель - переориентация на «зеленую», цифровую, более устойчивую экономическую модель. Общая величина стимулирующих мер в бюджетно-налоговой политике в мире в виде дополнительных расходов (в том числе на здравоохранение) и упущенных доходов, по оценке ЕЭК, достигает почти 10 трлн. долларов (9,2% мирового ВВП). 5 июня 2021 года страны «G7» договорились установить единую ставку налога на прибыль для транснациональных корпораций на уровне не менее 15%. Причина - необходимы дополнительные источники финансирования очередных вливаний в экономики западных стран.
Результатом вышеприведенных мер стало восстановление деловой активности в мире в 2021 году. Растет выпуск в обрабатывающей промышленности, особенно в автомобилестроении и производстве машин и оборудования. Заметно усилилась активность в непроизводственной сфере. Наблюдается повышение цен на ключевые сырьевые и продовольственные товары, в настоящее время они стоят гораздо дороже, чем до пандемии. МВФ прогнозирует рост мирового ВВП в 2021 году на уровне 5,9%, в 2022 году - в районе 4,9%. При благоприятном сценарии торговля товарами в мире восстановится до предпандемийного уровня уже в этом году и даже может превысить его. Рост мировой торговли в 2021 году ВТО прогнозируется на уровне 10,8%, в 2022 году - на уровне 4,7%.
В то же время пандемия и кризис обострили ряд проблем: нарастание протекционизма и кризис многосторонней торговой системы, односторонний отказ от долгосрочных обязательств и девальвация международного права, стремление перехода от кооперационной повестки к обособленному развитию ведущих экономик мира. Полагаем, что все вышеперечисленное - это шаг назад. Такие тенденции имели явно реакционный характер и показали свою неэффективность. В складывающейся ситуации одним из наиболее эффективных путей развития является углубление региональной интеграции и создание на ее основе обновленной архитектуры международных экономических отношений.
Евразийские реалии
2021 год - седьмой год функционирования ЕАЭС и десятый год работы ЕЭК. Евразийский экономический союз состоялся как неотъемлемый элемент экономической модели государств-членов и стал частью мировой экономики.
Договор о ЕАЭС, подписанный в 2014 году, носит всеобъемлющий характер: государствам-членам удалось одномоментно договориться о полноценной интеграции по широкому кругу вопросов. Он дал мощный импульс к развитию экономик, предложенная парадигма сотрудничества зарекомендовала свою состоятельность. Объем ВВП ЕАЭС за первые пять лет увеличился на 20,3% в текущих ценах, достигнув по итогам 2019 года почти 2 трлн. долларов. За этот же период промышленное производство в ЕАЭС выросло на 13,1%, в том числе по обрабатывающей промышленности почти на 16%. Эти показатели выше, чем, например, в ЕС, где промышленное производство выросло на 7,5%, в том числе обрабатывающая промышленность - на 8,5%. Объем взаимной торговли государств - членов ЕАЭС в 2019 году по сравнению с 2015 годом увеличился на 35,1%10.
В ЕАЭС функционирует рынок товаров, достигнут значительный прогресс в формировании рынка услуг, действует единый Таможенный кодекс, обеспечивается свобода передвижения и социальные гарантии трудящихся. Принято 49 единых технических регламентов, действуют более 12 тыс. международных стандартов, благодаря чему порядка 85% товаров уже сертифицированы по единым техническим нормам.
Посмотрим на макроэкономические итоги 2020 года. Индекс физического объема ВВП ЕАЭС сократился на 2,9%, объем промышленного производства сократился на 2%. Эти показатели позитивнее приведенных ранее примеров по ключевым экономикам мира (за исключением КНР).
Что касается торговли, объем экспорта во взаимной торговле товарами внутри Союза снизился на 10,7%, во внешней торговле - на 20,8%. В сравнении с рядом других интеграционных объединений в ЕАЭС кризисные явления в меньшей степени отразились на объеме взаимной торговли товарами, чем на внешней. Например, в АСЕАН, Меркосур, ЛАИ, ШОС, Андском сообществе, Тихоокеанском альянсе взаимная торговля сократилась сильнее, чем внешняя.
Несмотря на сложности, ВВП ЕАЭС на душу населения по паритету покупательной способности остался фактически на уровне предшествующего года. Обеспечен рост показателей по таким важным отраслям, как обрабатывающая промышленность (+1,4%) и сельское хозяйство (+2,1%).
В сложившихся условиях Союз сработал неплохо, в этом есть заслуга сформированного «интеграционного ядра» ЕАЭС, что обеспечило более устойчивую работу экономик государств-членов. Для минимизации коронакризиса на уровне ЕАЭС были предприняты скоординированные и своевременные действия. Это ограничило скорость распространения вируса, было организовано управление поставками критически важных товаров, лекарств и медицинских изделий. За 2020 год только на уровне глав государств прошли три заседания (включая одну встречу, все по видео-конференц-связи (ВКС), было принято специальное совместное заявление, посвященное мерам по борьбе с коронавирусом. На уровне глав правительств прошло шесть заседаний (три из них по ВКС, три - очно). В рамках 15 заседаний Совета Комиссии приняты 73 решения прямого действия, а в ходе 50 заседаний Коллегии Комиссии принято 187 решений прямого действия. Комиссия стремилась создать условия для эффективного посткризисного восстановления. Огромное значение имела своевременная разработка Российской Федерацией высокоэффективных вакцин против коронавируса, организация их поставок и локализация производств в странах ЕАЭС, что может служить позитивным примером интеграционного сотрудничества в интересах миллионов людей.
2021 год складывается весьма позитивно. Негативное влияние пандемии COVID-19 на экономики стран Союза постепенно ослабевает. За восемь месяцев текущего года объемы промышленного производства выросли на 4,5%, а обрабатывающая промышленность добавила еще больше - 5,4%. За этот период более чем на 8% увеличился потребительский спрос в Союзе, а численность безработных сократилась в 2,3 раза. Взаимная торговля товарами продемонстрировала значительный рост - на 31,3%, а внешняя - на 32,7%.
Такие результаты являются следствием слаженных усилий национальных правительств и уставных органов Союза - Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета, Совета ЕЭК и Евразийской экономической комиссии, - которые переформатировали свою работу в пользу более проактивных действий и принятия оперативных решений в интересах граждан и бизнеса стран ЕАЭС.
Новые горизонты интеграции
Ключевая задача в Евразийском экономическом союзе сегодня - полномасштабная реализация Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. В чем ценность Стратегии-2025:
1. Принятие стратегии олицетворяет переход от этапа становления (2015-2019 гг.) к этапу проектной интеграции (2020-2025 гг.). Суть нового этапа - обеспечить условия для конкретных совместных экономических проектов как на межгосударственном уровне, так и на уровне отдельных субъектов хозяйствования.
2. Стратегия «расширяет горизонты» Договора 2014 года, предполагает более эффективный подход к развитию интеграции по ключевым сферам, предусматривает совершенствование институциональной системы ЕАЭС и права Союза. В документе также сформулированы контуры экономического взаимодействия в новых областях - образовании, здравоохранении, туризме и спорте.
3. Стратегия фиксирует политическую волю глав государств - членов ЕАЭС на дальнейшее углубление интеграции в Союзе.
В апреле 2021 года утвержден детальный план мероприятий по реализации стратегии. Предусматривается разработка 13 международных договоров, принятие более 60 иных нормативных правовых актов ЕАЭС, внесение порядка 25 изменений и дополнений в договор. Рассчитываем, что правительства государств-членов также примут соответствующие нормативные решения в целях «увязки» национальных программ развития и Стратегии-2025.
Экономики стран Союза могут развиваться более высокими темпами, обеспечивая рост благосостояния граждан наших стран. Для этого необходимо решительно и однозначно перейти от логики развития в формате «торгового союза» к полноценной интеграции промышленных потенциалов государств-членов и инновационному развитию. Реализация классических «четырех свобод» - свободы движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала - безусловно, остается в повестке дня Союза, но крайне своевременным является дополнение этого перечня своеобразной «пятой свободой» - совместной инвестиционно-инновационной деятельностью государств-членов. По сути, представленный прототип позволит объединить накопленные достижения и вывести интеграцию на новый уровень. Евразийская экономическая комиссия в приоритетном порядке работает над решением практических задач развития экономик государств - членов ЕАЭС. Время деклараций и заявлений прошло, сейчас время конкретных действий.
На сегодняшний день, несмотря на то что в ЕАЭС порядка 16 тыс. совместных предприятий, у наших промышленных товаров все еще низкий уровень конкурентоспособности и малый удельный вес валовой добавленной стоимости. Исправить ситуацию можно посредством увеличения инвестиций в основной капитал и наращивания производительности труда, создания оптимальных организационных и правовых условий работы на рынке Союза.
В последнее время ЕЭК перестроила свою работу, сосредоточившись над решением насущных, а также перспективных задач. Важным условием функционирования бизнеса и экономики Союза является отсутствие преград в свободном передвижении товаров, осуществлении работ и услуг. Например, в 2020 году количество препятствий в целом в реестре Союза впервые с 2016 года снизилось до 59 (за этот период устранено 83% от всех выявленных барьеров). В 2020 году ликвидировано максимальное количество нарушений за все время - 19.
Сформирована карта индустриализации ЕАЭС, которая включает в себя более чем 185 крупных инвестиционных и значимых проектов сметной стоимостью более 300 млрд. долларов в более чем 21 отрасли и по 550 технологическим направлениям, по которым в ЕАЭС имеется необходимость в импортозамещении. Это по своей сути интеграционные проекты.
Обеспечен равный доступ субъектов хозяйствования государств - членов ЕАЭС к государственным закупкам. Этот вопрос не решался более пяти лет.
Утверждена Фармакопея Союза, в мире это вторая региональная фармакопея (после европейской). К концу 2025 года регистрационные досье всех обращаемых на общем рынке лекарств будут приведены в соответствие с требованиями ЕАЭС.
Одобрена межгосударственная программа «Интегрированная система государств - членов ЕАЭС по производству и предоставлению космических и геоинформационных продуктов и услуг на основе национальных источников данных дистанционного зондирования Земли». Также принято решение о разработке второй межгоспрограммы «Повышение эффективности и надежности работы объектов промышленности и распределенной энергетики в государствах - членах ЕАЭС».
В 2021 году утверждены Основные направления промышленного сотрудничества до 2025 года. Начата разработка карты развития агроиндустрии, включающей информацию о крупных инвестиционных и инновационных проектах в сфере агропромышленного комплекса в странах Союза, о перспективных направлениях таких проектов в целях ресурсного обеспечения АПК и импортозамещения.
В июле 2021 года запущена унифицированная система поиска «Работа без границ», а также открыто Евразийское ювелирное экспортное бюро.
Нам в Союзе нужны новые направления промкооперации в отраслях, отличающихся и высокой производительностью труда, и высокой долей интеллектуальной составляющей, включая привлекательные для инвесторов. Речь идет о биотехнологиях, искусственном интеллекте, роботизации. Комиссия ведет проработку конкретных предложений.
Промкооперация - это залог прочной интеграции, точка невозврата. Ее эффективность зависит от согласованных мер стимулирования на государственном уровне. Поддержка реального сектора экономики в ЕАЭС ниже, чем в странах Запада, это обусловлено в том числе объективными экономическими причинами. Например, в Армении, Беларуси и России эти показатели в 2020 году не превысили 5% от ВВП, в Кыргызской Республике составили более 6%, а в Казахстане - ориентировочно 9%. Как следствие, страны ЕАЭС будут ощущать еще большую конкуренцию на товарных рынках, чем было до кризиса. Значит, надо укреплять наше сотрудничество, взаимодополняя и поддерживая друг друга.
Экономическая активность в государствах - членах ЕАЭС в 2021 году восстанавливается. По прогнозам ЕЭК, ожидается рост ВВП ЕАЭС по итогам этого года на 4,1%. С учетом тенденции подъема экономик стран Союза Евразийская экономическая комиссия видит одним из своих приоритетов выработку и реализацию новых подходов содействия промышленной кооперации в целях выхода на траекторию опережающего экономического развития ЕАЭС.
В государствах - членах Союза имеется существенный потенциал развития, связанный с использованием недозагруженных производственных мощностей, их качественным технологическим обновлением. ЕЭК проведена оценка, показавшая, что увеличение среднего уровня использования производственных мощностей в обрабатывающей промышленности на 10% способно привести к повышению темпов роста объемов промышленного производства в государствах-членах на 6-15 процентных пунктов в зависимости от структуры национальных экономик.
Важным аспектом в рамках Основных ориентиров макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2020-2021 годы является поддержка НИОКР, которые должны стать основой для технического перевооружения экономик и повышения инновационной активности. Однако развитию фундаментальной и прикладной науки пока еще не уделяется достаточное внимание и объемы финансирования разработок по-прежнему существенно отстают от среднемировых значений.
В России финансирование НИОКР составляет 1% ВВП, тогда как в остальных странах Союза это значение не превышает 0,6%. При этом наукоемкость экономики ведущих стран мира составляет более 3% с тенденцией к дальнейшему росту. Для обеспечения конкурентоспособности современной экономики, ведущим фактором развития которой является НТП, доля расходов на НИОКР в ВВП должна быть увеличена не менее чем вдвое. Помимо государственного финансирования, необходимо стимулировать инвестиции в науку со стороны коммерческого сектора. По данным журнала «The Economist», компания «Amazon» только в 2019 году инвестировала в науку и технологии 36 млрд. долларов, что больше предусмотренных на эти цели бюджетов Великобритании и Франции вместе взятых11.
В странах ЕАЭС частный сектор пока еще не предпринимает аналогичных усилий. В целях трансформации научных исследований в экономический рост важна инфраструктура для реализации потенциала технологических инноваций - механизмы и институты внедрения результатов разработок в производственную деятельность. В прошлом году для этих целей мы создали специальную площадку - Научно-технический совет при Председателе Коллегии Комиссии, в президиум которого вошли заместители министров образования государств-членов и руководители национальных академий наук, а к заседаниям приглашаются видные ученые, представители бизнеса, эксперты и аналитики.
Синергия промышленных потенциалов и объединение усилий предпринимательского сообщества стран Союза возможны только при создании надлежащих инструментов мотивации. Комиссия понимает важность прямого диалога с деловыми кругами и работает в этом направлении. Только в первом полугодии 2021 года проведено 53 мероприятия по взаимодействию с бизнес-сообществом государств-членов. Представителями промышленности и бизнеса регулярно подчеркивается, что ключевым недостатком действующей модели работы институтов развития ЕАЭС является отсутствие льготной ставки кредитов Евразийского банка развития (ЕАБР) и высокий порог для финансирования кооперационных промышленных проектов. Эта проблема требует решения. Средства Евразийского фонда стабилизации и развития могли бы быть использованы для субсидирования процентной ставки ЕАБР. ЕЭК также предлагает и свое участие в финансировании кооперационных проектов посредством возмещения выпадающих доходов по кредитам, выданным ЕАБР. Кроме того, целесообразно активнее использовать схемы межгосударственных программ и проектов.
С целью дальнейшего усиления промышленной кооперации ЕЭК ведется проработка формирования системы евразийского корпоративного права путем создания наднациональных евразийских компаний. Комиссия планирует в инициативном порядке разработать проект нормативного акта ЕАЭС, закрепляющего в праве Союза понятие «наднациональной евразийской компании», ее статус, порядок формирования, особые привилегированные условия функционирования. Евразийскими компаниями могли бы стать как новые проекты, так и те организации, которые уже работают сразу на нескольких рынках наших стран, что говорит о экономической заинтересованности бизнеса и необходимости дальнейшего стимулирования его деловой активности в масштабах всего Союза. Важно понимать, что деятельность транснациональных евразийских компаний не представляет угрозу суверенитету государств-членов, а создает реальный импульс для инвестиционно-инновационного развития всего Союза.
Приоритетом в Союзе должно стать эффективное управление ресурсами - это ответ на уроки пандемии. Данный вопрос стал предметом дискуссии на профильной панельной сессии ЕЭК в рамках Петербургского международного экономического форума в 2021 году. В частности, речь может идти о создании комплексной евразийской программы импортозамещения, которая гармонизирует аналогичные национальные программы в странах Союза. Это вариант практической реализации инициативы Президента Российской Федерации В.В.Путина, озвученной в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета в декабре 2020 года.
Сегодня важно сосредоточить внимание на развитии интеграции «вглубь» и институциональном совершенствовании ЕАЭС, что предусмотрено Стратегией-2025. В этой связи не лишним будет напомнить мнение известного российского юриста-международника Л.М.Энтина, отмечающего, что «отсутствие действенного интеграционного права делает невозможным реализацию задач и целей интеграции» [Энтин, 2009, с. 238]. По нашему мнению, одно из первых мест в интеграционной повестке дня Союза в ближайшей перспективе должна занять «правовая интеграция» в трех ее измерениях: придание реальной наднациональности и верховенства праву Союза как обособленной правовой системе; обеспечение судебного контроля реализации права ЕАЭС на наднациональном и национальном уровнях; гармонизация национальных законодательств «пятерки» между собой и национальных законодательств с правом ЕАЭС. На это обращают внимание как специалисты-практики, так и теоретики-исследователи.
Полагаем, что дальнейшему конструированию обновленной международной архитектуры взаимовыгодной кооперации будет способствовать комплекс мер по практической реализации идеи Большого Евразийского партнерства (БЕП), одним из столпов которого является Евразийский экономический союз. Содержание предлагаемых направлений работы можно сгруппировать следующим образом.
Первое. Необходимо обеспечить качественное сопряжение евразийского интеграционного проекта с китайской инициативой «Один пояс, один путь». Как отмечает академик РАН С.Ю.Глазьев, «сопряжение ЕАЭС и ОПОП - это сочетание единого экономического пространства и общих проектов инфраструктурного строительства, институтов развития, совместных программ торгово-экономического, научно-технического, производственного и гуманитарного сотрудничества, совместных инвестиций в целях устойчивого и гармоничного развития участвующих государств в интересах роста благосостояния и процветания их народов. С конкретно практической точки зрения сопряжение также можно трактовать как деятельность по интеграции ЕАЭС и ОПОП посредством реализации совместных инвестиционных проектов, расширения взаимной торговли, соединения платежных систем, стыковки транспортной, энергетической, информационной инфраструктуры, по формированию общего рынка товаров и услуг посредством гармонизации норм его регулирования, устранению трансграничных торговых барьеров и валютных ограничений, развитию производственной и научно-технической кооперации, созданию совместных производств, организации общих институтов и коридоров развития. Сопряжение ЕАЭС и ОПОП строится на основе норм международного права, уважения национальных суверенитетов, общих интересов и взаимовыгодного сотрудничества» [Глазьев и др., 2019].
Пока что, однако, наше сотрудничество с Китаем не трансформируется в реальные межгосударственные проекты и практические результаты. Важность взаимодействия с КНР подчеркнута Президентом Республики Казахстан К.-Ж.К.Токаевым в Обращении к главам государств - членов ЕАЭС в связи с председательством Казахстана в органах Союза в 2021 году. Мы в Евразийской экономической комиссии считаем, что необходимо создавать управляющие компании по оптово-распределительным и логистическим центрам, общим энергетическим рынкам, обеспечивать совместное развитие магистральной железнодорожной и автомобильной сети и в то же время предлагать стратегическую увязку информационных решений с инфраструктурно-логистическими проектами на территории ЕАЭС в формате единой евразийской торговой платформы. Это поможет укрепить «несущий каркас» нашего евразийского интеграционного проекта.
Второе. Развитие потенциала ЕАЭС как международной организации региональной экономической интеграции, что предусмотрено в ст. 1 Договора о Союзе. Принципиально важно обеспечить единообразие подходов по продвижению Союза и слаженную работу ЕАЭС на внешних площадках со стороны всех наших стран. В этой связи в целях реализации идеи БЕП путем создания бесшовного правового пространства актуальными могли бы стать введение нотификации двусторонних соглашений государств ЕАЭС с третьими странами, а также гармонизация правового поля ЕАЭС с другими объединениями, в которые входят страны Союза (например, СНГ, ШОС и др.). Комиссия уже предприняла ряд шагов в этом направлении. В апреле 2021 года создана рабочая группа по сопряжению права ЕАЭС и договорно-правовой базы СНГ. 17 сентября 2021 года в Душанбе подписан Меморандум о взаимопонимании между ЕЭК и Секретариатом ШОС. А по инициативе Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 14 и 15 октября 2021 года друг за другом прошли заседания Высшего Евразийского экономического совета и Совета глав государств СНГ.
Третье. Следует приложить максимум усилий для поддержки совместного выхода компаний стран Союза на внешние рынки и тем самым укрепления роли Союза в мире. Пока что доля внешней торговли ЕАЭС составляет только около 2% от мировой, а ЕАЭС является торговым партнером №1 для Узбекистана, входит в топ-3 во внешней торговле Турции, Финляндии, Украины, Литвы, Сербии, Эстонии, Азербайджана, Монголии, Грузии, Молдовы. В то же время, например, ЕС является торговым партнером №1 для 74 стран мира, Китай - для 66, США - для 31.
На площадке ЕЭК уже организована работа по выработке мер поддержки экспорта. Принято Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 9 октября 2020 года №21 «О совместных мерах развития экспорта», исполнение которого предполагает проработку возможности применения совместных мер поддержки экспорта, включая финансовые и нефинансовые инструменты, в том числе с привлечением ЕАБР. В части финансовой поддержки экспорта было предложено объединить усилия институтов развития государств-членов и на базе ЕАБР сформировать механизм кредитования для поддержки сделок и проектов с интеграционным эффектом (проекты, в которые вовлечены компании двух и более государств-членов, включая экспортно-импортные операции внутри ЕАЭС); осуществления расчетов в национальных валютах государств - членов ЕАЭС; создания наиболее выгодных конкурентных условий для реализации сделок и проектов с интеграционным эффектом. Формируется нормативная правовая база для развития электронной торговли. На прошедшем в августе 2021 года заседании Евразийского межправительственного совета также принято решение о создании Евразийской перестраховочной компании. Полагаем, что дальнейшие шаги по формированию подходов к общей экспортной политике ЕАЭС должны быть выверенными и решительными.
Четвертое. Немаловажное значение имеет расширение сети международного взаимодействия ЕАЭС, укоренение вовлеченности Союза в наиболее приоритетные вопросы многосторонней повестки дня. Видим целесообразность в поиске выгодных путей кооперации с созданной в 2020 году фактически крупнейшей в мире зоной свободной торговли - Всеобъемлющим региональным экономическим партнерством (ВРЭП). С АСЕАН у нас уже установлено плотное взаимодействие в формате меморандума, действует ЗСТ с Вьетнамом, подписано аналогичное соглашение с Сингапуром, а с КНР заключено торгово-экономическое соглашение непреференциального типа. На страны ВРЭП суммарно приходится почти треть всей внешней торговли ЕАЭС. Очевидно, что нужно объединять потенциалы.
Комиссия продолжит содействие достижению государствами - членами ЕАЭС Целей устойчивого развития ООН. Придаем важное значение поиску общих подходов к вопросам «зеленой экономики». В этой связи особо отметим принятие главами стран Союза 14 октября 2021 года Заявления об экономическом сотрудничестве в рамках климатической повестки.
Хотелось бы обратить внимание на то, что актуальность всех приведенных выше направлений работы по построению Большого Евразийского партнерства подчеркнута и в статье Президента Российской Федерации В.В.Путина «Быть открытыми, несмотря на прошлое», посвященной 80-й годовщине начала Великой Отечественной войны и опубликованной 22 июня 2021 года в газете «Die Zeit», где говорится: «Мы открыты к честному созидательному взаимодействию. Это подтверждает наша идея создания единого пространства сотрудничества и безопасности от Атлантики до Тихого океана, которое включило бы в себя разные интеграционные форматы, в том числе Европейский союз и Евразийский экономический союз» [Путин, 2021].
Идеологический стержень Евразийского экономического союза
В завершение сформулируем ряд ключевых принципов евразийского интеграционного проекта, своеобразный «идеологический стержень» евразийской интеграции на ближайшую перспективу.
1. Доверие. Необходимо повысить уровень доверия к ЕАЭС, институтам и интеграционным процессам в целом среди национальных органов, предпринимателей и общественности государств-членов. Не должно наблюдаться «разрывов» между политической волей и практической реализацией. Только сплоченность, безоговорочное взаимное доверие наших стран и совместный труд на благо населения государств-членов приведут к успешности развития Союза.
2. Взаимодополнение. Принципиально важным является переход от психологии конкуренции к психологии сотрудничества. Экономическая политика в основе своей должна способствовать взаимодополняемости национальных экономик. В этом лежит «ключ к успеху» ЕАЭС. Соперничество в производстве одних и тех же товарных групп является заведомо проигрышной тактикой. Странам необходимо объединять усилия и готовить общие товарные предложения как для внутреннего рынка, так и для рынков третьих стран.
3. Самодостаточность. Пандемия COVID-19 обнажила уязвимость человечества и противоречия между ведущими экономиками. Для эффективной конкуренции с экономическими гигантами менее масштабным экономикам необходимо объединяться и укреплять институциональное взаимодействие. Другой альтернативы нет. Политическая воля глав государств - членов ЕАЭС на углубление интеграции должна быть закреплена в экономическом развитии. Евразийская экономическая комиссия создает для этого необходимые условия и знает, что следует предпринимать в дальнейшем.
118 ноября 2011 г. в Москве президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации был подписан Договор о Евразийской экономической комиссии.
2Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Утверждены решением Высшего Евразийского экономического совета №12 от 11 декабря 2020 г. // URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01428320/err_12012021_12
3UNCTAD World Investment Report 2020. International Production beyond the Pandemic // URL: https://unctad.org/system/files/official-document/wir2020_en.pdf
4По данным ФАО.
5Здесь и далее - по данным МВФ.
6Здесь и далее - по данным ВТО.
7По данным Евростата.
8По данным UN Comtrade.
9Там же.
10Здесь и далее - по данным ЕЭК.
11The roaring 20s? // The Economist. January 16, 2021.
Источники и литература
1. Глазьев С.Ю., Архипова В.В., Агеев А.И., Ершов М.В., Митяев Д.А., Нагорный А.А., Вэнь В., Цинцин Я., Росс Д., Чжаоюй Г., Тинтин Ч. Вопросы и состояние процессов сопряжения Евразийского экономического союза и инициативы «Один пояс - один путь» в представлениях Китая и России // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2019. №3. С. 13-30.
2. Путин В.В. Быть открытыми, несмотря на прошлое // Die Zeit. 2021. 22 июня // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/65899
3. Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 3 окт. // URL: https://iz.ru/news/502761?page=2
4. Энтин Л.М. Право Европейского союза. Новый этап эволюции: 2009-2017 годы. М., 2009. 304 с.