Особое стратегическое партнерство России и Индии - уникальная и сложнейшая архитектура межгосударственного взаимодействия, создание которого было бы невозможно без прочного единого экономического фундамента - от энергетики и судостроения до космической и сельскохозяйственной отраслей. Существенный вклад в его основание и упрочение вносит ПАО «НК «Роснефть», являясь локомотивом двусторонней кооперации.
«Роснефть» - надежный многолетний партнер крупнейших индийских компаний, развивающий интегральный формат сотрудничества в углеводородной индустрии: от добычи и поставок углеводородов до нефтепереработки и реализации нефтепродуктов.
Среди совместных инициатив в России - добычные проекты «Ванкорнефть», «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» и «Сахалин-1».
49,9% дочернего общества АО «Ванкорнефть» принадлежит индийским компаниям («ONGC Videsh Limited», «Oil India Limited», «Indian Oil Corporation Limited» и «Bharat PetroResources Limited») с 2016 года. Это предприятие, расположенное в Красноярском крае, ведет разработку Ванкорского нефтегазоконденсатного месторождения - крупнейшего из открытых и введенных в эксплуатацию в России за последние 25 лет.
В «Таас-Юрях Нефтегазодобыче», которая владеет лицензиями на участки Центрального блока Среднеботуобинского месторождения и Курунгский лицензионный участок (другими акционерами являются «Роснефть» и «ВР»), 29,9% принадлежит консорциуму индийских операторов («Oil India Limited», «Indian Oil Corporation Limited» и «Bharat PetroResources Limited»).
С 2001 года индийская компания «ONGC Videsh Limited» входит в состав участников проекта «Сахалин-1» (другими акционерами являются «Роснефть», «ExxonMobil» и японская «Sodeco»). В 2020 году в рамках проекта было добыто 12,4 млн. тонн нефти и конденсата, потребителям поставлено более 2,4 млрд. куб. м газа.
Российская компания является акционером «Nayara Energy», управляющей высокотехнологичным НПЗ в городе Вадинар и одной из самых динамично растущих сетей АЗС в Индии.
Дальнейшее углубление инвестиционной кооперации двух стран, а также вопросы реализации перспективных проектов в области нефте- и газодобычи, нефтепереработки и нефтехимии, реализации углеводородов обсуждались в ходе встречи главного исполнительного директора ПАО НК «Роснефть» Игоря Сечина с министром нефти и природного газа, министром строительства и городского хозяйства Индии Хардипом Сингх Пури 1 сентября. Оценивая текущий уровень взаимодействия по совместным бизнес-инициативам и достигнутые на сегодняшний день результаты Игорь Сечин отметил: «Эти проекты позволили нам стать лидерами инвестиционного сотрудничества России и Индии. Объем взаимных инвестиций с участием «Роснефти» и индийских партнеров превышает 17 млрд. долларов. Это больше половины общего объема накопленных российско-индийских инвестиций к текущему моменту».
Повышенный интерес индийских партнеров привлекла презентация флагманского проекта НК «Роснефть» «Восток Ойл», который реализуется на севере Красноярского края. Игорь Сечин рассказал Хардипу Сингх Пури об основных параметрах и конкурентных преимуществах данной инициативы.
На сегодняшний день «Восток Ойл» - один из самых перспективных добычных нефтяных проектов в мире. Он включает в себя 52 лицензионных участка, в границах которых расположены 13 месторождений нефти и газа, в том числе разрабатываемое при участии индийских партнеров Ванкорское месторождение, Сузунское, Тагульское, Лодочное месторождения, а также новые, уникальные по запасам перспективные месторождения: Пайяхское и Западно-Иркинское.
Ресурсная база - свыше 6 млрд. тонн премиальной нефти, которая отличается уникально низким содержанием серы в 0,01-0,04%. Высокое качество сырья исключает потребность в отдельных установках на НПЗ, что позволит значительно снизить объем парниковых выбросов проекта. Углеродный след «Восток Ойла» составляет 25% от традиционных показателей, характерных для крупных нефтяных проектов.
К 2033 году уровень добычи планируется на уровне 115 млн. тонн нефти. Логистическим преимуществом «Восток Ойла» является возможность поставок сырья с месторождений сразу в двух направлениях - на европейские и азиатские рынки.
Важным фактором привлекательности «Восток Ойла» является то, что создана уникальная устойчивая экономическая модель проекта. «Роснефть» уже получила заключения ведущих международных экспертов, подтверждающие его ресурсную базу, технологии разработки и экономику. Аналитики ведущих инвестиционных банков (в том числе «Bank of America Merrill Lynch», «Goldman Sachs», «J.P.Morgan», «Credit Suisse») отмечают высокий уровень доходности. Так, аналитики инвестбанка «Goldman Sachs» назвали «Восток Ойл» «магнитом для инвесторов», отмечая, что «чистая приведенная стоимость проекта может достигнуть 75 млрд. долларов». А в опубликованном в 2020 году отчете «Merrill Lynch» аналитики присвоили «Восток Ойлу» статус локомотива развития «Роснефти». «Проект представляет собой основной источник потенциального роста для НК «Роснефть» - говорится в отчете. Представители «Bank of America» полагают, что при благоприятной рыночной конъюнктуре и снижении рисков, стоимость проекта может превысить 100 млрд. долларов, а с учетом СПГ общая оценка может возрасти до 115-120 млрд. долларов.
В рамках визита в Россию индийская делегация во главе с Хардипом Сингх Пури также посетила судостроительный комплекс «Звезда», расположенный в городе Большой Камень Приморского края. Вице-президент ПАО «НК «Роснефть» по информатизации, инновациям и локализации Андрей Шишкин ознакомил партнеров с ходом строительства судоверфи и ее основными объектами.
Судостроительный комплекс «Звезда» создается по поручению Президента Российской Федерации В.В.Путина консорциумом инвесторов во главе с НК «Роснефть». При возведении верфи применяются принципиально новые технологические решения, которые позволят ей стать одним из самых современных судостроительных производств в мире. Строительство ведется в две очереди и будет полностью завершено в 2024 году. В эксплуатацию введены объекты первой расширенной очереди: блок корпусных производств, окрасочные камеры, открытый тяжелый достроечный стапель с парком уникальных кранов и продвинутой судо-транспортной системой, транспортно-передаточный док.
Тяжелый открытый достроечный стапель - сложнейшее инженерное сооружение - один из самых больших стапелей в мире и крупнейший в России. В его состав входят три стапельных дорожки с уникальной самоходной судо-транспортной системой. На стапеле установлено четыре портальных крана грузоподъемностью 100 тонн, два крана козлового типа грузоподъемностью 320 тонн и кран типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн, аналогов которому нет на российских верфях. Для сравнения: максимальная грузоподъемность кранов, работающих на других российских верфях, всего 500 тонн.
Транспортно-передаточный плавучий док предназначен для проведения работ по спуску со стапеля на воду крупнотоннажных судов длиной 300 метров и шириной более 50 метров, а также объектов морской техники, в частности буровых платформ и их элементов, и обеспечивает высокое качество и безопасность спуска.
В декабре 2020 года со стапеля было спущено первое многофункциональное судно снабжения усиленного ледового класса Icebreaker 7 «Катерина Великая». Это головное судно в серии из четырех судов для НК «Роснефть». Участие в его закладке на стапеле принимал Президент Российской Федерации Владимир Путин. Параллельно на верфи ведутся работы на трех других судах серии.
Также на площадке ССК «Звезда» был построен «Завод ВРК Сапфир». На заводе уже налажено производство винто-рулевых колонок мощностью 7,5 МВт. Винто-рулевые колонки являются ключевым звеном судовой электроэнергетической системы. Разработанная конструкция обеспечивает высокие ледовые и маневренные качества морских судов в период навигации по Северному морскому пути и рассчитана на эксплуатацию в тяжелых ледовых условиях.
Уникальным сооружением «Звезды» является сухой док, который был построен со значительным опережением сроков и готов к вводу в эксплуатацию. Его технические параметры позволят осуществлять строительство большинства типов существующих и перспективных судов практически без ограничения тоннажа и спускового веса корпусов. С размерами 485х114х14 метров док является единственным подобным в России и одним из крупнейших в мире гидротехнических сооружений.
Транспортно-передаточный док «Вымпел» - важнейший элемент верфи. Он дает возможность ССК «Звезда» выполнять заказы по производству судов, которые раньше не могли быть построены на российских верфях. Плавучий док является безопорным и позволяет осуществлять продольную накатку судов с трех разных стапельных линий верфи и поперечную накатку офшорных объектов.
Ввод в эксплуатацию второй очереди расширит возможности верфи и позволит ССК «Звезда» строить суда и морскую технику без каких-либо ограничений. В состав второй очереди войдут дополнительные производственные цеха полного цикла для строительства крупнотоннажных судов и морской техники.
Уже построенные цеха дали возможность, не дожидаясь окончания работ по строительству второй очереди, приступить к постройке ряда судов, в том числе сложнейших танкеров типа «Афрамакс», который также осмотрела в ходе визита индийская делегация. Танкер был спущен на воду 2 сентября и отбуксирован к достроечной набережной, где будет организован швартовный этап испытаний. Это судно стало вторым в серии из 12 крупнотоннажных танкеров дедвейтом 114 тыс. тонн. Головное судно «Владимир Мономах» было передано заказчику в декабре 2020 года.
О повышенном интересе индийцев к «Звезде» свидетельствует и то, что в 2019 году судоверфь посещал премьер-министр Индии Нарендра Моди, который в ходе панельной сессии на ВЭФ-2021 отметил: «В 2019 году, когда я приехал во Владивосток для участия в форуме, я заявил о приверженности Индии участвовать в политике по Дальнему Востоку. Данная политика является очень важной частью нашего особого и привилегированного стратегического партнерства с Россией. Ваше превосходительство Президент Путин, я помню детальный разговор, который состоялся у нас с вами, когда мы ехали на катере из Владивостока на судостроительную верфь «Звезда». Это было в рамках моего визита в 2019 году. Тогда вы показали мне современные судостроительные мощности верфи «Звезда» и выразили надежду, что когда-нибудь и Индия станет партнером этого замечательного предприятия. Сегодня я очень рад сообщить, что одна из крупнейших судостроительных верфей Индии «Mazagon Dock Limited» станет партнером верфи «Звезда». В рамках этого партнерства будут строиться одни из самых значимых коммерческих судов в мире».
Сотрудничество по ССК «Звезда», хотя только начинает активно развиваться, способно стать важным элементом российско-индийских отношений. Это начинание, открывающее путь целой плеяде масштабных бизнес-проектов, - еще одно важнейшее доказательство тому, что российско-индийское стратегическое партнерство накопило мощный резерв прочности, на него не могут повлиять ни пандемия, ни политическая турбулентность в мире, ни колебания экономической конъюнктуры.