В настоящее время продолжается процесс трансформации системы международных отношений и определения места и роли в ней ключевых партнеров - России, США, Китая и ЕС. Франция как член Совета Безопасности ООН и одна из крупнейших экономик мира, в рамках Европейского союза, особенно после выхода из него Великобритании, наращивает свое влияние. К тому же хорошие отношения с США, традиционным союзником по НАТО, способствуют укреплению ее позиций не только в ЕС, но и в мире.

Сближение Э.Макрона и Д.Трампа

Э.Макрон получил от Ф.Олланда неплохое наследство - максимально близкие отношения между Францией и США, что предрекало прекрасную возможность налаживания отношений в паре Макрон - Трамп.

Для Макрона в выстраивании отношений с Вашингтоном была крайне выгодна складывающаяся ситуация в ЕС. Два других традиционных союзника Соединенных Штатов - Великобритания и Германия были погружены в решение внутриполитических проблем. К тому же Трампу не удавалось найти общий язык ни с Т.Мэй, ни с А.Меркель.

Таким образом, перед Францией открылась беспрецедентная возможность установить прочные отношения с американским лидером и стать медиатором в отношениях США с ЕС, что, с одной стороны, должно было позволить вести более продуктивный диалог с Трампом, а с другой - усилить позиции Франции в рамках ЕС. 

Схожесть двух президентов как политических фигур заключается в первую очередь в их прагматичности и отсутствии опыта в проведении внешней политики. Это объясняется тем, что Трамп является бизнесменом с многолетним опытом, который привык заключать сделки, что нашло отражение в его внешней политике, а Макрон, с одной стороны, не связан традиционными голлистскими референциями, где отсутствуют явные идеологические привязки, а с другой стороны, во многом сформирован своим прекрасным бизнес-образованием, полученным в рамках программы «Молодые лидеры» Франко-американского фонда, призванного сближать политическую элиту США и Франции.

Также двух президентов объединяет «юпитерианское» понимание природы власти. В своих размышлениях о ней Макрон предполагает, что необходимо проявлять власть, подобно Юпитеру, восстановив вертикаль, авторитет и даже «сакральность власти», одновременно стараясь быть ближе к народу1. Такие же идеи можно разглядеть и в поведении Д.Трампа.

Казалось бы, паре Макрон - Трамп обеспечено взаимопонимание, чего не следовало ждать от отношений Трампа с Меркель и Мэй. Однако на практике двусторонние отношения были омрачены принципиальными расхождениями геополитических и геоэкономических интересов.

Геополитические интересы Франции и США

В западной историографии отмечается, что внешняя политика США, и геополитика в частности, строятся как на идее исключительности своей страны, так и на международном авторитете, ключом к которому является не имеющая аналогов скорость развития влияния государства: менее чем за 250 лет существования США стали ведущей мировой державой, к чему добавляется внутригосударственная стабильность, экономический вес, технологический динамизм, культурное влияние и военное превосходство. Власти США не терпят обязательств перед другими международными игроками, которые могут отвлечь их от выполнения своей миссии по установлению миропорядка под их эгидой, опирающегося на традиционные западные ценности: открытость экономик, многосторонние институты, коллективную безопасность и демократическую солидарность2.

Также во внешней политике Соединенных Штатов всегда присутствует дуализм. Перед администрацией каждого президента встает выбор: вести изоляционистскую или более затратную глобалистскую внешнюю политику.

Будучи националистом и протекционистом, на международной арене Д.Трамп начал действовать, принимая односторонние решения, независимые от позиций своих союзников. Он выдвинул лозунг «America first», что означает проведение политики, исходящей исключительно из интересов США, навязывание своих интересов, в том числе европейским союзникам, интересы которых учитываются по остаточному принципу.

В свою очередь, Э.Макрон от лица всего европейского сообщества отстаивает методы многосторонней дипломатии. Он стремится, насколько ему позволяют французские внешнеполитические ресурсы, бороться с терроризмом в разных регионах планеты, например в Сахеле или Сирии, заниматься посредничеством в международных кризисах, как во время кризиса на Украине.

В этой связи можно говорить о столкновении soft power Франции и hard power США. Это лучше всего проявляется в вопросе ядерной программы КНДР. Оба лидера говорят об угрозе, исходящей от Северной Кореи, однако подходы к устранению этой угрозы кардинально различаются: если американский президент постоянно угрожает северокорейским властям военной операцией в случае новых запусков ракет КНДР, то французский лидер призывает к решению этой острой международной проблемы путем переговоров и санкций, способных заблокировать данную программу3.

Основные внешнеполитические векторы обеих стран изложены в Стратегии национальной безопасности США (СНБ) от 2017 года4 и в Стратегическом обзоре вопросов обороны и национальной безопасности Франции того же года5.

В СНБ выделяются четыре главные сферы национальных интересов США: обеспечение безопасности, процветания, поддержание мира во всем мире с помощью своих внешнеполитических ресурсов и расширение американского влияния. Во французской внешнеполитической доктрине находит отражение только обеспечение безопасности и процветания в Европе. 

В обоих документах приоритетное положение занимают вопросы борьбы с джихадистским терроризмом, нераспространение ядерного оружия и способы защиты в киберпространстве.

Говоря о региональных интересах обеих стран, и Франция, и США выделяют в качестве угрозы Китай и Россию: американская сторона считает, что они «стремятся бросить вызов американскому влиянию, ценностям и богатству», а во Франции опасаются стремительного развития военного потенциала этих стран и их амбиций. Неизменными во внешнеполитической риторике США остаются государства-изгои, в числе которых американская сторона выделяет только Иран и КНДР, Франция же упоминает эти государства в связке с Пакистаном в контексте нераспространения ядерного оружия и акцентирует внимание на угрозе,  исходящей от этих государств, в то время как в СНБ фигурируют цели борьбы с транснациональными террористическими группировками и боевиками, действующими на территории Пакистана.

Важность партнерских отношений с ЕС проходит красной линией в основных разделах СНБ США. В документе декларируется намерение американской стороны консолидировать усилия и углублять взаимодействие с сильной и свободной Европой в рамках НАТО для борьбы с основными угрозами, изложенными выше. Особая роль НАТО в обеспечении безопасности Европы также изложена в Стратегии национальной безопасности Франции. Однако де факто для реализации национальных интересов США выгодна дезинтегрированная Европа, что подтверждается американской поддержкой брекзита, а Франция, наоборот, стремится усилить интеграцию внутри ЕС.

Для Э.Макрона наиболее чувствительным различием в стратегиях является место климатических проблем в числе угроз национальной безопасности обеих стран. Если в Стратегии 2015 года была прописана неотложность решения климатических проблем, что полностью отвечает взглядам нынешнего Президента Франции, то Трамп не относит изменение мирового климата к важнейшим проблемам безопасности.

Таким образом, можно заключить, что, несмотря на схожесть геополитических интересов США и Франции на бумаге, на практике они зачастую разнятся.

Союзник, но не подчиненный?

Главной задачей внешней политики Франции является обеспечение национальной безопасности, в первую очередь от угроз, вызванных терроризмом. В интервью телеканалу «TF1» в конце октября 2017 года Э.Макрон заявил: «США - один из важнейших партнеров нашей страны по вопросам безопасности и борьбе с терроризмом»6.

Поэтому отношения между США и Францией в рамках Североатлантического альянса приобретают принципиальную важность, учитывая, что, по оценкам французских военных, армия Франции, являясь сильнейшей в ЕС, все еще не готова к решению стратегических задач и развертыванию полномасштабных операций, а кроме того, на вооружении у Пятой республики нет парка тяжелой военно-транспортной авиации, способной перебрасывать крупные войсковые соединения на дальние расстояния. Например, во время операции в Мали 2012 года французская армия арендовала соответствующую технику у России.

Также Франция поддержала заявление Трампа о необходимости европейских стран увеличить взносы в военный бюджет НАТО до 2% ВВП и обязалась уже к 2025 году выйти на уровень, требуемый США7.

Таким образом, в «Белой книге по обороне и безопасности» вплоть до последнего ее издания в 2013 году НАТО фигурировала как основной элемент безопасности Франции. В то же время в документе подчеркивается, что ядерный потенциал страны останется исключительно в национальном ведении и не будет в мирное время находиться под интегрированным командованием8. Тенденция была продолжена в «Стратегическом обзоре по вопросам обороны и безопасности за 2017 год».

Однако стоит заметить, что вопрос сотрудничества в рамках НАТО вызывает некоторые противоречия во франко-американских отношениях. Так, в знаменитом интервью «The Economist» Макрон изложил свое видение состояния Североатлантического альянса, констатировав у него «смерть мозга»9.

С приходом к власти в США Дональда Трампа европейские союзники по НАТО стали все больше беспокоиться за обеспечение своей безопасности, как выразился французский президент, на фоне «непостоянства американского партнера», и им, возможно, «придется пересмотреть целесообразность существования» Организации10. В этой связи Макрон выступает с двумя неожиданными предложениями: обеспечить Европе «стратегическую автономность» в сфере безопасности и пересмотреть позицию ЕС по отношению к России, возобновив с Москвой стратегический диалог, с которыми не согласилась канцлер Германии Ангела Меркель, назвав их «резкими».

Но следует справедливо заметить, что эти высказывания французского президента полностью соответствуют его внешнеполитическому курсу. Например, он один из наиболее последовательных сторонников создания независимой от НАТО общеевропейской армии, что не встретило одобрения в Вашингтоне. Дональд Трамп раскритиковал заявление Макрона о необходимости создания европейской армии, которая без поддержки НАТО смогла бы защищать Европу от угроз, исходящих от Китая, России и даже США. В своем посте Д.Трамп написал, что в обеих мировых войнах агрессором была Германия и, пока США не пришли на помощь, во Франции уже начали учить немецкий11.

Несмотря на то, что подобные проекты уже давно обсуждаются в рамках ЕС, на сегодняшний день осуществление идей Макрона наиболее реально в связи с тем, что Великобритания, верный союзник США, которая постоянно блокировала попытки создать в Европе альтернативу структурам НАТО, вышла из состава Европейского союза в результате брекзита.

Также во время президентства Макрона был сформирован общеевропейский оборонный фонд, который по проекту должен дополнять структуры НАТО. В данном контексте речь идет о совместных оборонных разработках и закупке военной техники с упором на развитие европейских ВПК. Начало работу Постоянное структурированное сотрудничество (PESCO) в оборонной сфере, структура, объединяющая 25 стран ЕС, в задачи которой входят поддержка европейской оборонной отрасли и обучение военных.

Таким образом, будучи связующим звеном между Францией и США, в паре Макрон - Трамп, НАТО также стала источником разногласий. Чувствуя изоляционистские настроения Трампа и его неохотное участие в деятельности по европейской обороне, Макрон принимает решение развивать самостоятельный военный потенциал Европы, пока это позволяет также внутренняя ситуация в ЕС.

Отношение к России на фоне украинского кризиса

Позиции Франции и США при Э.Макроне и Д.Трампе в отношении России в свете украинского кризиса имеют больше общего, чем во времена их предшественников - Ф.Олланда и Б.Обамы. Несмотря на то, что Олланд присоединился к антироссийским санкциям Евросоюза и не признал законным воссоединение Крыма с Россией, когда Обама призвал к жесткой изоляции и сдерживанию России, Президент Франции пригласил Путина в Нормандию и создал условия для начала диалога в «нормандском формате» (без США). На сегодняшний день официальная позиция обеих стран заключается в том, что Россия проявила агрессию по отношению к Украине, а Крым и Донбасс должны вернуться в состав Украины. Пока эти условия не будут выполнены, США и ЕС сохранят антироссийские санкции.

Однако камнем преткновения в отношениях между США, ФРГ и Францией стал проект Трампа по оказанию военного содействия Украине для сдерживания России, включающий не только финансовую помощь, но и поставки летального оружия. В ответ на это Эммануэль Макрон и Ангела Меркель со своей стороны призвали воюющие стороны как можно скорее выполнить Минские договоренности, Париж и Берлин также «подчеркивают, что нет иного решения, кроме как урегулирование конфликта исключительно мирным путем».

В украинском вопросе Макрон для Трампа стал самым удобным союзником: они совместно рассматривают различные варианты принуждения России к отказу от поддержки самопровозглашенных ЛНР и ДНР, восстановления контроля Киева над российско-украинской границей и размещения на всей территории Донбасса миротворческих сил.

При одинаковых позициях президенты имеют разные возможности. Так, Франция, одновременно являясь участницей Минских соглашений и «Нормандской четверки», играет более активную роль в разрешении конфликта на Украине.

«Формула Макрона», набор определенных маленьких, но конкретных шагов по обеспечению полного выполнения Минских договоренностей, в действительности есть отражение американской позиции. США и Франция также одобрили законопроект о продлении особого статуса Донбасса, принятый киевскими властями, утверждая, что он способен помочь урегулированию конфликта в соответствии с Минскими соглашениями.

Подводя итог, необходимо заметить, что главной причиной расхождения позиций США и Франции как европейской страны является меньшая заинтересованность американской стороны в скорейшем прекращении вооруженного конфликта в центре Европы, на границах ЕС.

Иранская ядерная программа

Подписание 14 июля 2015 года Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) стало результатом 12-летней работы французской дипломатии. Главным посылом позиции Франции тогда было: «Да - мирному использованию атомной энергии для Ирана, нет - ядерному оружию» - слова Л.Фабиуса, который в тот период занимал должность главы МИД Франции12.

Но заявления Трампа о готовности США выйти из СВПД поставили под угрозу не только судьбу договора, но и авторитет Совета Безопасности ООН, а также перспективы восстановления мира на Ближнем Востоке. Учитывая, что в августе 2017 года Макрон, выступая перед посольским корпусом, подтвердил стремление сохранить СВПД по Ирану, которому «альтернативы нет», французский президент поставил цель предотвратить выход США из договора13. Этому была посвящена встреча Макрона и Трампа в Нью-Йорке 18 сентября 2017 года, однако Трамп своего решения не изменил.

Выступления двух президентов перед Генеральной Ассамблеей ООН 19 сентября в полной мере продемонстрировали противоположность взглядов Макрона и Трампа на иранский вопрос. Трамп публично назвал это соглашение «большой ошибкой», тогда как Макрон заявил: «Наше участие в ядерном нераспространении позволило заключить 14 июля 2015 года серьезное, обстоятельное соглашение, предусматривающее гарантии того, что Иран не будет стремиться к созданию ядерного оружия. Отвергнуть это соглашение было бы грубой ошибкой, а его несоблюдение - безответственным шагом, поскольку соглашение это добротное, необходимое миру в настоящий момент, когда нельзя исключать развития событий по самому страшному, адскому, сценарию»14. По мнению Макрона, остаться в рамках этого соглашения значило бы лучше всего контролировать процесс его выполнения иранской стороной.

Понимая непреклонность позиции Трампа и осознавая необходимость сохранения СВПД, Макрон предложил заключить дополнительное соглашение с учетом мнения Вашингтона, однако это не смогло удержать США в рамках договора и предотвратить ужесточение американских экономических санкций, направленных на изоляцию Тегерана.

Таким образом, США в очередной раз, как и в ситуации с Парижским соглашением по климату, нивелируют дипломатические успехи Макрона и ставят под угрозу многостороннее соглашение, имеющее целью мирное урегулирование иранского кризиса.

Сирийский кризис

Э.Макрон очень четко разделяет два основных направления деятельности в Сирии: антитеррористическую борьбу и борьбу против режима Башара Асада. Это подтверждается заявлением французского президента во время выступления перед послами 4 января 2018 года: «В Сирии у нас один враг - ИГИЛ. Врага сирийского народа зовут Башар Асад»15. В то время как Трамп увязывает борьбу с ИГИЛ со свержением режима Асада, выражая желание ликвидировать последнего16.

По направлению борьбы с ИГИЛ позиции Макрона и Трампа достаточно близки. Так, Франция участвует в антитеррористической коалиции, возглавляемой США, причем ее вклад в операции по величине является вторым после США. Однако в связи с военными успехами России и ее союзников по антитеррористической коалиции, в том числе Ирана, изоляции которого США пытаются добиться, и усиления их позиций на Ближнем Востоке фокус американской деятельности, кажется, смещается с борьбы с ИГИЛ в сторону противостояния Ирану. При Трампе США уменьшили свое военное присутствие в Сирии, чем вызвали недовольство европейских союзников по коалиции.

Э.Макрон нацелен на инклюзивное решение вопроса политического восстановления страны, он, в отличие от Д.Трампа, отказался от отстранения от власти Б.Асада как обязательного условия политического урегулирования кризиса и признал отсутствие представителей США и Франции на переговорах в Астане дипломатическим провалом двух государств17. В то же время Макрон присоединился к Трампу в вопросе о так называемых «красных линиях» в Сирии, что значит применение силы против официального Дамаска в случае использования химического оружия или препятствия прохождению гуманитарных конвоев в отдельных районах18.

Говоря о подходах к постконфликтной реконструкции страны, стоит отметить, что ни страны ЕС, ни США, пока у власти остается Асад, не планируют активно участвовать в восстановлении Сирии, разрушенной многолетней войной, так как считают, что это только усилит режим Асада, в то время как Россия, Китай и Иран намерены оказывать всестороннее содействие сирийским властям.

Сахель

Уже почти десять лет Франция сдерживает наступление исламских террористических группировок в Сахеле с тем, чтобы не допустить превращения этого региона в очаг постоянной нестабильности. Ежегодно на операцию «Бархан» из бюджета Франции выделяется больше 600 млн. евро, поэтому в интересах Макрона было бы скорейшее обретение странами - партнерами по «Сахельской пятерке» потенциала для обеспечения собственной безопасности.

Так, Франции удалось добиться военной поддержки США. Во-первых, США направили в Западную Африку свой военный контингент: в Сахельском регионе дислоцировано 800 американских солдат, только в Нигере на постоянной основе находятся более 300 американских спецназовцев, а в Мали и Буркина Фасо расположены небольшие военные и военно-технические пункты, построенные США. Во-вторых, Соединенные Штаты оказывают материальную поддержку странам «Сахельской пятерки»: в 2018 году в рамках военной помощи было предоставлено 111 млн. долларов для экипировки и военного обучения по одному батальону в каждой стране «Сахельской группы». В-третьих, решающую роль американцы играют в разведывательной и материально-тыловой поддержке и транспортном обеспечении действующих в регионе военных контингентов европейских держав - транспортировка тяжелой военной техники и военного персонала обеспечивается американской военно-транспортной авиацией19.

Оказывая Франции поддержку в ключевой для страны многолетней операции, на которую затрачивалось значительное количество средств и сил Пятой республики, администрация Д.Трампа показывала свою приверженность принципам франко-американского союзничества в области безопасности.

 

Франция и США связаны в рамках Североатлантического альянса и сотрудничают во всех областях, в особенности в сфере обороны, безопасности и нераспространения ОМУ. Однако во франко-американских отношениях отмечается значительная асимметрия влияния как в военно-политической, так и экономической сферах. В связи с этим США зачастую оказывают давление на Францию и ЕС, которым приходится ориентироваться на своего трансатлантического союзника при принятии важнейших внешнеполитических решений.

Обеспечение безопасности стран - членов ЕС по сей день лежит на Североатлантическом альянсе, лидирующую роль в котором играют США, хотя ЕС и предпринимает попытки по созданию собственной внешней и оборонной политики в рамках ОВПБ и ЕПБО, а также автономного блока ЕС в НАТО в рамках программы PESCO, за что выступает Э.Макрон.

В то же время Президент Д.Трамп рассматривал обязательства США по отношению к партнерам по НАТО как услугу, за которую нужно платить. Взамен на безопасность европейских границ американский президент желал заручиться поддержкой его непопулярных внешнеполитических решений. Лучше всего это демонстрирует призыв к европейским странам последовать примеру США и выйти из ядерной сделки с Ираном, хотя Франция категорически против такого решения.

Во Франции антиамериканизм имеет глубокие корни, в том числе в двух «политических семьях», то есть в весомом электорате: умеренно националистическом, республиканском (голлистском), и ультраправом (Национальном объединении). Поэтому идея, которую они защищают, - это атлантизм европейского толка, заключающийся в могуществе стран ЕС в сфере безопасности, мультиплицирующемся благодаря НАТО, то есть союзу с США. Однако у ЕС могут быть свои интересы в этой сфере, поэтому Франция вернулась в НАТО для усиления внутри нее европейской оборонной идентичности. Таким образом, Президент Франции, стремящийся заручиться поддержкой избирателей, не может смириться с диктатом США, особенно в стиле Трампа, как это добровольно делают атлантисты-неофиты из ряда стран ЦВЕ (особенно Польши и стран Балтии). В связи с ситуацией «фактор Трампа» мог бы стать аргументом для налаживания отношений России и Китая с ЕС через Макрона, который уже высказывал идеи о стратегическом диалоге с Россией и активно сотрудничает с Китаем в рамках Парижского соглашения по климату.

С приходом к власти в США Дж.Байдена, который в отличие от Д.Трампа не воспринимает международные отношения как игру с нулевой суммой и предпочитает многосторонний формат взаимодействия, отношения между Францией и США должны выправиться в сторону здорового сотрудничества в решении международных проблем. Так, Байден уже объявил о возвращении США в Парижское соглашение по климату, а их схожие позиции по ядерной проблеме Ирана свидетельствуют о скором возвращении США к ядерным переговорам. Однако с возвращением США к политике глобализма и активного участия в международных процессах Э.Макрону станет гораздо сложнее играть партию первой скрипки во многих международных вопросах, таких как иранский атом, климат, дела Европы, вакцины, налоги для ТНК, борьба с терроризмом.

 

 

1См.: Бунин И. Франция накануне парламентских выборов: Макрон на пути к абсолютной власти. Московский центр Карнеги // URL: https://carnegie.ru/commentary/71206 (дата обращения: 24.05.2021).

2Gomart Th. L’affolement du monde. 10 enjeux géopolitiques. Paris: Tallandier, 2019. С. 84, 90.

3Зуева К.П. Атлантическое направление внешней политики президента Э.Макрона. М.: ИМЭМО РАН, 2018. С. 161-167.

4National Security Strategy of the United States of America. December 2017 // URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (дата обращения: 24.05.2021).

5Revue stratégique de défense et de sécurité nationale. 2017 // URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/2017-revue_strategique_dsn_cle4b3beb.pdf (дата обращения: 24.05.2021).

6VIDÉO - Quand Macron défend Trump face à l’insistance des journalistes // URL: https://www.valeursactuelles.com/politique/video-quand-macron-defend-trump-face-a-linsistance-des-journalistes/ (дата обращения: 24.05.2021).

7Зуева К.П. Указ. соч. С. 166.

8Le Livre blanc sur la défense et la sécurité nationale 2013 // URL: https://www.defense.gouv.fr/portail/enjeux2/politique-de-defense/le-livre-blanc-sur-la-defense-et-la-securite-nationale-2013/livre-blanc-2013 (дата обращения: 24.05.2021).

9Emmanuel Macron on Europe’s fragile place in a hostile world. The Economist. 9 Nov. 2019 // URL: https://www.economist.com/briefing/2019/11/07/emmanuel-macron-on-europes-fragile-place-in-a-hostile-world (дата обращения: 24.05.2021).

10Emmanuel Macron in his own words // The Economist. 07 Nov. 2019 // URL:  https://www.economist.com/europe/2019/11/07/emmanuel-macron-in-his-own-words-english (дата обращения: 24.05.2021).

11Trump mocks French leader Macron after Armistice Day visit // BBC News. 13 Nov. 2018 // URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-46198297 (дата обращения: 24.05.2021).

12Тимофеев П.П. Отношения России и Франции: эволюция и актуальные проблемы (2012-2015 гг.). М.: ИМЭМО РАН. С. 267.

13Discours du Président de la République à la conférence des ambassadeurs // Официальный сайт Президента Франции // URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2019/08/27/discours-du-president-de-la-republique-a-la-conference-des-ambassadeurs-1 (дата обращения: 24.05.2021).

14Эмманюэль Макрон: Парижское соглашение не подлежит пересмотру // Новости ООН. 19.09.17 // URL: https://news.un.org/ru/story/2017/09/1311091 (дата обращения: 24.05.2021).

15Macron: Bachar el-Assad est l'«ennemi» du peuple syrien // Le Point. 04.01.2018 // URL: https://www.lepoint.fr/politique/macron-la-crise-syrienne-ne-peut-etre-reglee-a-quelques-uns-04-01-2018-2184081_20.php (дата обращения: 24.05.2021).

16Трамп рассказал о своем намерении убить Башара Асада // РБК. 15.09.2020 // URL: https://www.rbc.ru/politics/15/09/2020/5f60db379a79477d9cb70f2c (дата обращения: 24.05.2021).

17Обичкина Е.О. Дипломатия Эммануэля Макрона: «новый курс?» // Франция при президенте Эммануэле Макроне. В начале пути. Сборник статей по итогам Всероссийской научной конференции франковедов (ИМЭМО РАН - Институт Европы РАН - НИУ ВШЭ. Москва, 13 октября 2017). М.: ИМЭМО РАН, 2018. С. 140-147.

18Зуева К.П. Указ. соч. С. 164.

19Корендясов Е.Н. Сахель: джихадисты вновь наступают. Что делать? ИМЭМО РАН // URL: https://www.imemo.ru/news/events/text/sahely-dzhihadisti-vnovy-nastupayut-chto-delaty (дата обращения: 24.05.2021).