Организация исламского сотрудничества (ОИС) - крупнейшая после ООН международная организация, созданная для обеспечения единства мусульманской уммы, защиты и развития ее интересов в современном мире. Организация использует свои возможности для содействия утверждению в мире умеренного ислама и налаживанию межконфессионального диалога и социокультурной гармонии как в мусульманских, так и немусульманских странах, в которых живут мусульманские меньшинства. В этих целях ОИС принимает меры по активному противодействию исламофобии, которая давно и активно насаждается как целенаправленная антиисламская политика, прежде всего ведущими западными странами (США, Канадой и странами Евросоюза), в которых исторически сложились и в современных условиях нарастают тенденции свержения и дискриминации ислама, разжигания антиисламских настроений.
В этой связи политика противодействия проявлениям исламофобии в немусульманских странах становится одним из приоритетных направлений деятельности ОИС. В этих целях и для проведения эффективной борьбы с проявлениями исламофобии Организация исламского сотрудничества наладила деятельность Центра мониторинга при Генеральном секретариате, который проводит ежегодные замеры уровней проявления исламофобии в немусульманских странах, прослеживая позитивные и негативные тенденции исламофобии в них, а также формируя и реализуя меры борьбы с ее проявлениями. Центр мониторинга был создан по решению Исламской конференции на высшем уровне и мониторит ситуацию в немусульманских странах с 2007 года.
По итогам работы Центра мониторинга Генеральный секретариат готовит ежегодный доклад, с которым на сессиях Совета министров иностранных дел (СМИД) традиционно выступает Генеральный секретарь Организации. Последний, 13-й годовой отчет по исламофобии представил в своем докладе Генеральный секретарь ОИС доктор Юсеф Усаймин на 47-й сессии СМИД 27-28 ноября 2020 года в Ниамее. При этом отметим отсутствие в отчете каких-либо претензий к Российской Федерации, что идет в русле позитивной динамики развития российско-оисовских отношений за последние годы и наращивания наших контактов, в том числе по проектированию перспектив сотрудничества России - ОИС в области межконфессионального диалога.
Важно подчеркнуть, что Организация исламского сотрудничества высоко оценивает позитивный опыт межконфессионального обустройства российского общества, не фиксируя в нем признаков исламофобии. И в предложенные в документах механизмы ОИС по противодействию религиозной нетерпимости все больше включаются законодательные меры, что вполне согласуется с существующей правоприменительной практикой Российской Федерации. В этой связи Москва может без риска для себя продемонстрировать возрастающее совпадение подходов с исламским миром по борьбе с исламофобией.
В частности, ведется подготовка к реализации российско-оисовской инициативы по созданию совместной ежегодной площадки по изучению и распространению исторического опыта России в борьбе с исламофобией, христианофобией и налаживанию христиано-мусульманского, а точнее, православно-мусульманского межконфессионального взаимодействия. Работа проходит совместно с православными и мусульманскими религиозными организациями России.
В число своих приоритетов ОИС включает развитие взаимопонимания и уважения к многообразию культур и конфессий, противодействие любым формам нетерпимости и дискриминации, как это заявлено в базовых документах ООН, ОБСЕ, Совета Европы, ЮНЕСКО, в которых также признают необходимость противодействия исламофобии, нетерпимости и дискриминации в отношении мусульман, тенденциям роста исламофобии, прежде всего в западных странах.
При этом важно отметить, что рост радикализации и экстремизма, в том числе в сфере межконфессиональных отношений, во многом обусловлен экономическим и духовным кризисом современного общества, нарастанием активности экстремистских и террористических групп в различных регионах мира, а также отсутствием эффективной системы разумного управления миграционными вопросами, культурным и конфессиональным многообразием.
Традиционно на Западе мусульман изображают как агрессивных экстремистов, представляющих угрозу безопасности и благополучию других конфессий и общностей. Как пишет американский профессор Гордон Конвей, «в сжатом виде политическая исламофобия может быть сведена к формуле «Ислам не партнер, а враг»1.
Будучи приверженным универсальным человеческим ценностям, на которых зиждется современное общество, ОИС сыграла решающую роль в принятии резолюции 16/18 Совета по правам человека ООН, которая стала поворотным пунктом в глобальных усилиях по борьбе с религиозным фанатизмом и нетерпимостью, дискриминацией и подстрекательством населения против лиц на почве религии и убеждений, как мусульман, так и немусульман. Вместе с тем, как подчеркивает генеральный секретарь ОИС в своем докладе, исламофобия «быстро распространяется, и количество преступлений на почве ненависти к мусульманам в западных и других обществах растет». Речь идет о «нападениях на мечети и исламские центры, словесных и физических оскорблениях мусульман на улицах и рабочих местах».
В целом исламофобия представляет собой серьезную угрозу, которая охватывает все сферы прав и свобод человека в современном мире. Исламофобия активизируется в ситуации социальной напряженности и на фоне разного рода политических манипуляций, целью которых является возбуждение исторических предрассудков и стереотипов, которые отвергаются в самом исламе на основе коранических высказываний и мусульманской культуры. Кроме того, мусульманская умма подтверждает, что человечество было создано единым и однородным сообществом и превосходство одних над другими зависит не от принадлежности к какой-то конфессии, а от благонравия человека.
Как отмечает Президент России В.В.Путин, «мы видим к чему приводят действия разного рода провокаторов, тех, кто, прикрываясь свободой слова, оскорбляет чувства верующих, и тех, кто использует это как повод, чтобы оправдать насилие и нетерпимость. Результат здесь один: в обществе как снежный ком нарастают конфликты, и они могут тлеть годами и десятилетиями». В Российской Федерации законодательно запрещено оскорбление чувств верующих (ст. 148 УК РФ).
Согласно определению ОИС, исламофобия - это разновидность ксенофобии, различные формы негативной реакции на все, что связано с исламом в человеке, обществе, политике и в культуре. Исламофобия - это нагнетание недоверия и страха, нетерпимости и ненависти в отношении ислама и к людям, общинам, его исповедующим, неприятие атрибутики, обрядов и предписаний ислама.
На состоявшемся 22 марта 2019 года чрезвычайном заседании Исполкома ОИС, посвященном обсуждению террористической атаки на две мечети - Аль-Нур и Линвуд в Новой Зеландии, исламофобия была расценена как проявление расизма. Вместе с тем одновременно было подвергнуто осуждению и нападение на ни в чем не повинных христиан в Шри-Ланке. Организация исламского сотрудничества выступает против любых форм ксенофобии, в том числе и христианофобии.
По поводу преследования христиан на Ближнем Востоке В.В.Путин отметил: «Мы к представителям ислама относимся с огромным уважением. И мы скорбим вместе со всем миром в связи с жертвами террора в Новой Зеландии. Но сегодня на Ближнем Востоке, конечно же, особое внимание и особую поддержку мы должны оказать христианам Ближнего Востока». В укреплении межконфессионального диалога в России большую роль играет традиционная встреча Президента В.В.Путина с лидерами конфессий в День народного единства, что существенно влияет на положение конфессий и состояние межконфессиональных отношений в России.
Государства - члены ОИС достигли взаимопонимания в необходимости принятия в ООН базового документа, который бы классифицировал исламофобию как разновидность расизма. Свидетельством справедливости этой точки зрения служит то, что идеология исламофобии и ее приверженцы нацелены на ограничение всех основных прав и свобод мусульман, что само по себе идет вразрез с принципами международного права и современного мироустройства. Организация исламского сотрудничества исходит из того, что исламофобия ведет к подрыву благополучия мусульман в социальной, религиозной, культурной и других областях, создавая таким образом питательную среду для провоцирования экстремистских воззрений и активизации деятельности террористических группировок.
ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО уделяют большое внимание борьбе с нетерпимостью и дискриминацией в отношении мусульман. Специальный докладчик ООН по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости выпустил два отчета о положении мусульман и арабов в различных регионах мира до и после событий 11 сентября 2001 года2. Независимый наблюдательный орган Совета Европы в области прав человека - Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью (ЕКРН) тоже издала ряд рекомендаций по этим вопросам3. В документах фактически признается, что исламофобия, нетерпимость и дискриминация в отношении мусульман являются проявлением расизма и ксенофобии.
Исламофобия на Западе во многом исторически опирается на государственную поддержку, то есть является частью политики государств. Многие страны Европы, США, Канада руководствуются в отношении ислама стереотипами времен Крестовых походов, прикрывая их заявлениями о свободе слова, как это делают руководители государств вроде Д.Трампа и Э.Макрона. Об этом в свое время заявил специальный докладчик ООН по вопросу о свободе религии или убеждений Ахмед Шахид в докладе по исламофобии, обращая внимание мировой общественности на то, что мусульманские общины во многих странах живут в атмосфере страха и недоверия и вынуждены нести коллективную ответственность за действия террористов, особенно после трагедии 11 сентября в Нью-Йорке.
Организация исламского сотрудничества еще с конца 1990-х годов приступила к адресной дипломатии внутри ООН в целях определения универсальных механизмов в борьбе с исламофобией. Соответственно, в Женеве и Нью-Йорке была принята резолюция по «Борьбе против диффамации религий», в которой были заложены параметры борьбы с формированием негативного отношения к религиям и разжиганием ненависти на религиозной почве. Мусульманские страны выступили инициаторами создания юридически обязывающих мер борьбы с разжиганием антирелигиозной ненависти на основе 19-20 статей Международного пакта о гражданских и политических правах.
В 2010 году Организация впервые внесла на рассмотрение международной конференции (3-й Форум Альянса цивилизаций) проблему исламофобии. В результате консенсуса в апреле 2011 года была принята резолюция 16/18 СПЧ. В ней фокус защиты верований был смещен к защите верующих в духе религиозных свобод. 19 декабря 2011 года на Генассамблее ООН была одобрена резолюция 66/167. Организация рассматривает резолюции 16/18 и 66/167 как завершение 65 лет нелегких дебатов на международных площадках и как прорывной успех дипломатии ОИС.
Резолюции обрели широкую международную поддержку. О своей приверженности заявили США, Великобритания, Канада, Австралия, Франция, Германия и еще 13 западных государств в совместном заявлении по итогам встречи, которая прошла при сопредседательстве генсекретаря Ихсаноглу, госсекретаря Х.Клинтон и еврокомиссара по иностранным делам К.Эштон в июле 2011 года в Стамбуле. В своем заявлении страны призвали международное сообщество всемерно содействовать реализации резолюций и подключиться к «Стамбульскому процессу», в основе которого зафиксирована оисовская инициатива.
Однако несмотря на то, что «Стамбульский процесс» отмечает возрастающую приверженность международного сообщества осуществлению предложенных резолюцией мер, ОИС скептически настроена в отношении реальной готовности коллективного Запада применить самое главное ее положение - введение уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств и подстрекательство к насилию на почве религии. В этом контексте среди участников инициативы выявились противоречия по поводу того, должны ли гарантии защиты самих религиозных ритуалов и символов от нападок на сей раз подпадать под провозглашаемое в резолюции поощрение религиозных свобод.
Нежелание западников распространять понятие исламофобии за пределами категории личности нацеливает мусульманские страны искать альтернативное решение проблемы защиты верующих и сохранения религии от очернения, что может поставить под угрозу уже достигнутый консенсус с западным блоком, который по-прежнему полагает, что любые дополнительные меры, включая создание многосторонних центров мониторинга исламофобии, являются посягательством на свободу слова. Свобода слова на Западе дороже свободы совести.
Кроме того, очевидно, что нынешнее положение дел не согласуется с интересами государств - поборников политического ислама - Турции и Пакистана, требующих более решительных действий от ОИС в части исламофобии. В этом плане заседание Исполкома ОИС, которое состоялось в марте 2019 года в Стамбуле, сигнализирует намерение Организации отстаивать полновесный механизм борьбы с исламофобией под эгидой ООН с выходом на однозначное ее признание подвидом расизма, а также создание ооновского центра мониторинга исламофобии и назначение специального докладчика ООН по данной проблеме.
Организация исламского сотрудничества не сумела преодолеть опасение общего Запада в том, что ее стремление установить международно обязывающий механизм борьбы с исламофобией не преследует своей целью создание действующей против норм демократии системы давления и сужения свободы слова. Тем не менее ОИС удалось склонить Запад к нахождению взаимоприемлемого механизма искоренения ненависти и розни на религиозной почве, оформленного в резолюции 16/18 СПЧ и в «Стамбульском процессе», поддержанном ведущими западными странами.
Большой интерес представляет План действий ОИС по борьбе с исламофобией, религиозной дискриминацией, нетерпимостью и ненавистью к мусульманам, принятый на ежегодном координационном совещании ОИС на полях 74-го заседания сессии ГА ООН в сентябре 2019 года. Таким образом, мусульманские страны, и прежде всего Королевство Саудовская Аравия, Катар, Иран, Малайзия, Египет, Пакистан, Азербайджан, Турция и Индонезия, активно продвигают вклад мусульманского мира в глобальные усилия против исламофобии, как и часть общей борьбы против ксенофобии в целом.
В мае 2019 года при поддержке Хранителя Двух исламских Святынь короля Саудовской Аравии Салмана ибн Абдель-Азиза Аль Сауда в Мекке состоялась крупнейшая международная конференция исламских ученых-богословов, политиков, законодателей на высоком уровне, в том числе с участием многочисленной делегации мусульманских деятелей из Российской Федерации. По итогам конференции была принята «Мекканская декларация», которая ориентирует «мусульман мира» на наведение мостов любви и человеческой гармонии, чтобы вместе противостоять невежеству, лжи, злу, конфликтам, которыми перегружен современный мир. «Мекканская декларация» защищает равенство людей в своем происхождении и своей принадлежности к человечеству.
Касаясь религиозной принадлежности человека, в декларации сказано, что «все божественные религии имеют одинаковое происхождение: то есть основаны на вере в единство Всевышнего». При этом справедливо подчеркивая, что «исламофобия исходит во многом от незнания сути ислама, его цивилизационной роли и высоких целей». Соответственно, в борьбе с исламофобией ставится задача прежде всего раскрытия «широких горизонтов» ислама и его этики, которая «сближает сердца». Это все говорит о качественно новом этапе утверждения ислама, исламской культуры и ценностей исключительно в корректных формах, находясь в поиске своего места в мировой духовной культуре через сближение идеалов, достижения равновесия и гармоний в отношении мировых религий.
Генеральный секретариат ОИС уделяет пристальное внимание выработке политических, правовых, дипломатических и религиозных решений в целях выстраивания равноправного межконфессионального диалога и формирования благоприятной среды для сосуществования в современном мире представителей различных конфессий и их общин. Конкретно ОИС выносит рекомендации для государств-членов по принятию профильных культурных и учебно-просветительских программ, заточенных на содействие заявленной стратегической задаче гармоничного взаимодействия конфессий и граждан в основном путем распространения общих духовных идеалов и ценностей культуры и морали мировых религий и умеренного ислама, в том числе через образовательное и медийное пространство.
В этом направлении по инициативе Группы стратегического видения и Постоянного представительства России при ОИС совместно с Агентством новостных организаций ОИС и Союзом журналистов России проведена онлайн-конференция о роли средств СМИ в налаживании межконфессиональных контактов - с учетом реалий сегодняшнего мира и исторического позитивного опыта России по взаимодействию между православием и исламом. Постоянное представительство России при Организации исламского сотрудничества считает важным для России поддержать предложение Генсекретариата по организации встречи министров информации государств - членов ОИС в Москве для обсуждения вопроса о роли СМИ в укреплении межконфессионального диалога и мира в современных условиях с учетом позитивного исторического опыта России по налаживанию межконфессионального взаимодействия.
На Западе и в ряде других регионов мира множатся случаи прямого попустительства властей в демонстрации открытой неприязни к мусульманам, эпилогом чего становятся социальные беспорядки как результат покушения на чувства верующих. Примером этому выступает вопиющее проведение карикатурных конкурсов на святые для мусульман личности, что порой ведется целенаправленно в целях укрепления позиций ультраправых политических партий, особенно на выборах.
На политическую авансцену этих стран в свете активизации исламофобии выдвигаются представители крайне националистических, неофашистских и расистских организаций, опасных для демократических перспектив самих стран. В Соединенных Штатах антимусульманские настроения чаще всего транслирует Республиканская партия, импульсом к которым стало избрание Д.Трампа президентом страны.
В США проходят протестные выступления против исламских религиозно-образовательных центров, проводится политика блокирования продвижения мусульман на руководящие должности в стране. Ежегодно от рук американских националистов погибают десятки и сотни мусульман. Потворствуя этим процессам, американские благотворительные организации даже направили 125 млн. долларов различным группам влияния и средствам массовой информации, распространяющим антимусульманскую ненависть и пропаганду. Логически вышеназванная политика связана среди прочего и с агрессивным вмешательством США во внутренние дела многих мусульманских стран.
Применительно к европейским странам доклад указывает на искусственное нагнетание страха европейцев перед так называемой «исламизацией» Европы. Это происходит на фоне усиления миграционных потоков и демографического прироста доли мусульман в составе населения этих стран. В Великобритании ежегодно растут преступления на почве исламофобии. В СМИ распространяются негативные стереотипы об исламе и мусульманах. В Австрии лидер Австрийской партии свободы Норберт Хофер заявил на выборах, что «в Коране гораздо больше опасностей, чем в коронавирусе». А премьер-министр Венгрии Виктор Орбан отклонил миграционный план Евросоюза, заявив, что «смесь мусульманского и христианского общества» не может быть мирной. Среди наиболее одиозных случаев проявления исламофобии в докладе значатся призывы нидерландских политиков сжечь Коран и закрыть мечети, как и высказывание министра внутренних дел Италии М.Сальвине о том, что ислам противоречит Конституции страны. Более того, другой итальянский политик Д.Бойсонара называет мусульманских мигрантов «отбросами общества».
Антиисламской, ультранационалистической риторикой сопровождались выборы в Европейский парламент 23-26 мая 2019 года, в ходе которых радикальные силы во многом пытались изменить политическую сцену Западной Европы. Правые партии широко использовали в избирательной кампании идеи исламофобии и антиисламской ненависти. Эти настроения заняли центральное место в избирательной кампании, вопросы миграции и антимусульманской пропаганды стали главными в публичных дебатах. Популистский захват Европарламента не произошел, хотя крайне правые и националистические партии получили значительное количество мест (около 10%) - вдвое больше, чем на предыдущих выборах. Пандемия снизила активность популистских партий Европы, хотя и в распространении коронавируса некоторые радикалы обвиняют мусульман.
В западных странах до сих пор не прекращаются попытки оскорбления мусульман, Корана и пророка Мухаммеда. В сентябре 2020 года печально известный французский журнал «Шарли Эбдо» затеял безрассудную акцию, переиздав карикатуры на пророка Мухаммеда, что вызвало осуждение во Франции и в мире. В ответ на это французский Совет мусульман призвал к спокойствию, но предупредил, что «терроризм, который якобы совершается во имя ислама, является врагом мусульманской религии». Президент Франции Э.Макрон, ограничившись лозунгами о свободе прессы, фактически использовал этот инцидент, чтобы осудить так называемый «радикальный исламизм». Впоследствии Э.Макрон инициировал национальную программу действий с целью интеграции мусульманского населения в культурную среду Франции.
Но некоторые деятели на Западе вместо противодействия исламофобии пытаются обосновать опасность обозначения проблемы исламофобии и борьбы с ней. 3 июня 2021 года некие Джон Эспозито и Фарид Хафез выступили со статьей «Как Европа превратила исламофобию в опасный миф», которая отражает общую тенденцию антиисламской деятельности части европейских правительств, политических партий и идеологов-пропагандистов, стремящихся отрицать, что исламофобия является проблемой в их странах и частью западной политики в отношении мусульман и мусульманских сообществ. При этом подобные утверждения фактически выступают идеологическим и политическим прикрытием дискриминации, насилия и насаждения антимусульманского расизма в Европе, США и Канаде со времен Крестовых походов.
Авторы статьи доказывают обоснованность мер со стороны правительства Э.Макрона во Франции, которое ограничило исследования по исламу и исламофобии. Министр высшего образования Франции Фредирик Видаль обвинила часть ученых в продвижении «радикальных» идей, отметив, что исследователи расы и пола «смотрят на все через призму стремления разделить, расколоть и выявить врага».
Французский философ Паскаль Брюкнер в своей книге «Воображаемый расизм: исламофобия и чувство вины» пишет, что исламофобия - выдумка исламистов, используемая для массового запугивания людей. Он делает вывод, что антирасисты сами стали расистами, и призывает защищать «западные ценности». Европейские политики и правительства используют подобные позиции, чтобы отрицать явное проявление исламофобии и заставить замолчать исламофобский дискурс, который все больше внедряется в массовое сознание европейцев.
Лоренцо Видино, ученый, правовед, сотрудничающий с рядом аналитических центров США и Европы, годами распространяет теорию заговора и о «Братьях-мусульманах». Норвежский националист и террорист Андерс Брейвик опирается на идеологию Видино, считая, что исламисты занимаются скрытой пропагандистской деятельностью, закладывая основы для замены европейского порядка на Западе на «исламский порядок», и что они в этих целях дискредитируют оппонентов путем их обвинения в исламофобии.
Видино, восхваляя Австрию как «образец для Европы в борьбе с исламистами», подготовил доклад для австрийского правительства, бездоказательно утверждая, что исламисты намеренно преувеличивают случаи исламофобии для формирования «менталитета осады в местных мусульманских общинах, утверждая, что правительство и западное общество враждебны к ним и исламу в целом». Далее утверждается, что этот стереотип жертвы может являться первым шагом к радикализации и может привести к насилию и конфликтам. Соответственно, австрийское правительство фактически запретило любые дискуссии об исламофобии. Параллельно правящая Австрийская народная партия под руководством Себастьяна Курца накапливает список исламофобских выступлений и законов.
В Германии правящие христианская и консервативная партии ХДС и ХСС выпустили документ с цитатой мусульманского богослова, который заявил, что «такие термины, как «исламофобия» и «антимусульманский расизм», стали боевыми терминами политического ислама». В открытом письме к этому документу подчеркивается важность не быть «запуганными необоснованными обвинениями в исламофобии».
Политика правительств Австрии, Германии, Франции и некоторых других европейских стран направлена на отрицание исламофобии, обвинение мусульман и их сообщества в «политическом исламе» и «исламизме» как угрозе для Европы и Запада. Здесь и оправдание любых радикальных мер против этой главной опасности мусульман. Отсюда якобы профилактические рейды против мусульман, их аресты, демонстрация незнания основ ислама и ориентированность на свержение, отрицание духовного и нравственного потенциала ислама, при этом используя идеологию и практику исламофобии для подавления мусульманского гражданского общества. Французский министр высшего образования призывает бороться с «исламо-левачеством» в университетах. Как указывают эксперты, термин «исламо-левачество» есть копия термина «иудео-масонство». По заявлению Липен, «Национальный фронт» является лучшим щитом защиты евреев от единственной угрозы - исламского фундаментализма.
По всему миру ОИС последовательна в борьбе против проявлений исламофобии. Вместе с тем материалы Центра мониторинга ОИС также предоставляют свидетельства о позитивных тенденциях в части, касающейся работы органов власти и гражданского общества по противодействию исламофобии. Отмечается сокращение антиисламских настроений в интернет-пространстве. Обращается особое внимание на конструктивную позицию новозеландских властей после трагедий в Крайстчерче. Выделяется состоявшееся в июле 2018 года экспертное заседание в Европейском парламенте по проекту противодействия исламофобии, в котором государству отводится особая роль и ответственность. В частности, в ходе него было подчеркнуто, что Европа не должна обвинять мусульман и мигрантов в кризисах Евросоюза. Анализируя положение мусульман в западных странах, Генеральный секретарь ООН А.Гутерриш отметил 16 сентября 2020 года: «Для меня абсолютно очевидно, что нам нужно очень сильно бороться с исламофобией».
Центр мониторинга ОИС, анализируя тенденции проявления исламофобии и уровень организации работы по противодействию исламофобии, отмечает и позитивные изменения в действиях органов власти некоторых государств, СМИ по снижению антиисламских настроений и другим исламофобским действиям, которые Центр мониторинга рассматривает как положительные признаки противодействия исламофобии. Отметим, что премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг реализует планы борьбы с проявлениями ненависти к мусульманам в стране. Ведется работа по преодолению предрассудков в отношении мусульман начиная со школьной скамьи. Конгрессмен из Индианы Андре Карсон сказал, что, «администрация Президента Дональда Трампа частично виновата в росте ксенофобии и исламофобии».
В Канаде Э.Шоманн был исключен из Партия зеленых после поста в «Facebook», в котором он сказал, что отправил части жареной свинины протестующим мусульманам Дании. Шоманн извинился, и партия выступила с заявлением, в котором говорится: «Партия зеленых не терпит исламофобии, антисемитизма… и любых проявлений ненависти». В Соединенном Королевстве премьер-министр Борис Джонсон извинился за исламофобию внутри Консервативной партии. А лидер лейбористов Джереми Корбин подчеркнул, что исламофобия - «противная форма расизма и должна быть запрещена».
В целом за все годы работы Центра мониторинга негативное упоминание Москвы отмечено только в двух инцидентах: когда в ноябре 2018 года Россия вошла в группу семи государств, проголосовавших против осуждения действий Мьянмы в отношении рохинджа, а также сообщение «независимого» новостного портала «Moscow Times» о продолжительном задержании правоохранительными органами в Мытищах около 100 мусульман после совершения ими пятничной молитвы. Вместе с тем целый ряд проявлений исламофобии можно было заметить на территории России в связи с усилением террористической активности на Северном Кавказе. Нам в Дагестане под руководством Национального антитеррористического комитета удалось ликвидировать бандитско-террористическое подполье. При этом мы всегда подчеркивали неправомерность отождествления ислама и терроризма, а также употребление исламских терминов в отношении терроризма и террористов.
В общем Организация исламского сотрудничества не фиксирует каких-либо «хронических» исламофобских тенденций в России в отличие от государств Европы и Северной Америки. Однако Россия особо не упоминается и в разделах доклада, посвященных позитивным процессам развития исламских сообществ, хотя каждый раз при обсуждении данной темы с генеральным секретарем и сотрудниками Генсекретариата наши собеседники подчеркивают значимость исторически позитивного опыта развития межконфессиональных отношений в России. Следовательно, нам необходимо активизировать работу по пропаганде по всему миру этого опыта России по налаживанию равноправного диалога между представителями мировых религий и их комфортного совместного проживания в общей стране.
В целом деятельность Центра мониторинга Генерального секретариата ОИС по борьбе с исламофобией отличается достаточно фундаментальным анализом событий и процессов, связанных с исламофобией, а также мер противодействия с ее проявлениями, что позволяет сформулировать некоторые выводы и рекомендации:
1. Российская Федерация в 2020 году отметила 15-летие своего вступления в Организацию исламского сотрудничества, что произошло после участия Президента России в исламском саммите в Малайзии. В 2003 году В.В.Путин впервые обозначил намерения России участвовать в деятельности Организации исламского сотрудничества в статусе государства-наблюдателя. Как показали прошедшие годы, такое решение отвечает интересам Российской Федерации, ее мусульманской умме и интересам исламского мира. 15-летию вступления России в ОИС было посвящено заседание Группы стратегического видения в городе Уфе с участием руководителя группы Р.Н.Минниханова, заместителя министра иностранных дел М.Л.Богданова, заместителя генерального секретаря ОИС Самира Бакра Диаба, Р.Ф.Хабирова и других высоких лиц. Итоги взаимодействия России и ОИС по многим направлениям подтверждают вывод о том, что это позволило объединить усилия в противодействии экстремизму и терроризму, исламофобии и христианофобии, а также существенно усилить исламский вектор внешней политики России.
2. ОИС заявляет свою принципиальную позицию по противодействию экстремизму, терроризму и исламофобии, по ликвидации ненависти и предрассудков в отношении ислама, нагнетаемых прежде всего в странах Запада как сопровождение выдвижения на политическую авансцену радикальных популистских партий правого толка.
При этом Организация исходит из того, что исламофобия, как и любая форма ксенофобии, ведет к массовому нарушению прав человека по конфессиональному признаку, что идет вразрез с принципами и нормами современного общества. В этой связи мусульманские организации во всех странах мира ориентируются Организацией на продвижение модели умеренного ислама - ценностей терпимости, взаимопонимания с учетом культурного многообразия стран и местных сообществ, а также необходимости налаживания межкультурного, межконфессионального и межцивилизационного диалога во всех странах мира, что соответствует исторической практике российского общества и интересам российских мусульман.
Соответственно, ОИС подчеркивает необходимость расширения Плана действий Организации по борьбе с исламофобией, религиозной дискриминацией, нетерпимостью и ненавистью к мусульманам. Позиция ОИС такова, что все государства обязаны запретить не только исламофобию, но и любую пропаганду национальной, расовой и религиозной ненависти, которая провоцирует подстрекательство к дискриминации, вражде и насилию в сфере межконфессиональных отношений.
ОИС убеждена в том, что исламофобия - это современная форма расизма и религиозной дискриминации, которая распространилась во многих частях мира. Безоговорочно осуждая все виды насилия на основе религий или убеждений, ОИС решительно отвергает все презумпции вины или приписывание потенциальных преступлений экстремизма и терроризма обычным мусульманам, которые искренне придерживаются исламских догматов и учений и выражают и соблюдают их основные требования.
3. ОИС настоятельно ориентирует государства - члены ОИС, ее Генеральный секретариат и другие международные и региональные организации, органы власти, гражданское общество, а также заинтересованные стороны организовывать и поддерживать заметные мероприятия, направленные на эффективное повышение осведомленности на всех уровнях о сущности ислама и о мерах, направленных на сдерживание исламофобии, антимусульманских настроений и ненависти в немусульманских странах.
ОИС призывает Генерального секретаря ООН начать глобальный диалог по противодействию растущей исламофобии и продвижению межконфессиональной гармонии и созвать специальную сессию Генеральной Ассамблеи ООН с тем, чтобы «объявить исламофобию одной из форм расизма» и назначить специального докладчика ООН для мониторинга и борьбы с ней. В связи с этим ОИС поручила Независимой постоянной комиссии по правам человека сформулировать меры реагирования и перечень «стран, вызывающих озабоченность» относительно исламофобии и случаев агрессии против святынь мусульман. При этом она призывает государства принять законодательные меры против пропаганды и действий по распространению, насаждению исламофобии, как и других форм ксенофобии, что в России успешно осуществляется.
4. ОИС, анализируя итоги деятельности Центра мониторинга по измерению уровня проявления исламофобии за все эти годы, приходит к заключению, что США и Европа остаются основными очагами исламофобии и нарушения прав мусульман, которые сопровождаются тенденциями поджогов мечетей, угроз в социальных сетях и по почте, сожжения и осквернения Корана, оскорбления пророка Мухаммеда и т. п., что вызывает наибольшее беспокойство в ОИС.
5. Отмечается, что мандаты ОИС по борьбе с исламофобией становятся более активными и эффективными. Руководство Организации ориентирует ОИС в первоочередном порядке принимать меры по борьбе с религиозной дискриминацией, нетерпимостью и ненавистью к мусульманам. Подчеркивая, что коллективные меры мусульманского мира по борьбе с исламофобией становятся более согласованными, воспринимаются и немусульманскими странами, вместе с тем указывается на страны, в которых отмечаются тенденции роста проявления исламофобии: Франция, Бельгия, Норвегия, Нидерланды, Германия, Испания, Италия, Швейцария, Дания, Австрия, Бельгия, Латвия, Босния и Косово, в которых запретили вуаль, платок, хиджаб, никаб, паранджу, создавая дискомфортную для мусульман среду.
6. Совет министров иностранных дел государств - членов ОИС рекомендует международным организациям, правительствам и неправительственным организациям, всем членам международного сообщества принять коллективные меры по противодействию исламофобии, уделяя особое внимание активизации участия молодежи в борьбе с исламофобией. Также подчеркивается важность создания положительного образа ислама, особенно в проблемных по исламофобии странах.
Государствам - членам ОИС рекомендуется усилить поддержку мусульманских общин в немусульманских странах, в первую очередь на Западе, чтобы обуздать тенденции экстремизма и политизации исламского фактора, при этом активно вовлекая мусульманские общины в немусульманских странах в конструктивный диалог и добиваясь внедрения устойчивых механизмов противодействия всем видам дискриминации религиозных меньшинств. В связи с этим обращает на себя внимание показательная пропаганда повестки стран СНГ, достигнутая в рамках Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.
В итоге важно отметить, что комбинация международных и национальных усилий с упором прежде всего на образование и просвещение должна лежать в основе любой стратегии борьбы с исламофобией и другими формами ксенофобии. В работе по противодействию религиозному экстремизму особо значимы образование, культура и просвещение, а также и своевременная культурная интеграция мигрантов в новых для них сообществах.
Одновременно указывается, что не последнюю роль играет пропаганда умеренного ислама со стороны религиозных и государственных организаций с распространением через систему образования, просвещения и воспитания его высоких духовно-нравственных ценностей среди населения через деятельность СМИ, школ, вузов и культурных учреждений. В этом контексте в заключение подчеркнем, что ОИС бесспорно признает богатый исторический опыт мирного сосуществования граждан всех конфессий и культур в Российской Федерации.
1Conway Gordon. Islamophobia: А Challenge for US AII. London, 1997.
2См.: Доклад специального докладчика ООН по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости «Положение мусульманского и арабского населения мира» от 13.02.2006 г.
3См.: Решение Совета министров ОБСЕ №6/02. Порту. 7.12.2002.