В современных условиях сохранение цифрового суверенитета является не только непреложной основой, но и залогом существования самого государства, способом избежать потенциальные конфликты в информационной среде. Президент Российской Федерации В.В.Путин, выступая в марте нынешнего года на заседании Совета безопасности России, в ходе которого рассматривался проект «Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности», в частности, подчеркнул, что «Россия выступает за незыблемость цифрового суверенитета всех государств… Это означает, что каждая страна может самостоятельно определять параметры регулирования собственного информационного пространства и соответствующей инфраструктуры».
Однако достижение цифрового суверенитета понимается многими государствами по-разному. Так, технологически развитые страны считают необходимым отстаивать свои интересы на дальних «информационных» подступах за пределами своих национальных юрисдикций. Естественным инструментом и проводником таких идей выступает крупный IT бизнес. При этом информационные гиганты часто диктуют и навязывают свои условия, вступая в прямую конфронтацию с законодательством страны пребывания.
Являясь, по сути, монополистами, международные корпорации могут зачастую грубо нарушать или обходить отдельные правовые нормы государств в части правил по защите, сбору и обработке персональных данных. Фактически речь может идти о попытках расширения юрисдикции одного отдельно взятого государства в область глобального информационного пространства. В свою очередь, многие государства не имеют достаточных ресурсов для воздействия на таких нарушителей.
По мнению международных экспертов, число таких потенциальных «цифровых» конфликтов и правовых коллизий в ближайшее время будет стремительно расти. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные судебные разбирательства, иски и штрафы по отношению к международному бизнесу внутри самих крупных технологических стран (например, в Австралии, Великобритании, Франции и др.).
Процесс глобальной цифровизации открывает инновационные возможности для развития государств, но также возрастает необходимость адекватного реагирования на появляющиеся угрозы в сфере обеспечения международной информационной безопасности (МИБ), своевременного их прогнозирования и отражения. Так, например, по оценкам экспертов, число подключенных электронных приборов к глобальному Интернету в текущем году может превысить 25 млрд. единиц. Более половины из них станут устройствами Интернета вещей. К ним, в частности, относятся не только камеры видеонаблюдения, различные торговые терминалы и принтеры, но и значительная часть современного медицинского оборудования.
Обеспечение международного мира и стабильности требует скоординированных и безотлагательных действий всего международного сообщества. Информационная безопасность превращается в жизненно необходимое условие защиты интересов личности, общества и государства.
На международном уровне Россия отстаивает принципы мирного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), создания системы предотвращения киберконфликтов, выработки под эгидой ООН принципов, норм и правил ответственного поведения государств в информационном пространстве.
Сотрудничество в сфере МИБ осуществляется на ключевых международных направлениях, обозначенных далее.
I. ООН. Еще недавно мы отмечали 20-летний юбилей включения по инициативе России проблематики международной информационной безопасности в глобальную политическую повестку дня. Созданная в 2018 году Рабочая группа ООН открытого состава по МИБ (РГОС) в нынешнем году завершила свою работу принятием консенсусного доклада, фактически приобретя новую жизнь.
По инициативе России в соответствии с резолюцией ГА ООН 75/240 в 2020 году ее мандат продлен еще на пять лет. Поддержали проект 92 государства, выступили против 50, соавторами стали 27 стран.
Таким образом, создание новой РГОС гарантирует сохранение в системе ООН инклюзивного, транспарентного и подлинно демократичного переговорного механизма по вопросам обеспечения МИБ с участием всех без исключения государств-членов в целях формирования глобальной системы информационной безопасности.
Организационное заседание второй РГОС состоялось в Нью-Йорке 1-2 июня текущего года. Еще предстоит выработать детальный формат и модальности этой группы. Вместе с тем вполне вероятно, что в ее повестку дня рано или поздно может быть включен вопрос разработки универсальной конвенции ООН по кибербезопасности.
Взяв на себя инициативную роль в организации переговорного процесса по МИБ под эгидой ООН, Россия уже более 20 лет обеспечивает ему максимальную непрерывность и эффективность.
Серьезное развитие получила проблематика борьбы с информационной преступностью. Ввиду того что в течение долгого времени реальная международная политико-правовая дискуссия по поиску путей решения этой проблемы практически не велась, глобальное использование современных информационно-коммуникационных технологий, по сути, является заложником отсутствия разработанного под эгидой ООН международно-правового договора по противодействию информационной преступности.
Выступая в ходе состоявшегося в марте этого года в Японии (г. Киото) 14-го Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Генеральный секретарь ООН А.Гуттериш, в частности, отметил, что противоправное использование киберпространства создает новую среду для распространения преступности, а преступники при этом активно используют новые технологии для совершения своих противоправных деяний. Политическая декларация, принятая по итогам 14-го Конгресса ООН, в том числе подчеркнула необходимость улучшения координации международного сотрудничества для эффективного предупреждения киберпреступности и укрепления государственно-частного партнерства с представителями цифровой отрасли и поставщиков услуг связи при должном соблюдении требований национального законодательства и принципов международного права. Возникает вопрос, адекватны ли эти положения Декларации существующим вызовам в киберсфере? Ответ очевиден.
Поиск универсального решения противодействию глобальной киберпреступности в настоящих условиях возможен только путем переговоров в формате ООН. Именно поэтому Россия вместе с единомышленниками выступает за выработку универсальных норм, которые разделяли бы все заинтересованные стороны и которые закладывали бы основы эффективного и транспарентного международного сотрудничества по борьбе с этой угрозой. Таким инструментом могла бы стать подготовленная под эгидой ООН Конвенция о сотрудничестве в сфере противодействия информационной преступности, которая учитывала бы интересы всех без исключения стран и основывалась бы на принципах суверенного равенства сторон и невмешательства во внутренние дела государств.
Россия совместно с единомышленниками выступила инициатором внесения в ходе 74-й сессии ГА ООН очередной резолюции «Противодействие использованию ИКТ в преступных целях». Ее соавторами стали 47 государств, проголосовали за данную резолюцию - 79 государств. В соответствии с принятой 27 декабря 2019 года резолюцией 74/247 Генассамблея ООН учреждает Специальный межправительственный комитет экспертов открытого состава (Спецкомитет) для разработки Конвенции ООН о сотрудничестве в сфере противодействия использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преступных целях.
За прошедший год в преддверии первой (организационной) сессии Спецкомитета в Нью-Йорке государствам - членам ООН удалось запустить процесс его подготовки и провести ряд формальных и неформальных встреч, завершившихся принятием консенсусных процедурных решений. Организационная сессия Спецкомитета состоялась в Нью-Йорке 10-12 мая этого года. К сожалению, из-за неконструктивной позиции некоторых государств, прежде всего голосовавших против принятия данной резолюции, форум завершил свою работу в Нью-Йорке без консенсусного принятия итогового документа. В этой связи Российская Федерация внесла проект резолюции 75/282 «Противодействие использованию ИКТ в преступных целях» по модальности работы Спецкомитета, которую 26 мая этого года консенсусом одобрила 75-я сессия ГА ООН.
Таким образом, после многолетних дебатов о необходимости разработки конвенции ООН по борьбе с информационной преступностью мировым сообществом был дан политический мандат на запуск работы над таким международным договором. Резолюцией предусматривается разработка универсального договора за два с половиной года, с тем чтобы представить его на рассмотрение 78-й сессии ГА ООН.
В этом году десятилетний юбилей отметила завершением своей работы созданная по инициативе России в 2011 году в соответствии с резолюцией ГА ООН 65/230 Межправительственная группа экспертов открытого состава для проведения всестороннего исследования проблемы киберпреступности и ответных мер со стороны государств-членов. Итогом работы этой экспертной площадки под эгидой Управления ООН по наркотикам и преступности в Вене стало принятие консенсусом 63 практических выводов и рекомендаций по вопросам законодательства, криминализации, правоохранительной деятельности и расследований, сбора электронных доказательств и уголовного правосудия, международного сотрудничества и предупреждения киберпреступности. Все разработанные рекомендации были представлены на рассмотрение 30-й сессии профильной Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию.
II. В нынешнем году мы отмечаем уже 20-летний юбилей первых значительных региональных международных договоров по противодействию киберпреступности: Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации от 1 июня 2001 года, которое было обновлено 28 сентября 2018 года в ходе Совета глав государств СНГ (г. Душанбе) и подписано Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий; Конвенция Совета Европы о компьютерных преступлениях 2001 года (Будапештская конвенция - БК).
Оба соглашения уже сыграли свою роль в противодействии киберпреступности. Соглашение СНГ, ставшее первым в истории профильным региональным инструментом, нацелено на обеспечение эффективного предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в сфере ИКТ. После вступления в силу оно заменит действующее в настоящий момент Соглашение о сотрудничестве СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации от 1 июня 2001 года.
Обновление проходит и Будапештская конвенция. Завершается разработка проекта второго доппротокола к Будапештской конвенции, посвященного укреплению международного сотрудничества и раскрытию электронных доказательств. Но если раньше перед разработчиками БК стояла задача под предлогом проведения трансграничного расследования получения несанкционированного доступа к конкретным персональным компьютерам и сетям пользователей через конкретные правовые положения договора, то сейчас основная задача состоит уже в получении доступа к большим массивам информации, электронным данным, хранящимся в облаках, так называемые облачные технологии. Приоритет - доступ к персональным данным пользователей через провайдеров интернет-услуг.
Как и с БК, в данном случае наибольшую озабоченность уже вызывает вопрос относительно оговорок и заявлений государств-участников к статьям, касающимся процедуры раскрытия информации о подписчике провайдером, находящимся под юрисдикцией одного государства, напрямую компетентным органам другого государства. Это прямо связано с вопросом защиты фундаментальных прав и свобод человека, в том числе в сфере защиты персональных данных. Церемония принятия второго доппротокола запланирована на ноябрь этого года и приурочена СЕ к 20-летнему юбилею Будапештской конвенции.
III. К своему десятилетнему юбилею приближается и другой важный формат взаимодействия. В 2012 году в ОБСЕ была создана Неформальная рабочая группа для выработки мер укрепления доверия на пространстве ОБСЕ с целью сокращения рисков возникновения конфликтов в результате использования информационно-коммуникационных технологий. По всей видимости, настало время подвести некоторые промежуточные итоги деятельности этого регионального механизма для переговоров в вопросах обеспечения МИБ.
Уже в 2013 году был принят первоначальный свод данных мер. Благодаря конструктивной позиции государств - участников ОБСЕ, спустя еще три года был утвержден перечень из 16 мер доверия. В итоговой версии закрепили ключевые подходы государств к инструменту мер доверия в информационном пространстве: добровольность в плане выполнения государствами принимаемых на себя обязательств; ключевую роль государств при осуществлении практического сотрудничества; было отражено, что обмен информацией по чувствительной тематике, связанной с обеспечением национальной безопасности, станет вестись по уполномоченным и защищенным каналам связи. За последний год активность группы в сфере МИБ заметно возросла, что явилось результатом запуска профильного механизма в рамках ООН - РГОС. Сегодня уже 18 стран заявили о желании операционализировать восемь мер доверия.
Однако хотелось бы напомнить, что усилия государств-членов по определению порядка исполнения отдельных мер доверия не должны превращаться в инструмент продвижения интересов ограниченного круга стран. Нельзя наносить ущерб безопасности государств - участников ОБСЕ третьим странам, предоставлять какому-либо государству либо группе государств преимущества в военной, политической, экономической или иных сферах, а также использовать меры доверия в качестве инструмента вмешательства во внутренние дела государств, для необъективной политической оценки действий и намерений государств в информационной сфере с последующим принятием различного рода наказаний в виде санкций и иных мер реагирования. Это очень непростая задача, и только путем совместных усилий, диалога мы можем двигаться в правильном направлении.
IV. Другим важным переговорным треком является Региональный форум АСЕАН (АРФ) по безопасности, в рамках которого созданы и функционируют с 2018 года Вспомогательная группа экспертов открытого состава по мерам доверия (ВГОС), а также Межсессионные встречи по безопасности в сфере использования ИКТ. Задача ВГОС - обсуждение конкретных предложений по наращиванию доверия в информационной среде, а также обмен информацией, необходимой для сближения позиций в области МИБ и противодействия ключевым угрозам. Обе площадки с подачи России стали основными в АРФ для обсуждения всего спектра проблематики МИБ.
Востребованность российских подходов к обеспечению МИБ в регионе подчеркивается политическим запуском уже в нынешнем году диалогового партнерства Россия - АСЕАН по безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ, который будет способствовать укреплению практического сотрудничества в указанной области между Россией и Ассоциацией.
В рамках работы организации Россия совместно с Вьетнамом и КНР 23 и 26 апреля этого года в формате онлайн провела Международный семинар по противодействию использования ИКТ в преступных целях. В нем приняли участие представители около 20 государств и международных организаций. Есть намерение проводить такие конференции в АСЕАН постоянно, где обсуждать всю проблематику борьбы с киберпреступностью.
V. МСЭ. Российская Федерация последовательно выступает за интернационализацию управления сетью Интернет а также повышение роли государств в данном процессе. Односторонняя модель управления Интернетом, в которой нивелирована роль государств, являющихся гарантом прав и свобод своих граждан и играющих основную роль в вопросах экономики, безопасности и стабильности критической информационной инфраструктуры Интернета, давно показала свою неэффективность.
Для реализации этих задач Российская Федерация в рамках системы ООН настаивает на принятии ряда скоординированных мер, к числу которых, в частности, относится обеспечение на основе норм международного права стабильного и безопасного функционирования Интернета; сохранение суверенного права государств регулировать национальный сегмент Интернета; повышение уровня координации международных, региональных и национальных усилий в области управления Интернетом; разработка на межгосударственном уровне глобальной политики в области управления Интернетом.
Решению этих стратегических задач могут способствовать продвижение и избрание российского кандидата на пост генерального секретаря Международного союза электросвязи на выборах в 2022 году, а также проведение в России в 2025 году юбилейного Форума ООН по управлению Интернетом. В этом смысле МСЭ рассматривается международным экспертным сообществом как один из единственных гарантов к достижению справедливого и равноправного миропорядка в цифровой сфере.
В заключение хотелось бы отметить, что парадигма межгосударственных конфликтов за последние годы качественно изменилась. Стираются границы между конфронтацией и соперничеством. Информационная среда наравне с сухопутным, воздушным, морским и космическим пространством превращается в полноценный театр военно-политического противостояния. Часть стран ОБСЕ, членов НАТО так это официально и зафиксировала. Россия как раз и хочет избежать милитаризации как европейского, так и глобального киберпространства. Пока еще не поздно.