В феврале 1828 года император Николай I (1825-1855 гг.) прервал эксперимент с автономным устройством Пруто-Днестровского региона, подписав законопроект «Учреждение для управления Бессарабской областью». Взамен прежних «прав и свобод», дарованных местной элите Александром I (1801-1825 гг.), его преемник на российском престоле предоставил Бессарабии статус области в составе Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторства - новой административно-территориальной единицы, созданной на юге России1.

По замыслу Дома Романовых, включение Бессарабии в программу освоения Новороссии должно было приблизить управление этим краем к общероссийским стандартам.

Для достижения поставленной цели царские власти сделали ставку на русификацию управленческого аппарата в Пруто-Днестровском междуречье. Следует отметить, что это решение ни в коей мере нельзя рассматривать как «имперский каприз» российского самодержца. Административная русификация Бессарабии представляла собой меру вынужденную и обусловленную рядом конкретных обстоятельств.

Вертикаль власти в Бессарабии возводилась по примеру административного устройства российских губерний с учетом местной специфики. Для кишиневских властей высшей надзорной инстанцией являлся Департамент Сената по работе с губерниями Великороссийскими, Малороссийскими, Новороссийскими, Грузией и Бессарабией. Непосредственный контроль за деятельностью областной администрации Пруто-Днестровского междуречья возлагался на Министерство внутренних дел. С этой целью в штат ведомства была введена должность куратора в ранге советника по делам Бессарабии.

Одновременно столичным министерствам и ведомствам было предписано начать работу по формированию дополнительных экстерриториальных (отраслевых) структур управления в этом пограничном регионе. Российские министры получили право командировать чиновников в Новороссию и Бессарабию по своему усмотрению и в обход Новороссийско-Бессарабского генерал-губернатора. Эти чиновники также не были подотчетны кишиневской администрации. Такого рода практика привела к бесконтрольному росту управленческого аппарата на местах и бесчисленным межведомственным конфликтам.

В итоге официальный Санкт-Петербург принял решение об упорядочении организационно-штатного расписания структур местной власти. «Оптимизация» кадрового состава была достигнута за счет уменьшения доли природных жителей края в пользу уполномоченных центра. С 1818 по 1848 год число молдаван в областных учреждениях сократилось более чем в три раза и составило лишь 15,6% от общего количества чиновников. Как показала практика, в последующий период, 1828-1917 годов, количество молдаван в администрации Бессарабии в редких случаях превышало отметку 20%. Эта политика дискриминации в отношении молдаван сохранялась в Пруто-Днестровском междуречье вплоть до крушения Дома Романовых в феврале 1917 года2.

Административная русификация Бессарабии совпала по времени с формированием в Пруто-Днестровском междуречье новых зон этнического расселения как пришлых «новоселов», так и природных жителей региона. На юге области селились болгары, гагаузы, немцы, русские, малороссы и евреи, в центре обосновались в основном молдаване, а на севере - молдаване, русины и малороссы. Возникает вопрос: как в этой полиэтничной среде можно было обеспечить коммуникационные связи верхов и низов бессарабского общества? Ответ напрашивается сам собой: языком межнационального общения в регионе должен был стать русский язык. Поэтому вышеупомянутым Законом 1828 года устанавливалось, что исполнительные органы власти должны были вести делопроизводство на русском языке и предоставлять документы на молдавском языке только в крайнем случае. Таким образом, административная русификация с самого начала включала в себя языковой компонент.

Однако между решением об использовании в регионе русского языка и повседневной реальностью оказалась дистанция огромного размера. Российской администрации никак не удавалось преодолеть языковой барьер в отношениях с местным населением. В 1835 году было принято решение временно снять ограничения на использование молдавского языка в деятельности областной администрации. С этой целью официальный Санкт-Петербург установил новый семилетний срок для перевода делопроизводства в Бессарабии на русский язык. Но все было тщетно…

В свою очередь, российские власти в Бессарабии стремились сузить сферу применения молдавского языка среди жителей региона. Местная администрация всячески поощряла переезд молдавских крестьян в соседние губернии России, где проживали преимущественно великороссы и малороссы. Таким способом молдаване погружались в русскоязычную среду. Например, по переписи населения 1897 года в Херсонской губернии численность молдавского населения составила более 147 тыс. человек, в Подольской губернии - около 27 тыс. человек. Молдавское население также увеличивалось в некоторых сопредельных с Бессарабией регионах в составе Новороссии3.

Отмечу, что демографическая ситуация в Бессарабии явно играла на руку российским властям. Доля молдаван среди жителей Бессарабии уменьшалась, то есть объективно сокращалась сфера применения молдавского языка в Пруто-Днестровском междуречье. Если в 1817 году молдаване составляли 86,8% от общей численности населения края, то в 1843-1844 годах эта цифра сократилась до 59%, а в городах число молдаван было еще меньше и равнялось 26,2%. В 1897 году молдаване составляли уже менее половины населения Бессарабии - приблизительно около 48%. Однако речь не шла о потере молдаванами своей идентичности. На рубеже XIX-XX веков общее население Бессарабии составило 1млн. 935 тыс. человек, в том числе 920 919 молдаван4.

Царские власти отдавали себе отчет, что вряд ли удастся только административными методами закрепить русский язык среди местного населения как язык межнационального общения. Однако русификация бюрократического аппарата в Бессарабии создавала предпосылки к денационализации молдавской элиты. Имперский центр начал свою деятельность в этом направлении с «наглядной агитации» среди бессарабской знати. Представители молдавской элиты могли на конкретных примерах убедиться, что знание русского языка позволяло им не только стать «туземными начальниками» в Пруто-Днестровском междуречье, но и достичь карьерных высот в общероссийском масштабе.

Широкую известность в российском обществе во второй половине XIX - начале XX века получили имена потомственных молдавских дворян: А.А.Абаза - министр финансов России при Александре II, Л.А.Кассо - министр народного просвещения России в последние годы царствования Николая II, митрополит Новгородский Арсений (А.Г.Стадницкий) - член Государственного совета Российской империи, Г.И.Кристи - участник обороны Шипки в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, ставший впоследствии московским гражданским губернатором и т. д.

Одновременно российские власти ставили перед своими доверенными лицами задачу ослабить молдавское ядро бессарабской знати. Петербургским эмиссарам предписывалось обеспечить благоприятные условия для переезда молдавских дворян в Новороссию и во внутренние районы Российской империи. К этому времени в ряде губерний уже сформировались устойчивые молдавские диаспоры, представленные известными дворянскими фамилиями: все те же Абаза, Бантыши, Батезатулы, Гредескулы и т. д.

Этот список можно было бы продолжить как подтверждение успешной адаптации молдавской знати в российском обществе. Например, в Херсонской губернии обосновалось более 60 дворянских семей молдавского происхождения, в Харьковской губернии насчитывалось 30 молдавских дворянских родов. Также заявила о себе молдавская элита в составе губернских дворянских собраний в Воронежской, Екатеринославской и Подольской губерниях5.

Карьерный рост молдавских дворян в районах традиционного расселения великороссов и малороссов уже никого не удивлял. В 70-х годах XIX века. Н.С.Абаза - однофамилец российского министра финансов А.А.Абазы, занимал посты херсонского, а затем рязанского губернатора, а генерал-лейтенант Н.М.Батезатул в 1864-1867 годах являлся начальником штаба Казанского округа и т. д. В последние годы существования монархии качественно обновился и состав бессарабской знати. В 1911 году из 498 знатных фамилий Бессарабии лишь 138 семей были молдавскими по своему происхождению6.

Царское правительство внимательно отслеживало не только качественные перемены в бессарабской элите, но и контролировало социальные процессы в остальных слоях местного населения. В 1830 году была отменена таможенная линия на Днестре и бессарабские торговцы получили статус российских купцов. Столичные власти стремились также регламентировать взаимоотношения сельских жителей, составлявших большинство населения края. С этой целью еще при Николае I были приняты два закона: «Положение о царанах, или свободных землевладельцах Бессарабской области» (1834 г.) и «Правила, утверждающие взаимные обязанности бессарабских владельцев земель и живущих на них крестьян» (1846 г.). Социальную стабильность в молдавском обществе обеспечивал также закон от 10 марта 1847 года «О правах состояния жителей Бессарабской области». Этот процесс социальной унификации в Пруто-Днестровском междуречье был прерван в связи с началом Крымской войны (1853-1856 гг.).

Эта война началась как русско-турецкая и вскоре превратилась в европейскую - на стороне Турции выступили Великобритания, Франция и Сардинское королевство. Несмотря на то что боевые действия велись за пределами Пруто-Днестровского междуречья, молдавские добровольцы в составе русской армии приняли активное участие в сражениях на Кавказском фронте и обороне Севастополя. В ходе Крымской кампании отличился Мало-Валашский отряд, в состав которого входил полк генерала А.С.Костанды, сформированный из православных молдаван, валахов, болгар, сербов и греков7.

Одновременно в Бессарабии местным дворянством и духовенством был организован сбор средств в помощь российскому воинству. Особенно отличились предводитель местного дворянства Г.Балш и протоиерей Кишиневского кафедрального собора Рождества Христова В.В.Пуришкевич, зачисленный позднее со всем своим семейством в потомственное дворянство8. Кстати отмечу, что его внук В.М.Пуришкевич - один из лидеров Союза русского народа (СРН) участвовал в заговоре об убийстве Г.Распутина.

Весной 1856 года Россия признала поражение в Крымской войне и на переговорах в Париже западные державы продиктовали свои условия заключения мира:

Во-первых, Россия лишалась права официально выступать в защиту интересов христианских народов - подданных Османской империи, что предусматривалось Кючук-Кайнарджийским миром, подписанным Россией и Турцией в 1774 году. Царские власти были вынуждены подтвердить вассальный статус Молдавского и Валашского княжеств в составе Османской империи.

Во-вторых, план западных союзников турков предусматривал «нейтрализацию» Черного моря. России и Турции запрещалось держать на Черном море военный флот и создавать на побережье военные арсеналы. Обеспечение безопасности прибрежных границ России и Турции никоим образом не оговаривалось в статьях Парижского мира.

В-третьих, европейские державы настояли на проведении новой пограничной линии по территории Бессарабии. Договор предусматривал, что передача южных районов Бессарабии Молдавскому княжеству будет происходить под патронажем Блистательной Порты. Речь шла о землях, примыкавших к Дунаю и нижнему течению реки Прут. В предъявленном России иске общая площадь этих территорий составляла 10,3 тыс. кв. километров с населением 130 тыс. человек9. После подписания Парижского мира западным союзникам понадобился почти год, чтобы разрешить спор, возникший уже между Турцией и Молдавским княжеством по поводу «российского наследства». В итоге город Болград был передан Молдавскому княжеству, а острова дельты Дуная стали собственностью Османской империи10.

Александр II считал своим священным долгом добиться отмены всех условий Парижского мира 1856 года. По свидетельству премьер-министра Румынии И.К.Брэтиану, во время его встречи с российским монархом в 1876 году в Ливадии тот оценил временную утрату Южной Бессарабии следующим образом: «Важна не территория. Россия ее имеет достаточно, важен принцип - с тех пор как существует Россия, она впервые вынуждена была уступить часть своих земель, пусть малую толику, ранее завоеванную оружием»11.

По мнению российского императора, потеря даже самой малой толики земли негативно сказывалась на имидже России. Поэтому в Берлинском трактате, окончательно закрепившем итоги Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, было зафиксировано: «Княжество Румыния уступает обратно е.в. императору Всероссийскому часть бессарабской территории, отошедшей от России по Парижскому трактату 1856 года, ограниченную с запада руслом Прута, а с юга руслом Килийского рукава и устьем Старого Стамбула» (ст. 45)12.

Представляет интерес, как российские власти оценивали «освоение» Южной Бессарабии как части румынского государства в период с 1856 по 1878 год. В редакционной статье официального органа МИД России «Journal de St.-Petersbourg» от 16 марта 1878 года говорилось: «Южная Бессарабия в составе Румынии пребывала если не Богом, то властями забытой окраиной и влачила жалкое существование, так что нынешние заявления, будто она составляет драгоценнейшее национальное достояние, по меньшей мере неуместны»13. Представитель МИД официально заявлял, что Россия не признает прав Румынии на Южную Бессарабию, которой она так дурно управляла.

Такого рода заявление не было случайностью. Тема обустройства Бессарабии - территории пограничной и стратегически важной для России, приобрела особую значимость в царствование Александра II как с точки зрения внутренней, так внешней политики. Российский самодержец был крайне озабочен возможной дестабилизацией обстановки в Пруто-Днестровском регионе в связи с новым раскладом сил на рубеже конца 50-х-начала 60-х годов ХIХ века. Если ранее господари Молдавии и Валахии искали расположения России, то теперь они стремились всячески дистанцироваться от своего традиционного союзника. Более того, в 1859 году они создали Объединенное княжество Молдавии и Валахии, а в 1862 году провозгласили образование унитарного национального государства - княжества Румыния на базе этих двух территорий.

Российский исследователь А.Б.Широкорад в монографии «Утерянные земли. Отколовшиеся республики» отмечает: «20 ноября (по старому стилю) 1861 года султан принял «Фирман об административном устройстве Молдовы и Валахии», который утвердил политическое и административное объединение Молдовы и Валахии, как автономных территорий, находящихся в составе Османской империи. 11 декабря 1861 года Александру Иоан Куза, будучи одновременно правителем Молдовы и Валахии, опубликовал прокламацию, утверждавшую образование румынской нации»14.

Ранее «утерянные» территории Дунайских княжеств, в первую очередь включая Трансильванию, Буковину и Бессарабию, были объявлены «румынским пространством», а их население, соответственно, «этническими румынами». Что касается запрутских молдаван, то провозглашение румынского государства обернулось для них потерей национальной идентичности: во-первых, молдавская государственность прекратила свое существование; во-вторых, из политического словаря румынского государства вообще исчезло понятие «молдавский этнос». По мнению официального Бухареста, в пограничной зоне реки Прут теперь проживали исключительно этнические румыны, а не запрутские молдаване - на правом берегу реки и, соответственно, бессарабские молдаване - на левом.

Потеря национальной идентичности запрутскими молдаванами привела и к другим серьезным последствиям. Правительство А.И.Кузы организовало гонения на Молдавскую православную церковь и ее паству. Румынские власти объявили о том, что отныне Молдавская православная церковь подчиняется светским властям, а церковная и монастырская собственность изымается в пользу государства.

Специальные правительственные комиссии (как их называли монахи - «разбойнические») отстраняли от должности непокорных настоятелей православных храмов и монастырей. Чиновники в открытую грабили казну, ризницу и другое церковное имущество. Было отменено богослужение на молдавском языке, уничтожены церковные книги, изданные как на молдавском, так и на церковно-славянском языках. В местах расселения запрутских молдаван закрывались школы с преподаванием предметов на молдавском языке, вся письменность переводилась с кириллицы на латиницу.

Примером, подтверждающим масштаб гонений на молдавскую православную церковь, явилась судьба монашеской братии Нямецкой лавры. Для молдаван значение этой обители было сопоставимо со значением Киево-Печерской и Свято-Троицкой лавр для россиян. На протяжении пяти столетий (с 1367 г.) Нямецкая лавра была важнейшим духовным, нравственным, религиозным, культурным и просветительским центром Молдавии. И в этой жемчужине православия был учинен полный разгром. История Нямецкого монастыря свидетельствует, что непокорные монахи были изгнаны из святой обители, некоторых из них подвергли мученической смерти. Тех, кто возвысил свой голос в защиту Святой православной церкви, заклеймили «русолатрами», то есть русофилами15. В итоге нямецкие иноки сумели поодиночке и небольшими группами перейти границу и просить защиты у российских властей.

Полагаю, что неслучайно император Александр II посетил Бессарабию именно в 1860 году. Приезд самодержца в Кишинев совпал во времени и пространстве с исходом нямецких монахов с территории Румынского княжества. Присутствие российского монарха в Бессарабии обеспечило оперативное рассмотрение ходатайства об оказании помощи Молдавской православной церкви, поданное уполномоченным Нямецкой лавры в России иеромонахом Феофаном Кристей. По распоряжению официального Санкт-Петербурга близ Тирасполя были выделены земли под строительство Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого монастыря. Впоследствии царские власти сумели значительно укрепить материальную базу нового монастыря. Только площадь переданных ему земельных угодий составила более 12 тыс. десятин земли16.

Этот пример со всей очевидностью показал верхам и низам молдавского общества, насколько значимо и необходимо было для них российское попечительство. Ново-Нямецкий монастырь стал форпостом защиты православной веры, а также символом сопротивления православного населения Бессарабии румынским националистам. Прямым следствием этого духовного противостояния явился окончательный раскол молдавского этноса на молдаван бессарабских и запрутских. Молдавский исследователь Л.А.Мосионжник пишет по этому поводу, что «бессарабские молдаване до 1860-х годов не отделяли себя от своих же собратьев в оставшейся части княжества. И хотя в XIX в. началось формирование двух разных наций по обе стороны Прута, но лишь после 1918 г. этот факт стал явным»17.

В свою очередь, российский автор О.А.Гром делает акцент на специфику «бессарабского вопроса». Он подчеркивает, что «этот регион [Бессарабия] представлял собой пограничную территорию, находившуюся в поле символического противостояния двух проектов идентичности - русского (имперского) и румынского (национального)»18. Все эти оценки справедливы, но требуют дополнительного комментария.

Здесь важно отметить решение официального Бухареста о переводе письменности румынского языка с кириллицы на латиницу. Новая система записи языка - латиница стала у румын внешним маркером, определявшим принадлежность этой восточно-романской народности к ценностям западной цивилизации. Таким образом, государственная граница между Российской империей и Румынией стала представлять собой не только разграничительную линию в этнической истории запрутских и бессарабских молдаван, но и цивилизационный рубеж, наметивший перспективу развития молдавского этноса по обе стороны реки Прут.

Что касается бессарабских молдаван, то их положение вполне справедливо оценивает западный исследователь А.Каппелер в своей книге «Россия - многонациональная империя». Он, в частности, пишет: «Для большинства населения Бессарабии присоединение к России означало смену господина, но не нарушало прежнего социального и политического порядка, что облегчало восприятие российского владычества и примиряло с ним»19.

В отличие от румынских властей, Россия не имела какого-либо четкого цивилизационного проекта и ставила своей целью превратить молдаван в полноправных граждан Российского многонационального государства. Великие реформы Александра II 60-70-х годов XIX века способствовали ускорению этого процесса. Отмена крепостного права в России, в 1861 году, не затронула жизнеустройства бессарабцев коренным образом. В личной зависимости от помещиков находилось только 1,7% населения края. В основном это была дворовая челядь российских землевладельцев, переселившихся в Пруто-Днестровский регион до 1861 года. Что касается молдавских крестьян, то они по своему статусу поселян (царан) были формально независимы. Тем не менее в ходе реформы отношения помещиков и поселян Бессарабии были упорядочены. Согласно «Положению о поземельном устройстве поселян (царан) Бессарабской области» крестьяне наделялись наследственными земельными наделами в размере от восьми до 13,5 десятин, что превышало величину наделов в среднем по России20.

Во второй половине XIX века царские власти провели земскую, судебную, городскую и другие реформы и тем самым завершили унификацию управления Бессарабским краем. В 1873 году имперский центр объявил о создании новой административно-территориальной единицы в составе России - Бессарабской губернии. Статус губернии предусматривал действие на ее территории всех законов Российской империи без каких-либо ограничений и послаблений для инородцев, вводилась всеобщая воинская повинность, единая система налоговых сборов и т. д.

Вхождение Бессарабии на равных в состав российских губерний определило новый масштаб русификации края. Основные результаты этой работы представлялось возможным оценить в первую очередь в сфере просвещения и образования. Отмечу, что после присоединения Бессарабии к России, в 1812 году, царские власти создавали систему образования «с чистого листа». В период правления молдавских господарей-фанариотов в Пруто-Днестровском междуречье в 1711-1812 годах не было ни одного учебного заведения. Местная знать предпочитала обучать своих детей в домашних условиях и в редких случаях направляла их на учебу за границу. Первое учебное заведение было создано в Бессарабии в 1813 году по инициативе Кишиневской православной епархии РПЦ. Эта духовная семинария готовила священников и светских чиновников для областной администрации.

Создаваемая в Бессарабии светская система образования была подчинена интересам Российского государства. Обучение велось только на русском языке. В программах учебных заведений допускалось изучение молдавского языка, но в большинстве случаев речь шла о факультативных занятиях. В 1834 году в Кишиневе была открыта первая гимназия с полным семилетним циклом обучения на русском языке. Вскоре первая Кишиневская мужская гимназия благодаря своим выпускникам приобрела известность за пределами Бессарабского края.

В 1850 году это учебное заведение с золотой медалью закончил выдающийся российский дипломат А.И.Нелидов. Высокий уровень подготовки в Кишиневской гимназии позволил ему обучаться в Санкт-Петербургском университете сразу на двух факультетах - юридическом и восточных языков. С 1855 по 1910 год А.И.Нелидов работал в системе МИД России, занимая последовательно высшие дипломатические должности посла России в Турции, Италии и Франции21. Высокую оценку подготовки учащихся в Кишиневской гимназии дал и другой ее выпускник - граф С.Ю.Витте, ставший впоследствии премьер-министром Российской империи (1903-1906 гг.) В своих воспоминаниях С.Ю.Витте писал, что он перевелся в Кишиневскую гимназию из Одессы, чтобы получить полноценное гимназическое образование, а не просто аттестат22.

В 1864 году в Кишиневе была открыта и первая женская гимназия, опередившая на 14 лет создание женских Бестужевских курсов в Санкт-Петербурге. В пореформенный период стала неуклонно расти численность молдаван в российских высших учебных заведениях23. Организация системы образования в Бессарабии была по достоинству оценена царскими властями. Неслучайно на рубеже XIX-XX веков пост министра народного просвещения России занимали уроженцы Бессарабского края граф И.Д.Делянов (1882-1887 гг.) и потомственный бессарабский дворянин Л.А.Кассо (1910-1914 гг.).

Но не все было так гладко, как это представлялось в высоких кабинетах Северной столицы. Имперская система образования на русском языке в Бессарабии имела определенные минусы, способствовавшие развитию центробежных тенденций в молдавском обществе. В 1866 году попечитель Одесского учебного округа запретил преподавание молдавского языка в кишиневских гимназиях, и затем этот запрет распространился и на Кишиневскую духовную семинарию. В 1871 году молдавский язык был исключен из программы обучения в уездных училищах Бессарабии и большинстве церковно-приходских школ. Картина складывалась крайне удручающая.

Российские чиновники рассматривали попытки некоторых бессарабских интеллектуалов защитить родной язык как проявление молдавского национализма и решительно их пресекали. Например, в 1869 году, накануне проведения судебной реформы в Бессарабском крае, группа молдавских юристов выступила с предложениями частично сохранить местные законы, а также вести судопроизводство не только на русском, но и молдавском языке. Правительство не удовлетворило ни одну из этих просьб24. В 1883 году местная знать подала прошение с просьбой разрешить произносить речи в земских и дворянских собраниях на молдавском языке, но также получила отказ25.

Как это ни парадоксально звучит, но, несмотря на все эти «оппозиционные» выступления, молдавская элита была заинтересована в культурной русификации. В силу своей малочисленности ее позиции без поддержки центра были достаточно шаткими. Молдавский этнос по выбранным сословиям согласно переписи 1897 года представлял собой следующее: наследственное дворянство - 0,26%, личное дворянство - 0,17%, христианское духовенство - 0,58%, купцы и почетные горожане - 1,13%, мещане - 8,02%, крестьяне - 89,29%, казаки - 0,01%, иностранцы - 0,40%. То есть национальная элита (наследственные и личные дворяне) составляли всего 0,43% против основной массы населения, представленного крестьянством26.

Кроме того, русификация молдавской элиты привела к искажению этнических процессов в развитии бессарабского общества. Если в средние века молдаване являли собой «старую» нацию со своей национальной элитой, исторически сложившимися традициями государственности и культуры, то в Новое время молдавский этнос постепенно утрачивал свои «исторические» признаки. В 1828-1917 годах интеграция молдавской знати в состав российского дворянства привела к тому, что молдавский этнос превратился в крестьянскую нацию, то есть нацию, не имевшую своей собственной элиты. Молдавские дворяне стали рассматриваться среди местного населения как сила инонациональная. Дистанция между верхами и низами только возрастала.

В создавшихся условиях российские власти приняли решение провести русификацию в Бессарабии при непосредственном участии Русской православной церкви. В 70-х годах ХIХ века в Кишиневской епархии все делопроизводство было переведено на русский язык, епархиальная типография перестала выпускать церковные книги на молдавском языке и была закрыта. Если ранее «Кишиневские епархиальные ведомости» печатались с параллельными текстами на русском и молдавском языках, то затем это издание выходило только на русском языке. Под надуманными предлогами закрывались молдавские приходские церкви, а вместе с ними и церковно-приходские школы. Только в период с 1872 по 1879 год их число сократилось с 773 до 44427.

Кишиневская епархия одновременно обязала местные монастыри подключиться к реализации культурной и языковой русификации края. Настоятелям монастырей было предписано открывать русские школы при своих обителях на собственные средства. В этих школах наряду с мирянами из окрестных сел должны были обучаться и местные монахи. Русская православная церковь усилила контроль за монастырями в Бессарабском крае: были запрещены выборы местных игуменов и введена система их назначения Кишиневской епархией.

Священный Синод ставил задачу вытеснить молдавский язык из богослужения, заменив его в литургии на церковно-славянский и русский языки. Первичные результаты реорганизации церковной службы в Бессарабии были опубликованы в издании П.Н.Батюшкова товарищества «Общественная польза» за 1892 год. Согласно представленной отчетности в Пруто-Днестровском междуречье насчитывалось 1026 православных храмов, в большинстве которых служба велась якобы на церковно-славянском и русском языках. Однако в этот момент Кишиневская епархия испытывала острый дефицит в кадрах молдавских священнослужителей, знавших русский язык.

Насильственная русификация церковной жизни вызвала недовольство местного населения. В начале ХХ века в Бессарабии приобрел известность священник Балтского монастыря иеромонах Иннокентий, известный в миру как Иоанн Левизор. Своими проповедями на молдавском языке он снискал огромную популярность среди сельского населения. Только в 1910 году число паломников к иеромонаху Иннокентию составило более 80 тыс. человек, что в несколько раз превышало численность населения города Балта. В церковных кругах паломничество в Балту стали именовать Балтским движением, или Иннокентиевщиной. Одновременно русифицированные молдавские священники начали терять свою паству в Бессарабии.

Святейший Синод был вынужден пересмотреть свою политику в Пруто-Днестровском междуречье. Русская церковь вновь разрешила использовать молдавский язык в богослужении, а также в миссионерской деятельности. Было восстановлено преподавание молдавского языка в Кишиневской духовной семинарии. Меры, предпринятые Синодом, укрепили позиции РПЦ в регионе, однако было ясно, что Русская православная церковь не в состоянии русифицировать в одиночку природных жителей края. На роль естественного союзника РПЦ в Бессарабии стал претендовать Союз русского народа. Основные идеи СРН были созвучны догматам православной веры: незыблемость царской власти, особая роль православия в государстве и частной жизни граждан, единство и неделимость империи, специфика российского пути развития и т. д.

«Молдавские корни» руководства СРН объективно способствовали его сближению с Кишиневской епархией РПЦ. Основателем СРН являлся бессарабский помещик В.М.Пуришкевич. Одним из организаторов Союза стал также видный юрист и писатель П.Ф.Булацель - выходец из екатеринославских молдаван. Он редактировал периодические издания СРН: ежедневную газету «Русское знамя» и журнал «Гражданин». Духовным лидером Бессарабского отделения СРН являлся молдавский дворянин П.А.Крушеван, издатель русскоязычной газеты «Друг». Известный российский политический деятель монархист В.В.Шульгин в своих воспоминаниях отмечал: «Окраины, населенные так называемыми «инородцами», иногда больше ценили Россию, нежели природные русские. В частности, Бессарабия послала во 2-ю Государственную думу П.Н.Крупенского, В.М.Пуришкевича, П.А.Крушевана, П.В.Синадино и др., убежденных сторонников монархии и величия России»28.

Руководство Союза русского народа убедило царских чиновников согласиться с назначением главы Кишиневской и Хотинской православных епархий архиепископа Серафима на должность почетного председателя СРН в Бессарабии. Этот религиозный деятель был хорошо известен в Пруто-Днестровском междуречье как прямой потомок адмирала П.В.Чичагова, командующего русской армией на Дунае в 1812 году. Архиепископ Серафим пользовался авторитетом среди местных светских интеллектуалов. Он считался одним из основоположников «молдовенизма» - теории о существовании в Бессарабии отдельной молдавской нации, отличной от румынской и близкой к русскому населению по своим культурным признакам.

Сотрудничество РПЦ и СРН было взаимовыгодным. Союз русского народа обеспечивал дополнительную опору РПЦ в молдавском обществе, а кишиневские церковные иерархи были призваны содействовать СРН в создании региональной структуры этой организации. Вскоре Бессарабское отделение СРН, сформированное из семи отделов и 55 подотделов, прошло официальную регистрацию. В Бессарабии прием инородцев в ряды СРН стал проводиться по упрощенной схеме: «партнабор» осуществлялся не только на индивидуальной, но и коллективной основе. Вышеупомянутый бессарабский помещик В.М.Пуришкевич использовал свои связи среди крупных землевладельцев и добился, что поселяне стали вступать в его партию целыми деревнями.

Тем не менее все эти усилия не привели к желаемому результату - численность «партийцев» оставалась крайне низкой. К 1909 году в отделении СРН в Бессарабии насчитывалось всего лишь 18,5 тыс. человек29. Тандем РПЦ и СРН не привел к изменению соотношения сил в молдавской глубинке в пользу великодержавной нации. Имперская программа русификации молдаван окончательно зашла в тупик. «Тесное приобщение Бессарабии к общественной жизни Государства нашего», - о чем рассуждал император Николай II по случаю 100-летнего юбилея присоединения Бессарабского края к России, не состоялось30.

После крушения Дома Романовых и распада Российской империи молдавская тема для российской стороны вновь стала проблемой внешнеполитической. А для западных держав на исходе Первой мировой войны Бессарабия превратилась в разменную монету в борьбе за очередной передел мира. Новая эпоха - эпоха войн и революций стала определять судьбу молдавского этноса в ХХ веке.

 

 

1Подробнее см.: Булатов Ю.А. Бессарабский сценарий императора Александра I // «Международная жизнь». 2020. №4.

2Русские в Евразии ХVII-ХIХ вв.: миграции и социокультурная адаптация в иноэтнической среде. М., 2008. С. 266-267.

3Зеленчук В.С. Население Молдавии. Кишинев, 1973. С. 18.

4Кушко А., Таки В. Бессарабия в составе Российской империи (1812-1917). М., 2012. С. 215-216.

5Гросул В.Я. Молдавская элита России // Этнические элиты в национальной политике России. М., 2018. С. 248.

6Hitchins K. Rumania: 1866-1948. Oxford: Oxford University Press, 1994. Р. 240.

7Российская империя в лицах. М., 2007. Т. 1. С. 580.

8Гросул В.Я. Указ. соч. С. 255-256.

9Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления. М., 1998. С. 178.

10Дьякова Н.А., Чепелкин М.А. Границы России. Исторический очерк. М., 1994. С. 52-53.

11Jelavich B. Russia and the Requisition of Southern Bessarabia Sud-Ost Forschengen, Band 28, Munchen, 1968. S. 208-209.

12Виноградов В.Н., Ерещенко М.Д., Покивайлова Т.А., Семенова Л.Е. Бессарабия на перекрестке Европейской дипломатии. Документы и материалы. М., 1996.

13Там же. С. 130.

14Широкорад А.Б. Утерянные земли России. Отколовшиеся республики. М., 2007. С. 159.

15История Приднестровской молдавской республики. Тирасполь, 2000. Т. 1. С. 504-505.

16Там же. Т. 2. Ч. 2. С. 416.

17Мосионжник Л.А. Провинциальное общество Бессарабской губернии: формирование и особенности // Сборник научных статей и докладов по материалам научно-практической конференции «Провинциализм: сохранение самобытности или самоизоляционизм?» Орел - Кишинев, 2018. С. 58.

18Гром О.А. Молдавский вопрос в Бессарабии в конце XIX - начале ХХ века: сравнительный аспект // Науч. журнал «Россия ХХI». М., 2014. №5. С. 45.

19Каппелер А. Россия - многонациональная империя. М., 2000. С. 82.

20Кушко А., Таки В. Бессарабия в составе Российской империи (1812-1917). М., 2012. С. 203-204.

21Российская империя в лицах. М., 2007. Т. 2. С. 114.

22Мосионжник Л.А. Указ. соч. С. 60.

23Бабий А.И. Формирование молдавской интеллигенции во 2-й половине ХIХ - начале ХХ в. Кишинев, 1971. С. 20.

24Боршевский А.П. Судебная реформа 1864 года и ее особенности в Бессарабии // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 15. М., 2015. С. 81.

25Будак И.Г. Общественно-политическое движение в Бессарабии в пореформенный период. Кишинев, 1959. С. 375.

26Каппелер А. Указ. соч. С. 296.

27Дурново Н.Н. Русская панславистская политика на православном Востоке и в России. М., 1908. С. 9.

28Шульгин В.В. Годы. Дни. 1920. М., 1990. С. 51.

29См.: Русин, 2007. №1 (7). С. 165.

30К столетию присоединения Бессарабии к Российской империи // Сборник документов и материалов. Кишинев, 1912. С. 3.