«Международная жизнь»: Михаил Дмитриевич, начиная нашу беседу, стоит отметить, что в России о Россотрудничестве, к сожалению, мало известно, оттого интерес общественности к ведомству, на практике использующему инструментарий «мягкой силы», очень высок.
Михаил Брюханов: Федеральное агентство действительно является уникальной структурой, представительства которой расположены более чем в 90 странах мира. Наша работа строится на принципах народной дипломатии, разветвленной сети общественных коммуникаций и носит стратегический характер. То есть не направлена на получение сиюминутных выгод, а, скорее, имеет среднесрочный и долгосрочный курс. Хотелось бы особо отметить, что сама по себе идея выстраивания эффективных коммуникаций проходит сквозь все существующие элементы международной жизни нашей страны. Особенно сейчас, когда информационно-коммуникационные технологии буквально связывают людей по всему земному шару. В несколько кликов становится возможным поделиться своим уникальным контентом, обменяться информацией из образовательной, научной, культурной, да что говорить, из любой области. Небывалый размах международных коммуникаций на самом деле позволяет реализовывать самые смелые международные проекты.
«Международная жизнь»: Вы обратили внимание на образ, репутацию, на то, как Россия выглядит в глазах общественности разных стран. На это ли нацелена российская «мягкая сила»? И чем же она отличается в таком случае от классического американского подхода?
М.Брюханов: Говоря о «мягкой силе» в России, мы обычно вспоминаем научные труды американского политолога Джозефа Ная, определившего «soft power», с одной стороны, как способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, а с другой стороны, как научную концепцию, как обобщение определенных образов, смыслов в противовес идеологии прямого принуждения. При этом Най обращает внимание на то, что данная концепция концентрированно не выражена в нормативном поле. Кроме того, зачастую в нашем общественном дискурсе опускают, на мой взгляд, самое важное: на Западе определяют «мягкую силу» прежде всего как форму политической власти и способ достижения конкретных результатов во внешней политике - это и порочная практика экстерриториальности национального права, экономических санкций, двойных стандартов, в том числе в распространении информации.
Трактовка категории «мягкой силы» применительно к гуманитарному, историческому и культурному наследию государств может иметь и негативные последствия. В этой логике, объявляя, например, войну памятникам, в частности памятникам Второй мировой войны как элементам российского влияния, представители некоторых государств лишают будущие поколения исторической памяти, объективного взгляда на события того времени, подталкивают к совершению прежних ошибок.
Можно было бы отметить, что «мягкая сила» любого государства зиждется на безусловных успехах той или иной нации и ее отдельных представителей в различных сферах жизни общества, экономики, на признании ее мирового вклада и моральных, этических ценностей.
Феномен успешности, например, советской «soft power» основывался на привлекательности идей социализма, достижениях народного хозяйства, науки, искусства, образования, военной отрасли.
Россия, уверенно вернувшись в мировую повестку дня, предлагает сегодня принципиально иные подходы к устройству мирополитической системы, оказавшейся в кризисе. Президент России Владимир Путин, говоря о полицентричном мире, отмечает, что это не является панацеей от проблем, не укрепляет стабильности. Требуется создание механизмов разрешения острых противоречий, формирование устойчивых коммуникаций на всех уровнях международных отношений, которые выступали бы демпфером дестабилизирующих колебаний всего комплекса межгосударственных отношений. В этом нам видится главная миссия общественной дипломатии.
«Международная жизнь»: Михаил Дмитриевич, с вашей точки зрения, на что нацелена борьба с советскими памятниками в некоторых европейских государствах?
М.Брюханов: Этому есть простое объяснение. К примеру, известный Алеша в болгарском Пловдиве - это не символ советизации, не атрибут внешнеполитического влияния России. Это дань памяти и уважения подвигу советского солдата, освободившего мир от фашизма, «коричневой чумы», от тотального истребления целых народов. То же самое с памятником Коневу в Чехии. Тот случай, когда местечковые политики, имен которых никто не вспомнит уже через поколение, пытаются построить свою карьеру на ненависти к России, воспользоваться русофобской волной, чтобы встать в очередь к «кормушке» праволиберального крыла европейской власти.
«Международная жизнь»: Проявляется ли, на ваш взгляд, «мягкая сила» государств в их истории, произведениях культуры, искусства, научных открытиях?
М.Брюханов: В логике биполярного противостояния и претензии на глобальное доминирование, возможно, и имело бы смысл соперничество в величии и творениях великих представителей человечества. Возможно, было бы уместно акцентировать внимание на эффектах «мягкой силы» от полета первого человека в космос, от спортивных достижений и тому подобное, но разве Королев, Гагарин, Чайковский, Бах, Моцарт, Твен - не общее достояние человечества? Следует ли национализировать великих поэтов, ученых, художников, литераторов? Не лучше ли обогащать их трудами знания новых и новых поколений людей по всему миру, делать знания о них доступными всем?
«Международная жизнь»: Значит, не только и не столько «мягкая сила», сколько общественная дипломатия, коммуникации, отношения между людьми являются той средой, в которой действует ведомство. В последнее время на фоне общемировых трансформаций заметны процессы регионализации, межрегиональной кооперации. Одно из направлений Россотрудничества - содействие регионам России в реализации их проектов в различных сферах, а также развитие международного муниципального сотрудничества.
М.Брюханов: Верно. Россотрудничество является той государственной структурой, действующей в системе Министерства иностранных дел России, которая Указом Президента России «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества» наделена полномочиями в сфере координации и развития внешнеполитических контактов породненных городов, а также оказания содействия субъектам Российской Федерации по развитию их международных связей. Актуальность и востребованность этого направления работы доказаны практикой. Только в первом квартале, буквально друг за другом, произошло сразу два значимых события. Речь идет о XXXIV заседании Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России на тему «Международное муниципальное сотрудничество: перспективы развития, механизмы координации и эффективность многосторонних форматов» и заседании Совета при Президенте России по развитию местного самоуправления, где в отдельный блок была выделена тема международного муниципального сотрудничества.
«Международная жизнь»: Под международным муниципальным сотрудничеством понимается движение породненных городов?
М.Брюханов: Не только. Движение породненных городов снова стало востребованным в международной повестке дня. Уходя своими корнями в 1944 год - Волгоград и Ковентри, - международное движение породненных городов преобразовалось сегодня в международное муниципальное сотрудничество. Обросло новыми форматами, направлениями, приросло современной практикой и механизмами реализации сотрудничества между городами и муниципальными образованиями различных государств. И мы стараемся идти в ногу со временем, активно содействуя становлению и развитию новых подходов к межмуниципальному сотрудничеству.
В структуре агентства действует подразделение, которое осуществляет взаимодействие с регионами, городами и муниципальными образованиями нашей страны в том числе и достаточно нетривиальными методами. В частности, коллегам уже удалось проанализировать всю нормативно-правовую базу российского и зарубежного международного муниципального сотрудничества, разработана специальная анкета для муниципальных образований, создаются инфографические профили городов, реализуются творческие подходы в профессиональной работе этого отдела агентства. Кстати говоря, на нашем сайте в недавно обновленном разделе «Международное региональное и муниципальное сотрудничество» можно найти много полезной информации - от нормативных актов до проектов типовых соглашений между городами. Конечно же, есть и новости, и даже полезные ссылки на аккаунты в социальных сетях.
Мы убеждены, что международное муниципальное сотрудничество сегодня - это именно та сфера народной дипломатии, которая делает возможным прямые отношения между народами, основанные на безусловном равенстве и взаимном уважении, на решении практических, жизненных вопросов, затрагивающих повседневные интересы миллионов людей, отношения, в конечном счете ведущие к конструктивному диалогу носителей различных культур, языков, традиций и нравов. Укрепление связей между городами, районами, сообществами, несомненно, способствует стабилизации системы мироустройства в целом, гармонизации подходов к решению любых сложных задач и разрешению существующих противоречий между народами.
«Международная жизнь»: Однако и эта сфера используется в политических целях в США. К примеру, Берни Сандерс в разгар предвыборной гонки вспомнил о существующих побратимских контактах между Ярославлем и Берлингтоном.
М.Брюханов: К сожалению, многие политики на Западе вспоминают о побратимских контактах, когда того требует конъюнктура, а не когда их «горячие головы» предлагают очередной пакет нелегитимных ограничений в отношении нашей страны.
Относительно взаимодействия между Ярославлем и Берлингтоном следует сказать, что оно осуществляется главным образом по линии спорта.
Вообще говоря, ведь истоки этого межмуниципального сотрудничества опять же восходят к биполярному противостоянию, периоду холодной войны, когда мир оказался в условиях реальной угрозы ядерной катастрофы. В умах американской общественности вашингтонским истеблишментом культивировался образ «красной угрозы». Люди были напуганы неотвратимостью конфликта с использованием оружия массового поражения, города США буквально застраивались персональными спасительными бункерами. Общественность двух городов предложила другую, альтернативную возможность. Побратимство, диалог, мир, урегулирование конфликта. Не это ли проявление той самой «мягкой силы», с которой мы начали нашу беседу? Нет, не думаю, что это такой государственный механизм, демонстрация силы «мягкой» или «жесткой». Это способность к самосохранению, устойчивости, выживанию в конце концов.
«Международная жизнь»: Эта ваша мысль перекликается с идеями международных движений эпохи биполярной конфронтации, золотых времен ССОД.
М.Брюханов: Выступая на одной из конференций, знаменитая советская балерина Ольга Лепешинская сказала, что «задача тех обществ, которые уже созданы в Советском Союзе, и тех, что еще создаются, всемерно содействовать осуществлению благородной цели - объединению всех людей доброй воли, населяющих земной шар». Вовлеченность неравнодушных людей в определение дальнейшего вектора развития человечества актуальна и сегодня.
В XX веке существовало множество общественных движений, которые способствовали реализации международных программ и проектов, одновременно выступая против гонки вооружений, неконструктивного соперничества государств. Стоит, наверное, вспомнить о движении врачей мира за предотвращение ядерной войны, Пагуошском движении ученых, выступавших за мир, разоружение и международную безопасность, за предотвращение мировой термоядерной войны и научное сотрудничество. Кстати говоря, сегодня активно развивается, вступает в прежние права научная дипломатия. Очевидно, что нам не хватает их энергии, поскольку становится возможным односторонний выход из таких основополагающих документов международной безопасности, как, например, ДРСМД. На поток ставится разработка биологического оружия. Но это уже выходит за рамки нашей дискуссии.
Другим возродившимся форматом общественной активности, безусловно, является Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Отрадно видеть, что наши регионы и города способны на высоком уровне принимать такие крупные и важные мероприятия.
«Международная жизнь»: Каким образом строится работа Россотрудничества с субъектами, городами и муниципальными образованиями Российской Федерации?
М.Брюханов: Мы оказываем содействие всем регионам нашей страны в реализации их международного потенциала. Существует также практика заключения рамочных соглашений о взаимодействии, в которых предусматривается ряд важных положений. В частности, в тексте документа предусмотрен механизм реализации такого сотрудничества. Речь идет о формировании совместного плана мероприятий. Иными словами, руководство определяет приоритетные цели в сфере международных отношений, иностранные государства, в которых планировалось бы достижение таких целей, а Россотрудничество включает эту региональную повестку в планы работы своих загранпредставительств. На данный момент мы имеем соглашения с 35 субъектами Российской Федерации.
Есть масса положительных примеров, когда в Российских центрах науки и культуры (РЦНК) проводились выставки, рассказывающие о культурной, туристической или инвестиционной привлекательности субъекта Российской Федерации. Проводились конференции и деловые встречи, не говоря уже о немалой подготовительной работе, которую проводят руководители представительств в странах своего пребывания. Порой вопросы международного регионального сотрудничества канализируются в образовательную сферу, то есть научно-образовательные проекты крупных региональных вузов, обмены студентами и профессорско-преподавательским составом.
В этом году мы обратились к руководству всех регионов России с предложением сформировать план совместных мероприятий. Причем предлагается, кроме событий регионального уровня, включать в такой план предложения городов и муниципальных образований. Уверен, что подобный подход в значительной степени упорядочит и систематизирует работу на данном направлении.
Надо сказать, что в прошлом году с участием представительств агентства в иностранных государствах состоялись 473 мероприятия регионов и городов России.
«Международная жизнь»: А такая систематизация действительно необходима?
М.Брюханов: Это важно сделать вот почему. Сегодня ежегодно только в России проходит порядка 20 крупных межрегиональных форумов, основными целями которых являются, конечно же, экономическая кооперация, туристическое сотрудничество, формирование новых производственных цепочек. Тем не менее, кроме прагматичных интересов в области экономики, инвестиций и производства, регионам, как правило, есть что обсудить в сфере культуры, науки и искусства. Такие мероприятия являются прекрасными площадками для установления новых межличностных связей, придают импульс сотрудничеству на годы вперед.
Смело можно сделать вывод о том, что межрегиональные и межмуниципальные контакты разных государств де-факто взяли на себя роль компенсационного механизма сложной и противоречивой международной политической конъюнктуры. К примеру, взять хотя бы диалог между лидерами России и Японии в конце июня 2019 года, в рамках которого Владимир Путин и Синдзо Абэ анонсировали открытие Года межрегиональных и побратимских обменов. Похожая ситуация обстоит и с партнерами из Франции, с которыми в следующем году мы планируем проводить Год межрегиональных обменов.
Приведу еще один яркий пример. В конце сентября прошлого года на площадке Астраханского государственного университета мы провели международный форум стран Прикаспийского региона. Такой формат стал возможным после того, как политический вопрос о статусе Каспийского моря принципиально разрешился. В ходе этого события представители иранской стороны высказали предложение о создании международной региональной общественной структуры, как они выразились, Секретариата породненных городов стран Прикаспийского региона, которая могла бы взять на себя продвижение инициатив по кооперации городов пяти государств в этом регионе.
Отдельного внимания заслуживает и формат многостороннего международного муниципального сотрудничества. Имеется в виду диалог территориальных образований сразу нескольких государств. Данный формат сопряжен с процессами международной регионализации. К примеру, это касается взаимодействия городов в рамках Ганзейского союза Нового времени, межрегионального и межмуниципального взаимодействия в рамках СНГ, ШОС, БРИКС, Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, сотрудничества на Балтике, Черноморского экономического сотрудничества и т. д.
«Международная жизнь»: Россотрудничество обычно является организатором мероприятий такого рода?
М.Брюханов: В ряде случаев мы выступаем в качестве основных организаторов, по некоторым сюжетам значимся в числе соорганизаторов. В этом году мы планировали провести в Тверской области, в Завидове, традиционный, уже VI Конгресс породненных городов России и Финляндии. Однако ввиду пандемии новой коронавирусной инфекции было принято решение о его переносе на лето следующего года. Россотрудничество является соорганизатором намеченного на последний квартал текущего года Форума породненных городов и муниципальных образований стран БРИКС - это одно из мероприятий официального календаря председательства нашей страны в «пятерке». Имеются планы по поддержке Международного муниципального форума стран БРИКС, который планируется к проведению в ноябре этого года.
«Международная жизнь»: Таким образом, сотрудничество территориальных образований различных государств - регионов, провинций, городов, муниципалитетов, коммун - как бы обрамляет самые разнообразные форматы взаимодействия между странами, народами, отдельными личностями.
М.Брюханов: Вы абсолютно правы. Более того, это позволяет построить прямые общественные контакты. На клеточном, так сказать, уровне укрепить идеи взаимовыгодного сосуществования народов, соразвития, соработничества. Такое взаимодействие зачастую решает и чрезвычайно актуальные проблемы сохранения исторической памяти. Сейчас мы прорабатываем вопрос установления побратимских связей между муниципальными образованиями Самарской области и бельгийскими коммунами на ниве общего прошлого в борьбе с фашизмом во Второй мировой войне. Речь идет о сохранении памяти о бойцах-красноармейцах, отдавших свои жизни в боях против гитлеровской Германии на территории Бельгии. Россотрудничество при поддержке МИД России подключилось к доброй инициативе депутата Государственной Думы Российской Федерации А.Е.Хинштейна, и надеемся, что в 2020 году в ознаменование 75-летия Победы над «коричневой чумой» нам удастся реализовать и этот проект.
К слову сказать, целый ряд успешных примеров общественной дипломатии в этом смысле «подсветила» организованная Россотрудничеством совместно с Общероссийским конгрессом муниципальных образований (ОКМО) в конце июня онлайн-конференция «Опыт городов-побратимов по сохранению общей памяти о Победе над фашизмом во Второй мировой войне». В ней приняли участие представители муниципалитетов России, Белоруссии, США, Великобритании, Франции, Израиля, Словакии и Германии - в общей сложности порядка 100 участников. Пары городов на протяжении почти двух с половиной часов делились уникальным опытом реализации совместных проектов в упомянутой сфере.
Надо отметить, что такого рода идеи требуют консолидации усилий не только государственного сектора, но и активной, адекватной позиции представителей гражданского общества. И мы признательны за высокую активность Общероссийскому конгрессу муниципальных образований, Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления (ВАРМСУ) и другим участникам наших, ставших уже традиционными встреч. Кстати, предложения и замечания, озвученные на встрече в декабре прошлого года, легли в основу рекомендаций XXXIV заседания Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России.
«Международная жизнь»: Очевидно, что вопросы международного регионального и муниципального взаимодействия получают при поддержке Россотрудничества институциональное развитие. Существуют ли сложности в этом деле?
М.Брюханов: К сожалению, не без этого. Однако, как говорится, дорогу осилит идущий. Основной, пока непреодоленной препоной на пути активизации международного сотрудничества муниципальных образований России является наличие так называемых правовых пробелов. Если Федеральный закон «Об основах приграничного сотрудничества» регулирует международную деятельность муниципальных образований, подпадающих под понятие приграничных, то солидная доля муниципалитетов, осуществляющих трансграничное сотрудничество, выпадает из правового поля. Соответственно, возникает вопрос об эффективности такой международной деятельности относительно внешнеполитического курса нашей страны. В остальном мы уже активно трудимся с коллегами из разных ведомств по координации этой работы, созданию методических рекомендаций, вопросам подготовки муниципальных служащих, задействованных в международных подразделениях муниципальных администраций, и другим задачам, поставленным Советом глав субъектов Российской Федерации и Президентом России.
Возможно, формирование межведомственной рабочей группы способствовало бы решению всего спектра этих актуальных вопросов и позволило бы вывести нас на новый уровень международной деятельности.