Жак Ширак - пятый Президент Пятой республики - самый известный французский политик рубежа ХХ-ХХI веков. Его карьера длилась 40 лет. Он прошел долгий путь от молодого депутата Национального собрания до умудренного опытом Президента Республики, занимавшего этот высший государственный пост два срока. Четверть века назад, сразу после избрания Ширака президентом страны, журнал «Международная жизнь» (1995, №7) опубликовал мою статью о нем. Осенью прошлого года именитый политик ушел из жизни. И теперь пришло время подвести итог его многолетней политической деятельности на службе Франции.
Сначала остановлюсь на главных этапах политической карьеры Ширака до его президентства, чтобы показать, с каким огромным опытом он подошел к высшему государственному посту. Будущий политик родился 29 ноября 1932 года в Париже в семье банковского служащего Франсуа Ширака, впоследствии ставшего генеральным директором авиастроительной фирмы «Потез». Оба деда Жака были преподавателями средней школы и жили в городке Сент-Фереоль в департаменте Коррез (Центральная Франция). Жак учился в известных парижских лицеях - Карно и Людовика Великого, а каникулы всегда проводил в Коррезе. Этот департамент он всегда считал своей родной землей. После получения аттестата бакалавра молодой Ширак продолжил образование в престижных учебных заведениях - Высшей школе политических наук («Сьянс по») и Национальной школе администрации (ЭНА). По окончании «Сьянс по» он проходил военную службу вначале на территории Франции, затем Германии и, наконец, в Алжире, где шла кровопролитная колониальная война.
После окончания учебы в ЭНА в 1959 году Ширак работает в Счетной палате, а потом недолго преподает в «Сьянс по». В это время во Франции произошли знаменательные события. В 1958 году к власти вернулся генерал де Голль. Под его непосредственным руководством в стране была разработана новая Конституция. Она заменила Четвертую республику парламентского типа правления Пятой республикой президентского типа, существующей поныне. Конституция 1958 года воплотила в жизнь главный политический принцип голлизма о необходимости создания во Франции поста сильного, независимого от партий президента республики.
В основу внешней политики страны де Голль заложил «идею национального величия», предполагающую отстаивание Францией собственных независимых интересов на международной арене. Экономическая доктрина голлизма базировалась на принципе дирижизма. Генерала окружали так называемые «голлисты первой волны», «бароны голлизма» - люди, которые были рядом с ним еще со времен Второй мировой войны и готовые воплощать в жизнь идеи своего лидера. В конце 1958 года они объединились в голлистскую партию «Союз за новую республику» (ЮНР), которая очень быстро стала ведущей правой политической силой Франции (впоследствии несколько раз меняла свое название).
Жак Ширак в конце 1950-х - начале 1960-х годов еще не помышлял о политике. Возвращение де Голля к власти он приветствовал, однако воспринимал генерала «как некий мифологический персонаж наподобие Верцингеторикса или Жанны д’Арк или как историческую личность вроде Ришелье и Клемансо». «Де Голль казался мне, - писал Ширак, - высокомерным, одиноким, очень уважаемым, но отстраненным, а значит совершенно недоступным»1.
Переломным в жизни Ширака стал 1962 год. Один из знакомых семьи предложил ему занять вакантный пост секретаря в только что образованном правительстве Франции во главе с Жоржем Помпиду. Ширак с радостью согласился и провел на этой должности пять лет. Занимался он всего-навсего подбором досье для премьер-министра, приходивших из разных министерств. Секретарь сразу окунулся в новый для него мир политики, который его заинтриговал. А главное - Ширак познакомился с самим премьер-министром.
Встреча с Жоржем Помпиду оказалась для него судьбоносной. Глава правительства не был «бароном голлизма». Он стал сотрудничать с генералом уже после войны. Однако де Голль оценил деловые качества Помпиду, увидел в нем способности государственного руководителя и в 1962 году назначил на пост премьер-министра. Помпиду, конечно, тоже считал себя голлистом, но готов был развивать идеи генерала и приспосабливать их к меняющимся обстоятельствам.
Ширак сразу попал под очарование этого умного, образованного, опытного человека. «Именно он сформировал меня, - утверждал молодой секретарь правительства, - он привел меня в политику и объяснил, что такое долг и что такое Государство»2. Позднее в своих мемуарах Ширак напишет: «Какой шанс мне дала судьба находиться в течение десяти лет рядом с Жоржем Помпиду. Я не был бы тем, кем стал, если бы жизнь не подарила мне этой встречи, которая меня обогатила и позволила раскрыть самого себя. Помпиду был для меня больше, чем духовным отцом, просто идеалом. Он стал для меня наивысшим эталоном, к которому я всегда обращался, когда, в свою очередь, сталкивался с испытаниями властью»3.
Премьер-министр с вниманием относился к молодым сотрудникам своего ведомства и старался поощрять их продвижение. Пройдет время, и их назовут «молодыми волками» Помпиду. Глава правительства сразу выделил Ширака. Его привлекали жизнерадостность, искренность и необычайная напористость молодого человека, которого многие называли «бульдозером».
В 1967 году во время подготовки парламентских выборов Помпиду благословил голлистскую молодежь отправиться «на штурм» Бурбонского дворца (место заседаний нижней палаты парламента - Национального собрания). Ширак, конечно, тоже решил попытать счастья. Он не стал баллотироваться в Париже, а выбрал один из округов родного ему с детства Корреза, несмотря на то, что там издавна были сильны левые силы.
Секретарь правительства со свойственным ему упорством взялся за проведение первой избирательной кампании. Все выходные он проводит в своем округе, объезжая каждый городок, каждую деревню, каждую ферму. И он победил! За такой успех премьер-министр назначил Ширака государственным секретарем сначала по занятости, а потом по финансам в своем новом кабинете. В 34 года он стал самым молодым членом правительства. Теперь за ним навсегда закрепилась кличка «бульдозер из Корреза».
Настоящее испытание выпало на долю Ширака, когда в 1968 году после бурных выступлений студенчества и мощной забастовки рабочих и служащих на него была возложена трудная и ответственная миссия налаживания контактов с профсоюзами. Государственный секретарь с честью с ней справился и принял участие подле Помпиду в заключении Гренельских соглашений, подписанных правительством с представителями предпринимателей и профсоюзов.
В 1969 году после отставки де Голля Помпиду был избран вторым Президентом Пятой республики. Карьера Ширака шла по восходящей. В правительствах Жака Шабан-Дельмаса и Пьера Мессмера он занимал посты министра по связи с парламентом, сельского хозяйства и, наконец, внутренних дел. Многие даже видели в Шираке преемника президента. В апреле 1974 года Помпиду скоропостижно скончался. Для министра внутренних дел это была почти катастрофа, однако опускать руки - не в его характере. Он решил, что надо двигаться дальше, пусть и без любимого наставника.
На предстоящих внеочередных президентских выборах голлистская партия выдвинула кандидатом одного из «баронов голлизма» Жака Шабан-Дельмаса. Ширак, владея информацией Министерства внутренних дел по опросам общественного мнения, понял, что Шабан-Дельмас не сможет победить. Поэтому он открыто выступил в поддержку Валери Жискар д’Эстена, министра финансов, главы правоцентристской партии «независимых республиканцев». Шабан-Дельмас даже не прошел во второй тур, а Жискар д’Эстен победил, обойдя во втором туре социалиста Франсуа Миттерана, и стал третьим Президентом Пятой республики.
Ширак же за свою измену «баронам голлизма» получил от нового главы государства поистине царский подарок - пост премьера. В 41 год Ширак уже глава правительства! Жискар д’Эстен и не мог поступить иначе, так как в Национальном собрании голлистская партия имела 183 мандата, тогда как сторонники Президента Республики - «независимые республиканцы» - только 55. Тем не менее эйфория Ширака быстро прошла. Жискар д’Эстен сразу заявил, что «отныне Франция будет управляться из центра».
Разногласия президента и премьера по основным вопросам внутренней и внешней политики Франции обозначились очень быстро. Президент считал, что он вправе вмешиваться в деятельность правительства, диктуя премьеру, что ему следует делать. Ширак все время чувствовал себя со «связанными руками» и сам принял решение покинуть занимаемый пост. В августе 1976 года глава кабинета объявил: «Я только что вручил президенту прошение о моей отставке. Я не располагал средствами, которые считал необходимыми для эффективного осуществления моих функций, и поэтому решил положить им конец»4. В написанных через много лет мемуарах раздел, посвященный своему первому премьерству, Ширак красноречиво назовет «Правительство, которое не было моим».
Впрочем, долго сидеть без дела Ширак не намеревался. Это было не в его характере. Он все время должен был двигаться вперед. Уже в декабре того же, 1976 года бывший премьер-министр преобразовал старую голлистскую партию в новую - Объединение в поддержку республики (ОПР) и, разумеется, стал ее председателем. Отныне правое ОПР во главе с Шираком и тяготеющие к правоцентризму «независимые республиканцы», переименовавшие себя в 1977 году в Республиканскую партию, возглавляемую Президентом Жискар д’Эстеном, превратились в две соперничающие политические группировки.
Ширак в 1977 году был избран мэром Парижа. Занятие этого важного поста прибавило председателю ОПР авторитета в политических кругах Франции. Жискар д’Эстен тоже решил усилить свои позиции. Перед парламентскими выборами 1978 года он объединил Республиканскую партию с небольшими центристскими группировками в Союз за французскую демократию (СФД). На выборах в Национальное собрание ОПР, получившее 155 мандатов, опять стал первой правой партией страны. СФД удалось завоевать только 119 мест в нижней палате парламента.
Страна между тем уже приближалась к очередным президентским выборам 1981 года. Главными претендентами на Елисейский дворец были Валери Жискар д’Эстен и Франсуа Миттеран. Ширак тоже решил баллотироваться на высший государственный пост. Что он намеревался предложить французам? Многие считали, что у него отсутствовали твердые убеждения и он действовал лишь согласно обстоятельствам. Журналисты и политологи характеризовали его, например, вот так: «Для него речь шла только о том, чтобы завоевывать, а не убеждать, соблазнять, а не вызывать настоящее доверие».
И все же сказать, что у бывшего премьер-министра не было четкой политической программы, было бы неверно. Известный французский историк Серж Берстайн назвал Ширака «голлистом третьего поколения». Кандидат в президенты от ОПР действительно был третьим, вслед за де Голлем и Помпиду, и, увы, последним, настоящим лидером голлистского движения во Франции. В середине 70-х годов ХХ века он утверждал: «На базе Конституции 1958 года создан, бесспорно, лучший государственный строй из всех, которые существовали во Франции на протяжении веков»5.
Во внешней политике Ширак четко следовал идее де Голля о «национальном величии» Франции. В 1979 году он резко осудил Президента Жискар д’Эстена за его желание следовать в европейской политике не деголлевскому принципу «Европы отечеств», а идее «наднациональности», которая неизменно должна была привести к ослаблению международного влияния Франции. Председатель ОПР заявил, что выступает за «европейскую Европу», в которой Франция будет «следовать своей судьбе великой нации». Правда, он всегда был прагматиком и впоследствии стремился приспособить голлистские принципы к «национальной и международной конъюнктуре и выбирал тактику, выгодную для каждого конкретного момента»6.
Председатель ОПР набрал в первом туре президентских выборов 18% и не вышел во второй. А четвертым Президентом Пятой республики был избран опытнейший политик, социалист Франсуа Миттеран. Он распустил Национальное собрание, в котором заседало правое большинство, и назначил новые выборы. На них победили социалисты, а ОПР и СФД вынуждены были уйти в оппозицию. Жискар д’Эстена поражение подкосило, Шираку же наоборот - придало сил. Он быстро стал главным лидером оппозиции. Мэр Парижа неустанно критиковал все преобразования левого кабинета, связанные главным образом с крупнейшей в стране национализацией и повышением зарплат, называя их «безответственными», «доктринерскими» и т. п.
Постепенно политика социалистов начала вызывать разочарование и у многих французов, связывавших поначалу с проведением левых реформ большие надежды на улучшение своего положения. В результате на парламентских выборах 1986 года правые опять одержали верх. В стране создалась беспрецедентная в истории Пятой республики государственная интрига, получившая название «сосуществование». Возглавляющий Францию левый президент был вынужден остаток своего срока на посту главы государства управлять с правым премьер-министром. Выбор Миттерана пал на лидера правой оппозиции, председателя ОПР.
Так в 1986 году Жак Ширак второй раз стал премьер-министром Франции. Он сразу объявил: «Оказав доверие ОПР и ЮДФ, французы тем самым изъявили желание увидеть у власти другое правительство и проведение им новой политики»7. В правительственной программе Ширака главный упор был сделан на социально-экономическую политику. И вот здесь премьер-министр полностью отошел от голлистского принципа дирижизма, которому следовали его знаменитые предшественники - де Голль и Помпиду.
Ширак начал проводить либеральный курс в духе Президента США Рональда Рейгана и премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Его кабинет приступил к активной денационализации и намеревался в течение пяти лет вернуть в частный сектор 65 крупнейших промышленных компаний, банков и страховых обществ. Правительство отменило также введенный социалистами налог на крупные состояния. Французы, часто склонные к эгалитаризму, решили, что это перегибы. Настоящую волну протеста по всей стране вызвала попытка проведения кабинетом реформы высшего образования. Осенью 1986 года в Париже произошло несколько террористических актов, в которых погибли девять человек. Популярность Ширака постепенно начала падать.
По мере того как приближался час очередных президентских выборов, становилось ясно, что главными претендентами на высший государственный пост станут Франсуа Миттеран и Жак Ширак. Поэтому их «сосуществование» на деле вылилось в соперничество, если не сказать в жесткое противостояние. Премьер-министр, тяготеющий к «воинственной атаке», столкнулся не столько с опытным воином, сколько с дипломатом, в совершенстве владеющим искусством политической интриги.
Миттеран быстро оценивал просчеты в политике Ширака и при каждом удобном случае вставлял ему «палки в колеса». Когда в начале 1988 года настало время вести избирательную кампанию, премьер-министр оказался в очень трудном положении. Он вынужден был ездить по стране, но при этом продолжать правительственную деятельность. К тому же у него появились два серьезных соперника в правоцентристском лагере - формально «беспартийный» центрист Раймон Барр и лидер крайне правого Национального фронта Жан-Мари Ле Пен. В результате и вторая президентская кампания Ширака, проходившая под простым девизом «Воля! Смелость! Рвение!», опять не принесла ему успеха. Глава правительства, собравший в первом туре почти 20%, прошел во второй, однако проиграл действующему главе государства с большим отставанием, почти в 4%.
Миттеран, получивший во втором туре 54% голосов французов, был избран в мае 1988 года Президентом Республики на второй срок. Он опять распустил Национальное собрание и назначил новые парламентские выборы. Как и ожидалось, большинство в нижней палате парламента вновь получили социалисты с примкнувшими к ним небольшими левоцентристскими объединениями.
Ширак, наверное, впервые в жизни тяжело переживал свое поражение. Но он никогда не был ни обидчивым, ни злопамятным, а всегда пытался осознать, в чем заключались его ошибки. Когда его спросили, как он оценивает свое поражение 1988 года, бывший премьер-министр ответил просто: «Миттеран был лучше. Он смог объединить вокруг себя больше народа. В ту эпоху французам были необходимы левые. Вот и все. Это и есть демократия»8.
Итак, Ширак на время замкнулся в своей «ракушке», которой стало для него огромное здание парижской мэрии. Но долго пребывать в таком состоянии бывший премьер-министр позволить себе не мог. Его единомышленники по ОПР дали ему понять, что время идет быстро и пора уже опять садиться на «боевого коня». К тому же политические события во Франции развивались. Ах эти французы! Теперь их опять не устраивала политика левых, даже несмотря на то, что на этот раз социалисты не предпринимали никаких крупных реформ.
По мере приближения парламентских выборов 1993 года становилось ясно, что верх вновь одержат правые. Ширак уже решил, что в 1995 году он будет в третий раз штурмовать Елисейский дворец (резиденция Президента Франции) и что больше ни за что не сядет в кресло премьера в период грядущего нового «сосуществования». Кого же в таком случае отправить в Матиньон (резиденцию премьера)? Выход был найден. Мэр Парижа решил, что в кресло главы правительства он посадит своего ближайшего соратника, бывшего министра экономики и финансов его правительства Эдуара Балладюра. Тот должен будет исполнять трудные задачи главы правительства, а Ширак спокойно готовить свою президентскую кампанию.
Парламентские выборы 1993 года действительно принесли победу правым. С подачи Ширака новым премьер-министром Миттеран назначил Балладюра. И он быстро преуспел на своем посту, несмотря на то, что его кабинет повел, как ранее правительство Ширака, социально-экономическую политику в духе либерализма и денационализации. Тем не менее, согласно опросам общественного мнения, Балладюр считался кандидатом в президенты с наибольшими шансами на успех. Ширак намного отставал от него. В создавшейся ситуации премьер-министр дистанцировался от своего благодетеля и сам намеревался выставить свою кандидатуру на предстоящих президентских выборах. Да, это был удар в спину, настоящее вероломство, но мэр Парижа не дрогнул и уверенно заявил: «Я следую моей дорогой. Остальное меня не интересует. Пока ничего не решено. Я должен продолжать. Я буду вести диалог с французами». Начиная с февраля 1995 года Ширак, обладая колоссальным политическим опытом, повел отчаянную борьбу за избирателей. Стало очевидно, что основных претендентов на Елисейский дворец будет трое - Ширак, Балладюр и социалист Лионель Жоспен. Старый больной Франсуа Миттеран уже не мог выставить свою кандидатуру еще на один срок.
Основной лозунг третьей президентской кампании Ширака гласил: «Франция для всех». Главный акцент в его предвыборной платформе был сделан на вопросах внутренней политики. Лидер ОПР без устали общался с согражданами, переезжая с одной встречи на другую и разъясняя им ударные идеи своей программы - «вернуть каждому французу его место и его шанс в обществе; поставить все основные силы нации на службу занятости трудящихся; установить истинную солидарность».
Результат не замедлил сказаться. В середине марта мэр Парижа стал фаворитом предвыборной гонки. Правда, результаты первого тура оказались несколько неожиданными. Балладюр набрал 18,5% голосов, Ширак - 20,8%. А на первое место вышел поддержанный Миттераном Жоспен. Таким образом кандидат социалистов доказал, что он может быть серьезным соперником. Председателя ОПР это не смутило. Он энергично провел заключительную серию митингов и удачно выступил в теледебатах. 7 мая 1995 года во втором туре выборов Ширак победил, собрав около 53% голосов избирателей, и с третьей попытки в 62 года стал пятым Президентом Пятой республики.
По традиции, существующей со времен де Голля, президент страны занимается в основном внешней и оборонной политикой, а глава правительства - внутренними проблемами. На пост премьер-министра Ширак назначил своего давнего верного соратника Алена Жюппе. Руководитель кабинета не предложил соотечественникам какой-то принципиально новой внутренней политики. С одобрения президента он проводил вслед за Шираком и Балладюром либеральный курс. Продолжалась приватизация. В частный сектор отошли промышленная группа «Пешине», страховая компания «АГФ», Французский банк внешней торговли и т. д. Правительство Жюппе намеревалось также продать в частную собственность нерентабельные железные дороги. Кабинет боролся за сокращение дефицита бюджета и государственных расходов, снижение уровня инфляции. В связи с этим премьер-министр объявил об увеличении налогов, уменьшении ассигнований на образование и здравоохранение, о реформе социального страхования, увеличении стажа для выхода на пенсию.
Заняв пост президента, Ширак лично принял несколько важнейших решений, касающихся оборонной внутренней политики Франции. Летом 1995 года он объявил, что снимает наложенный Миттераном мораторий на испытание ядерного оружия. Ширак подчеркнул, что его страна должна завершить серию научно-прикладных работ по модернизации атомного оружия, для чего ей необходимо провести еще несколько экспериментальных взрывов на атолле Муруроа в Тихом океане. Несмотря на протесты государств Тихоокеанского региона, они были осуществлены и завершены в начале 1996 года.
В июле 1995 года президент сделал историческое заявление на Зимнем велодроме в Париже. Оно было приурочено к 53-й годовщине облавы на евреев в Париже 16 и 17 июля 1942 года. Тогда оккупировавшие столицу Франции немцы с помощью 7 тыс. французских полицейских и жандармов по приказу главы профашистского правительства Виши маршала Петена согнали 13 тыс. евреев на Зимний велодром, откуда они были депортированы. Напомню, что генерал де Голль, создавший в Лондоне в 1940 году организацию «Свободная Франция» (с 1942 г. - «Сражающаяся Франция»), расценивал ее как правительство в изгнании, продолжающее на стороне союзников борьбу против фашистской Германии.
В 1943 году на базе лондонской организации был создан сначала Французский комитет национального освобождения, а потом Временное правительство Французской республики во главе с де Голлем. Генерал никогда не признавал государство Виши (1940-1944 гг.), считая его незаконным. Поэтому существование режима Виши было просто вычеркнуто из французской истории. Его деятельности официальные лица Франции не давали никаких оценок. Ширак решил прервать молчание. 16 июля 1995 года он не побоялся обратиться к одной из позорных страниц национальной истории и прямо заявил, что «криминальная деятельность оккупантов осуществлялась при помощи французов и французского государства»9. Президент стал инициатором кардинальной военной реформы, согласно которой призывы в армию отменялись. Ширак не видел больше в этом необходимости. В результате 200 тысяч призывников 1995 года постепенно к 2001 году были заменены 20 тыс. вольнонаемных военнослужащих.
Свою главную задачу президент видел в упрочении внешнеполитических позиций Франции. «Международной системе, сложившейся после окончания «холодной войны», когда на преобладание в мире претендовала американская супердержава, Ширак противопоставлял мир мультиполярный, в котором различные самобытные регионы должны сосуществовать в рамках международного права»10.
Сразу после избрания Президент Франции обратил свой взор к «горячей точке» на юго-востоке Европы - Боснии и Герцеговине. В этом государстве после его выхода из состава Югославии началась кровопролитная гражданская война между национально-религиозными группами населения (мусульманами, хорватами и сербами). США и Европейский союз выступили посредниками по урегулированию конфликта. По инициативе Ширака французская дипломатия активно включилась в миротворческий процесс.
Предварительные соглашения заинтересованные стороны заключали в США близ города Дейтона. Президент Франции настоял, чтобы окончательный договор был подписан в Париже. Его в декабре 1995 года в Елисейском дворце скрепили своими подписями президенты Югославии Слободан Милошевич, Хорватии - Франьо Туджман и Боснии и Герцеговины - Алия Изетбегович. Гарантами Дейтонских соглашений выступили США, Великобритания, Германия, Франция и Россия.
Ширак расценил произошедшее событие как собственную большую победу. К европейскому строительству и расширению и совершенствованию структуры Европейского союза в духе наднациональности Ширак относился сдержанно. В данной области он всегда придерживался классической голлистской формулы «Европы отечеств», выдвинутой еще самим генералом. Поэтому Президент Франции, скорее, был вынужден следовать линии своих предшественников, в частности Миттерана, подписавшего в 1990 году Шенгенский договор о единых границах и в 1992 году Маастрихтский договор о согласованной европейской политике, предусматривающей в том числе введение единой европейской валюты - евро. Мотором Европейского союза (ЕС) всегда считались Франция и Германия. Именно вокруг ЕС складывались связи двух стран. Но Ширак расходился во мнении о дальнейшем развитии Союза с немецкими лидерами. Поэтому его отношения с Гельмутом Колем и Герхардом Шрёдером не были однозначными.
Очень большое значение Ширак придавал отношениям Франции с Россией. Он всегда интересовался историей нашей страны, в молодости изучал русский язык. До своего президентства Ширак бывал в России пять раз. Его первая поездка состоялась еще в 1965 году, когда, будучи простым секретарем в кабинете Помпиду, он прибыл в СССР в составе правительственной делегации. Ширак посещал Москву с официальными визитами как премьер-министр Франции в марте 1975 года и мае 1987-го. Затем последовали поездки в качестве лидера оппозиции в сентябре 1991 года и мэра Парижа в мае 1993-го. Оба последние раза он встречался с Б.Н.Ельциным.
Сразу после избрания на пост президента Ширак выступил за активизацию экономического и военно-технического сотрудничества с Москвой. Он полагал, что Россия не должна быть отделена от западного мира и решил поддерживать Б.Н.Ельцина. В октябре 1995 года Президент России по приглашению Ширака прибыл с официальным визитом в Париж. В следующем году по инициативе Президента Франции и при поддержке канцлера ФРГ Коля Россия была принята в Совет Европы. Ширак называл отношения своей страны с Россией «привилегированным партнерством».
Пока президент решал международные проблемы, в его собственной стране обострилась внутриполитическая ситуация. Французы были крайне недовольны объявленными правительством Жюппе реформами. Уже в конце 1995 года начались массовые митинги протеста. Они продолжались и в следующем году. Премьер-министр пошел на уступки и отказался от части намеченных преобразований. Однако престиж Жюппе резко упал. Он был крайне непопулярен. В такой ситуации Президент Республики и его ближайшее окружение не посчитали нужным дожидаться очередных парламентских выборов, которые должны были состояться в 1998 году.
Ширак решил распустить Национальное собрание годом ранее в надежде, что правым силам пока удастся сохранить свое преимущество. Но расчет оказался неверным. На внеочередных парламентских выборах верх одержали социалисты. Поэтому в мае 1997 года Президент Республики был вынужден предложить пост премьера социалисту Лионелю Жоспену. Так началось третье в истории Франции сосуществование теперь уже правого президента с левым главой правительства.
Жоспен сразу взялся за решение социально-экономических проблем, в частности, начал борьбу с безработицей. Он намеревался создать новые рабочие места путем постепенного перевода трудящихся с 39-часовой на 35-часовую рабочую неделю без уменьшения оплаты. Президент был против этого. Вообще, он считал Жоспена слишком прямолинейным и идеологизированным. А премьер не скрывал своей неприязни к президенту, считая его классовым врагом. Но Ширак был по натуре открытым, добродушным, совсем не коварным. Он не стал мешать работе правительства. Единственное важнейшее внутриполитическое решение, которое единодушно приняли Ширак и Жоспен, - это сокращение президентского срока правления с семи до пяти лет. Эта поправка к Конституции была вынесена в сентябре 2000 года на всеобщий референдум и одобрена французами большинством в 73% голосов.
В последние годы ХХ века Ширак продолжал международную деятельность. Президент Франции был против расширения НАТО на Восток, но не смог отстоять своей позиции. Хотя практически со всеми другими решениями альянса он солидаризировался. В 1999 году, во время острого этнического противостояния в Югославии, когда ее территория - край Косово, населенный в основном этническими албанцами (мусульманами), потребовал независимости, и НАТО, и ЕС встали на сторону косоваров и посчитали необходимым вмешаться в конфликт. Православная Югославия не хотела отдавать свою исконную территорию. Тогда страны блока НАТО начали бомбардировки Югославии, и французские летчики тоже принимали в них участие. После таких событий у Парижа испортились отношения с Москвой несмотря на то, что по инициативе Ширака в 1997 году Россия была включена в «Большую семерку».
В 2001 году Ширак полностью поддержал военное присутствие США в Афганистане и отправил в эту страну французский воинский контингент. В том же году он безоговорочно осудил террористическую атаку на Соединенные Штаты. Президент Франции всегда стремился развивать отношения своей страны с государствами Азиатского региона, прежде всего Китаем, Индией, Японией. Его привлекали цивилизации и культуры, отличные от европейской. Он интересовался буддизмом и индуизмом, был потрясен наращиванием экономического роста Китаем, собирал предметы старого китайского искусства.
Ширак очень любил ездить в Японию. Там ему нравилось не только общаться с политиками, но и просто отдыхать. Президент Франции был страстным поклонником старинной японской борьбы сумо - битвы тяжеловесов. За свою жизнь Ширак приезжал в Японию 40 раз! Глава французского государства старался сохранять влияние Франции в ее бывших колониях - Ливане, Алжире, Марокко и странах «черной» Африки. Он дружил с Президентом Ливана Рафиком Харири и королем Марокко Мухаммедом VI.
Главным политическим событием Франции 2002 года стали очередные президентские выборы. Ширак принял решение баллотироваться на второй, теперь уже только пятилетний срок. Он понимал, что главным его конкурентом станет премьер-министр Лионель Жоспен. Президент Республики на сей раз выступил под лозунгом «Франция в целом». Он подчеркивал достижения своей страны на международной арене, но и представлял себя радеющим за равенство всех французов, преодоление «социального надлома». А в первую очередь Ширак, конечно, хотел сплотить вокруг своей кандидатуры все традиционные правые силы.
Жоспен же как раз не стремился к объединению сил левого лагеря. Помимо него, выдвинулись и другие левые, в том числе коммунисты, троцкисты, зеленые. В итоге премьер-министр не смог попасть во второй тур, немного уступив крайне правому Жан-Мари Ле Пену. Лидировавший в первом туре Ширак без труда обошел Ле Пена во втором, собрав 80% голосов. Между турами на основе ОПР Ширак создал Союз за народное большинство (ЮМП), в который вошли еще несколько небольших правых и центристских партий. На парламентских выборах, прошедших вслед за президентскими, ЮМП добился большого успеха и провел 375 своих кандидатов в Национальное собрание. Президент Республики назначил на пост премьер-министра своего опытного соратника Жан-Пьера Раффарена. Теперь Ширак в течение пяти ближайших лет, вплоть до новых президентских и парламентских выборов, мог спокойно управлять Францией. И он посвятил себя в основном международной политике.
Ширака всегда беспокоила проблема загрязнения планеты. Еще в период его первого президентства Франция, как и многие страны мира, подписала Киотский протокол об охране окружающей среды. Чтобы подчеркнуть важность данного вопроса для человечества, Ширак в сентябре 2002 года отправился в Йоханнесбург на всемирный форум, посвященный окружающей среде. В столице ЮАР он произнес речь, строка из которой облетела весь мир: «Наш дом горит, а мы смотрим в сторону».
В конце 2002 года на первый план международных отношений вышла проблема Ирака. Соединенные Штаты под предлогом «войны с терроризмом» хотели во что бы то ни стало опрокинуть режим Саддама Хусейна. Ширак категорически воспротивился этому. Министр иностранных дел Франции Доминик де Вильпен выступил в феврале 2003 года в ООН с речью, которую перед этим сам Ширак редактировал несколько раз. Де Вильпен заклинал США «от имени старейшей страны Франции, древнейшего континента Европы, которая познала многочисленные войны, оккупацию, варварство», не прибегать к войне.
Ширак в марте того же года сказал, давая интервью телевидению: «Война - это крайнее средство, это признание поражения, это всегда худшее из решений, потому что оно приводит к смерти и нищете»11. Таким образом, президент выступил в лучших традициях голлизма, отстаивая независимую позицию Франции. Его поддержали Россия, Китай и ФРГ. Тщетно! Соединенные Штаты под ложным предлогом и без решения Совета Безопасности ООН развязали войну, которая привела к непоправимым последствиям. Отношения США и Франции, разумеется, испортились.
Вообще, Ширак всегда находил взаимопонимание с Биллом Клинтоном. С его преемником Джорджем Бушем-младшим было все наоборот. Оба лидера недолюбливали друг друга. Не лучшим образом обстояли дела Франции и внутри Европейского союза. Ширак не сердцем, но умом вынужден был следовать расширению ЕС и развитию его наднациональных структур. В 2004 году была разработана Европейская конституция, которая должна была быть утверждена каждой отдельной страной ЕС. Во Франции проект Конституции вынесли на общенациональный референдум. Президент и правительство призывали сограждан ответить на нем положительно. Однако на плебисците большинство французов (около 55%) отвергли Конституцию, по которой предлагалось жить всем странам ЕС. Президент Франции признал это событие личным поражением. Он сменил премьера. На пост главы правительства вместо Раффарена был назначен де Вильпен.
Глава государства продолжал диалог с Россией. С новым президентом Российской Федерации В.В.Путиным начиная с 2000 года Ширак встречался несколько раз. Россию и Францию в 2003 году сблизила единая позиция по «иракскому кризису», к которой присоединилась и Германия. После этого руководители трех стран решили обсуждать совместно европейскую и мировую политику и общие интересы. Ширак, В.В.Путин и Шрёдер встречались в феврале 2003 года в Париже, в апреле 2003 года - в Санкт-Петербурге, в августе 2004 года - в Сочи, в марте 2005-го - в Париже и в июле 2005 года - в Калининграде. В сентябре 2006 года в Париже к В.В.Путину и Шираку присоединилась новый канцлер Германии Ангела Меркель.
Ширак и В.В.Путин налаживали и личные контакты, стремились найти взаимопонимание по тому или иному вопросу и впоследствии описали свои впечатления друг от друга. «Владимир Путин, - отмечал Ширак в своих мемуарах, - имел репутацию упорного сурового труженика с несокрушимым хладнокровием. Он лично подробно изучал все политические досье и почти не поддавался чужому влиянию»12. Свои личные отношения с Президентом России Ширак называл «превосходными»13. А В.В.Путин в июне 2019 года в интервью газете «Файнэншл таймс» заявил: «В свое время я был очень серьезно впечатлен бывшим Президентом Франции Жаком Шираком. Он настоящий интеллектуал… уравновешенный и интересный человек. Когда он был президентом, у него было свое мнение по каждому вопросу, он умел его отстаивать и всегда уважал мнение своих партнеров»14.
В 2006 году по инициативе Ширака в Париже на набережной Бранли в специально выстроенном здании был открыт Музей примитивного искусства. Ширак, всегда любивший артефакты коренных народов Африки, Азии, Океании, гордился музеем как своим детищем. В последние полтора года президентства Ширак стал уставать. Сказывались непомерные многолетние нагрузки, начались проблемы со здоровьем. Он решил, что не будет баллотироваться на третий срок. На его глазах разворачивалась борьба «наследников» за президентское кресло. Ширак хотел, чтобы его преемником стал Доминик де Вильпен, но ЮМП поддержал Николя Саркози, который и стал в 2007 году шестым президентом Пятой республики.
После отставки Ширак не переставал интересоваться политикой, написал двухтомные мемуары, на президентских выборах 2012 года поддержал уже не Саркози, а уроженца родного Корреза социалиста Франсуа Олланда. Здоровье Ширака постепенно ухудшалось, в последние годы жизни он не выходил из дома. Его не стало 26 сентября 2019 года. Итог его службы на благо родной страны впечатляет. Его сорокалетняя политическая карьера переживала и взлеты, и падения, была ознаменована и неудачами, и смелыми неординарными решениями. Ширак оставил свой яркий след в политической истории современной Франции и остался в памяти соотечественников наравне с де Голлем и Миттераном как выдающийся Президент Пятой республики.
1Chirac J. Mémoires. Chaque pas doit être un but. P., 2009. P. 120.
2Цит. по: Deligny H. Chirac ou la fringale du pouvoir. P., 1977. P. 62.
3Сhirac J. Op. cit. P. 75.
4Цит.по: Madjar R. Jacques Chirac le 12-e maire. P., 1977. P. 108.
5Union des démocrats pour la V-e République (UDR): L’Enjeu. P., 1975. P. 8.
6Berstein S. L’adieu à de Gaulle - Le cas Chirac. P., 2017. P. 53.
7Цит. по: Attali J. Verbatim. I. 1981-1986. P., 1993. P. 940.
8Le Figaro Hommage. Jacques Chirac. 1932-2019. P., 2019. P. 84.
9Dubar David. Le Petit Livre des grandes citations de Jacques Chirac. P., 2019. P. 34.
10Vaisse M. La Vision d’un monde multipolaire - L’Histoire. Jacques Chirac. 1932-2019. P., 2019. P. 96.
11Dubar David. Op. сit. P. 72.
12Сhirac J. Op. cit. P. 314.
13Ibid. P. 516.
14The Financial Times. 27.06.2019.