Политика Франции на африканском континенте обусловлена как ее экономическими (ресурсными) интересами, так и определенной политической составляющей, кроющейся в традициях, социальных отношениях, вопросах влияния и национальной гордости. Восьмой Президент Пятой Республики Эммануэль Макрон, вступив в руководство страной, заявил о попытках изменить африканскую политику, сделать ее более «мягкой». Но вот насколько такое реально - это один из вопросов, которым задаются не только в Елисейском дворце, в столицах ряда франкофонных африканских стран, но и иные внешние игроки, которые усматривают в Африке свои интересы.

Фундаментальное наследство: отменить нельзя?

Макрон получил в наследство от своих предшественников помимо прочего и уродливое дитя французских спецслужб по имени «Франсафрик» - политический феномен, который с трудом поддается официальному или более-менее четкому определению среди французских экспертов. А в обиходе - это система неформальных связей между политическими, финансовыми, дипломатическими и военными деятелями Франции и африканских стран, территории которых до начала 1960-х годов входили в состав Французской империи. Это сети военно-политического и экономического влияния, совокупность лоббистских групп и коррупционных схем, механизм, призванный реализовывать французскую стратегию на Черном континенте. Карательные экспедиции, политические убийства, организация путчей, разжигание трайбалистских конфликтов являлись повседневной практикой «Франсафрик». У колыбели этого военно-политического феномена стояла такая незыблемая фигура, как первый Президент Пятой Республики генерал Шарль де Голль.

За последнее время военно-политическая активность сетей «Франсафрик» вследствие внутренних социально-политических сдвигов становилась все менее популярной в самой Франции и вызывала нарастающее недовольство в африканских государствах, требовавших «большего радушия» со стороны своего куратора. Поэтому еще в 2007 году во время своей электоральной кампании Николя Саркози обещал пересмотреть африканскую политику и выразил уверенность в том, что Франция больше не будет играть на континенте роль жандарма. Однако вместо этого он занялся бомбардировками Ливии. Его преемник Франсуа Олланд также появился в Елисейском дворце с идеями невмешательства в африканские дела. В 2012 году он заявил, что впредь Париж будет дискутировать с африканскими государствами на равных, а практика неоколониализма уйдет в прошлое. Но угроза утраты влияния в Тропической Африке заставила его радикально изменить свои намерения.

Следуя традиции отрекаться от политики «Франсафрик», Макрон также говорил о том, как важно покончить с некоторыми франко-африканскими тайными договоренностями и сетями влияния, которые продолжают фигурировать во французской политической системе. Комментируя электоральные обещания Макрона, директор Французского агентства развития Жан-Мишель Северино заявил, что есть достижения предыдущего правительства, которые новый президент сохранит, такие, как, например, отказ от теневой политики «Франсафрик»1.

«Сильная военная рука»

Политическая риторика подобного рода должна была создать иллюзию, что такой отказ - это свершившийся факт, а присутствие французских войск в Африке совершенно оправданно. Так, Макрон, отвечая на вопрос о том, как он оценивает политику предшественника, заявил: «Олланд взял на себя ответственность, вмешавшись в ситуацию в Мали в 2013 году и направив туда французских солдат по просьбе малийского Президента Дионкунды Траоре. Целью операции было предотвращение попадания Мали под гнет исламских террористов. Операция «Сервал» [интервенция французских войск в Мали в январе 2013 г.] прошла успешно; она сделала честь Франции»2. Примечательно, что незадолго до этого вторжения французские спецслужбы помогли местной оппозиции сместить законно избранного Президента Амаду Туре, не проявлявшего особого почтения к Парижу и пообещавшего допустить к залежам урановой руды китайцев. Именно секретные службы Пятой республики и привели к власти Д.Траоре.

Дело в том, что франкоязычная Африка как источник уранового сырья для французской энергетики имеет для страны краеугольное значение. На сегодняшний день доля энергии, вырабатываемой на АЭС, занимает в энергобалансе Франции свыше 75% (в мире - порядка 15%)3. Ну и, конечно, статус ядерной державы для Франции является делом национального престижа, а с выходом из ЕС Великобритании Пятая республика становится единственной ядерной державой в Европейском союзе.

По мере истощения собственных запасов урановой руды добыча этого сырья французскими фирмами осуществляется главным образом в странах Тропической и Центральной Африки. Нигер в настоящее время является главным поставщиком уранового концентрата для Франции. Богатые залежи урановой руды есть также в одной из самых бедных стран мира Мали - суннитской стране, где радикальные исламистские идеи имеют благодатную почву для распространения. При этом вплоть до последнего времени установленные французами закупочные цены были в три-четыре раза ниже цен на мировом рынке. И, очевидно, эту свою «привилегию» Франция готова отстаивать любыми средствами - вплоть до силы оружия, что, собственно, предопределяло и определяет ее политику на южном направлении.

Перспектива «потери» африканского рынка или, по крайней мере, привилегированных цен на урановое сырье весьма актуальна. И дело даже не в том, что с началом «китайского натиска» на Черном континенте урановые копи могут перейти под контроль КНР. Распространяющиеся с севера по периметру Сахеля движения исламских радикалов, включая ячейки «Аль-Каиды» и ИГИЛ, могут в случае их успеха в корне переформатировать политическую ситуацию в регионе. (Как это уже произошло в Ираке и Сирии.) В Париже если не опасаются, то, во всяком случае, весьма настороженно относятся и к распространению там китайского и российского влияния.

Борьба с джихадистами требует все новых и новых усилий от Парижа. В пустынной и полупустынной местности границы весьма условны. И понятно, что если действовать на территории одной страны, то экстремистские группировки легко уйдут на территорию сопредельного государства. В силу этого операцию «Сервал» пришлось в июле 2014 года трансформировать в более масштабную операцию «Бархан» с охватом территорий соседних стран - Мавритании, Буркина-Фасо, Нигера и Чада.

О важности африканского вектора во внешней политике Франции свидетельствовал тот факт, что, едва вступив в должность 14 мая 2017 года, 19 мая Макрон отправился в Мали, где противодействие мусульманским террористам оказалось не слишком результативным. Вместе с Президентом страны Д.Траоре они вылетели в местечко Гао на встречу с командованием французского экспедиционного корпуса. Доклад военных показал, что французские войска в Сахеле4 оказались в непростой ситуации прежде всего из-за недостаточного финансирования операции «Бархан». За четыре года, прошедшие с момента ввода войск в Мали, ситуация в области безопасности в регионе только ухудшилась. На встрече Макрон заявил о намерении и дальше обеспечивать французское военное присутствие в Африке, равно как и отстаивать интересы Франции на Черном континенте силой оружия. Вместе с тем президент выразил надежду на то, что ему удастся мобилизовать европейских партнеров и африканских союзников на борьбу с джихадистами. «Все говорит о том, что [французская] дипломатия будет иметь сильную военную руку», - резюмировал итоги встречи Ж.-М.Северино.

Встречаясь со своими партнерами по ЕС, молодой Президент Франции неустанно повторял, что французские солдаты в Сахеле защищают интересы всей Европы, говорил об опасности попадания ядерных материалов в руки террористов. Следовательно, Евросоюз и США должны внести свою лепту в дело борьбы с этим злом. Европейские партнеры довольно сдержанно относятся к этой инициативе Парижа, поскольку в ней просматриваются прежде всего его собственные интересы. Тем не менее в июне 2017 года Евросоюз решил выделить 50 млн. евро на поддержку военных операций в Сахеле, но, по мнению аналитиков, поддержание боеспособности франко-африканской группировки требовало, по крайней мере, в восемь раз большей суммы.

С таким багажом Макрон вновь отправился в столицу Мали, где в июле 2017 года состоялся саммит G5 Sahel (G5S) в составе Нигера, Мали, Чада, Буркина-Фасо и Мавритании - организации, созданной по инициативе Парижа в 2015 году в надежде на то, что африканские государства-партнеры обретут способность самостоятельно обеспечивать собственную безопасность. Накануне саммита французская «Ле Монд» анонсировала позицию президента: «Чем быстрее эта сила встанет на ноги, тем быстрее Елисейский дворец сможет уменьшить формат операции «Бархан», которая обходится не менее чем в 600 млн. евро в год»5.

К началу саммита G5S в организации случился структурный кризис: Президент Чада Идрис Деби пригрозил выйти из проекта в случае, если «Бархан» не получит дополнительного финансирования со стороны Парижа. Выход из состава «пятерки» хотя бы одного члена явно поставил бы под угрозу как само существование этого военно-политического альянса, так и эффективность противодействия исламским экстремистам. Очевидно, что государства Тропической Африки вследствие их бедности не могут сами финансировать военные операции такого масштаба.

Макрону не без труда удалось предотвратить распад «сахельской пятерки». Решающим аргументом стало то, что на финансирование G5S помимо европейского вклада в 2017-2022 годах французское правительство обязалось выделить дополнительно 42 млн. евро.

Faire bonne mine à mauvais jeu6: первое африканское сафари Макрона

В конце ноября 2017 года Макрон отправился в первое африканское турне. Перед отъездом он объявил, что хочет забыть о колониальном прошлом африканских стран и начать отношения с ними с чистого листа. Французские массмедиа писали, что в Елисейском дворце осознают все трудности предстоящего визита «на фоне спада влияния Франции и ее не везде положительного образа».

Нетрудно понять, почему Э.Макрон прежде всего направился в Буркина-Фасо. Именно эта страна оказалась самым слабым звеном в цепи клиентелистских государств, обеспечивающих интересы Пятой республики на Черном континенте. В начале ноября 2014 года в этой стране в результате народного восстания был свергнут Президент Блез Компаоре. Этот одиозный политик в октябре 1987 года при поддержке французских спецслужб отстранил от власти и санкционировал убийство незаурядного государственного деятеля, президента-реформатора Томаса Санкары. За это он был обласкан Елисейским дворцом и в апреле 2001 года назван «ближайшим другом Франции» в Западной Африке7.

Страна честных людей - Буркина-Фасо8 (такое название своей стране дал Т.Санкара) встретила Макрона неласково. Накануне его прибытия в Уагадугу мотоциклисты с закрытыми лицами бросили гранату в автомобиль с французскими солдатами. Визит Президента Франции в столицу Буркина-Фасо сопровождался акциями протеста: митингующие требовали вывести с территории своей страны французские войска и забросали машину Э.Макрона камнями9. Участники митинга скандировали: «Долой империализм» - и развернули плакаты с надписью: «Французские войска - из Буркина-Фасо, из Африки», «Нет французским базам в Буркина-Фасо и Африке»10.

Несмотря на такой прием, Макрон отважился выступить не в консервативном правительственном учреждении, а в актовом зале столичного университета. Сначала он постарался уверить молодежь, что принадлежит к новому поколению французских политиков, «которые приезжают в Африку не за тем, чтобы указывать, что ей делать»11.

Однако, столкнувшись с негативным восприятием его сентенций, Макрон начал терять чувство дипломатического такта. Когда ему был задан вопрос о возможности оказания помощи в решении проблемы с электроснабжением, он грубо отреагировал: «Вы говорите со мной, будто я - президент колониальной державы, но я не хочу заниматься проблемами электричества в университетах Буркина-Фасо, это работа вашего президента!» И когда Президент Рок Каборе встал и направился к выходу из зала, Макрон бросил ему вслед: «Он ушел чинить кондиционер». На вопрос о том, почему так мало студентов из Африки учится во Франции и так много французских солдат находится в странах Черного континента, Макрон лицемерно заявил, что французские военные умирают за африканцев. Французский публицист Томас Дитрих так прокомментировал эти высказывания главы французского государства: «Макрон вел себя в Уагадугу, как мелкий колониальный чиновник, упившийся абсента»12.

В итоге не только буркинийские, но и французские эксперты были категоричны в оценке встречи Макрона со студентами. Лидер движения «Вставай, Франция» Николя Дюпон-Эньян назвал поведение Президента Франции «высокомерным и презрительным», а его риторику - находящейся «на грани расизма»13. Депутат Европарламента Николя Бэй заявил, что Макрон «оскорбил главу африканской страны», а его коллега, один из лидеров этой партии Флориан Филиппо, добавил, что его поведение не достойно главы государства и признался: «Нам было стыдно!»14

Вслед за Буркина-Фасо Президент Франции посетил Кот-д’Ивуар, где он принял участие в Пятом саммите Европейского и Африканского союзов - форуме, задуманном в 2000 году и проходившем тогда под вывеской «Встреча с Африкой». В отличие от Буркина-Фасо Кот-д’Ивуар всегда был форпостом Франции на африканском континенте. Однако и здесь Макрона ожидала неприятность: в аэропорту его не встретил Президент Кот-д’Ивуара Алассан Уаттара, а встретил лишь в резиденции, что было немедленно отмечено журналистами.

В ходе работы саммита (29-30 ноября 2017 г.) Макрон выступил с идеей выдвижения «африкано-европейской инициативы» для борьбы с экстремистскими группами на континенте, пытаясь убедить участников в необходимости совместного финансирования антитеррористических мероприятий, и предложил организовать совместную военную операцию против джихадистов, «торгующих людьми в Ливии». Другой его идеей стало смещение акцентов в миграционной политике стран Евросоюза - вкладывать деньги не в адаптацию африканских беженцев в странах Евросоюза, а в создание «санитарных» кордонов на севере Черного континента. Эти вопросы стали центральными и в ходе его встречи с королем Марокко Мохаммедом VI.

Турне Макрона завершилось в Гане, где в сравнении с Уагадугу он ничего нового не озвучил. Однако главным итогом этого визита стали не инициативы молодого французского президента, а слова старшего по возрасту более опытного и мудрого человека - Президента Ганы Нана Акуфо-Аддо: «Мы не можем основывать политику в наших странах на поддержке, которую хотел бы оказать нам западный мир, Франция или ЕС. Франция должна делать то, что она захочет сделать для своей пользы, но только если это совпадает с нашими интересами»15. Ганские массмедиа отметили, что «выступление Акуфо-Аддо настолько смутило Макрона, что тот буквально не знал, в какой угол комнаты ему смотреть»16.

Итоги этого турне Макрона вряд ли можно оценивать как успех французской дипломатии. Покровительственный, а порой и высокомерный тон амбициозного, но еще малоопытного французского президента плохо воспринимался африканской аудиторией. Как отметили местные массмедиа, визит Макрона показал, что африканская молодежь относится все более враждебно к африканской политике Елисейского дворца и военному присутствию Франции на континенте. Надо отдать должное Макрону - он сделал из этого определенные выводы.

Попытка перехода к политике «мягкой силы»?

В частности, Макрон перестал болезненно реагировать на происходящие в африканских странах события. Так, в январе 2018 года он если не позитивно, то весьма сдержанно отнесся к появлению российских военных в Центральноафриканской Республике. Франции не удавалось своими силами остановить кровопролитную войну между христианами и мусульманами, начавшуюся в 2004 году в этой стране. С конца 2013 года Париж начал осуществлять военную операцию по принуждению конфликтующих сторон к миру; миротворческая операция получила название «Сангарис». В 2016 году эта военная акция стала захлебываться по причине нехватки денежных средств (параллельную операцию «Бархан» решено было продолжать). Правительство Олланда так и не нашло дополнительных ресурсов, вследствие чего «Сангарис» свернули, и в октябре того же года французская ударная оперативная группировка была выведена из ЦАР.

Макрону идея умиротворить «свою» мятежную вотчину российскими штыками показалась вполне привлекательной: Франция проголосовала за решение Совбеза ООН, позволившего России поставить в ЦАР стрелковое оружие и направить в эту страну военных инструкторов. Когда в стране появились российские военные специалисты и бойцы частной военной компании, в Елисейском дворце поначалу решили, что это и к лучшему, тогда как многие журналисты отреагировали по-иному.

Акцентируя внимание на том, что «влияние Парижа в ЦАР ослабло до тоненького ручейка»17, они задавались вопросом: «Почему в этой объятой хаосом стране, прежде находившейся в зоне влияния Франции, теперь столь очевидно военное присутствие России?»18. И тем не менее Макрон в такой ситуации предпочел не надувать щеки, а сместить акцент в отношениях со странами Черного континента на политику «мягкой силы».

В подобной тональности прошли его последующие визиты в Тунис и Сенегал. Заметно изменился и стиль его общения с африканскими коллегами, обретая конструктивистский характер. В начале 2018 года Макрон побывал в Тунисе, где он принял участие в работе франко-тунисского экономического форума. Это был его первый визит в арабскую страну в качестве главы государства.

Накануне поездки Макрон заявил, что Франция будет направлять основные инвестиции в новые источники энергии и другие перспективные отрасли, поддерживать развитие местных средних и малых предприятий Туниса; он призвал французские деловые круги вернуться на рынок этой страны19. Цель форума, по замыслу организаторов, - повысить доверие французских предпринимателей к Тунису, который после «арабской весны» застрял в тяжелой экономической рецессии. Речь шла о путях восстановления экономики Туниса, при этом французская делегация старалась уходить от обещаний финансирования конкретных проектов. Тем не менее форум завершился подписанием ряда соглашений в области борьбы с терроризмом, в финансовой сфере, молодежной политике, в деле содействия реформам.

2 февраля 2018 года в Дакаре Макрон и его сенегальский коллега Макки Салл стали сопредседателями международной конференции «Глобальное партнерство в сфере образования». Здесь Президент Франции объявил о своем намерении внести в фонд развития образования в развивающихся странах 200 млн. евро, что должно было стать крупнейшим гуманитарным проектом Франции за последние десятилетия.

На следующий день в городе Сен-Луи Макрон объявил о предоставлении Францией 15 млн. евро на борьбу с эрозией почв, угрожающей этому сенегальскому городу. Наблюдатели отметили изменение стиля работы французского президента: он всячески стремился демонстрировать дружелюбие, не пытался кого-либо поучать и тем более навязывать своим африканским партнерам собственное видение государственных интересов. Именно поэтому граждане Туниса и Сенегала встречали французского гостя очень приветливо.

Но в январе 2019 года в Габоне случилось событие, которое пошатнуло репутацию Макрона как апологета «мягкой силы». Десять человек в форме республиканской гвардии во главе с лейтенантом Ондо Келли предприняли попытку военного переворота. Они захватили столичный телевизионный центр и выступили с обращением к гражданам страны. Лидер мятежников заявил о конце правления Президента Али Бонго и предложил армии «в интересах нации» взять ситуацию в стране под свой контроль, а также призвал граждан страны не остаться равнодушными к попытке восстановления демократии и прийти к ним на помощь.

Однако восставшие не нашли поддержки ни в армии, ни у жителей Либревиля. Тогда по тревоге были подняты находившиеся в Габоне на постоянной основе французские десантники. Свидетель тех событий профессор Южноафриканского института открытой политики Мартин Рупия отметил, что именно они, а не местная армия сыграли решающую роль в подавлении мятежа. «Отважные молодые солдаты были уничтожены резидентскими французскими и марокканскими экспедиционными силами» - написал он20.

Макрон также предпринял попытки расширить сферу своей деятельности в Африке за счет развития отношений не только с франкофонными странами. Так, в январе 2019 года Президент Франции отправился в Египет, несмотря на то, что экономическое положение в его собственной стране ухудшилось. Переговоры с египетским коллегой Абдель Фаттахом ас-Сиси, начавшиеся с обсуждения проблем борьбы с терроризмом и оценкой двусторонних отношений, завершились на позитивной ноте: было подписано около 30 соглашений в сфере экономики, образования, здравоохранения и культуры. Министр экономики Франции Брюно Ле Мэр объявил о многомиллионных инвестициях в развитие экономической зоны Суэцкого канала.

Визит Макрона в Египет можно было бы считать успешным, если бы в ходе этого визита в который раз не возникла проблема с нарушением прав человека в АРЕ. Ас-Сиси постоянно подвергается острой критике со стороны правозащитных организаций, а Макрон постоянно сталкивается с данной проблемой на пресс-конференциях, посвященных взаимоотношениям с Египтом. Правозащитники призвали Макрона «выступить с докладом о катастрофической ситуации с правами человека в этой стране» и предложили ему приостановить продажу авторитарному режиму ас-Сиси французского оружия, которое может быть использовано для совершения или содействия серьезным нарушениям международного права. После встречи с правозащитниками Макрон попытался убедить своего египетского коллегу в том, что стабильность и прочный мир неразрывно связаны с соблюдением прав человека. «Мы не Европа, мы не США, у нашего региона есть своя специфика», - возразил ему египетский президент, заверив, что французское вооружение, французские самолеты нужны ему не для подавления народных выступлений.

Второе африканское турне Макрона

Весной 2019 года Президент Франции совершил четырехдневное турне по странам Африканского Рога. 11 марта он прибыл в Джибути, которое до получения независимости в 1977 году называлось Французская территория афаров и исса. В последние годы отношения между странами складывались не просто. В 2015 году Президент Джибути Исмаил Омар Гелле с обидой сказал: «Все складывается так, как будто Франция больше не считается с нами»21. И это на фоне быстро растущего влияния Китая в регионе и строительства военно-морской базы КНР в Дорале. Да и сам Гелле в 2017 году на встрече с Председателем КНР Си Цзиньпином  позиционировал себя как «великого друга Китая»22.

Военное и экономическое присутствие КНР в Восточной Африке стало главным сюжетом на переговорах Макрона и Гелле. В ходе переговоров Макрон назвал Китай угрозой суверенитету африканских стран, имея в виду ту огромную задолженность, которая образовалась у Джибути перед КНР. Президент Франции говорил о необходимости реанимировать отношения между странами, о предоставлении Джибути неких экономических преференций. Однако по итогам переговоров информации о новых соглашениях озвучено не было. Вот почему французские эксперты и журналисты оценили этот визит с известной долей иронии, а «Ле Монд» подытожила ситуацию высказыванием видного джибутийского дипломата, который сказал: «У французов нет денег, с коммерческой точки зрения они не имеют большого значения для нас… Макрон прибежал к нам от «желтых жилетов»23.

Визит в Эфиопию оказался более результативным. С премьер-министром этой страны Абий Ахмедом Макрон подписал рамочное соглашение о военном сотрудничестве, которое нацеливалось большей частью на поддержку эфиопского военно-морского флота. Кроме того, в документ были включены пункты о сотрудничестве в области военной авиации, проведении совместных войсковых операций и учений, а также о предоставлении Эфиопии вооружений для сухопутных войск.

На переговорах с Президентом Эфиопии Сахле-Ворк Зевде французский лидер пообещал выделить 85 млн. евро в виде кредитов для поддержки эфиопской экономики. Однако, оценивая результат встречи двух президентов, журналисты высказали определенный скептицизм относительно того, что Франции на этом направлении удастся в какой-то мере потеснить не то что Китай и США, но даже такие страны, как Саудовская Аравия и ОАЭ.

Турне завершилось в Кении, где Макрону был оказан весьма теплый прием, а с ее Президентом - Ухуру Кениата Президент Франции подписал пакет соглашений о развитии частно-государственного партнерства на сумму более 3 млрд. долларов. Как обычно, Президент Франции не преминул напомнить о проблемах безопасности и борьбы с терроризмом. В Кении он сделал примечательное заявление: «У нас нет прошлого и, следовательно, никаких обязательств в этом регионе [Восточной Африке], в этой стране, и естественно, что Франция будет рассматриваться здесь как партнер, возможно, в большей степени, чем где-либо еще в Африке»24.

Это чрезвычайно важное признание, хотя в нем и присутствует известное лукавство. Речь идет не о каких-то «обязательствах» Франции, а о той крайне жестокой и меркантильной политике, которую реализовывала Пятая республика в своих бывших колониях после распада Французской империи. Историческая память народов, несколько столетий находившихся в колониальной зависимости от Франции, а затем подвергавшихся жесткой экономической и политической дискриминации со стороны этой «великой державы», представляет собой серьезное препятствие на пути выстраивания партнерских отношений бывшей метрополии с франкоговорящими африканскими странами.

Попытка расширить политическое и экономическое влияние Пятой республики на англоговорящие африканские страны станет, вероятно, наиболее яркой отличительной чертой африканской политики 25-го Президента Франции.

Revenons à nos moutons!25 Вновь аргумент силы?

В 2019 году по ряду африканских стран прокатилась волна протестов против присутствия там французских военных, особенно массовыми эти протесты были в Мали, Буркина-Фасо и Нигере. Их участники требовали у своих лидеров защитить национальный суверенитет, убрать иностранные войска с территории своих государств и диверсифицировать экономику.

В этих условиях 13 января 2020 года во французском городе По открылся очередной саммит G5 Sahel с участием президентов Нигера - Махамада Иссуфу, Чада - Идрисса Деби, Буркина-Фасо - Кристиана Каборе, Мали - Ибрагима Бубакара Кейта и Мавритании - Мухамеда ульд аш-Шейха аль-Газуани. А буквально накануне глава Пентагона Марк Эспер дал указание Африканскому командованию ВС США (АФРИКОМ) минимизировать свое военное присутствие в Африке, в частности, ликвидировать военную базу в Нигере и прекратить поддержку Франции в борьбе с исламистами в Мали, Нигере и Буркина-Фасо.

Макрон на открытии саммита назвал вывод американских военных из Африки «плохой новостью». Уже в ходе первого заседания участники саммита согласились с тем, что, несмотря на все их усилия, террористическая активность в Сахеле нарастает, а Президент Франции упрекнул своих африканских коллег в том, что они вкладывают недостаточные усилия в противодействие распространению этого зла. В какой-то момент Макрон вообще пригрозил африканским лидерам выйти из операции «Бархан» и тем самым оставить их с глазу на глаз с вооруженными террористами, что подействовало.

В итоге участники саммита объявили о создании «Коалиции для Сахеля», предложили другим странам также участвовать в разгроме террористов и призвали лидеров европейских стран к военной и финансовой поддержке «сахельской пятерки». Макрон также пообещал отправить в зону Сахеля дополнительно 220 военнослужащих. Предполагалось, что подразделения «европейского спецназа» под названием «Такуба» будут использованы для передачи своих специфических знаний малийским солдатам. Также было обещано оснастить их дронами26.

В ходе форума всем было понятно желание Э.Макрона «таскать каштаны из огня» руками своих друзей по НАТО и африканских союзников из G5S. Все также понимали, что французы стремятся решать собственные проблемы за их счет, прежде всего касающиеся разработки залежей урана. А что же союзники Франции? США внешне устраивает, что роль жандарма в Тропической Африке взяла на себя Франция. Что же касается Германии, то ее военное присутствие в Сахеле мотивировано только желанием организовать кордон, препятствующий неконтролируемой миграции в Западную Европу. Хотя в конце ноября 2019 года стало известно, что бундесвер намерен увеличить военное присутствие в Мали на 500 человек в составе сил ООН. В основном в качестве инструкторов, призванных обучать бойцов местных специальных подразделений.

Африканские же государства G5S, граждане которых в большинстве исповедуют ислам, не слишком охотно участвуют в боях с единоверцами: население стран - участниц альянса симпатизирует скорее исламистам, чем французским «миротворцам», а властные элиты нередко стремятся извлечь из участия в операции «Бархан» лишь материальную и политическую выгоду.

Вместо заключения

Франция, несомненно, остается одной из ведущих мировых экономик. Но она является одной из тех стран, которые давно и постепенно утрачивают свои позиции как в мировой экономике, так и в политике. С 1980 по 2020 год доля Пятой республики в мировом ВВП падала с 4,5% до нынешних немногим более 2%. Франция - страна с растущим населением (почти на 2 млн. человек в год), но не за счет естественного прироста, а в основном за счет миграции из ее бывших колоний. А это не позволяет увеличивать благосостояние собственных граждан. Ее авторитет в таком динамичном регионе, как Ближний Восток, упал почти «до плинтуса». Сейчас Франция использует военную силу лишь с согласия или в случае параллельного участия Соединенных Штатов. Отсутствие у Макрона свежих прорывных идей относительно внутренней политики обрекает его внешнюю, в частности, африканскую политику на неудачи. В результате Францию теснят на африканском поле более активные и более напористые игроки.

Наследство французскому президенту досталось непростое, и он от него отказаться пусть и хотел бы, но не сможет. Для Макрона на африканской шахматной доске сложилась патовая ситуация. Чем выше затраты на военные операции, тем дороже африканский уран для французских АЭС и тем меньше смысла в проведении этой дорогостоящей военной кампании. Чем больше французских солдат в странах Африки, тем хуже имидж Франции в глазах африканцев. В условиях экономического кризиса, спровоцированного пандемией коронавируса, надежды Парижа на эффективную помощь Евросоюза становятся все более иллюзорными. Собственные ресурсы Пятой республики вряд ли позволят ей долго продолжать операцию «Бархан», поддерживать эфемерное единство стран «сахельской пятерки» и сохранять боеспособность их вооруженных сил.

А впереди безвременье. 17 марта этого года министр экономики Бруно Ле Мэр на канале «RTL» объявил, что правительство в 2020 году предполагает сокращение ВВП на 1%. Пандемия, по словам министра, является катастрофой для всех стран на планете, и, конечно, для Франции. «В 2020 году нас ожидает явное ухудшение ситуации», - сказал министр. - Шок будет сильным», - заключил он. С того момента ситуация в лучшую сторону не изменилась. Она обязательно скажется и на африканской политике Парижа.

 

 

1Châtelot Ch., Bensimon C. Les premiers pas du président Macron en Afrique // URL: http://www.lemonde.fr/afrique/article/2017/05/19/les-premiers-pas-du-president-macron-en-afrique_5130291_3212.html

2Caramel L. Emmanuel Macron, son programme Afrique: «Je veux mobiliser plus de financements pour les PME locales» // URL: http://www.lemonde.fr/afrique/article/2017/04/12/emmanuel-macron-son-programme-afrique-je-veux-mobiliser-plus-de-financements-pour-les-pme-locales_5110340_3212.html#bq078oSHEyXTdRBc.99

3Здесь и ниже см.: Nuclear Power in France // http://www.world-nuclear.org/info/Country-Profiles/Countries-A-F/France/

4Сахель - природная область в Африке, переходная зона от пустынь Сахары на севере к плодородным саваннам экваториальных областей.

5Hofnung Т. Macron et le Sahel, c’est par où la sortie? // URL: https://www.lemonde.fr/afrique/article/2017/06/30/macron-et-le-sahel-c-est-par-ou-la-sortie_5153480_3212.html

6Делать хорошую мину при плохой игре.

7См. подробно: Филиппов В.Р. Блез Компаоре: изгнание с Олимпа // Конфликтология / nota bene. 2015. №2. С. 111-132.

8Перевод Буркина-Фасо с языка мооре.

9Калегина М. Автобус делегации Макрона закидали камнями в столице Буркина-Фасо // URL: https://life.ru/1064918

10Macron publicly ‘humiliates’ Burkina Faso president as French leader’s Africa trip goes wrong // URL: https://on.rt.com/8tb9

11Цит. по: Габриeлян Е. Макрон отправился покорять Африку // URL: http://ru.rfi.fr/frantsiya/20171129-makron-otpravilsya-pokoryat-afriku

12Бовдунов А. «В неоколониальном стиле»: готова ли Франция к перезагрузке отношений с бывшими владениями в Африке // URL: https://russian.rt.com/world/article/455657-makron-afrika--vizit-vystuplenie-es

13Zapolitique: «Un chef d’État ne peut pas se comporter comme ça» // URL: http://www.lepoint.fr/zapping-du-point/zapolitique-un-chef-d-etat-ne-peut-pas-se-comporter-comme-ca-29-11-2017-2176071_2470.php

14Цит. по: Boni М. Macron accusé d’avoir commis une bourde diplomatique au Burkina Faso // Le Figaro. 2017. 29 novembre.

15Bensimon C. Au Ghana, Macron réitère son message aux jeunes Africains pour qu’ils restent et réussissent en Afrique // Le monde. 30 november.

16Macron au Ghana: le discours mémorable du président ghanéen sur l’autonomie africaine viral sur les réseaux sociaux // Fr.africanews // URL: http://fr.africanews.com/2017/12/06/macron-au-ghana-le-discours-memorable-du-president-ghaneen-sur-l-autonomie/

17Dietrich Т. En Centrafrique, un parfum de guerre froide // URL: https://www.lopinion.fr/edition/international/en-centrafrique-parfum-guerre-froide-156731

18Bouessel Ch., Sari E. Pourquoi Vladimir Poutine avance ses pions en Centrafrique // URL: https://www.nouvelobs.com/monde/20180504.OBS6191/pourquoi-vladimir-poutine-avance-ses-pions-en-centrafrique.html

19Э.Макрон: Франция продолжит поддерживать развитие Тунисаэ. 1 февраля 2018 г. // http://russian.news.cn/2018-02/01/c_136942341.htm

20Rupiya M.R. Three reasons why the Gabon coup failed // URL: https://mg.co.za/article/2019-01-09-three-reasons-why-the-gabon-coup-failed

21Emmanuel Macron à Djibouti pour réaffirmer le soutien de Paris // URL: https://www.lemonde.fr/afrique/article/2019/03/11/emmanuel-macron-a-djibouti-pour-reaffirmer-le-soutien-de-paris_5434370_3212.html?contributions

22Emmanuel Macron lands in Kenya for historic State visit // URL: https://www.nation.co.ke/news/Macron-arrives-in-Kenya/1056-5023526-p4526wz/index.html

23Semo M. Emmanuel Macron en visite à Djibouti, où l’influence de la France recule face à la Chine // URL: https://www.lemonde.fr/afrique/article/2019/03/12/emmanuel-macron-en-visite-a-djibouti-ou-l-influence-de-la-france-recule-face-a-la-chine_5434898_3212.html

24Semo M. Pour Macron, la France est un «possible contrepoids» à la Chine en Afrique de l’Est // URL: https://www.lemonde.fr/politique/article/2019/03/12/emmanuel-macron-veut-une-place-en-afrique-de-l-est-a-cote-des-chinois_5434673_823448.html

25Вернемся к теме!

26Discours de Florence Parly aux militaires de l’opération Barkhane à Gao. Le 5 novembre 2019 // URL: https://www.defense.gouv.fr/salle-de-presse/discours/discours-de-florence-parly/discours-de-florence-parly-aux-militaires-de-l-operation-barkhane-a-gao-le-5-novembre-2019