В условиях растущей экономической и политической напряженности в мире роль международного сообщества стран БРИКС возрастает. Его деятельность может содействовать установлению нового миропорядка, основанного на принципах равноправия, невмешательства во внутренние дела других государств, уважения суверенитета и добровольности в принятии решений. Именно такой подход должен способствовать полноценному развитию экономического потенциала пятерки стран, несмотря на существующие между ними различия в политической, социально-экономической и историко-культурной сферах.
Укрепление позиций стран БРИКС на международной арене, а также углубление сотрудничества как между самими странами БРИКС, так и с региональными и глобальными партнерами открывают новые возможности во многих сферах общественной жизни, в том числе научной и информационно-коммуникационной. Об этом свидетельствуют, в частности, учреждение в России Национального комитета по исследованию БРИКС (2011 г.) и Международной научно-образовательной программы «Школа БРИКС».
Важным событием стало создание по инициативе глав государств международной медиасети TV BRICS, которая должна помочь формированию единого информационного пространства стран БРИКС и ознакомлению широкой аудитории с традициями и историей, культурой и спортом, особенностями современной жизни этих стран.
Что касается собственно средств массовой информации, то исследования в основном посвящены их истории и современному состоянию на примере отдельных стран БРИКС. Однако опыт деятельности БРИКС показывает, что расширение информационного пространства нуждается не только в новейшем технологическом оснащении, но и тщательном и глубоком знании медийного своеобразия стран, их медийной значимости как в национальном, так и глобальном измерениях. Поэтому весьма актуальным является выход в свет монографии «Медиасистемы стран БРИКС: исторический генезис, особенности функционирования»*, (*Медиасистемы стран БРИКС: исторический генезис, особенности функционирования: монография / под ред. Е.Л.Вартановой . М.: Аспект Пресс, 2018. 192 с. ) подготовленной на факультете журналистики МГУ коллективом авторов (Н.Ткачева, Г.Филаткина, Т.Эль-Бакри) под редакцией и при участии профессора Е.Вартановой.
Целостное научное рассмотрение медиасистем стран БРИКС, представленное в монографии, имеет ряд несомненных достоинств. Одним из них является анализ различных подходов в изучении медиа, теорий и концепций, в которых затрагиваются вопросы их трансформации и влияния в современном мире. Особое внимание сосредоточено на понятии «медиасистема», которое выбрано в качестве «единицы анализа».
Справедливо отмечается, что, несмотря на новые подходы в осмыслении роли медиасистем, российские ученые продолжают принимать во внимание роль и воздействие на медиасистему общества, «значение национального контекста и исторических традиций, социокультурные особенности нации как ключевые факторы, оказывающие влияние на средства массовой информации и журналистику» (с. 17). Вполне обоснован тезис о том, что изучение медиасистем стран БРИКС открывает дополнительные возможности в процессе осмысления истории и особенностей современного развития этих стран, определения их положения в мировом медийном пространстве.
Анализ теоретических вопросов в первой главе монографии несомненно способствует более глубокому пониманию тех проблем, которые связаны с развитием национальных медиасистем Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. В главах, посвященных медиасистемам этих стран, нашли отражение как исторический генезис СМИ, так и особенности их функционирования как системы.
Так, бразильские медиа стоят перед политическими и экономическими вызовами, что «оказывает непосредственное влияние на состояние и развитие бразильской медиаиндустрии» (с. 22). В монографии подчеркивается, что бразильский медиарынок является самым крупным в Южной Америке и отличается высокой степенью концентрации, а СМИ играют важную роль в жизни общества.
Крупнейшая медиакорпорация «Grupo Globo» представлена во всех сегментах медиасистемы, в том числе в производстве и экспорте теленовелл. Неслучайно телевидение остается самым популярным СМИ в Бразилии, а радио принято называть «народной почтой», охватывающей 90% населения. Печать уступает им, но стремится адаптироваться к интернет-технологиям, поскольку бразильцы остаются одними из самых активных пользователей в мире, что приведет к трансформации медиасистемы.
Российские медиа, как отмечается в работе, переходят от социально-политической к цифровой трансформации. Это подтверждается чрезвычайно обстоятельным анализом процессов, которые происходили после распада СССР и привели к масштабным структурным экономическим и профессиональным изменениям в российских СМИ.
Проведен всесторонний анализ отдельных сегментов медиасистемы, в том числе достаточно успешных вещательных СМИ, борющейся за выживание печати, а также цифровых медиа в инновационном пространстве. Делается вывод о том, что имеются признаки «нового этапа трансформации российской медиасистемы» (с. 82).
В главе, посвященной индийским медиа, которые кружат «на орбитах мультикультурализма и либерализации» (с. 86), рассматривается концепция свободной прессы как основы их деятельности, а затем определяются социокультурные факторы и как следствие – взрывной рост медиа. Несомненный интерес представляют разделы об индийском сегменте киноиндустрии и основных сегментах медиарынка, позволяющие выделить основные направления их развития.
Китайскому пути в пространстве глобальных медиа посвящена глава, в которой последовательно рассматриваются этапы формирования этой своеобразной медиасистемы, уделено внимание киноиндустрии как части «мягкой силы», а затем основательно проанализированы старейшие рынки СМИ (печать и радио) и основные современные медиарынки (Интернет и телевидение). В заключение справедливо утверждается, что «высокие темпы развития Интернета в Китае создают благоприятные условия для формирования в ближайшей перспективе развитого видеорынка страны в онлайн-пространстве» (с. 142).
Развитие медиа ЮАР, идущее на фоне социально-политических изменений, представлено в монографии с разных точек зрения: выявления особенностей пути к демократии, открытия новых горизонтов южноафриканского медиаландшафта и определения перспектив развития медиаиндустрии.
Теоретическая база исследования, последовательное рассмотрение медиасистем стран БРИКС, а также информационно насыщенные материалы приложений позволили сделать ряд содержательных выводов. Во-первых, о национальных особенностях медиасистем стран БРИКС с учетом широкого спектра факторов влияния, в том числе исторических, социально-политических и социокультурных. Во-вторых, о медиапроцессах, которые в большей или меньшей мере отмечены во всех странах БРИКС и связаны в основном с сохраняющимся влиянием телевидения, динамичным развитием медиатехнологий, аудиовизуальных и онлайновых СМИ. И в-третьих, о классификации процессов, которые характерны для глобальной динамики медиасреды, однако в странах БРИКС могут вызывать другую реакцию, чем в странах Западной Европы и Северной Америки.
В целом следует отметить научную основательность и актуальность монографии, которая, с одной стороны, закрывает пробел в медийных исследованиях, а с другой - может служить основой для выявления новых тенденций в развитии медиасистем и возможностей использования их в информационно-коммуникационной деятельности стран БРИКС.