Ввиду беспрецедентной по продолжительности (24 года) длительной командировки А.Ф.Добрынина в качестве руководителя Посольства СССР в США и стремительного научно-технического роста в космической сфере рамки исследования будут ограничены периодом от начала 1960-х годов, когда Анатолия Федоровича направили в Вашингтон, до первого советско-американского «рукопожатия в космосе» в 1975 году, открывшего путь к практическому международному сотрудничеству за пределами земной атмосферы. Стоит отметить, что неизмеримый вклад в налаживание двусторонних отношений в этой области внесли ученые, деятельность которых лишь частично будет отражена в данной статье.

Со вступлением человечества в космическую эру Н.С.Хрущев умело использовал колоссальный пропагандистский триумф, который возник в связи с выводом 4 октября 1957 года советского аппарата на орбиту Земли. С учетом прямой связи гражданской космической программы с военными разработками, главным образом ракетами, он тесно увязал возможное взаимодействие во внеземном пространстве с разоружением.

В свою очередь, Администрация Д.Эйзенхауэра, осознавая преимущество СССР, с тревогой относилась к ускорявшейся «спутниковой гонке». Поэтому, с одной стороны, США в качестве сдерживающей меры стремились заключить соглашение с Советским Союзом о регулировании деятельности в космосе, а с другой - прикладывали усилия для развития международного контроля в этой сфере.

Приход к власти в США Дж.Кеннеди внес корректировки в подход американцев к космическому диалогу с советским руководством. 20 января 1961 года в своей инаугурационной речи глава Белого дома призвал Москву «вместе исследовать звезды», конкретизировав в последующем обращении к Конгрессу США, что намерен «изучить все возможные сферы сотрудничества с Советским Союзом и прочими нациями, чтобы наука приносила полезные плоды, а не разрушение»1.

Безусловно, занимая в начале 1960-х годов руководящую должность на американском направлении в Центральном аппарате МИД СССР, А.Ф.Добрынин имел непосредственное отношение к переписке между Н.С.Хрущевым и Дж.Кеннеди. Анализ писем лидеров двух стран, содержавших космический сюжет, например, по случаю эпохального события - орбитального полета Ю.А.Гагарина 12 апреля 1961 года, свидетельствует в целом о предрасположенности сторон вести диалог о совместном покорении Вселенной.

В связи с облетом Земли американским астронавтом Дж.Гленном в поздравительном послании Н.С.Хрущева Дж.Кеннеди от 21 февраля 1962 года советский руководитель дал понять о своем согласии по меньшей мере рассмотреть вопрос сотрудничества в исследовании внеземного пространства2. Заинтересованность Президента США в продолжении такого диалога подтверждается скоростью его ответа: уже через сутки Посольство СССР в Вашингтоне сообщило в Москву о том, что американцы «рассчитывают на решительную поддержку ООН в этой области и работу на этом направлении с множеством других стран по отдельности. Однако особые возможности и ответственность лежат на США и СССР»3, в связи с чем глава Белого дома дал указание подготовить документ с конкретными предложениями для незамедлительных совместных действий.

Так, 7 марта 1962 года Дж.Кеннеди направил письмо в Москву с американскими соображениями о возможных сферах сотрудничества в космосе. Опираясь на резолюцию
ГА ООН 1721 «Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях», было предложено создать сеть метеорологических спутников, составить с помощью космических аппаратов карты магнитного поля нашей планеты, наладить через искусственные спутники Земли международную связь, рассмотреть возможность сотрудничества государств в области космической медицины, а также разработать систему слежения за орбитальными объектами с земной поверхности.

Помимо этих основных пунктов в послании говорилось о готовности к более широкому взаимодействию, «необходимому для дальнейшего исследования космического пространства»4. В этой связи хозяин Овального кабинета предложил организовать отдельную встречу экспертов двух стран в рамках Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях.

Стоит отметить, что взаимные положительные сигналы в деле совместного освоения Вселенной фиксировались в условиях конфронтационных настроений сверхдержав. Вспомним вероломную операцию США в апреле 1961 года в кубинской бухте Кочинос, которая обострила и без того непростой диалог Кремля и Белого дома, а также саммит в Вене, не принесший желаемых результатов по германскому вопросу, разоруженческой тематике, соглашению о прекращении ядерных испытаний и европейской безопасности.

С таких позиций в советско-американских отношениях А.Ф.Добрынин начал многолетнее руководство Посольством СССР в Вашингтоне. Молодой посол видел быстрое технологическое развитие США и, как представляется, интуитивно понимал, что американцы непременно настигнут Советский Союз в «космической гонке», исходя из чего и формировал дальнейшие взгляды на построение дипломатической линии в этой области.

20 марта 1962 года, через пять дней после прибытия Анатолия Федоровича в столицу США, в Администрацию Дж.Кеннеди было передано ответное послание Н.С.Хрущева на сделанные в начале марта того же года американские предложения о кооперации за пределами земной атмосферы. Глава Кремля, напомнив об увязке взаимодействия в данной области с разоруженческой тематикой, согласился практически со всеми соображениями Президента США, кроме разве что создания на Земле системы слежения за объектами в космосе. Советский руководитель дополнил список возможных совместных проектов, включив вопросы о «помощи в поиске и спасении космических кораблей, спутников и капсул, совершивших аварийную посадку», и «решении важных юридических проблем, поставленных космической эрой перед самой жизнью»5.

Отдельно Н.С.Хрущев подчеркнул расположенность советского правительства к международному сотрудничеству, приведя в пример как инициативы СССР в ООН в начале 1958 года о разработке соглашений, предусматривающих запрещение использования космического пространства в военных целях, так и дружественный тон ответного послания на поздравления Дж.Кеннеди по случаю полета Ю.А.Гагарина.

Совпали позиции лидеров СССР и США в желании организовать встречи экспертов для обсуждения конкретных вопросов сотрудничества в исследовании и мирном использовании внеземного пространства. Первый раунд этих переговоров состоялся 27-30 марта 1962 года в Нью-Йорке. Советскую делегацию возглавил академик-секретарь отделения технических наук АН СССР А.А.Благонравов, американскую - заместитель руководителя НАСА Х.Драйден.

А.Ф.Добрынин всегда оказывал всестороннюю поддержку советским делегациям. Так, 3 мая 1962 года он присутствовал на встрече Президента США Дж.Кеннеди с космонавтом Г.С.Титовым, прибывшим в Вашингтон для передачи отчета о полете «Востока-2» в неправительственную организацию - Комитет по космическим исследованиям.

Осенью 1962 года произошел Карибский кризис, радикально повлиявший на профессиональные подходы А.Ф.Добрынина: «Он хорошо знал, сколь важно быть активным звеном, а нередко прямым участником сугубо конфиденциального канала связи на высшем уровне для ответственного диалога между руководством обеих стран. Подчас это был, пожалуй, единственный путь, который не давал «холодной» войне перерасти в «горячую» или в затяжной опасный конфликт»6.

Преодоление кризисной ситуации на Кубе, по мнению многих экспертов, создало предпосылки для широкого обсуждения будущего взаимодействия двух держав. По итогам беседы с министром юстиции США, братом президента Робертом Кеннеди, 12 марта 1963 года руководитель советской дипмиссии в Вашингтоне доложил в Москву, что Администрация Дж.Кеннеди серьезно рассматривает возможность встречи в верхах7. Стоит отметить, что к этому времени определенный успех был достигнут в двусторонних переговорах ученых по советско-американской космической программе, в связи с чем госсекретарь США Д.Раск пригласил А.Ф.Добрынина посетить в конце марта того же года мыс Канаверал для наблюдения за одним из космических запусков.

Вот как вспоминает об этом советский дипломат: «Зная наше традиционное нежелание пускать к себе иностранцев на аналогичные запуски, Раск в шутливой форме добавил, что это приглашение «без условий взаимности». Я принял приглашение и присутствовал на одном из таких запусков. Зрелище впечатляющее. […] Был на более закрытых объектах, например Массачусетский институт технологий. […] В лаборатории [института] моделировали высадку астронавта на Луну после облета вокруг нее. Я побывал в кабине, которая имитировала приземление на поверхность самой Луны. Иллюзия была абсолютной и впечатляющей. До действительного полета на Луну оставалось еще несколько лет. Однако было видно, что Администрация Кеннеди твердо решила сдержать публичное обязательство президента осуществить такой полет»8.

В целом достигнутые к весне 1963 года результаты во взаимодействии за пределами земной атмосферы предусматривали скорее координацию, нежели интеграцию космической деятельности двух стран. Не было обмена ни секретными, ни закрытыми данными, не совершалось никаких платежей между сторонами и поставок оборудования друг другу. Информацию передавали на взаимной основе, которая могла легко прерваться9. Эпоха требовала кардинальных изменений в контактах и общении великих держав, более широкого взаимопонимания между ними.

В письме Н.С.Хрущева Дж.Кеннеди от 26 июля 1963 года по итогам визита заместителя госсекретаря США А.Гарримана в Москву подчеркивалось, что нужен реальный прогресс, создающий «обстановку разрядки напряженности и открывающий тем самым перспективу решения других назревших проблем и вопросов»10. Первый шаг в этом направлении был сделан 5 августа 1963 года с подписанием документа принципиального значения - Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (Московский договор). В этот же период была открыта «горячая линия» (проводной телеграфный канал круглосуточного действия «для использования в чрезвычайных обстоятельствах») между Кремлем и Белым домом.

Госсекретарем США Д.Раском, находившимся в Москве по случаю подписания Московского договора, на встрече с Н.С.Хрущевым была затронута тема совместного полета на Луну. Прямого ответа от Первого секретаря ЦК КПСС получить не удалось11. Вопреки этому на последней встрече А.Ф.Добрынина с Дж.Кеннеди, которая состоялась 26 августа 1963 года в Вашингтоне, Президент США поставил вопрос в том числе о возможности сотрудничества в мирном использовании космоса, а в контексте дальнейших шагов по запрещению ядерных испытаний предложил подумать над декларацией о неиспользовании внеземного пространства для размещения оружия массового уничтожения (ОМУ)12.

Представляется, что депеша, направленная советским послом в Москву после беседы с хозяином Белого дома, сыграла не последнюю роль в содержательном наполнении речи министра иностранных дел СССР А.А.Громыко на заседании ГА ООН 19 сентября 1963 года, в которой он заявил, что «советское правительство считает необходимым договориться с правительством Соединенных Штатов Америки о запрещении вывода на орбиту объектов с ядерным оружием на борту»13.

На следующий день после выступления А.А.Громыко Президент США обратился с посланием к участникам ГА ООН, в котором, помимо выражения согласия с советским министром о необходимости приложить усилия для заключения договора о недопущении вывода ОМП в открытый космос, официально пригласил СССР присоединиться к Соединенным Штатам для совместной реализации экспедиции на Луну.

Несмотря на то что советское правительство без энтузиазма восприняло инициативу США сделать освоение космоса совместным предприятием, 12 ноября 1963 года глава Белого дома в Меморандуме по национальной безопасности №271 поручил руководителю НАСА Дж.Уэббу «взять лично на себя инициативу и основную ответственность в рамках правительства за развитие программы космического сотрудничества с Советским Союзом»14. Доклад надлежало представить к 15 декабря 1963 года.

Тем временем проблески надежды на достижение договоренностей о запрещении милитаризации космоса проявлялись все ярче. После сентябрьских многообещающих заявлений, прозвучавших на основной международной площадке, при ведущей роли советских и американских дипломатов был разработан проект резолюции А ООН 1884, который единодушно одобрили 17 октября 1963 года. В этом решении приветствовалось намерение СССР и США не размещать в космическом пространстве ядерное или иное ОМУ, а также содержался призыв к другим государствам последовать их примеру. Следом резолюцией ГА ООН 1962 была утверждена «Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства».

Как вспоминал А.Ф.Добрынин, 15 ноября 1963 года он обсуждал с Р.Кеннеди состояние советско-американских отношений и их ближайшие перспективы. Собеседник уповал на возможную встречу Н.С.Хрущева и Дж.Кеннеди15. Совместный полет космонавтов и астронавтов на Луну вполне мог стать одним из пунктов повестки переговоров. Однако 22 ноября 1963 года в Далласе глава Белого дома в ходе своей предвыборной кампании стал жертвой убийцы.

Взаимодействие между СССР и США в начале 60-х годов ХХ века было ограниченным и не соответствовало масштабам национальных космических программ двух великих держав. Тем не менее оно создало основу для расширения взаимных контактов, совместных исследований и экспериментов в освоении космоса.

На первых порах Л.Джонсон, на которого были возложены функции Президента США после трагических событий в Далласе, сохранил основные установки Дж.Кеннеди в советско-американском диалоге, где центральное место занимал разоруженческий вопрос.

В отличие от своего предшественника, новый хозяин Овального кабинета не проявлял настойчивости в попытках сформировать «космический альянс» с СССР, так как не видел ответных шагов со стороны советского руководства. В своем первом послании Конгрессу США, так называемом обращении «О положении страны», он отметил, что Вашингтон должен обеспечить свое превосходство в мирном исследовании космоса совместно с другими державами или в одиночку, если потребуется.

К концу января 1964 года НАСА представило лидеру Соединенных Штатов подготовленный еще по указанию Дж.Кеннеди доклад о космическом сотрудничестве с Советским Союзом. Ознакомившись с ним, Л.Джонсон распорядился на постоянной основе актуализировать данный материал и докладывать ему о достигнутом прогрессе как по линии сотрудничества с АН СССР, так и в рамках ООН16.

Стоит отметить, что к середине 1960-х годов у стран Западной Европы и Японии начали появляться собственные разработки в космической сфере. В этой связи американцы стремились соперничать через сотрудничество: реализовывать совместные проекты, сохраняя лидерские позиции.

В 1964-1965 годах ряд событий отдалил перспективы космической кооперации СССР и США. Среди них и затратная инициатива Л.Джонсона о построении в США «Великого общества», и утверждение собственной лунной программы СССР, и слабая динамика взаимодействия ученых в формате «Благонравов - Драйден». Наконец, рост американского военного присутствия во Вьетнаме на долгие годы станет камнем преткновения в отношениях сверхдержав.

Как видно из исторического контекста, к 1966 году космическое сотрудничество двух стран серьезно буксовало. Однако были и проблески. 10 октября 1966 года в Белом доме состоялась встреча Л.Джонсона с А.А.Громыко, в ходе которой американский лидер озвучил желание заключить ряд двусторонних соглашений, в том числе по космосу17.

Разблокированию ситуации способствовали усилия на международном уровне. Резолюции ГА ООН 1721 от 20 декабря 1961 года, 1884 от 17 октября 1963 года, 1962 от 13 декабря 1963 года проложили дорогу к заключению 27 января 1967 года в Москве, Вашингтоне и Лондоне Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела в том виде, в каком он был представлен в резолюции ГА ООН 2222 от 19 декабря 1966 года. На церемонии подписания в столице США советскую сторону представлял посол СССР А.Ф.Добрынин. В ходе последовавшего приема хозяин Белого дома в разговоре с ним наедине попросил передать советскому руководству свое удовлетворение подписанным документом и выразил надежду, что в том же году будет достигнута договоренность по соглашению о нераспространении ядерного оружия18.

Другим связующим звеном в космической отрасли в этот период стало Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, в основе которого лежит резолюция ГА ООН 2345 от 19 декабря 1967 года. Впоследствии Анатолий Федорович констатирует, что «сотрудничество в космосе развивалось успешнее, чем сотрудничество на земле»19, которое сильно усложнилось после обострения ситуации во Вьетнаме и августовских событий 1968 года в Югославии.

В конце 1960-х - начале 1970-х годов комплекс внутренних и внешних факторов оказал воздействие на нормализацию сотрудничества СССР и США. Для Советского Союза это были и корректировки идеологических взглядов Коммунистической партии на внешнюю политику, и давление внутренних экономических вызовов, и эскалация напряженности в советско-китайских отношениях параллельно со сближением позиций США и КНР. В случае Соединенных Штатов - серьезное осложнение внутриполитической ситуации из-за вьетнамской авантюры, обострение экономических и социальных проблем. Наконец, достижение паритета в области стратегических ядерных сил между Москвой и Вашингтоном побудило стороны встретиться за столом переговоров, дабы избежать катастрофических для всего человечества последствий возможного применения этого оружия.

Изначально ни прочно утвердившийся у власти в СССР Л.И.Брежнев, ни новоизбранный Президент США Р.Никсон отнюдь не собирались превращать космос в отдельную «опору» двусторонних связей, рассматривая взаимодействие за пределами земной атмосферы скорее как один из элементов научно-технического сотрудничества.

На первой встрече А.Ф.Добрынина с Р.Никсоном, состоявшейся 17 февраля 1969 года в Белом доме, американской стороне были переданы соображения советского правительства о состоянии советско-американских отношений, тон которых, по мнению Президента США, был «сбалансированным и конструктивным»20.

В частности, в этих советских высказываниях подчеркивалось, что «широте и насыщенности международно-политических взаимоотношений СССР и США, казалось бы, должна сопутствовать соответствующая масштабность их двухсторонних отношений... Если правительство США придерживается аналогичного мнения… то можно было бы упомянуть возможность сочетания усилий в решении актуальных проблем медицины, в исследовании космоса, в изучении и использовании Мирового океана, в создании всемирной системы связи с помощью спутников и другое»21.

Важным и полезным начинанием перевода этих планов в практическую плоскость стала договоренность о запуске конфиденциального канала связи между высшим руководством обеих стран через контакт посла А.Ф.Добрынина с помощником Президента США по вопросам национальной безопасности Г.Киссинджером. Датой начала его работы можно считать 21 февраля 1969 года22.

Сближение позиций СССР и США на космическом направлении происходило, когда в обеих столицах с особой силой ощущалась неуверенность в отношении намерений и целей другой стороны. Многие эксперты утверждают, что вписанный в историю полет Н.Армстронга на Луну в июле 1969 года стал переломным моментом на пути к полноценному сотрудничеству в космосе. Появилось четкое осознание того, что объединение усилий столь мощных космических держав откроет перспективы к углублению международного единства, использованию космических технологий и открытий для решения насущных проблем человечества, а также разделению затрат на исследование и освоение внеземного пространства.

К этому времени укрепились контакты между советскими и американскими покорителями Вселенной. Так, после ознакомительной поездки астронавта Ф.Бормана в Советский Союз с ответным визитом в конце октября 1969 года в Соединенные Штаты направились космонавты К.П.Феоктистов и Г.Т.Береговой, которые были приняты Президентом США Р.Никсоном. Содействие в организации таких поездок неизменно оказывало Посольство СССР в Вашингтоне.

С 1971 года началась активная подготовка к запланированным на май следующего года переговорам на высшем уровне, результаты которых не были бы достигнуты без функционирования конфиденциального канала. Вопрос о взаимовыгодном расширении сотрудничества в области изучения и мирного использования космоса был изначально включен в повестку дня саммита23. Даже если впоследствии для отработки и продвижения своих позиций по данному сюжету лидерами сверхдержав будет решено использовать обычные дипломатические каналы, а не контакты по линии «Добрынин - Киссинджер»24, эта тематика оставалась на пристальном контроле руководителя дипмиссии СССР в Вашингтоне.

Уровень доверия к советскому послу со стороны Президента США наглядно иллюстрирует сюжет с передачей через А.Ф.Добрынина первого личного письма Р.Никсона Л.И.Брежневу от 5 августа 1971 года, о котором с американской стороны знал лишь сам автор и Г.Киссинджер25. В нем предлагалось «подходить к вопросам конкретно и в духе взаимной сговорчивости», а также выражалось желание «обеспечить устойчивый прогресс в деле улучшения двусторонних отношений и в расширении различных областей практического сотрудничества», таких как исследование космического пространства26.

В ответном послании Л.И.Брежнев подтверждал готовность советской стороны к более «широкому и доброму развитию советско-американских отношений»27. Позже, в ходе беседы с Г.Киссинджером 18 ноября 1971 года в Посольстве Советского Союза, А.Ф.Добрынин передал помощнику Президента США «non-paper», в котором излагались предложения советской стороны о начале двусторонних переговоров о сотрудничестве в космическом пространстве, которые могли бы завершиться заключением соглашения об исследовании и освоении Луны28.

Настойчиво работая над улучшением советско-американских связей, надежно обеспечивая конфиденциальный обмен мнениями по вопросам, касающимся двусторонних переговоров на высшем уровне, Анатолий Федорович сумел правильно ориентировать как руководство в Москве, так и партнеров в Вашингтоне относительно настроений сторон в преддверии встречи Л.И.Брежнева и Р.Никсона.

Во время визита Президента США в СССР 22-30 мая 1972 года наряду с такими важнейшими документами, как Договор по ПРО, ОСВ-1, Основы взаимоотношений между СССР и США, 24 мая было подписано Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.

Из записи беседы советского посла с Г.Киссинджером накануне саммита известно, что Р.Никсон в инициативном порядке решил подписать соглашения об ограничении стратегических вооружений и о сотрудничестве в космосе. В случае последнего это было связано с тем, что у главы Белого дома, «помимо необычности и важности такого соглашения, имеется, если говорить откровенно, и еще одно соображение: на мероприятия, связанные с осуществлением этого сотрудничества, президенту нужно будет затем запросить у Конгресса США дополнительные ассигнования в размере 300 млн. долларов. Подписание соглашения самим президентом облегчит прохождение этого дела через Конгресс»29.

В целом же переговоры в Москве вылились в серьезный прорыв в советско-американских отношениях, ознаменовав собой начало периода разрядки. Это была первая встреча с 1950-х годов, которая завершилась принятием важных политических документов и достижением первых конкретных договоренностей по ограничению стратегических вооружений.

Значимое место в дипломатической философии А.Ф.Добрынина занимало стремление устанавливать и поддерживать связи с элитой страны пребывания в целях обеспечения выгодных условий развития двусторонних отношений30. Так, советский посол был лично знаком почти со всеми президентами США до их вступления в должность.

Исключением не стал и Дж.Форд, который 9 августа 1974 года сменил Р.Никсона на посту Президента США после вынужденной отставки последнего из-за так называемого «Уотергейтского скандала». Буквально через пару часов после присяги нового лидера Соединенных Штатов Анатолий Федорович был приглашен в Овальный кабинет, где от первого лица государства получил твердые заверения, что курс на улучшение и углубление отношений с СССР, который проводился его предшественником и уже ознаменовался столь важными успехами, будет полностью продолжен31.

К 1975 году советско-американские отношения развивались на достаточно широкой базе договоренностей и соглашений, достигнутых в результате советско-американских переговоров на высшем уровне в 1972-1974 годах и встреч Л.И.Брежнева с Дж.Фордом во Владивостоке и Хельсинки. Космическое взаимодействие с СССР не было в числе приоритетов 38-го главы Белого дома. Тем не менее запас прочности, наработанный в этой сфере в предшествовавшие годы, помог осуществить совместный беспрецедентный проект во внеземном пространстве - первую стыковку советского космического корабля «Союз-19» и американского корабля «Аполлон».

Как вспоминал А.Ф.Добрынин, в период подготовки к сложнейшему пилотируемому полету Президент США принял в Белом доме советских космонавтов А.А.Леонова, В.Н.Кубасова, В.А.Шаталова и американских астронавтов Т.Стаффорда, В.Бранда и Д.Слейтона. «На соответствующих моделях космических кораблей командир советского экипажа полковник А.А.Леонов вызвался пояснить президенту процесс стыковки. Сделал он это на неплохом английском языке»32.

Бесперебойные контакты в космической отрасли позволили успешно реализовать программу «Союз - Аполлон». Так, 15 июля 1975 года в конференц-зале Госдепартамента США была организована прямая трансляция телепередачи из СССР о запуске космического корабля «Союз-19». «Зал был полон: президент, госсекретарь, члены правительства, Конгресса, многочисленная пресса. Мне пришлось пережить несколько томительных минут, - пишет А.Ф.Добрынин в своих мемуарах, - так как это был вообще первый советский запуск, который прямо показывали по телевидению («А вдруг что случится?»). Все обошлось благополучно»33. Советского посла пригласили и на космодром на мысе Канаверал, откуда стартовал американский корабль «Аполлон». Стыковка в космосе произошла 17 июля 1975 года, образовав тем самым первую международную орбитальную станцию.

Все это было хорошим свидетельством возможности взаимодействия двух стран в решении трудных научно-технических задач. С инженерной точки зрения одним из самых сложных этапов в программе «Союз - Аполлон» была разработка стыковочных агрегатов. Метафорически выражаясь, А.Ф.Добрынин играл роль такого сопрягающего элемента в советско-американских отношениях. Эта цель достигалась применением широкого арсенала средств, среди которых умная, расчетливая дипломатия занимала ведущее место.

Реализация подобных крупномасштабных проектов часто сопровождается взаимовыгодными для государств-участников смежными инициативами, в частности в экономической сфере. Например, в память о стыковке космических кораблей Советского Союза и Соединенных Штатов Главтабак Минпищепрома СССР совместно с американской компанией «Philip Morris» разработали и запустили в производство сигареты марки «Союз Аполлон». Табачный бренд напоминал о дружбе и сотрудничестве в космосе этих сверхдержав.

В XXI веке космическая индустрия обрела новое дыхание. Это связано со снижением расходов на производство, появлением новых технологий, растущим числом государств, вносящих свой вклад в освоение Вселенной, а также многообещающими проектами частного сектора. В соответствии с прогнозами швейцарского банка «UBS», совокупная выручка компаний в этой области к 2030 году составит около 800 млрд. долларов. Предполагается, что значительный толчок к развитию получат космический туризм, спутниковая связь и в долгосрочной перспективе - средства добычи полезных ископаемых на Луне34 .

Сегодня, когда российско-американские отношения лихорадит, слаженная работа национальных экипажей на Международной космической станции (МКС) является хорошим примером взаимовыгодного и доверительного сотрудничества. В этом контексте Дж.Клугер, автор статьи о новой «космической гонке» в журнале «Time», вспоминает об аварийной ситуации в американском сегменте МКС, из-за которой астронавты временно разместились в российской части станции35. Взаимовыручка и открытость, присущие покорителям космоса, вселяют здоровый оптимизм и подталкивают к преодолению барьеров, препятствующих выстраиванию конструктивных отношений между Россией и США, расширению диалога в различных областях на основе равноправия и уважения интересов друг друга.

 

 

 1President John F.Kennedy’s First State of the Union Address. January 30, 1961 // https://www.archives.gov/press/press-releases/2009/nr09-51-images.html

 2Foreign relations of the United States, 1961-1963. Vol. VI. Kennedy-Khrushchev exchanges // https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1961-63v06/d35

 3Ibid // https://history.state.gov/historicaldo-cuments/frus1961-63v06/d36

 4Ibid // https://history.state.gov/historical-documents/frus1961-63v06/d41

 5Ibid // https://history.state.gov/historical-documents/frus1961-63v06/d43

 6Дипломат Анатолий Добрынин. Сборник воспоминаний. М.: Международные отношения, 2014. С. 26.

 7Добрынин А.Ф. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.). М.: Автор, 1996. С. 83.

 8Там же. С. 84.

 9Frutkin A. International Cooperation in Space. NJ, 1965. P. 100-101.

10Foreign relations of the United States, 1961-1963. Vol. VI. Kennedy-Khrushchev exchanges // https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1961-63v06/d112

11Караш Ю.Ю. Тайны лунной гонки: СССР и США, сотрудничество в космосе. М.: Олма-Пресс, 2005. С. 214.

12Добрынин А.Ф. Указ. соч. С. 92.

13Выступление А.А.Громыко на 1208-м пленарном заседании 18-й сессии ГА ООН // https://undocs.org/ru/A/PV.1208

14Батурин Ю. «Есть прекрасный шанс выиграть у Советов... «К 50-летию высадки человека на Луну» // Новая газета. 19.07.2019.

15ДобрынинА.Ф. Указ. соч. С. 94.

16Memorandum №285, Cooperation with the USSR on Outer Space Matters. March 3, 1964 // https://www.discoverlbj.org/item/nsf-nsam285

17Добрынин А.Ф. Указ. соч. С. 136.

18Там же. С. 141.

19Там же. С. 162.

20Советско-американские отношения. Годы разрядки. 1969-1976. Сборник документов. Т. 1. 1969 - май 1972. В двух книгах. М.: Международные отношения, 2007. Кн. 1. 1969-1971. С. 11.

21Там же. С. 20.

22Добрынин А.Ф. Указ. соч. С. 187.

23Советско-американские отношения… С. 345.

24Там же. Кн. 2. Январь-май 1972. С. 41, 68.

25Там же. Кн. 1. 1969-1971. С. 550.

26Там же. С. 549.

27Там же. С. 573.

28АВП РФ. Ф. 0129. Оп. 55а. П. 426. Д. 3. Л. 87-88.

29Советско-американские отношения... Кн. 2. Январь-май 1972. С. 349.

30Дипломат Анатолий Добрынин… С. 52.

31Добрынин А.Ф. Указ. соч. С. 301.

32Там же. С. 310.

33Там же. С. 325.

34The next 50 years in space. A new age of space exploration is beginning // The Economist. 2019. July 20-26. Р. 9.

35Kluger J. Inside the race to set up shop on Earth’s only natural satellite // Time. 2019. July 29. Р. 35.