Имиджем называют образ определенного объекта, формируемый в сознании субъекта восприятия. Имидж объекта может как возникать стихийно, неконтролируемо, так и формироваться целенаправленно, при помощи различных предназначенных для этого средств и методик.

Имидж государства - это, соответственно, то, как государство воспринимается другими странами, их руководством и населением. Имидж государства, равно как и имидж любого другого объекта, может формироваться как под действием социально-экономических процессов, происходящих внутри страны, так и под влиянием проводимых в жизнь принципов внешней политики, а также способов демонстрации своих побед, успехов и достижений на международной арене, осуществляемых руководством государства целенаправленно.

Сегодня, наверное, нет ни одной страны на политической карте мира, которую не интересовало бы, что страна представляет собой в глазах мировой общественности, как воспринимаются руководители страны, их решения и действия, как оцениваются происходящие внутри государства и за его пределами процессы, какое складывается представление о жителях страны.

В наши дни, когда ключевую роль в успехе кого бы то ни было и чего бы то ни было (отдельно взятого человека, группы людей, фирмы, общественного объединения, мероприятия, проекта и т. д.) играет информация, создавать и поддерживать положительный имидж государства особенно важно, поскольку от признания другими странами в современном глобализованном мире во многом зависит успех и экономики, и социальной сферы, и культуры государства1.

Россия является самостоятельным государством не так давно. Советский имидж «империи зла», образ сильного и опасного врага, находящегося за «железным занавесом», оказались неприемлемы для современной России, однако собственные принципы формирования внешнеполитического имиджа России к моменту распада СССР выработаны не были. Можно сказать, что Россия начала свой независимый путь «с чистого листа» и до сих пор проходит этот путь методом проб и ошибок, хотя, конечно, сегодня - по сравнению с началом 1990-х и даже с началом 2000-х - наша страна чувствует и ведет себя на мировой арене гораздо увереннее.

Имидж России на международной арене в 1990-х годах

В 1991 году, после распада СССР, на политической карте мира появилось новое государство - Российская Федерация. Объявив себя правопреемницей СССР, новая, независимая Россия не намеревалась продолжать советский внешнеполитический курс, нацеленный на борьбу за мировое господство и связанный с враждебным отношением к государствам капиталистического лагеря, в первую очередь США и странам Западной Европы. В то же время правопреемственность России по отношению к СССР, признанная мировым сообществом, позволила новому государству избежать изоляции во внешней политике.

Таким образом, в начале 1990-х годов можно выявить две разнонаправленные тенденции в восприятии России за рубежом и формировании ее внешнеполитического имиджа: с одной стороны, Россия рассматривалась в качестве «продолжательницы дела» СССР, что означало негативное отношение к стране как к тоталитарному государству, стремящемуся подчинить идее достижения коммунизма весь мир, но лишающему всех прав и свобод собственных граждан, с другой стороны, перестройка, гласность, либеральные реформы середины и конца 1980-х годов и последовавший за ними распад могущественной советской империи дали Западу основание  расценивать Россию как «страну, победившую коммунизм и готовую развиваться по демократическому пути»2.

Руководство Российской Федерации стремилось всеми силами поддерживать и укреплять вторую точку зрения. Взятый российским правительством курс на отказ от противостояния со странами Запада, сближение и развитие партнерских отношений с ними нашел свое отражение в таких документах, как «Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации» от 23 апреля 1993 года, а также составленной А.В.Козыревым - на тот момент министром иностранных дел РФ - «Стратегии партнерства».

Концепция, провозглашающая в качестве важнейшей внешнеполитической цели независимого государства возрождение России как свободной и демократической страны, ставит задачу налаживания союзнических и партнерских отношений со странами, традиционно считавшимися «соперниками», при этом в документе делается акцент на том, что отныне приоритеты российской внешней политики связаны с США как наиболее мощным субъектом мировой политики, способным оказать молодому государству всестороннюю поддержку в государственном строительстве: военную, экономическую и т. д. Также документом было предусмотрено налаживание тесного и всеобъемлющего сотрудничества с ведущими европейскими державами - Великобританией, Францией, Германией, Италией, Скандинавскими странами3.

«Стратегия партнерства» главы внешнеполитического ведомства говорила о том, что окружение России - это развитое и цивилизованное мировое сообщество, провозглашающее высшей ценностью интересы человека, с которым необходимо выстраивать партнерские отношения с целью более эффективного решения стоящих перед российским государством задач. В особенности, с точки зрения руководителя МИД, это касалось США4.

В своем стремлении к тесному сотрудничеству и равноправному партнерству с государствами Запада российские руководители зачастую забывали об интересах своей страны на международной арене.

Так, провозгласив в качестве приоритета внешней политики налаживание контактов с США и Западной Европой, Россия существенно ослабила взаимосвязи со странами Восточной Европы - своими бывшими партнерами по содружеству социалистических государств, а также странами Азии, Африки и Латинской Америки. Отчасти такой разрыв взаимоотношений был связан также с нежеланием «переходить дорогу» западным странам в осуществлении ими своих интересов в этих регионах мира.

Особенно показательным примером отказа России от собственных геополитических интересов во имя сохранения хороших отношений с западными державами может служить позиция, занятая Кремлем в вопросе о территориальной целостности Югославии. Российская Федерация в ущерб собственным интересам на Балканах одной из первых признала суверенитет Боснии, Хорватии, Словении и Македонии, при этом на Совете Безопасности ООН в 1992 году российские политики выступили за введение санкций в отношении Югославии.

Следует сказать, что готовность России ущемлять свои интересы ради партнерских отношений с бывшими идеологическими противниками отнюдь не добавляла ей авторитета на международной арене, скорее наоборот - подрывала его.

Внешнеполитический курс России изменился лишь в 1996 году - после того, как Министерство иностранных дел РФ возглавил Е.М.Примаков. Не отказываясь от идеи партнерства с Европой и США, новый министр взял курс на отстаивание Россией своих интересов во внешней политике. Таким образом, Россия стала восприниматься мировым сообществом не только в качестве партнера западных стран, но и в качестве одного из центров нового, многополярного мира.

В целом отношение к России в мире в 1990-х годах колебалось от нейтрального до резко отрицательного.

Интерес мировой общественности к молодому демократическому государству угас довольно быстро, поскольку стало понятно, что военная мощь, сопоставимая с советской, для независимой России невозможна, при этом разруха, царящая в экономике страны, не позволит России в обозримом будущем стать привлекательным бизнес-партнером или перспективным инвестиционным проектом.

Распространение в России криминального бизнеса, засилье теневой экономики способствовали формированию негативного образа страны на Западе. Дело доходило до того, что «русская мафия» стала восприниматься в качестве символа постсоветской России.

Ситуация усугубилась в 1994 году, с началом первой чеченской войны, когда действия российских властей были подвергнуты резкой критике со стороны мирового сообщества, а тяжелый финансовый кризис, случившийся в России в 1998 году, нанес окончательный сокрушительный удар по образу «страны, совершившей побег из тоталитаризма в демократию»5.

Оценку перспектив социально-экономического развития Российской Федерации, даваемую Западом в 1990-х годах, вполне выражает заметка журналиста из Германии Германа Тёрча, писавшего в 1995 году следующее: «Мы уже можем исключить кое-какие сценарии, которые вытекали из поражения советской империи. В России не будет гармоничного поpядка по общим законам демокpатии и pынка. Россия не станет либеpальным пpавовым госудаpством в обозpимом будущем. Щедpая помощь извне не сможет заставить pусскую нацию сделать огpомный скачок, необходимый, чтобы покpыть за несколько лет или десятилетий отсталость как минимум в два века в своем социально-политическом pазвитии. Этого не может быть, и, кpоме того, это невозможно»6.

В целом в современной науке выделяют несколько ключевых принципов восприятия России зарубежным миром, в соответствии с которыми выстраивалась политика западных стран в отношении Российской Федерации в 1990-х годах:

1) Россия - это источник военной угрозы, причем не основанной на идеологии, как военная угроза со стороны СССР, а связанной с нестабильностью российской политической системы и, соответственно, риском утраты правительственного контроля над вооруженными силами страны;

2) имеется риск дезинтеграции страны по типу той, которая произошла в Югославии, поэтому, для предотвращения беспорядка России требуется внешний контроль;

3) Россия - крайне преступное и коррумпированное государство, из чего следует, что отношение к стране как к равноправному субъекту международного права невозможно, а все капиталовложения на рынке России связаны с огромным риском;

4) контроль извне необходим России для проведения реформ демократического характера. Проводить преобразования самостоятельно, без руководства западных государств, страна не в состоянии7.

Очень значительную роль в формировании образа Российской Федерации на международной арене сыграл имидж тогдашнего президента страны Бориса Николаевича Ельцина.

Значительное уважение у западных держав российский президент приобрел благодаря тому, что не стремился силой сохранить советское государство и дал согласие на вывод вооруженных сил России из Прибалтики благодаря спокойному и мирному распаду СССР, а также обеспечению вывода ядерного оружия из государств СНГ.

При этом зарубежную общественность приводили в состояние шока неуместные выходки первого российского президента, совершаемые им во время поездок в страны Запада, - такие как дирижирование оркестром в Германии или невыход из самолета в Ирландии.

Первая чеченская кампания, а затем Югославский кризис резко подорвали авторитет Ельцина, а значит, и всей России на Западе, и если ранее в западной прессе далеко не редкостью были положительные оценки деятельности Ельцина и хвалебные речи в его адрес, то теперь тон публикаций сменился на противоположный: Президента России обвинили в личной некомпетентности и некомпетентности его правительства, в развязывании войны в Чечне, способствовании возникновению в России класса крупной олигархии, произволе, анархии и коррупции, обнищании населения России.

Резко усугубилась критика Ельцина на Западе уже после завершения им президентской карьеры. Вот что, например, писал в 2007 году журналист британской газеты «The Guardian» Марк Симпсон: «Вечно пьяный пройдоха, который довел большую часть своего народа до невообразимой нищеты… Он… руководил почти окончательным уничтожением своей страны как политической и военной силы на мировой арене. Он втоптал Россию в грязь»8.

Все же нельзя сказать, что в 1990-х годах отношение Запада к России было резко и однозначно негативным. Так, социологический опрос, проведенный в США на тему отношения к России, показал следующие результаты: 42,13% респондентов заявили, что относятся к РФ недоброжелательно либо крайне недоброжелательно, 8,12% высказались о своем безразличии к России, а 49,75% опрошенных определили свое отношение к России как доброжелательное9.

Особенно сильно от негативного внешнеполитического имиджа России пострадала экономика страны - Россия была крайне инвестиционно непривлекательна. В период с 1991 по 2001 год России досталась только одна тысячная часть мировых инвестиций10.

С середины 1990-х годов российскими властями стали предприниматься действия, нацеленные на улучшение имиджа РФ за рубежом. Действия эти не носили характера единой целенаправленной политики и представляли собой, скорее, отдельные частные инициативы.

В 1994 году с подачи министра экономики Е.Ясина была сформирована рабочая группа по улучшению инвестиционного климата. Группа осуществила несколько проектов, нацеленных на рост благоприятного восприятия российской экономики за рубежом. Также ряд инициатив, направленных на рост авторитета России и ее экономики на Западе, был реализован объединением брокерских компаний «Финансовый совет России».

В 1993 году Президентом Б.Н.Ельциным был подписан Указ «О российских центрах науки и культуры за рубежом», в соответствии с которым все советские научно-культурные центры в зарубежных странах становились российскими и должны были служить целям развития межкультурного сотрудничества. К 1997 году таких центров было 47 (как преобразованных из советских, так и созданных вновь) в 39 государствах мира11.

В 1994 году при российском правительстве был организован Российский центр международного научного и культурного сотрудничества, призванный выполнять функции гуманитарного, культурного и информационного взаимодействия РФ с зарубежными государствами.

Таким образом, после распада СССР Россия воспринималась за рубежом крайне неоднозначно. С одной стороны, в западном сознании был сформирован образ крайне преступного и коррумпированного государства, с которым цивилизованной части человечества лучше не иметь ничего общего, с другой стороны, зарубежная общественность весьма симпатизировала России как стране, где демократия одержала верх над тоталитарным строем.

Имидж России на международной арене после 2000 года

В 2000 году пост Президента Российской Федерации занял Владимир Владимирович Путин. Именно этот момент следует считать отправной точкой в складывании существующей ныне политики России - как внутренней, так и внешней.

Одним из первых крупных мероприятий Путина на посту российского президента стала централизация власти и укрепление ее вертикали, нашедшие выражение в образовании системы федеральных округов, а также в изменении принципов формирования Совета Федерации и замещения должностей глав субъектов РФ.

Важным этапом на пути формирования новой российской государственности послужило решение о внесение изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ. В соответствии с новыми правилами, на все российские некоммерческие организации возлагалось обязательство по предоставлению в Министерство юстиции Российской Федерации отчетов о своей деятельности. Отчетность должна была содержать подробную информацию о проводимых организациями мероприятиях, а неполнота либо недостоверность представленных сведений могли служить основанием для закрытия организации. Кроме того, изменения в закон лишили возможности иностранных организаций открывать на территории России свои филиалы и представительства. Отныне стало необходимо регистрировать в РФ юридическое лицо и формировать штат сотрудников только из российских граждан12.

Очевидно, что такая политика была прямо противоположна политике начала 1990-х годов, когда Россия всеми доступными способами «открывала границы» для западного влияния.

Такие шаги Путина во власти, нацеленные на укрепление центральной власти и ограничение влияния на Россию извне, вызвали за рубежом большую настороженность и резкую критику. Нового Президента России обвиняли в возвращении к авторитаризму, подавлении демократии, формировании общества закрытого типа.

Изменение государственного гимна РФ, произошедшее в 2000 году, показало мировой общественности, что Россия - настоящая преемница Советского Союза, что она не намерена отрекаться от советского прошлого и вновь претендует на статус мировой державы.

Реакцией Запада на такое «свертывание демократии» в России явилось установление для нашей страны препятствий для вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), переговоры о возможности которого велись еще с 1993 года.

Таким образом, приход к власти в России В.В.Путина, формирование и реализация его правительством новой внутри- и внешнеполитической стратегии вызвали весьма неодобрительную реакцию зарубежных стран.

Ситуация кардинальным образом изменилась после 11 сентября 2001 года, когда серия страшных террористических актов в США унесла жизни свыше 3 тыс. человек. В тот день российский лидер одним из первых выразил американскому Президенту Джорджу Бушу-мл. свои соболезнования в связи со случившимся и заявил о готовности оказывать Соединенным Штатам всемерную поддержку в борьбе с распространением международного терроризма. «В этот день Путин был фантастическим, - вспоминал Ари Флейшнер, на тот момент пресс-секретарь Дж.Буша-мл. - У Америки не могло быть лучших союзников 11 сентября, чем Россия и Путин»13.

Со времен распада СССР это был едва ли не первый случай, когда Россия воспринималась Западом как полноценный, равноправный партнер. Рейтинг России и самого В.В.Путина за рубежом сильно возрос.

2000-2006 годы стали тем временем, когда Россия активно укрепляла свою экономику и занималась погашением внешних долгов. В период с 2001 по 2008 год размер государственного внешнего долга РФ постоянно снижался, причем как в абсолютных значениях, так и в процентах к ВВП. Так, если на конец 2000 года внешний долг России составлял 55,9% к ВВП, то к концу 2008 года этот показатель снизился до 7,5% к ВВП14. Такое быстрое погашение Россией своих долгов (которые частично достались стране «в наследство» от СССР) вызвало за рубежом волну роста уважения и доверия к Российской Федерации.

В 2000 году была сформулирована новая внешнеполитическая доктрина России - Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная президентским указом от 28 июня. Принятие в России этого документа означало, что руководство страны полностью осознало необходимость формирования положительного имиджа РФ на мировой арене и готово предпринимать действия в этом направлении.

Концепция 2000 года провозгласила одной из целей российской внешней политики «содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире»15. Стремление России к восстановлению статуса великой державы и одного из центров мировой политики нашло отражение в положении о необходимости «добиваться формирования многополярной системы международных отношений»16.

Отдельный пункт документа, получивший название «Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности», говорит о постановке задачи по формированию дружественного отношения к России зарубежных стран, для чего предлагается ставить в известность мировую общественность о позиции России по ключевым внешнеполитическим проблемам, об инициативах и начинаниях страны на мировой арене, о внутриполитических процессах, достижениях в науке, искусстве, культуре.

Для решения поставленной задачи провозглашается необходимым «ускоренное развитие в Российской Федерации собственных эффективных средств информационного влияния на общественное мнение за рубежом»17.

Очень существенным отличием новой концепции от предыдущей, утвержденной в 1993 году, стала расстановка региональных приоритетов во внешней политике. Важнейшим направлением внешней политики России новый документ провозгласил развитие сотрудничества со странами СНГ, затем идут государства Западной Европы, страны Центральной и Восточной Европы, потом Прибалтика, Балканы и лишь затем США. Таким образом, внешнеполитическая доктрина 2000 года провозгласила резкий отказ России от политики ущемления собственных интересов ради сотрудничества с Западом, проводимой в 1990-х годах.

Мы не зря детально остановились на Концепции внешней политики Российской Федерации, принятой в 2000 году. Дело в том, что в постсоветской истории России эта концепция стала первым документом, возведшим формирование позитивного имиджа государства в ранг национальной политики. Позднее в России принимались другие внешнеполитические концепции (2008 г., 2013 г. и т. д.), которые также провозглашали необходимость формирования позитивного образа РФ в зарубежных странах, но именно Концепция 2000 года - первая, а потому важнейшая.

Конкретные мероприятия, проводимые Россией в соответствии с утвержденной концепцией в первый и второй сроки правления В.В.Путина (2000-2008 гг.), можно разделить на несколько крупных категорий18:

1) Экономические мероприятия, к которым в первую очередь следует отнести экономические форумы, самый известный из которых - Петербургский. Целями экономических мероприятий являются содействие в формировании благоприятного инвестиционного климата, развитие экономического партнерства РФ с другими странами, создание представления об РФ как о государстве - стабильном экономическом партнере. Особо важным мероприятием экономического характера стало проведение 15-17 июля 2006 года саммита «G8» в Санкт-Петербурге. PR-сопровождение мероприятия осуществляло западное агентство Ketchum, с которым российские власти заключили контракт на очень солидную денежную сумму (точная цифра неизвестна)19;

2) Мероприятия научной, культурной, образовательной направленности: серии публичных дискуссий и «круглых столов» «Россия в глобальном контексте», «Как формируется образ России», «Россия и ЕС: к толерантности через культуру», участие России во Франкфуртской книжной ярмарке в 2003 году, издание Указа Президента РФ от 5 февраля 2002 года №146 «О Российском центре международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации»;

3) Проекты социальной направленности. Россия принимала участие во всевозможных международных мероприятиях социального характера: от проектов по борьбе с распространением наркомании и СПИД и их последствиями до гуманитарной помощи людям, территорий проживания которых коснулись стихийные бедствия. Участие в такого рода проектах и программах - высокоэффективный способ поднять международный престиж страны и улучшить ее имидж;

4) Спортивные мероприятия: «Кубок Кремля» - 2003, борьба России за право принимать летнюю Олимпиаду 2012 года и зимнюю Олимпиаду 2014 года;

5) Проект «Церковная дипломатия». Визиты патриарха Кирилла в различные страны в качестве не только главы Русской православной церкви, но и общественного дипломата, Всемирные религиозные саммиты в Москве, на которых представители разных конфессий обсуждали глобальные проблемы современного мира, такие как экстремизм, терроризм, экологическая обстановка, бедность, распространение оружия и наркотиков;

6) Проект «Празднества»: особая торжественность в праздновании важных исторических дат, приглашение на торжества политических лидеров стран мира, с которыми в том числе проводились неформальные встречи. Так, например, был отпразднован 300-летний юбилей Санкт-Петербурга;

7) Медийные проекты: круглосуточный канал «Russia Today», вещающий на нескольких иностранных языках, журнал на английском языке «Russia Profile», «Открытая Россия» - совместный проект Министерства иностранных дел и РИА «Новости»;

8) Программы, направленные на поддержку россиян, проживающих за рубежом, и защиту их прав.

Очень важную роль в разработке проектов на улучшение имиджа РФ за рубежом, их координации и реализации играло Министерство иностранных дел Российской Федерации.

Несмотря на всю важность и нужность проектов, они были разрознены, не носили систематического характера, а потому оценивались соотечественниками и иностранцами не так высоко, как могли бы. Так, в 2010 году программы по защите прав россиян за рубежом были оценены как эффективные 21% опрошенных, как малоэффективные - 37%, как неэффективные - 20% (по результатам опроса ВЦИОМ 2010 г.)20.

Вопреки достигнутым успехам в формировании положительного имиджа РФ за рубежом иностранцы продолжали оценивать Россию в первые два срока правления В.В.Путина в основном негативно. Например, социологический опрос на тему «Что в первую очередь приходит вам в голову, когда вы слышите слово «Россия»?», проведенный в 2003 году в Англии и США, показал, что у англичан и американцев Россия ассоциируется с холодом, коммунизмом, коррупцией, бедностью, пьянством, холодной войной21.

В 2008-2012 годах Россию возглавлял Дмитрий Анатольевич Медведев. Зарекомендовав себя с первых месяцев правления как молодой, либеральный и прогрессивный лидер, новый президент стал пользоваться на международной арене значительным уважением, доказательством чего может служить участие Д.А.Медведева в саммите Россия - НАТО, прошедшем в ноябре 2010 года в Лиссабоне.

Несомненным успехом Д.А.Медведева на внешнеполитической арене, укрепившим как личный имидж президента, так и имидж страны, стало принятие осенью 2008 года плана Медведева - Саркози, предусматривающего мероприятия по урегулированию военного конфликта на территории Грузии.

Как показал опрос, проведенный в 2010 году среди граждан 22 стран мира в количестве 25 тыс. человек, уровень доверия к Президенту России, а значит, и к самой России был весьма высок22.

Различные мероприятия, нацеленные на повышение авторитета России на мировой арене, при Д.А.Медведеве продолжались (например, в 2010 г. с большим размахом был отпразднован 65-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне, продолжался проект «Церковная дипломатия»), однако они по-прежнему не приобрели систематического характера.

В третий (2012-2018 гг.) и четвертый (с 2018 г.) сроки правления В.В.Путина Россия оценивается мировым сообществом чрезвычайно противоречиво.

К крупнейшим мероприятиям, способствовавшим формированию положительного имиджа России в глазах мировой общественности, относятся такие важные события в мире спорта, как зимние Олимпийские игры 2014 года в Сочи и чемпионат мира по футболу 2018 года, проходивший сразу в нескольких городах России.

Иностранцы, побывавшие в России в огромном количестве и встретившие в нашей стране очень теплый и радушный прием, имели возможность ближе познакомиться с Россией, соприкоснуться с ее историей и культурой и развеять мифы о медведях, водке и балалайках, о вечно пьяных, неухоженных и некультурных русских.

Объединение России с Сирией, Ираном и Ираком в борьбе против запрещенного в РФ «Исламского государства», участие России в боевых  действиях в Сирии с сентября 2015 года упрочили международный авторитет Российской Федерации.

Вот что писали в 2015 году печатные издания разных стран: «Россия взяла на себя роль мирового гаранта стабильности в отношениях между правительствами и странами, и это дает надежду на стабильность простым европейцам» (Италия), «Перед Путиным расстелили красную дорожку Елисейского дворца, чтобы избежать изоляции Франции в вопросе Сирии» (Франция), «Президент России в очередной раз доказал свое умение действовать эффективно и напористо» (США), «В союзе с Россией… Ирак будет эффективнее сражаться против ИГИЛ и сумеет выйти из-под опеки США» (Австрия), «Военные действия Российской Федерации в Сирии… помогают изменить международный имидж страны» (Китай)23.

Кризис на Украине 2013 года и последовавшее за ним воссоединение России и Крыма (16 марта 2014 г.) не только послужили причиной международной изоляции России, сделали ее «жертвой» масштабных политических и экономических санкций со стороны стран Запада, привели к падению рубля, росту цен, снижению уровня жизни населения и общему экономическому спаду, но и стали основанием для резкого ухудшения внешнеполитического имиджа РФ.

Согласно социологическим опросам, проводимым в США, в 2013 году к России положительно относились 37% американцев, а отрицательно - 43%, то в 2014 году рейтинг недоверия к РФ в Соединенных Штатах резко возрос, и негативно к России стали относиться уже 72% жителей США24.

Опросы, проведенные в 2014 году в других странах, показали, что к Российской Федерации негативно относятся: во Франции - 64% жителей, в Польше - 54%, в Италии - 56%, в Испании - 51%, в Германии - 60%, в Чехии - 51%, в Иордании - 70%, в Египте - 64%, в Турции - 66%, в Палестине - 57%, в Ливане - 53%,  Израиле - 77%25.

На сегодняшний день ситуация с оценкой России зарубежными странами остается все такой же неутешительной. Меры, направленные на повышение авторитета РФ за рубежом, не имеют серьезного действия.

При этом необходимо отметить, что личный авторитет В.В.Путина сохранился. В 2015 году российский президент занял первое место в рейтинге самых влиятельных людей мира журнала «Forbes», опередив лидеров мировых демократических держав Ангелу Меркель и Барака Обаму.

q

Выйдя из состава Советского Союза и став независимым государством, Россия не имела четкой внешнеполитической концепции и четкой программы по формированию собственного международного имиджа.

Решив идти «от противного» и сделать бывших «врагов» «друзьями», а также стремясь сформировать в глазах зарубежной общественности представление о стране как свободной и либеральной, навсегда порвавшей с тоталитарным советским прошлым, Россия в лице Президента Б.Н.Ельцина и его правительства взяла курс на сближение с США и странами Западной Европы, причем за счет отказа от реализации собственных геополитических интересов и стремлений.

Однако такой способ завоевать авторитет за рубежом оказался крайне провальным: Россия воспринималась за границей как обнищавшая отсталая страна, погрязшая в преступности и коррупции, но при этом как все еще опасный военный противник. Президент России Б.Н.Ельцин в первой половине 1990-х годов, несмотря на его весьма эпатажное поведение и необъяснимые с точки зрения логики поступки, был весьма уважаем за рубежом как либеральный лидер, победивший «империю зла», однако во второй половине 1990-х, после событий в Чечне, а затем в Югославии (как раз тогда, когда Россией, чуть оправившейся от потрясений распада СССР, был взят более жесткий внешнеполитический курс), западная общественность стала довольно резко критиковать Ельцина и «награждать» его нелестными эпитетами в прессе.

В начале правления В.В.Путина, когда Россия выработала четкий внешнеполитический курс, сформировала ряд мероприятий по созданию позитивного имиджа страны за рубежом, авторитет России за границей усилился. Особенно ярко это проявилось тогда, когда В.В.Путин после терактов 11 сентября 2001 года не только пообещал США содействие в борьбе с мировым терроризмом, но и начал предпринимать реальные действия.

Первый и второй сроки президентства В.В.Путина, а также годы управления Д.А.Медведева можно назвать расцветом благополучия России и «золотым веком» ее восприятия за рубежом. Россия уже вполне освоилась в роли независимого государства, экономика страны наладилась, стали проводиться крупные мероприятия, нацеленные на то, чтобы показать Россию миру «во всей красе».

Третий и четвертый сроки президентства В.В.Путина, хотя и ознаменовались существенными достижениями России на мировой арене, такими как крупные спортивные события, успехи в Сирии, были (и до сих пор остаются) сильно омрачены украинским кризисом. Резко негативное восприятие России мировой общественностью, появившееся с 2014 года, сохраняется до сих пор. При этом российского Президента В.В.Путина, хоть и оценивают негативно, но считают сильным и влиятельным мировым лидером.

 

 

1Лебедева О.В. Обеспечение информационной безопасности в системе МИД и загранучреждениях в эпоху цифровой дипломатии в России // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2019. №1. С. 18-21.

2Пиковская К.Б. Формирование образа России в США (1991-2008 гг.): проблемы позиционирования и восприятия // Социальные явления. 2012. №1.С. 56.

3Концепция внешней политики Российской Федерации: Утверждена Распоряжением Президента Б.Н.Ельцина 23 апреля 1993 г. // URL: https://www.twirpx.com/file/1822127/ (дата обращения: 19.08.2019).

4Лябухов И.В. Государственная политика по формированию имиджа Российской Федерации на международной арене: дис. …к. п. н. Барнаул, 2011. С. 75.

5Барабаш В.В., Бордюгов Г.А., Котеленец Е.А. Образы исторической и современной России: проблемы конструирования и восприятия в мире: учеб. пособие. М.: РУДН, 2008. С. 43.

6Там же.

7Лябухов И.В. Указ. соч. С. 82-83.

8Кирюхина А.А. Образы глав Российской Федерации и их проекция на международный имидж страны // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2015. №6. С. 90-91.

9Лябухов И.В. Указ. соч. С. 83.

10Там же. С. 84.

11Там же. С. 86.

12Российская Федерация. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ (последняя редакция) // Справочная правовая система «Консультант Плюс» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 19.08.2019).

1311 сентября 2001 года: «В этот день Путин был фантастическим» // URL: https://politikus.ru/events/83837-11-sentyabrya-2001-goda-v-etot-den-putin-byl-fantasticheskim.html (дата обращения: 20.08.2019).

14Knoema.Ru - бесплатные данные, статистика, анализ, визуализация и публикация // https://knoema.ru/ (дата обращения: 20.08.2019).

15Концепция внешней политики Российской Федерации: Утверждена Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 года (фактически утратила силу) // Консорциум-Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации // URL: http://docs.cntd.ru/document/901764263 (дата обращения: 20.08.2019).

16Там же.

17Там же.

18Василенко И.А. Имидж России: концепция национального брендинга // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2012. Вып. 4. С. 71.

19Лябухов И.В. Указ. соч. С. 105.

20Василенко И.А. Указ. соч. С. 72.

21Барабаш В.В., Бордюгов Г.А., Котеленец Е.А. Указ. соч.

22Кирюхина А.А. Указ. соч. С. 92.

23Озманян М. С. Политический имидж Российской Федерации в контексте внутригосударственного конфликта в Сирии: образ России в зарубежных СМИ // 120-летие МГУПС (МИИТ): опыт прошлого, потенциал настоящего и перспективы будущего: Сборник статей по политологическим теоретико-методологическим и прикладным дисциплинам. Вып. VII. М.: МИИТ, 2016. С. 230-233.

24Напалкова Н.Г. Имидж современной России: специфика и перспективы формирования // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2017. № 2(38). С. 38.

25Бочанов М.А., Старых Н.П. Имидж России в современных геополитических условиях // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. 2(38). С. 78.