При размышлениях об истории освоения Дальнего Востока России прежде всего вспоминаются замечательные географические открытия прославленных русских путешественников - В.И.Беринга, М.П.Шпанберга, С.П.Крашенинникова, Е.В.Путятина, Г.И.Невельского и других первооткрывателей, по праву обеспечивших России статус великой державы на Тихом океане. Однако не стоит забывать и об этнографических страницах этой истории, которые не менее увлекательны и интересны. Именно отечественные исследователи сыграли важнейшую роль в изучении многих народностей, населявших дальневосточные регионы нашей страны, в сохранении их богатого культурного наследия. Об этом вновь свидетельствует вышедшая недавно в издательстве «Наука» «Белая книга айнского народа»*, (*Коллектив авторов на Сахалине. Белая книга айнского народа. Издательство «Наука».) подготовленная коллективом авторов на Сахалине.
Издание представляет собой серьезное академическое исследование, базирующееся на обработке и анализе большого объема исторических фактов и свидетельств об айнах - одном из самых малочисленных и удивительных дальневосточных народов.
Презентация данного издания недавно состоялась в Нью-Йорке в рамках Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов.
Книга рассказывает об основных вехах развития айнского народа, уделяя особое внимание трагическому опыту взаимоотношений айнов с японцами и японским государством, в результате которых айнский народ оказался на грани не только потери своей этнической идентичности и культурной самобытности, но и полного вымирания.
Выводы современной науки дают основание считать, что именно прародители айнов (так называемые дзёмонцы) были одними из древнейших - возможно, наиболее древними - жителей Японского архипелага. Данные антропологии фиксируют следы их проживания на островах как минимум 7 тыс. лет назад. В то же время предки современных японцев - монголоидные племена появились на нынешней японской территории в то время, когда древние айны уже заселили и освоили бόльшую ее часть. Монголоиды начали свое перемещение на Японские острова из континентальной Азии через Корейский полуостров приблизительно в III веке до н. э. В течение длительного времени разворачивалось противостояние пришлых племен и автохтонного населения. В результате этой борьбы аборигены либо ассимилировались, либо вытеснялись на периферию.
Айны никогда не имели своей государственности, жили обособленными этническими группами, являлись рыболовами, охотниками и собирателями. Русский первопроходец Иван Петрович Козыревский так описал встречу с представителями этого дальневосточного народа, когда в 1713 году побывал на севере Курильской гряды: «И на оных островах живут иноземцы самовластно, и на разговор нам они не дались, и бой с нами дали, и к воинскому делу зело жестоко поступают... И я… оных иноземцов в полон имал и брал их платье шелковые, и дабинные, и крапивные, и золото, и сабли. В том числе полонил одного иноземца из дальних островов, с Ытурпы [о. Итуруп] острова, имя ему, иноземцу, [о. Хоккайдо] приходят иноземцы на Кунашир остров и привозят товары шелковые, из китайки, дабы, и сабли, и котлы, табак и всякую посуду левкашеную. А оные кунаширцы в подданстве или нет к Матмаю, про то я у ытурпанского иноземца не спрашивал».
Примечательно, что земли, которые населяли айны, исторически стали зоной встречного освоения дальневосточных территорий двумя крупными державами - Российской империей и Японией. Ученые выделяют несколько ветвей айнов, которые отличались друг от друга традициями, обрядами и языковыми особенностями. Крупнейшая по численности айнская община обитала на острове Хоккайдо, а также в южной части Сахалина и на Курильских островах. Кроме того, айны селились на северо-востоке острова Хонсю, юге Камчатки и в низовьях Амура.
Вполне закономерно, что айнский фактор занял заметное место во внешнеполитической истории российско-японских отношений. При этом, как говорят многочисленные архивные документы, отношение к айнам со стороны русских и японцев принципиально отличалось, если не сказать, что оно было, по существу, диаметрально противоположным.
Судьба айнского народа сложилась во многом трагически вследствие политики древнеяпонского государства Ямато, нацеленной на освоение и присоединение новых земель. Позднее айны столкнулись с нарастающим натиском со стороны самурайских кланов северной Японии. Это вело к постепенному упадку айнов как самобытного этноса, который продолжился и после революции Мэйдзи 1868 года, ознаменовавшей начало становления современного японского государства.
Эпизоды враждебных действий против айнов, зафиксированные историками, археологами, этнографами, антропологами, лингвистами, включают в себя вооруженное насилие в отношении айнских общин, подрыв их традиционного общественно-экономического уклада и культурной самобытности, уничтожение естественной среды проживания, дискриминацию, принудительные переселения, насильственную ассимиляцию. Эти действия послужили причиной тому, что уже в первой половине XX века айнский народ в Японии оказался на грани не только полной утраты своего уникального, глубоко самобытного уклада, но и исчезновения.
Айны на Хоккайдо вели отчаянную борьбу за независимость, неоднократно поднимая восстания, которые подавлялись самурайскими кланами. В 1868 году японское правительство, не сумев взять под контроль ситуацию с хоккайдскими айнами, приступило к политике их форсированной ассимиляции. Известны примеры прямой конфискации земель и традиционных мест рыбного промысла айнов, их сезонного вывоза с мест расселения для организации тяжелого подневольного труда, в частности пушного и рыбного промысла, полного искоренения языка и бытовых обрядов, а также лишения возможности исполнения народных ритуалов. Достаточно сказать, что, согласно японской статистике, в период с конца XVII до середины XIX века население айнов на Японском архипелаге сократилось с 50 тыс. человек до 15-20 тысяч.
После Русско-японской войны 1904-1905 годов, когда южный Сахалин отошел Японии и превратился в губернаторство Карафуто, эта часть острова стала интенсивно заселяться японскими мигрантами. На Карафуто фактически установился колониальный режим, при котором японские промышленники и предприниматели в поисках легкой наживы использовали айнское население в качестве дешевой рабочей силы.
В России с самых первых контактов с айнами относились к ним исключительно доброжелательно, поддерживали равноправные отношения, помогали в налаживании быта и освоении необходимых и новейших для того времени орудий сельскохозяйственного труда. Одна из первых официальных российско-айнских встреч состоялась во время экспедиций (1778-1779 гг.) на Курильские острова под руководством И.М.Антипина и Д.Я.Шабалина. Русские посланники высадились на один из Курильских островов и провели переговоры с вождем и членами крупного айнского племени, которые впоследствии перешли в русское подданство. С тех пор айны не только пользовались покровительством русских, но и стали объектом многочисленных исследований, которые сейчас являются уникальным источником этнографических сведений.
Российские власти старались защитить айнов от угнетения и эксплуатации, улучшить их положение, несмотря на недостаток ресурсов на российском Дальнем Востоке. Это отмечали даже японские авторы. Айнское население, в свою очередь, демонстрировало симпатию к России и при выборе между переходом под японскую или российскую юрисдикцию зачастую выбирало последнюю.
Любопытно, что тема айнов неоднократно фигурировала в ходе дипломатических контактов Российской империи со Страной восходящего солнца. При этом японская сторона вынужденно признавала, что многие территории, которые она пыталась представить своими, были населены айнами, стремившимися к российскому подданству и добровольно получавшими его. В Архиве внешней политики Российской империи - ведомственном архиве МИД РФ хранится документ о переговорах директора Азиатского департамента МИД Российской империи графа Н.П.Игнатьева с японским посланником Я.Такэноути. Показательно, что последний в ответ на просьбу российского коллеги не смог написать название острова Сахалин японскими иероглифами, ссылаясь на то, что оно айнского происхождения и записывается специальной азбукой.
Налаживание русскими дружественных контактов с айнами в XVIII-XIX веках, естественно, не устраивало Японию, власти которой пытались помешать этому процессу и привлечь как можно бόльшую часть айнского населения на свою сторону.
К 1933 году все айны Южного Сахалина получили японское подданство, им присвоили японские фамилии, а молодое поколение в дальнейшем получало японские имена. Вплоть до завершения Второй мировой войны Япония продолжала проводить государственную политику ассимиляции айнов, сопровождавшуюся соответствующими культурными запретами: на традиционные народные верования, использование своего языка и т. д. К 1945 году оставшиеся на территории Южного Сахалина и Хоккайдо айны были фактически полностью ассимилированы.
После поражения Японии во Второй мировой войне Южный Сахалин и Курильские острова вернулись в состав Советского Союза. В рамках репатриации своего населения с этих территорий власти Японии вывезли большую часть айнов, многих из них - насильственно. Их расселяли в самых необжитых районах Хоккайдо. В первые годы после переселения практически половина айнской диаспоры, покинувшей Сахалин, погибла по причине тяжелых бытовых условий и болезней.
На сегодняшний день на острове Хоккайдо проживают более 13 тыс. айнов. За период с 2007 по 2017 год их численность уменьшилась более чем на 10,5 тыс. человек, или на 45%. По некоторым независимым оценкам, хотя бы частично айнское происхождение («по крови») имеют в общей сложности до 200 тыс. жителей Японии. Однако продвигавшаяся японскими властями на протяжении нескольких веков политика дискриминации в отношении айнов привела к утрате ими в значительной степени национальных особенностей, включая язык, культуру, религию, традиции. Сталкиваясь с притеснениями, многие представители народности были вынуждены отказаться от национальной самоидентификации и большинство из них уже определяют себя в качестве этнических японцев.
Фактическое исчезновение этой группы носителей самобытной культуры, мировосприятия и образа жизни, находившихся в гармонии с природой, является невосполнимой утратой для мирового сообщества, а также для дальнейшего развития Азиатско-Тихоокеанского региона как одного из наиболее перспективных цивилизационных центров в будущем.
Ряд японских политиков и политически ангажированных историков утверждают, что айны к настоящему времени полностью лишились своей самобытности и более не являются отдельным и уникальным этносом. Подобные заявления далеко не соответствуют действительности: сегодня айнские общины продолжают следовать традициям своих предков, причем эти практики не являются реконструированными, а передаются из поколения в поколение в исторически неизмененном виде.
В представленную книгу включены главным образом документальные материалы и свидетельства очевидцев, которые не нуждаются в дополнительных комментариях. Ознакомившиеся с ними читатели сами могут сделать выводы о причинах ситуации, при которой народ айнов оказался буквально на грани исчезновения.