Гуманитарное присутствие США в Центрально-Азиатском регионе (ЦА) обусловлено его значимостью для внешнеполитических и внешнеэкономических задач США. В Стратегии национальной безопасности США в редакции 2017 года он выделен как «Южная и Центральная Азия», представляющая «одну из наиболее серьезных угроз», но также и «открывающая множество возможностей США, заинтересованных в том, чтобы центральноазиатские страны были устойчивы к действиям стран - соперниц США; не укрывали террористов и работали над реформами. С этой целью будет поощряться экономическая интеграция Центральной и Южной Азии»1. При этом в Южную Азию Вашингтон включает Афганистан, Пакистан и Индию.

В 2005 году профессор Фредерик Старр - член Попечительского совета казахстанского Назарбаев Университета, возглавляющий аффилированный с Американским советом по внешней политике Институт по изучению Центральной Азии и Кавказа, - предложил концепцию «Большой Центральной Азии»2, поддержанную также Фондом Дональда Рамсфельда и американскими политическими кругами. Казахстанский исследователь и дипломат Мурат Лаумулин считает, что «суть данного плана состоит в том, чтобы связать в единое военно-стратегическое и геополитическое целое Центральную Азию и Афганистан, а затем связать их с так называемым «Большим Ближним Востоком»3.

Центрально-Азиатский регион американцы в аналитических разработках объединяют не только с Южной Азией, но и с Каспийским регионом, Южным Кавказом4. Как отмечает Надежда Таткало, «для США страны ЦА являются не уникальными государственными образованиями со своей историей, традициями, культурой и национальными интересами, а геополитическим пространством, которое необходимо вовлечь в сферу своего влияния»5.

Региональное окружение стран Центральной Азии также важно для Вашингтона ввиду «укрепляющих свои позиции России, Ирана, Китая», фактора исламского экстремизма и соседнего Афганистана. США планируют «обеспечить гарантированный доступ в регион с целью поддержки своих контртеррористических усилий»6

Дональд Трамп за весь срок своего президентства так и не выработал сбалансированной позиции к региону. Примечательно, что при его администрации посол в ключевой стране ЦА - Казахстане - был назначен лишь в январе 2019 года, а должность посла в Узбекистане до сих пор остается вакантной.

Пока что США действуют в регионе через созданный в 2015 году при Бараке Обаме формат «C5+1» - платформу для обсуждения вопросов сотрудничества США с пятью странами ЦА. На протяжении президентства Обамы повестка дня включала вопросы безопасности, экономического сотрудничества, изменения климата7. По данной тематике создано три рабочих группы, встречи которых уже при Президенте Трампе прошли в Алматы и Ташкенте летом 2018 года8.

Данный формат предполагает три уровня консультаций: межмидовские, на уровне рабочих групп, экспертного сообщества (с американской стороны - дипломаты, сотрудники Агентства США по международному развитию - USAID, Института мира - USIP)9. По мнению профессора Булата Султанова, «несмотря на то, что этот формат, прежде всего, должен помочь решить проблемы Афганистана, главная его цель - создание территориального объединения, которое можно использовать для оказания давления на Россию и Китай»10.

Перед США открываются большие возможности по укреплению своих позиций в регионе, но в то же время сами американцы отмечают, что для этого существует множество вызовов11. Гуманитарное присутствие призвано минимизировать риски, подготовить представителей политических и деловых кругов, экспертного сообщества и гражданского общества к сотрудничеству стран региона с США, создать «режим благоприятствования» для работы американских компаний через солидаризацию, эмпатию и лояльность по отношению к ним широких слоев местного населения.

Косвенно о значимости гуманитарного присутствия для внешней политики США на данном региональном направлении говорит тот факт, что в Бюро Южной и Центральной Азии Государственного департамента США (Bureau of South and Central Asian Affairs), возглавляемого Элис Уэллс (Alice G.Wells)12, из пяти ее заместителей только один - отвечающий именно за Центральную Азию - Эмилия Пума (Emilia A.Puma) - ответственен и за публичную дипломатию (Acting Deputy Assistant Secretary for Central Asia and Press and Public Diplomacy).

Гуманитарное присутствие США в Центральной Азии имеет три измерения: образовательное, экономическое и общественное, которые будут рассмотрены ниже.

 

1. Образовательное измерение гуманитарного присутствия США в Центральной Азии

Образование является одним из наиболее эффективных инструментов американского гуманитарного присутствия в Центральной Азии и других регионах.

Американцы действуют посредством работы с университетами (опорными, партнерскими), через работу «американских уголков», посредством формирования образовательных стандартов, через программы обменов13.

У США имеются три опорных университета в регионе: ведущий - Американский университет в Центральной Азии (АУЦА, Бишкек)14; Казахско-Американский университет (КАУ, Алматы); Казахстанский институт мировой экономики и предпринимательства (КИМЭП, Алматы). Так, один из наиболее престижных вузов региона - Американский университет в Бишкеке - не подотчетен Министерству образования и науки Киргизстана, имеет американский совет попечителей, с мая 2019 года его возглавляет всемирно известный ученый-международник Эндрю Качинс (Andrew Kuchins).

Другой пример опорного университета - Казахско-Американский университет - является многоуровневым образовательным комплексом (детский сад - школа - бакалавриат - магистратура), имеющим связи с Ассоциацией американских колледжей и университетов, миссия которого - «генерация и внедрение лучших мировых образовательных стандартов в национальном образовании - подготовка профессионалов, ориентированных на лидерство и нацеленных на индустриально-инновационное развитие Республики Казахстан»15. Один из ведущих вузов Казахстана - Университет Нархоз (бывший Алма-Атинский институт народного хозяйства) - возглавляет американец Эндрю Вахтель (Andrew Wachtel), действительный член Национальной академии наук США, бывший президент АУЦА.

Помимо опорных университетов, у США в регионе есть сеть партнерских университетов. В некоторых высших учебных заведениях действуют «американские уголки», которые представлены во всех пяти странах региона: в четырех - Казахстане, Киргизстане, Таджикистане, Туркменистане - на площадке университетов и библиотек различных городов, а в Узбекистане - лишь в рамках секции посольства (видимо, на открытие секций за пределами посольства нет решения местных властей). При этом активно идет реформирование деятельности «американских уголков» и центров -  они должны быть не просто местом чтения книг и получения бесплатного доступа в Интернет, но и платформой для получения определенных навыков, отвечающих запросам местной аудитории (помощь в поиске работы, организация курсов, 3D-моделирование, фотоконкурсы)16. Кроме того, в офисах программы «EducationUSA» можно получить информацию о возможности участия в программах обмена, языковых проектах.

Образовательные проекты США в Центральной Азии, как и других регионах, направлены на достижение американских внешнеполитических и внешнеэкономических целей. В этом направлении в регионе работает ACCELS - Американский совет по сотрудничеству в области образования и изучения языка, призванный «воспитывать специалистов, способных распространять американские идеи в области бизнеса, государственного управления, насаждать американскую образовательную систему, продвигать положительный имидж США»17.

Одной из профильных американских региональных гуманитарных структур в области науки и образования является Американский центральноазиатский образовательный фонд. «Образовательная система других стран является приоритетной сферой американских программ международного развития, направленных на реформирование учебных планов в странах, где отсутствуют социальные лифты»18. Фонд работает в тесном сотрудничестве с «американскими уголками», поскольку даже процесс набора стипендиатов осуществляется сотрудниками последних. В 2018 году им было получено 449 заявок для участия в его программах, одобрено - 29. Причем, как говорится в отчете организации за 2018 год, стипендиаты были активно представлены в общественной жизни разных стран, являясь волонтерами как Всемирных игр кочевников в Киргизстане, так и Всемирного фестиваля молодежи и студентов в России; учаcтниками кейс-турниров от компании «Mars». Фонд сотрудничает с американским бизнесом - при его поддержке обеспечиваются стажировки его стипендиатов в американских компаниях («Chevron», «Exxon Mobil», «General Electric», «Halliburton», «Сapstone», «Atlas Corps», «Global Entrepreneurship Network», «Ashoka», «PYT Funds», «Manchester Trade» and «Street Entrepreneurs»). Членами ассоциации выпускников программ фонда являются 229 человек19.

Американцы продвигают установку о том, что английский все более необходим для достижения успеха в бизнесе и политике. Так, обучение в одном из ведущих вузов Казахстана - Назарбаев Университете - ведется на английском языке. Профессор Фредерик Старр отмечает, что в странах Центральной Азии все еще существует широкий слой преподавателей, получивших советское образование, но это поколение уходит, а на смену приходят люди другой формации, «космополитичных взглядов»20. В соседнем Афганистане Президент Гани и американо-афганский переговорщик по вопросам мира посол Халилзад участвовали в американских программах обмена21.

Следует отметить, что в университетах региона часто выступают американские дипломаты, которые не боятся аудитории, легко и активно идут на контакт, участвуют в работе университетских конференций, демонстрируют знание местных культур, приглашают на прием по случаю Дня независимости США студентов АУЦА и Академии ОБСЕ в Бишкеке. Тем самым, демонстрируя заинтересованность к судьбам будущих лидеров стран региона, они имеют возможность приметить наиболее ярких из них, пригласить их к участию в программах обменов, финансируемых по линии Государственного департамента или при поддержке американских корпораций. В соцсетях посольства работают на языке стран пребывания, поздравляют их граждан со всеми национальными праздниками, большое значение уделяют уважительному отношению к культуре, праздникам, национальным традициям22, что не может не привлекать молодежь, рождение и становление которой пришлось на постсоветский период.

Таким образом, образовательное измерение гуманитарного присутствия США в регионе является эффективным инструментом повышения лояльности граждан стран ЦА23, в том числе наиболее амбициозных и ярких из них, по отношению к Соединенным Штатам Америки.

 

2. Экономическое измерение гуманитарного присутствия США в Центральной Азии

Значительная часть американской помощи странам ЦА оказывается по линии содействия международному развитию (СМР). Причем «Центральная Азия, в сравнении с другими регионами, изначально имела для США в данном вопросе периферийное значение. Доля совокупных реальных расходов на страны региона составляла меньше десятой доли процента от мировых расходов за последние четверть века - всего 7,5 млрд. долларов с 1992 по 2015 год»24.

По линии СМР наименьшее финансирование из стран региона со стороны США получает Туркменистан, а наибольшее - Таджикистан. На 2020 год экономическая помощь Туркменистану вообще не закладывается, наибольшее финансирование запрошено на Узбекистан (14 млн. 440 тыс. долл., по сравнению с 10 млн. 640 тыс. в 2019 г., то есть на 37% больше) и Таджикистан (14 млн. 250 тыс., по сравнению с 15 млн. 520 тыс. долл., то есть на 10% меньше). Финансирование по линии СМР Казахстану останется на том же уровне. Объем средств, выделяемых Киргизстану, сократится на 12% (с 10 млн. 470 тыс. долл. до 8 млн. 600 тыс. долл.).

При этом финансирование программ развития не гарантирует лояльности населения стран-получателей. К примеру, по линии американских программ экономической помощи Пакистану на протяжении ряда лет выделялось более 3 млрд. долларов гуманитарной помощи (сейчас - более 300 млн. долл.), при этом 74% его населения воспринимают США враждебно (в 2009 г. - 64%)25. Хотя, безусловно, следует признать, что в ряде регионов помощь по линии СМР способствует осуществлению американских внешнеполитических и внешнеэкономических задач.

Вашингтоном в 1994 году учреждена специальная структура - Предпринимательский фонд США - Центральная Азия, - просуществовавшая до 2007 года (ее преемница - вышерассматриваемый Американский центральноазиатский образовательный фонд). При его поддержке было создано 27 совместных предприятий, выделено 61,5 млн. долларов прямых инвестиций, выдано 352 займа на сумму 37,3 млн. долларов, 3 тыс. микрозаймов на сумму 10,4 млн. долларов.

Говоря об инфраструктурных проектах США в регионе, стоит отметить, что в 2011 году, за несколько лет до анонсирования китайской инициативы «Один пояс - один путь», США предложили концепцию «Нового Шелкового пути», связывающую Центральную и Южную Азию26.

Инициатива «Нового Шелкового пути» была задумана c целью связать Афганистан со странами региона, восстановив традиционные торговые маршруты и инфраструктурные связи, разрушенные десятилетиями конфликта. «Сегодня Афганистан и его соседи создают новые транзитные и торговые пути: коридор Север -  Юг, дополняющий коридор Восток - Запад. В ЦА снижаются торговые барьеры, наблюдается рост взаимных инвестиций, поддерживается международное развитие и реализуются трансграничные проекты».

Американцы заявляют, что они и их союзники могут способствовать миру и стабильности в регионе, поддерживая создание новых рынков, связующих Афганистан с Центральной Азией, Пакистаном и другими странами. С этой целью США работают в четырех областях - региональных энергетических рынков; торговли и транспорта; таможни и пограничного контроля; бизнеса и народной дипломатии (гражданского общества)27. Таким образом, практически на протяжении десяти лет США реализуют данную концепцию в четырех вышеобозначенных областях.

В течение ближайшего года США планируют создать агентство, занимающееся инфраструктурными проектами в развивающихся странах - Американскую финансовую корпорацию в области содействия международному развитию (U.S. International Development Finance Corporation). Можно предположить, что его деятельность будет направлена и на страны Центральной Азии, поскольку оно задумывалось как альтернативное китайским инфраструктурным программам, в том числе и в данном регионе28.

Ключевым энергетическим проектом присутствия США в регионе является CASA-1000, направленный на переброску избытка энергомощностей Киргизстана и Таджикистана в Афганистан и Пакистан. В России он рассматривается как отрыв от нее энергетических связей региона.

Свое экономическое присутствие в ЦА американцы реализуют путем стратегических советников и институционального строительства. Тимур Шаймергенов отмечает, что ввиду неясности задач США в регионе активизировались американские частные аналитические структуры, обслуживающие бизнес: «Подписчики американского «Council for Foreign Relations» закидали центральный нью-йоркский офис запросами о Казахстане, Центральной Азии и новых экономических возможностях»29.

Международные консалтинговые компании привлекаются к продвижению рыночных реформ, установлению верховенства закона. Аналитический центр «The Heritage Foundation» еще 20 лет назад предлагал, чтобы США в регионе сконцентрировались на оказании помощи в экономических преобразованиях, поощряя промышленную и сельскохозяйственную приватизацию; на установлении правовых норм, действующих юридических систем, развивая образовательные обмены и укрепляя гражданское общество.

Тогда же говорилось о том, что стратегия «Шелкового пути» должна включать дипломатическое взаимодействие, военную и политическую поддержку новых независимых государств. Это позволило бы американским компаниям разрабатывать природные ресурсы стран ЦА, а последним - сохранять суверенитет и следовать проамериканским, прозападным курсом. «Центральная Азия стоит перед выбором: развивать свои торговые маршруты по направлению Восток - Запад (через Кавказ в Западную Европу) или через Север - Юг (Иран - Россия). Для США предпочтительней первый вариант, поскольку США и Запад на последние две страны не смогут повлиять. Для первого сценария США необходимо поощрять тюркско-исламскую идентичность Центральной Азии»30.

В целом можно сказать, что США успешно осуществляют данные задачи 20-летней давности. Сегодня в регионе они рассматриваются как образец для подражания в области соблюдения прав частной собственности и норм финансового права. Так, партнерами Международного финансового центра «Астана» - созданного в 2017 году финансового хаба - являются американская биржа NASDAQ и крупнейшие американские финансовые организации «Morgan Stanley» и «Goldman Sachs».

В 2004 году создан Совет Рамочного соглашения по инвестициям и торговле (ТИФА) между США и странами Центральной Азии, позволяющий на ежегодной основе обсуждать вопросы инвестиций, торговли, регионального сотрудничества, экономического развития и реформирования нормативной базы31; проводить встречи рабочей группы по экономическим и региональным связям в формате С5+1 (правда, в открытом доступе последняя встреча данной рабочей группы упоминается в 2016 г.). На базе американской Торгово-промышленной палаты (ТПП) создана Евразийская бизнес-платформа (The Eurasia Business Platform), объединяющая страны Центральной Азии, Кавказа, Турцию.

Причем гуманитарное сопровождение внешнеэкономической деятельности американских компаний зримо присутствует в регионе: так, в 2016 году состоялась поддержанная американскими промышленными гигантами – «General Electric», «Caterpillar», «Pfizer» - встреча вице-президента ТПП США Роба Шрёдера (Rob Schröder) c пятью министрами иностранных дел стран региона32. Таким образом, в экономической области гуманитарного сотрудничества США в регионе работают по нескольким направлениям: путем содействия проведению экономических реформ, посредством прямых иностранных инвестиций, деловых советов и с помощью инфраструктурных проектов (концепция «Нового Шелкового пути» и CASA-1000).

 

3. Общественное измерение гуманитарного присутствия США в Центральной Азии

Данное измерение тесно связано с двумя вышеобозначенными (образовательным и экономическим). В качестве иллюстрации можно привести пример прошедшей в Астане всемирной выставки ЭКСПО-2017, когда в американском павильоне Посольство США представляло страну при взаимодействии с американской Торгово-промышленной палатой, американскими университетами и представителями гражданского общества. Американскую студентку Грейс Гаррет, исполнявшую казахские народные песни, многие казахстанцы считают лучшим «послом доброй воли» США.

Одной из ключевых структур, работающей в области налаживания горизонтальных связей между гражданами США и других стран, является американское агентство «Корпус мира». Из пяти стран региона оно действует только в Киргизстане. Деятельность в Казахстане прекращена в 2011-м, в Туркменистане в 2012 году. США надеются восстановить офис в Узбекистане. Единственной центральноазиатской страной, где оно так и не было открыто, является Таджикистан. Как заявляют американцы, добровольцы «Корпуса мира» вели проекты по развитию местных общин, устраивали летние лагеря и клубы по изучению английского языка.

В официальных американских публикациях утверждается, что Соединенные Штаты являются активным сторонником выстраивания в регионе современных политических институтов и поэтому они предоставляют техническую помощь и обучение для создания активно действующей сети неправительственных организаций, повышения потенциала судебных структур, а также развития местных органов власти. По заявлениям американских официальных лиц, выделяемые США средства направляются на профессиональную подготовку журналистов и обучение основам гражданственности более чем 130 тыс. учащихся в Казахстане, Киргизстане и Таджикистане; такие программы ведут к большей подотчетности и прозрачности правительства. Это, в свою очередь, как предполагается, приведет к росту инвестиций и дальнейшему процветанию, которое коренным образом «соответствует интересам американских друзей в Центральной Азии и во всем мире»33.

Таким образом, общественное измерение американского гуманитарного присутствия в Центральной Азии является эффективным продвижением американских политических и финансовых интересов в регионе. Кадровый «принцип вращающихся дверей» во многом этому помогает, обеспечивая взаимную проницаемость политических, научных и бизнес-элит США, работающих в ЦА. Региональные руководители консалтинговых компаний, НПО, представители бизнеса имеют хорошие связи в правительстве и выбивают квоты на стажировки студентов, организацию сетей выпускников программ обмена, заполучая наиболее ярких из них в качестве сотрудников своих корпораций.

В условиях отсутствия отлаженной работы социальных лифтов во всех пяти странах региона они дают будущим лидерам возможность прикоснуться к «американской мечте» и, следовательно, быть пожизненно признательными за возможность получения хорошего образования и интересной работы не благодаря, а вопреки. Впоследствии участники программ обменов, финансируемых при участии американского бизнеса, могут быть не согласны с американской внешней политикой или недовольны ужесточением миграционного законодательства, но их круг общения и профессиональное становление будут сформированы в ходе обучения в американских университетах, прохождения стажировок в американской корпорации, что и является одной из основных задач американского гуманитарного присутствия.

Американский подход к гуманитарному присутствию оcнован на продвижении ценностей - защиты прав человека, демократизации, верховенства закона. Целевой аудиторией американского гуманитарного присутствия в регионе являются лидеры, способные на демократические преобразования в ЦА, а также хорошо образованная молодежь, не имеющая возможностей для самореализации.

В гуманитарной сфере региона США работают не в вакууме34. Там активно действуют другие игроки: Россия35, Китай, Турция, Европейский союз, Иран, Япония, Индия, Южная Корея, Саудовская Аравия. США являются внерегиональным игроком: им было тяжело выстраивать работу ввиду отсутствия традиционных связей с регионом. Но в то же время их действия существенно облегчало отсутствие исторических обид у молодых националистических элит стран ЦА. У США есть неограниченные финансовые ресурсы благодаря корпоративной и социальной ответственности крупного американского бизнеса и креативности сотрудников, отвечающих за гуманитарное направление. За прошедшую четверть века США удалось главное: несмотря на все неоднозначные внешнеполитические решения США, в том числе и в соседнем Афганистане, во многом именно они ассоциируются у пассионариев стран региона с положительными преобразованиями, являются ориентиром развития для сегодняшних и завтрашних элит государств Центральной Азии.

 

 

1National Security Strategy of the United States. December 2017 // URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf

2Starr Frederic. A partnership for Central Asia // Foreign Affairs. July/August 2005 // URL:  https://www.foreignaffairs.com/articles/asia/2005-07-01/partnership-central-asia

3Лаумулин М. «Большая Центральная Азия» (БЦА) - новый мега-проект США? // URL: https://centrasia.org/newsA.php?st=1132564860

4Security and Economic Development: Silk Road and the Caspian // URL: https://www.heritage.org/global-politics/event/security-and-economic-development-silk-road-and-the-caspian

5Таткало Н. Американский проект «Новый Шелковый путь» через призму угроз безопасности стран Центральной Азии // URL: http://old.ural-eurasia.ru/mnenie/nadezhda-tatkalo-llya-vashingtona-tsentralno-aziatskiy-region-vystupaet-bezlikim-geopoliticheskim-ko

6National Security Strategy of the United States...

7U.S. - Central Asia (C5+1) Joint Projects // URL: https://kg.usembassy.gov/u-s-central-asia-c51-joint-projects/

8C5+1 Working Group Meetings a Success in Almaty, Tashkent // URL: https://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2018/07/284306.htm

9C5+1 // https://www.state.gov/p/sca/c51/index.htm

10Булат Султанов, директор ИИМРС: «Нашим чиновникам следует поучиться у Трампа» // URL: https://rezonans.kz/vse-o-politike/3043-bulat-sultanov-direktor-iimrs-nashim-chinovnikam-sleduet-pouchitsya-u-trampa

11Security and Economic Development: Silk Road and the Caspian…

12Bureau of South and Central Asian Affairs Seniour Bureau officials and chiefs of missions to countries in South and Central Asia // URL:   https://www.state.gov/p/sca/19717.htm

13Фоминых А. Проецирование «мягкой силы»: публичная дипломатия США и России в постсоветской Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. 2010. Т. 13. №3. С. 73-87.

14Цветкова Н.А. Американский университет за рубежом: практика создания и развития // США И Канада: экономика, политика, культура. 2013. №11. С. 87-97.

15http://www.kau.kz/

16Из личного архива автора. Выступление представителей Государственного департамента США в ходе Конвента Ассоциации международных исследований, Сан Франциско, 4-7 апреля 2018 г.

17American Councils // URL:  https://www.americancouncils.org/accels

18The U.S. - Central Asia Education Foundation // URL:  http://www.us-caef.com/founder.html

19https://us-caef.americancouncilsnetwork.org/docs/2018annual_report.pdf

20Is Russia Becoming Central Asia’s Near Abroad? Distinguished Speaker Lecture with S. Frederick Starr  // URL: https://www.youtube.com/watch?v=cEFdEA8HTHw

21Выступление первого заместителя помощника госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Элис Уэллс // https://uz.usembassy.gov/ru/remarks-by-ambassador-alice-wells-ru

22Так, в 2018 г. посольство США в Казахстане поздравило казахстанцев, записав и опубликовав клип американской фолк-группы «Humming House» совместно с казахстанским артистом Айдосом Сагатом на народную песню «Наурыз».

23Velikaya A. Nation-branding of Central Asia states // https://www.uscpublicdiplomacy.org/blog/nation-branding-central-asian-states

24Содействие международному развитию как инструмент внешней политики: зарубежный опыт / Под ред. В.Г.Барановского, Ю.Д.Квашнина, Н.В.Тогановой. М.: ИМЭМО РАН, 2018. 248 с.

25Rugh W. Front Line Public Diplomacy. How US Embassies Communicate with Foreign Publics. Palgrave Macmillan Series in Global Public Diplomacy, 2014.

26U.S. Support for the New Silk Road // https://2009-2017.state.gov/p/sca/ci/af/newsilkroad/index.htm

27https://2009-2017.state.gov/p/sca/ci/af/newsilkroad/index.htm

28A New Era in U.S. Development Finance // URL: https://www.opic.gov/build-act/overview?fbclid=IwAR1OsWbq_NfysHuhEcDZYpAZjMhy7ixOvHneirVr6KTNqhcEKCLCJ2CV0bg

29// URL: https://www.facebook.com/timur.shaimergenov/posts/10203175921076279

30Cohen A. U.S. Policy in the Caucasus and Central Asia:  Building а New Silk Road to Economic Prosperity // http://www.heritage.org/europe/report/us-policy-the-caucasus-and-central-asia-building-newsilk-road-economic-prosperity

31ТИФА и С5+1: Процветание через партнерство // URL:  https://kg.usembassy.gov/ru/%D1%8151-prosperity-partnership-ru

32URL: https://www.uschamber.com/interna-tional/eurasia/eurasia-business-platform-central-asia

33Земсков В.Н. Стратегия США в Центральной Азии // URL: http://eurasian-defence.ru/?q=node/6529

34Marlene Laruelle & Dylan Royce Kazakhstani public opinion of the United States and Russia: testing variables of (un) favourability // Central Asian Survey, 2019. 38:2. Р. 197-216.

35Russia’s Public Diplomacy: Evolution and Practice / A.Velikaya, G.Simons (Eds.). Palgrave Macmillan, 2019. 285 p.