Колониальное прошлое африканского континента является причиной большинства современных проблем африканских государств: пограничные конфликты, клановая политика, противоречия в выборе внешнеполитического курса, борьба за признание на международной арене.

Идеи национальной идентичности, самоутверждения и независимости начали зарождаться в африканском обществе еще в конце XIX века с появлением нового социального слоя - национальной интеллигенции. Именно в интеллектуальной среде были пересмотрены господствовавшие ранее убеждения о «неполноценности» и «неисторичности» африканцев, впервые прозвучали идеи о самобытности и особом пути африканского народа, который не только может, но и должен занять достойное место в общечеловеческой семье [1, с. 95].

Важно заметить, что панафриканизм прежде всего является философским течением, которое впоследствии трансформировалось в политическую концепцию.

Сложность африканского регионализма заключается в том, что традиционные подходы трудноприменимы для стран континента. Ввиду нестабильного социально-экономического положения, политических и клановых столкновений, становления континента как площадки для развития терроризма, наркоторговли и эпидемий, региональные вопросы приобрели глобальный характер. Как отмечал Эммануил Хансен, политолог из Ганы: «Для нас в Африке проблемы мира и экономического развития неотделимы друг от друга и имеют большее значение, чем ядерное разоружение в Европе» [2, с. 258-259].

До начала XXI столетия в международных отношениях к африканскому континенту было применимо понятие «афропессимизм» ввиду изменения взглядов на данный континент после окончания холодной войны. Присутствие традиционных клановых структур и, как следствие, наличие вооруженных столкновений, экономические проблемы, высокий уровень безработицы, частые вспышки эпидемий и высокий процент смертности сделали молодые африканские страны непривлекательными для инвесторов, мировые державы «ушли» из африканского континента, нашли более безопасные рынки сбыта своей продукции. Во второй половине прошлого столетия на африканском континенте возникло максимальное число конфликтов, некоторые из которых продолжаются до сих пор [3, с. 367].

Современный африканский регионализм пребывает в состоянии стагнации из-за отсутствия единого мнения среди африканских лидеров, разного уровня экономического развития, отсутствия открытого регионального сотрудничества. Каждое африканское государство рассматривает концепцию регионализма исключительно в собственных интересах и пределах собственных границ.

Важно, что панафриканизм присутствует в трех формациях: культурной, экономической и политической. В статье рассмотрен последний, ставший основой африканского регионализма в XXI веке. События, предшествовавшие формированию панафриканизма как идеологии, связаны с национальными восстаниями, возникновением идеологических сообществ как внутри Африки, так и за ее пределами из числа соотечественников. Основоположником африканской идентичности принято считать Эдварда Блайдена. Африканский просветитель был убежден в необходимости «духовной деколонизации» континента, развитии национальной культуры. Основная идея заключалась в создании единого африканского государства.

На протяжении XIX столетия концепция панафриканизма видоизменялась, пересматривалась и поддавалась новым трактовкам. К ХХ веку у панафриканизма появились течения. С одной стороны, панафриканизм рассматривался в качестве идеи, основанной на общедемократических ценностях. С другой стороны, концепция трактовалась как националистское и ксенофобское направление. На V Панафриканском конгрессе, проходившем в Манчестере в 1945 году, была разработана программа достижения политической независимости африканских стран. Активное участие в нем принимали У.Дюбуа, К.Нкрума, Н.Азикиве, Дж.Кениата и ряд представителей африканского освободительного движения.

Первым практическим применением концепции можно считать создание первого регионального объединения - Организации африканского единства, в дальнейшем именуемой Африканским союзом. В течение первых 15 лет борьбы за независимость в Африке среди африканских национальных лидеров существовали два взгляда на африканское сотрудничество и интеграцию. Первая группа - функционалисты - выступала за постепенную пошаговую интеграцию, сначала в таких сферах, как транспорт, телекоммуникация, наука, технология, экономика, что в отдаленном будущем должно было привести к политической интеграции. К этой группе лидеров относились Президент Кот-д’Ивуара Ф.Уфуэ-Буаньи, Президент Нигерии Н.Азикиве, Президент Кении Д.Кениата, Президент Танзании Д.Ньерере.

Вторая группа, возглавляемая Президентом Ганы К.Нкрумой, состояла из сторонников панафриканизма. Приверженцами второго подхода считали себя первый Президент Алжира А.Бен Белла, первый премьер-министр ДРК П.Лумумба, Президент Гвинеи А.Секу Туре, первый Президент и глава правительства Мали М.Кейта. Они выступали за немедленную политическую и экономическую интеграцию стран континента в рамках модели «Соединенных Штатов Африки». Это наднациональное объединение должно было иметь собственное континентальное правительство, военное командование, общий рынок, валютный союз.

Однако мечте панафриканистов не суждено было сбыться по причинам нежелания ряда африканских лидеров поступиться едва обретенным национальным суверенитетом и опасения, что К.Нкрума претендует на пост суперпрезидента объединенной Африки, а также из-за дезинтегрирующего влияния западных держав.

Несмотря на деление панафриканизма по видам, необходимо отметить, что политическую формацию концепции невозможно анализировать без экономической составляющей. С точки зрения экономики регионализм объединяет различные государства в конкретном регионе, иногда в разных состояниях социально-экономического и институционального развития с целью расширения экономических возможностей и лучшей реакции на глобализацию в процессе диалога, сотрудничества, интеграции и распоряжения экономическими благами.

Отправной точкой становления Африки на экономической мировой арене стало создание доктрины «Африканского ренессанса» (ДАР). Данное понятие было выдвинуто в 1997 году в ходе конференции по привлечению капитала в Африку, которая проводилась в США. Автором понятия является экс-президент ЮАР Табо Мбеки.

Доктрина определяла достаточно весомый спектр задач, требующих решения:

- создание демократических политических систем;

- достижение устойчивого экономического развития;

- повышение стандартов жизни;

- борьба с ВИЧ/СПИД-инфекцией;

- сохранение культурной и национальной идентичности африканских народов;

- доступ к передовой науке и информационным технологиям.

Идеи и принципы, разработанные главами ЮАР, Алжира и Нигерии, были заложены в основу Нового партнерства в интересах развития Африки (в 2000 г. был учрежден Фонд «Африканского ренессанса» и разработана Программа тысячелетия по партнерству ради африканского восстановления).

Идея «Африканского ренессанса» подразумевала перемены на территории всего континента, ренессанс предполагал создание «новой Африки» с господствующим духом самоопределения, наличием стабильных политических и социально-экономических институтов.

Однако следует отметить, что данная доктрина не получила должного одобрения как со стороны жителей ЮАР, так и в общеафриканском масштабе. Одной из главных причин социального конфликта стало отсутствие точного понимания, кто является африканцем и кто имеет право входить в состав диаспор. Сейчас на континенте расположено 57 государств, в составе которых проживает порядка 8 тыс. народов и этносов.

В научном обществе считают, что доктрина «Африканского ренессанса» - это ответ африканского континента на процессы глобализации. С одной стороны, сами африканские государства предпринимают ряд мер по решению собственных проблем, а с другой - возрастает интерес, связанный с наличием природных ресурсов [1]. Идейная составляющая нововведений и векторов развития континента также основывается на концепции панафриканизма.

На сегодняшний день из 17 основных региональных экономических организаций Африки восемь официально признаны неотъемлемой частью Африканского экономического сообщества. К ним относятся: Экономическое сообщество государств Западной Африки, Восточноафриканское сообщество, Общий рынок Восточной и Южной Африки, Сообщество развития Юга Африки, Союз арабского Магриба, Экономическое сообщество стран Центральной Африки, Межправительственный орган по развитию Восточной Африки и Сообщество стран Сахеля и Сахары.

Однако, несмотря на наличие сети региональных экономических сообществ, остается спорным вопрос о возможности данных институтов проводить политику эффективного развития региона. В отсутствие сильных политических институтов экономические формирования не могут играть лидирующую роль в региональном развитии. Для полномерного развития региона необходим баланс экономических и политических структур. Во-первых, ведущие политические институты должны обеспечивать культурный и гуманитарный базис, способствующий эффективному экономическому развитию. Во-вторых, экономическое развитие должно проходить в условиях открытости и причастности государственных структур к экономическому процветанию региона [4, с. 39-40].

Признанным фактором роста панафриканской интеграции и собственно источником усиления позиции континента на международном уровне специалисты считают стремление африканских государств к сотрудничеству с внерегиональными игроками, желание расширить международные связи и, наряду с традиционными западными партнерствами, укрепить незападные форматы сотрудничества.

Несмотря на наличие экономических сообществ в каждом регионе континента, крупных региональных организаций, экономическая интеграция сталкивается с рядом проблем, стагнирующих процесс. Причина заключается в слабой инфраструктуре и отсутствии высококвалифицированных кадров, ощущается неэффективность выбранной концепции создания региональных интеграционных группировок. На сегодняшний день только Восточноафриканское сообщество сформировало свой Таможенный союз.

Появление новых инвестиционных и внешнеэкономических возможностей для развития Африки, быстрый рост африканских экономик, опыт сотрудничества по стратегии НЕПАД и возможность выхода Африки на международную арену в качестве самодостаточного игрока являются первостепенными задачами для трансформации африканского регионализма.

В 2011 году на саммите Африканского союза было принято решение о создании континентальной концепции, включающей в себя задачи социально-экономического развития, политической интеграции и укрепления позиций на мировой арене. «План-2063» признан «стратегией всеобщего роста и устойчивого развития по оптимизации потребления африканских ресурсов во благо всех африканцев» [5, с. 55]. Аналитики считают, что доктрина 2063 дала старт третьему этапу трансформации африканского континента. Учитывая наработки и опыт в области внерегионального сотрудничества, также была разработана «Общая позиция Африки», направленная на укрепление экономических и политических связей Африки за пределами континента.

В подготовленном Всемирным банком докладе о перспективах развития Черного континента «Может ли Африка претендовать на ХХI век?» отмечается, что безоглядная либерализация и стремительный отказ государства от участия в экономической жизни не всегда приносят хорошие результаты. Документ указывает на необходимость «сильного и действенного государства». В докладе подчеркивается потребность сделать еще очень многое, чтобы государственные институты стали по-настоящему отражать надежды африканских народов. Предполагается добиться представительства различных этнических групп, в том числе национальных меньшинств, передать часть полномочий центральных органов на места и превратить местную власть в реально работающую, утвердить верховенство закона, уменьшить масштабы коррупции, повысить эффективность госаппарата [2].

Регионализм является доминирующим процессом в усилиях африканских стран по созданию многосторонних институтов для развития и укрепления безопасности посредством экономического сотрудничества и политической координации. В системе множественных государств, которые придерживались территориальных границ и национального суверенитета, регионализм воспринимался как компромисс между национализмом и супернационализмом. С 1960-х годов африканские страны ссылались на важность налаживания тесного экономического сотрудничества в целях активизации роста, преодоления препятствий на пути политического развития, а также повышения конкурентоспособности Африки на мировом рынке.

Стремясь достичь этих целей, африканские государства участвуют в создании континентальных и субрегиональных механизмов. Большинство этих усилий повлекло за собой согласование национальных и региональных приоритетов на фоне конкурирующих требований и ожиданий. Несмотря на консенсус в отношении преимуществ интеграции, неоднозначный характер носят национальные обязательства перед региональными учреждениями. Многочисленные проблемы регионального развития и укрепления политических институтов «затушевали» региональные инициативы, являющиеся неотъемлемым условием регионализма. Современная Африка вынуждена защищать свои региональные интересы. Основываясь на вышеупомянутых размышлениях, целесообразно говорить о формировании такого направления, как оборонительный регионализм.

 

Источники и литература

1. ДАР - Доктрина «Африканского ренессанса» // http://lawinrussia.ru/content/doktrina-afrikanskogo-renessansa (дата обращения: 04.04.2018).

2. АИМ - Африка и мир в XXI веке. М.: Ин-т Африки РАН, 2010. 323 с.

3. Дюбуа У.Э.Б. Африка. Очерк по истории Африканского континента и его обитателей. М.: Изд-во иностранной литературы, 1961. 360 с.

4. Филатова И.И. История Кении в новое и новейшее время М.: Наука, Глав. ред. восточной лит-ры, 1985. 379 с.

5. Торкунов А.В. Современные международные отношения. МГИМО-Университет. МИД РФ. М.: Аспект Пресс, 2004. 695 с.

6. Koben T.Hanson. Contemporary regional development in Africa. Ashgate Publishing Company, 2015. 258 р.

7. Буланакова М.А. Африканский регионализм и международные ресурсы развития Африки в XXI в. // Управленческое консультирование. 2015. №10.