История финансового обеспечения внешнеполитической деятельности насчитывает много веков и хочется вкратце рассказать о событиях, предшествовавших созданию 12 августа 1944 года Валютно-финансового управления (ВФУ). Именно в этот день был подписан приказ по Народному комиссариату иностранных дел №221 о преобразовании Валютно-финансового отдела в Валютно-финансовое управление.
В XV-XVI веках всеми финансовыми вопросами, включая и межгосударственные связи, занимался Казенный приказ (из которого наряду с другими в 1549 г. был выделен Посольский приказ).
Посольский приказ был посредником между царем, Боярской думой и иноземными послами, выполнял функции внешнеполитической канцелярии, то есть в основном занимался перепиской по внешним сношениям. В то же время в его компетенцию входили вопросы, связанные с пребыванием в Москве иностранных послов, в том числе, видимо, и отдельные финансовые вопросы. В ведении Посольского приказа были не только дипломатические, но и торговые связи Российского государства с другими странами. За ним закреплялись также определенные территории, подати с которых шли на выплату жалованья или «кормовых денег» боярам Думы и служилым людям. Посольскому приказу подчинялся и Полоняничный приказ, ведавший сбором денег на выкуп пленных.
В ходе проводимых Петром I реформ в 1718-1720 годах большинство прежних органов управления было упразднено и образованы коллегии. В декабре 1718 года указом Петра I была образована Коллегия иностранных дел, заменившая Посольский приказ.
13 февраля (24 февраля по новому стилю) 1720 года царь Петр I издал указ «Определение о Коллегии иностранных дел» - документ, ставший, по сути, ее регламентом.
В «Определении…», в частности, отмечалось, что финансовыми, хозяйственными и другими делами должен заниматься «Особливый апартамент» - Второе отделение коллегии (впоследствии именовалось Публичной экспедицией). Первое отделение, «политическое», получило название Секретной экспедиции.
В указе Петра I были определены функции Второго отделения: «Прочие же дела, а именно, приход и расход денежный, гетманские, калмыцкие, жалованные грамоты, определения в чины и прочим всем всякого звания делам, кроме чужестранных, быть в особливом апартаменте в ведении и управлении капитана от гвардии Горохова, придав ему асессоров и прочих служителей, и быть ему под дирекцией иностранных дел Коллегии…». 24 февраля (по новому стилю) 1720 года можно считать датой создания финансового подразделения Коллегии иностранных дел.
При Петре I появляются постоянные дипломатические представительства и консульства за рубежом. В мае 1722 года Петр I издает указ, определяющий оклады российских дипломатических представителей за границей.
В целях регулирования вопросов финансирования Коллегии иностранных дел 28 января (8 февраля 1779 г.) императрица Екатерина II издает указ, определяющий новое штатное расписание ее центрального аппарата в Санкт-Петербурге, Московской конторы и Архива в Москве, а также загранучреждений. При этом число чиновников центрального аппарата не оговаривается, а выделяется определенная сумма для найма необходимого числа людей, оклады которым предлагалось устанавливать «соразмерно трудам и способностям каждого, равно как и из остатков ее делать им награждение за отменное прилежание и успехи в знании для них нужном приобретаемые».
По новому штату Публичная экспедиция была разделена на три отделения (департамента) - Казенных, Текущих и Почтовых дел, в нее же входил Церемониальный департамент. Особо оговаривались функции Казенного департамента: он должен был «управлять казной и ревизованием счетов», принимать «сполна положенные сим новым штатом суммы», «в хранении оных поступать по точности… не смешивать суммы с суммою и никогда одной другую не заменять», «из оных делать расходы на жалованье и прочее по штату точно положенное». И сейчас эти положения не потеряли свою актуальность, а в современном языке им можно подобрать соответствующие эквиваленты: использование бюджетных средств по целевому назначению, начисление заработной платы в соответствии со штатным расписанием и т. д.
В 1802 году, согласно Манифесту Александра I, учреждаются восемь министерств, включая Министерство иностранных дел. Одновременно сохраняется Коллегия иностранных дел, оставаясь главным органом управления в области внешней политики.
Коллегия в это время состояла из двух экспедиций (департаментов) - Секретной и Публичной. Публичный департамент занимался «всеми делами денежными до внутреннего хозяйства Коллегии относящимися и по сношениям с другими присутственными местами». В 1832 году Коллегия иностранных дел была окончательно упразднена.
В апреле 1832 года вышел именной указ императора Николая I Сенату «Об образовании Министерства иностранных дел», который привел новую структуру МИД в соответствие с устройством других министерств государства. В мае того же года начал функционировать Департамент хозяйственных и счетных дел, штатной численностью 254 человека. Этот департамент занимался всеми денежными и хозяйственными делами министерства, а также вопросами личного состава центрального аппарата и заграничных представительств России, включая церкви при посольствах и миссиях за границей. Департамент состоял из двух отделений - Исполнительного и Счетного. Во втором (Счетном) отделении велись все финансовые и отчетные дела: готовились бухгалтерские отчеты, составлялись финансовые сметы, учитывались расходы, велись бухгалтерские книги по «всем денежным оборотам», осуществлялась ревизия счетов и т. д.
Обязанности чиновников департамента определялись следующим образом: «1) определение, увольнение, отпуски, представление к чинам и прочим награждениям и пенсиям чинов Министерства иностранных дел, состоящих внутри и вне империи, а также священно- и церковнослужителей, находящихся за границею; 2) заведывание всем казенным имуществом, принадлежащим Министерству как в России, так и за границею; содержание домов, занимаемых Министерством, постройки их, починки, освещение, отопление, содержание служительской команды и заготовление и расход канцелярских материалов и 3) составление сметы расходов Министерства, ревизия счетов по всем местам, ведомству оного подлежащим, и составление отчетов, на основании существующих для сего правил».
В 1868 году Департамент хозяйственных и счетных дел был переименован в Департамент личного состава и хозяйственных дел, поскольку ему были переданы дела по личному составу всех подразделений министерства. Департамент личного состава и хозяйственных дел стал называться Первым департаментом. В данном качестве он просуществовал до марта 1917 года.
В связи с началом Первой мировой войны при Первом департаменте осенью 1914 года начал функционировать временный Отдел денежных переводов и ссуд. МИД России взял на себя заботу о российских гражданах, оставшихся за границей из-за начала военных действий, военнообязанных и военнопленных. Министерство оказывало им материальную помощь, выдавая ссуды и пособия на местах и облегчая этим лицам пересылку денег из России путем переводов по льготному курсу в неприятельские страны и на оккупированные территории (с помощью российских диппредставительств и дипломатических представителей нейтральных стран).
В марте 1917 года Первый департамент был переименован в Департамент общих дел в связи с принятием Временным правительством Постановления об изменении действующего «Учреждения МИД». В апреле 1917 года происходит реорганизация временного Отдела денежных переводов и ссуд: он выделяется из Департамента общих дел в самостоятельное подразделение, подчиняющееся непосредственно товарищу министра иностранных дел.
После 1917 года наступает новый этап в истории отечественной дипломатии. В соответствии с Декретом II Всероссийского съезда советов был образован Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД) во главе с Л.Д.Троцким.
В июне 1921 года Советом народных комиссаров было утверждено Положение о Народном комиссариате по иностранным делам. При этом НКИД делился на пять отделов, включая Управление делами, которому в ведение передавались финансовые, кадровые, хозяйственные и многие другие вопросы. В ноябре 1940 года Финансовый отдел был выделен из Управления делами и реорганизован в самостоятельный Валютно-финансовый отдел, штатной численностью 25 человек, на который был возложен «контроль за финансово-сметной деятельностью всей системы Наркомата».
В числе первых финансистов НКИД СССР был Мартинсон Яков Мартынович, с апреля 1930 по декабрь 1937 года возглавлявший Финансовый отдел комиссариата. Он родился в 1892 году в Лифляндской губернии (ныне Латвийская Республика) в семье плотника, в 18 лет вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП). В 1912 и 1913 годах Я.М.Мартинсон неоднократно подвергался аресту, отбывал ссылку в Томской области. После Февральской революции 1917 года Я.М.Мартинсон работал на различных должностях, в том числе в органах государственной безопасности и в военной разведке.
В начале 1930-х годов наступила вторая полоса признания Советского государства, когда были установлены дипломатические отношения с Испанией, США, Болгарией, Венгрией, Румынией, Чехословакией, Бельгией и рядом других стран. В это сложное время Я.М.Мартинсон возглавил Финансовый отдел НКИД СССР. За время работы он неоднократно выезжал в краткосрочные зарубежные командировки для организации и контроля финансово-хозяйственной деятельности советских полномочных представителей.
В 1937 году прокатилась волна репрессий по отношению к латышам, которая затронула и Я.М.Мартинсона. Постановлением Комиссии НКВД СССР и Прокурора СССР от 25 января 1938 года Яков Мартынович был приговорен к высшей мере наказания с конфискацией имущества и расстрелян 3 февраля 1938 года на Бутовском полигоне города Москвы. Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 30 апреля 1957 года Я.М.Мартинсон был реабилитирован.
Также среди руководителей Валютно-финансового управления следует выделить Рыбина Виктора Антоновича, начавшего свою трудовую деятельность в НКИД СССР в марте 1945 года в должности старшего референта Экономического отдела. В мае 1965 года В.А.Рыбин был назначен начальником ВФУ и руководил им почти 22 года (до выхода в отставку в марте 1987 г.). За это время он был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени (1966 и 1971 гг.), орденом Дружбы народов (1977 г.), орденом «Знак Почета» (1981 г.), другими наградами. В период его руководства произошел целый ряд структурных преобразований, включая образование в 1970 году в составе управления Центральной бухгалтерии министерства. Также в 1977 году начали работу курсы повышения квалификации главных и старших бухгалтеров учреждений МИД СССР за границей.
В декабре 1993 года в целях совершенствования организационной структуры центрального аппарата МИД России Валютно-финансовое управление было преобразовано в Валютно-финансовый департамент (ВФД).
Особенно хотелось бы отметить роль финансистов министерства, которые после распада СССР и резкого падения уровня экономики государства смогли обеспечить своевременное и полное финансирование деятельности центрального аппарата, территориальных органов и загранучреждений министерства.
И в этом большая заслуга Чулкова Юрия Александровича, возглавлявшего ВФУ/ВФД с 1987 по 1994 год; Мареева Сергея Ильича, директора ВФД с 1996 по 2004 год и в дальнейшем назначенного на должность генерального директора министерства (2012-2015 гг.); Логутова Вячеслава Анатольевича, директора ВФД с 2004 по 2010 год, назначенного в 2010 году генеральным консулом Российской Федерации в Лейпциге (Германия). На посту генерального консула Российской Федерации в Варне (Болгария) в 1994-1998 годах трудился Купцов Владимир Владимирович, до этого занимавший должность первого заместителя директора ВФД.
В 2006 году был завершен процесс передачи в ВФД отдельных функций планирования, финансирования, бухгалтерского учета и отчетности, которые до этого реализовывались Управлением делами и Департаментом капитального строительства. Можно сказать, что с 2007 года Валютно-финансовый департамент сосредоточил в своих руках все финансовые вопросы министерства, что позволило значительно повысить эффективность принимаемых решений.
В настоящее время ВФД осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, реализует полномочия МИД России как субъекта бюджетного планирования, осуществляет финансовое обеспечение деятельности центрального аппарата министерства, его территориальных органов, загранучреждений и подведомственных организаций. При этом департамент обеспечивает целевое использование выделенных бюджетных средств, организует и ведет бюджетный учет и на его основе представляет достоверную отчетность и другую информацию, связанную с исполнением бюджета, осуществляет контроль за использованием бюджетных средств. И это далеко не полный перечень функций и задач, стоящих перед департаментом.
При этом финансовое обеспечение загранпредставительств является одной из наиболее сложных и многоплановых задач, стоящих перед департаментом. Более 250 загранучреждений по всему миру работают по российским законам, но при этом соблюдают требования и ограничения стран пребывания в отношении местного валютного законодательства, правил делового документооборота, банковских правил и т. д. Это требует особого подхода к финансированию, планированию, организации бухгалтерского учета и отчетности. Бухгалтеров загранучреждений по праву можно назвать финансистами широкого профиля, поскольку в круг их обязанностей, помимо бухгалтерского сопровождения, входят вопросы планирования, закупочной деятельности, контроля эффективности расходов и полноты собираемости доходов.
Кроме того, необходимо отметить, что российские загранучреждения выполняют еще целый ряд крайне важных функций, таких как защита интересов российских граждан, работа с соотечественниками, военно-мемориальная работа, проведение выборов и т. д. Финансовое обеспечение этих задач осуществляется в тесном взаимодействии с ВФД и заинтересованными подразделениями министерства. В целях подготовки и переподготовки бухгалтеров загранучреждений Валютно-финансовый департамент регулярно организует курсы повышения квалификации, проводит стажировки и консультации по финансовым вопросам.
Пользуясь случаем, хочу поздравить ветеранов, сотрудников ВФД, бухгалтеров загранучреждений, территориальных органов, подведомственных организаций с юбилейной датой. Они ответственно и профессионально выполняли и выполняют свою работу, которая очень важна для финансового обеспечения работы Министерства иностранных дел.