Если бы каждый человек на клочке земли
своей сделал бы все, что он может,
как прекрасна была бы земля наша!

А.П.Чехов

Эти слова русского писателя побудили Александра Ивановича Алексеева к воплощению своих творческих замыслов. В своем родном селе Кабардинка, в 12 км от Геленджика, он создал удивительный по своей гармоничности архитектурно-ландшафтный проект - «Старый парк» площадью чуть больше одного гектара. Как художник, архитектор и скульптор, он осуществил идею создания галереи цивилизаций, где рядом расположились такие исторически мировые культуры, как Древний Египет и античная Греция, классицизм и средневековая архитектура, восточная и православная культура разных времен.

Свой замысел создатель парка комментирует так: «Идея показать культуру всего мира не нова. И универсальна. Потому что нет одной изолированной культуры. Когда начинаешь изучать культуру разных народов, то понимаешь, что все мы вышли из одной колыбели. И говорить об одной культуре, чисто русской, славянской, армянской или греческой, - это, значит, выхолащивать саму эту национальную культуру. Потому что мы до такой степени за эти тысячелетия переплелись, культурно ассимилировались, что нельзя отрывать одно от другого».

Этот парк - не раз и навсегда обустроенное пространство, он постоянно меняется. Каждый уголок наполняется новой жизнью, и новые персонажи рассказывают свои истории. С одной стороны, мир нескончаемого праздника, удовольствия от созерцания прекрасного, с другой - интереснейшее просветительское действо. Почти все, что есть на этой территории - фонтаны, здания, музеи, храмы, скульптуры, фрески, - сотворили руки Александра Алексеева. Но он не просто создает парковые объекты, за каждой воплощенной идеей - изучение истории, политического строя эпох, быта, костюма. А затем поиск по всему миру культурных ценностей, мебели, утвари. В его коллекциях нет случайных предметов. Местные жители и коллекционеры из разных стран, проникшись идеями Алексеева, передавали ему безвозмездно или за совсем небольшую плату будущие экспонаты. И что самое удивительное - это единственный на Черноморском побережье частный парк, он построен на средства владельца и содержится за его счет! Все члены семьи поддерживают его и помогают кто чем может.

В 1994 году Александр Иванович самыми простыми инструментами высек из куска мрамора бюст Вольтера, потом Данте, Гомера, Шекспира… Следом взялся за уменьшенную копию пирамиды Хеопса. А уже через два года состоялось открытие парка, который тогда был значительно меньше нынешнего. Строительство и благоустройство парка началось на небольшом участке, принадлежащем родителям Александра Алексеева. Со временем он приобретал в собственность близлежащие территории.

Центральный вход охраняют два мудрых стража - сфинксы. У египтян они символизировали собой повелителей и властителей, которые, подобно богам, были скрыты от глаз народа. Бычьи бока означают телесную материю, крылья орла - жизненную силу, голова человека - нематериальный дух, лапы льва - всепожирающий огонь, активную силу и объединяющую энергию. Древняя мудрость позаимствовала у сфинкса четыре основных правила поведения человека: знать - благодаря разуму, желать - с силой льва, дерзать - то есть отважно воспарять на мощных орлиных крыльях, молчать - с непоколебимой силой и мощью быка.

При входе в парк стоит уменьшенная копия пирамиды Хеопса со сфинксом. Внутри пирамиды, куда можно попасть через специально сделанный вход, на фресках изображены сферы деятельности египтян. В центре - весы, на которых после смерти боги взвешивают душу человека: если легче перышка, то попадает в рай.

Павильон античности - стилизованный храм с двухметровой статуей Зевса. Над головой отца богов высечена фраза Гомера: «Все из тебя истекает» - как ответ на всякую просьбу и проблему в жизни. Внутри павильона греческая цивилизация представлена двумя рельефными панно с иллюстрациями из «Илиады» Гомера. Скульптуры Афродиты, богини любви и красоты, и Галатеи, морской нимфы, украшают парапеты гранитных ступеней.

Центральное место в верхней части парка занимает классический готический фонтан: струи воды бьют из пастей гаргулей в чашу с прозрачной водой, олицетворяющей жизнь. Классицизм Просвещения ярче всего выражен таким элементом, как колоннада, построенная там как олицетворение двух философских фраз. «В тот миг, когда на камне было высечено слово, началась История» - это изречение можно считать прологом к началу аллеи цивилизаций. Вторая надпись состоит из двух самостоятельных крылатых фраз: «Даже боги не в силах изменить прошлое» и «История повторяется».

Эпоху средневековья представляет величественная композиция, центр которой - каменная дозорная башня с мостом. По каменной винтовой лестнице можно подняться на верх башни. Она окружена прудом, который должен напоминать ров с водой вокруг средневекового замка. Ограждение пруда в уголке средневековья - настоящее произведение кузнечного искусства, воплощающее тему Страшного суда, исполненное мастером художественной ковки Игорем Ключниковым.

Сразу за средневековой беседкой расположен «Домик для двоих» - средневековый городской дом, отсылающий к легенде об Абеляре и Элоизе. Пьер Абеляр в истории философии оставил большое наследие. Он одним из первых в богословских спорах заговорил о проблемах человека. А в его письмах к Элоизе он пишет о том, что любовь, даже с прекращением физической жизни, не умирает, а переходит в более высокую связь, в Духовное Единство.

Православная часовня является действующей церковью святителя Николая Чудотворца. Построена в лучших традициях храмовой архитектуры русского православия. Пять куполов часовни символизируют Иисуса Христа и четырех его апостолов-евангелистов: Матфея, Марка, Луку, Иоанна, изображения которых высечены на фасаде часовни.

Дом Кавказа. В одном здании соединены три типа зодчества - духовная кавказская православная часовня, военная башня и гражданский дом, где находится небольшой музей истории кавказских народов. Через верхние окна военной башни открывается вид на купол кавказской православной часовни, расположенной в другом крыле этого же здания. В центральной части здания находится экспозиция, собранная из различных предметов и произведений искусства, имеющих отношение к истории и культуре. Там представлены и оружие, и одежда, и бытовые предметы, археологические и палеонтологические находки, минералы, самоцветы, живопись, посуда, древние женские украшения, скульптурная миниатюра.

На постаменте расположен камень клятв, в котором проделано сквозное отверстие, а справа и слева от него - отпечатки ладоней. Надпись на камне гласит: «Камень вечности слышит тебя и хранит сказанное».

По преданиям горцев, самой сильной клятвой является клятва на камне, она нерушима. Если хотите подтвердить крепость своего слова, положите руку на камень и мысленно или вслух произнесите свое обещание. У многих народов мира камень является символом постоянства и твердости духа, поэтому самые серьезные клятвы в любви, верности, кровной мести произносятся у этого камня.

В японском уголке парка центральное место занимает японская часовня Синто. Считается, что все сущее на земле в той или иной степени одушевлено. У каждой вещи есть свой дух, божество - ками. Большинство святилищ посвящаются определенному ками и располагаются в живописных местах. Часовня в парке посвящена одному из «семи богов счастья» - Эбису. Внутри часовни хранится «синтай» - тело ками - предмет, в который, как считается, вселяется дух ками. Он всегда скрыт и не демонстрируется.

Дом Востока - синтез исламской и восточной многоликости. Фасад знаменует величественность дворца, минареты символизируют исламскую мечеть, а золотой купол - персидские и индийские усыпальницы - мавзолеи. Внутри Дом Востока не менее красив, чем снаружи: тонкая резьба, ажурные своды, в центре зала - чаша с бьющим родником. Сегодня внутреннее пространство наполняется предметами восточной старины и постепенно превращается в музей, как и Дом Кавказа.

Ансамбль дополняет индийская Ратха, которая традиционно посвящена божествам и героям индийских сказаний. Наконец, еще одним элементом восточного ансамбля выступает индийский фонтан. Четыре слона с высоко поднятыми хоботами смотрят на четыре стороны света и держат на себе чашу со струящейся водой и традиционной индийской башенкой.

В дальней части парка расположен сказочной красоты акведук. Он представляет собой архитектурное сооружение в виде арок и является центром всей водной системы парка. Именно там содержится запас воды для нужд парка, а также для создания в нижней части парка эффекта влажного климата, чтобы тропические растения чувствовали себя прекрасно. По центру виден небольшой и красивый водопад. А по вечерам включается подсветка, которая создает иллюзию подводного царства.

Особенно интересен античный театр на 150 зрителей, где, по замыслу создателя парка, проходят концерты классической музыки, исполняются оперы. Акустика театра, как утверждают специалисты, идеальна для исполнителей.

Бесспорно, без растительного наполнения «Старый парк» не имел бы необыкновенного очарования, ведь там существуют гингко и сакуры, магнолии и альбиции, камелии и трахикарпусы, хамеропсы и множество хвойных пород, а из лиственных есть даже береза. Декоративные кустарники представлены сирийскими гибискусами, рододендронами, олеандрами.

Чтобы полюбоваться этим растительным - и не только - многообразием ежедневно парк посещают до 3 тыс. туристов.