М.Брагин,  корреспондент "Международной жизни":  Госпожа заместитель министра, в нынешнем году исполняется 120 лет дипломатическим отношениям между нашими странами. Как бы вы оценили уровень политических и торгово-экономических отношений, с которым Мексика и Россия подходят к этой дате?

Лурдес Аранды Бесаури:  Мексика и Россия - глобальные игроки, которые сотрудничают в вопросах, имеющих мировое значение. Политические и экономические связи и сотрудничество наших стран укрепляются с каждым днем. Наши государства входят в состав "Группы двадцати", Совета Безопасности ООН (Мексика в качестве непостоянного члена на период 2009-2010 гг.), форума "Азиатско-тихоокеанского экономическое сотрудничество" (АТЭС), Совета Европы и т.д. В рамках этих форумов мы ведем совместную работу по решению наиболее актуальных международных проблем и способствуем вовлечению развивающихся стран в процессы принятия решений.

На протяжении последних лет наши двусторонние отношения развивались поступательно. Свидетельство тому - визит министра иностранных дел Мексики Патрисии Эспиносы в Москву 7-9 октября 2008 года и состоявшаяся в рамках 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН встреча глав внешнеполитических ведомств наших стран. Cвой вклад в повышение уровня двустороннего политического диалога вносили и периодические контакты в рамках межмидовских политических консультаций, седьмой раунд которых состоялся в октябре 2007 года в Москве. В середине февраля этого года ожидается визит министра иностранных дел России С.Лаврова в Мексику.

Наши отношения характеризуются также наличием обоюдного интереса сторон к укреплению торгово-экономических связей, что было зафиксировано в ходе прошедшего 7-8 декабря 2009 года в Москве 4-го заседания Российско-мексиканской смешанной комиссии по экономическому, торговому, научно-техническому сотрудничеству и морскому судоходству. Заседание проходило под председательством министра энергетики Мексики Георгины Кессель Мартинес и министра образования и науки России Андрея Фурсенко. Считаю, что подобные форматы диалога позволяют нам находить и развивать направления двустороннего сотрудничества в торговой и инвестиционной областях.

Стоит также отметить состоявшуюся 19 ноября 2009 года встречу министра здравоохранения Мексики Хосе Анхеля Кордоба Вильялобоса с министром здравоохранения и социального развития России Татьяной Голиковой, в ходе которой обсуждались направления сотрудничества наших стран в сфере здравоохранения.

Несмотря на тот факт, что контакты между нашими странами становятся более частыми и приобретают с каждым разом все более широкий характер, мы тем не менее полагаем, что потенциал наших двусторонних отношений очень велик. И в этой связи предстоящий визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в нашу страну дает прекрасную возможность оценить уже достигнутые результаты, а также наметить новые направления реализации потенциала наших отношений в будущем.

М.Брагин:  В начале декабря 2009 года в российской столице прошло 4-е заседание Российско-мексиканской смешанной комиссии по экономическому, торговому, научно-техническому сотрудничеству и морскому судоходству. Как бы вы оценили его итоги? Какие направления двустороннего сотрудничества видятся вам наиболее перспективными?

Лурдес Аранды Бесаури:  Результаты прошедшего в Москве 4-го заседания Российско-мексиканской смешанной комиссии выявили широкий спектр вопросов, представляющих интерес для наших стран.

Что касается торгово-экономической сферы, то здесь обе стороны высказали заинтересованность в налаживании более широкого взаимодействия деловых кругов обеих стран по линии торгово-промышленных палат, при активном участии мексиканского государственного агентства по продвижению экспорта и инвестиционному сотрудничеству "ПроМехико". Другим важным моментом является намерение Мексики и России продолжить в 2010 году переговоры по соглашению о взаимном поощрении и защите инвестиций, являющемуся важнейшим механизмом создания благоприятных условий для взаимных капиталовложений и гарантиям по ним.

Еще одним важным инструментом сближения наших рынков и развития туристических обменов являются соглашения по морскому судоходству и воздушному сообщению, переговоры по которым продолжатся на протяжении 2010 года.

Участие министра энергетики Мексики Георгины Кессель в 4-м заседании Российско-мексиканской смешанной комиссии в качестве главы мексиканской делегации, без сомнения, отражает то важное значение, которое Мексика придает развитию энергетического сотрудничества. Для наших стран, являющихся крупными поставщиками углеводородного сырья на мировые рынки, сотрудничество в этой сфере вполне естественно. Интерес в энергетической области распространяется также на ядерную энергетику, возобновляемые источники энергии и энергосберегающие технологии.

Наконец, в сфере научно-технического сотрудничества Мексика представила на рассмотрение российской стороны портфель, содержащий 14 новых проектов, запланированных на 2010-2011 годы. Одновременно мы предложили подписать Меморандум о взаимопонимании в сфере научного, технологического, академического сотрудничества, а также сотрудничества в сфере инноваций между мексиканским Национальным советом по науке и технике и российским Федеральным агентством по науке и инновациям, с тем чтобы определить конкретную платформу для развития проектов, представляющих обоюдный интерес.

М.Брагин: В минувшем году мексиканские власти значительно сократили сроки оформления российским гражданам туристических виз и упростили процедуру их получения. Можно ли ожидать дальнейших шагов в этом направлении, учитывая, что ряд латиноамериканских стран заявили о скорой отмене въездных виз для россиян?

Лурдес Аранды Бесаури:  Принятые меры позволили увеличить торговый и туристический обмен между Мексикой и Россией, что позволило расширить контакты между гражданами наших стран. Мы готовы к продолжению совместной работы с российскими властями, чтобы мексиканцы, посещающие Россию, и российские граждане, посещающие Мексику, могли бы воспользоваться преимуществами ускоренной и менее затратной процедуры оформления виз. Это явилось бы гарантией того, что гуманитарные контакты способствовали бы нашему дальнейшему сближению в сфере экономики, торговли, туризма и культуры на благо наших народов.

М.Брагин: В нынешнем году мир будет отмечать
65-ю годовщину Победы над фашизмом и окончания Второй мировой войны. Мексика была одной из первых стран, заявивших о своей солидарности с советским народом в его борьбе против нацизма, и она внесла свой вклад в победное завершение Второй мировой войны. Как будут отмечаться эти памятные даты в вашей стране?

Лурдес Аранды Бесаури:  Окончание Второй мировой войны является историческим фактом, заложившим параметры сегодняшней системы международных отношений. Международный миропорядок во второй половине ХХ века определялся завершением этого конфликта, что в том числе положило начало появлению системы Объединенных Наций и бреттон-вудских институтов. Он также ускорил крах колониализма и создал условия для укрепления биполярной международной системы в период холодной войны.

Мексика принимала участие во Второй мировой войне, действуя в координации с союзниками по антигитлеровской коалиции. Мы, без сомнения, будем участвовать в этом году в памятных мероприятиях, посвященных окончанию Второй мировой войны, которые планируют проводить страны, непосредственно участвовавшие в этом конфликте. Эта памятная дата совпадает по времени с 200-летней годовщиной независимости Мексики и 100-летием начала мексиканской революции. Таким образом, в этом году нам предстоит отпраздновать много достойных событий.

М.Брагин:  Госпожа посол, в нынешнем году Мексика продолжит работу в Совете Безопасности ООН в качестве непостоянного члена. Какие задачи ставит перед собой ваша страна на период работы в Совбезе ООН? Каким темам будет отдаваться наибольший приоритет?

Лурдес Аранды Бесаури:  Как непостоянный член СБ ООН Мексика продолжит продвигать культуру мира, которая включает в себя укрепление правового государства, поддержку и уважение международного гуманитарного права и прав человека. Одновременно мы продолжим выступать в поддержку защиты гражданского населения в вооруженных конфликтах - это прежде всего касается таких социально незащищенных групп, как дети и женщины, - справедливости, равенства, мирного разрешения споров, социального, политического и экономического развития стран, находящихся на этапе выхода из состояния вооруженного конфликта.

В 2010 году Мексика продолжит усилия по включению в соответствующие резолюции СБ ООН положений, направленных на борьбу с незаконным трафиком оружия, наркотиков и людей, а также на противодействие незаконному использованию натуральных ресурсов. Являясь председателем Рабочей группы СБ ООН по вопросу о детях, находящихся в условиях вооруженных конфликтов, Мексика продолжит продвигать принцип о приоритетности защиты прав детей и будет настаивать на том, чтобы конфликтующие стороны выполняли положения резолюции СБ ООН №1612, принятой в 2005 году, отдавая приоритет защите и оказанию гуманитарной помощи детям, находящимся в зонах вооруженных конфликтов, что в первую очередь будет касаться беженцев и перемещенных лиц.

М.Брагин: Одним из итогов нынешнего глобального финансового кризиса стало растущее понимание необходимости реформирования существующих международных кредитно-финансовых институтов и более справедливое представительство в них развивающихся стран, а также укрепление "Группы двадцати" в качестве формата для обсуждения актуальных мировых экономических проблем. Какова позиция вашей страны относительно перспектив реформирования бреттон-вудских институтов?

Лурдес Аранды Бесаури:  Глобальный кризис продемонстрировал необходимость комплексной реформы международных финансовых институтов в целях улучшения их структурных возможностей по предотвращению и противодействию будущим кризисам. С нашей точки зрения, реформа международных финансовых институтов должна затронуть следующие две главные стороны.

Во-первых, увеличить представительство развивающихся стран и стран с нарождающимися рынками с целью улучшения их способности влиять на процесс принятия решений в соответствии с их долей в мировой экономике и повышения их доступа к ресурсам этих институтов. Прежде всего это касается Международного валютного фонда и Всемирного банка. Необходимо договориться о перераспределении голосов при принятии решений в этих международных институтах для обеспечения баланса представительства различных групп стран, а также улучшить деятельность их руководящих органов с целью придания большей эффективности принимаемых ими решений. Общий пересмотр квот в МВФ запланирован на конец 2011 года. Таким образом, нынешний год станет ключевым для обеспечения успеха этого процесса.

Во-вторых, существенно увеличить ресурсы международных финансовых институтов. Приоритетом для Мексики на данном направлении является достижение на протяжении первых месяцев текущего года соглашения об увеличении в два раза капитала Межамериканского банка развития, текущие возможности которого не соответствуют масштабам экономики Латинской Америки и кредитным потребностям стран региона. На последнем саммите "Группы двадцати" в Питтсбурге была достигнута договоренность завершить в течение первого семестра 2010 года процесс ревизии потребностей увеличения капитала Всемирного банка и региональных банков развития.

М.Брагин:  Как вам видится будущее "двадцатки"?

Лурдес Аранды Бесаури:   Мы полагаем, что в нынешнем году "Группа двадцати" должна сосредоточить свою работу на выполнении договоренностей, принятых на встречах лидеров "двадцатки" в 2008 и 2009 годах. Приоритетами для нашей страны будет выработка скоординированных "стратегий выхода из кризиса", с тем чтобы гарантировать дальнейшее продолжение процесса восстановления экономик, продолжение работы по улучшению контроля и финансового регулирования, усиление ответственности банков и компаний, занимающихся оказанием финансовых услуг. Мы придаем приоритетное значение следованию обязательствам избегать введения протекционистских мер и завершить Дохийский раунд ВТО в нынешнем году. Наши приоритеты включают также задачу достижения реального прогресса в реформировании международных финансовых институтов на уже упомянутых мною условиях. Кроме того, мы планируем удвоить наши усилия для сокращения негативных социальных последствий нынешнего кризиса, а также продвигать "зеленое" восстановление экономик, чтобы усилия "двадцатки" шли в русле приоритетов борьбы с изменением климата.

В долгосрочной перспективе "Группа двадцати" должна, на наш взгляд, вносить свой вклад в создание новой международной финансовой архитектуры, которая отражала бы сегодняшние реалии, и способствовать устойчивому развитию. В этом плане мы намерены добиваться в "двадцатке" следующих целей.

Во-первых, гарантировать, чтобы "Группа двадцати" способствовала бы наибольшему участию развивающихся стран в принятии глобальных решений. Первым шагом в этом направлении станет улучшение системы функционирования "двадцатки", с тем чтобы сделать ее более равноправной и транспарентной. Мы знаем, что ваша страна разделяет эти цели, и мы готовы вплотную работать с Россией и другими государствами - членами "двадцатки" для их достижения.

Во-вторых, занимать гибкую позицию, что позволило бы "двадцатке" обсуждать любую тему мировой конъюнктуры, заслуживающую совместного внимания ее лидеров.

В-третьих, создать механизмы открытого диалога со странами, не принадлежащими к этому форуму, а также гражданским обществом и бизнес-сообществом.

В-четвертых, установить позитивное взаимодействие с международными организациями, ясно обозначив, что главная цель "Группы двадцати" - это способствовать их работе, а не стремиться их подменить. При этом, по нашему мнению, "Группа двадцати" не должна превращаться в переговорный формат, а должна стать площадкой для обсуждения альтернативных предложений ее участников по вопросам государственной политики, направленных на противодействие общим вызовам и содействие решению наиболее чувствительных проблем международной повестки дня.

М.Брагин:  Насколько форматы "Группы двадцати" и "Большой восьмерки" плюс "Группы пяти" могли бы дополнять друг друга при обсуждении вопросов реформирования нынешней мировой финансовой архитектуры и проблем глобального экономического развития?

Лурдес Аранды Бесаури:  В "Группе двадцати" представлены все страны "Большой восьмерки" и "Группы пяти". Мексика считает позитивным любой формат международной координации, так как каждый из подобных форумов является площадкой для поиска совместных ответов на глобальные вызовы. Конфигурация этих групп, как правило, конъюнктурна и обычно является ответом на возникающие кризисы и изменения глобального баланса сил. Мы поддерживаем такого рода объединения, позволяющие предлагать варианты государственной политики, направленные на разрешение наиболее сложных проблем.

"Группа двадцати" является широким и представительным форматом как для развивающихся, так и развитых стран, для всех регионов мира, в котором все стороны участвуют на равных условиях. И это, на мой взгляд, очень позитивно для международной архитектуры, и поэтому Мексика продолжит работать на укрепление "Группы двадцати".

М.Брагин:  В конце нынешнего года ваша страна будет принимать 16-ю Конференцию ООН по изменению климата. Возможно ли будет, на ваш взгляд, достичь каких-либо значимых прорывов на конференции в Мексике? При достижении какого результата предстоящего форума вы бы поставили себе "пятерку"? Как вам видятся перспективы реализации предложенной Президентом Мексики Фелипе Кальдероном инициативы создания Всемирного "зеленого фонда"?

Лурдес Аранды Бесаури:  Предложение Мексики об учреждении Всемирного "зеленого фонда" исходит из необходимости формирования в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата действенного и долгосрочного финансового механизма, который бы поддерживал усилия развивающихся стран на данном направлении.

В первоначальном виде мексиканское предложение предполагало, что все страны - участницы Рамочной конвенции внесут в фонд свои квоты, размер которых рассчитывался бы на основе согласованной формулы, учитывающей уровень выброса парниковых газов в атмосферу, численность населения и размер внутреннего валового продукта. Оно также предусматривало освобождение от внесения квот наименее развитых в промышленном отношении стран, несущих минимальную ответственность за создание данной проблемы и в то же самое время наиболее подверженных негативным последствиям изменения климата.

Все без исключения страны признают фундаментальный характер наличия такого финансового механизма в рамках Рамочной конвенции. Копенгагенское соглашение предполагает выполнение немедленных финансовых обязательств его подписантами и одновременно предполагает создание в среднесрочной перспективе развитыми странами Всемирного "зеленого фонда". Эти решения являются шагом вперед, который позволит приступить к принятию мер по предотвращению изменения климата.

Мексика является страной, в высокой степени уязвимой к последствиям изменения климата. Мы являемся участниками Рамочной конвенции и Киотского протокола и неукоснительно выполняем взятые на себя обязательства в соответствии с принципом разделенной, но дифференцированной ответственности и соразмерно национальным возможностям.

Как страна - хозяйка предстоящей конференции сторон и будучи убежденной в необходимости принятия срочных коллективных мер по противодействию изменению климата, Мексика приложит максимальные усилия для сближения позиций сторон по данной проблеме и укрепления диалога. Успех наших усилий будет зависеть от уровня компромисса сторон - участниц Рамочной конвенции.

Мы уже сделали позитивный шаг вперед и полагаем, что проделанная работа позволит нам достичь наибольшего консенсуса.
С каждым днем звучит все больше вовлеченных и обеспокоенных негативными последствиями изменения климата голосов, в силу чего мы как страна - хозяйка форума являемся оптимистами и ожидаем достичь солидного результата.