Процесс разрядки международной напряженности второй половины XX века, включавший такие важные явления, как подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), установление политических и экономических отношений между рядом стран Запада и Востока, переговоры по разоружению и ядерной безопасности, во многом определил дальнейший ход мировой истории. Одним из главных акторов в указанных событиях выступала Французская Республика. Именно роли Франции в процессе разрядки посвящена новая монография Е.А.Осипова*. (*Осипов Е.А. Франция и развитие процесса разрядки (1965-1975 гг.). М.: ИВИ РАН, 2016. 185 с.)

Хронологически работа охватывает период с 1965 по 1975 год - второй президентский срок Шарля де Голля и все президентство Жоржа Помпиду. Автор делает акцент на ключевом значении личности генерала де Голля для новейшей истории Франции, подчеркивая, что идеи голлизма в концепции внешней политики страны стали определяющими на многие годы. В книге отмечено, что со сменой лидера в стране не происходит существенных изменений в области внешнеполитического курса, однако при этом указывается, что при Помпиду в число основных аспектов разрядки выдвигается экономическая составляющая (с. 6-7). Среди широкого круга тем, освещаемых в научном труде, выделяются двусторонние контакты Французской Республики с США, СССР, КНР, ФРГ, а также ряд аспектов многостороннего формата международных отношений, в числе которых - берлинский вопрос, проблемы разоружения и ядерной безопасности, экономическое сотрудничество, подготовка и итоги СБСЕ.

В первой главе монографии ученый рассматривает двустороннее измерение процесса разрядки с участием Франции, подчеркивая ключевую роль франко-американских отношений в данном контексте. В книге подробно освещаются причины, предопределившие решающий для внешней политики страны шаг - выход Франции из военной организации НАТО. Автор пишет о том, что изначально требования де Голля, хотя и были явно завышенными и фактически не соответствовали реальному политическому весу Франции на тот момент, не предусматривали подобного радикального шага и были направлены на упрочение положения страны внутри организации.

В работе рассматриваются и причины охлаждения отношений Французской Республики с США, среди которых - развитие двусторонних контактов с СССР, Китайской Народной Республикой и изменение международной ситуации, изначально ставшей условием создания НАТО, а самым острым вопросом называется проблема американского военного присутствия во Франции (с. 11-12).

Историк дает прямую ссылку на документы французского внешнеполитического ведомства, в которых говорится об отсутствии на тот момент «угроз западному миру и Европе, которые стали поводом для заключения договора [о создании Североатлантического альянса]», как о причине выхода Франции из военной организации НАТО (с. 13). В конце президентства де Голля во франко-американских отношениях наметилась слабая тенденция к улучшению, в частности изменилась военная доктрина Пятой республика, однако в своем труде Е.А.Осипов подчеркивает ряд проблем, остававшихся актуальными в данный период, среди которых - конфликты на Ближнем Востоке и в Индокитае. Кроме того, на сотрудничество двух стран оказывали влияние двусторонние контакты с Израилем (с. 16).

Более существенные изменения во франко-американских связях происходят с началом президентства Жоржа Помпиду, который придавал им особое значение. При этом ученый выделяет «более прагматичный характер голлизма» нового президента, в том числе в сфере сотрудничества с трансатлантическим партнером (с. 17-18). Большое внимание в монографии уделяется событиям, связанным с визитом Помпиду в США в 1970 году, и тому отпечатку, которые они наложили на дальнейшие отношения двух стран. При общей тенденции на охлаждение выделяется высокая степень кооперации в военно-технической сфере, а также подчеркивается неизменная приверженность Франции Североатлантическому альянсу и ее «обязательствам» как западной державы.

Ключевым принципом, на котором строилось дальнейшее сотрудничество Франции с США, стало стремление первой не допустить установления советско-американского кондоминиума над Европой или изменения баланса сил в мировой политике в какую-либо сторону: так, выделяется тенденция на сближение с Соединенными Штатами по мере сокращения американского преимущества над СССР (с. 27). Еще одним основополагающим моментом стала неизменная тенденция Франции к осуществлению собственной независимой внешней политики как в рамках международной политики, так и в сфере двусторонних отношений.

В монографии дается характеристика франко-американского экономического сотрудничества, в том числе работы по реформированию международной валютной системы, а также приводится глубокий анализ мировой экономики периода разрядки. Как подчеркивает автор, очевидная неудача переговоров по итогам встречи на Азорских островах и подписание Смитсоновского соглашения стали определяющими в переориентировании приоритетов экономической политики Помпиду в сторону ЕЭС для противопоставления американскому давлению (с. 39).

Широкое внимание в своей работе Е.А.Осипов уделяет франко-советским связям, называя их основным фактором в разрядке международной напряженности (с. 47). Приводя характеристику личного отношения к СССР первого президента Пятой Республики, ученый подчеркивает исторически высокую степень важности контактов двух стран и общность взглядов на ключевые вопросы мировой политики, несмотря на ряд серьезных противоречий (в том числе - в понимании смысла и содержания разрядки). Важное значение имела солидарность позиций Франции и СССР по индокитайскому кризису и израильской проблеме. Причиной осложнения сотрудничества, последовавшего за вводом войск в Прагу в 1968 году, был тот факт, что подобные действия советской стороны стали «серьезным ударом не только по советско-французским отношениям… но и по французской концепции разрядки» (с. 55).

Для более глубокого понимания взаимосвязей двух стран в тот период автор приводит пространный анализ международной ситуации, в частности положения в Европе, политики ФРГ и «берлинского вопроса». Главными темами диалога в рамках двусторонних отношений называется созыв общеевропейского совещания, германский вопрос, ситуация в Индокитае и на Ближнем Востоке. При этом подчеркивается более высокая степень прагматизма в контактах с Москвой со стороны Помпиду, нежели де Голля (с. 57).

В монографии подробно разбираются этапы развития франко-советских связей, приводится характеристика процедуры подписания и содержания двусторонних документов, дается оценка многочисленным визитам на различных уровнях. Выделяется высокое значение экономического сотрудничества двух государств. Охлаждение отношений после 1972 года связывается со сближением СССР и США и опасениями Франции по этому поводу, разногласиями по проблеме разоружения и в сфере подготовки общеевропейского совещания, в частности различными точками зрения Франции и Советского Союза на принцип нерушимости границ в Европе.

Историк, однако, отмечает стабильный рост товарооборота между двумя государствами, подчеркивая, что осложнения в политической сфере не оказали негативного воздействия на развитие торговли и экономических контактов (с. 76). В книге подчеркивается высокая оценка, которую придавал Помпиду значимости экономики в развитии международных отношений, а механизм экономического сотрудничества Москвы и Парижа в период 1965-1975 годов назван «эффективным и уникальным» для холодной войны (с. 88).

Еще одной центральной темой монографии выступает политика Франции в области контактов с Китайской Народной Республикой: автор дает подробную характеристику сотрудничества двух стран, мотивов «потепления» и этапов развития. Среди причин установления дипломатических связей между странами в 1964 году выделяются геополитические и экономические (с. 89).

В книге отмечается, что, «устанавливая дипломатические отношения с Пекином, де Голль надеялся в политическом плане на укрепление позиций Франции и дальнейшее развитие разрядки» (с. 96), но долгосрочный эффект от этого шага оказался спорным. Важным рубежом в развитии франко-китайских контактов стала поддержка КНР студенческих волнений в Париже в 1968 году, а в целом по итогам президентства де Голля стало очевидным, что возложенные на установление дипломатических связей надежды не оправдались (с. 98), однако и при Помпиду китайское направление внешней политики Франции оставалось важным измерением. При этом экономическое сотрудничество существенно отставало от политического (с. 102).

Вторая глава монографии посвящена многостороннему аспекту процесса разрядки с позиций Французской Республики. Наряду с основными положениями «французского измерения», автором подробно освещаются политические, экономические, гуманитарные стороны международных отношений этапа разрядки.

Одной из центральных тем выступает процесс выработки соглашения по Западному Берлину - ключевому моменту европейской политики данного периода. Ученый приводит характеристику позиции Франции по «берлинскому вопросу» и оценку контактов страны с ФРГ, подчеркивая, что для Помпиду важнейшим вопросом внешней политики стало сдерживание западногерманского экономического роста в условиях неоднозначного отношения к «новой восточной политике» Брандта - Шееля. Экономический аспект называется превалирующим в сотрудничестве двух стран (с. 114-115).

Широкое внимание автор уделяет четырехсторонним переговорам по «берлинскому вопросу», отмечая особую, во многом не совпадающую с американской и британской, позицию Франции в данном процессе - которая, по причине заинтересованности Парижа в сдерживании роста политической и экономической активности ФРГ - базировалась на принципе сохранения статус-кво. Значительным итогом для Парижа, как подчеркивается в книге, стало полное удовлетворение, что форма соглашения соответствует изначальным требованиям французской стороны (с. 129).

Центральным событием для всего процесса разрядки стало подписание Заключительного акта СБСЕ, в выработке и обсуждении которого Французская Республика играла одну из основных ролей. Изучение данного аспекта, как указывается в монографии Е.А.Осипова (с. 131), имеет огромное значение для понимания самой сущности Хельсинкского процесса.

Ученый подробно рассматривает этапы эволюции точки зрения Франции в ходе подготовки и проведения СБСЕ, выделяя среди причин активной позиции страны опасения по поводу интенсификации внешней политики ФРГ в тот период (с. 133). Важной особенностью политики Франции в данном вопросе стало жесткое стремление к размежеванию проблем безопасности и разоружения не просто на отдельные блоки в рамках обсуждения, а на две независимые конференции.

В работе также подчеркивается особая важность визита Жоржа Помпиду в Советский Союз в процессе достижения компромисса Запада с СССР на этапе предварительных переговоров (с. 139), главным итогом которого стало то, что СБСЕ, фактически, прошло по французскому сценарию. В частности, можно говорить о ведущей роли Франции в рассмотрении культурных и гуманитарных вопросов в качестве отдельного пункта повестки конференции (с. 146). Автор указывает, что именно данный аспект представляет собой «разрядку в динамике» - важнейшее достижение СБСЕ и главную черту внешнеполитической доктрины Франции (с. 148).

Отдельной темой в книге выступает роль Франции в решении проблем разоружения в ходе разрядки. Особая позиция страны в данном контексте объясняется «отставанием» Франции в области ядерной программы в сочетании со стремлением к независимой внешней политике (в том числе в сфере безопасности внешних границ), которую обеспечивало обладание ядерным оружием. Главной причиной ученый считает отличное от американского и советского (носившего биполярный характер) понимание самой сущности разрядки во Франции, для которой проблема разоружения не носила ключевого характера в рамках данного процесса (с. 166). При этом автор подчеркивает, что в вопросах сокращения вооружений во внешней политике Пятой республики на протяжении всего ее существования наблюдается неизменность позиций (с. 159). В работе также подробно рассматриваются этапы сокращения вооружений и советско-американские договоренности в данной области.

В монографии Е.А.Осипова освещается широчайший круг проблем, относящихся не только к процессам разрядки международной напряженности в 1965-1975 годах, но и затрагивающих различные стороны двусторонних и многосторонних контактов на мировой политической арене с участием Французской Республики. Рассматривая события указанного периода сквозь призму французской политики, автор, основываясь на широком круге источников, в том числе впервые вводимых в научный оборот материалах архива МИД Франции,  проводит глубокий анализ причин изменения ряда аспектов формата мировой политики. Работа Е.А.Осипова представляет собой фундаментальный труд по истории Франции периода Пятой республики и системы международных отношений - ключевой фазы холодной войны.