Исследования проблем развития современной цивилизации занимают совершенно особое место в творчестве одного из известных российских правоведов - доктора юридических наук, профессора Р.В.Енгибаряна* (*Енгибарян Р.В. XXI век: исламский вызов – XXI century: Islamic Challenge. М., 2016. 160 с.).

Вначале следует отметить, что он посвящает разработке подобных проблем не только строго научные статьи и книги, но затрагивает подобные вопросы и в своих художественных произведениях. Например, в романе «О, Мари!» он писал: «Радикальные изменения, затрагивающие сущность человека, весь его внутренний мир и поведение, происходят, когда меняется выстроенная на базе определенной религии культура»1.

Необходимо подчеркнуть, что подобная исследовательская парадигма определяет все творчество профессора Енгибаряна. В широком смысле автор рассматривает культуру как определяющий фактор человеческой сущности, безусловно, влияющий на отношение индивида к таким известным каждому вещам, как любовь, семья, долг, ответственность перед обществом.

И процессы, которые сейчас наблюдаются в мире, вызывают у ученого-юриста вполне закономерную тревогу. «Невиданная экономическая и политическая глобализация огромного количества государств напоминает процессы, наблюдавшиеся перед началом Второй мировой войны. Противоположный процесс - разъединение мира по религиозному фактору, который совершенно незаметно вернул себе важнейшую роль в межчеловеческих и межгосударственных отношениях»2.

В этой связи профессор Енгибарян замечает, что христианство как мировая религия начинает утрачивать собственное влияние. «К сожалению, христианская религия, создавшая современную великую цивилизацию, которая открыла новые миры и континенты, завоевывает космос, поставила атомную и водородную энергию на службу человека, сужается, как плодородные земли на планете, и уходит с разных частей света»3.

Одна из причин - кризис в демографической сфере. Так, профессор Енгибарян отмечает в этой связи: «Страны «золотого миллиарда», за исключением США, переживают глубокий демографический кризис, их население неуклонно уменьшается и стареет»4.

По мнению известного юриста, показателями успешного развития государства должны быть «человеческое измерение, индекс и потенциал интеллектуального развития населения»5.

Но старение населения западных стран происходит на фоне демографического роста в странах Востока, что и вызывает миграцию, которая на практике почти не поддается контролю и влиянию со стороны западных государств.

«Из года в год сотни тысяч голодных, никому не нужных людей в поисках еды и работы, рискуя жизнью, перемещаются по миру. Более удачливые попадают в Европу или Северную Америку, менее везучие находят низкооплачиваемую рабскую работу в соседних исламских государствах, например в Саудовской Аравии или Катаре, либо пополняют международные криминальные организации»6.

Здесь необходимо особо подчеркнуть, что, говоря о приезжающих в Европу и США, автор книги отмечает, что неустроенные мигранты пополняют ряды радикалов. И небольшое уточнение. Радикалы заявляют, что исповедуют ислам, хотя на деле уже давно отошли от идеи Добра, изначально заложенной в любой религии мира - и исламе в том числе. А следовательно, они поклоняются не Добру, а Злу.

Но первопричина подобного положения вещей заключается не только в неустроенности мигрантов. Это, по мнению автора книги, скорее, следствие. Субстанциальная причина заключается в том, что радикальные «исламисты» вовсе не хотят приобщаться к культурным и мировоззренческим ценностям, накопленным за многие века европейской цивилизацией, позиционируя себя как неких «особенных» людей. Именно отсюда, с точки зрения автора, идет не только неприятие самих европейских ценностей, но и просто вопиющее пренебрежение существующими в европейских странах правовыми нормами. Увы, но это тоже факт - мигранты просто не «замечают» местного законодательства. Видимо, по причине его мягкости. И это тоже одна из возможных причин недавних террористических актов во Франции и Германии, которые потрясают своей дикостью и запредельной жестокостью.

А между тем рецепты борьбы с тем же терроризмом существуют, и они весьма действенны. В этом смысле показательна прекрасная работа «Why Terrorism Works» («Почему действеннен терроризм»), автором которой является американский юрист Алан Мортон Дершовиц. Он вполне справедливо отмечает, что именно открытое общество особенно уязвимо со стороны террористов.

«Терроризм наиболее эффективно действует против открытых демократий и значительно менее эффективен в условиях закрытых тираний»7. Дершовиц приводит мнение судьи Роберта Джексона о том, что демократия и конституция устанавливались вовсе не для самоубийства8.

Задолго до этого по поводу противодействия экстремистам точно и научно обоснованно высказался и известный русский мыслитель Иван Александрович Ильин. Так, он писал: «Государство обеспечивает людям права свободы, но ни одному человеку не может быть предоставлено право на преступление»9.

Следует в этой связи отметить, что те, кто идет на преступление или совершение террористических актов, прикрываясь при этом собственными религиозными взглядами, как неким «духовным» щитом, на самом деле давно «угасили в себе образ Божий»10. Профессор Енгибарян по этому поводу пишет: «Любая человеконенавистническая идеология, в основе которой лежат национализм (фашизм), социальная идеология (коммунизм) или религиозный фанатизм (фундаментальный ислам), обречена на провал»11. И действия преступников должны пресекаться с максимальной жесткостью.

Однако восточная культура также дает нам примеры совершенно выдающихся достижений в различных областях знания. Это факт. Достаточно вспомнить Омара Хайама, Авиценну и целый ряд других мыслителей, чьи труды, несомненно, составляют золотой фонд мировой культуры. И между восточной и западной культурами нет и не может быть фундаментальных противоречий. Одна должна дополнять другую. Точно так же, как восточная медицина вполне гармонично дополняет медицину западную в деле сохранения человеческого здоровья.

Кстати, о пользе взаимного влияния культур профессор Енгибарян писал в своих более ранних произведениях. «В мире идет необратимый процесс смешения культур, рас и народов. И, как показывают многолетние наблюдения, процесс этот ни в коей мере не обедняет генетический и культурный фонд человечества, наоборот, обогащает его, придавая новые оттенки и многогранность»12.

Профессор Енгибарян вполне справедливо замечает в своей новой книге, что радикалы пытаются противопоставить друг другу две мировые религии - христианство и ислам. Задачу эту можно поистине назвать происками дьявола, поскольку обе мировые религии несут в себе идею Добра. Но, к сожалению, действия многих организаций направлены именно в сторону радикализации межконфессиональных отношений.

Так, профессор Енгибарян считает, что «сильное влияние на общее негативное развитие исламского мира оказывают созданные в разное время исламские международные религиозно-политические, финансово-экономические, образовательные организации, стремящиеся координировать и направлять внутреннюю и внешнюю жизнь мусульман как в отдельных странах, так и в мировом масштабе»13. И, конечно, радикальные «исламисты» широко используют в своей деятельности приемы демагогии. Как отметил в свое время мудрый Генри Киссинджер, «сущность демагогии заключается в умении одновременно создать смесь эмоций и недовольства»14.

Именно эту смесь мы зачастую и видели на телевизионных экранах, когда СМИ освещали волнения мигрантов в той же Франции и других европейских странах. В этой связи профессор Енгибарян обращает наше внимание на то, что европейская интеллигенция фактически не замечает грозящей Европе опасности, идущей от радикальных «исламистов».

«Сегодня сотни высокооплачиваемых адвокатов-европейцев, специалистов, журналистов, представителей прессы и политики зарабатывают десятки миллионов долларов, представляя интересы ислама в разных западных странах и организациях, в судах, финансовых кругах для оправдания преступлений мусульман в христианских странах, отстаивания их права строить мечети, воспитывать детей в исламских школах, оправдания многоженства, насилия по отношению к женщинам»15.

Можно, кстати, провести аналогию с 1917 годом в России, когда «обреченная на гибель русская интеллигенция торжествовала Революцию, как свершение всех своих исторических чаяний. Происходило трагическое недоразумение: вестника гибели встречали цветами и плясками»16. Но европейцы не хотят, полагает профессор Енгибарян, учитывать российский и собственный печальный опыт. Наоборот, «они призывают свой народ быть толерантным, гуманным, сердобольным, готовым терпеть и страдать, переживать за жизнь и честь своих детей и близких и таким образом очищать свои души. Еще раз можно убедиться, что неолиберализм сегодняшних европейских политиков перестал быть рациональным»17.

Здесь следует отметить и еще один аспект, который профессор Енгибарян весьма детально освещает в своей книге. Он пишет о политике ведущих стран мира, и прежде всего США, которая в итоге способствует увеличению рядов радикальных «исламистов».

«Своими необдуманными действиями в Африке, Азии и на Ближнем Востоке США ускорили эти процессы, которые к ним имеют пока лишь отдаленное отношение. Более того, беспорядок на мировых просторах, ослабление политических и экономических конкурентов только на руку США, ведь применение рыночных правил в межцивилизационных отношениях тоже соответствует либеральным ценностям»18.

И дальше следуют великолепные строки известного правоведа: «Можно вспомнить события в Югославии 1999 года, когда Америка под предлогом защиты прав человека 78 дней подряд бомбила Югославию, после чего в Европе появилось первое исламское квазигосударство Косово, ставшее центром наркоторговли и криминала всего континента»19.

Что выиграла от этого Европа? Вопрос риторический…

В этой связи также хочется высоко оценить блестящую работу профессора Роберта Легвольда под названием «Return to Cold War» («Возвращение к холодной войне»). Она вышла в этом году и прекрасно написана. В самом начале профессор отмечает, что пять лет назад он не мог даже представить, что будет писать эту книгу. Тема новой холодной войны между Россией и США, которая уже обсуждается, с его точки зрения, сильно преувеличена. Разумеется, существует напряженность и отношения между государствами то улучшаются, то ухудшаются, так обстоит дело годами20.

Но при этом следует подчеркнуть, что напряженность в отношениях возникла в том числе и по причине действий США в Югославии. Профессор Енгибарян указал на это совершенно определенно.

В заключение необходимо отметить следующее. Новая книга профессора Енгибаряна - и это совершенно очевидно - не будет оценена однозначно. Наверняка среди читателей и в ученом сообществе она вызовет целый спектр различных мнений и оценок. Но одно обстоятельство можно признать с полной уверенностью - эта работа не останется незамеченной.

Причину, полагаю, весьма точно выразил еще знаменитый Омар Хайам:

«Все, что видим мы, - видимость только одна.

Далеко от поверхности мира до дна.

Полагай несущественным явное в мире,

Ибо тайная сущность вещей - не видна»21.

И эту тайную сущность открывает миру новая книга профессора Енгибаряна…

 

 

 1Енгибарян Р. О, Мари! М., 2013. С. 7.

 2Енгибарян Р.В. XXI век: исламский вызов - XXI Century: Islamic Challenge. М., 2016. С. 9.

 3Там же.

 4Там же. С. 10.

 5Там же. С. 10.

 6Там же. С. 21.

 7Dershowitz A.M. Why Terrorism Works. New Haven and London, 2002. P. 10.

 8Ibid. P. 191.

 9Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Почему мы верим в Россию. М., 2006. С. 188.

10Там же. С. 499.

11Енгибарян Р.В. XXI век… С. 15.

12Енгибарян Р. О, Мари!... С. 10.

13Енгибарян Р.В. XXI век… С. 22.

14Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997. С. 259.

15Енгибарян Р.В. XXI век… С. 28.

16Россия распятая // Волошин М.А. Стихотворения. М., 2009. С. 23.

17Енгибарян Р.В. XXI век… С. 29.

18Там же. С. 36.

19Там же.

20Legvold R. Return to Cold War. 2016. Р. 1.

21 Хайам Омар. Когда песню любви запоют соловьи… М., 2006. С. 20.