Материал подготовлен при поддержке Фонда публичной дипломатии им. А.М.Горчакова и Посольства России в Словакии.

 

Первый российско-словацкий дискуссионный форум, организованный Фондом поддержки публичной дипломатии им. А.М.Горчакова совместно со Словацкой ассоциацией внешней политики (САВП) при содействии Посольства России в Словакии и Министерства иностранных и европейских дел СР состоялся 26 мая 2016 года в Братиславе.

Форум открыли Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Словакии А.Л.Федотов и Государственный секретарь Министерства иностранных и европейских дел Словацкой Республики Лукаш Паризек.

В мероприятии приняли участие дипломаты и эксперты из МГИМО и Дипломатической академии МИД России, РАН, Российского института стратегических исследований (РИСИ), Центра международной и региональной политики (Санкт-Петербург), Института энергетики и геополитики России (ЭНГИН). Словацкую сторону на форуме представляли руководители профильных департаментов Министерства иностранных и европейских дел СР, специалисты Словацкой ассоциации внешней политики, Академии наук, Словацкого института политики безопасности, а также независимые аналитики, работающие в сфере внешней политики и международных отношений.

На форуме обсуждались «горячие» темы двусторонних и многосторонних отношений, в частности состояние и перспективы развития взаимодействия России и Евросоюза в контексте председательства Словакии в Совете ЕС, вопросы энергетического сотрудничества, европейской безопасности и борьбы с международным терроризмом, украинский кризис, взаимоотношения Россия - НАТО.

В ходе дискуссии эксперты рассуждали о причинах охлаждения отношений Россия - ЕС, перспективах возобновления диалога. Хотя тема воссоединения Крыма с Россией воспринималась российскими и словацкими участниками неоднозначно, было зафиксировано, что недоверие и отказ от тесного сотрудничества начались задолго до украинского кризиса, что было вызвано как нежеланием Запада учитывать интересы Москвы, так и избавлением России от иллюзий относительно намерений Евросоюза и НАТО строить равноправный диалог с нашей страной. Как резюмировали эксперты, произошел «дефект» системы общеевропейской безопасности, когда ЕС и НАТО решили обойтись в ее построении без России, что в принципе невозможно.

Было замечено, что вакуум взаимного доверия привел к стремительному разрушению, казалось, внушительного фундамента наших отношений. При этом программные документы Евросоюза, в которых Россия названа «естественным стратегическим партнером», до сих пор не пересмотрены. Однако отсутствие «базового соглашения» Россия - ЕС и заморозка секторальных форматов сотрудничества не дают возможности «сдвинуться с мертвой точки».

Общими сферами диалога и сотрудничества должны стать продуктивное взаимодействие по урегулированию региональных конфликтов, совместная борьба с международным терроризмом и восстановление постконфликтных государств. Вполне конструктивным может быть сотрудничество по противодействию нелегальной миграции между ЕС и Россией, у которой накоплен большой опыт в этой области. Говорилось о заинтересованности хозяйствующих субъектов в скорейшем снятии санкций и восстановлении взаимовыгодных экономических связей, но и тут не обошлось без упоминания о необходимости «выполнения Минских соглашений».

Многие эксперты видят серьезные перспективы налаживания предметного диалога ЕС с ЕАЭС в контексте сохраняющей актуальность идеи общего экономического и гуманитарного пространства от Лиссабона до Владивостока. Традиционной и не подверженной политической конъюнктуре, как отмечалось, остается культурно-гуманитарная сфера, где контакты и проекты практически не останавливались. Было высказано предложение вернуться к разрабатывавшимся в начале 2000-х годов планам формирования «четырех общих пространств» между Россией и Евросоюзом. Хотя сейчас эта идея кажется «утопией», в перспективе сама логика сосуществования и развития отношений продиктует необходимость установления более тесных связей в политике, экономике и культуре.

 

Алексей Федотов, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Словакии: Уважаемые друзья, коллеги!

Прежде всего хотел бы поблагодарить организаторов сегодняшнего мероприятия - российский Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М.Горчакова и Словацкую ассоциацию внешней политики за инициативу собрать экспертов для профессионального разговора по актуальной теме отношений России и Евросоюза. Это особенно важно для преодоления предрассудков и стереотипов, формирования объективной картины международных отношений и в конечном счете - для достижения взаимопонимания. Считаю, что проект такого дискуссионного форума заслуживает поддержки и, возможно, дальнейшего развития.

Как в Москве видят нынешнее состояние и перспективы развития взаимодействия с Евросоюзом? Если говорить об общих принципах нашей внешнеполитической доктрины в отношении ЕС, могу сказать следующее: мы выступаем за укрепление взаимовыгодного сотрудничества, за гармонизацию интеграционных процессов на континенте и постсоветском пространстве, за формирование в Евро-Атлантическом регионе открытой системы равной и неделимой безопасности на четкой договорно-правовой основе.

Хотел бы подчеркнуть - мы не стремимся к конфронтации с Западом. Наоборот, Россия открыта для самого широкого взаимодействия с западными партнерами. По-прежнему считаем, что наилучшим способом обеспечения интересов народов, проживающих на европейском континенте, было бы формирование общего экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана так, чтобы Евразийский экономический союз смог стать интегрирующим звеном между Европой и АТР. Стремимся делать для этого все, включая воздействие на участников Минских договоренностей, прекращение войны в Сирии и борьбу с терроризмом.

А что же наши европейские партнеры? К сожалению, за последние пару десятилетий в Евро-Атлантическом регионе возобладала линия на доминирование, отказ от равноправного подхода к решению общих проблем. Продолжаются попытки сохранять и даже углублять разделительные линии. Лидеры ЕС не готовы выстраивать общую систему безопасности, в которой каждая страна чувствовала бы себя одинаково комфортно. Также они не объясняют причин, почему такие инициативы, как «Восточное партнерство», реализовываются в разрезе логики «свой - чужой», «либо с нами, либо с Россией», с позиций противостояния. Полагаем, что подобный, блоковый подход к развитию отношений на континенте не способствует установлению прочного и долгосрочного мира и безопасности.

Для восстановления нормального диалога и сотрудничества Евросоюза и Запада в целом с Россией необходимо доверие. Но о каком доверии можно говорить, если мы по-прежнему наблюдаем практику двойных стандартов? От нас требуют соблюдения Минских соглашений, хотя всем совершенно очевидно, что они не выполняются именно Киевом, а Россия в них даже не упомянута. Нам говорят, что система ЕвроПРО строится для защиты от Ирана, хотя даже неспециалисту понятно, что она направлена против России, на девальвацию ее ядерного потенциала. Постоянно твердят об «аннексии Крыма», игнорируя волеизъявление миллионов крымчан, тогда как одностороннее провозглашение независимости Косова без всякого референдума признано почти всеми странами ЕС.

Мы вспоминаем об общей борьбе с фашизмом, но Евросоюз многие годы воздерживается от голосования по резолюции ГА ООН о борьбе с героизацией нацизма, а Украина вместе с Канадой и США голосуют против. Видим спокойную реакцию Европы, молчаливое восприятие бездействия, а по сути покрывательство со стороны официального Киева преступлений нацистов - сожжение 48 людей в Одессе 2 мая 2014 года и убийства на Майдане. Я уже не говорю о тотальной демонизации России на Западе и развязанной против нас информационной войне, в целях которой созданы так называемые «центры стратегической коммуникации».

Все чаще задаюсь вопросом: что нужно, чтобы мы, Россия и Запад, могли услышать друг друга, действительно ли мы говорим на общем языке, языке нашей цивилизации, а не на мейнстримовском диалекте с вашингтонским акцентом? Что нужно, чтобы от пропагандистских упражнений перейти к ответственному диалогу? В этом смысле эксперты, ученые призваны добавить интеллектуальное содержание позициям и заявлениям политиков.

Одна из тем для поиска общего языка, на мой взгляд, - это тема ценностей в современном мире. Насколько логично и правомерно их деление на либеральные и консервативные? Не буду углубляться, но хотел бы, чтобы в конечном итоге через дискуссию возобладало общее понимание, что единственная универсальная ценность - это человеческая жизнь, обеспеченная таким образом, чтобы объем прав и свобод у преступника, убивающего людей, был меньше, чем у его жертв.

Тем не менее, исходя из логики политического реализма, мы убеждены, что отношения Россия - ЕС рано или поздно должны выйти на траекторию устойчивого развития. Мы получаем позитивные сигналы от многих европейских лидеров о готовности предпринять шаги для выхода из нынешнего искусственно созданного тупика в нашем диалоге.

Хотел бы обратить ваше внимание на то, что взаимодействие между Россией и Словакией, несмотря на сложности в отношениях Россия - ЕС, продолжает продуктивно развиваться. Сохраняется высокий уровень политических контактов - в прошлом году Россию дважды посетил премьер-министр Словакии Р.Фицо, в нынешнем году в Москве побывал министр иностранных и европейских дел СР М.Лайчак, который подчеркнул важность поддержания двустороннего диалога. Глава внешнеполитического ведомства Словакии особо отметил, что «Россия играет на глобальной сцене незаменимую роль и ни одну из проблем современного мира нельзя разрешить без участия Москвы». Надеемся, что предстоящее председательство Словакии в Совете ЕС будет способствовать в том числе и налаживанию отношений между Евросоюзом и Россией, началу предметного диалога ЕС с Евразийским экономическим союзом. Убежден, что все мы в этом заинтересованы!

 

Лукаш Паризек, государственный секретарь Министерства иностранных и европейских дел Словацкой Республики:Уважаемый господин посол, уважаемые дамы и господа!

В первую очередь позвольте мне поблагодарить представителей Словацкой ассоциации внешней политики и Фонда им. А.М.Горчакова, которые взялись за идею подготовить Первый российско-словацкий дискуссионный форум. Мы вам за это благодарны! Возникает платформа, где дипломатический протокол и официальные позиции не являются средством и целью коммуникации. Правило работы такого форума - это открытость мнений. Обязанность его участников - слушать противоположную сторону. А цель форума - стремление понять мотивацию других точек зрения.

В контексте европейской архитектуры Россия играет чрезвычайно важную роль. Потенциал отношений России и Европейского союза еще не полностью реализован достижением основных стратегических договоренностей - Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (1994 г.), решение о начале переговоров по новому соглашению Россия - ЕС в Ханты-Мансийске (2008 г.) и документы, подписанные на юбилейном саммите Россия - ЕС в Ростове-на-Дону (2010 г.).

Россия и государства - члены ЕС четко выразили свою искреннюю заинтересованность в развитии отношений. Замечательный лозунг «четырех общих пространств» и заключение «Партнерства для модернизации» были приостановлены по причине обострения конфликта на Юго-Востоке Украины.

Словакия осознает неблагоприятные последствия, связанные с введением санкций. Поэтому мы стремимся развивать наши отношения в областях, которые не лимитированы санкциями. Следует объективно отметить, что радикальное снижение взаимной торговли на одну треть предыдущего объема, которое мы наблюдаем с 2014 года (и еще на 29% в 2015 г.), невозможно приписать только влиянию санкций. Необходимо принять во внимание общую экономическую ситуацию в России, к которой, в частности, привело снижение мировых цен на нефть и, соответственно, снижение стоимости российской валюты и значительное снижение покупательной способности населения.

Перед нами стоит непростая задача выйти из нынешней сложной ситуации в отношениях ЕС - Россия. Дорога вперед проложена через поддержание политического диалога и внимательное прислушивание к мнениям обеих сторон. Надо заметить, что информационная среда и способ, каким в обеих сторонах она формируется, не очень способствуют улучшению ситуации.

Народы Словакии и России имеют традиционно дружественные отношения. Нас связывают исторические, славянские корни. Нам всегда были близки русская культура, литература и театр. Словаки не забывают о решающей роли Красной армии в освобождении нашей страны. Многие словаки участвовали в Интергельпо и антифашистской борьбе на территории бывшего СССР. Мы не забываем также про темные страницы нашей истории, как, например, события 1968 года.

Уважаемые гости, использую эту возможность для того, чтобы откровенно заявить, что не все, происходящее вокруг нас, способствует развитию наших двусторонних отношений. Словакия - член Европейского союза и НАТО и ответственно относится к совместно согласованным действиям этих организаций. Результатом данного подхода стало, например, возобновление встреч Совета НАТО - Россия.

Самым актуальным вопросом для Словакии в отношении России является намерение построить газопровод «Северный поток-2». Вопрос поставок и транзита нефти и газа через нашу территорию представляет жизненно важный интерес не только для Словакии. Мы стали надежной страной - транзитером российской нефти и газа в Европейский союз и владеем трубопроводами, которые используются далеко не в полном объеме. Мы хотим сохранить и удержать нашу существующую инфраструктуру как в пользу российских поставщиков, так и европейских потребителей.

«Северный поток-2», на мой взгляд, противоречит нашим национальным и европейским интересам. Повторю основные факты. Газовый коридор через Украину не используется в полном объеме. Его модернизация не будет настолько дорогой, как говорят некоторые источники. Даже существующий газопровод «Северный поток» не достиг полной мощности. Европа не нуждается в новой транспортной инфраструктуре для поставок газа из России. Новый газопровод нужен только в случае, если целенамеренно хотим избавиться от уже существующих.

Согласно многим оценкам, Европа, благодаря более эффективному использованию энергии, не будет нуждаться в повышении поставок газа в сравнении с сегодняшним объемом потребления. Точно не будет нуждаться в таком повышении поставок, чтобы «Северный поток-2» стал обоснованным. Однако мы понимаем, что у России тоже есть свои экономические и политические интересы. С небольшим проявлением политической воли мы можем добиться двойного выигрыша для всех - производителей, транзитеров и потребителей.

Уважаемые гости, сегодня у нас есть уникальный шанс - без камер и журналистов поговорить откровенно о возможности «перезагрузки» отношений между Европейским союзом и Россией, а также продвинуть словацко-российские отношения на высший уровень.

Углубление человеческих отношений является единственным способом для преодоления стереотипов. Настоящий прямой и искренний контакт - это шанс понять друг друга. Примером может служить академический обмен, в котором Россия получает 15% от всех ресурсов Европейской комиссии, предназначенных для данной деятельности за пределами ЕС. Это больше, чем Европейская комиссия выделяет любой третьей стране.

Высоко оцениваю конструктивный подход России и ее вклад в заключение ядерного соглашения с Ираном. Также ценю ее вклад в обеспечение вывоза химического оружия из Сирии и в урегулирование гражданской войны на сирийской территории. Россия - важный геополитический игрок, и мы заинтересованы улучшать отношения наших стран. Для возобновления прагматического сотрудничества нужны два партнера, которые не только говорят на одном языке, но, перефразируя политика времен «оттепели» советско-американских отношений, также пользуются одинаковыми толковыми словарями. Сегодняшний дискуссионный форум является возможностью, когда наши словари и языки должны сближаться.