ПОСЛЕ РАСПАДА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Россия, перешедшая на рыночный путь развития экономики, усилила работу на азиатском направлении. Она сопрягалась с курсом на активизацию двусторонних торгово-экономических связей со странами АТР, присоединение к действующим региональным экономическим организациям и планами по развитию регионов Сибири и Дальнего Востока.

Мотивация такого выбора объясняется рядом причин.

Являясь неотъемлемой частью этого региона (в азиатской части России сосредоточены основные стратегические природные ресурсы и проживает более 20% населения), Российская Федерация имеет здесь свои торгово-экономические интересы.

АТР превратился в один из наиболее перспективных центров мирового развития. Говоря о целесообразности взаимодействия со странами АТР, Президент Российской Федерации В.В.Путин отмечал, что "этот регион - не только пространство бурного экономического роста. Здесь проявляется одно из позитивных следствий глобализации - постепенное выравнивание уровней социально-экономического развития различных регионов мира. Еще одна отличительная черта АТР - высокая динамика интеграционных процессов, которые позитивно влияют на формирование нового, более справедливого мироустройства"1.

В АТР наиболее выпукло отражаются современные тенденции развития, основанные на принципах многополярности, невмешательства в дела друг друга, уважения взаимных интересов, совместного поиска путей противодействия новым вызовам. Ведущие роли в жизни региона играют не только отдельные "тяжеловесы" (США, Китай и Япония), но и "коллективные игроки", включающие страны с разным военно-политическим и экономическим потенциалом, в частности члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)2.

Здесь происходит начальная фаза создания единого политического и экономического пространства, что облегчает продвижение российских интересов.

Без участия в интеграционных процессах в АТР ускоренного развития дальневосточных и сибирских регионов добиться будет трудно. Российский президент подчеркивал, что "развитие страны может быть успешным лишь при условии самого активного участия в региональной интеграции. Конструктивная вовлеченность в эти процессы - наш стратегический выбор, важнейшая задача на обозримую перспективу". Реализация такой задачи является составной частью Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2006-2008 годов.

Выбор России продиктован перспективами и выгодами вхождения в крупные многосторонние объединения, которые в 90-х годах XX века стали важным вектором международного взаимодействия. Именно их деятельность создает новые формы и модули сотрудничества между государствами. Активная экономическая политика на азиатском направлении позволяет переломить стереотип восприятия, что политическая составляющая участия России в делах региона значительно опережает ее вовлеченность в интеграционные процессы в этой части земного шара.

В середине 90-х годов российское руководство обратило внимание на форум Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)3, который, несмотря на свою молодость, пользовался в те годы авторитетом и влиянием, объединяя государства Тихоокеанского бассейна. В него входили представители азиатского и американского континентов, страны - члены субрегиональных объединений, таких как АСЕАН и НАФТА (США, Канада и Мексика).

Присоединение к АТЭС давало возможность демонстрировать приверженность России интеграции в мировую экономику и рыночным реформам, расширению двусторонних связей, а также использовать форум для активного встраивания российской экономики в региональную систему экономических отношений. Такой шаг был необходим и в целях лучшего понимания действующих здесь рыночных механизмов, продвижения российских технологических достижений на рынки АТР.

В ноябре 1997 года в Ванкувере на пятом саммите АТЭС благодаря поддержке Китая, США и Японии заявка Москвы о присоединении была удовлетворена. Для России был определен переходный период в один год, после чего в ноябре 1998 года она получила статус полноправного участника форума.

Принятие России в АТЭС расценивалось западными политологами как "триумф политической целесообразности над экономической логикой". Пекин стремился улучшить отношения с Москвой и получить в ее лице союзника в противодействии доминированию Вашингтона в АТЭС. В Токио рассчитывали, что дальнейшая нормализация отношений с Россией будет способствовать возврату части Курильских островов Японии и получению доступа к сырьевым источникам Сибири и Дальнего Востока. Вашингтон хотел использовать АТЭС и участие в нем России как механизм контроля за действиями своего бывшего противника, а также в качестве компенсации за согласие Москвы на расширение НАТО на Восток.

Вступление России рассматривалось некоторыми развивающимися странами как шаг к "размыву" и снижению эффективности работы форума в целях ослабления влияния США.

Что касается экономического аспекта, то, учитывая переходный период и концентрацию на внутренних политических и экономических преобразованиях, Россию не рассматривали в качестве опасного торгового конкурента. Ее больше ассоциировали в качестве политического противовеса США и силы, которая препятствовала скатыванию к однополярному миру. Однако время расставило все на свои места, и сейчас Россия является одним из важных игроков на атэсовском треке.

В ноябре 1998 года в Куала-Лумпуре на первом для нашей страны саммите Российскую Федерацию представлял председатель правительства Е.М.Примаков.

Присоединившись к АТЭС, Россия взяла на себя обязательство вместе с партнерами содействовать формированию к 2020 году системы свободной и открытой торговли и инвестиционной деятельности в АТР, так называемые "богорские цели". Это обязательство заключается в выработке общих региональных правил поведения, основанных на принципах открытого регионализма, консенсуса при принятии решений и добровольности их выполнения, учета особенностей национального развития каждого участника.

Солидный импульс участию в форуме придала одобренная 28 июня 2000 года Концепция внешней политики Российской Федерации. В ней отмечалось, что упор в развитии отношений со странами этого региона должен быть сделан на "активном участии в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности форуме АТЭС"4. Отмечается, что Россия как евразийская держава должна равномерно участвовать в политической и хозяйственной жизни как Европы, так и Азии. Соответственно, ставилась задача поднять сотрудничество со странами АТЭС до уровня, соответствующего потенциалу взаимодействия с государствами Евросоюза. Приоритет предполагалось отдать экономическим и научно-техническим аспектам интеграции. Такая позиция полностью отражала формулу деятельности форума как сугубо экономического объединения.

Устойчивое развитие и стабильная политическая обстановка в регионе являются фоном для взаимовыгодного экономического сотрудничества. Поэтому в Концепции указывается на необходимость "укреплять политическое и дипломатическое присутствие в регионе АТЭС; поддерживать стабильные и дружественные отношения, прежде всего с соседними и ведущими странами региона, вести линию на заключение многосторонних политических и экономических соглашений с субрегиональными интеграционными группировками Азиатско-Тихоокеанского региона, участие в Азиатском банке развития.

УЧАСТВУЯ В САММИТЕ 2000 ГОДА в Брунее, Президент Российской Федерации развил концепцию участия России в форуме АТЭС. На Деловом саммите АТЭС была отмечена заинтересованность России в конструировании новой энергетической конфигурации АТР, которая бы позволила потребителям энергоресурсов в АТЭС диверсифицировать географию импорта, осуществлять масштабные бесперебойные поставки энергоресурсов, обеспечить энергетическую безопасность в регионе и реализовывать крупные энергетические проекты - как на территории самой России, так и на территории партнеров по АТЭС.

В этом контексте интерес представляет Инициатива АТЭС в области энергетической безопасности (АРЕС Energy Security Initiative), которая была одобрена в 2001 году на саммите АТЭС в Шанхае. В ней отражаются интересы многих атэсовских игроков. Так, Япония, Австралия, Республика Корея делают акцент на взаимодействии в области мониторинга, обработки и обмена данными о мировом производстве и потреблении углеводородов, создания стратегических топливных резервов. США, Тайвань - на диверсификации топливного сырья и пропаганде использования сжиженного природного газа. Япония и Республика Корея - на повышении роли ядерной энергетики. Китай, США, Таиланд, Новая Зеландия и другие - на внедрении альтернативных источников энергии и новых энергосберегающих технологий.

Конкретная работа на этом направлении может рассматриваться в контексте сближения действующих в регионе национальных и многосторонних механизмов регулирования, совместных исследований, обмена опытом и наилучшей практикой в управлении отраслью, совместной проработки правовых основ энергобезопасности. В целях сближения интересов импортеров и экспортеров, а также "транзитеров" энергоресурсов участникам АТЭС можно было бы предложить обсудить тему снижения рисков и угроз с учетом вопросов экологии. Наработки и рекомендации ученых могут послужить основой для соответствующих соглашений на двустороннем или многостороннем уровнях. Эвентуально это будет способствовать формированию благоприятных условий для проникновения на энергетические рынки АТР российских компаний и реализации крупных проектов.

Другим перспективным направлением взаимодействия России и стран - участниц АТЭС является сотрудничество в области транспорта. С практической точки зрения большое значение для стран АТР может иметь объединение Транссибирской и Транскорейской железнодорожных магистралей, участие российских компаний в транспортных проектах, предусматривающих строительство железных и автомобильных дорог из Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии в Европу. Это позволит сделать качественный шаг в развитии всей транспортной системы региона.

Важнейшей составляющей сотрудничества в области транспорта является использование морских портов. Основной рынок сбыта российских товаров, следующих через порты Дальнего Востока, - это страны Азиатско-Тихоокеанского региона. По оценкам экспертов Минтранса России, объемы российского экспорта энергопромышленного сырья в Японию и другие страны АТР к 2010 году увеличатся не менее чем в 1,5 раза. Перспективы развития портов и морских грузоперевозок в этой части России связаны главным образом с проектами по добыче углеводородов на шельфе Сахалина и строительству нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан".

Такая направленность действий должна подкрепляться и сочетаться с активной работой в Рабочей группе АТЭС по транспорту, занимающейся вопросами унификации нормативных и регулирующих правил. Она содействует продвижению передовых технологий и совершенствованию систем управления и безопасности, обеспечивает реализацию решений Международной морской организации (ИМО).

Интерес для российской стороны представляет сотрудничество по борьбе с незаконными актами вмешательства на море, например пиратство. Учитывая положительный опыт внедрения в странах АТР Международного кодекса по охране судов и портовых сооружений (Кодекс ОСПС), можно было бы наладить обмен опытом и информацией в части применения его требований к оценке уязвимости и обеспечения безопасности на судах малого флота, каботажного и внутреннего плавания. Видимо, есть необходимость в разработке межгосударственных стандартов безопасности для всех участников торговых операций на транспорте, включая средства доставки и хранения грузов. В этой сфере, как показало заседание транспортной группы форума в сентябре 2005 года во Владивостоке, у российских участников есть наработки и технологии, которые могут быть востребованы в странах региона. Другим направлением обеспечения транспортной безопасности может стать подготовка специалистов на базе российских учебных центров с использованием отечественной техники.

Для реализации изложенных идей необходимо активно участвовать в проектном сегменте АТЭС, предлагая проводить на российской территории семинары, конференции, торговые и технологические выставки, совместные исследования, учебные курсы и т.д., которые могут быть частично финансированы за счет средств Оперативного фонда или Фонда поддержки АТЭС. На этих мероприятиях следует проводить презентации по совершенствованию энергетической и транспортной инфраструктуры. Успешные PR-мероприятия будут вызывать интерес атэсовских партнеров к отечественным наработкам, что благоприятно скажется на продвижении российского "ноу-хау" в страны региона. Это, естественно, потребует усилий и целенаправленной работы. Ведь Россия встречает здесь сильную конкуренцию со стороны других участников рынка.

Значительный интерес также может представлять наш потенциал в области освоения космоса. Причем у России уже есть опыт сотрудничества с такими государствами АТЭС, как Индонезия и Малайзия. Возможно, стоит подумать о создании в одной из стран форума космического учебно-тренировочного центра в целях пропаганды и демонстрации российских технических и технологических достижений.

Ключевым направлением взаимодействия в рамках АТЭС является коммерциализация наших технологий. В этом мы пока сильно отстаем. Имея передовые разработки в информационных технологиях, медицине, нанотехнологиях, микроэлектронике, метеорологии, геофизике и т.д. российские представители должны продвигать их, участвуя в секторальных заседаниях рабочих групп форума.

Немало свидетельств о постепенном наращивании российского участия в деятельности форума. Среди них - инвестиционный симпозиум и инвестиционная ярмарка АТЭС во Владивостоке, заседание рабочей группы АТЭС по телекоммуникациям в Москве и международный тест-семинар по формированию благоприятных условий для функционирования рынков цветных металлов в Братске. Этот семинар стал предтечей запуска российской инициативы - Диалога по цветным металлам (2004 г.). В связи с цунами в Индийском океане Россия инициативно поставила вопрос об усилении взаимодействия участников форума в ликвидации последствий природных и техногенных катастроф.

На территории России были проведены деловой форум по сотрудничеству в области инновационного предпринимательства и международная конференция АТЭС "Взаимодействие малого и крупного бизнеса" в Москве, заседания рабочих групп АТЭС по транспорту (Владивосток) и энергетике (Южно-Сахалинск). В 2007 году во Владивостоке состоялось заседание рабочей группы по промышленной науке и технологиям. В Республике Корея успешно прошла презентация Минэкономразвития и МИД России Индивидуального плана действий по либерализации российской экономики. Независимая экспертиза констатировала, что наша страна находится в русле общих устремлений участников АТЭС по достижению "богорских целей".

Атэсовское направление представляет большой интерес для российских деловых кругов: действует "Деловой клуб АТЭС", создан "Женский клуб АТЭС". Представители отечественного бизнеса участвуют в ежегодных Деловых саммитах АТЭС. Они представляли интересы страны на международных выставках АТЭС - "Инвестмарт" (Республика Корея) и "Техномарт" (Австралия).

Заинтересованность в налаживании делового сотрудничества со странами региона, в частности экономиками - членами АТЭС, проявляет Российская академия бизнеса и предпринимательства. Она стала инициатором создания Национального координационного комитета по взаимодействию с интеграционными объединениями и деловыми кругами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Представители трех крупнейших компаний России на основе ротации входят в состав Делового консультативного совета (ДКС): это ОАО "Газпром", ОАО "Базовый элемент" и ОАО "Внешторгбанк". Одно из заседаний ДКС АТЭС состоялось в Москве. Цель нашего участия - разработка с учетом российских интересов совместной позиции деловых кругов региона по проблемам развития и торговли и доведение ее до лидеров форума.

Преимуществом участия России в форуме АТЭС является его открытость. Так, ежегодные презентации членами форума своих индивидуальных планов действий (ИПД) позволяют знакомиться с основными направлениями экономической политики партнеров. Эти документы являются уникальным источником информации для государственных и деловых кругов, изучающих условия ведения бизнеса в странах АТР. Для иностранных инвесторов ИПД России - важнейший источник информации о правилах российского рынка.

Участие в обсуждении политических и экономических проблем на уровне руководителей стран - экономик АТЭС может быть использовано для продвижения двусторонних связей. Встречи в верхах содействуют лучшему пониманию региональных и национальных проблем и интересов, что, в свою очередь, может способствовать выстраиванию собственного курса при решении двусторонних и международных экономических проблем.

РОССИЯ В ЦЕЛОМ занимает достаточно прочные позиции в форуме АТЭС. Ее представители участвуют в обсуждении вопросов торгово-экономического, технологического сотрудничества, совершенствования основ хозяйственной политики, в том числе взаимодействия в таможенной, транспортной сферах, борьбы с коррупцией и обеспечения транспарентности, инновационного развития, содействия малому и среднему предпринимательству и т.д. По большому счету, мы достаточно глубоко вовлечены в процесс коллективной выработки правил игры на экономическом поле АТР.

Сегодня наиболее продвинутым направлением российского участия в форуме АТЭС можно считать обеспечение безопасных и надежных условий торговли. В их числе такие атэсовские сектора сотрудничества, как противодействие терроризму, борьба с нетрадиционными угрозами, включая предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, коррупция, транспорт, промышленная наука и технологии, малое и среднее предпринимательство. Были поддержаны выдвинутая совместно с Индонезией идея диалога между культурами и религиями, российские предложения о совершенствовании защиты ключевых объектов энергетической инфраструктуры и создании сети национальных координаторов по вопросам быстрого реагирования в этой сфере.

Хотя Россия участвует в различных формах работы форума АТЭС, но пока довольно слабо влияет на организацию и регулирование этого процесса. Это связано с недостатком специалистов со знанием специфики региональной политической и экономической ситуаций, экспертов, имеющих право принимать решения по ходу заседаний, отсутствием практики и опыта взаимодействия с партнерами по форуму на уровне профильных министерств и ведомств, а также невозможностью принимать на себя дополнительные обязательства (хотя и добровольные) до вступления России в ВТО. Последним можно объяснить некоторую пассивность российской стороны при обсуждении вопросов торгово-экономического регулирования, которые курируют Комитет по торговле и инвестициям.

Кроме того, зачастую игнорируются секторальные министерские встречи, заседания рабочих групп, занижается уровень участия в важных мероприятиях. Обращает внимание отсутствие на них российских ученых. Причиной этого, и на что ссылаются российские государственные структуры, - отсутствие финансирования.

Исходя их того что АТЭС является межправительственным консультативным органом, где обсуждаются вопросы сближения национальных экономических курсов, очевидной становится задача по активному вовлечению российских министерств и ведомств, а также представителей сибирских и дальневосточных регионов в деятельность рабочих органов АТЭС. Опыт такого взаимодействия есть. Например, представители администрации Хабаровского края участвовали в рабочей группе АТЭС по инвестициям, представители Приморского края - в работе транспортной группы форума.

Практической отдачей такого участия может стать коррекция российского курса на секторальных направлениях, укрепление двусторонних контактов с экспертами других стран, расширение каналов содействия бизнесу, внедрение передовых методов управления, появление дополнительных рычагов влияния на процессы регионального развития. Такая деятельность ведет к реализации больших проектов на двусторонней и многосторонней основе. Но не только.

АТЭС дает возможность открыто демонстрировать достижения в области экономических реформ, устанавливать полезные связи с научными и деловыми кругами. Япония, Китай, США, Канада, Австралия и другие привозят на заседания рабочих органов форума молодое поколение чиновников в целях их обкатки в неформальных условиях, получения ими навыков и опыта общения, ведения дискуссий. АТЭС используется ими для продвижения или опробирования идей и концепций нового мироустройства, в том числе и в АТР. Инициативы, как правило, подготовлены политически (соответствующее заявление лидера) и финансово. Они реализуются путем настойчивого разъяснения их выгод и преимуществ для партнеров. Так, например, обстояло дело с японской идеей создания в регионе сервисных центров по защите прав интеллектуальной собственности. Весьма успешной в этом плане стала и инициатива России по налаживанию сотрудничества в области цветных металлов.

Без участия в заседаниях и знаний повестки дня, концепции и приоритетов той или иной рабочей группы, без предварительной проработки и соответствующего финансирования перспективные российские инициативы будут затухать, не находя субстантивной подпитки со стороны участников форума. Опыт и практика работы АТЭС показывают, что, не имея поддержки ведущих членов, новые идеи не получают достойного развития.

При этом следует понимать, что АТЭС - не организация, где проходят торговые переговоры или заключаются двусторонние сделки. Основной задачей этой структуры является разработка рекомендаций по обеспечению условий устойчивого развития государств региона при одновременном укреплении региональной безопасности и сохранении интересов развития национальных экономик. В этих целях здесь ведется кропотливая работа по созданию макро- и микроэкономической инфраструктуры для свободной торговли и соответствующих условий инвестирования.

Необходимо также усилить наше внимание к двусторонним и региональным соглашениям о свободной торговле (ССТ). Их активное распространение в АТР ставит перед Россией задачу определения долгосрочной стратегии и тактических действий, связанных с выбором не только формата ССТ, но и партнеров.

В сентябре 2007 года в Сиднее (Австралия), где проходила очередная встреча в верхах лидеров форума, принято решение о проведении в 2012 году саммита АТЭС в России. Атэсовские мероприятия в нашей стране, как представляется, позволят преодолеть инертность в работе российских министерств и ведомств. Уже сегодня следует начать проработку таких инициатив, в которых бы отражались региональные интересы России. Так, для популяризации Транссибирской магистрали можно было бы ввести на один год льготные тарифы для "прогонки грузов" из Азии в Европу, провести одно из заседаний старших должностных лиц или совещаний министров торговли в одной из создаваемых особых экономических зон, выступить с предложениями, подкрепленными российскими финансовыми взносами в Фонд поддержки АТЭС, в области, например, энергетики и транспорта.

Как считает министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров, "наши азиатские партнеры понимают, что не только России нужна экономически мобильная и политически стабильная Азия, - сама Азия заинтересована в процветающей России. Становится все более очевидным соображение чисто прагматического порядка: без российского энергетического, научно-технического и интеллектуального потенциала Азии будет, как минимум, трудно достичь целей всеобщего экономического процветания, которое является фундаментальной идеей азиатской интеграции".

Саммит во Владивостоке продемонстрирует возможности и потенциал Российской Федерации в развитии торгово-экономических связей со странами региона, позволит преодолеть традиционное отношение азиатских стран к нам как европейской державе. Поддерживая контакты со странами Азии, Россия может выгодно использовать свою "европейскость", выступая в качестве посредника и представителя интересов Востока и Запада.

Это, как представляется, будет соответствовать главному приоритету внешней политики Российской Федерации в сфере международных экономических отношений - содействию развитию национальной экономики, которое в условиях глобализации немыслимо без широкого включения России в систему мирохозяйственных связей. Они будут способствовать обеспечению благоприятных внешних условий для формирования в стране экономики рыночного типа и для становления обновленной внешнеэкономической специализации Российской Федерации, гарантирующей максимальный экономический эффект от ее участия в международном разделении труда.

 

1 Президент Российской Федерации В.В.Путин. Интервью газете "Kориа геральд", 17 ноября 2005.

2 Страны АСЕАН - Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины.

3 В настоящее время членами форума АТЭС являются: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, Перу, Республика Корея, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.

4 Концепция внешней политики Российской Федерации. Источник: сайт МИД России. http:// www.mid.ru