В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ, особенно после обвального расширения Евросоюза, отношения России с ЕС начали развиваться не столь динамично, как этого хотелось бы. Появились новые антироссийские заходы - дескать, Москва посадила Европу на газовую иглу. Из небытия были призваны, казалось, давно забытые клише типа российского милитаризма и экспансионизма. Причем подобные "пугалки" стали настойчиво вдалбливаться в общественное сознание европейских стран.
Вновь была реанимирована дискуссия о непредсказуемости России и, как следствие, о необходимости проводить в отношении нее политику сдерживания, избегая долгосрочного стратегического сотрудничества. По сути, определенными кругами в Европе предлагается концепция мелких шажков с оглядкой на искусственно придуманные ограничения. Все это не могло не сказаться на общей атмосфере отношений между Россией и Евросоюзом. Если присовокупить к этому и собственные внутриеэсовские разногласия, то картина может показаться удручающей.
Однако далеко не все так мрачно. Перечисленные выше тенденции действительно существуют, но они не имеют необратимого характера. В Европе достаточно здравомыслящих государственных и политических деятелей, которые прекрасно понимают, что в нынешнем глобализирующемся мире будущее нашего континента непосредственно связано с тесным взаимодействием России и стран Евросоюза. И чем прочнее будет эта связка, тем перспективней будут выглядеть позиции всей Европы в мировых и региональных делах. Философия сотрудничества, а не идеология вытеснения и сдерживания является залогом общего успеха.
Но какое отношение к этим рассуждениям имеют российско-итальянские отношения? Как ни странно - прямое.
Италия, как и целый ряд других наших добрых партнеров по Евросоюзу, была среди тех стран, где осознали взаимную выгоду от комплексного развития отношений с Россией. Причем отношений, которые не направлены ни против других партнеров, ни против интеграционных институтов Евросоюза.
Нам совместными усилиями удалось не только сохранить поступательную динамику сотрудничества, но постоянно ее наращивать. В обеих странах сложился общенациональный консенсус в пользу углубления связей. И, что особенно важно, в российско-итальянских отношениях сформировалась атмосфера взаимного доверия, которая не подвержена внутриполитической конъюнктуре. Именно это доверие к партнеру позволило выстроить наши отношения как по политической вертикали, так и по экономической горизонтали.
Ключевым элементом российско-итальянских контактов стало регулярное проведение межгосударственных консультаций под председательством Президента России и председателя Совета министров Италии, в которых принимает участие большая группа министров. На этих консультациях, а также на двусторонних встречах на высшем уровне разрабатывается стратегия двусторонних связей на перспективу. Многие из успешно действующих совместных проектов в экономической и культурной сферах были рождены на этих встречах. Достаточно назвать прорывные договоренности в газовой отрасли между "Газпромом" и итальянским энергетическим концерном ЭНИ, которые охватывают во временном плане почти всю первую половину XXI века. Одним из крупнейших проектов на перспективу должно стать строительство газопровода, так называемый "Южный поток", который не ограничивается только Россией и Италией, так как в его реализации примут участие другие страны Европы. Проектная мощность этого трубопровода составит около 30 млрд. куб. м.
Особая значимость этих договоренностей, помимо чисто экономического аспекта, заключается в том, что их выработка проходила на фоне беспрецедентной антироссийской кампании в западных СМИ в связи с "газовым спором" с Украиной. В каких только грехах не поспешили обвинить Москву, включая энергетический империализм и стремление задушить молодую "оранжевую" революцию.
В этих условиях нашим итальянским партнерам, следует признать, с политической точки зрения было непросто принимать судьбоносные решения, открывающие прямой путь "Газпрому" на свой внутренний рынок. Надо отдать должное руководству Италии и концерна ЭНИ, что они с честью выдержали этот политический прессинг, не имевший ничего общего с реальностью, и твердо продолжили линию на заключение взаимовыгодных экономических соглашений по газу. Появившийся же впоследствии проект "Южный поток" еще раз наглядно подтвердил, какими путями можно и нужно добиваться увеличения поставок голубого топлива и диверсификации маршрутов его доставки в Европу.
В чьих интересах действовала Италия, когда не побоялась не только сохранить, но и нарастить взаимодействие с Россией в газовой сфере? Разумеется, в своих, получив новые значительные квоты на газ и прямой доступ к месторождениям. Но разве только в своих? Давайте представим на минуту, что договоренностей между "Газпромом" и ЭНИ не было бы. В таком случае Европа недополучила бы огромные объемы газа, которые никто бы не смог восполнить. Вряд ли это способствовало бы экономической и энергетической стабильности Евросоюза в целом.
Но и для России соглашения с Италией не были альтруистическим шагом. Сорокалетний опыт работы с ЭНИ убедил нас в том, что концерн - надежный партнер, с которым можно выстраивать отношения на перспективу. А для газовой отрасли, где речь идет о громадных инвестициях на долгие годы вперед, уверенность в партнере дорогого стоит. Пора бы это понять и некоторым другим нашим европейским соседям. Потерять партнера значительно проще, чем его обрести вновь.
Схожие процессы развивались и в сфере электроэнергетики, где шаг за шагом выстраивалось сотрудничество между РАО "ЕЭС России" и концерном ЭНЕЛ, который успешно утвердился на российском рынке. Приобретение крупного пакета акций ОГК-5 - одной из основных отечественных генерирующих компаний - выводит эту итальянскую группу на место стратегического партнера всей российской энергетики. Кстати, многие из договоренностей с ЭНИ и ЭНЕЛ не имеют аналогов либо были первыми в своем роде.
Принципиально важно, что к сырьевым областям взаимодействия в последние годы активно добавляются высокотехнологические отрасли. Это космонавтика, авиация, автомобилестроение, судостроение, связь, нанотехнология и другие. И здесь мы последовательно продвигаемся от простых торговых форм к реальной кооперации, объединению научных и производственных потенциалов.
Уникальные возможности на сегодня открываются в сфере авиастроения. Достаточно упомянуть такие проекты, как учебный самолет Як-130 и гражданский лайнер "Суперджет-100". И это далеко не предел. Россия и Италия, объединив свои усилия, способны занять достойное место в мировом авиапроме. Сможет ли российская сторона добиться этого без кооперации с Римом? Думаю, да, но сделать это будет значительно сложнее. А сколько перспектив для совместной работы на железных дорогах: будь то управление движением или мониторинг за железнодорожным полотном. Весьма востребован будущий региональный электропоезд, который позволит быстро и комфортно связать большое количество российских городов. Ускорить обработку почтовой корреспонденции в Москве поможет использование итальянского опыта и передовых технологий. Все упомянутые проекты находятся в различных стадиях проработки, но объединяет их одно - они готовятся совместно с мощным итальянским производственным концерном "Финмекканика".
Если спросить на улице в любом из российских городов: "А какую итальянскую фирму вы знаете?" - то почти точно последует ответ: "ФИАТ". Вот уже более 40 лет бегают по нашим дорогам автомобили, созданные на ВАЗе на базе моделей "фиата". В последние годы заключены новые контракты с российскими компаниями по сборке машин, автобусов и грузовиков. Однако убежден, что в автомобилестроении мы делаем с Италией ничтожно мало по сравнению с имеющимся у промышленности двух стран потенциалом. Будем надеяться, что, преодолев внутренний затяжной кризис, концерн "ФИАТ" сможет вновь стать стратегическим партнером российского автопрома.
Вот уже многие годы у нас в стране идет дискуссия о возрождении среднего класса, являющегося основой стабильности любого общества. Где, как не у итальянцев, нам стоит поучиться. Ведь экономика Италии фактически выстроена на малом и среднем бизнесе. Все последние годы активно развивается проект по формированию в России - по аналогии с Италией - промышленных округов, позволяющих качественно улучшить условия для создания малых и средних предприятий.
Беря на вооружение итальянский опыт, было важно сделать это не механически, а с привязкой к российским реалиям. Формируясь вокруг мощного головного "ядра", малый и средний бизнес в тесной кооперации со своим зарубежным партнером активно вовлекаются в производство комплектующих и сопутствующих материалов и услуг для "материнского" производства, придавая тем самым мощный импульс развитию всей прилегающей зоны. Первым такой округ начал функционировать на базе вспомогательных производств для заводов холодильников и стиральных машин фирмы "Индезит" в Липецкой области.
О деятельности компании "Индезит" в России надо сказать отдельно. Придя на наш рынок в непростые 1990-е годы, "Индезит" повидал разное. Но руководство концерна проявило выдержку и главное - прозорливость, которые сторицей вознаграждены. Холодильники "Стинол", стиральные машины "Индезит" можно встретить у нас повсюду. Сегодня заводы в Липецке производят в год 1,5 млн. холодильников и почти 1 млн. стиральных машин - цифры говорят сами за себя. Есть и новые проекты - создается производство вытяжек для кухонь проектной мощностью до 1 млн. штук и строится завод электроплит. Особенно важно, что своим позитивным примером "Индезит" открыл путь на российский рынок огромному количеству итальянских малых и средних предприятий, будь то мебельных или обувных фабрик, в том числе из региона Марке, где находится штаб-квартира компании. Когда сейчас кое-кто в Европе сетует, что итальянские товары слишком широко представлены на российском рынке, то, как говорится, думать надо было раньше.
Более того, на Липецкой области эксперимент по итальянским промышленным округам не остановился. Его активно внедряют Татарстан, Московская область, Чувашия, Свердловская и Пермская области, где практически уже созданы прообразы этих структур. Федеральные власти активно поддерживают стремление наших регионов позаимствовать и внедрить на своей земле положительный итальянский опыт. В этих целях создана специальная российско-итальянская рабочая группа, которая, анализируя достигнутые результаты, предлагает российским и итальянским партнерам апробированные схемы возможного взаимодействия.
Ткань экономических связей, несомненно, была бы с прорехами без действенной политической и организационной поддержки подобных инициатив со стороны российских региональных и муниципальных властей, содействия итальянских областных органов. В целом сотрудничество российских регионов с итальянскими областями - важный и динамично развивающийся элемент российско-итальянского взаимодействия. В него вовлечены такие крупнейшие регионы России, как Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Свердловская и Ульяновская области, породненные соответственно с Римом, Миланом, Лацио, Лигурией и Сицилией. Подобное сотрудничество, скрепленное правовыми узами соглашений (а их более 40) субъектов Федерации и крупных городов с административными центрами Италии, как представляется, переносит на более приземленный, но более близкий каждому россиянину и итальянцу уровень отношений те чувства взаимного уважения и симпатии, которые испытывают друг к другу наши народы.
Успешно продвигается и сотрудничество в финансово-инвестиционной сфере. По оценке руководства итальянского банка "Уникредит", его инвестиции в России достигли порядка 4 млрд. евро, а сам он стал серьезным игроком на нашем финансовом рынке, контролируя, в частности, Московский международный банк и компанию "АТОН". Несколько лет в России действует банк ЗАО "Интеза", принадлежащий крупнейшей финансовой группе страны "Интеза-Сан-Пауло". И эта группа также купила один из российских банков.
Совершенно новым явлением, характерным для последних лет, стал приход на итальянский рынок крупных российских компаний. Почин открыли наши металлурги. Так, в частности, ОАО "Северсталь" приобрела одну из старейших итальянских сталелитейных компаний "Луккини", которая переживала непростые времена. Благодаря российским партнерам компания вновь встала на ноги. Есть и другие примеры российских капиталовложений в Италии, скажем компании РУСАЛ.
Одним словом, российско-итальянское торгово-экономическое сотрудничество с каждым днем все больше становится улицей с двусторонним движением. Сам факт, что товарооборот между двумя странами достиг в прошлом году 31 млрд. долларов, а в 2007 году должен превзойти эту цифру, - хорошее тому подтверждение.
Однако экономика - это лишь часть многогранной палитры российско-итальянских отношений. Прежде всего имею в виду насыщенный российско-итальянский диалог по всему спектру международных и европейских проблем, который стал особенно интенсивным после окончательного формирования "Большой восьмерки" и избрания Италии непостоянным членом Совета Безопасности ООН.
Причем можно смело говорить, что принадлежность Рима к западным военным и политико-экономическим структурам не является препятствием для согласования с Россией близких по духу позиций. Чем это объяснить? Думаю, прежде всего тем, что в Москве и Риме четко осознают, в каких параметрах развивается современное международное сообщество. Будь то многополярность, как называем ее мы, или многосторонность, как ее принято определять в Риме, суть этих понятий общая - одномерный мир не состоялся и решение международных проблем необходимо искать на путях сотрудничества и диалога. Есть в таком видении и вполне прагматический подход, так как Москва и Рим заинтересованы в стабильном, экономически развивающемся мире, что открывало бы принципиально новые возможности для укрепления внешнеполитических позиций и экспортных потенциалов двух государств.
Или возьмем иранскую тему. Италия - самый крупный экономический партнер Тегерана в Евросоюзе, значителен товарооборот с ним и у России. Даже с этой точки зрения нам далеко не безразлично, как будут развиваться события вокруг Ирана. Естественно, что мы против обретения Тегераном военно-ядерного потенциала, но мы и против того, чтобы под предлогом борьбы с нераспространением ОМУ реализовались совершенно иные целеустановки. К чему это приводит, мир мог убедиться на примере Ирака. Словом, когда кто-то пытается навязать европейскому общественному мнению тезис о несовместимости подходов России с базовыми ценностями "западной цивилизации" - это все от лукавого. Водораздел проходит отнюдь не в плоскости ценностей. Дело - в отказе слепо следовать навязываемому мировому сообществу диктату, зачастую вразрез с национальными интересами других государств, да и вопреки элементарной внешнеполитической логике. Опять же и здесь в нашей позиции нет ничего конфронтационного, направленного против евроатлантических институтов. Что может быть плохого в нацеленности на решение кризисных ситуаций дипломатическим, переговорным путем при строгом соблюдении Устава ООН?
Этой же логике мы следуем, когда тесно взаимодействуем с Италией в различных международных структурах и на двусторонней основе в борьбе с современными угрозами и вызовами, такими как распространение оружия массового уничтожения, терроризм, незаконный оборот наркотиков и другие.
Сегодня кажутся вполне привычными постоянные связи по линии оборонных ведомств двух стран. Заходы российских военных кораблей, в том числе участвующих в операции "Активные действия", в итальянские порты уже никого не удивляют. А ведь меньше двух лет прошло с того дня, когда в итальянском порту Мессина впервые в истории генеральный секретарь НАТО поднялся на борт флагмана Черноморского флота ракетного крейсера "Москва". Вспомним также, что новая страница во взаимоотношениях нашей страны с Североатлантическим альянсом была открыта в Италии решением пять лет назад о создании Совета Россия - НАТО.
Наблюдая за четким взаимодействием российских и итальянских служб по борьбе с чрезвычайными ситуациями, невольно начинаешь задумываться: а откуда это все взялось? Почему именно итальянцы были первыми из зарубежных партнеров, кто направил сразу после трагедии Беслана два самолета с медицинской помощью, а потом без широкой огласки продолжили помогать в строительстве медицинских учреждений в Северной Осетии и реабилитации пострадавших детей? Почему российские летчики, порой рискуя жизнью, самоотверженно работали на самолете Бе-200 при тушении пожаров в Италии?
Ответ на эти вопросы до банальности прост: несмотря на перипетии истории, на протяжении веков народы наших стран испытывали взаимное уважение, тесно сотрудничали, приходя на помощь друг другу в тяжелые минуты. Кто знает, была бы столь слаженная сегодня работа наших спасателей, если бы у них не было за плечами героизма российских моряков, спасших десятки тысяч жителей Мессины после разрушительного землетрясения 1908 года.
Поэтому вполне закономерно, что фактически без раскачки пошла работа созданного три года назад российско-итальянского Форума диалога по линии гражданских обществ. Нам есть, что сказать и обсудить друг с другом в откровенной и доброжелательной манере. Повестка дня Форума включает культурные, деловые, цивилизационные аспекты. Крепнет диалог в духовной сфере.
Если только начать перечислять те культурные акции, которые ежегодно проводятся в России и Италии, то придется писать книгу, а не статью. Достаточно только назвать соглашение Большого театра и "Ла Скала", ставшие традиционными Российский вечер в Милане, бал Петра Великого в Венеции, серии концертов и кинофестивалей, проводимых под эгидой Россий-ского фонда культуры.
Все крупнейшие музеи России регулярно проводят выставки уникальных коллекций в различных городах Италии. Событием, без преувеличения, общемирового культурного характера стала проходившая под патронатом Президента России В.В.Путина и Президента Италии Дж.Наполитано выставка "Россия - Италия: сквозь века". Качественно новые возможности появляются с открытием в городе Феррара научного и культурного центра "Эрмитаж - Италия".
Вся Италия скорбела вместе с нами, когда ушел из жизни М.Ростропович, а Россия оплакивала Л.Паваротти, который не раз выступал у нас. Можно с уверенностью утверждать, что сейчас нет такой сферы искусства, где не оставлен "русский или итальянский след".
Или возьмем спорт: итальянцы вместе с нами радовались победе Сочи в борьбе за право проведения зимних Олимпийских игр в 2014 году, готовы активно подключиться к строительству олимпийских объектов.
Общественное признание всегда являлось важным стимулом для профессионального и творческого роста. И здесь у нас есть пионерское начинание - совместная награда Президента России и председателя Совета министров Италии, которая вручается за вклад в развитие двусторонних отношений. Ее первыми лауреатами стали директор ГМИИ им. А.С.Пушкина И.А.Антонова и известный итальянский режиссер Ф.Дзефирелли.
Можно и дальше перечислять различные примеры успешного российско-итальянского сотрудничества. Их действительно много. Именно из них складывается прочное здание двусторонних отношений, гарантирующее сейсмоустойчивость при любых глобальных и локальных потрясениях. Когда такие примеры превратятся из уникальных в обычные для взаимоотношений России со всеми странами Евросоюза, то будет значительно легче претворить в жизнь комплексную стратегию связей Москвы и Брюсселя, рассчитанную на долгие годы вперед.