В Центральной избирательной комиссии России по инициативе председателя В.Чурова состоялась первая встреча неформального международного клуба "Five o'clock" (в переводе с английского - "в пять часов"), созданного с целью дискуссии по актуальным вопросам международной жизни с уклоном в избирательную тематику.

Почему "Five o'clock"?

По стародавней традиции, в Британии в 5 часов пополудни в светских кругах приступали к послеобеденному чаю, сопровождавшемуся неспешливыми беседами. В знаменитых английских "пабах", пивных, в этот же час снималось дневное ограничение на виски и прочее спиртное, и джентльмены могли отвести душу в разговорах и диспутах.

Так что и в данном случае, собираясь в старинном и удачно отреставрированном доме в московском Малом Черкасском переулке, политики, дипломаты, политологи могут в свободной дискуссии обсуждать самые различные проблемы.

Первая встреча прошла интересно и содержательно. С анализом хода и результатов недавних французских выборов обстоятельно выступил посол Франции Станислас де Лабуле. В дискуссии высказались председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В.Чуров, председатель Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы А.Кокошин, президент Никитского клуба профессор С.Капица, директор Департамента общеевропейского сотрудничества МИД С.Рябков, посол Ю.Дубинин, главный редактор "Международной жизни" Б.Пядышев.

Участники первого заседания объявлены постоянными членами - основателями клуба. Роль "модератора" (руководителя дискуссии) была предложена Ю.Дубинину.

Ю.Дубинин

Нам приятно, что главным гостем первого заседания только что созданного клуба стал Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в России. Тому много причин. Франция - колыбель демократии. Нашу страну связывают с Францией особые отношения. Наконец, недавние президентские выборы во Франции проходили в обстановке острой борьбы при необычайно высокой активности избирателей. Они привлекли пристальное внимание и обильные комментарии в мире, в России в частности, и сейчас международная общественность чутко прислушивается к каждому слову нового французского руководства. Все это объясняет большой интерес членов клуба к вашей, уважаемый господин посол, оценке прошедших выборов и их результатов.

Станислас де Лабуле - представитель известнейшей дипломатической династии Франции. Один из его предков - Поль Лабуле - оказался у истоков Франко-русского союза, получившего название "Сердечное согласие". Франция направила его в качестве посла в Санкт-Петербург в трудный для нее момент, когда она находилась в изоляции. Выбор на Поля Лабуле пал тогда с учетом того, что, находясь ранее в нашей столице как начинающий дипломат, он сумел установить дружественные отношения с цесаревичем, ставшим затем императором Александром III. Такой выбор полностью оправдал себя. Принимая верительные грамоты Поля Лабуле, Александр III произнес, имея в виду Францию, пророческие слова: "Вы нужны нам. Мы нужны вам". Это было началом исторически значимого сотрудничества, началом традиции близких отношений между нашими странами, которая продолжается по сей день и, надо думать, имеет большое будущее.

Основатели клуба "Five o'clock", участники первого заседания:
посол Франции
Станислас де Лабуле, председатель ЦИК В.Чуров,
Ю.Дубинин
, Б.Пядышев, С.Рябков, С.Капица

 

Члены клуба, так же как широкие круги российской общественности, с удовлетворением воспринимают тот факт, что сегодня, в непростой для Европы и мира обстановке, Францию и Россию представляет потомок Лабуле и выдающийся дипломат современной Франции Станислас де Лабуле.

Посол Станислас де Лабуле

Изначально Конституция Пятой республики, принятая в 1958 году, не предусматривала выборы главы государства всеобщим голосованием. Президент назначался коллегией выборщиков, состоявшей, в частности, из двух палат Парламента - Национального собрания и Сената. Только в 1962 году конституционный акт, принятый на референдуме, ввел выборы президента Республики всеобщим прямым голосованием, подчеркнув президентский характер новых институтов, в соответствии с пожеланием генерала Ш. де Голля. Первые выборы, по новым правилам, состоялись в 1965 году, и мы помним, как, ко всеобщему удивлению, основатель Пятой республики был забаллотирован в первом туре, и только во втором он одержал победу над кандидатом от левых Франсуа Миттераном с 55,2% голосов. В 2007 году состоялись седьмые по счету выборы президента всеобщим голосованием на срок, который был сокращен с семи до пяти лет конституционным актом, принятым на референдуме в 2000 году. Отметим, что количество президентских сроков не ограничено.

Во Франции не существует избирательной комиссии, выборы организует Министерство внутренних дел совместно с префектурами и мэриями. Все спорные вопросы президентских выборов, а также выборов в парламент находятся в компетенции Конституционного совета, который объявляет официальные результаты выборов.

Речь идет о мажоритарном голосовании за каждую кандидатуру в два тура. Во втором туре встречаются только кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре. Не существует минимального порога явки, ниже которого выборы считались бы недействительными, как это было раньше в России. Каждый кандидат должен представить поручительство от 500 человек, занимающих выборные должности из не менее чем 30 департаментов или заморских территорий, при том что среди них не может быть больше 10%, принадлежащих к одному департаменту или заморской территории. Каждый кандидат должен представить Конституционному совету декларацию об имуществе, которая может быть обнародована только в случае избрания кандидата.

Верхний потолок расходов на избирательную кампанию установлен законом в 13,7 млн. евро для кандидатов в первом туре и 18,3 млн. евро - для участников второго тура. Эти фонды формируются из государственных субсидий политическим партиям (в зависимости от их представительства в законодательном собрании) или же из частных взносов (только от физических лиц). Затраты на проведение кампании возмещаются кандидатам, набравшим более 5% голосов, в размере половины максимальной суммы расходов, разрешенной для проведения избирательной кампании.

Телевизионная кампания строго регламентирована, чтобы соблюсти принцип равных возможностей для кандидатов. Время в эфире ежедневно проверяется Высшим аудиовизуальным советом. Также Национальная комиссия по социологическим опросам очень строго проверяет научную обоснованность методов проведения публикуемых опросов (в ходе прошедшей кампании она выносила предупреждение одной из социологических кампаний).

В ходе этой кампании было в порядке эксперимента использовано электронное голосование в нескольких коммунах, но оно было оспорено как с принципиальной точки зрения (возможность манипуляций), так и в связи с некоторыми техническими сложностями (длительность процедуры голосования). Иногда электронную процедуру голосования упрекают за то, что она лишает торжественности это фундаментальное действие демократической и республиканской жизни, которое нельзя превращать в рядовое.

Наконец, я подчеркиваю, по приглашению французского правительства эти выборы оценивали наблюдатели из ОБСЕ.

Французы с большим интересом отнеслись к выборам

В то время как говорили о том, что французы все больше отстраняются от политики, они проявили большой интерес к этой кампании. Это выразилось в исключительно высоком участии - 84% избирателей, занесенных в избирательные списки, как в первом, так и во втором турах, чего не было с 1965 года. Тиражи газет невероятно выросли, и впервые выборы президента были широко отражены в Интернете, как на блогах кандидатов, политических партий и в электронных версиях газет, так и на тысячах безымянных блогов, где самозабвенно вели дискуссии и обменивались мнениями. Телевизионные дебаты кандидатов второго тура собрали более 20 млн. зрителей - абсолютный рекорд с начала проведения таких дебатов (такого рода встречи были начаты в 1974 году Валери Жискар д'Эстеном и Франсуа Миттераном).

Почему такая активность? Можно назвать несколько причин.

Приход нового поколения политических лидеров: два основных кандидата - Николя Саркози от правых сил и Сеголен Руаяль от левых - оба чуть старше 50 лет, перевернули страницу длительного периода доминирования во французской политике двух "тяжеловесов": Франсуа Миттерана и Жака Ширака. Заявив о своем разрыве с предыдущими политическими деятелями, и Николя Саркози, и Сеголен Руаяль придали этой кампании более молодой и динамичный стиль, более близкую людям манеру вести диалог, понятный более широкой публике.

После кризиса в пригородах 2005 года молодых людей с помощью ассоциаций привлекали записываться в списки избирателей и выражать свое мнение демократическим путем, а не путем насилия. Молодежь в массовом порядке приходила в мэрии, чтобы записаться в избирательные списки. Эти молодые люди составили большинство из 1,5 млн. новых избирателей, появившихся на этих выборах.

Левый электорат хотел избежать ситуации, сложившейся на выборах в 2002 году, когда их основной кандидат - Лионель Жоспен, выбывший уже в первом туре, оставил во втором соперником Жака Ширака лидера Национального фронта Жан-Мари Ле Пена. Стремясь избежать любого риска повторения такой неприятной ситуации, левый электорат, несомненно, мобилизовался в большей степени, чем в 2002 году.

Феномен третьего кандидата: Франсуа Байру, лидер правоцентристской партии Союз за французскую демократию (СФД), захотел порвать с логикой выборов V Республики, которая в связи с проведением голосования по мажоритарному принципу в два тура благоприятствует созданию двух блоков, правого и левого, напрямую противостоящих друг другу. Он решил привлечь на свою сторону умеренных избирателей, как правых, так и левых. Его попытка в результате не привела к успеху, но он получил достойный уважения результат (18,6% голосов), позволяющий предположить, что он сумел убедить некоторых наших сограждан, не относящих себя ни к правым ни к левым, выполнить свой гражданский долг, в то время как обычно они не приходят на выборы.

Наконец, тот факт, что впервые в истории Французской Республики женщина заняла такое место, которое позволяло ей выиграть выборы и стать президентом, также, несомненно, мобилизовало электорат в большей степени, чем обычные феминистские движения.

Президент, пользующийся широкой поддержкой

Получив 31,8% голосов в первом туре, Николя Саркози намного превысил результаты Жака Ширака (18% в 1981 г., 20% в 1988 г., 20,8% в 1995 г., 19,9% в 2002 г.) на выборах в первом туре. Он вновь вышел на уровень, достигнутый Валери Жискар д'Эстеном в 1974 году (32,6%). Со своей стороны Сеголен Руаяль, получившая 25,87% голосов избирателей, достигла уровня Франсуа Миттерана в 1981 году и преодолела слабые результаты Лионеля Жоспена (23,9% в 1995 г., 16,2% в 2002 г.). Если добавить к результатам двух первых кандидатов голоса, отданные Франсуа Байру, то получится, что партии, имеющие опыт работы в правительстве, все вместе набрали 75,5% голосов, тогда как в 2002 году кандидаты от тех же самых партий получили всего 43% голосов, проиграв большинство так называемому "протестному" голосованию. Этот результат тем более замечателен, что в первом туре на этих выборах в борьбе приняли участие 12 кандидатов. Это говорит о том, что избиратели решили голосовать не по настроению, протестуя, а за определенный проект, то есть в пользу более позитивного подхода. Правда, что и Николя Саркози, и Сеголен Руаяль в ходе этой кампании в гораздо большей степени уделяли внимание повседневным заботам людей, чем это делали их предшественники, но делалось это в ущерб международным проблемам.

Получив почти 19 млн. голосов избирателей во втором туре, то есть уверенное большинство в 53,1% от числа всех проголосовавших, Николя Саркози одержал победу, поставившую его в один ряд с президентами от правых, которые были избраны наибольшим количеством голосов в борьбе с левыми за весь период Пятой республики. Только генерал де Голль имел большую поддержку в 1965 году, когда он получил 55,2% голосов. Жак Ширак получил только 52,6% голосов избирателей в 1995 году, а Валери Жискар д'Эстен - 50,8% в 1974 году. При высокой активности избирателей (84% проголосовавших) эта явная победа дает новому французскому президенту, шестому президенту Пятой республики, широкую поддержку населения.

Большой интерес, проявленный французами, необычайно высокий уровень участия и уменьшение протестного голосования сделали эти выборы самым интересным моментом политической жизни страны и, несомненно, придали новый импульс ее демократической жизни.

Со своими суждениями по различным вопросам внешнеполитической ситуации выступили все другие участники дискуссии.

 

Вторая встреча в клубе "Five o'clock" состоялась в июле. Обсуждалась интереснейшая тема - "Россия и США: параллельное развитие демократии". В дискуссии приняли участие: Чрезвычайный и Полномочный Посол США в России У.Бернс, председатель ЦИК России В.Чуров, председатель Комитета по международным делам Совета Федерации Федерального Собрания М.Маргелов, председатель Комитета Государственной Думы К.Косачев, член Общественной палаты Российской Федерации А.Мигранян, главный редактор журнала "Международная жизнь" Б.Пядышев, директор Института США и Канады РАН С.Рогов, директор Института всеобщей истории РАН А.Чубарьян, академики А.Кокошин и С.Капица, заместитель директора Департамента Северной Америки МИД России Н.Смирнов, члены ЦИК России И.Борисов и И.Федоров.

Рассказ об этой встрече - в следующем номере "Международной жизни".