ГОД ОТ ГОДА проблема противостояния западной и исламской цивилизаций становится все злободневнее. В последнее время мы сталкиваемся с ней практически каждый день.
Мировое сообщество предприняло попытку разорвать этот порочный круг.
В июле 2005 года Кофи Аннан, занимавший тогда пост Генерального секретаря ООН, поддержал инициативу создания при коспонсорстве премьер-министров Испании и Турции Хосе Луиса Родригеса Сапатеро и Реджепа Тайипа Эрдогана глобального "Альянса цивилизаций". Целями этой инициативы должны были стать мобилизация коллективной политической воли на преодоление разрыва и растущего недоверия между цивилизациями, культурами и обществами, в первую очередь между Западом и исламским миром, а также налаживание взаимопонимания между ними.
Такая необходимость достаточно очевидна в первую очередь для самого Запада. В Европе (не считая России), Северной и Южной Америке сейчас проживают около 50 млн. мусульман. Отношения этой мощной общины, растущей главным образом за счет мигрантов из Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки, и тем обществом, где она живет, оставаясь религиозным и национальным меньшинством, часто становятся конфликтными. В первую очередь эта проблема затронула Францию, Великобританию, Испанию, Германию и Португалию. Для европейцев вопрос о том, как улучшить отношения между этими двумя "мирами" - западным (христианским) и мусульманским, существующими бок о бок на одной и той же территории, - превращается в настоящую головную боль.
Проблемой является процесс инкорпорирования в западные общества Европы мусульманского населения. Не ясен и путь развития исламских сообществ внутри европейских государств. То ли речь должна идти об их ассимиляции и полной интеграции, то ли, наоборот, о том, что они будут иметь все больше возможностей для самовыражения, развития собственной исламской идентичности. Актуальность этой проблемы еще раз продемонстрировали последние события во Франции.
Кроме того, существует и общая для всех проблема терроризма.
Авторство идеи создания "Альянса цивилизаций" принадлежит Испании, которая еще в средние века продемонстрировала блестящие образцы симбиоза арабской и европейской культур. В истории так называемой "мусульманской Испании" были и трагические моменты, но было и сотрудничество, и взаимодействие культур, позитивное, как нигде. Так что современная Испания, считая себя наследницей этого "симбиотического" содружества, может хорошо восприниматься миром как инициатор нового "Альянса", тем более что на ее территории проживает сегодня мощная община выходцев из Северной Африки.
Причины же, побудившие поддержать инициативу Турции, вполне очевидны. Она стремится стать частью Европы, быть в европейском сообществе. Так что ей выгодно представить себя "просвещенной" мусульманской страной - умеренной, толерантной, стремящейся к Западу. Она хочет показать, что мусульманская страна вполне может быть составной частью западной цивилизации. Примечательно, что Эрдоган, один из инициаторов идеи "Альянса", у себя на родине - лидер исламской Партии справедливости и развития (ПСР). Когда она пришла к власти в ноябре 2002 года, многие наблюдатели опасались, что это вызовет откат Турции от демократического процесса, который до того времени шел достаточно успешно. Однако ничего подобного не произошло.
Таким образом, Испания и Турция сошлись и в интересах, и в понимании того, что именно нужно делать.
По замыслу инициаторов, "Альянс" должен отмобилизовать коллективную политическую волю на совместные действия на уровне институтов и гражданского общества, чтобы преодолеть существующие между западной и исламской цивилизациями конфликтные отношения.
Инициаторы "Альянса" с беспокойством отмечают, что события последних лет только усилили подозрительность и непонимание между исламским и западным сообществами, что, в свою очередь, является хорошей питательной средой для роста религиозного экстремизма, который начал угрожать всей международной стабильности. Поэтому идея "Альянса цивилизаций" в их понимании как раз и должна служить тем мостом, который будет способен с помощью политических действий на уровне правительств и гражданских обществ, в сфере политики, экономики, культуры построить новые взаимоотношения между цивилизациями.
Для руководства "Альянсом цивилизаций" была сформирована Группа высокого уровня (ГВУ) в составе 18 членов во главе с представителями Испании и Турции.
В состав Группы вошли на правах сопредседателей государственный министр Турции профессор Мехмет Айдын и президент Фонда культуры мира, бывший генеральный директор ЮНЕСКО профессор Федерико Майор (Испания). Кроме того, в ее работе приняли участие такие известные в мире деятели, как бывший президент Ирана Сейед Мохаммад Хатами, супруга эмира Катара Шейха Моза бинт Насер аль-Миснед, президент Александрийской библиотеки доктор Исмаил Серагеддин, бывший министр образования Туниса Мохамед Шарфи, советник короля Марокко Андре Азулай, бывший премьер-министр Сенегала Мустафа Ньясс, архиепископ Десмонд Туту (ЮАР), бывший министр иностранных дел Франции Юбер Ведрин, специальный советник Генерального секретаря ООН Нафис Садик (Пакистан), бывший министр иностранных дел Индонезии Али Алатас и другие. Россию в Группе представляет президент Международного центра стратегических и политических исследований профессор Виталий Наумкин.
В течение года - с ноября 2005 по ноябрь 2006 года - ГВУ собиралась пять раз. По итогам работы группа подготовила доклад (Alliance of Civilizations: Report of the High-Level Group, November 13, 2006) для формулирования концепции и плана действий "Альянса цивилизаций", который был представлен Генсеку ООН в Стамбуле 13 ноября 2006 года на встрече ГВУ.
В докладе представлена как общая оценка ситуации, в том числе в свете возникновения и роста религиозного экстремизма, так и несколько блоков конкретных предложений, которые должны стать программой действий для государств на национальном, региональном и местном уровнях, а также для международных организаций и гражданского общества. Это, по мнению ГВУ, должно помочь уменьшить враждебность и содействовать достижению гармоничных отношений между государствами и культурами в мире. Основные блоки предложений касаются средств массовой информации, образования, молодежи и мигрантов.
В общеполитической части документа подчеркивается, что никогда ранее не ощущалась так остро "необходимость наведения мостов между сообществами, содействия диалогу и пониманию и формированию коллективной политической воли в целях устранения существующих в мире диспропорций". "Альянс" должен "преодолеть нарастание разделений между сообществами путем утверждения принципа взаимного уважения между людьми, принадлежащими к различным культурам и религиозным традициям, и путем содействия мобилизации на согласованные действия в этом направлении. Эти усилия отражают волю огромного большинства народов к отказу от экстремизма в любом обществе и поддержке уважения религиозного и культурного разнообразия".
Авторы документа исходят из того, что любой альянс цивилизаций должен по своему характеру строиться на многополюсной перспективе. Группа руководствовалась в своей работе принципами, которые обеспечивают основу распространения культуры диалога и уважения между всеми государствами и культурами. "Альянс" предупреждает, что разногласия усиливаются из-за глобализации, которую многие воспринимают как агрессию, угрозу культурным и религиозным ценностям и национальной самобытности.
Авторы особо отмечают, что росту экстремистских настроений способствует нищета, ведущая к отчаянию, ощущению несправедливости и отчуждению, наложенная на недовольство политического характера.
В отчете содержится предупреждение о том, что подавление ненасильственной политической оппозиции и медленный ход реформ в некоторых мусульманских странах является одним из существенных катализаторов экстремистских настроений, в связи с чем правящие элиты в этих странах должны разрешить полное участие мирных политических группировок, как религиозных, так и светских, в политическом процессе.
По убеждению ГВУ, "терроризм ничем нельзя оправдать. Для того, чтобы добиться успеха в обеспечении международным институтам и правительствам возможности остановить терроризм, нам необходимо противодействовать всем условиям, порождающим его, признавая связь между миром, безопасностью, социальным и экономическим развитием и правами человека. В этом отношении недавно принятая Глобальная контртеррористическая стратегия ООН представляет собой важную веху".
Затронув вопрос об истоках формирования фундаменталистских и экстремистских течений, авторы подчеркивают, что "экстремизм выступает за радикальные меры ради достижения политических целей. По своей природе он не религиозен и также присутствует в секулярных движениях". Говоря о "фундаментализме", авторы специально отмечают, что, во-первых, движения, стремящиеся вернуться к истокам религиозной традиции и буквальному соблюдению основополагающих текстов и принципов, присущи большинству верований, а во-вторых, по природе своей не насильственны. Общим для них является глубокое разочарование и страх перед светской действительностью, которая воспринимается как экспансионистская, аморальная и лишенная глубокого смысла.
"Во многих конфликтах, вспыхивавших в разных частях мира, религия использовалась для оправдания нетерпимости, насилия и даже лишения жизни. Из-за этих актов некоторые люди воспринимают ислам как религию с врожденным насилием. Такие утверждения в лучшем случае явно неправильны, а в худшем - продиктованы злым умыслом. Они углубляют разделения и усиливают опасную взаимную враждебность между обществами". Кроме того, как отмечают авторы документа, "именно вторжение западных вооруженных сил в некоторые мусульманские страны и их продолжающееся присутствие в этих странах, сопровождающееся подавлением политических движений в мусульманском мире, являются причинами насильственных проявлений", тогда как вся история свидетельствует о том, что политические репрессии или иностранная оккупация всегда способствуют усилению сопротивления с применением насилия в той или иной форме.
По мнению ГВУ, ярчайшим символом разногласий, существующих в настоящее время между Западом и исламским миром, является израильско-палестинский конфликт, который, вместе с военными интервенциями стран Запада в Афганистан и Ирак, а также в результате несоразмерных действий Израиля в секторе Газа и Ливане, служит мощнейшим катализатором возмущения и взаимного недоверия. В частности, израильско-палестинская проблема давно вышла за рамки узкорегиональной, связанной с разделом территорий, и "приобрела символическое значение, окрашивающее межкультурные и политические отношения между приверженцами всех трех великих монотеистических вероучений далеко за пределами ее ограниченной географической сферы".
Кроме того, "в контексте отношений между мусульманским и западным обществами особенно остро переживается представление о двойных стандартах в применении международного права и в защите прав человека". "Утверждения о том, что насилие внутренне присуще исламу, и соответствующие заявления некоторых политических лидеров Запада, в том числе с использованием таких выражений, как "исламский терроризм" и "исламский фашизм", способствовали тревожному росту масштабов исламофобии, который еще более усиливает страх перед Западом", отмечается в документе.
"Альянс цивилизаций" предлагает "признать современные реальности, определяющие взгляды миллионов мусульман: продолжающийся израильско-палестинский конфликт, насилие в Афганистане и возрастающее насилие в ходе конфликта в Ираке". ГВУ призывает к скорейшему возобновлению политического процесса, включая созыв международной конференции по ближневосточному мирному процессу с участием всех соответствующих действующих субъектов в целях достижения всеобъемлющего мирного соглашения. Предлагается также дать беспристрастный и объективный политический анализ самого конфликта с адекватным представлением соперничающих концепций всех заинтересованных сторон. ГВУ также выражает полную политическую поддержку всем усилиям, предпринимаемым, в частности, по линии ЛАГ, направленным на нормализацию обстановки в Ираке и на вывод этой страны из политического и гуманитарного кризиса.
Необходимо также добиться полного уважения и последовательного применения единых стандартов в области прав человека, включая свободу совести, свободу выражения своего мнения и защиту от бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения. В соответствии с этими же стандартами, а также с учетом норм международного права, международного гуманитарного права необходимо осуществлять управление миграцией.
Кроме того, необходимо вести последовательную борьбу с нищетой и экономическим неравноправием. "Альянс цивилизаций" может быть в полной мере реализован только в международном формате при обязательстве всех стран предпринимать усилия для достижения целей развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. Едва ли можно переоценить неотложность этого дела. Неравенство в мире увеличивается поразительными темпами. Эти проблемы должны срочно решаться, поскольку возрастающий разрыв между богатыми и бедными странами играет важную роль в нагнетании возмущения и эрозии глобальной солидарности".
Авторы доклада подчеркивают необходимость обеспечения защиты от посягательств мест отправления культа, поскольку их осквернение или угроза такового может нанести тяжелый урон отношениям между общинами и повысить риск возникновения повсеместного насилия.
Лидеры государств, религиозные деятели и те, кто формирует общественное мнение, должны, с учетом своего влияния и авторитета, избегать резких или провокационных высказываний об убеждениях или священных символах другого народа.
Особое внимание ГВУ уделила определению круга первостепенных мер и практических шагов, с помощью которых можно заложить базу для согласованных действий на уровне институтов и гражданского общества по укреплению гармоничных межкультурных отношений и глобальной стабильности. В документе анализируется ключевая роль, которую играют образование, молодежь, миграция и средства массовой информации в отношениях между обществами, и предлагаются действия, которые могли бы быть осуществлены в каждой из этих областей.
В сфере образования правительствам, многосторонним институтам, университетам, ученым следует предпринимать индивидуальные и совместные действия для расширения общего образования, образования в сферах межкультурного общения и прав человека. Следует предусмотреть, чтобы системы начального, среднего и высшего образования обеспечивали сбалансированность и целостность в подходе к национальной истории, а также знания о других культурах, религиях и регионах. С этой целью предлагается активнее задействовать специализированные учреждения, такие как ЮНЕСКО и ИСЕСКО (Исламская организация по образованию, науке и культуре).
Особое внимание, по мнению ГВУ, следует уделить средствам массовой информации ввиду их колоссальной роли в формировании нашего понимания мира и, как следствие, повышенной ответственности, которая ложится на плечи профессионалов. Профессионалы СМИ должны создать, обнародовать и реализовывать добровольные кодексы поведения и профессиональной этики. При этом особо оговаривается, что "повышение внимания к ответственности печати не может и не должно сказываться на приверженности свободе печати". Лидерам академических, религиозных сообществ, гражданского общества и в области культуры следует генерировать такое содержание для СМИ, которое помогает углубить межкультурное понимание, в первую очередь в кризисные времена. Необходимо выделять больше средств на продукцию СМИ, которая так или иначе ориентирована на улучшение отношений между людьми, принадлежащими к разным культурам. Назрела также необходимость уделить особое внимание пропаганде Интернета как инструмента межкультурного диалога.
Группа выступила с инициативой о создании специального фонда "Альянса цивилизаций" для поддержки сотрудничества во всем мире по межкультурным проблемам и содействия инициативам, направленным на поощрение диалога и наведение мостов между сообществами.
Генеральный секретарь ООН уже назначил высокопоставленного представителя в ранге своего заместителя, который должен способствовать снятию напряженности в кризисные периоды и выступать международным посредником между разными общинами и культурами.
Наконец, ГВУ предложила, ввиду важности проблемы, рассмотреть вопрос о включении нового пункта, относящегося к "Альянсу цивилизаций", в повестку дня 62-й сессии ГА ООН.
Таким образом, в отчете содержалось большое количество конструктивных предложений, которые, в случае их реализации, могли бы существенно ослабить существующую напряженность и способствовать налаживанию межцивилизационного диалога.
Однако, к сожалению, и сама инициатива по созданию глобального "Альянса цивилизаций", и доклад ГВУ вызвали критическую реакцию в ряде государств, в том числе в США.
Так, влиятельный вашингтонский научно-исследовательский и образовательный фонд "Наследие" в феврале 2007 года опубликовал материал, в котором проект позиционируется как "разочаровывающий". Вместо того чтобы положить начало формированию своего рода "цивилизационного моста", в нем предложены, по мнению аналитиков, "лишь полумеры, набор благих пожеланий, однобокий анализ, лживые оправдания для ограничений свободы выражений, а также очередные призывы к увеличению дополнительного финансирования".
Автор исследования Бретт Шефер (The U.S. Should Oppose the Proposed U.N. Alliance of Civilizations) считает, что странам, обладающим богатейшими нефтяными запасами, некого винить в собственной неспособности обеспечить экономический рост, юридическое и экономическое равноправие женщин, создание новых рабочих мест, а также в сохранении деспотических режимов. А кроме того, то ли преднамеренно, то ли в результате неистребимой уверенности в собственном превосходстве автор игнорирует появление на мусульманском Востоке целого поколения политических лидеров, которые как раз и продемонстрировали на деле способность обеспечить быстрое экономическое развитие и умение решать конфессиональные и внутриполитические проблемы. Речь идет в первую очередь о таких странах, как Малайзия и страны Персидского залива.
По одной из наиболее болезненных проблем - терроризма, Группа высокого уровня и господин Шефер, как представляется, и вовсе не услышали друг друга.
"Крайне важно признать, - отмечается в докладе, - что ни одна мировая религия не попустительствует убийству невинных людей или одобряет его. Все они проповедуют идеалы сострадания, справедливости и уважения величия жизни. Однако во многих конфликтах, вспыхивавших в разных частях мира, религия использовалась для оправдания нетерпимости, насилия и даже лишения жизни".
Возможно, это и так, возражает Шефер, но дело не в этом. "Нельзя смазывать тот факт, что именно использование ислама террористическими группами является главной причиной ухудшения отношений между Западом и мусульманскими странами". В качестве примера такой террористической организации автором приводится "Аль-Каида". А между тем следует напомнить, широчайшей западной, в том числе и американской, помощью пользовались в 80-х годах прошлого века иностранные добровольцы, так называемые "арабские афганцы", подвизавшиеся на ниве "афганского джихада". В их числе оказался и Усама бен Ладен, который именно в Афганистане начал свою весьма специфическую карьеру. И там же, вскоре после вывода советских войск в 1989 году, будущий "террорист номер один" открыл "второй фронт" уже против самих Соединенных Штатов, всемерно поддерживавших афганское сопротивление.
По мнению автора, Соединенные Штаты должны "призвать политических и религиозных лидеров мусульманского мира осудить насилие и нетерпимость на религиозной почве, а также террор исламских экстремистов". Между тем с подобными осуждениями регулярно выступают многие политические и религиозные деятели исламского мира, о чем и было сказано в докладе ГВУ именно применительно к событиям 11 сентября в США.
Резюмируя, Бретт Шефер пишет, что США должны препятствовать намерениям сделать "Альянс цивилизаций" постоянно действующей структурой в Организации Объединенных Наций (под предлогом, в частности, нежелания плодить "ооновскую бюрократию"), а также не участвовать, в том числе финансово, ни в каких проводимых "Альянсом" мероприятиях.
Вместо того чтобы прислушаться к советам других, США хотят свести все к упрощенческой черно-белой картине якобы "плохого" ислама и "хорошего" Запада.
Нет "плохих" и "хороших" религий. Никто не делает, к примеру, выводов о якобы имманентно присущей иудаизму (а заодно и христианству) склонности к геноциду соседей, исходя из многочисленных упоминаний о поголовном истреблении тех или иных племен и народов в Ветхом Завете. Никто не говорит об "индусском терроризме" на основании деятельности "Тигров освобождения "Тамил Илама" в Шри-Ланке или некоторых радикальных организаций в Индии. Ведь тот же индуизм породил и теорию и практику ненасильственного сопротивления Махатмы Ганди, практическая реализация которой привела бывшую британскую колонию Индию к независимости в 1947 году. Есть Ирландская республиканская армия и баскская организация ЭТА, которые пытаются добиваться своих политических целей, в том числе с использованием методов террора, но нет "христианских террористов".
Вместо этого Соединенные Штаты могли бы принять самое активное участие в налаживании отношений с мусульманскими странами, в организации и поддержке глобального диалога, употребив на это свое весьма значительное влияние, в первую очередь на Ближнем Востоке.
Между тем инициатива создания глобального "Альянса цивилизаций" представляется перспективной и нуждается во всемерной поддержке, в том числе со стороны России. В докладе ГВУ содержится много конструктивных идей, реализация которых может быть полезной для налаживания межцивилизационного диалога.
Россия принимает самое активное участие в международных форумах, на которых обсуждаются пути сближения сообществ, находящихся в разных плоскостях восприятия современного мира. Так, в начале августа в присутствии министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Маниле на мероприятиях по линии Ассоциации государств Юго-Восточной Азии было принято заявление "О развитии межцивилизационного диалога", разработанное нашей страной.
Важнейшую роль в налаживании отношений, в создании и упрочении атмосферы взаимопонимания и сотрудничества Запада с исламским миром может сыграть Россия, отношения которой с мусульманскими странами в последние годы стремительно развиваются. В частности, в 2005 году Россия вошла в состав Организации "Исламская конференция" на правах наблюдателя. На данном этапе говорить о возможности вхождения России в эту организацию на правах полноправного члена рано - по крайней мере до тех пор, пока в ОИК действует нынешний устав. Для этого в России большинство населения должно быть мусульманами, этой же веры должен придерживаться президент, а ислам должен быть государственной религией. Тем не менее статус наблюдателя дает России, с одной стороны, возможность лучше понять, чем живет сейчас исламский мир, а с другой - добиваться большего понимания мусульманскими странами российских проблем. Российская Федерация - многонациональная и поликонфессиональная страна, на территории которой проживают официально 14 млн. последователей исламского вероучения, что составляет более 10% населения страны. Ислам появился на территории современной России даже раньше, чем состоялось официальное крещение Руси. Христиане и мусульмане России имеют уникальный многовековой опыт совместного проживания, мирного сосуществования и взаимообогащения культур - опыт, которого не имеет большинство европейских стран, особенно если учесть, что в России живет больше мусульман, чем в любой другой европейской стране, за исключением Турции, и процентная доля мусульман среди населения быстро растет. По многим ключевым международным вопросам - развития общих процессов в мире, ситуации в регионе Ближнего Востока, где Россия начинает играть все более и более активную роль, обеспечения энергобезопасности, экономических, торговых связей - наши позиции совпадают.
Все это дает России возможность лучше понимать все стороны разгорающегося конфликта, выступить посредником в межцивилизационном диалоге, а также помочь Западу и исламскому миру научиться лучше понимать друг друга, слышать друг друга, учитывать интересы друг друга. Таким образом, только при активном участии России новая инициатива может стать глобальным проектом, направленным на установление новой парадигмы отношений между Западом и исламским миром, на формирование системы глобального мультикультурализма.
В этой связи нужно отметить, что в конце мая в Москве под эгидой МГИМО (У) МИД России открылся Центр партнерства цивилизаций. На открытие новой организации приехали представители государственных ведомств - МИД, Государственной Думы и Совета Федерации, общественно-политических организаций, а также сотрудники дипломатического корпуса, представители зарубежных стран. Центр призван помочь углубить контакты России и с Востоком, и с Западом - с различными цивилизациями.
Во главу угла деятельности Центра ставится укрепление сотрудничества между представителями традиционных религий России и углубление контактов между Российской Федерацией и иными цивилизациями.
Центр ставит перед собой две главные задачи. Во-первых, поиск всего того, что подразумевается под словом "общее" - общие для большинства стран Востока и Запада законы общественной жизни, правила поведения, мировоззрение, перспективы взаимоотношений. Во-вторых, разработка новых принципов взаимодействия для быстрейшего преодоления эскалации напряженности и конфликтов во всем мире и начало широкого общественного движения партнерства цивилизаций на этих принципах.
Сам же Центр намерен принципиальным образом оказать поддержку "Альянсу цивилизаций" и тесно сотрудничать с этим проектом.