ОКОНЧАНИЕ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ поставило в повестку дня вопрос о создании качественно новой системы взаимоотношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Здесь начали бурно развиваться межгосударственные связи, в том числе и по межпарламентской линии. Так зародилась идея создания Азиатско-тихоокеанского парламентского форума (АТПФ).

Этот принципиально нового типа институт регионального межпарламентского сотрудничества - молодой и в своем роде уникальный для региона. Сегодня АТПФ включает в себя парламенты 27 государств региона. Ничего подобного в эпоху холодной войны и жесткого идеологического противостояния здесь не существовало, да и по определению не могло быть.

Впервые международная инициативная группа по формированию регионального института парламентаризма в АТР собралась в Сингапуре в 1991 году. Учредительное заседание АТПФ прошло в 1993 году в Токио. С самого начала Форум задумывался как "площадка" для развития диалога среди парламентариев в целях содействия "делу мира, стабильности и процветания" в условиях "усиления региональной взаимозависимости и сплоченности".
В Токийской декларации, принятой на учредительной сессии АТПФ в январе 1993 года, участники Форума заявили о своем стремлении действовать по целому ряду направлений, в частности выявлять и обсуждать вопросы, вызывающие общую озабоченность и интерес, и рассматривать их в глобальном контексте; изучать важные политические, социальные и культурные сдвиги, происходящие в результате экономического роста и интеграции; развивать региональное сотрудничество на всех уровнях в вопросах, представляющих общий интерес для региона.

Российская Федерация поддержала идеи Форума, изложенные в Токийской декларации, и заявила о своем в него вхождении. Начиная с 1995 года парламентские делегации Российской Федерации регулярно и деятельно участвуют в работе Азиатско-тихоокеанского парламентского форума.

Принимая решение о членстве Федерального Собрания Российской Федерации в АТПФ, депутаты Государственной Думы и Совета Федерации руководствовались следующими соображениями общеполитического порядка.

Первая половина 90-х годов ХХ столетия, как все мы помним, была весьма сложной для внешней политики нашей страны. Важно было отстоять и развить позитивные для России тенденции в международных отношениях, появившиеся с окончанием холодной войны.

Борьба за это велась во всех международных организациях. В Страсбурге, к примеру, шли затяжные, напряженные переговоры об участии российского парламента в качестве полноправного члена в Парламентской ассамблее Совета Европы. Война в Чечне заставила парламентариев Совета Европы даже приостановить процедуру рассмотрения заявки России. Лишь только 25 января 1996 года ПАСЕ большинством голосов приняла решение "пригласить Российскую Федерацию стать членом Совета Европы; предоставить Российской Федерации 18 мест в Парламентской ассамблее".

На этом фоне, следуя принципу многовекторности внешней политики Российской Федерации, было решено задействовать возможности российской "парламентской дипломатии" на Востоке как в двустороннем, так и в многостороннем форматах. Это было важно еще и потому, что в АТР под воздействием процессов глобализации уже набирала силу региональная интеграция как эффективная форма ускорения социально-экономического развития государств АТР. Отстать от этих тенденций, не суметь воспользоваться их позитивными аспектами означало упустить шанс задействовать бурно растущий экономический, инвестиционный, технологический, научный потенциал динамичных экономик АТР при реализации стратегического курса на подъем и опережающее развитие производительных сил Сибири и Дальнего Востока - базового условия устойчивого экономического роста всей России.

Парламентарии обеих палат Федерального Собрания заметно оживили связи с парламентами Канады, Китая, Мексики, США, Японии, других государств. В 1990-х годах спикеры российского парламента совершили официальные визиты во Вьетнам, Китай, Индию, Индонезию, Республику Корея, Монголию. Начался процесс создания парламентских групп дружбы или групп сотрудничества с парламентами государств АТР. Регулярным стал рабочий обмен делегациями на уровне профильных комитетов и комиссий. В практику межпарламентских связей вошло проведение двусторонних конференций по различным аспектам сотрудничества с парламентами государств региона. Федеральным Собранием были подписаны первые соглашения о межпарламентском сотрудничестве с рядом парламентов государств АТР. Парламентские делегации из ряда стран АТР регулярно участвовали в работе Байкальского экономического форума, а позже и Дальневосточного международного экономического конгресса. Словом, механизм сотрудничества развивался, пополнялся новыми элементами и набирал обороты. Плотнее становилась ткань межпарламентских связей. Повышались их планомерность и эффективность.

Депутаты Госдумы на первых порах, особенно в предвыборные периоды, активно эксплуатировали международную парламентскую трибуну для изложения "личных взглядов" на проблемы внутренней и внешней политики России, вопросы сотрудничества с государствами региона. Порою, позабыв даже цель, ради которой они находились за рубежом, представители парламентских фракций на глазах изумленных хозяев устраивали жаркие баталии на тему "Кто виноват?", из которых можно было понять одно: "За державу обидно!" Что касается членов Совета Федерации - палаты регионов, то первое время они не могли запеть "своим голосом". Хорошо зная положение и потребности субъектов Федерации, от которых они были делегированы в Москву, в контактах со своими партнерами они "нажимали" на развитие межрегионального сотрудничества, выясняя, как Коробочка из "Ревизора" Н.В.Гоголя, "почем нынче пенька в городе". И трудно было иногда определить, в качестве кого они выступают: в роли руководителей бизнес-структур или российских сенаторов.

На большее в начале 1990-х годов трудно было рассчитывать. Не хватало ни профессиональных парламентских навыков, ни опыта, ни информации о своих зарубежных партнерах. Это и понятно. Знания, глубина вхождения в новый круг проблем, умение вести компетентный, аргументированный, взаимоуважительный диалог с зарубежными "зубрами" от политики не приходят автоматически, вместе с мандатом. Порою давала себя знать и самоуверенность в духе волка из мультфильма "Ну, заяц, погоди!". Помнится, одна дама, "приятная во всех отношениях", но, к сожалению, не обремененная большим знанием обсуждаемой темы, всю международную встречу угрюмо просидела за столом переговоров, не выдавив из себя ни слова. Тем не менее по возвращении в Москву, отчитываясь перед своими коллегами на комитете, она держалась более чем уверенно, вдохновенно пересказав статью на заданную тему из энциклопедического словаря. Проку от ее заграничной командировки, как можно догадаться, не было никакого. Именно такого рода "визиты" журналисты, народ бывалый и острый на язык, окрестили "парламентским туризмом".

Такое "меню", да еще с такими "специями", явно не подходило к "столу" международных парламентских организаций, в том числе АТПФ. Сама жизнь подсказывала, а Токийская декларация АТПФ требовала искать темы, представляющие практический интерес для парламентариев всех стран Азиатско-Тихоокеанского региона, способствующие консолидации АТПФ - коллективного механизма интеграции и сотрудничества. Так год от года, от одной сессии к другой шлифовалась повестка дня Форума, росло профессиональное мастерство наших "парламентских дипломатов".

Особенно заметно положение начало меняться в лучшую сторону в последние годы, когда в Федеральное Собрание, в его международные комитеты, стали приходить высококлассные профессионалы - бывшие заместители министра иностранных дел, послы, карьерные дипломаты рангом пониже, но тоже не один десяток лет пахавшие дипломатические "делянки".

В международной деятельности депутатов появилось больше основательности, целенаправленности, системности, ответственности, в общем, всего того, что характеризует настоящих профессионалов. Большую роль здесь сыграли тесные рабочие контакты с Министерством иностранных дел Российской Федерации, возможность опереться на опыт и знания российских дипломатов, работающих за рубежом. К подготовке своих международных контактов, в том числе в рамках АТПФ, члены Федерального Собрания стали активно привлекать представителей академической и вузовской науки, экспертного сообщества. Это было очень важно, поскольку круг международных проблем, которыми приходилось заниматься, постоянно расширялся. В этих условиях только прочный сплав политической воли, профессиональных знаний и опыта гарантировал успех.

Это в полной мере относится и к АТПФ, на ежегодных сессиях которого обсуждается все более широкий круг проблем, важнейшими из которых можно назвать вопросы национальной и региональной безопасности, борьбы с международным терроризмом, организованной преступностью, наркотрафиком, незаконной торговлей оружием, вопросы соблюдения режима нераспространения ядерного оружия, региональные конфликты, экологическая безопасность.

Вторая "корзина" - это экономическое положение в мире и регионе, развитие торговли, экономическая интеграция, снятие барьеров в финансовом и банковском секторах, таможенных делах.

Большое место в дискуссиях отводится проблемам гуманитарного сотрудничества, контактам в сфере здравоохранения, образования, культуры, науки, техники, борьбе со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, вызванными природными катаклизмами.

Как молодая и развивающаяся организация, АТПФ на своих ежегодных сессиях отводит время выработке и совершенствованию своих регламентных норм и рабочих процедур.

Годы, прошедшие с момента образования АТПФ, были отмечены неуклонным ростом потенциала и усилением его роли в поддержании мира и безопасности в регионе на основе принципов и норм международного права и Устава Организации Объединенных Наций. Как отметил Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем приветствии участникам 15-й сессии Форума, деятельность АТПФ - этого авторитетного и влиятельного объединения "вносит все более существенный вклад в укрепление мира и стабильности в Азии и на Тихом океане, содействует укреплению доверия и взаимопонимания между народами".

С высоты 15-летнего опыта деятельности этой международной парламентской организации, задумываясь над причинами, обеспечившими рост ее авторитета и влияния, следует признать, что "секрет" кроется в том, что с первых шагов деятельности было точно определено место в политическом ландшафте региона. АТПФ рассматривает себя в качестве своеобразного "парламентского крыла" авторитетного форума Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество. Данный подход был заложен уже в первых официальных документах АТПФ. Соответствующая резолюция, по инициативе делегации США, была принята на второй сессии форума в Маниле в 1994 году.

И еще одна "тайная" пружина успеха АТПФ. В самом его Регламенте, принятом в 1994 году, заложены такие организационные механизмы, которые, по существу, исключают возможность принятия решений в духе двойных стандартов, что характерно для деятельности ряда парламентских объединений Европы и что наносит существенный урон их авторитету. В АТПФ в силу самого устройства Форума исключена демонстрация претензий на монополию или доминирование с чьей-либо стороны. На сессиях АТПФ все решения принимаются только на консенсусной основе. "Члены Форума, свободны обсуждать любой вопрос, однако если предусматриваются решения по существу вопроса, то должен соблюдаться принцип единогласия", - подчеркивается в его Регламенте на этот счет. Причем, каждая делегация, будь то великий Китай или маленький Лаос имеют только один голос. Таким образом, обеспечивается суверенное равенство всех участников Форума.

Сегодня со страниц ведущих изданий практически не сходит тема реформирования и совершенствования деятельности международных структур, от ООН до СНГ. Актуальна данная тема и для деятельности АТПФ. Причина этого понятна. Как организация молодая, нацеленная на оказание наиболее эффективного содействия процессам региональной интеграции и трансграничного сотрудничества, АТПФ внимательно следит за тем, чтобы сама структура, методы работы Форума были наиболее адекватны уровню современных требований, отвечали специфике ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где, по историческим меркам, региональная интеграция только зарождается. Некоторые идеи по части реформирования АТПФ сегодня смотрятся, может быть, излишне радикально. На последней, 15-й сессии АТПФ делегация Малайзии, к примеру, вновь поставила вопрос о формировании "Азиатского парламента", ссылаясь на опыт работы Европарламента. Идея красивая, заманчивая. Но пока она не находит должной поддержки у членов АТПФ. Тем не менее обсуждение не проходит зря. Уже сама постановка из сессии к сессии этого вопроса задает совершенно ясный вектор поиска таких форм, приемов, методов в работе АТПФ, внедрение которых позволяет идти вперед, к дальнейшей интеграции.

Проверку временем проходили не только организационные механизмы Форума. Формировалась сама "доктрина" международной деятельности парламентариев Азиатско-Тихоокеанского региона. В этом плане важную роль сыграла Ванкуверская сессия АТЭС (1997 г.), на которой была принята декларация "Новое видение Азиатско-Тихоокеанского региона в ХХI веке".

В документе отмечаются огромные потенциальные возможности АТР: бурные темпы экономического роста входящих в него государств, все более тесная внутрирегиональная кооперация, расширяющийся обмен в области торговли, инвестиций, высоких технологий, интенсивное развитие средств транспорта и телекоммуникаций.

Как о позитивных явлениях в декларации говорится о разнообразии политического устройства входящих в АТР государств, различиях в характере и темпах экономического развития, богатстве культур, религий, языков. Именно в таком разнообразии и взаимодополняемости кроется одно из важнейших преимуществ АТР - региона "возможностей", отмечали участники Ванкуверской сессии форума. Эти особенности требуют от всех народов, проживающих в регионе, уважения как универсальных общечеловеческих ценностей, так и привычек, обычаев, традиций народов, населяющих АТР.

Не умаляя значения работы, проделанной парламентариями в Ванкувере, следует признать, что по настоящему "прорывной" в концептуальном отношении стала 15-я сессия АТПФ, прошедшая в Москве 22-25 января 2007 года. Как выразился руководитель парламентской делегации Индонезии Алунг Лаксоно, спикер Совета народных представителей парламента Республики Индонезии, важнейший результат сессии АТПФ в Москве состоит в том, что парламентское сообщество региона впервые получило выработанную совместными усилиями стройную систему взглядов и рекомендаций по самым актуальным для всего региона проблемам, опираясь на которую легче решать конкретные повседневные вопросы. И этот факт уже сам по себе является убедительным признанием того, что движение в направлении всесторонней региональной интеграции набирает в АТР все большую динамику.

Но дело даже не в том, что все богатство и разнообразие идей и предложений по поводу региональной интеграции и сотрудничества, поступивших от национальных делегаций, удалось сформулировать в 20 резолюциях и заключительном заявлении, подписанном главами 23 делегаций, принимавших участие в работе сессии. Главное, пожалуй, состоит в том, что в этих документах не только провозглашается стремление парламентариев АТР идти по пути создания системы коллективной безопасности в регионе, но и впервые в истории Форума намечаются основные контуры такой системы, указываются первоочередные задачи, стоящие перед парламентариями на нынешнем этапе ее построения. А это является качественно новым этапом развития Форума и самой идеи регионализма применительно к АТР.

Речь прежде всего идет о выработке программы согласованных действий по предотвращению вызовов и угроз, представляющих наибольшую опасность как для региона, так и для мира в целом. Парламентарии АТР, собравшиеся в Москве, были едины в том, что необходимо поставить надежный заслон на пути распространения международного терроризма, перекрыть все материальные и финансовые источники, подпитывающие "чуму XXI века". Они договорились прилагать активные усилия по совершенствованию правовых основ антитеррористической деятельности. Члены АТПФ условились наращивать обмен информацией о террористах и антитеррористических организациях, укреплять сотрудничество в борьбе с отмыванием денежных средств, торговлей людьми, наркотрафиком и другими явлениями, как правило, сопутствующими терроризму.

Форум подтвердил центральную координирующую роль ООН в международных усилиях по противодействию терроризму и другим, связанным с ним явлениям. Важную роль в борьбе с международным терроризмом парламентарии отводят налаживанию сотрудничества с многосторонними структурами, действующими в регионе, и прежде всего такими авторитетными и общепризнанными институтами регионального сотрудничества и интеграции, как ШОС, АСЕАН, АТЭС.

Среди наиболее опасных явлений, подрывающих политическую стабильность и устойчивое экономическое развитие региона, были названы также распространение оружия массового уничтожения, региональные вооруженные конфликты, незаконный трафик оружия. Выражено намерение объединить усилия парламентариев в борьбе против этих явлений. Более того, при рассмотрении положения в Северо-Восточной Азии парламентарии АТР прямо указали на серьезную опасность делу мира и безопасности, исходящую от ядерной программы и ядерных испытаний, проведенных в 2006 году Корейской Народно-Демократической Республикой. Они призвали КНДР вернуться к соблюдению Договора о нераспространении ядерного оружия, отказаться от ядерного оружия и существующих ядерных программ, обеспечить прием инспекций Агентства ООН по атомной энергетике, вернуться за стол шестисторонних переговоров, нацеленных на денуклиаризацию Корейского полуострова.

Московская сессия выявила весьма характерную для деятельности АТПФ черту. Это нарастающий прагматизм, стремление представителей высших законодательных органов не витать в облаках, а ходить по земле, находить согласованные подходы к решению огромного числа острейших проблем, затрагивающих судьбы 4 млрд. людей, проживающих в регионе. Отсюда повышенное внимание к вопросам обеспечения экономического роста, формирования благоприятных условий для развития деловой активности, свободного движения товаров, капиталов, технологий и услуг, создания зон свободной торговли и т.д.

В рамках такого подхода российская делегация предложила обсудить вопрос об энергетической безопасности в регионе, необходимость согласованного, взаимовыгодного решения которого по мере роста темпов экономического развития АТР приобретает все более неотложный характер. Очевидно и то, что двусторонний формат в подходах к решению проблемы сегодня уже не способен снять угрозы энергетического кризиса. Впервые за всю свою историю человечество столкнулось с необходимостью энергопартнерства на мировом и региональном уровнях.

В экономике региона формируется еще одно "узкое место", предупредили участники Форума в Москве. Это транспорт и логистика. Здесь переговоры лишь в двустороннем формате тоже не способны дать требуемый эффект. Парламентарии, что называется, с цифрами в руках показывали необходимость включения рычагов "парламентской дипломатии" в решение этой проблемы на общерегиональном уровне. Особо убедительными в этом плане были представители Филиппин, Республики Корея, Российской Федерации.

К разряду проблем, требующих активных усилий не только на национальном, но и региональном уровнях, парламентарии отнесли проблему "электронного цифрового разрыва", возникшую вследствие неравномерного развития процесса глобализации. Они договорились держать проблему на контроле, обеспечивая для ее решения, среди прочего, выделение достаточных средств и ресурсов в рамках государственных бюджетов, утверждаемых парламентами.

По предложению мексиканской делегации на сессии был поднят вопрос о транснациональной миграции. При обсуждении представленного мексиканцами проекта выяснилось, что для АТР эта проблема имеет особо острое социальное звучание.
В мире сегодня 200 млн. мигрантов. Из них 50 миллионов - в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Пока в странах региона подходы к решению вопроса разные. В связи с этим возникают весьма острые юридические коллизии. Нужен согласованный подход, при котором не страдали бы законные интересы мигрантов, их семей. В силу важности проблемы, необходимости ее тщательного изучения и выработки программы действенных мер, в том числе и на законодательном уровне, участники московской сессии АТПФ договорились вернуться к ее обсуждению на следующей сессии, которая состоится в Новой Зеландии в январе 2008 года.

В повестку дня следующей сессии АТПФ было также решено внести вопрос о борьбе с бедностью. Особенно энергично выступали представители Индонезии. Они подчеркивали необходимость неотложного решения проблемы, доказывали, что именно бедность является основным социальным источником таких опасных транснациональных угроз, как терроризм, организованная преступность, наркомания. Именно на успешное решение этой проблемы парламентариям следует направить свои усилия, как в национальных рамках, так и на региональном уровне.

15-я сессия АТПФ, проведенная по инициативе Федерального Собрания Российской Федерации в Москве, стала убедительным подтверждением возрастающего внимания российского руководства к развитию динамичных, взаимовыгодных отношений с государствами Азии и Тихоокеанского бассейна. В своем приветственном послании Форуму Президент России В.В.Путин обратил внимание именно на этот аспект внешней политики нашей страны. Он специально подчеркнул, что "активное участие в интеграционных процессах, всестороннем развитии двусторонних отношений со странами региона - наш принципиальный выбор, важнейший вектор российской внешней политики".

Активная, инициативная, системная работа в этом направлении уже началась. По мере укрепления могущества России, динамичного роста производительных сил Дальнего Востока будут возрастать и наши возможности по использованию новых геополитических реалий в АТР на благо нашей Родины. Ради такой перспективы важно задействовать огромный потенциал российской дипломатии, включая энергию и динамизм "парламентской дипломатии".