В БРИТАНИИ произошла смена правительства, но произошла ли смена курса? Премьер-министр Г.Браун заявил о "новом начале" и о "новых приоритетах", но знаменуют ли они новую эпоху?
Тони Блэр, предшественник нового премьера, добился беспрецедентного успеха, трижды приведя свою партию к победе на всеобщих выборах, в течение десяти лет занимал пост премьер-министра страны, и в Лейбористской партии его оценивают как лучшего лидера поколения. Он тем не менее ушел за три года до следующих выборов.
Решение Блэра участвовать в войне в Ираке сильно подорвало его рейтинг в стране и в партии. Кризис назрел летом 2006 года, когда Блэр, заявив, что прослужит полный третий срок, столкнулся с вероятностью бунта в партии. Блэр мог повторить судьбу М.Тэтчер, которую собственная партия вынудила уйти с поста лидера партии и премьер-министра. В сентябре 2006 года Блэр объявил, что уйдет с должности в течение года. Он оставил пост премьер-министра в относительно молодом для государственного деятеля возрасте - в 54 года - и при опросах общественного мнения, указывающих на возможную четвертую победу партии на выборах.
Лишенный обаяния Т.Блэра, серьезный и мрачноватый Г.Браун, завоевав за десять лет на посту канцлера казначейства авторитет, стал лидером партии и страны без борьбы. 24 июня на чрезвычайной партконференции лейбористов в Манчестере потенциальные кандидаты сняли свои кандидатуры, отдав голоса в его пользу: он обладает прочной поддержкой большинства профсоюзов, а накануне выборов набрал требуемое количество голосов "парламентской партии" - членов лейбористской фракции Палаты общин, а также британских депутатов Европарламента от лейбористов. 27 июня Ее Величество Елизавета II поручила новому лидеру Лейбористской партии сформировать правительство.
q
ДЖЕЙМС ГОРДОН БРАУН родился в Шотландии в 1951 году в семье священника. Семья жила в небольшом промышленном городке и помогала уволенным с закрывавшихся предприятий в пору экономического кризиса. Под влиянием проповедей отца Гордон вместе с братом Джоном стал в гараже печатать газету, чтобы собирать деньги для помощи беженцам из Африки. В 12 лет он уже разносил листовки Лейбористской партии. Учился в школе и в Эдинбургском университете, хотя на первом курсе чуть не потерял зрение, что лишь закалило его характер. Его кумиры - Рауль Валленберг, Мартин Лютер Кинг, Роберт Кеннеди, Нельсон Мандела.
Блэр и Браун занимали один офис, когда стали членами Парламента в начале 1980-х годов, разделяя не только одно помещение, но и чувство тревоги за судьбу Лейбористской партии. Ее раздирала борьба с левым крылом, и она буквально истекала кровью после откола правой "банды четырех", сформировавших Социал-демократическую партию и уведших за собой часть электората лейбористов. Оба молодых парламентария считали, что партию необходимо реформировать, иначе ей не прийти к власти в стране. В то время Браун был более подготовлен интеллектуально и пользовался большей поддержкой в профсоюзном движении. Г.Браун, оставив преподавание в университете, три года (до избрания в Парламент) работал на шотландском телевидении и, уже будучи депутатом, передавал свой "медийный опыт" младшему товарищу. Лидер партии Нил Киннок заметил и поддержал обоих, введя их в свой теневой кабинет, причем Г.Брауну он предложил пост теневого канцлера казначейства.
Блэр и Браун - единомышленники: "новый лейборизм" (как курс на идейное и организационное реформирование партии с целью выражать интересы широких слоев общества и завоевать власть) и концепция "третьего пути" в области социально-экономической политики стали их общим детищем. Однако после смерти Дж.Смита Блэр и Браун оказались соперниками в борьбе за лидерство в партии. В партии полагали, что Блэр обладает большей харизмой и обаянием (Брауна не назовешь публичным человеком), что поможет перетянуть на сторону лейбористов колеблющихся избирателей среднего класса. Тогда-то и было заключено "соглашение" между Блэром и Брауном. Общая цель была достигнута, и лейбористы триумфально пришли к власти в Британии после 18 лет пребывания в оппозиции.
Самыми крупными задачами Г.Брауна на Даунинг-стрит, 11 (резиденция канцлера казначейства) стали предоставление независимости Банку Англии и соблюдение в течение двух лет бюджетных показателей, уже намеченных правительством консерваторов (лейбористы, как правило, увеличивали расходы на социальные нужды, что вело к росту госрасходов и повышению налогов). Министр финансов распространил свой жесткий контроль и на другие сферы социально-экономической политики, что приводило к трениям с премьер-министром. Однако именно Г.Брауну принадлежит заслуга превращения лейбористов в "естественную партию правительства": он совершил невозможное - доказал, что лейбористы могут компетентно управлять экономикой.
В своем первом выступлении в качестве премьер-министра Гордон Браун пообещал, что создаст новое правительство с новыми приоритетами, в числе которых он назвал здравоохранение, образование, жилищное строительство и восстановление доверия к государственным органам власти.
Гордон Браун заявлял, что намерен сформировать правительство, которое не будет базироваться на принципе лояльности правящей Лейбористской партии, а станет включать в себя способных и талантливых людей, представляющих весь политический спектр.
Привлекая "аутсайдеров" и представителей разных фракций из собственной партии в правительство, премьер-министр рассчитывает убедить избирателей в том, что он стоит над партиями, заручиться межпартийной поддержкой для конституционных реформ, показать отличие своего правительства от правительства Блэра, не смещаясь с центра политического спектра, откуда "новые лейбористы" вытеснили консерваторов, - то есть обойти партию консерваторов, проложив путь к досрочным выборам. Так, в первые же дни правления Г.Браун назначил Д.Александера, нового министра по делам международного развития, координатором по проведению выборов. По закону, всеобщие выборы в Британии премьер-министр назначает не позже, чем через пять лет (то есть следующие выборы должны состояться в 2010 году). Вполне вероятно, Г.Браун захочет получить собственный мандат от избирателей и пойдет на выборы раньше, пока Консервативная партия во главе с многообещающим Д.Камероном не набрала полновесную поддержку электората.
Основные же должности на Уайтхолле заняли люди, близкие Брауну по убеждениям и мировоззрению. Министра торговли Алистера Дарлинга, политического соратника, Г.Браун перевел на свою прежнюю должность (вторую в кабинете) - министра финансов. У Дарлинга репутация компетентного и надежного человека, что позволило ему неуклонно продвигаться по служебной лестнице и при Т.Блэре (министр транспорта, затем - торговли и промышленности).
Бывший министр иностранных дел, а затем лидер лейбористов в Палате общин Парламента Дж.Стро назначен министром юстиции, а министром внутренних дел - Джеки Смит (первая женщина на этой должности), сменив Джона Рида. Министр обороны Дэс Браун, также близкий к новому премьер-министру, - единственный из кабинета Т.Блэра - сохранил свой пост, несмотря на то что подвергся критике во время захвата британ-ских моряков в Иране в 2006 году. Ему, шотландцу, также предоставлен портфель министра по делам Шотландии. Харриет Харман назначена лидером Палаты общин, министром по делам женщин и занимает пост председателя Лейбористской партии.
Г.Браун уволил М.Беккетт с поста главы МИД, назначив Д.Милибэнда. Ему 41 год, это самый молодой министр иностранных дел со времен 38-летнего Дэвида Оуэна в кабинете Дж.Каллагэна (1977-1979 гг.) и второй самый молодой в истории страны.
Д.Милибэнд известен был в качестве "ученого мужа" - разработчика идей "нового лейборизма" и концепции "третьего пути". С 1994 года возглавляя Политический отдел при Т.Блэре как лидере Лейбористской партии и оппозиции Ее Величества, а затем при премьер-министре, получил прозвище "мозг" (он был одним из основных авторов предвыборного манифеста лейбористов 1997 года, с которым они победили на всеобщих выборах).
Д.Милибэнд по идейным воззрениям находится на левом фланге "нового лейборизма", придерживаясь более эгалитаристских воззрений, нежели Блэр, и симпатизируя континентальной, или традиционной социал-демократии.
Многие годы рядом с Брауном был Эд Боллс (назначен министром по делам детей, школьного образования и семьи). Он выступал основным экономическим советником Г.Брауна еще с периода разработки концепции "третьего пути", входит в его ближний круг. Ему принадлежит и шутка для узкого круга о "разнице между Гордоном Брауном и Сталиным: один - безжалостный и решительный диктатор, не терпящий возражений, а другой - руководитель Советского Союза".
"Банда с Холма примул" (the Primrose Hill Gang - по названию фешенебельного района Лондона) пыталась сгладить разногласия между Блэром и Брауном, считая, как и многие в партии, что размежевание между ними скорее носит характер личного соперничества за власть, нежели обозначает политический раскол. Кабинет Брауна достаточно сбалансирован: на четырех высших постах - два "блэрита" (Д.Милибэнд и Джеки Смит) и два "браунита" (А.Дарлинг и Дж.Стро) - эра противостояния двух лагерей вроде бы закончилась.
q
Г.БРАУН тщательным образом продумывал свои действия по вступлении на пост премьер-министра. В своем первом обращении к Парламенту в качестве премьер-министра он внес ряд конституционных реформ, которые позволят правительству Британии повысить подотчетность Парламента избирателям и расширить права депутатов. Парламент будет наделен правом объявлять войну (ныне монарх может объявить войну без согласия Парламента) и ратифицировать международные договоры. Браун намерен создать на основе правительства Совет национальной безопасности (СНБ) для координации военной, полицей-ской, разведывательной и дипломатической деятельности в целях "завоевать сердца и умы" в Британии и за рубежом. На регулярной основе публиковать стратегию национальной безопасности (отметим, что в феврале 2007 года "мозговой центр" Лейбористской партии "Демос" опубликовал доклад с перечисленными предложениями по СНБ).
Среди предложений внутриполитического характера - парламентские слушания по кандидатурам на высшие государственные посты (по образцу сенатских слушаний в Конгрессе США); этический кодекс для министров; публикация Билля о правах (писаной Конституции) после общественного обсуждения; изменение законов, ограничивающих право проведения демонстраций на Парламентской площади; отказ премьер-министра от назначения епископов Англиканской церкви. Г.Браун не считает целесообразным вводить пропорциональную систему выборов в Парламент, но выступает за назначение выборов на выходные вместо четверга, предоставление избирательного права не с 18, а с 16 лет.
В социальной области Г.Браун внес законопроекты, нацеленные на то, чтобы все молодые люди могли продолжать образование или профобучение до 18 лет, все работающие имели право на пенсию, а предприниматели - обязательство производить соответствующие выплаты, жилищная проблема была бы решена за счет роста объемов строительства жилых домов (на четверть миллиона больше, чем планировалось ранее, или 3 млн. новых домов к 2020 году), хотя "Таймс" подвергла последнее предложение критике, считая его невыполнимым.
q
МНЕНИЕ О ТОМ, будто о внешнеполитических позициях Брауна практически ничего неизвестно, не вполне корректно. Действительно, Г.Браун занимался преимущественно социально-экономической политикой, но за несколько месяцев до отставки Т.Блэра стал выступать и по вопросам внешней политики.
Безопасность - общенациональная задача, заявил Г.Браун, и основные направления ее обеспечения - "мощная оборона для борьбы с терроризмом, активная работа в НАТО, поддержка британских войск в стране и за рубежом, сохранение независимых ядерных сил". Г.Браун поддержал модернизацию и замену ядерных ракет "Трайдент" и ядерных подводных лодок "Вэнгард".
В своем первом интервью в качестве министра иностранных дел Д.Милибэнд заверил, что Британия останется мировым игроком, не замыкаясь на себе, в силу взаимозависимости внутренней и внешней политики и будет жестко отстаивать свои национальные интересы. Обладая уникальными союзами и союзниками (Европа, США, развивающиеся страны - как Индия) и будучи постоянным членом СБ ООН, Британия имеет возможность стать, по выражению Д.Милибэнда, "центром мира" (буквально "пупом земли") в экономическом (инвестиции в британскую экономику), культурном и политическом плане.
Милибэнд пояснил: Британия как мировой игрок - не только стремление, но и "императив" для страны - "глобальное стало внутренним". Жизненно важно не уходить из мировой политики, чтобы повысить возможности глобализации и снизить ее риски. В процветающих странах XXI века индивид будет вовлечен в глобальные связи на уровне компании, города, нации, что настоятельно требует активной и всесторонней внешней политики.
Д.Милибэнд обещал дипломатию, "и терпеливую, и целеустремленную, которая и прислушивается, и ведет за собой", очевидно, в противовес более импульсивной внешней политике при Т.Блэре, олицетворявшего, по мнению "Файнэншл таймс", "напористый интервенционизм".
"Особые отношения" с США явно останутся приоритетом внешней политики Британии при Г.Брауне. С республиканской администрацией, возможно, отношения не будут близкими, но с демократами, тем более с "новыми демократами", у Т.Блэра и Г.Брауна давние и прочные личные связи - с ними вместе была разработана концепция "третьего пути".
Д.Милибэнд прокомментировал свое понимание "особых отношений" с Соединенными Штатами: антиамериканизм не сделает мир лучше. Без США невозможно решить ни одну крупную мировую проблему, а навязывать вопрос о выборе между Америкой или Европой вообще не стоит: ведь еще Дж.Кеннеди сказал, что сильная Европа - в интересах США. Морализм в позиции Милибэнда проступает явно: "Если Европа и Америка не могут творить добро в мире, в котором они контролируют 2/3 ВВП, то им следует задать себе трудные вопросы".
Тем не менее Д.Милибэнду пришлось провести, по выражению "Дейли мейл", "обольстительное наступление" на Вашингтон в конце июля, чтобы успокоить администрацию США относительно возможного охлаждения двусторонних отношений и подготовить первый визит Брауна в США в конце лета. Причиной послужили намеки министра международного развития Д.Александера в адрес США о том, что мощь нации заключается в способности созидать, а не разрушать, а также замечания замминистра иностранных дел лорда Марка Мэллока Брауна о том, что Британии следует снять шоры с двусторонних отношений с США и строить многосторонние коалиции, проводя более беспристрастный политический курс: "Вряд ли отношения Буша и Брауна пройдут крещение огнем и срастутся в области бедра".
Что касается Европы, то Г.Браун больше на стороне прагматизма, нежели интеграции. Его вклад в европейскую политику Британии - пять экономических условий присоединения Англии к евро, которые оставили страну вне еврозоны. Браун - отнюдь не евроскептик, но осторожен и не говорит о Европе без оговорок, хотя он явно не желает и остаться на обочине процесса принятия решений в ЕС, тем более если отношения с Дж.Бушем будут более прохладными, чем у его предшественника.
По поводу нового варианта Конституции ЕС Г.Браун заявил, что не будет выносить ее на референдум, если условия Британии будут соблюдены (неприменимость Хартии прав к Британии, добровольное сотрудничество в области внутренней политики и юстиции, общая внешняя политика должна вырабатываться на межправительственном уровне, социальное обеспечение следует оснастить "стоп-краном", национальная безопасность остается в ведении государств-членов).
По словам Д.Милибэнда, основная проблема ЕС заключается в том, чтобы больше заниматься реальным продуктивным делом в области энергетики, занятости или климата, нежели внутренней демократией - институциональными и процедурными вопросами. ЕС должен стать Экологическим союзом, а охрана окружающей среды - задачей внешней политики, перейдя из рук министров природы в руки премьер-министров, министров иностранных дел и министров финансов.
Гордон Браун в свое время поддержал решение вторгнуться в Ирак, но, отлично сознавая, что "Ирак раскалывает партию и страну", обещал "усвоить уроки, которые следует усвоить". Еще в феврале 2007 года правительство Т.Блэра приняло решение снизить численность британских военнослужащих в Ираке с 5700 до 5 тыс. человек. Однако графика полного вывода их из Ирака не существует, поскольку британские войска будут оставаться в Ираке до тех пор, пока там не будут созданы условия для обеспечения стабильности и перехода контроля над территорией страны в руки иракского правительства. Политика Брауна в отношении Ирака, который он посетил, не будет сильно отличаться от политики Блэра.
Вспомним, что именно Т.Блэр в апреле 1999 года выдвинул доктрину "международного сообщества" и "гуманитарной интервенции". Г.Браун молча поддерживал все интервенции возглавляемого Блэром правительства - в Ираке, Косове, Сьерра-Леоне, Афганистане. Как писал "Экономист", Брауну уже не придется принимать решение о вторжении в Ирак, но американский президент может призвать его нанести военный удар по Ирану.
В пакете представленных Брауном первоочередных законопроектов и ужесточение Закона о борьбе с терроризмом. В 2006 году Браун недвусмысленно заявил, что проблему глобального терроризма нужно и решать глобально: с использованием всех средств - военных, экономических и культурных. После попыток терактов в Лондоне и Глазго правительство Г.Брауна избегало говорить об "исламских террористах" и определяло их намерения скорее как уголовные преступления, считая необходимым выиграть битву за "сердца и умы" мусульманской общины в Британии, и не желает (в отличие от Блэра и Буша) представлять конфронтацию с воинствующим исламом как экзистенциальную войну добра и зла. Решение палестино-израильского конфликта на путях создания двух государств лишит террористов одного из поводов для совершения актов террора, считают в новом кабинете.
Британия будет поддерживать санкции ООН против Ирана. Премьер-министр выразил стремление решить вопрос мирными средствами. Д.Милибэнд предупредил, что Британия будет настаивать в СБ ООН на принятии третьей резолюции по ужесточению санкций, и уклонился от употребления выражения одного из своих предшественников Джека Стро о том, что военные действия против Ирана "немыслимы" (inconceivable), отметив тем не менее желательность решения вопроса невоенными, дипломатическими средствами.
Основы подхода Британии к ситуации на Ближнем Востоке сохраняются: Браун, считая возможным решить палестино-израильский конфликт на путях создания двух государств, предложил "экономическую дорожную карту" для мирного урегулирования на Ближнем Востоке, пообещав расширить помощь Палестине, где безработица составляет 50%, а доля живущих за чертой бедности-70%. Он полагает, что для прочного мира необходимо решить проблему бедности и инвестиций на палестинских территориях, указывая на разницу в среднем годовом доходе в Израиле (20 тыс. долл.) и в Палестине (800 долл.).
q
Напомним, что в ноябре 2006 года в Лондоне умер А.Литвиненко - бывший сотрудник ФСБ, бежавший из России в Великобританию, и близкий к Б.Березовскому. По данным специалистов британского Агентства по охране здоровья, в теле Литвиненко обнаружен радиоактивный полоний-210. Однако официального заключения о причинах смерти и результатах вскрытия власти Британии так и не обнародовали. Британское следствие обвинило в этом преступлении прежнего коллегу А.Литвиненко, ныне владельца частной охранной фирмы А.Лугового, и потребовало его экстрадиции.
Россия направила Великобритании официальный отказ на запрос о выдаче А.Лугового: экстрадиция противоречит Конституции РФ, исключающей возможность выдачи граждан РФ иностранным государствам, а Европейская конвенция об экстрадиции 1957 года не обязывает выдавать собственных граждан в нарушение национального законодательства.
Власти Великобритании одно время настаивали на том, что считают убийство Литвиненко уголовным делом. Однако они перенесли проблему из судебной сферы в политико-дипломатическую, ответив на отказ в его выдаче высылкой дипломатических работников России. Д.Милибэнд заявил даже, что Россия могла бы изменить свою Конституцию ради сотрудничества с Великобританией.
Лондон выслал четырех российских дипломатов, занялся пересмотром визовых отношений с РФ и даже пересмотром соглашений об обмене информацией по борьбе с терроризмом, прекратив контакты с ФСБ. Россия, не желая, чтобы ее спровоцировали на дипломатический "пинг-понг", не пошла на эскалацию конфликта, ответив "зеркальными мерами"* (* Заместитель Генпрокурора РФ А.Звягинцев заявил, что "Россия не меньше чем Британия заинтересована в расследовании гибели А.Литвиненко, так как он был гражданином РФ". Предоставленных же британской стороной материалов недостаточно не только для обвинения А.Лугового в убийстве бывшего офицера ФСБ А.Литвиненко, но даже для начала его уголовного преследования. По словам А.Звягинцева, на территории Британии незаконно скрываются более 20 российских граждан, обвиняемых в совершении тяжких преступлений, и все запросы об их выдаче британские власти игнорируют: "Мы же не стали высылать британских дипломатов, когда британская сторона дала 11 отказов на выдачу по запросам российской прокуратуры").
Нынешняя затея с высылкой русских дипломатов из Лондона носит чванливо растерянный и беспомощный характер. Так же, как и история с тотальным объявлением "персона нон грата" нескольких десятков сотрудников советских учреждений в 1971 году. Поводом тогда послужили наветы мелкого служащего Торгпредства по фамилии, кажется, Лялин, который вконец запутался в своих делишках, включая амурные, сбежал и наплел новым хозяевам невесть что про шпионов под крышей посольства и других совучреждений в Лондоне. Пришедшим тогда к власти консерваторам это оказалось подходящим, чтобы уязвить Москву.
И что в итоге? Ничего хорошего - ни для Лондона, ни для советско-британских отношений. Чванство не окупается. Ущерб взаимоотношениям был нанесен немалый. Из нынешнего кризиса тоже придется выходить немалыми усилиями.
Новое правительство Британии, очевидно, намеренно спровоцировало конфликт, но своих целей достичь не сможет. Примечателен контекст, в котором на своей первой плановой пресс-конференции Г.Браун заявил, что на России лежит ответственность "признать необходимость" выдачи А.Лугового, но и сказал о желании продолжать "конструктивные отношения с Россией" по решению иранской ядерной проблемы, по мирному урегулированию на Ближнем Востоке, по вопросам охраны окружающей среды и по международному развитию. Лондон рассчитывает также на то, что Россия поддержит в конце концов план спецпредставителя Генсека ООН Мартти Ахтисаари по предоставлению независимости Косову. "Вот о чем сейчас главным образом идет речь", - подчеркнул глава правительства. Вероятно, к российско-британскому конфликту имеет отношение и то обстоятельство, что премьер не исключил варианта проведения в будущем военной операции против Ирана: "Я не тот, кто скажет, что мы исключаем какие-либо акции в будущем".
Как представляется, проблема, однако, в том, что выход из создавшегося тупика в российско-британских отношениях невозможно найти по образцу героев сказки Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес", которые, откушав за одними столовыми приборами, просто пересаживались за чистые.
Газета "Индепендент" вписывает "дело Литвиненко" в контекст внешнеполитических провалов самой Британии: "Ирак, где дела идут хуже некуда; Афганистан, грозящий превратиться в "Ирак номер два", и непростой вопрос об "особых отношениях" с США, вызывающий такое раздражение в обществе. Речь идет о действиях только что сформированного кабинета и нового молодого министра иностранных дел, явно желающего показать, кто хозяин в этом почтенном ведомстве: наши власти принимали желаемое за действительное или намеренно стремились к эскалации кризиса".
Бывший посол Британии в России Р.Брейтвейт в статье "Радиоактивные отношения" прямо говорит о "двойных стандартах" по отношению к России: "Мы обвиняем русских в политизации энергетического вопроса, как будто американцы никогда не препятствовали западным компаниям строить трубопроводы через Иран; мы осуждаем мораторий России на ДОВСЕ (хотя Запад его не ратифицировал), как будто американцы первыми не вышли из Договора по ПРО; мы осуждаем отказ России выдать А.Лугового, хотя их Конституция запрещает выдачу собственных граждан, но в то же время заявляем, что не можем выдать Березовского. Русские называют это двойными стандартами, и правы. Британское правительство прибегло к одному из самых грубых инструментов дипломатии - высылке дипломатов - за неимением лучшего. Дэвид Милибэнд утверждает, что не желает нанести ущерба отношениям с Россией ввиду общих интересов, и он прав, но впереди нас ждут штормы в течение нескольких месяцев, прежде чем мы вернемся к нормальной работе, как делаем всегда".
Не только европейские страны не стали "учитывать озабоченность Британии" в своих отношениях с Россией, но госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что важно не допустить изоляции России в связи с "делом Литвиненко": "Мой совет британскому МИД - не изолировать Россию, - сказала К.Райс. - Нам нужна Россия, без которой невозможно решить нынешние международные проблемы".
Очевидно, резкие меры Британии по отношению к России, "без которой невозможно решить нынешние международные проблемы", как и резкие "несанкционированные" высказывания британских дипломатов в адрес США свидетельствуют о том, что внешнеполитическая команда Г.Брауна пока еще не отладила внутренние механизмы взаимодействия, как и не набрала еще опыт согласования своих действий с партнерами на международной арене.
Болезнь роста? Куда "брауновское движение" выведет внешний курс Британии?