В ПОИСКАХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ, способных приспособить Францию к современному этапу социально-экономического развития, сохранив "социальные завоевания", французы в последние десятилетия постоянно меняли правящее большинство. Переизбрав в 2002 году после "сосуществования" с социалистами лидера правой партии Союза за народное движение (СНД) Ж.Ширака, в 2004 году избиратели вновь отдали преимущество на региональных и европейских выборах социалистам, в 2005 году отвергли проект европейской Конституции, расцененный общественным мнением как "слишком либеральный". Провал Конституции свел к минимуму шансы Ширака в случае повторного выставления его кандидатуры на пост президента. Премьер-министр Д. де Вильпен также не мог претендовать на Елисейский дворец, несмотря на достаточно оптимистические данные по безработице (количество ищущих работу за два года работы кабинета снизилось от 10,2% населения в мае 2005 г. до 8,3% в марте 2007 г.). Крест на президентских амбициях де Вильпена поставил печально известный "контракт первого найма", призванный, по расчетам разработчиков, придать гибкость рынку труда. Однако молодежь не согласилась с правилом о введении двухгодичного испытательного срока, после которого работника могли уволить без объяснения причин. После массовых забастовок в вузах весной 2006 года рейтинг премьера опустился на столь низкие отметки, что стала очевидной необходимость представления правыми силами кандидата, не связанного с социально-экономическими аспектами деятельности правительства. Таким образом, министр внутренних дел и лидер СНД Николя Саркози, который не скрывал своего намерения участвовать в выборах, оказался единственным кандидатом от правящего правого большинства.

Н.САРКОЗИ РОДИЛСЯ В 1955 ГОДУ, закончил Институт политических исследований в Париже, стал адвокатом, в 1976 году возглавил молодежную организацию шираковской партии Объединение в поддержку республики (ОПР). В 1977 году он стал муниципальным советником, а затем был избран мэром аристократического пригорода Парижа Нейи-сюр-Сен. В кабинете Э.Балладюра (1993-1995 гг.) занимал должность министра бюджета. Ширак считался покровителем молодого лидера, пока в 1995 году Саркози не принял активное участие в избирательной кампании соперника Ширака премьера Балладюра. С тех пор их взаимоотношения испортились. В 1999 году, после того как возглавляемый Саркози список кандидатов в Европарламент занял только третье место, он ушел с поста президента ОПР, занялся адвокатской практикой и размышлял о том, не имеет ли смысл прекратить политическую деятельность.

В избирательной кампании Ширака в 2002 году Саркози, хотя и поддержал президента, но заметной роли не сыграл. Получив в кабинете Раффарена должность главы МВД, он проявил себя как инициативный, деятельный политик и начал быстро набирать популярность, особенно среди традиционного правого электората. Так, в начале июня 2006 года 56% французов и 82% сторонников правых партий полагали, что действия Саркози в качестве главы МВД "идут в правильном направлении". Саркози выступил инициатором принятого в марте 2003 года Закона о внутренней безопасности, приведшего законодательство в соответствие с появившимися новыми видами преступлений и расширившего прерогативы полиции в расследовании. С целью наилучшей интеграции мусульманского населения после длительных консультаций в апреле 2003 года он сформировал "французский совет мусульманского культа" и региональные организации. По инициативе Саркози в декабре 2005 года был принят Закон об усилении борьбы с международным терроризмом путем ужесточения санкций против злоумышленников и расширения полномочий следственных органов.

Под руководством Саркози также произошло явное ужесточение иммиграционной политики. Так, в 2006 году из страны были высланы 25 тыс. нелегальных иммигрантов против 11,7 тыс. в 2003 году. В 2005 году был создан Межминистерский комитет по контролю над иммиграционными потоками. Одобрение общественного мнения получил представленный им и принятый в июле 2006 года Закон об иммиграции. Основные положения закона - введение квот для высококвалифицированных специалистов, усложнение правил воссоединения семей (необходимо доказать существование материальных возможностей содержать родственников кроме социальных пособий) и введение обязательного для иммигрантов "контракта интеграции", который предполагает обязательное изучение французского языка, гражданских прав и обязанностей.

Новые политические возможности открылись перед Саркози в 2004 году, когда ставленник Ширака председатель Союза за народное движение (эта партия была основана в 2002 году, сменив на политической сцене ОПР и вобрав в себя часть другой правой партии - Союза за французскую демократию) А.Жюппе был признан виновным в незаконном использовании общественных средств для финансирования политических организаций и лишен права занимать выборные политические должности. Саркози удалось возглавить СНД, и, таким образом, вопрос о его кандидатуре был решен. Саркози был убежден в том, что невозможно победить на выборах, не располагая безусловной поддержкой политической организации. Поэтому когда Ширак, стремясь ограничить влияние нового лидера, в конце 2004 года выдвинул условие о невозможности совмещения поста министра с председательством в политической партии, Саркози сделал выбор в пользу СНД и покинул министерство экономики, которым руководил всего восемь месяцев. Усилению его позиций способствовал и провал европейской Конституции в мае 2005 года, резко ослабивший положение Ширака. Последний был вынужден вновь отдать Саркози Министерство внутренних дел и согласиться с тем, что он же будет одновременно председателем СНД.

Являясь фактически вторым лицом в правительстве, Саркози не упускал случая подчеркнуть отличия своих взглядов от политики, проводившейся президентом и премьером. Предложения Саркози о введении иммиграционных квот, проведении практики "положительной дискриминации" (квот при устройстве на учебу или работу для представителей социальных низов), внесении модификации в Закон 1905 года об отделении церкви от государства с целью финансирования ислама (для компенсации влияния иностранных организаций) не вызывали энтузиазма у руководства страны. Одновременно Саркози показал себя достаточно гибким и прагматичным политиком. Во время конфликта, вызванного "контрактом первого найма", он в качестве главы МВД участвовал в переговорах с лидерами профсоюзных и молодежных организаций и склонял руководство страны отступиться от закона, когда ситуация показалась ему безнадежной. В результате 44% французов и 70% сторонников правых сил высоко оценили его действия. Напротив, позиция президента и премьера, которые несмотря ни на что пытались провести законопроект, получила поддержку только 25% опрошенных.

Избиратели видели в Саркози такие качества, как "опыт", "компетентность" и "способность быстро принимать решения". Однако руководитель МВД вызывал неоднозначное отношение среди приверженцев левых. Резкие высказывания Саркози во время событий в пригородах в ноябре 2005 года, когда он назвал зачинщиков беспорядков "отморозками" и предложил высылать иностранцев, задержанных полицией, даже если у них есть законный вид на жительство, породили немало дискуссий. Жесткая иммиграционная политика не всегда находила поддержку среди правозащитных организаций. Противники Саркози обвиняли его в экономическом "ультралиберализме", желании слепо следовать во внешней политике за США, характер же лидера СНД представлялся ими как импульсивный и склонный к агрессии.

Если о намерении Саркози участвовать в выборах было известно задолго до начала предвыборной кампании, то никто из экспертов не взялся бы предсказать кандидатуру от основной силы левого лагеря - Французской социалистической партии (ФСП). Референдум по европейской Конституции, вызвавший раскол в руководстве, показал отсутствие как общей идейной платформы, так и организационного единства среди социалистов. Заявление Сеголен Руаяль в сентябре 2005 года, что она готова к борьбе за пост президента, стало во многом неожиданностью для партийного аппарата Соцпартии. Действительно, хотя Руаяль и постоянно, начиная с 1988 года, избиралась в Национальное собрание от департамента Дё-Севр (сельскохозяйственный департамент с сильной исторической традицией голосования за правых считался очень сложным для молодой женщины), занимала министерские посты при Миттеране (министр по охране окружающей среды) и в кабинете Жоспена (министр образования и по делам семьи), а в 2004 году победила на региональных выборах и стала председателем регионального совета в регионе Пуату-Шарант, она никогда не возглавляла значимые министерства и считалась политической фигурой второго плана. Руаяль не участвовала во внутрипартийных дискуссиях в ФСП, избегала четко обозначать свою позицию во внутрифракционной борьбе. Однако победа на "праймериз", организованных в ноябре 2006 года, где она обошла таких видных политических деятелей, как бывший премьер Л.Фабиус и бывший министр экономики Д.Стросс-Канн, придала ее кандидатуре дополнительную легитимность.

Бесспорным козырем Руаяль в глазах избирателей стало, что это известный, но не примелькавшийся политик, привлекательная женщина, успешно сочетающая карьеру и личную жизнь (с конца 1970-х она связала свою жизнь с Ф.Олландом, ныне генеральным секретарем ФСП, однако, несмотря на рождение четырех детей, в брак эта пара так и не вступила, заключив гражданский пакт солидарности). По данным опросов, французы высоко оценили такие качества нового лидера социалистов, как "искренность", "убежденность", "способность слушать французов и понимать их". Нехарактерные для социалистов предложения Руаяль о повышении ответственности родителей в воспитании детей и организации для малолетних правонарушителей интернатов с военной подготовкой вселяли в избирателей уверенность, что она способна внести новые акценты в доктрины ФСП.

Основные кандидаты представляли прежде всего два способа управления страной. Если Руаяль стремилась воплотить в жизнь "демократию участия", то Саркози, напротив, олицетворял ответственность и авторитет. Особое место в программе Руаяль заняли предложения о реформах в институциональной сфере, направленные на повышение политического участия граждан. Хотя 50% французов указанные реформы и показались "интересными", однако концентрация общественного внимания на проблемах социально-экономического развития привела к тому, что только 19% расценили начинания лидера социалистов как "приоритетные". Перед Руаяль стояла объективная сложность мобилизации идеологически разнородного левого электората.

Саркози придерживался привычного экономического постулата правых партий - придания импульса экономическому развитию путем снижения налогов. Саркози предложил лозунг "Работать больше, чтобы больше получать" и добивался уменьшения налогов на дополнительные рабочие часы (за рамками 35-часовой рабочей недели), что, по мысли нового лидера, будет выгодно как предпринимателям, так и работникам. Общий уровень налогообложения с граждан, который может составлять в настоящее время и до 70% дохода, предлагалось снизить до 50%, что должно было приостановить "бегство капиталов". Также планировалась и отмена налога на наследство. Впрочем, если пока не представляется возможным ответить на вопрос, насколько снижение налогов раскрепостит производство, то более точно можно сказать, что предвыборные обещания нового французского лидера оцениваются специалистами из Института предпринимательства более чем в 50 млрд. евро.

Саркози отнюдь не намеревался ограничить финансирование социальной сферы. Так, он объявил о новом "плане Маршалла для пригородов". Одновременно с ужесточением наказаний за правонарушения и усиления присутствия сил полиции в этих районах планируется ввести в действие принцип "позитивной дискриминации", который будет основываться не на этнических, а на социальных критериях. Для желающих получить среднее образование будут организованы "школы второго шанса", пособие на профессиональное обучение достигнет 300 евро в месяц, станет возможно взять беспроцентный кредит с государственной гарантией. Однако задумана система контроля и прекращения субсидий в случае безответственного поведения их получателя. Предусматривается реконструкция жилых кварталов и модернизация общественных служб и транспортной сети.

Ускорению темпов экономического роста, по мысли Саркози, может способствовать и переориентация экономики на те виды деятельности, где велика доля добавленной стоимости (наукоемкие производства). Поэтому логичным является тот пункт программы Саркози, в котором предлагается резко повысить расходы на научные исследования, стимулировать тех представителей бизнеса, которые готовы способствовать научным разработкам. Экономию бюджетных средств Саркози намерен производить за счет государственных служащих путем сокращения их количества (предполагается незамещение одного из двух работников, выходящих на пенсию) и отмены специальных пенсионных режимов для некоторых категорий трудящихся.

ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ вызвала небывалый интерес среди французов. Так если в 2002 году за три месяца до выборов, основными кандидатами на которых были Президент Ширак и премьер Жоспен, ими не интересовались 68% опрошенных, то в 2007 году, напротив, более 80% избирателей заинтересовались происходящими событиями. Впервые за долгое время кандидатами, имеющими шансы на победу, стали не президент, премьер или лидеры оппозиции, а относительно новые политические фигуры, представители молодого поколения 50-летних, от которых французы ждали действительного, а не мнимого обновления политического курса.

Кроме того, над страной витал призрак 21 апреля 2002 года, когда благодаря низкой явке и протестному голосованию лидер крайне правых Ле Пен прошел во второй тур. Для того чтобы впредь избежать подобной ситуации избиратели сочли своим долгом не только явиться на выборы, но и проголосовать за представителей основных политических сил. Кандидаты от других политических формирований (коммунистов, экологистов, крайне левых, мелких правых группировок и крайне правого Национального фронта (НФ) по сравнению с выборами 2002 года недосчитались значительного количества голосов.

Еще одну интригу в предвыборную кампанию внес лидер правоцентристской партии Союза за французскую демократию (СФД) Франсуа Байру. В 2002 году он отказался примкнуть к партии правого большинства - СНД, далее все больше отмежевывался от нее в Национальном собрании и даже поддержал левые силы, голосовавшие за вотум недоверия к правительству. В ходе кампании Байру пытался сыграть на усталости избирателей от чередования у власти представителей правых и левых движений, сформировав своего рода "экстремистский центр". Высокие рейтинги Байру внесли дополнительную консолидацию в стан правых и левых, так как в случае выхода во второй тур, согласно опросам, Байру победил бы и Саркози, и Руаяль. Несмотря на то что Байру удалось мобилизовать избирателей, отказывающихся причислять себя к правым и левым, и получить в первом туре свыше 18% голосов, вопрос состоит в том, удастся ли ему в июне конвертировать полученные им голоса в места в парламенте. Центр в биполярной системе может прийти к власти в случае слишком явного ослабления одного из политических полюсов.

Тактика Саркози была направлена на завоевание как традиционного правого электората, так и тех избирателей, которые в последние годы голосовали за крайне правый Национальный фронт и его лидера Ж.-М.Ле Пена. Поставив во главу угла такие понятия, как "работа", "авторитет", "заслуги", "национальная идентичность", которые были не слишком востребованы Шираком, Саркози одновременно дистанцировался от уходящей команды и привлекал голоса сторонников крайне правых.

Предложение Саркози о создании министерства иммиграции и национальной идентичности получило одобрение среди приверженцев как правых, так и крайне правых движений. Однако перелом в настроениях избирателей НФ произошел после происшествия на Северном вокзале в Париже, когда после задержания безбилетника толпа молодежи устроила настоящий погром, не без труда усмиренный полицией. Жесткая реакция Саркози напомнила сторонникам крайне правых о том, что Ле Пен все-таки является "протестной кандидатурой" и не имеет никаких шансов на победу на выборах, в то время как Саркози - это именно тот человек, который сможет навести порядок в стране. Так, в марте 37% французов полагали, что Саркози способен навести порядок в пригородах, в то время как в способность Руаяль и Байру справиться с этой проблемой верили только соответственно 14 и 13% опрошенных.

По результатам первого тура выборов именно в тех департаментах, в которых наблюдался наибольший прогресс Саркози по сравнению с Шираком в 2002 году, можно отметить резкое падение результатов Ле Пена с 2002 года. На каждые 100 французов, голосовавших за Саркози, приходится 11 избирателей Ле Пена на прошлых выборах. Кроме того, определенная часть избирателей НФ приняла во внимание растущую, по данным опросов, популярность Байру и сочла Саркози, несмотря на его имидж "атлантиста" и "европеиста", меньшим злом и решила проголосовать за него уже в первом туре.

Между двумя турами Саркози не без успеха пытался создать образ "объединителя всех французов". Последовали визиты на заводы, в центр поддержки женщин и т.д., обещания "защитить всех тех, кто в этом нуждается". Следует признать, что Саркози работал с квалифицированной командой сподвижников. Каждое его появление в СМИ или на митингах было тщательно подготовлено. Несмотря на то что Саркози первоначально занял определенную дистанцию от Ширака и его соратников, в ходе кампании он получил поддержку практически всего лагеря правых: сначала близких к уходящему президенту бывших премьеров Ж.-П.Раффарена и А.Жюппе, далее правоцентристов С.Вейль и Ж.-Л.Борло, а в марте и своих бывших конкурентов - Ширака и премьера де Вильпена.

Ключом к победе во втором туре стали голоса приверженцев Байру. По подсчетам социологов, для победы Руаяль, отстававшей от Саркози по итогам первого тура, была необходима поддержка подавляющего числа центристов. Поэтому, принимая во внимание, что Байру не склонен к переговорам о союзе и мечтает о собственном обновленном политическом движении, Саркози постарался перетянуть на свою сторону депутатов
Союза за французскую демократию, объявил об "открытости к центру" будущего правительства.

Телевизионные дебаты между Саркози и Руаяль, укрепив приверженцев каждого из лагерей в намерении голосовать за своего лидера, также склонили некоторых центристов на сторону Саркози. Таким образом, последнему удалось, консолидировав свой политический лагерь, привлечь во втором туре широкий спектр избирателей - за него отдали свои голоса 66% электората Ле Пена и 40% (половина пришедших на выборы) сторонников Байру.

Избирательную кампанию Руаяль, напротив, можно считать неудачной. В ходе кампании Руаяль совершила ряд тактических ошибок. Представление предвыборной программы было затянуто до февраля, в то же время ряд высказываний по международным проблемам заставили французов усомниться в ее способности представлять Францию за рубежом. Несмотря на то что Руаяль и выиграла "праймериз", среди партийных функционеров ФСП достаточным авторитетом она не обладала. Несколько уязвленные неожиданной популярностью, по их мнению мало себя зарекомендовавшей кандидатки, лидеры ФСП во время кампании либо хранили молчание, либо высказывали предложения, не совпадающие с позицией Руаяль (а секретарь партии по экономике Э.Бессон и вовсе перешел в лагерь Саркози). В результате у французов сложилось впечатление, что социалисты не располагают согласованной программой действий в социально-экономической области, которая расценивалась общественным мнением как приоритетная. Руаяль была вынуждена дистанцироваться от партийного аппарата ФСП, что усложнило организацию избирательной кампании и привело французов к мнению о неспособности кандидатки социалистов сплотить вокруг себя даже собственный политический лагерь.

С ПРИХОДОМ К ВЛАСТИ САРКОЗИ изменения последуют прежде всего в стиле управления страной. Если Ширак во время своего второго срока мало вмешивался в текущую деятельность кабинета министров, фактически поручив руководство внутренней политикой премьеру де Вильпену, то новый президент намерен не ограничиваться общими ориентациями, а принимать активное участие в разработке конкретных мероприятий.

Премьер-министром назначен ближайший соратник Саркози по избирательной кампании Франсуа Фийон. Именно ему удалось провести пенсионную реформу, увеличивающую сроки выплат, необходимых для получения базовой пенсии, о которую споткнулось правительство Жюппе в 1995 году и к которой так и не рискнул приступить социалист Жоспен. При этом Фийону удалось реализовать задуманное, не пойдя на поводу у широко развернувшихся движений протеста.

Согласно политике "открытости" министерские посты в новом правительстве получили не только представители СНД, но и СФД (министерство обороны), и даже социалистов - МИД и три должности государственных секретарей. Однако ключевые назначения в социально-экономической сфере отданы соратникам Саркози. В июле предстоит разработка бюджета на 2008 год, в сентябре этот документ будет представлен в Национальное собрание. Также должен быть подготовлен закон о финансировании касс социального страхования. На осень запланированы конференции по социально-экономическим проблемам с участием социальных партнеров.

Саркози рассчитывает путем снижения налогов и внесения поправок в трудовое законодательство добиться ускорения экономического роста и снижения безработицы до 5%, что должно, в свою очередь, внести некоторое равновесие в финансирование социальной сферы. Очевидно, что в перспективе на повестку дня станут и реформы в среднем и высшем образовании. Сложившаяся система их функционирования, по мнению нового французского лидера, дает только "иллюзию равноправия", поэтому, очевидно, будут предприняты шаги к отходу от жестких обязательных для всех форм обучения и повышению ответственности как преподавателей, так и обучающихся.

Однако сложность задачи, стоящей перед новым президентом, заключается в том, что он не располагает безусловным кредитом доверия среди тех слоев населения, условия жизни которых могут изменить планируемые реформы. Большинство французов в возрастных категориях до 34 лет, а также государственных служащих, рабочих, безработных поддержали на выборах конкурентку Саркози представительницу Соцпартии С.Руаяль. Зато провозглашенный Саркози лозунг "Работать больше, чтобы больше получать" нашел живой отклик среди старших возрастных категорий (из каждых 100 избирателей Саркози 33 человека - пенсионеры), торговцев, владельцев предприятий, служащих частных компаний, работников сельского хозяйства, которые составили основу электората нового президента. Можно сделать вывод, что при проведении реформ, и особенно в социальной сфере, многое будет зависеть не только от решительности действий нового руководителя, но и от его умения вести диалог с социальными партнерами и убеждать общество в необходимости перемен.

В ОТЛИЧИЕ ОТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ, находящихся в центре внимания избирателей, внешнеполитическая проблематика в целом находится на периферии общественного поля зрения. Только 10% французов полагали, что воззрения кандидата в этой области могут склонить их мнение в его пользу. Однако если наличие детализированной внешнеполитической программы само по себе и не могло привести к успеху, то некомпетентность и грубые ошибки в данной тематике, допущенные С.Руаяль, оказали существенное влияние на падение ее рейтинга.

Внешнеполитические дискуссии в ходе избирательной кампании носили упрощенный характер, кандидаты ограничивались декларациями общего плана. При этом именно в области внешней политики, в отличие от внутренней, руководитель государства может чувствовать себя в определенной степени свободным от контроля со стороны избирателей.

Новый президент Франции стремится придать новый импульс европейскому строительству. Он предлагает упростить европейскую Конституцию и принять ее в ходе парламентской сессии. Идея отказа от нового референдума была с облегчением воспринята европейскими партнерами Франции. Президент также поставил под сомнение принцип единогласия в ЕС как лишающий процессы интеграции необходимой динамичности. И наконец, Саркози не скрывает своего отрицательного отношения к перспективам вступления Турции в Евросоюз.

Сотрудничество со странами африканского континента, традиционным направлением внешнеполитической стратегии Франции, также останется приоритетным и для нового руководства. В ходе предвыборной кампании Саркози заявил, что он является сторонником создания некоего средиземноморского сообщества, которое объединит Южную Европу и Север Африки.

Однако основной вопрос заключается в том, будет ли Франция придерживаться концепции "многополярного мира" или будет следовать в фарватере внешнеполитической линии США. Отношения с США во время второго срока Ширака (после резкой критики последним антииракской кампании) находились в столь глубоком кризисе, что действия нового руководителя, стремящегося вновь обрести возможность для конструктивного диалога между странами, представляются вполне закономерными. Саркози никогда не скрывал своих симпатий к Соединенным Штатам. "Проамериканизм" Президента Франции в основном базируется на высокой оценке последним американской экономической модели. Тем не менее он не высказывал одобрения последних внешнеполитических инициатив Вашингтона: превентивной войны с терроризмом, политики демократизации на Среднем Востоке. Во время предвыборной кампании Саркози выполнил задачу исправить свой имидж "атлантиста", признав, что война в Ираке, с его точки зрения, является "исторической ошибкой", несмотря на то что он в свое время характеризовал именно французскую позицию по этому вопросу как "высокомерную". Вместе с тем правящие круги США рассчитывают на поддержку нового руководства Франции прежде всего в проблеме урегулирования палестино-израильского конфликта и иранском досье.

В своей речи к избирателям вечером после победы Саркози подчеркнул, что Франция будет придерживаться политики атлантической солидарности, союза с США, и сказал, что разногласия не должны приводить к кризису в отношениях между странами. Однако он оставил за Францией право не следовать безоговорочно за американской политической стратегией. Объективные пункты размежевания с Вашингтоном у Парижа никуда не исчезли.

Во-первых, это разная оценка роли НАТО. В связи с этим показательна оценка прошлым и новым президентами возможного размещения элементов ПРО в Чехии и Польше. Если Ширак подчеркнул, что понимает озабоченность России, то Саркози рассматривал эту проблему исключительно сквозь призму отношений внутри Евросоюза. В интервью газете "Монд" он поставил вопрос, как можно говорить об общей военной политике в рамках единой Европы и одновременно, не посоветовавшись с союзниками, принимать решения о размещении на своей территории вооружений третьей стороны.

Во-вторых, еще одним разногласием с США является вопрос о ратификации Киотского протокола. Проблема защиты окружающей среды во Франции выходит на первый план, неслучайно второй номер в правительстве А.Жюппе возглавил именно Министерство экологии, устойчивого развития и благоустройства территории, а одно из своих первых совещаний президент провел именно с руководителями экологических ассоциаций. Борьба же с мировым потеплением климата рассматривается в данной области в качестве одной из приоритетных задач.

Как знаковое можно расценивать назначение на пост министра иностранных дел представителя ФСП Бернара Кушнера, известного борца за права человека, основателя организации "Врачи без границ". В России Кушнер известен по своей деятельности на посту руководителя гражданской администрации ООН в Косове в 1999-2001 годах. Парадоксально, но Кушнер, принимавший активное участие в избирательной кампании Руаяль, мог рассчитывать на должность главы МИД и в случае победы лидера ФСП. Внешнеполитические традиции социалистов сформировались еще во времена "коалиции третьей силы" IV Республики, когда Соцпартия, противостоя коммунистам и голлистам, ориентировалась на тесный союз с США. Несмотря на то что Кушнер отнюдь не является типичным функционером ФСП, он всегда отличался своей поддержкой внешнеполитической линии США, включая войну в Ираке. Бесспорно, глава Министерства иностранных дел во многом является технической фигурой, и по всем стратегическим вопросам решения будет принимать сам президент, однако без совпадения основных внешнеполитических ориентаций (одно из немногих разногласий Саркози и Кушнера - проблема вступления Турции в Евросоюз) подобное назначение вряд ли последовало бы.

Россия упоминалась в ходе избирательной кампании только мельком. По-видимому, некоторое изменение тональности в двусторонних отношениях неизбежно.

Во времена де Голля и холодной войны СССР представлял собой мировой полюс силы, и французская дипломатия, пойдя на известное сближение с СССР, стремилась обеспечить особое место Франции в системе международных отношений. В 1990-х годах французским правящим кругам внушал тревогу прежде всего военный потенциал России в условиях экономической и политической нестабильности. Франция надеялась увеличить собственный вес, способствуя интеграции России в новую Европу, для чего использовалось "привилегированное франко-российское партнерство", облегченное совпадением позиций по ряду международных проблем (например, в ближневосточном урегулировании)1. Однако притяжение к Москве у Парижа наблюдалось именно в тех случаях, когда имели место трения с Вашингтоном. Пока нельзя сказать с определенностью, насколько сблизятся внешнеполитические ориентации США и Франции и возникнет ли у последней необходимость апеллировать к позиции России. Несмотря на то что на рубеже веков Россия из страны экономического хаоса, нуждающейся в западных кредитах и гуманитарной помощи, благодаря повышению цен на энергоносители превратилась в незаменимого для Западной Европы поставщика углеводородов (кстати, среди приоритетов нового президента Франции находится и поиск способов диверсификации поставок), мировым центром силы она больше не является и с этой точки зрения уже не рассматривается как приоритетный партнер. 

Заявления Саркози пока не дают основания полагать, что он разделяет голлистскую концепцию на создание Большой Европы, включающей Россию, и сдержанную позицию по вопросам расширения ЕС и НАТО на Восток. Характерно, что при ответе на вопрос относительно гипотетических планов вступления Грузии и Украины в НАТО и ЕС Саркози дал понять, что первоначально речь может идти о стратегическом партнерстве и совместных экономических, образовательных и исследовательских программах, однако в перспективе данный шаг не исключен. При этом с большей уверенностью он говорил о возможном принятии данных стран в НАТО, чем в Евросоюз. Вероятно, что более проблематичной, чем при президентстве Ширака, станет и поддержка новым французским руководством позиции России в ее разногласиях с восточноевропейскими членами Евросоюза.

Для французской внешнеполитической культуры характерно "республиканское мессианство", которое основывается на признании за Францией роли родины свободы, равенства и братства. Так и в выступлениях Саркози четко прослеживается мысль, что особая роль Франции базируется на ее моральном авторитете, стремлении защищать права человека и "всех угнетенных в мире". В этом смысле позиции президента и министра иностранных дел также весьма созвучны. Перед военной операцией в Косове Кушнер развернул широкую кампанию в прессе и многое сделал для того, чтобы общественное мнение одобрило тезис, что военное вмешательство в дела суверенного государства в случае нарушения последним прав человека является вполне обоснованным и необходимым.

Как советник президента ныне позиционирует себя и известный философ и левый интеллектуал А.Глюксман, перенесший свое неприятие тоталитаризма на современную Россию. Возможно, именно влиянием Глюксмана объясняется тот факт, что если в ходе избирательной кампании Саркози и упоминал о России, то исключительно через призму нарушения прав человека в Чечне. Следует также отметить, что претензии подобного рода у нового Президента Франции возникли не только к России, но и к Китаю. Впрочем, предстоящие уже в недалеком будущем дипломатические шаги и встречи на высшем уровне покажут, отличается ли реальная политическая линия от предвыборных деклараций, и помогут уточнить внешнеполитическую стратегию нового руководства Франции.

ПОДВОДЯ ИТОГИ, можно отметить, что, хотя большинство французов и предпочли вновь видеть на посту президента представителя правых политических сил, в своем выборе избиратели руководствовались не стремлением к стабильности, а надеждой на перемены. Саркози удалось утвердить в общественном сознании образ эффективного и компетентного политика, который сможет придать новый импульс экономическому развитию согласно новым вызовам глобализации и модернизировать систему социальной защиты не демонтируя ее.

Исход предстоящих парламентских выборов оставляет мало поводов для сомнений. Вопрос вызывает лишь то, насколько будет велико преимущество партии президента Союза за народное движение над левыми силами и найдется ли место для новой центристской партии, созданной Ф.Байру.

 

1 См. подробнее: Обичкина Е.О. Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире. М., 2004.