ПО ПРИГЛАШЕНИЮ Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Президент Республики Корея Ли Мён Бак посетил Российскую Федерацию с официальным визитом 28-30 сентября 2008 года.

Круг вопросов, поднятых на переговорах между главами двух государств, на встрече Президента Ли Мён Бака с председателем правительства России В.В.Путиным, на российско-корейском бизнес-форуме и других мероприятиях визита, вновь высветил то обстоятельство, что сегодня практически нет такой сферы человеческой деятельности, в которой бы не сотрудничали Россия и Республика Корея, будь то обеспечение международной безопасности, торговля, экономика, наука и техника, энергетика.

В ходе визита стороны выразили удовлетворение достигнутым в последние годы динамичным развитием многоплановых российско-корейских отношений, подтвердили их приоритетный характер для обоих государств и высказали решимость поднять двустороннее взаимодействие до уровня стратегического партнерства.

Это закономерно. И не только потому, что Ли Мён Бак - один из первопроходцев российско-южнокорейского сотрудничества, неоднократно бывавший в нашей стране еще до установления дипломатических отношений в 1990 году и имеющий здесь много давних личных друзей. Географией и историей двум нашим народам предписано совместно решать немало общих задач. А сегодня и Россия, и Республика Корея обрели во многом новые возможности, чтобы вносить в такую работу куда более весомый вклад, чем 10-15 лет  назад.

Россия вернулась на мировую арену как сильное государство - государство, с которым считаются и которое может постоять за себя. Без России и вопреки России нельзя решить сегодня ни одной сколько-нибудь значительной международной проблемы.

Это хорошо понимают в Южной Корее. Неслучайно в своем выступлении в Санкт-Петербургском государственном университете 30 сентября этого года Президент Ли Мён Бак подчеркнул: "Я верю, что на Россию, объединяющую в себе Европу и Азию, простирающуюся от Тихого до Атлантического океана, возложена миссия стать ведущей силой новой цивилизации XXI века".

В свою очередь, Республика Корея, превратившаяся за последние десятилетия из бедной развивающейся страны в промышленную и торговую державу мирового уровня, стремится утвердиться в качестве влиятельного самостоятельного игрока и на внешнеполитическом поле. А это предполагает ее участие в коллективном поиске ответов на стоящие перед миром проблемы, неприятие одностороннего диктата в международных делах, противодействие международному терроризму и распространению оружия массового уничтожения, содействие обеспечению глобальной энергетической безопасности.

В ходе сентябрьских переговоров в Москве стороны согласились сотрудничать по таким вопросам, как новые вызовы и угрозы, изменение климата, энергетическая, продовольственная безопасность, а также борьба с трансграничной преступностью, в том числе в финансово-экономической сфере, пиратством и киберпреступностью. Стороны высказались за урегулирование мирными средствами, путем диалога, ситуации, сложившейся в последнее время вокруг Грузии, что будет способствовать региональной стабильности и международному миру.

Обстоятельно обсуждены последствия мирового финансового кризиса для экономики двух стран. Достигнута договоренность о создании нового канала консультаций по вопросам внешней политики и безопасности - стратегического диалога на уровне первых заместителей министров иностранных дел двух стран.

Президенты России и Республики Корея исходят из того, что набирающие обороты процессы глобализации привели к усилению взаимозависимости государств, в результате чего их безопасность и процветание стали неделимыми. Стоящие перед человечеством вызовы носят глобальный характер, и потому эффективный ответ на них может быть дан только солидарными усилиями всего международного сообщества. "Ни одно государство, - отмечал Президент Ли Мён Бак, - уже не может в одиночку решать проблемы в таких сферах, как финансы, торговля, наука и технологии, Интернет, экология, изменение климата, ядерное оружие, обеспечение продовольствием, энергетика, борьба с террором".

Иными словами, недавний российско-южнокорейский саммит убедительно показал, что видение мировых дел и в Москве, и в Сеуле во многом совпадает. А это приобретает особую значимость сейчас, когда определенные силы пытаются помешать укреплению международного взаимопонимания и сотрудничества, возрождая инстинкты и предрассудки времен холодной войны.

q

ПАРТНЕРСТВО С РЕСПУБЛИКОЙ КОРЕЯ имеет для нашей страны самостоятельную ценность прежде всего в плане создания основанной на "сдержках и противовесах" системы многосторонней безопасности в Северо-Восточной Азии, где как ни в каком ином регионе взаимосвязаны внутренние и внешние интересы России.

Залог будущего России как великой державы - в хозяйственном, технологическом и социальном подъеме Сибири и Дальнего Востока. В применении к этому огромному региону поставлены сегодня руководством страны грандиозные по размаху цели, достижение которых призвано принести мощную отдачу. Ибо, вне всякого сомнения, последовательное освоение Сибири и российского Дальнего Востока с их природными и другими ресурсами будет сопоставимо по своим результатам с освоением 100 лет назад запада в США, если не превзойдет его. Это, несомненно, окажет свое влияние на все цивилизационные процессы как в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и за его пределами.

Для решения внутренних задач необходимо отсутствие внешних угроз. Путь к этому Россия видит прежде всего в развитии добрых отношений с соседями.

На этом пути мы уже немалого добились. Существенно укрепилось наше стратегическое партнерство с Китаем. Интенсивный политический диалог на различных уровнях идет с Японией. С КНДР Россия связана Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.

Россию и Республику Корея объединяет прежде всего общая заинтересованность в том, чтобы устранить в этом регионе Азии военную угрозу. Главный источник такой угрозы - более чем полувековое противостояние на Корейском полуострове, которое сегодня еще более осложнено наличием ядерной проблемы.

России эта проблема касается непосредственно. Место, где КНДР 9 октября 2006 года провела ядерное испытание, находится на расстоянии всего 177 км от нашей границы. Нас такое положение не устраивает. Нам не нужны вблизи наших границ ни ядерные, ни ракетные испытания. Ни вообще бряцание оружием, кто бы этим ни занимался. Вот почему Россия активно участвует в шестисторонних переговорах по ядерной проблеме Корейского полуострова (ЯПКП).

Обострение ядерной проблемы Корейского полуострова нельзя, однако, рассматривать в отрыве от общего положения мировых дел. В условиях, когда в международных отношениях все больше и больше проявляет себя фактор силы, когда звучит язык ультиматумов и санкций, реанимируется блоковая политика, определенные страны чувствуют себя ущемленными и пытаются обеспечить свою безопасность любыми средствами, включая крайние меры.

Это, естественно, не означает, что международное сообщество не должно реагировать на подобное поведение. Россия не признает за КНДР статуса ядерной державы и совместно с партнерами по "шестисторонке" работает над тем, чтобы побудить ее отказаться от военной ядерной программы.

Вместе с тем мы исходим из того, что вся работа по урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова должна строиться в контексте обеспечения гарантий безопасности - и КНДР, и, конечно, Республики Корея, Японии и всех стран региона. Такие гарантии должны быть прочными и достаточно убедительными, чтобы ни у кого не было подозрений в отношении безопасности. Крайне важно избегать любых действий, которые вели бы к обострению напряженности вокруг Кореи.

Россия намерена внести свой вклад и в дело межкорейской нормализации. Ибо в нашем, и не только в нашем, понимании урегулирование ЯПКП и межкорейская нормализация - два колеса одной повозки. Той единственной повозки, которая может доставить нас к нашей общей точке назначения - системе мира и безопасности в Северо-Восточной Азии.

Вот почему наша страна неизменно поддерживает наведение мостов между Сеулом и Пхеньяном. Россия всегда выступала в пользу шагов двух корейских государств к самостоятельному мирному объединению родины. Исходим из того, что урегулированию ядерной проблемы Кореи и нормализации отношений КНДР с ключевыми державами региона способствовал бы перевод в практическую плоскость крупных трехсторонних проектов партнерства России, Севера и Юга Кореи, таких как международный железнодорожный коридор Европа - Корея и программа создания в Северо-Восточной Азии единой энергетической системы и сети трубопроводов, включающей регионы Восточной Сибири и российского Дальнего Востока.

Соединение Транскорейской железной дороги с Транссибирской магистралью имеет особое значение. Российская сторона последовательно работает в этом направлении. В ходе визита в Москву в апреле этого года министра железных дорог КНДР подписано соглашение между Министерством железных дорог КНДР и ОАО "РЖД" о сотрудничестве по пилотному проекту реконструкции 52-километрового отрезка Транскорейской железной дороги от станции Хасан на границе между Россией и КНДР до северокорейского порта Раджин и сооружении контейнерного терминала в этом порту, который будет открыт для судов третьих стран, включая Республику Корея. 4 октября этого года на северокорейской железнодорожной станции Туманган состоялась церемония начала работ по осуществлению этого проекта.

q

НАША СТРАНА ПОЛАГАЕТ, что шестисторонние переговоры представляют сегодня наиболее удачный формат для выработки системы мира и безопасности в Северо-Восточной Азии. Россия и Республика Корея активно сотрудничают в рамках этих переговоров. В ходе московского саммита южнокорейская сторона поддержала конструктивную роль России в качестве председателя Рабочей группы по механизму мира и безопасности в Северо-Восточной Азии, созданной в рамках "шестисторонки",  а российская - деятельность Республики Корея в качестве председателя Рабочей группы по экономическому и энергетическому сотрудничеству.

От того как пойдут дела на Корейском полуострове, во многом зависит будущее не только Северо-Восточной Азии, но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона, да и развитие общемировых процессов. Выделю два главных момента.

С одной стороны, денуклеаризация Корейского полуострова создала бы принципиально важный прецедент для решения близких по сути проблем в других регионах мира и стала бы тем самым весомым вкладом в укрепление режима нераспространения ядерного оружия.

С другой - шестисторонние переговоры являют собой крайне важный в нынешних мировых условиях пример коллективной выработки решений по одному из острейших международных вопросов. Лишь на такой основе, а не путем одностороннего силового давления и попыток монополизировать процессы урегулирования конфликтов, можно сегодня придать устойчивость разбалансированной системе международных отношений, содействовать их деидеологизации и демилитаризации.

Урегулирование на Корейском полуострове стало бы крупным шагом к созданию единой системы коллективной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где уже сложились авторитетные многосторонние структуры - Региональный форум АСЕАН (АРФ), форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), форум "Диалог по сотрудничеству в Азии" (ДСА), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и др.

Россия и Республика Корея активно участвуют в работе этих форумов. На московском саммите стороны условились расширять сотрудничество в рамках региональных организаций, прежде всего АРФ и АТЭС с целью укрепления многостороннего взаимодействия во имя мира, безопасности и развития Азиатско-Тихоокеанского региона. Республика Корея выразила удовлетворение в связи с установлением Россией связей с существующими и формирующимися структурами Восточной Азии.

q

РОССИЙСКО-ЮЖНОКОРЕЙСКИЕ двусторонние связи успешно наращиваются сегодня в самых различных областях. К сотрудничеству России и Республики Корея на суше и на море добавилось сотрудничество в космосе. В апреле этого года первый южнокорейский космонавт Ли Со Ён, подготовленная в российском Звездном городке, успешно совершила полет в космос на российском космическом корабле, а в начале будущего года с территории Национального космического центра Республики Корея на острове Уэнару, провинция Чолла-немдо, сооружаемого при российском содействии, планируется запуск российско-корейской ракеты-носителя KSLV-1, способной вывести на околоземную приполярную орбиту полезную нагрузку 100 кг.

Поступательно растет торговый оборот между Россией и Республикой Корея. С 2000 по 2007 год он увеличился почти в семь раз, до 15 млрд. долларов. Есть все основания полагать, что в 2008 году этот показатель достигнет 20 млрд. долларов, а через несколько лет способен выйти на уровень в 30-40 млрд. долларов.

Не будем отрицать, что эта сумма уступает показателям южнокорейской торговли с рядом других стран. Однако дело не столько в абсолютных цифрах, сколько в тенденции роста.

Осуществление совместных инвестиционных проектов, прежде всего в энергетике, а также в нефтехимии, автомобилестроении и других отраслях, позволит значительно увеличить объемы взаимной торговли. Приведу хорошие примеры крупномасштабных инвестиций южнокорейских компаний в России, сделанных за последние два-три года. В самом центре Москвы появился новый универмаг фирмы "Лотте". Полтора года назад компания "Эл Джи Электроникс" открыла свой завод в Рузском районе Московской области. Ее примеру последовала "Самсунг Электроникс", начавшая возводить завод в Калужской области. Там же, в Калуге, в ближайшее время будет строить свою фабрику "Лотте Конфекшианари". Компания "Шинчанг" строит в Калужской области жилые комплексы. "Хёндэ Моторз" заложила автомобильный завод в Санкт-Петербурге, а около 15 корейских фирм - производителей автокомплектующих планируют построить свои заводы недалеко от ее площадки.

Все эти проекты находятся, однако, в европейской части России. В интересах и России, и Республики Корея, чтобы больше таких проектов приходилось прежде всего на регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока, Приморский и Хабаровский края, Амурскую и Магаданскую области, Камчатку.

Особо выделю Республику Саха (Якутия), которая в силу размеров территории, географического положения, ресурсов призвана стать своего рода локомотивом развития восточных регионов России. Визит делегации Республики Саха (Якутия) во главе с Президентом В.А.Штыровым в Южную Корею в октябре 2007 года заложил хорошую основу для участия южнокорейских фирм в экономическом развитии республики.

В ходе московского саммита российская сторона поддержала стремление деловых кругов Республики Корея к развитию сотрудничества по совместному освоению регионов Сибири и Дальнего Востока, в том числе с учетом Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года". Стороны договорились активизировать усилия в этих целях в рамках постоянно действующей Российско-корейской совместной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, включая подготовку соответствующих совместных документов.

Особое место в российско-корейских экономических связях занимает энергодиалог, призванный определить направления совместной работы в энергетическом секторе и укрепить региональное сотрудничество в энергетике в Северо-Восточной Азии. За последние годы южнокорейские компании получили заказы на миллиарды долларов на изготовление оборудования для энергетических проектов в России и современных танкеров для перевозки нефти и сжиженного газа. А на переговорах в Москве в ходе визита Ли Мён Бака стороны поддержали совместное осуществление энергетических проектов в России, Республике Корея и третьих странах, условились осуществлять тесное рабочее взаимодействие в разработке месторождений углеводородов на континентальном шельфе Российской Федерации, в частности на Западно-Камчатском шельфе. Российская сторона приветствовала намерение корейской стороны участвовать в конкурсах и аукционах на право пользования недрами, в строительстве нефте- и газохимических комплексов, станций сжиженного газа в регионе российского Дальнего Востока.

Отметив, что проект поставки природного газа из России в РК отвечает взаимным интересам, руководители двух стран приветствовали подписание Меморандума о взаимопонимании, о сотрудничестве между государственными газовыми компаниями двух стран "Газпромом" и "Когазом" в реализации этого проекта. Ранее между компаниями "Сахалин Энерджи", разрабатывающей месторождения природного газа на Сахалине, и "Когаз" было заключено соглашение о поставке в Республику Корея с конца 2008 года ежегодно 1,5 млн. тонн сжиженного газа сроком на 20 лет. Подписано также соглашение между Министерством природных ресурсов и экологии России и Министерством инновационной экономики РК о сотрудничестве в области геологии и недропользования.

q

НЕ СТОИТ, однако, воспринимать Россию исключительно как поставщика сырья на южнокорейский рынок. Уже сегодня из России в Республику Корея идет немало высокотехнологичной продукции. Например, более 60% гражданских вертолетов, используемых в Республике Корея, - российского производства. Поставками из России обеспечивается значительная часть потребностей Республики Корея в топливе для АЭС.

Отметив в ходе московского саммита важность мирного использования ядерной энергии и укрепления режима нераспространения, стороны признали инициативу Российской Федерации о создании Международного центра по обогащению урана в Ангарске полезной для целей ядерного нераспространения и обеспечения стабильных поставок ядерного топлива и договорились рассмотреть связанные с этим возможности двустороннего сотрудничества.

Важное значение имеют достигнутые в ходе саммита договоренности о совершенствовании структуры торговли, увеличении доли машинно-технической и высокотехнологичной продукции в российском экспорте. Работа в этом направлении уже началась. В частности, подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между госкорпорацией "Роснано" и Министерством образования, науки и технологий Республики Корея. В начале октября этого года руководитель "Роснано" А.Б.Чубайс посетил РК, где провел насыщенные переговоры с потенциальными южнокорейскими партнерами.

В проработке находится целый ряд коммерческих соглашений о совместном проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе в освоении космоса, а также о производстве в Республике Корея высокотехнологичных товаров по российским лицензиям. Руководители России и Республики Корея условились продолжать взаимодействие и в военной области, включая развитие делегационных обменов и военно-технического сотрудничества.

Примечательно выраженное Президентом Ли Мён Баком в Москве пожелание успешного проведения саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году и зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. Российская сторона приветствовала стремление представителей корейских деловых кругов принять участие в проектах по подготовке Владивостока к саммиту АТЭС-2012 и Сочи к проведению зимних Олимпийских игр 2014 года.

q

ПРЕЖНИЙ НЕДОСТАТОК информации о культуре и искусстве двух стран, вызванный их многолетней оторванностью друг от друга, сегодня активно восполняется и с российской, и с корейской стороны. В России издано немало книг о Республике Корея, пользуются спросом южнокорейские фильмы, популярна борьба тейквондо. В свою очередь, в Республике Корея хорошо знают русскую музыку, балет, русскую классическую литературу. Многие южнокорейские певцы, артисты балета, музыканты классической школы учились в Москве и Санкт-Петербурге. Лучшие балетные спектакли Корейской национальной балетной труппы поставлены народным артистом СССР Ю.Григоровичем, а художественное руководство сеульской труппы "Юниверсал Бэлет" осуществляет народный артист СССР О.Виноградов. Южнокорейцы уже давно считают своими наши песни "Журавли" и "Миллион алых роз". Подлинным героем южнокорейской молодежи стал русский богатырь Федор Емельяненко, чемпион мира по боям без правил. Благодаря его популярности в большинстве городов и провинций Южной Кореи созданы секции борьбы самбо.

Крупным событием стало проведение в сентябре 2006 года в Сеуле фестиваля русской культуры "Русские вечера". В августе 2007 года подобный же фестиваль корейской культуры прошел в Москве. Радует интерес к этим фестивалям со стороны российской и корейской молодежи. Молодое поколение двух стран должно знать друг друга, чтобы избежать предубеждений, преодолеть отрицательные стереотипы прошлого.

На московском саммите с южнокорейцами достигнута договоренность совместно отметить предстоящую в 2010 году 20-ю годовщину установления дипломатических отношений между двумя сторонами широкими мероприятиями в области культуры и искусства. Обоюдное стремление развивать контакты между людьми и содействовать обменам по линии неправительственных организаций и деловых структур было также подкреплено подписанием в ходе визита Президента Ли Мён Бака соглашения об упрощении процедуры выдачи виз для осуществления взаимных краткосрочных поездок граждан.

q

СЕНТЯБРЬСКИЙ САММИТ в Москве открыл новые широкие горизонты российско-южнокорейского партнерства. Он важен по многим обстоятельствам. Выделю главные.

Первое. Переговоры Ли Мён Бака с Д.А.Медведевым и В.В.Путиным подтвердили преемственность в линии Сеула на наращивание взаимодействия с нашей страной. Известно, что Ли Мён Бак по многим вопросам занимает позицию, отличную от подходов его непосредственных предшественников на посту Президента Республики Корея, но это не касается вопроса отношений с Россией. По сути дела, можно с хорошей долей уверенности сказать, что по партнерству с Россией в Южной Корее сформировался своего рода общенациональный консенсус.

Второе. Нынешний российско-южнокорейский саммит состоялся в непростой момент. В связи с событиями на Кавказе наши недруги развернули на международной арене оголтелую антироссийскую кампанию. Но это не помешало Президенту Республики Корея подтвердить в Москве свое стремление выводить отношения с Россией на уровень стратегического партнерства. Показательно, что ранее в ходе визита Ли Мён Бака в Пекин южнокорейская сторона включила положение о стратегическом партнерстве и в совместные документы с Китайской Народной Республикой. Это, несомненно, укрепляет независимый вес Республики Корея в региональных и международных делах.

Третье. Круг традиционных союзников, как и международного общения в целом, у России и Республики Корея во многом отличается. Так сложилось исторически. Россия не ищет для себя каких-то привилегий в Южной Корее и не собирается соперничать с кем-либо за влияние в этой стране. Мы не рассматриваем наши отношения с Республикой Корея через призму наших отношений с третьими государствами. В партнерстве с Южной Кореей мы видим своеобразную ячейку многополярного сообщества, где, несмотря на все существующие различия, государства - на основе равенства и взаимного уважения интересов - совместными усилиями строят более демократичный, более справедливый и в силу этого - более безопасный мировой порядок. Сентябрьские переговоры в Москве подтвердили, что Республика Корея выступает с тех же позиций в отношении нашей страны.