Установление 15 октября 1878 года российско-румынских дипломатических отношений стало рубежным событием для двустороннего взаимодействия наших стран и в судьбах Балкан. Россия, много сделавшая для свободы Румынии, политически поддержала новое государство, мощно укрепила его внешнеполитические позиции. Дипломатическое признание Румынии Санкт-Петербургом подвело итог длительной и упорной борьбы за ее полную независимость и суверенитет, за избавление от иноземного порабощения и диктата незваных опекунов.
На протяжении столетий Россия последовательно поддерживала борьбу за освобождение от турецкого ига Молдавии и Валахии. Кючук-Кайнарджийский мирный договор с Турцией 1774 года сделал княжества автономными областями Османской империи, Адрианопольский мирный договор 1829 года утвердил режим невмешательства Порты во внутренние дела княжеств. Объединение Молдавии и Валахии сделало возможным в конце концов и образование румынского государства.
Но солнце свободы взошло над Румынией только после победы России в освободительной войне 1877-1878 годов против Османской империи. Русские и румыны плечом к плечу на полях сражений этой тяжелой и кровавой войны обеспечили достижение независимости румынскому государству. Она была закреплена в Сан-Стефанском мирном договоре и на Берлинском конгрессе 1878 года. Времена, когда иноземные поработители и самозваные покровители Румынии были готовы вновь расчленить ее или "обменять на Венецию", ушли в прошлое. История продемонстрировала румынам преимущества тесного российско-румынского сотрудничества.
Дипломатические отношения между Россией и Румынией сформировались не на голом месте. Еще в 1779 году в Молдавии, Валахии и Бессарабии было учреждено российское генеральное консульство, причем в XVIII и XIX веках сеть наших консульских учреждений постоянно расширялась. Понятно, что их компетенция не ограничивалась только защитой интересов наших соотечественников или торговыми вопросами, они занимались и политической деятельностью. Именно консульские учреждения стали предтечей русского посольства в Бухаресте: в июне 1868 года генеральный консул России в Румынии барон Г.Оффенберг сообщил румынским властям о принятом в Санкт-Петербурге решении преобразовать генеральное консульство в ранг агентства. Позднее российское правительство согласилось с учреждением румынского дипломатического агентства, что было особенно значимым для расширения официальных связей Румынии. На базе дипагентств в 1878 году и были созданы российское посольство в Бухаресте и румынское - в Санкт-Петербурге.
За последние 130 лет российско-румынские отношения прошли через серьезные испытания. Над Россией и Румынией пронеслись две мировые войны. Нам дважды пришлось восстанавливать дипломатические связи. Благодаря великодушию СССР Трансильвания окончательно вернулась в состав Румынии. Наши страны порознь и вместе пережили периоды охлаждений и чрезвычайно тесного многопланового сотрудничества. Немалые потери традиционным отношениям нанесли лихие 1990-е годы. Однако судьба не разделила нас: мы совместно восстанавливаем утраченное.
Для этого есть старый, но крепкий фундамент. Даже сейчас, когда между нашими странами нет непосредственной границы, мы накрепко связаны прочными и многообразными узами. Россиян и румын, как и прежде, сближает культура, жизненный уклад и менталитет, конфессиональная общность большинства населения. Россияне и румыны хорошо знают, понимают и симпатизируют друг другу. В национальной памяти наших народов навечно останутся совместные победы и утраты на полях сражений мировых войн и при освобождении Балкан. Это дорогого стоит.
Румыния - крупнейшее государство Юго-Восточной Европы, страна с активной региональной политикой, немалым экономическим потенциалом. Естественно, мы внимательно слушаем, что говорят в Бухаресте, и хотим, чтобы румыны внимательно слушали, что говорят в Москве.
Для Румынии новая Россия - великая и процветающая держава, мощная сила на международной арене, взаимодействие с которой опирается на развитые структуры сотрудничества. У наших стран имеется широкое поле для взаимодействия, соответствующая для этого солидная (и постоянно укрепляющаяся) юридическая база. Есть и условия, необходимые для диалога по европейским, балканским и черноморским делам.
Для сотрудничества наших стран есть также весьма серьезные политические предпосылки. Наши интересы совпадают в главном - мы выступаем за укрепление мира и стабильности, приоритет основополагающих принципов международного права. В интересах Москвы и Бухареста - создание надежной системы европейской безопасности, эффективное сотрудничество в рамках региональных механизмов и, конечно, укрепление стабильности и мира на Балканах. Все более важным для обеих наших стран становится сотрудничество в противодействии международному терроризму и трансграничной преступности. Между Россией и Румынией сложился механизм двусторонних консультаций - контакты на международных форумах, в особенности в ООН и ОБСЕ, а также по дипломатическим каналам, доказали свою эффективность.
Сейчас наши отношения, явно потускневшие в 1990-х годах, начали меняться к лучшему. Как верно заметил министр иностранных дел Румынии Л.Комэнеску, "подписание базового политического договора в 2003 году, а также активизация последующего диалога на уровне глав государств, правительств, министров иностранных дел и руководителей парламентов обозначили переход российско-румынских отношений на новый уровень".
Очень полезной оказалась бухарестская встреча президентов В.Путина и Т.Бэсеску в апреле этого года, открывшая путь к новым внешним контактам и инициативам. Предполагаемый визит Президента Т.Бэсеску в Москву, его личное знакомство с Д.А.Медведевым также должны послужить делу дальнейшего развития многообразных российско-румынских связей. После визита в Румынию председателя Совета Федерации Федерального Собрания России С.М.Миронова существенно активизировалось межпарламентское взаимодействие.
Вступление Бухареста в НАТО, а затем в Евросоюз, естественно, привнесло новые моменты в наш диалог. И хотя оснований для драматизации нет, требования атлантической и евросоюзной лояльности наложили свой отпечаток на румынскую внешнюю политику. Свежий пример тому - разделяющие нас расхождения относительно атлантической затеи затянуть Украину и Грузию в НАТО. Вместе с тем Румыния стремится сохранить в международных делах свою национальную идентичность, не потеряться без следа в евроатлантических структурах. Очень показательно в этой связи, что после кровавого грузинского нашествия на Цхинвал, в отличие от некоторых других восточноевропейских стран, румыны не бросились демонстрировать солидарность с Тбилиси, но призывали к поискам мирного урегулирования конфликта.
Мы не можем не отметить также, что в последнее время тональность суждений о российских подходах и российско-румынских отношениях со стороны официальных лиц и в прессе стала более серьезной и взвешенной. Это вселяет оптимизм.
Весьма существенно, что при всех поворотах в двусторонних политических отношениях торгово-экономические связи между Российской Федерацией и Румынией на протяжении последних лет характеризуются устойчивой тенденцией к росту. Если в 2001 году объем взаимного товарооборота был около 1,2 млрд. долларов, то в 2007 году он составил уже 5 млрд. долларов. При этом по итогам первого полугодия экспорт российских товаров увеличился почти на 40%, а румынский экспорт в Россию вырос на 75%. К концу года объем двусторонней торговли, видимо, превысит рубеж в 6 млрд. долларов.
Очень хорошо, что и российский, и румынский экспорт растет. Однако успокаиваться в связи с высокими показателями товарооборота не стоит. К сожалению, пока не удается ликвидировать дисбаланс в платежах, который в определенной степени сдерживает дальнейший рост взаимной торговли. Не может нас удовлетворить и структура российского экспорта в Румынию, в значительной степени состоящего из углеводородного сырья. Нам сообща с румынской стороной надо заниматься изменением его структуры, диверсифицировать ее, нужно найти и внедрить новые формы взаимодействия (например, переходить к совместным и кооперированным производствам), смелее привлекать капиталы друг друга.
Есть ряд отраслей румынского народного хозяйства, в модернизации которых российская сторона могла бы принять участие. Бухаресту стоит, например, задуматься над реализацией имеющихся интереснейших проектов в области транспорта и энергетики. Ведь можно не только модернизировать энергетические мощности, построенные еще при содействии СССР, но и соорудить новые энергообъекты, в том числе на основе передовых технологий. Российская компания "Интер РАО ЕЭС" заинтересована в поставке электроэнергии в Румынию и транзите по ее территории в другие государства Балкан. Многообещающими выглядят проекты сотрудничества в сфере транспорта, российские компании имеют богатый опыт в сфере дорожного и железнодорожного строительства. Определенный интерес для обеих сторон может представлять сотрудничество в сфере информационных технологий, сельского хозяйства и туризма.
У многих румынских товаров в России сложилась заслуженная добрая репутация. Это особенно относится к продукции массового спроса - мебели, одежде, обуви, текстильным изделиям. При определенных усилиях можно расширить экспортные поставки соответствующей продукции в нашу страну. Уровень жизни россиян растет, вместе с ним растет и спрос на хорошие, качественные товары. Это открывает широкое поле деятельности для румынских экспортеров.
Во многом не реализован потенциал Румынии как поставщика промышленного оборудования. Возьмем, скажем, технику для добычи нефти и газа: в прежние времена из Румынии в СССР поставлялось более половины установок для перекачивания нефтепродуктов, много другого нефтегазового оборудования. Некоторые сдвиги тут есть - усилиями завода "УПЕТ Тырговиште" поставки в Россию нефтебуровой техники возобновлены (кстати, есть на российском рынке место и для иной машиностроительной продукции: скажем, много лет стабильно снабжает наше сельское хозяйство своей техникой румынский завод "Меканика Чахлэу"). Однако пока это капля в море потребностей российского рынка. Румынским предпринимателям, в 1990-х годах утратившим связи с Россией, конечно, трудно возвращаться к нам: им надо заново налаживать взаимодействие с нашими деловыми кругами. Это дается нелегко - конкуренция на динамично развивающемся российском рынке резко возросла, остро сказывается потеря навыков взаимного общения, в том числе лингвистического потенциала.
Однако как в России, так и в Румынии настроены на дальнейшее развитие экономического сотрудничества. Необходимая договорно-правовая база для этого имеется. Есть координирующий орган - российско-румынская Межправительственная комиссия по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Ее российским сопредседателем является министр науки и образования А.Фурсенко, румынскую часть возглавляет министр экономики и финансов В.Возганян. Видим, что в Москве и Бухаресте растет понимание, в каком направлении нужно двигаться. Но считаем, что многое при этом будет зависеть от наших румынских друзей, их инициативы и напористости.
Скажем, дополнительные возможности для решения проблемы дисбаланса в торговле открыло бы более активное использование потенциала межрегионального сотрудничества на таких направлениях, как создание совместных предприятий в области деревообрабатывающей, легкой, а также пищевой промышленности. Мы ощущаем необходимость более плотного вовлечения в сферу сотрудничества центральных и региональных торгово-промышленных палат, союзов промышленников и работодателей. Их возможность в настоящее время задействована явно недостаточно. Очень рассчитываем также на оживившиеся в последнее время контакты между субъектами Российской Федерации и румынскими муниципальными образованиями. Но румынским бизнесменам надо помнить, что "под лежачий камень вода не течет".
Российские предприниматели активно работают в Румынии. Суммарный объем наших инвестиций в румынскую экономику превысил 1,5 млрд. долларов. Успешной выглядит инвестиционная деятельность НК "Лукойл", Стальной группы "Мечел", Трубной металлургической компании (ТМК). Они практически восстановили приватизированные ими предприятия. Теперь это современные, конкурентоспособные, экологичные производства, дающие работу тысячам румынских инженеров, техников и рабочих, вносящие весомый вклад в бюджет страны и уездов.
Наши предприниматели занимают важное место в румынской экономике. НК "Лукойл", например, среди ведущих производителей нефтепродукции в стране производит здесь 2 млн. тонн высококачественного моторного топлива. В свои предприятия в Румынии НК "Лукойл" уже вложила 540 млн. долларов. Компания планирует дополнительные и весьма серьезные инвестиции.
Российская ТМК, второй в мире производитель стальных труб, модернизировала предприятия "ТМК-Артром" и "ТМК-Решица". Это обошлось ей примерно в 160 млн. долларов. Сегодня заводы выпускают передовую, высококачественную продукцию. Стоит отметить, что средняя зарплата занятых на "ТМК-Артром" достигла 770 долларов, что очень немало по румынским стандартам.
Большие усилия пришлось приложить Стальной группе "Мечел" для обеспечения эффективной деятельности приватизированных ею металлургических заводов "Мечел Тырговиште" и "Мечел Кымпия Турзий". Общий объем капиталовложений в модернизацию этих двух заводов превышает 75 млн. долларов. Теперь предприятия добились такого уровня рентабельности и производительности, который позволяет им встать в один ряд с ведущими европейскими производителями стальных изделий.
Показательным является прогресс, достигнутый в трудной, отличающейся высокой соревновательностью машиностроительной области промышленной группой "Генерация". Всего два года назад она занялась заводом по производству бурового оборудования "УПЕТ Тырговиште". Предприятие на глазах ожило, заработало, у него появились хорошие коммерческие перспективы. Владельцы намереваются вывести это предприятие в число ведущих в стране и Юго-Восточной Европе.
У российских предпринимателей есть желание работать в Румынии. Получается у них неплохо, россияне доказали способность наладить здесь эффективное производство. Наши деловые круги вложили в румынское народное хозяйство немалые средства, причем вложили бы и больше - но мешают бюрократические препоны. Однако понимание и поддержка российского бизнеса со стороны румынского центрального и местного руководства есть, в российских деловых кругах ценят это.
В областях культуры, науки и образования исторически между нами сложились особенно тесные отношения, хотя, конечно, некоторая взаимная отчужденность 1990-х годов наложила и на них негативный отпечаток. Тем не менее интерес к России в румынском обществе, особенно среди интеллигенции, очевиден. Буквально на глазах в Бухаресте формируется культурное общество дружбы между Румынией и Россией. Не так просто найти в Европе страну, в репертуаре театров которой одновременно идут 17 российских спектаклей. Причем в Румынии ставят не только нашу классику, но и современные пьесы. По инициативе общественности в Бухаресте готовятся к печати сборники десяти российских авторов на румынском языке. Явно растет интерес к установлению многопланового сотрудничества между нашими и румынскими университетами.
Стремление румын развивать культурные связи с нашей страной можно только приветствовать. Но есть и встречное движение: несмотря на организационные и финансовые трудности, в последнее время в Румынию стали наконец приезжать наши деятели искусства. В Бухаресте и Констанце с успехом прошли спектакли с участием артистов Большого театра, турне молодых российских теноров под руководством всемирно известного певца В.Пьявко. С большим интересом румынская театральная общественность следила за гастролями Малого драматического театра из Санкт-Петербурга. В презентации своего поэтического сборника "Сладкий мед" участвовал Е.Евтушенко. Очень хорошей получилась встреча бухарестской творческой общественности с Н.Михалковым, участвовавшим в международном фестивале в Румынии "B-Est". Российские музыканты с удовольствием участвуют в Международном фестивале имени Дж.Энеску.
Конечно, процесс взаимообогащения наших культур мог бы быть значительно глубже и интенсивнее. Причем очевидно, что на этом направлении не следует замыкаться только на контактах творческих работников и деятелей культуры. Важно расширять общение между простыми людьми. В этом контексте стоит отметить первый Международный летний фестиваль семейного творчества в Бухаресте, организованный российским Агентством по международным проектам в области культуры, образования и спорта в рамках Года семьи в России.
Принципиально важным представляется активизировать изучение в Румынии русского языка. Румыны старшего поколения хорошо знают и любят язык Пушкина и Толстого. Однако приходится констатировать, что преподавание русского языка в школах и университетах переживает трудные времена. Сократилось его изучение даже в районах компактного проживания русских-липован. Между тем без языковых знаний культурный, научный, да и экономический диалоги обречены на угасание. Хорошо, что в Румынии это начали понимать.
Надеемся, что ситуация на этом направлении будет меняться к лучшему в связи с созданием российского культурного центра в Бухаресте и румынского - в Москве. В настоящее время завершается работа по подготовке к подписанию соответствующего межправительственного соглашения. Оно даст возможность для более активного подключения государственных структур к межкультурному диалогу. Одним общественным организациям без поддержки государства трудно наладить полноценное сотрудничество в довольно затратной сфере культурного взаимодействия.
Понятно, что развитие многопланового сотрудничества наших стран и народов невозможно без активного участия в его организации наших дипломатических служб. За 130 лет российские и румынские дипломаты накопили уникальный опыт соответствующей работы. И сегодня, в юбилейный год установления российско-румынских дипломатических отношений, общих дел с румынскими дипломатами у нас невпроворот. Но заложенные нашими предшественниками традиции, накопленный багаж позволяет с уверенностью смотреть в будущее и ставить перед собой еще более серьезные задачи в интересах укрепления традиционных российско-румынских связей.