В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ И ДЕСЯТИЛЕТИЯ в теории и практике международных отношений все прочнее утверждается понятие "дипломатия городов". В решении глобальных проблем человечества, в диалоге культур и цивилизаций возрастающая роль принадлежит городам, и прежде всего городам крупным, задающим тон развитию в своих странах, регионах и в мире в целом.
С вступлением человечества в последней четверти XX века в новую фазу своего экономического развития, глобальный характер которого породил понятие глобализации, становится очевидным заметное усиление экономической мощи и политического значения ведущих городов, быстрое возвышение их роли в мировом хозяйстве и международных отношениях. Еще в 70-х годах прошлого столетия известный английский ученый, автор десятков трудов по проблематике городского развития сэр Питер Холл отмечал значение "сравнительно ограниченного круга мест" - мировых городов, по его определению, "в которых осуществляется непропорционально большая часть наиболее важных дел в мире"1. И если на доглобализационном этапе город главным образом позиционировался в рамках своего государства, выступая прежде всего как субъект национальной территории, то в эпоху глобализации мировой город выходит на международную арену, становясь в значительной степени субъектом мирового геополитического и геоэкономического пространства.
Между тем дипломатия городов известна с давних времен становления городских образований в качестве участников международного общения. В дошедших до нашего времени документах древневосточной дипломатии XV-XIV веков до н. э., таких как Телль-Амарнская переписка, уже содержатся упоминания роли городов, а в Древней Греции классического периода (VIII-IV век до н.э.) города-государства, или "полисы" по-гречески, стали характерным типом политического образования. В древнегреческой дипломатии городов широко использовалась такая форма международных связей, как "проксения" (гостеприимство). Проксен данного города пользовался в нем по сравнению с другими иностранцами определенными льготами и привилегиями в отношении торговли, налогов, условий пребывания, но, в свою очередь, принимал на себя нравственное обязательство по отношению к городу, гостеприимством которого он пользовался, содействовать во всем его интересам и быть посредником между ним и властями своего города. Через проксенов велись дипломатические переговоры, прибывавшие посольства других городов обращались прежде всего к своему проксену. Институт проксении сыграл большую роль в развитии международных связей древних городов и в формировании системы международных отношений в целом.
"Амфиктионии" - религиозные союзы, представлявшие собой древнегреческий политический институт международного характера, их руководство - "иеромнемоны", обязанные следить за соблюдением "божьего мира", и международные посредники "пилагоры", международные договоры и военно-политические союзы - "симмахии", послы и посольства и система их формирования, назначения и функционирования образовывали в совокупности впечатляющую картину удивительно развитых для того времени международных отношений и межгородской дипломатии2.
Впоследствии на протяжении очень продолжительного многовекового периода и понятие дипломатии городов, и сам термин "мировой город" претерпевали существенные смысловые изменения. Мировыми городами называли мегаполисы особого культурно-религиозного значения - Вавилон, Рим, Афины. В эпоху Ренессанса мощные итальянские города Венеция и Милан были среди первых, кто стал направлять за рубеж постоянные дипломатические миссии и создавать организованную систему дипломатической деятельности. Затем по мере процессов развития к мировым городам стали относить крупнейшие центры, которые выдвигались благодаря политической и экономической мощи своих государств, контролировавших значительные части мирового пространства. В их числе прежде всего находились столицы колониальных империй - Лондон, Париж, Вена, Мадрид и др., а также в период расцвета Российской империи - Москва и Санкт-Петербург.
После Вестфальского мира (1648 г.) города типа Венеции утрачивают свою самостоятельность во внешней политике, которая становится прерогативой государств. Венский конгресс (1815 г.) утверждает принципы государственной централизации дипломатии, согласно которым внешнеполитические вопросы относятся прежде всего к компетенции национальных правительств и их министерств иностранных дел. Хотя эти принципы и сохранили свой основополагающий характер в наши дни конца первого десятилетия нового, XXI века, однако сегодня в большинстве случаев государство уже не является единственным актером на международной дипломатической сцене.
Международные организации и движения, транснациональные корпорации, религиозные и этнические объединения уже давно активно включились в осуществление связей между странами и народами, формируя подходы в своих интересах и вырабатывая собственную дипломатию.
Меньше внимания до недавнего времени обращалось на расширявшуюся буквально на глазах роль в международных делах еще одного бесспорного участника внешнеполитических процессов, в качестве которого выступает город.
То, что официальная дипломатия в большей или меньшей степени предпочитала и в какой-то мере предпочитает и сейчас относить дипломатию городов к чему-то находящемуся вне сферы ее интересов, особенно примечательно на фоне беспрецедентного роста влияния городов и их удельного веса в своих странах и на мировом уровне. Ведь если в 1950 году в городах, по данным ООН, проживала одна треть населения планеты, в прошлом, 2007, году был впервые преодолен 50%-й рубеж и сегодня в городах уже живет больше половины человечества, то к 2050 году городское население должно составить около 6 млрд. человек, или две трети всех живущих на земном шаре. Каждый день более 100 тыс. человек перебираются в город, увеличивая не только его население, но и мощь как социально-политической единицы в национальном и мировом устройстве.
На фоне стремительной урбанизации и глобализационного развития складывается новое понимание содержания и роли "мирового города", действующего в кардинально изменившихся условиях. В координатах новой политической географии и соотношения геостратегических сил, в ходе процессов деэтатизации и становления глобального рынка, на фоне ураганного развития высоких технологий и новых форм организации производства крупные города все больше становятся самостоятельными действующими лицами на мировой арене, минуя посредничество государств, выходят на прямые связи между собой и с другими участниками международного общения, распространяют свое влияние и взаимодействие с партнерами в поиске и задействовании ресурсов для своего развития и сотрудничества далеко за пределы национальной территории, подчас охватывая весь мир. Так, Москва сегодня поддерживает устойчивые партнерские отношения почти с 160 городами, регионами и государствами мира, а ее торгово-экономические связи простираются почти на 200 стран всех континентов.
Осознавая свое значение, города и местные власти начинают на мировой арене все более активно и настойчиво заявлять о себе как о подлинных представителях и выразителях интересов своего населения, от которого официальная дипломатия находится слишком далеко. Появляются все более отчетливые признаки стремления городов и местных властей формировать и продвигать на международном уровне собственные представления о мироустройстве и своем участии в его процессах. Рассматривая феномен возрастающей роли городов в международных делах, некоторые исследователи начинают говорить о "двух мирах в мировой политике" - мире централизованной государственной внешнеполитической деятельности с государственными представителями - президентами, министрами, послами - и "полицентрическом мире", в котором действуют другие участники, в том числе города и местные власти3. C этим утверждением смыкается и понятие "параллельная дипломатия", или "парадипломатия", согласно которому якобы существует главная дорога дипломатии, по которой следуют национальные правительства, и параллельная, или параллельные дороги, по которым следуют другие участники, включая города и местные власти4.
Однако, как представляется, нельзя не согласиться с теми, кто видит в подобных подходах определенное упрощение гораздо более сложной реальности, в которой официальная дипломатия, дипломатия городов и народная, или, как ее еще называют, гражданская дипломатия, являются участниками одного пространства международного общения с множественными взаимосвязями и взаимозависимостями в разных, естественно, "весовых категориях" и с разными, подчас совпадающими или противоположными векторами и задачами. Все это образует сферу, которую отдельные исследователи называют "многослойной дипломатической средой"5.
Возрастающая роль городов и местных властей, конечно же, не прошла мимо внимания ООН. "С 1996 года, когда мы провели Конференцию ООН по населенным пунктам, также известную как Habitad-2", - отмечал бывший Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, - государства - члены Организации Объединенных Наций признали местную власть в качестве важного партнера в претворении в жизнь программ мира и развития планетарного масштаба"6.
Процесс развивающейся дипломатии городов получает свое новое организационное выражение на рубеже веков, когда формируется и в 2000 году созывается в Париже Первая, учредительная конференция мэров городов мира "Дипломатия городов". Ее инициаторами во многом стали средиземноморские города, сохранившие дух "полисов". Новый форум, по существу, принял эстафету от существовавшего на протяжении 20 с лишним лет прошлого века института конференций мэров крупных городов мира, в котором участвовали мэры примерно 40 крупнейших мегаполисов. Учредители конференции, в качестве которых выступили представители чуть более 20 городов, однозначно высказались за укрепление и развитие этого движения и на Второй конференции в сентябре 2002 года в Афинах, участниками от уже свыше 30 городов принимаются основополагающий документ - Афинская хартия дипломатии городов, а также Афинская декларация об олимпийской солидарности городов мира навстречу Олимпийским играм в Афинах в 2004 году.
Афинская хартия ориентировала дипломатию городов на создание между городами, государствами и народами мостов дружбы, экономического и культурного сотрудничества, на укрепление мира и международной безопасности, предотвращение и урегулирование конфликтных ситуаций, на определение тенденций развития мегаполисов в XXI веке и их роли в решении международных проблем.
Появился термин "глокализация", в котором объединились два особо важных для современного развития городов понятия - "глобализация" как выход проблематики городов на глобальный уровень и "локализация" как повышение роли местных властей, передача им полномочий и средств для выявления и решения вопросов местного развития на местах. Все более заметную роль стал играть созданный под руководством бывшего мэра Афин Д.Аврамопулоса Всемирный институт глокализации и дипломатии городов.
После Афин председательство во Всемирной конференции мэров городов мира "Дипломатия городов" перешло к Москве, которая выступила организатором следующей конференции, состоявшейся в российской столице 16-18 сентября 2004 года. На конференции предполагалось рассмотреть роль и задачи городов мира в XXI веке, вопросы взаимодействия молодежи и развития спорта в контексте дипломатии городов, однако варварский террористический акт в Беслане, происшедший накануне конференции, внес коррективы в ее повестку дня. Ужас бесланской трагедии не оставил равнодушным никого из представителей 52 городов мира, пяти международных организаций и двух активно участвующих в дипломатии городов российских регионов - Казани и Санкт-Петербурга. Участники конференции в своем заявлении "Мэры против терроризма" единодушно осудили терроризм во всех его формах и проявлениях как одну из самых серьезных угроз международному миру и безопасности и твердо заявили о своей решимости вести с ним бескомпромиссную борьбу, укрепляя сотрудничество всех городов мира в этой области. Подводя итоги, мэр Москвы Ю.М.Лужков, в частности, сказал: "Практически во всех выступлениях на конференции сквозила тревога за судьбу городов, многие из которых столкнулись с такими угрозами, как международный терроризм, национальная и религиозная нетерпимость, наркомания. Успешное решение этих проблем невозможно без выработки принципиально новых подходов, без наших совместных усилий".
Конференция приняла декларации мэров "О целях и задачах городов в XXI веке" и в поддержку олимпийского движения и спорта.
Встреча мэров городов в Москве ознаменовалась еще одним важным событием в контексте развития дипломатии городов - созданием новой международной организации, объединившей градоначальников четырех мегаполисов мира - Берлина, Лондона, Парижа и Москвы. М-4, как официально назвали союз, в какой-то степени по аналогии с "Большой восьмеркой", "G-8", заявил о своем намерении заняться прежде всего выработкой решений по самым насущным и острым проблемам современных городов, для которых эти проблемы чаще всего являются общими. В их длинном списке - и городской транспорт, и экология, и жилье, и преступность, и нищета, и социальные вопросы - словом, все, что беспокоит сегодня горожан и ждет своего решения.
И конференция, и "четверка мэров" приветствовали возникновение в Париже за несколько месяцев до этого - в мае 2004 года - Всемирной организации "Объединенные города и местные власти" (ОГМВ), в которой слились одна из старейших неправительственных организаций городов - Международный союз местных властей, существовавший с 1913 года, и Всемирная федерация объединенных городов, образованная в 1957 году. К этим двум учредителям нового формирования присоединилась третья организация - Всемирная ассоциация крупных метрополий "Метрополис", созданная в 1985 году и объединявшая более 90 городов во всем мире. И если учредители растворились в новой организации, то "Метрополис" сохранил свою самостоятельность, войдя в ОГМВ на правах отдельной секции.
Стремительно развиваясь, ОГМВ в течение полутора-двух лет сумела стать реальной и влиятельной силой на мировой арене, вовлечь в орбиту своей деятельности мэров сотен городов самого разного уровня и представителей местных властей на всех континентах, привести в действие процессы и механизмы формирования и задействования базовых структур - национальных ассоциаций городов и местных властей, региональных объединений, а также прямого участия наиболее крупных и международно значимых мегаполисов и их соответствующих структур.
Провозгласив амбициозную задачу стать для городов и местных властей тем, чем ООН является для государств - универсальным выразителем их интересов на мировой арене, - ОГМВ пригласила и мегаполисы, и средние города, и мелкие муниципальные образования к участию в следующих формах:
- прямое членство (преимущественно для национальных ассоциаций и региональных объединений городов, а также для наиболее международно значимых мегаполисов);
- участие через национальные ассоциации городов (во многих странах такие ассоциации созданы и объединяют большое количество городов самого разного уровня - в США, например, 18 тыс. городов);
- участие через региональные объединения (Москва участвует в Евразийском региональном объединении, координатором которого выступает город Казань);
- участие через Всемирную ассоциацию крупных метрополий "Метрополис", которая образует в ОГМВ отдельную секцию (Москва участвует в ОГМВ, являясь членом "Метрополиса").
Высшим органом ОГМВ является Генеральная ассамблея, включающая всех членов организации и проводящая свои заседания на всемирных конгрессах. В октябре 2007 года в южнокорейском городе Чеджу состоялся II Всемирный конгресс, который проводился впервые после учредительного конгресса.
В период между конгрессами деятельность ОГМВ определяется решениями ее Всемирного совета, который на своем заседании в Пекине (КНР) в июне 2005 года утвердил основные направления деятельности и создал по ним комитеты и комиссии, в том числе Комитет по дипломатии городов, получивший приоритетное значение, а на заседании в Марракеше (Марокко) в 2006 году выработал по ним развернутые позиции и планы действий.
Между сессиями Всемирного совета проводятся заседания Исполнительного бюро ( в октябре 2004 г. - в Сан-Пауло (Бразилия), в феврале 2006 г. - в Вашингтоне (США), в марте 2007 г. - в Париже (Франция), на которых принимаются решения по текущим вопросам деятельности организации. Важное значение для участия Москвы в ОГМВ имело заседание Исполнительного бюро организации в марте 2007 года в Париже, на котором российской столице как одному из ведущих мегаполисов и цивилизационных центров мира было предоставлено прямое членство в ОГМВ.
Организационную работу на постоянной основе обеспечивает Секретариат ОГМВ с штаб-квартирой в Барселоне (Испания) во главе с генеральным секретарем.
Председателем ОГМВ в настоящее время является мэр Парижа Б.Деланое (Франция), сопредседателями - мэр Иоганнесбурга А.Масондо (ЮАР), мэр Кито П.Монкайо (Эквадор), мэр Стамбула К.Топбаш (Турция) и мэр Гуанчжоу Чжан Гуаннин (КНР).
Рассматривая дипломатию городов как приоритетное направление своей деятельности, ОГМВ подготовила и провела в июне 2008 года в Гааге первую Всемирную конференцию по дипломатии городов. Конференция имела подзаголовок, более полно раскрывавший ее тематику, "Роль местных властей в предотвращении конфликтов, укреплении мира и в постконфликтном восстановлении". Выделив именно эти аспекты в общей проблематике развития дипломатии городов, организаторы конференции имели в виду привлечь внимание к наиболее важной задаче местных властей - задаче обеспечения мира и права на безопасную жизнь в городах, которые все чаще оказываются под угрозой насильственных конфликтов и посягательств на спокойствие и благосостояние их граждан.
Учитывая то, что в последнее время особо актуальными стали вопросы безопасности городов, которые, являясь символами прогресса и цивилизации и местами скопления людей и материальных ценностей, становятся мишенями для террористов и экстремистов, Москва выдвинула инициативу антитеррористического партнерства городов. Обмениваясь опытом и совместно разрабатывая и осуществляя меры противодействия террору, города могли бы лучше обеспечивать свою безопасность, профилактику и защиту от террористической угрозы. Эта инициатива была позитивно воспринята в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и с интересом встречена партнерами Москвы по международному сотрудничеству.
Представляя свою инициативу на конференции в Гааге и несколько позже, на сессии Исполнительного бюро ОГМВ в Кито в июле 2008 года, Москва пригласила ОГМВ рассмотреть проведение в российской столице международной конференции по противодействию терроризму в городах, результатом которой могли бы стать совместно разработанная заинтересованными городами программа действий "Города против терроризма" и, возможно, создание новой структуры сотрудничества в данной области - Международного центра городов по развитию и обмену опытом этой работы под эгидой ОГМВ.
Конференция в Гааге завершилась принятием на заключительном пленарном заседании общего документа, озаглавленного "Гаагская повестка дня по дипломатии городов", в котором содержался призыв развивать инициативы городских и местных властей по поддержанию и укреплению мира, утверждать роль местных властей в обеспечении мира и в предотвращении и урегулировании конфликтов, улучшать качество дипломатии городов и продвигать культуру мира. При этом дипломатия городов характеризовалась как "инструмент местных властей для международной поддержки своих партнеров в конфликтных и постконфликтных зонах, для лоббирования международного сообщества, развития диалога, осуществления проектов сотрудничества и, более того, как инструмент предотвращения и преодоления конфликтов в своих городах"7.
Дипломатия городов сегодня, несомненно, является одной из ключевых тем для международных объединений и конференций городов. Она последовательно разрабатывается и продвигается в практике проведения ежегодных Глокал-форумов, сни-скавших высокий авторитет в дипломатии городов. Так, главной темой Глокал-форума в Анкаре в 2006 году стала "Дипломатия городов: соединение цивилизаций". IV Международная конференция мэров городов мира в Стамбуле в 2007 году одной из своих основных тем сделала дипломатию городов и ее роль в укреплении мира.
Все более важную роль в развитии дипломатии городов играет Конгресс местных и региональных властей Европы (КМРВЕ), действующий при Совете Европы в качестве консультативного органа, который заменил бывшую Постоянную Конференцию местных и региональных властей Европы. В 2006 году Москва стала местом проведения осенней выездной сессии КМРВЕ, а в следующем, 2007 году на весенней сессии КМРВЕ в Совете Европы впервые в истории состоялась презентация города Москвы.
Дипломатия городов стала предметом обсуждения на весенней сессии КМРВЕ в марте 2008 года. В принятой по этому вопросу резолюции отмечается, что "дипломатия городов выражает растущую важность города как политического действующего лица на международной сцене". Конгресс:
- призвал города участвовать в деятельности дипломатии городов;
- поддержал города и их ассоциации в создании сетей сотрудничества для повышения эффективности дипломатии городов;
- обратился к городам и их ассоциациям с пожеланием тщательно планировать их деятельность по дипломатии городов с учетом местных условий и придавать самое высокое значение получению детальной информации о ситуациях, в которые они хотят вмешаться;
- рекомендовал городам и их ассоциациям оценивать их деятельность по дипломатии городов в сотрудничестве с Конгрессом, пользуясь его инструментами мониторинга;
- взял на себя обязательство принять участие в развитии международной структуры содействия дипломатии городов;
- предложил работать в тесном сотрудничестве с международными межправительственными и неправительственными организациями, с тем чтобы разработать Хартию дипломатии городов и учредить соответствующие пилотные проекты8.
В дипломатии городов участвует также европейское объединение "Евросити" со штаб-квартирой в Брюсселе, созданное в 1986 году, которое объединяет сегодня больше 120 европейских метрополий.
Важным элементом, входящим в конструкцию движения дипломатии городов, является Организация городов Всемирного наследия (ОГВН) - уникальный форум, который каждые два года собирает в разных частях земного шара представителей государственных, общественных структур и международных организаций, стремящихся обеспечить сохранение исторического наследия городов, в особенности включенного в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Эффективным механизмом практической реализации дипломатии городов выступает движение "городов-побратимов". В 2006 году в Вашингтоне представители этого движения отметили 50-летие проведения в Белом доме Конференции по гражданской дипломатии, организованной Президентом Дуайтом Эйзенхауэром. Понятие "гражданская дипломатия" часто используется, в том числе в США, для разграничения субъектов международных связей на государственные, осуществляющие официальную дипломатию, и на негосударственные образования и общественные организации, осуществляющие дипломатию гражданскую.
Считается, что идея городов-побратимов родилась во время Второй мировой войны. В 1942 году Сталинград и английский Ковентри, ставшие символами варварски разрушенных фашистами, но непокоренных городов, приняли решение установить дружеские связи для развития сотрудничества в интересах мира и благополучия своих жителей, а в 1944 году канадский портовый город Ванкувер стал побратимом только что освобожденного черноморского порта Одессы. Ванкуверцы направили в Одессу остро необходимые материалы и средства для восстановления и учредили неделю побратима, ставшую в обеих городах традиционной.
После окончания войны бывшие противники поддержали идею установления и развития международных связей между городами как средство достижения взаимопонимания и предотвращения новых конфликтов. Всего лишь спустя два года после завершения военных действий между Великобританией и Германией английский город Бристоль и немецкий Ганновер стали побратимами. Бристоль направил в Ганновер продовольствие и одежду, состоялась серия образовательных обменов - на сегодняшний день число принявших в них участие жителей обоих городов составило уже более 25 тыс. человек.
Возникло широкое движение породненных городов, которое существенно продвинуло развитие их международных связей и внесло немалый вклад в формирование дипломатии городов.
В нашей стране в рамках Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД) с 1964 по 1991 год действовала Ассоциация по связям советских и зарубежных городов (АСГ), за время работы которой 289 городов и регионов бывшего Союза установили связи породнения с 530 городами и регионами в 71 стране мира.
В 1967 году была основана Международная организация городов-побратимов. Эта общественная структура в рамках дипломатии городов способствует созданию и развитию партнерских отношений между городами и вносит свой вклад в укрепление отношений мира, взаимного уважения, дружбы и сотрудничества между городами. Сегодня в движении городов-побратимов участвуют более 2500 городов в 134 странах.
В 1991 году в качестве правопреемницы АСГ была учреждена Международная ассоциация "Породненные города", открывшая свою деятельность для городов и регионов всех государств бывшего СССР.
Все более активно включается в движение дипломатии городов еще одно представительное объединение - Международная ассамблея столиц и крупных городов (МАГ). Представляя сегодня 72 города из девяти государств СНГ, МАГ охватывает население свыше 50 млн. человек. Ассамблея была учреждена 9 января 1999 года в целях содействия развитию всестороннего сотрудничества городов, регионов и стран, организации обмена информацией и опытом работы, развития городского хозяйства, проведения мероприятий в интересах своих членов и участия в работе международных и межрегиональных объединений. С момента создания Ассамблеи ее президентом является мэр Москвы Ю.М.Лужков.
Наряду с универсальными и региональными объединениями городов и местных властей в настоящее время существуют десятки международных организаций городов, концентрирующих свое внимание на отдельных проблемах их жизни и развития.
В 2004 году по предложению ЮНЕСКО была образована Европейская коалиция городов против расизма. Москва активно поддержала ее создание и провела у себя Международную конференцию, которая призвала к формированию структур межгородского сотрудничества по борьбе с этим явлением. Сейчас в Коалицию входят около 70 городов из 15 государств Европы.
В мае 2008 года в Варшаве прошла 15-я Конференция мэров городов международной организации "Европейские города против наркотиков" (ЕГПН), посвященная теме наркотиков в культуре городской молодежи. 14-я Конференция мэров в 2007 году в Стамбуле занималась вопросами организации борьбы с наркотиками в современном городе, рассматривая различные подходы к решению проблемы. В ЕГПН сегодня входит 56 российских городов, из которых наряду с Москвой и Санкт-Петербургом участвуют подчас совсем небольшие города, как Бавлы в Татарстане, Ступино в Московской области или Лахденпохья в Карелии.
С тем чтобы показать разнообразие существующих объединений городов, можно назвать, например, Международный Черноморский клуб, существующий в Одессе с 1992 года, в который входят 26 городов девяти государств Черноморского бассейна. По инициативе Клуба в июне 2007 года в Одессе прошла Международная конференция Совета Европы по вопросам межрегионального сотрудничества в бассейне Черного моря. По итогам конференции была выдвинута инициатива открытия в Одессе Молодежного центра Совета Европы, предложен проект создания Международной Черноморской энциклопедии, началась подготовка устава Черноморского Еврорегиона.
Другим примером может служить Международный совет местных экологических инициатив (МСМЭИ), образованный в 1990 году на Всемирном конгрессе органов местной власти за стабильное будущее, который проводился под эгидой ООН. В настоящее время в МСМЭИ входят 507 органов местной власти из 67 стран, представляющие интересы почти 300 млн. человек во всем мире.
Более 70 городов, обладающих большим количеством исторических памятников и сооружений, составляют Лигу исторических городов со штаб-квартирой в Киото (Япония). Свой вклад в дипломатию городов вносят различные конференции мэров городов. Так, целому ряду проектов межгородского сотрудничества дала жизнь Конференция мэров городов Придунайского региона, созванная по инициативе мэра Вены. Становится реальным механизмом сотрудничества формирующийся в постоянно действующую организацию Форум мэров городов Средиземноморья.
Движение "Мэры за мир", возникшее в 1982 году по призыву мэра Хиросимы, за четверть века вовлекло в орбиту своей деятельности мэров 1416 городов-членов из 120 государств и регионов мира9.
Мэры городов, являясь, как правило, авторитетными политическими, государственными и общественными деятелями в своих странах и нередко за их пределами, способны оказывать реальное влияние на формирование и ход процессов межгородского и международного сотрудничества, выступать с инициативами, осуществление которых может очень серьезно помочь не только городам, но и государствам в налаживании добрососедских отношений, укреплении мира и поисках решений глобальных проблем.
На Московском саммите 2004 года мэры городов мира еще раз подтвердили "свою веру в дипломатию городов как важный фактор международных отношений и в новую роль городов и органов местного самоуправления в развитии мировой цивилизации"10.
"Классическая дипломатия должна подкрепляться сегодня инициативной дипломатией городов и неправительственных организаций граждан", - считает министр иностранных дел России С.В.Лавров11. Именно такой подход последовательно реализуется в тесном сотрудничестве главного внешнеполитического ведомства и главного города России. В длинном перечне тем, по которым осуществляется совместная работа, - борьба с проявлениями расизма и ксенофобии, в которой, по мнению генерального секретаря Совета Европы Т.Дэвиса, Москва является примером, вопросы обеспечения прав человека, включая права ребенка, права мигрантов и инвалидов, противодействие терроризму, организованной преступности, распространению наркотиков, порнографии, современной работорговле и другим посягательствам на свободу, жизнь и здоровье людей. МИД России активно поддерживает развитие связей Москвы с другими городами, ее продвижение на мировой арене, сотрудничество с международными организациями, проведение в российской столице международных мероприятий, признанным центром которых она все более уверенно выступает в сегодняшнем мире.
В апреле 2008 года в российском Министерстве иностранных дел состоялось уникальное событие - международная презентация города Москвы, впервые организованная для послов иностранных государств и представителей международных организаций, с тем чтобы дать им возможность лучше познакомиться с главным городом страны, узнать "из первых уст" - от мэра Москвы и других руководителей российского мегаполиса - о планах его развития и совершенствования.
Москва, как сегодня отмечают многие, в последнее время заметно расширила свое участие в многостороннем сотрудничестве и все более утверждается в международном движении городов и местных властей в качестве его активного и заинтересованного участника и надежного партнера. На Первом Всемирном форуме местных властей в январе 2007 года в Касабланке (Марокко) и в ходе целого ряда других крупных международных мероприятий городов отмечалась роль Москвы как цивилизационного центра и связующего моста между Востоком и Западом.
Обратила на себя внимание также активная позиция Москвы в поддержку международного взаимодействия молодежи и развития спорта как динамичных и эффективных элементов дипломатии городов. Именно в Москве в 2004 году возник Международный молодежный парламент, который позволил интенсифицировать общение молодых лидеров разных городов и стран, и родилась идея Юношеских Олимпийских игр. Считая, что к дипломатии городов надо подключать молодежь как свежую живительную силу, способную дать новый импульс сотрудничеству, Москва подала удивительный и пока единственный в своем роде пример, пригласив молодежь к реальному управлению городом и каждый год передавая на месяц бразды правления столицей молодежному правительству.
Особого упоминания заслуживает развитие сотрудничества Москвы с международными организациями, которое в последние годы достигло беспрецедентного уровня. Работая в течение долгого времени с учреждениями ООН и присоединившись в 1998 году к Программе устойчивого развития городов, Москва к 2007 году вышла на подписание меморандумов о сотрудничестве с Международным детским фондом ООН (ЮНИСЕФ)
и ЮНЕСКО - впервые в истории этих межгосударственных организаций системы ООН, никогда ранее не подписывавших соглашений с отдельным городом. С ЮНИСЕФ была проведена крупная Международная конференция в Москве "Города для детей", разработана совместная программа "Десятилетие ребенка". Москва вошла в список городов ООН, благожелательных к детям. В ЮНЕСКО в сентябре 2007 года состоялась презентация Москвы, был создан совместный проект по дошкольному образованию, ведется работа по созданию в Москве на базе Музея-заповедника "Коломенское" Международного музейного центра под эгидой Организации.
Отчетливые следы возникших в незапамятные времена отношений Москвы с другими городами прослеживаются в сегодняшней расширяющейся дипломатии городов, которая выступает эффективным инструментом развития международных связей и экономического сотрудничества главного российского мегаполиса. Ставшие традиционными Дни и Недели Москвы в других городах, регионах и странах и их Дни и Недели в Москве, дома и представительства Москвы за рубежом, к которым недавно добавился Дом Москвы в Ереване и "Ереван-Плаза" в Москве, участие в международных форумах и конференциях, обмен делегациями и группами по направлениям сотрудничества, туризм и посещения, учеба и поездки детей, школьников и студентов - все это и многое другое сплетает вместе понятие дипломатии городов, над дефинициями которого спорят многие исследователи.
Несомненно, дипломатия городов, развиваясь, потребует обстоятельной теоретической разработки и отдельного исследования как интереснейший феномен и неотъемлемый компонент современной международной жизни, однако по своему содержанию сегодня она представляет собой уже целую систему взаимодействия органов государственной и муниципальной власти городов, межправительственных, межгородских и неправительственных международных организаций, национальных, региональных, городских и местных коммерческих и некоммерческих структур, институтов гражданского общества различных городов и стран мира. Основной целью международного сотрудничества и взаимодействия городов в рамках данной системы служит, как представляется, всестороннее развитие городской среды обитания, инфраструктуры, социальной сферы, культуры, образования, спорта, возможностей досуга и отдыха в интересах повышения благосостояния населения, укрепления мира, толерантности, межконфессионального и межэтнического согласия, предотвращения и урегулирования конфликтов и угроз безопасности и углубления взаимопонимания между странами и народами.
Москва, считая себя частью движения дипломатии городов, осуществляет сотрудничество с городами и местными властями во всем мире и готова к его расширению в этих целях.
1 Hall P. World Cities. London, 1966.
2 История дипломатии. Москва, 1941.
3 Rosenau J. Turbulence in World Politics. Princeton, 1990.
4 Duchacek I. Perforated Sovereignties and International Relations. New York, 1988.
5 Hocking B. Localizing Foreign Policy: Non-Central Governments and Multilayered Diplomacy. London, 1993.
6 Из приветствия Генерального секретаря ООН К.Аннана III Международной конференции мэров городов мира. Москва, 2004.
7 The Hague Agenda on City Diplomacy. First World Conference on City Diplomacy, The Hague, 2008.
8 The Congress of Local and Regional Authorities of the Council of Europe. 14th Session. Resolution 251 (2008). City diplomacy.
9 Данные на 28.08.2006 по: Mayors for Peace. Leaflet, 2007.
10 Декларация мэров городов мира "О целях и задачах городов в XXI веке". Москва, 2004.
11 Из приветствия министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова III Международной конференции мэров городов мира. Москва, 2004.