РОССИЯ динамично развивается и становится востребована. Во всем мире возрождается интерес к ее истории и традициям, культуре, русскому языку. А для продвижения вовне всего российского нам крайне важно проанализировать наработки наших добрых зарубежных партнеров, не в последнюю очередь Федеративной Республики Германия. Германский опыт в области распространения языка и культуры за рубежом интересен нам с многих точек зрения. С немцами нас объединяет и тесное многовековое "сотрудничество - противоборство" на континенте, и схожесть многих исторических катаклизмов, включавших взлеты и падения, и не в последнюю очередь глубокие культурные корни, имеющие общеевропейское измерение.
Мы нужны друг другу. Нужны, уже хотя бы потому, что, по выражению С.М.Соловьева, "народы, живущие особняком, не любящие сближаться с другими народами, жить с ними общей жизнью, - это народы наименее развитые; они живут, так сказать, еще в сельском, деревенском быту. Самым сильным развитием отличаются народы, которые находятся в постоянном общении; таковы народы европейско-христианские. Но понятно, что для плодотворного этого общения необходимо, чтобы народ встречался, общался с таким другим народом или народами, с которыми могла бы установиться мена мыслей, знания, опытности, от которых можно было бы что-нибудь занять, чему-нибудь научиться"1.
Чтобы понять другой народ и научиться с ним общаться, надо знать его историю, его язык, его культуру. Процесс взаимного познания безграничен и представляет собой улицу с двусторонним движением. Это должны понимать и мы, россияне, и окружающий нас мир.
ХХ
В Министерстве иностранных дел ФРГ считают, что внешняя политика страны базируется на трех "китах": политике, экономике и культуре. Последнюю в прошлом парламентский статс-секретарь МИД ФРГ Хильдегард Хамм-Брюхер охарактеризовала как "третье измерение" внешней политики. Она же утверждала, что "всеобъемлющая внешняя культурная политика" содействует преодолению сложившихся стереотипов и способна противодействовать манипуляциям, которые противопоставляют различные общества и разных людей.
Как самостоятельное направление внешняя культурная политика получила свое развитие в конце XIX столетия, хотя сам термин впервые был введен в научный оборот в 1912 году немецким историком-экономистом Карлом Лампрехтом. Поначалу под ней понимался не столько диалог и "мена мыслей", сколько экспорт немецкого языка. Создание немецких школ за рубежом стало, таким образом, одной из первых мер "культурной дипломатии", получившей необходимую институциализацию во внешнеполитическом ведомстве Германии.
Задача по распространению за рубежом знаний о немецком языке и немецкой культуре традиционно входит в сферу обязанностей германского Министерства иностранных дел. Если рассматривать внешнюю культурную политику с институциональных позиций и чисто мидовских функций, то ее рамки будут достаточно узкими. Еще в 1920 году в МИД Германии был создан Отдел культуры - "Немецкая национальность* (* Немецкая национальность - "Deutschtum".) за рубежом и вопросы культуры", работавший по четырем проблемным блокам: вопросы миграции и церкви, немецкие школы за рубежом, изобразительное искусство и спорт, а также немецкая литература. После Второй мировой войны в процессе развития в Федеративной Республике Германии отношений "федеральный центр - земли" этот каталог, однако, был дополнен еще пятью направлениями. В него вошли средства массовой информации, высшая школа и наука, партнерство между городами и общинами, иностранные работники по найму и немецкий язык, а также молодежные обмены2. Сразу заметим, что в настоящее время этой работой занимается специальный Отдел культуры и образования (аналог российского департамента), в состав которого входят десять так называемых "рефератов" (отделов).
При правительстве "красно-зеленой" коалиции (1998-2005 гг.), которое констатировало "возрастание роли внешней культурной политики в век глобализации и растущей необходимости всемирного культурного диалога", была одобрена внешнеполитическая "Концепция-2000", где также были изложены актуальные задачи германского государства в сфере продвижения немецкого культурного наследия за рубежом. Отныне она стала именоваться "внешней политикой в области культуры и образования" (ВПКО)3. Но главным в ней осталось снабжение окружающего мира информацией о Германии и обо всем, что там происходит.
В новой концепции, которую презентовал тогдашний министр иностранных дел Й.Фишер (Союз-90/"Зеленые"), ставка была сделана на поддержку долгосрочных "устойчивых" программ, в том числе в сфере образования, в ущерб разовым мероприятиям с краткосрочным эффектом. При этом рекомендовалось перейти к смешанной форме участия в культурных проектах - государственной и частной, учитывая, что и на этом направлении германской внешней политики в тот период происходила экономия средств. В 2000 году, например, бюджет внешней политики в области культуры и образования сократился на 27 млн. евро и составил 550,2 млн. евро. Как подчеркнул бывший генеральный секретарь Института им. Гете Х.Харнишфегер, эта концепция была ориентирована не на саморекламу государства, а "на то, чтобы предоставить в распоряжение граждан соответствующую инфраструктуру, и там, где это нужно, содействовать развитию частной инициативы и производить эффект катализатора"4.
С приходом к власти в 2005 году правительства "большой коалиции" и благодаря усилиям назначенного на пост министра иностранных дел социал-демократа Ф.-В.Штайнмайера, бывшая в прошлом на правах падчерицы внешняя культурная политика была поднята на должную высоту. Прежде всего кардинально изменилась ее стратегия. Если еще совсем недавно она рассматривалась исключительно как информационно-пропагандистская "подпорка" внешней политики, то теперь с легкой руки министра ее девизом стало "знания и творчество - это основы роста" государства. Ф.-В.Штайнмайеру удалось убедить кабинет министров в том, что "активная внешняя культурная политика соответствует самосознанию Германии как нации, имеющей богатые культурные корни", что "прочные международные отношения нуждаются также в культурном фундаменте". Что кропотливая работа на этом направлении помогает преодолевать барьеры между разнородными культурами, налаживать межкультурный диалог, что она должна вносить весомый вклад в предотвращение и разрешение конфликтов путем взаимного общения и сотрудничества. Именно поэтому внешняя культурная политика была возведена в ранг "инвестиции в будущее, которая содействует позитивному образу Германии за рубежом".
СМИ ФРГ уделяют пристальное внимание тому, с какой заботой относится к своему детищу Ф.-В.Штайнмайер, подчеркивая, что для него внешняя политика в области культуры и образования является стержнем германской внешней политики. Им понятно его желание сделать так, чтобы в сегодняшнем мире, характеризующемся появлением новых центров силы, немецкая культура "оставалась понятной и читаемой", чтобы она помогала "глубже осмыслить причины разногласий, скепсиса и неприязни" между разными народами и государствами.
Выступая весной 2008 года перед членами Комитета Бундестага по культуре и средствам массовой информации, министр иностранных дел ФРГ следующим образом определил цель и задачи германской политики в области культуры и образования: "Наша цель состоит в том, чтобы средствами внешней политики в области культуры и образования содействовать взаимопониманию между народами, а также внести вклад в дело модернизации и интернационализации, в том числе и нашей собственной страны. Предложение, которое мы как Министерство иностранных дел хотим сделать, это создание образа открытой всему миру Германии, которая предоставляет возможности для кооперации, не замыкается пугливо в собственной скорлупе, а с чувством достоинства и уверенности отстаивает свои ценности и позиции".
Именно при Ф.-В.Штайнмайере наметился коренной перелом и в деле государственного финансирования внешней культурной политики в рамках бюджетных средств, выделяемых Министерству иностранных дел. С 2006 года темпы роста денежных вливаний в эту область значительно превышают темпы роста ВНП5. Если в 2007 году на нужды ВПКО было выделено 569 млн. евро, то в 2008 году сумма госдотаций достигла 658,1 млн. евро, увеличившись более чем на 15%. В целом расходы на ВПКО составляют сейчас 23% бюджета МИД ФРГ6. Решение о выделении средств на финансирование внешней политики в области культуры и образования принимает Комитет Бундестага по бюджету после соответствующего представления федерального правительства, тщательно изучившего отчетный доклад министерства за прошедший финансовый год и представленную смету расходов на следующий год. Такой порядок был заведен еще в 1994 году при правительстве христианско-либеральной коалиции.
Для успешного продвижения языковых знаний, культурного и научного наследия за рубеж МИД ФРГ требуются помощники и посредники, иными словами, уполномоченные на то специальные организации, действующие под свою ответственность. Для эффективной реализации, как образно выразился Ф.-В.Штайнмайер, "совсем немузыкального трезвучия" - политики в области культуры, образования и науки - необходимы соответствующие "передаточные механизмы", важнейшими из которых являются Институт им. Гете, Германская комиссия по делам ЮНЕСКО, Германский археологический институт, Институт зарубежных связей (ИЗС), радиостанция "Немецкая волна", Центр школьного образования за рубежом, Германская служба академических обменов (DААD) и Фонд им. Александра фон Гумбольдта. Широта охвата их деятельности впечатляет. Археологические изыскания, предоставление образования в школах и вузах за рубежом, организация выставок, реализация проектов в области искусства и спорта по всему миру, обеспечение деятельности всемирной научной сети с участием более чем 40 нобелевских лауреатов и содействие структурам гражданского общества - вот неполный перечень задач подведомственных МИД культурно-просветительских, образовательных и научных организаций.
Основной центр тяжести пропагандистской работы за рубежом в рамках внешней культурной политики падает на Институт им. Гете по преподаванию немецкого языка за рубежом и содействию международному культурному сотрудничеству. Институт, который еще называют "фирменным знаком и лицом Германии за границей", возобновил свою деятельность на территории Западной Германии 9 августа 1951 года. Он подчиняется Министерству иностранных дел и на 90% финансируется из государственных средств. Большое внимание уделяется институтом "информационной деятельности" в области культуры, организации культурно-просветительских программ с целью дать представление о "немецкой культуре". Ф.-В.Штайнмайер особо подчеркивает его роль в качестве посредника в диалоге между культурами: "Тот, кто изучает немецкий язык в Институте им. Гете, кто ходит в немецкую школу за рубежом или учится в Германии, у того более глубокий и основательный подход к немецкому языку, нашей культуре в целом, который позволит ему к тому же очень часто играть важную роль в диалоге между нами и нашими партнерами - будь то экономика, культура или политика"7.
Этапным событием с участием Института им. Гете стало проведение германо-российских культурных встреч. Дни культуры России в Германии (2003 г.) и Дни культуры Германии в России (2004 г.) были ориентированы на то, чтобы высветить самое лучшее, что есть в культурном наследии обоих государств и что способствует сближению двух народов с богатыми историческими и культурными традициями. В 2007 году презентация германской культуры состоялась в Японии в рамках Германского года в Японии и в Польше в рамках Германо-польского года.
Не последнее место в деятельности института под патронатом МИД ФРГ занимает развитие международного библиотечного сотрудничества, а также поощрение литературного творчества, что проявилось, например, в соучастии министерства в организации присуждения премий на Лейпцигской книжной ярмарке (13-16 марта с.г.) в категориях "беллетристика" и "научно-популярный жанр/эссеистика", в книжных пожертвованиях 67 читальным залам и библиотекам при европейских представительствах института.
В сентябре 2000 года было принято решение о слиянии Института им. Гете и просветительской организации "Интер Национес". Решение о слиянии вступило в силу 8 января 2001 года, и новая организация стала носить название "Институт им. Гете/Интер Национес".
После затяжного периода недофинансирования и связанных с этим штатных сокращений, начавшегося в середине 1990-х годов при правительстве ХДС/ХСС-СвДП, с приходом к власти "большой коалиции" МИД удалось переломить ситуацию и преодолеть финансовый и структурный кризис института и выработать совместно с ним концепцию реформ. А повышение ежегодного бюджета, который, по словам министра, соответствует сумме строительства 15 километров автострады федерального значения, гарантировало ему прочную основу для превращения в перспективе, как он сказал, в "лицо и голос внешней культурной политики".
В 2007 году институту было дополнительно ассигновано 13,5 млн. евро на сохранение и развитие представительств за рубежом.
По состоянию на январь 2008 года институт имел 129 отделений в 75 странах мира, в том числе в Российской Федерации, и 15 - в Германии. Учитывая возрастание роли Африки во внешней политике ФРГ, Министерство иностранных дел решило провести в 2008 году "Акцию - Африка" (специальную программу МИД в области культуры и образования), о чем объявил в ходе своего африканского турне Ф.-В.Штайнмайер в августе 2007 и феврале 2008 года. Эта программа стоимостью в 20 млн. евро, в частности, включает в себя открытие в текущем году двух представительств Института им. Гете в Дар-эс-Саламе (Танзания) и Луанде (Ангола).
В Институте им. Гете по всему миру работает более 3 тыс. человек.
С 31 марта 2008 года Институт возглавляет К.-Д.Леман, в прошлом генеральный директор немецкой библиотеки во Франкфурте-на-Майне, президент Фонда "Прусское культурное наследие" и, наконец, вице-президент Института им. Гете.
Наряду с Институтом им. Гете большую работу в области развития межкультурного диалога с другими странами ведет Институт зарубежных связей (ИЗС), отметивший в 2007 году свой 90-летний юбилей*. (* Предтечей ИЗС были основанные 10 января 1917 года в Штутгарте "Музей и Институт по изучению немецкой национальности за рубежом и содействию германским интересам за границей". В том же году они были переименованы в Германский институт зарубежья (ГИЗ). Основным объектом его деятельности стали миллионы немцев, проживавшие за пределами исторической родины и хотевшие сохранить культурные и социальные связи со своим Отечеством. В годы нацизма институт превратился в центр планирования государственной национальной политики. В повестку дня его работы встали вопросы германской "расовой политики" и "германизации" захваченных территорий. ГИЗ принимал участие в пропаганде, подготовке, проведении и анализе акций по насильственному переселению народов в странах Восточной Европы. Будучи признанным оккупационными властями "ненацистской организацией", Институт продолжил свою работу и после Второй мировой войны.
На его базе согласно постановлению правительства земли Баден-Вюртемберг от 5 июля 1949 года был создан Институт зарубежных связей, главными спонсорами которого стали правительство земли, правительство Штутгарта, МИД ФРГ и Фонд им. Ф.Боша). Институт, штаб-квартира которого находится в Штутгарте, устраивает по всему миру выставки немецкого искусства, презентует в Берлине и Штутгарте экспозиции иностранных деятелей искусств, спонсирует немецких художников, литераторов и музыкантов, организует научное (экспертное) и медийное сопровождение международных мероприятий в области культуры и искусства, выполняя таким образом важную задачу "соединять культуры"8.
ИЗС наиболее эффективно осуществляет свою деятельность путем реализации конкретных проектов и программ, в частности, в области развития диалога между Германией и странами исламского мира, в деле создания свободных и независимых средств массовой информации в Юго-Восточной Европе. Он поддерживает тесные контакты с зарубежными НПО, содействуя, как подчеркнул Ф.-В.Штайнмайер, становлению гражданского общества на национальном, европейском и мировом уровнях"9.
Институт издает журнал "Культурный обмен" ("Kulturaus-tausch") и имеет свой Интернет-портал.
Президент ИЗС с 2006 года - У.Зайлер-Альбринг (СвДП), в прошлом депутат Бундестага (1983-1994 гг.), государственный министр МИД ФРГ (1991-1994 гг.) и посол Германии в Австрии (1995-1999 гг.), Болгарии (1999-2003 гг.) и Венгрии (2003-2006 гг.).
Вторым столпом внешней культурной политики ФРГ является образование, базовым элементом которого было, есть и будет школьное обучение за рубежом. В начале XX века в кайзеровской Германии получение школьного образования за рубежом представляло собой, по словам Ф.-В.Штайнмайера, "зародышевую клетку" германской политики в области культуры и образования. По прошествии 100 лет Федеративная Республика Германия направляет на поддержку своих зарубежных школ, работу которых курирует Центр школьного образования за рубежом, одну треть своего "культурного бюджета". Таким образом, четверть миллиона школьников по всему миру могут получать в настоящей немецкой школе образование, которое рассматривается в Германии как серьезная "инвестиция в будущее".
В настоящее время в 63 странах насчитывается 117 "германских школ за рубежом", в которых учатся более 100 тыс. детей. Наряду с ними имеется более 400 школ с немецкой направленностью (так называемые "немецкие школы"), а также более 100 школ с преподавателями или опекунами из Германии. По государственной линии 1700 германских учителей занимаются преподаванием за границей. Число англо- и франкоговорящих школ в мире значительно превышает количество германоговорящих. Для сравнения: США финансируют за рубежом 194 школы в 135 странах, Великобритания - 178 в 65 странах, Франция - 252 в 130 странах и 40 независимых школ, Италия - 169, поддерживая при этом еще 110 школ с расширенным преподаванием ряда предметов на итальянском языке.
На "восточном фронте" германские позиции с точки зрения распространения знаний немецкого языка достаточно прочны. В лидерах по его изучению давно закрепились Россия и Польша (примерно по 5,5 млн. человек), что объясняется историческими и конъюнктурными (экономическими) причинами. В таких многонаселенных странах, как Китай, Бразилия и Вьетнам, следствием быстро развивающихся торгово-экономических связей с Германией является определенный рост числа желающих научиться говорить по-немецки. В США интерес к изучению немецкого языка уже несколько лет стабилизировался на одном уровне. Напротив, в Западной Европе в целом отмечается его резкий спад (всего в 2005 году в странах ЕС немецкий язык в качестве иностранного изучали в школах, вузах и на частных языковых курсах 16,7 млн. человек). Поэтому в МИД ФРГ решили, что первостепенное внимание в настоящее время следует уделить количественному расширению и качественному улучшению школьного преподавания немецкого языка в странах - членах Евросоюза, дабы он не был вытеснен на языковую обочину агрессивным английским с его явным американским акцентом.
Следствием этого стало то, что в 2007 году одно только школьное финансирование увеличилось на 1 млн. евро. А уже в 2008 году бюджетное финансирование продвижения немецкого языка за рубежом было увеличено на 45 млн. евро, достигнув рекордной цифры в 225 млн. евро. Это составило почти половину всех средств, выделенных на внешнюю культурную политику. Капитаны германской экономики приветствовали начинание МИД. Глава Объединения торгово-промышленных палат Германии Л.Браун отметил своевременность и позитивную направленность инициативы министра иностранных дел Ф.-В.Штайнмайера. По его словам, экономика ФРГ нуждается в этих школах по двум простым причинам. С одной стороны, немецкие фирмы, работающие на иностранных рынках, легче смогут посылать за границу своих менеджеров, если их дети получат возможность получать образование на немецком языке: "Школы образуют необходимую образовательную инфраструктуру для принятия решений в области инвестиций". С другой стороны, германские концерны все больше приглашают к себе на работу иностранных выпускников школ со знанием немецкого языка, в том числе в качестве рабочей силы в Германию10.
Большое внимание МИД уделяет развитию партнерских отношений между немецкими и иностранными школами. В текущем году Институт им. Гете и Центр школьного образования за рубежом должны совместно приступить к реализации программы под девизом "Школы - партнеры будущего", на которую выделено 44,8 млн. евро. Данная инициатива предусматривает укрепление материально-технической базы германских школ за рубежом и зарубежных школ с интенсивным преподаванием немецкого языка, а также активное развитие межшкольных кооперационных отношений. Именно на школьном уровне, по мнению вдохновителей этой идеи, дети интенсивно овладевают немецким языком, знакомятся с немецкой культурой, выстраивая первые незримые контакты с Германией, которые сохраняются на всю жизнь. Согласно амбициозным планам министерства, создаваемая таким образом международная корреспондентская сеть должна насчитывать в ближайшие годы 1 тыс. партнерских связей (в настоящее время она охватывает около 600). С точки зрения географии упор будет сделан на быстро развивающиеся в экономическом плане страны Азии и Персидского залива.
Большое внимание МИД ФРГ уделяет международному сотрудничеству в области высшего образования. Как заявил Ф.-В.Штайнмайер, успехом внешней политики ФРГ в области образования следует считать тот факт, что четверть выпускников немецких школ за рубежом продолжают обучение в германских вузах. Насчитывая 250 тыс. иностранных студентов, ФРГ прочно занимает третье место в мире после США и Великобритании в списке самых престижных стран с точки зрения получения образования. Этот успех, подчеркнул он, опять же способствует росту интереса во всем мире не только к немецкому языку и культуре, но и к немецким технологиям, инновациям и творчеству.
Важнейшей организацией, содействующей развитию межвузовских контактов, является Германская служба академических обменов (DАAD), созданная 1 января 1925 года в Гейдельберге первоначально как центр германо-американских студенческих обменов и возобновившая свою работу в широком международном плане в 1950 году.
Огромная палитра программ межвузовского сотрудничества, которым занимается Служба, при всем своем многообразии концентрируется на реализации пяти стратегических целей:
1. Организация и предоставление стипендий иностранным студентам (молодым исследователям) для обучения (прохождения стажировки) в германских вузах (научных центрах).
В 2007 году расходы на это составили 63 млн. евро.
2. Организация и предоставление стипендий немецким студентам (молодым исследователям) для обучения (прохождения стажировки) в зарубежных вузах (научных центрах). Расходы - 77 млн. евро.
3. Так называемая "интернационализация высших учебных заведений", которая включает в себя собственно межвузовское сотрудничество, пиар-акции и другие мероприятия по поднятию престижа германских вузов и научно-исследовательских центров за рубежом. Расходы - 57 млн. евро.
4. Содействие развитию германистики и распространению немецкого языка как составной части международного культурного обмена. Расходы - 37 млн. евро.
5. Сотрудничество в области образования с развивающимися странами: содействие развитию науки, экономики и демократии в развивающихся и так называемых "реформируемых" государствах. Расходы - 46 млн. евро.
DААD организует и финансирует также стажировки для аспирантов и преподавателей вузов, ежегодные встречи своих бывших стипендиатов, спонсирует молодых перспективных деятелей искусств и практикантов - представителей науки, культуры, экономики и политики. В целом бюджет Службы составил в 2007 году 281 млн. евро. В настоящее время разрабатываются планы по доведению бюджета до 400 млн. евро. Необходимые средства наряду с МИД выделяет Министерство экономического сотрудничества и развития ФРГ. Штат головного офиса в Бонне (есть филиал в Берлине) составляет около 3 тыс. человек. Служба имеет широкое международное представительство, в том числе в России.
Президент DААD - профессор доктор Ш.Хормут.
Важнейшим игроком на третьем "поле" германской внешней политики в области культуры и образования - в науке - является Фонд им. А. фон Гумбольдта, старейшее германское учреждение в этой сфере. Фонд был учрежден в 1860 году для поддержки зарубежных стажировок немецких исследователей. После разорения в 1923 году в результате экономического кризиса и инфляции возобновил свою деятельность в 1925 году, но уже с целью поддержки деятельности иностранных ученых в Германии. В 1945 году прекратил свое существование. Датой рождения фонда в его нынешнем виде стало 10 декабря 1953 года, а местом рождения - Бонн - Бад-Годесберг. Фонд им. Гумбольдта отвечает за международные обмены между научными работниками и содействует росту конкурентоспособности Германии в области науки на мировой арене. За время своего существования он оказал поддержку более чем 23 тыс. ученым из 130 стран.
40 бывших стипендиатов фонда являются обладателями Нобелевской премии, пять из них были ее удостоены в одном только 2005 году. В том же году по линии фонда в Германии прошли стажировку почти 1,5 тыс. иностранных ученых. Среди них по десять человек из России и США получили специальную стипендию канцлера, учрежденную Г.Шредером. При правительстве "большой коалиции" канцлерскую стипендию стали получать и ведущие молодые исследователи из Китая.
Главными спонсорами фонда наряду с МИД являются Министерство образования и научных исследований и Министерство по вопросам экономического сотрудничества и развития ФРГ.
Президент фонда с января 2008 года - Х.Шварц, профессор кафедры органической химии Технического университета (Берлин).
Как видим, опыт Германии в деле продвижения немецкого языка, образования, культуры и науки богат, да и средств наши немецкие коллеги на это не жалеют. Они прекрасно понимают, что ВПКО представляет собой инвестицию в будущее страны, в то, чтобы в графе "мягкой интеллектуальной силы" она прочно занимала бы ведущее место в международной табели о рангах. Нельзя не вспомнить в этой связи примечательное высказывание самобытнейшего германского политика, премьер-министра Баварии и председателя ХСС Ф.-Й.Штрауса, для которого этот вопрос был проще простого. "Главная задача внешней культурной политики, - заявил он в 1986 году в Мюнхене, - заключается в рекламировании Германии". Решающее значение, добавил он, имеет польза. При этом он имел в виду пользу для государства.
ХХ
В РОССИИ имеются структуры, аналогичные Институту
им. Гете, Институту Сервантеса. Это сеть российских центров науки и культуры, входящих в систему "Росзарубежцентр", который имеет свои зарубежные представительства в десятках стран, является механизмом по поддержке русского языка и российской культуры за границей. Они ведут полезную и нужную работу, организуют курсы русского языка, налаживают культурное сотрудничество, проводят конкурсы, фестивали, олимпиады. Большую полезную деятельность в МИД России ведет Департамент по работе с соотечественниками за рубежом. В 2007 году был создан фонд "Русский мир". Его задачи состоят прежде всего в том, чтобы помогать распространению русского языка и российской культуры, в том числе путем предоставления грантов тем организациям и людям, которые посвящают себя этому.
Казалось бы, цель и задачи ясны. Но возникает ряд вопросов. А все ли сделано на этом направлении? Достаточно ли имеющихся механизмов для расширения культурно-гуманитарного русскоязычного пространства, для формирования объективного образа России, укрепления позиций нашей страны в мировом сообществе и развития ее международных связей? Насколько структурирована наша внешняя политика в области культуры и образования? Где имеются неиспользованные возможности, и где найти дополнительные резервы для эффективного продвижения национальных традиций и ценностей? Эти и другие вопросы требуют самого всестороннего обсуждения.
1 Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989, с. 424.
2 Pfetsch F.R. Die Aussenpolitik der Bundesrepublik 1949-1992: von der Spaltung zur Vereinigung. - 2. erw. und verb. Aufl. München, 1993, S. 42.
3 См.: Deutsche Aussenpolitik 2000. Berlin, 2001, S. 125-139.
4 Harnischfeger H. Die auswärtige Kulturpolitik vor einem Wendepunkt.//Aus Politik und Zeitgeschichte. B 24/2000, S. 5.
5 Cicero, 2006, 4. Dezember.
6 Das Parlament. 2008, 9/16. Juni.
7 Ibidem.
8 Stuttgarter Zeitung. 2007, 19. Januar.
9 Ibidem.
10 Handelsblatt. 2007, 5. August.