С САМОГО НАЧАЛА 2008 ГОДА в российско-болгарских отношениях началась череда важных событий. В январе Софию, столицу Республики Болгарии, посетил с официальным визитом Президент Российской Федерации. Был подписан пакет документов, регламентирующих сотрудничество двух стран в сооружении новой атомной электростанции в Белене, нового маршрута доставки российского природного газа "Южный поток" и трансбалканского нефтепровода Бургас - Александруполис.

Главы двух государств дали старт обмену национальными Годами между Российской Федерацией и Республикой Болгарией - новому явлению в культурной жизни народов двух стран. Мероприятия в рамках Года России в Болгарии на федеральном, региональном и общественном уровнях нацелены на проведение в Болгарии широкоформатной презентации потенциала современной России. Обмен национальными Годами объективно выводит российско-болгарские отношения на новый уровень, удовлетворяет потребность народов двух стран в многоплановом, взаимовыгодном партнерстве как в области культуры, так и сферах экономики, образования, науки, технологии, в том числе на межрегиональном уровне и по линии городов-побратимов.

В марте 2008 года проведены торжества по случаю празднования годовщины Освобождения Болгарии от османского ига - особой даты в календаре российско-болгарских отношений. Ровно 130 лет назад завершилась кровопролитная Русско-турецкая война 1877-1878 годов, и в местечке Сан-Стефано под Стамбулом был подписан прелиминарный мирный договор, положения которого возвращали на политическую карту мира самостоятельное болгарское государство после почти пятисотлетнего отсутствия. Для участия в праздничных мероприятиях в городах Софии и Плевене Болгарию посетил председатель Совета Федерации С.М.Миронов.

В мае был отмечен очередной день памяти Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия и их учеников, усилиями которых народы двух стран навеки объединила не только общая восточно-православная вера, но и бесценное культурное достояние - славянская письменность. В июне этого года в Болгарии состоялось открытие музея космонавтики, приуроченное к 20-летию второго космического полета совместного советско-болгарского экипажа.

Основой столь насыщенных и разнообразных обменов являются традиционные связи между народами России и Болгарии, корни которых уходят в глубь веков, ко времени расцвета Первого Болгарского царства и Киевской Руси. Сменялись эпохи, возникали и исчезали различные политико-государственные образования, однако нить живой связи не прерывалась никогда - ни на протяжении пяти веков османского владычества, ни в период идеологического противостояния первой половины ХХ века, ни в годы двух мировых войн, когда Российская империя, а затем Советский Союз оказывались с Болгарией по разные стороны от линии фронта. Новым испытанием прочности этих связей стали события 1989-1991 годов, приведшие к исчезновению биполярной системы мироустройства и появлению на политической карте мира Республики Болгарии и Российской Федерации.

Условной точкой формирования современных российско-болгарских отношений можно признать август 1991 года, когда стремительный процесс распада мировой социалистической системы вышел на финишную прямую. 22 октября 1991 года глава болгарского государства первым из иностранных лидеров нанес визит в Москву. Достигнутые в его ходе договоренности о политическом и экономическом сотрудничестве были отражены в совместной Декларации президентов РСФСР и Республики Болгарии. Документ зафиксировал намерения сторон развивать отношения на основе уважения принципов суверенитета и территориальной целостности, равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, добрососедского взаимовыгодного сотрудничества. Предусматривалась разработка и подписание договора о добрососедстве и сотрудничестве, который должен был прийти на смену денонсированному советско-болгарскому документу 1967 года.

Прекращали функционировать наработанные на протяжении послевоенных десятилетий институты экономического сотрудничества и партнерства в сфере национальной безопасности. В одночасье предавался забвению уникальный опыт интеграционных объединений в рамках Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора. Для Болгарии это имело тяжелые негативные последствия. Только во внешнеторговом обороте доля стран СЭВ составляла 80%. На рынок Советского Союза приходилось около 2/3 болгарского экспорта. СССР обеспечивал львиную долю поставок энергоносителей на нужды страны, выступал гарантом ее национальной безопасности в военной сфере. Дополнительным тяжким бременем для страны стал ее огромный внешний долг странам Запада, достигший к 1992 году 12 млрд. долларов.

В обстановке углублявшегося политического и хозяйственного кризиса в СССР, а также в условиях поляризации внутриполитической жизни вследствие "бархатной" революции 1989 года в Болгарии ее руководство напряженно искало выход из создавшейся ситуации. Импульсом к дальнейшему развитию событий послужили произошедшие ранее изменения в расстановке политических сил внутри страны - главным оппонентом Болгарской социалистической партии (БСП), выступавшим за сохранение тесных связей с соседом на Востоке, стал Союз демократических сил (СДС) - конгломерат движений и общественных течений правого толка, ратовавший за радикальную переориентацию внешних политических и экономических связей на Запад. Важным фактором стало также избрание Великим Народным собранием Болгарии в августе 1990 года президентом страны лидера СДС Ж.Желева. В этот период в Болгарии широкое распространение получает идея форсированного приобщения к Западу под лозунгом "возвращения в Европу". Вступление в евроатлантические структуры имело для болгарского руководства политико-психологическое значение, позволяло реализовать "европейский выбор", чему существенно благоприятствовала эйфория, вызванная "опьяняющим воздухом свободы".

Естественным образом такая динамика развития Болгарии наложила серьезный отпечаток на формирование ее связей с Россией. В непростых условиях глубокого политического, социально-экономического и идеологического кризиса двум странам предстояло пройти тернистый путь выстраивания новых взаимоотношений в условиях ревизии общего исторического прошлого и в принципиально новой международной обстановке.

Однако начать жизнь "с чистого листа" не удалось. Бушевавшие в Болгарии внутриполитические бури и "западнический" цивилизационный ориентир внесли серьезные коррективы в построение новой модели российско-болгарских отношений. Препятствий на этом пути добавил и унаследованный с прежних времен стереотип взаимоотношений "старшего" и "младшего" братьев, создававший подчас дополнительные трудности.

После победы СДС на парламентских выборах в октябре 1991 года приоритеты нового курса во внешней политике Болгарии получили законченное оформление. Подчеркивалось, что основной целью внешней политики нового правительства остается развитие отношений с Европой, США и другими демократическими странами. Курс, взятый на практически полное свертывание внешнеэкономических и политических связей с Россией, преемницей СССР, привел к тому, что контакты во внешнеполитической сфере были сведены до минимума. В соответствии с декларированными СДС принципами внешних связей России уделялось лишь четвертое место в списке приоритетов - после Западной Европы и США, балканских стран и арабских государств.

Основой внешнеполитического и внешнеэкономического курса Болгарии стало стремление к дальнейшему развитию отношений с США, западноевропейскими странами, интегрированию в их политические, экономические и военные структуры. Расчет строился на поддержку Запада в проведении радикальных экономических и политических реформ, обеспечении гарантий национальной безопасности. Однако этим планам не суждено было реализоваться. Не удалось решить основную задачу экономической реформы - преодолеть спад производства. Большие проблемы возникли у Болгарии и с проникновением на рынки западных стран в результате невысокой конкурентоспособности болгарских товаров и жестких протекционистских квот ЕС. Существенным препятствием в развитии экономических отношений с Западом оставалась значительная внешняя задолженность. Продукция же сельского хозяйства, традиционно занимавшая во внешнеторговом обороте страны почетное первое место, на западных рынках оказалась преимущественно неконкурентоспособной. Не в последнюю очередь "благодаря" аграрной политике правительства, фактически развалившей данный сектор экономики.

Во второй половине 1992 года на смену резко политизированной позиции болгарского руководства, направленной на безапелляционную переориентацию внешних связей на Запад, постепенно стало приходить понимание необходимости поддержания и развития отношений также и с Россией. В этом контексте мощный импульс выводу связей между двумя странами из состояния застоя придал официальный визит в Болгарию Президента России Б.Н.Ельцина 3-4 августа 1992 года. Основы нового этапа сотрудничества в политической и экономической сферах были изложены в новом Договоре о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Болгарией, подписанном в августе 1992 года. Новый договор, заменивший соответствующий советско-болгарский документ от 1967 года, был заключен на десять лет с последующей пролонгацией на пятилетний срок. В договоре нашли отражение позиции двух государств в пользу сохранения суверенитета, территориальной целостности, а также неукоснительного соблюдения принципа свободного выбора путей самостоятельного политического, экономического и социального развития.

Тенденцию стабилизации закрепил приход к власти в конце 1992 года служебного правительства во главе с Л.Беровым, сформированного по предложению фракции Движения за права и свободы, третьей политической силы страны. На смену кабинету Ф.Димитрова, проводившего ярко выраженную русофобскую политику, пришло более умеренное и реалистично настроенное правительство, проявившее высокую активность в налаживании политического диалога с Россией. С середины 1993 года стали проводиться регулярные заседания межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, межведомственные консультации. Подтверждением наметившейся позитивной динамики стал визит Л.Берова в Россию 19-20 апреля 1993 года, главной целью которого стало обсуждение путей урегулирования двусторонних экономических проблем.

Новый этап в выстраивании российско-болгарских отношений начался в 1994 году, после победы БСП на досрочных парламентских выборах. Их итоги подтвердили проявившуюся ранее в ряде стран Центральной и Восточной Европы тенденцию возврата к власти партий левого политического спектра на смену праворадикальным правительствам, управлявшим странами на волне демократических преобразований конца 1980-х - начала 1990-х годов. В Болгарии именно левые силы были традиционно благожелательно настроены по отношению к России, в которой видели противовес Западу, поддерживавшему правых.

Подвергнув резкой критике внешнеполитическую деятельность предыдущих правительств, в особенности правительства СДС за крайнюю идеологизацию внешней политики, ее подчеркнуто антироссийскую направленность, наносившую ущерб национальным интересам, новое правительство во главе с Ж.Виденовым выразило намерение активно содействовать восстановлению и развитию приостановленного сотрудничества с Россией во внешнеэкономической сфере. Подтверждением этому стала активная динамика политического диалога, в частности по линии председателей правительств (В.С.Черномырдин посетил Софию 18-19 мая 1995 года, Ж.Виденов нанес официальный визит в Москву в сентябре того же года), министров иностранных дел, председателей парламентов двух стран.

В рассматриваемый период впервые после многолетнего падения наступила стабилизация двустороннего товарооборота, который составил в 1993 году 1,8 млрд. долларов, а в 1996 году вырос до 2,174 млрд. долларов. Удалось осовременить договорно-правовую базу двусторонних отношений, активно обсуждались пути либерализации режима внешней торговли.

Конец 1996 года ознаменовался резким ухудшением социально-экономической ситуации в Болгарии. Среди причин политико-экономического фиаско правительства коалиции левых сил следует отметить его неспособность обеспечить продолжение реформ, остановить падение уровня жизни населения, а также жесткую оппозицию СДС любым инициативам социалистов. Взрыв финансовой системы страны привел к тому, что в январе 1997 года курс национальной валюты упал с отметки 500 до 3100 левов за доллар США. Последовавшие за этим паралич экономики и товарный дефицит привели к массовым акциям протеста, забастовкам на предприятиях, блокированию авто- и железнодорожных магистралей. Столь резкое обострение социально-экономического кризиса в стране привело к отставке главы кабинета Ж.Виденова, а за уходом правительства социалистов последовал досрочный роспуск Народного собрания 37-го созыва. В развернувшейся внутриполитической борьбе БСП получила второй мандат на формирование правительства, однако через несколько дней руководство партии отказалось от него.

На состоявшихся 19 апреля 1997 года внеочередных парламентских выборах большинство мест в парламенте получила правоцентристская коалиция во главе с СДС, БСП же потерпела поражение. С учетом избрания на пост Президента Болгарии кандидата правых сил П.Стоянова коалиция правых сил получила полную власть в стране. Во внешней политике страны и во взаимоотношениях с Россией произошел очередной крутой разворот. Приоритетами программы деятельности кабинета министров были объявлены вступление страны в НАТО и Евросоюз.

Новый виток напряженности в двусторонних отношениях спровоцировали недружественные демарши болгарского руководства в отношении России осенью 1997 года: отсутствие приглашения в Софию на конференцию министров транспорта причерноморских государств, а затем на встречу министров обороны стран ЮВЕ с участием министра обороны США. Ухудшение атмосферы российско-болгарских отношений и позиция болгарского руководства по поводу их состояния и содержания, изложенная премьер-министром И.Костовым в парламенте, инициировали в стране активную дискуссию на эту тему. Премьер заявил о намерении правительства в диалоге с Москвой "отделить политические интересы от экономических", акцентировав, что "отношения между Россией и Болгарией будут формироваться прежде всего в зависимости от развития отношений России с НАТО". Лидеры же оппозиции обвинили правительство "в провале отношений с Россией".

Одновременно в проправительственных СМИ развернулась кампания, в ходе которой Россия обвинялась в "имперских амбициях" и стремлении не допустить присоединения страны к НАТО. Россия обвинялась в попытках использовать экономические рычаги, чтобы воспрепятствовать реализации сделанного болгарами однозначного "цивилизационного выбора в пользу Европы". Под нажимом оппозиции болгарское правительство было вынуждено пойти на проведение 24 октября 1997 года открытых парламентских слушаний по российско-болгарским отношениям. В принятой Народным собранием страны по их итогам Декларации о развитии равноправных и взаимовыгодных отношений с Российской Федерацией отмечена необходимость поддержания в первую очередь двусторонних торгово-экономических связей "без политических оговорок и посредников".

Прошедший в декабре 1997 года визит в Москву болгарского министра иностранных дел Н.Михайловой сопровождался следующими комментариями, опубликованными в газете "Труд" под заголовком "Советская эра в отношениях Москвы и Софии завершилась": "Россия дала понять, что каждая страна имеет право на выбор. Россия считается с суверенным выбором болгарского народа в пользу европейской и евроатлантической интеграции, не драматизирует и не беспокоится о нашей ориентации"1.

Следующим витком напряженности между двумя странами стал брифинг, проведенный премьер-министром Болгарии И.Костовым с послами ряда европейских стран, США и России с целью разъяснить подходы болгарского правительства к тематике "российско-болгарских отношений" в январе 1998 года. Свидетельством дальнейшей эскалации конфликта стала публикация в партийном официозе правящего СДС газете "Демокрация" в марте 1998 года накануне 120-й годовщины освобождения Болгарии от османского ига материалов, искажавших освободительную миссию России в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов и утверждавших, что "Сан-Стефанский идеал явился ничем иным, как договором о бессрочной русской оккупации".

Вопреки заверениям о том, что ускоренная интеграция Болгарии в евроатлантические структуры "не должна помешать российско-болгарским отношениям", шла полномасштабная ревизия подходов руководства страны к участию России в балканских делах, многосторонних инициативах, военно-политическом сотрудничестве в регионе.

Эта линия отчетливо проявилась в ходе югославского кризиса весны-лета 1999 года и военно-политической операции НАТО в Косове. Руководство Болгарии всецело поддержало натовские бомбардировки Югославии, предоставив воздушный коридор для авиации альянса, и выразило готовность выделить в случае проведения наземной операции транспортные коридоры и средства для переброски сухопутного контингента к границам СРЮ. Одновременно болгарское правительство отказалось предоставить воздушное пространство страны для транспортировки российской гуманитарной помощи косовским беженцам, что резко осложнило и без того далеко не безоблачные двусторонние отношения. Дополнительным рычагом напряженности стало заявление болгарского президента в сентябре-октябре 1999 года о необходимости размещения в стране натовских военных баз для обеспечения ее национальной безопасности.

Наконец, своеобразным итогом политики правительства правых сил в отношении России стала публикация в июне 2000 года доклада о состоянии болгарской национальной безопасности. На обсуждении документа в парламенте страны премьер-министр И.Костов, говоря о событиях годичной давности вокруг Косова, заявил, что Болгария, не дав разрешения на транзит через свое воздушное пространство российского воинского контингента в Косово, якобы сыграла тем самым важную роль в том, что была отведена угроза срыва мирного процесса. Напряженность же в российско-болгарских отношениях объяснялась фактом "требования" России к Болгарии и другим странам региона предоставить разрешение на пролет своих самолетов в Приштину. В документе прямо указывалось, что на Болгарию, посредством передачи требований разрешить пролет "в нереально короткие сроки", было оказано давление, а появившиеся в этой связи публикации в некоторых российских СМИ, как утверждалось в докладе, дополнительно усложнили вопрос. Поэтому, согласно заключению авторов доклада, Болгария отказалась предоставить соответствующее разрешение до достижения соглашения между Россией и НАТО, мотивировав свое решение принципиальностью позиции о едином командовании и контролем международного присутствия в Косове, в соответствии с резолюцией 1244 СБ ООН.

По сути дела, ситуация вокруг этого доклада подвела черту в отношениях между двумя странами в 1997-2000 годах, которые достигли тогда своего критического минимума. Главная причина их охлаждения - правые политические силы фактически противопоставили декларируемый ими цивилизационный выбор Болгарии в пользу евроатлантических структур развитию болгаро-российских отношений. Переориентация болгарской внешней политики приобрела четкую антироссийскую направленность, закрепив тенденции, наметившиеся еще во времена правительства Ф.Димитрова: искать симпатии Запада за счет усиления антироссийских настроений. Дополнительным отягощающим фактором стала инерция антисоветизма, перенесенная на отношение к России.

Рубеж тысячелетия ознаменовал очередной поворот в двусторонних отношениях. Победа на парламентских выборах в Болгарии движения во главе с царем Симеоном Сакскобургготским, а также победа на президентских выборах лидера БСП Г.Пырванова привели к коррекции российского вектора болгарской внешней политики. С.Сакскобургготский, выступая в октябре 2001 года в Народном собрании, заявил о том, что развитие добрых и взаимовыгодных связей и политического диалога с Москвой является важной внешнеполитической целью Болгарии, которая будет достигаться параллельно с реализацией основных европейских и евроатлантических приоритетов страны при учете интересов обоих государств. В январе 2002 года Г.Пырванов на инаугурационных мероприятиях также отметил необходимость нового подхода к отношениям с Россией, подчеркнув, что Болгария должна сама сделать быстрые и эффективные шаги на данном направлении.

Конструктивный настрой болгарского руководства стал отправной точкой наращивания динамики политического диалога на высшем уровне. Инициатива в этом принадлежала главам государств. В 2002-2003 годах В.В.Путин и Г.Пырванов провели пять встреч, в ходе которых состоялось откровенное и детальное обсуждение текущей ситуации в двусторонних отношениях. Кульминацией диалога стал государственный визит В.В.Путина в марте 2003 года в Болгарию, открывший новую страницу в современных отношениях России с этой страной. В ходе визита, приуроченного к 125-летию завершения Русско-турецкой войны 1877-1878 годов и освобождения Болгарии от османского ига, состоялись переговоры с президентом, премьер-министром, председателем Народного собрания страны, патриархом Болгарской православной церкви.

Предельно насыщенная программа пребывания В.В.Путина в Болгарии была призвана подчеркнуть особую значимость этого визита для нынешнего этапа российско-болгарских отношений, характеризующихся атмосферой взаимовыгодного сотрудничества, основанного на прагматизме и взаимном учете интересов. Подписанная Совместная декларация президентов России и Болгарии о дальнейшем углублении дружественных отношений и партнерства между Российской Федерацией и Республикой Болгарией закрепила новое качество отношений и обозначила приоритетные направления двустороннего сотрудничества на перспективу. В декларации с удовлетворением отмечалось, что двусторонние отношения развиваются по восходящей линии на основе взаимного доверия, прагматизма и уважения интересов друг друга. Участие в совместных торжествах по случаю 125-летия освобождения страны подчеркнуло традиционный глубокий характер двусторонних связей, основанных на историческом, духовном и культурном единстве2.

Положительная динамика визита стимулировала взаимодействие по межправительственной (в октябре 2004 г. премьер-министр России М.Фрадков посетил Болгарию с официальным визитом) и парламентской линии (председатель Совета Федерации России С.М.Миронов и О.Герджиков, председатель Народного собрания Болгарии обменялись официальными визитами). Наблюдался растущий интерес к возобновлению культурных связей с Россией, русскому языку. В Болгарии по-новому воспринималось расширяющееся присутствие российского бизнеса и капитала, его участие в приватизации.

Важный этап восстановления двусторонних политических контактов на высшем и высоком уровнях в 2002-2004 годах, инициированный В.В.Путиным и встречным движением со стороны болгарского руководства, прежде всего в лице Президента Болгарии Г.Пырванова, позволил наметить стратегические направления двусторонней повестки дня, достичь принципиального понимания того, что членство Болгарии в евроатлантических структурах не должно препятствовать развитию российско-болгарских связей, подтвердить заинтересованность Москвы и Софии во взаимовыгодном сотрудничестве.

Политический импульс, приданный результатами тех встреч, позволил правительствам двух стран начать работу по переводу достигнутых договоренностей в практическую плоскость. После определенного перерыва возобновились регулярные заседания межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, что позволило осуществлять эффективный мониторинг развития народно-хозяйственных связей. Существенного прогресса удалось достичь в наращивании объемов товарооборота, проделана серьезная работа по актуализации двусторонней договорно-правовой базы, создан добротный задел в решении вопросов, связанных с военно-техническим сотрудничеством, урегулированием финансовых обязательств и ряда других "долгоиграющих" проблем. Оживились контакты по линии образования, науки и культуры, оформлены юридические основы межрегионального партнерства. Объективным подтверждением позитивного диалога стали стабильно возраставшие объемы товарооборота. Если в 2002 году эта цифра составила 1,4 млрд. долларов, то, по предварительным данным, за 2007 год она достигла 3,5 млрд. долларов.

Победа социалистов на очередных парламентских выборах летом 2005 года и формирование правительства на широкой коалиционной основе, а также переизбрание Г.Пырванова на пост Президента Болгарии осенью 2006 года позволили сохранить преемственность курса болгарского руководства на развитие отношений с Россией. Весьма важным событием двусторонних отношений стала российско-болгаро-греческая встреча в верхах в Афинах в сентябре 2006 года, а также встреча глав двух государств "на полях" этого саммита, которая позволила придать мощный импульс реализации одного из экономических "долгостроев" - проекту трансбалканского нефтепровода Бургас - Александруполис.

Осуществление главной внешнеполитической задачи Болгарии - вступления страны в Евросоюз 1 января 2007 года - позволила руководству страны выправить евроатлантический крен предшествовавших лет в пользу сбалансированной внешнеполитической линии и усилить конструктивный элемент сотрудничества с Россией, прежде всего в его торгово-экономическом и культурно-гуманитарном компонентах.

Фундаментом сотрудничества стала интенсификация связей в области энергетики, ставшая результатом практической работы по реализации Плана действий по укреплению глобальной энергетической безопасности, принятого по инициативе России на встрече "Группы восьми" в Санкт-Петербурге в июле 2006 года. В 2007 году удалось выйти на предметные договоренности по дальнейшему углублению сотрудничества в области газового транзита, завершить переговоры по запуску проекта строительства трансбалканского нефтепровода Бургас - Александруполис (соответствующее трехстороннее межправительственное соглашение подписано 15 марта 2007 г. в Афинах в присутствии В.В.Путина, премьер-министров Болгарии С.Станишева и Греции К.Караманлиса), продвинуться в согласовании параметров генерального контракта на строительство новой атомной электростанции "Белене". На Балканском энергетическом саммите в Загребе в июне 2007 года получена политическая поддержка Софии в отношении прокладки нового маршрута доставки российского природного газа в Европу "Южный поток".

Позитивные итоги двустороннего взаимодействия в энергетике не только заложили прочную основу взаимовыгодного сотрудничества на длительную перспективу, но и способствовали укреплению многостороннего формата сотрудничества в регионе. Итоги саммитов на высшем уровне в Афинах 14-15 марта 2007 года и в Загребе 24 июня 2007 года убедительно продемонстрировали, что многостороннее сотрудничество на Балканах, основанное на общей заинтересованности государств региона в реализации трансъевропейских энергетических проектов, превратилось в важный фактор достижения стабильности в данной части континента.

В июне 2007 года состоялось открытие цикла мероприятий по празднованию 130-летней годовщины Освобождения Болгарии, призванных не только отдать дань уважения нашим предкам, отдавшим свои жизни за освобождение болгарского народа, но и засвидетельствовать непреходящую историко-культурную общность двух славянских народов.

В ходе встречи В.В.Путина с премьер-министром Болгарии С.Станишевым 15 марта 2007 года в Афинах болгарская сторона выступила с инициативой проведения в 2008-2009 годах Года России в Болгарии и Года Болгарии в России. Инициатива болгарской стороны была поддержана, и главы государств достигли договоренности о совместном патронате над данным событием, уникальным для российско-болгарских связей в области культуры.

Важным этапом в развитии диалога стал рабочий визит болгарского премьера в Москву 6-8 мая 2007 года, по итогам которого состоялось подписание ряда документов, актуализировавших двустороннюю договорно-правовую базу в условиях членства Болгарии в Евросоюзе.

С 1991 года российско-болгарские отношения прошли длинный и непростой путь. Крутые исторические виражи последнего десятилетия прошлого века наложили серьезный отпечаток на выстраивание нового алгоритма сотрудничества между двумя странами. Однако с падением накала постепенно пришло осознание, что России и Болгарии выгоднее поддерживать и развивать свое взаимодействие, направленное на процветание своих народов, нежели очерчивать новые разделительные линии в Европе на основе гипотетического соответствия демократическим лекалам американской чеканки.

В современном, стремительно глобализирующемся мире не существует альтернативы конструктивному сотрудничеству государств и интеграционных объединений, в которых каждый из субъектов мировой политики может найти отвечающую его целям и возможностям роль при учете интересов остальных игроков. Взаимодействие Москвы и Софии является убедительным тому свидетельством. Динамику российско-болгарских отношений последних лет отличает качественная и успешная трансформация наработанного в последние годы политического капитала российско-болгарских отношений в масштабные экономические проекты регионального и общеевропейского значения. Подобное многоплановое развитие связей формирует новую модель эффективного двустороннего сотрудничества, органически вписанного в магистральный вектор партнерства России со странами евроатлантического сообщества.

 

1 Труд, 03.12.1997.

2 Специальный выпуск "Информационного бюллетеня МИД России", 4 марта 2003 г. Государственный визит Президента России В.В.Путина в Болгарию, 1-3 марта 2003 года.//www.mid.ru